Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 22 февраля 2024
XI. НАШИ ТЕЛА - ХРАМ СВ. ДУХА PDF Печать Email

 

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" (1Кор. 6:19).

Многие из Адвентистов хорошо помнят о том, как их в насмешку называли травоядными за то, что они твердо держались принципов веры, согласно которой, растительная пища для человека более полезна, чем мясная.

Те, которые некогда высмеивали нас, теперь уже не укоряют нас за пищу, потому что диетологи и другие научные работники сами пришли к выводу о том, что в наши дни, когда так распространены среди животных болезни, вегетарианский образ жизни обладает рядом преимуществ.

Адвентисты не только продолжают верить, что "последователи Христа должны воздерживаться от всех алкогольных напитков, табака и других наркотиков", но и убеждены в том, что пища и питье, равно как и остальные привычки и потребности, должны формировать их жизнь, как подобает последователям кроткого и смиренного Учителя" (Принц. вероучения, No 17).

Начиная с 1863 г. Адвентисты стали внимательно изучать советы Духа пророчества, в которых поощрялся разумный образ жизни и полезные привычки и [100] осуждались те, которые наносят ущерб здоровью человека и его долголетию.

Не фанатизм, а здоровые привычки

Программа здоровья, данная церкви остатка - это программа умеренного, здорового образа жизни, хотя некоторые приносят эту очевидную истину на алтарь фанатизма.

С. Уайт неоднократно призывала верующих избегать крайностей и необыкновенных советов и решать вопрос о своем здоровье с рассудительностью. Когда верующие познакомились с ее советами о здоровье, они поняли, что перед ними обширная программа, охватывающая все сферы человеческой жизни.

Особое внимание в ней уделялось благотворному влиянию солнечного света, чистого воздуха, умеренному употреблению соли и лечебному действию мягкой воды и водных процедур. Кроме того, постоянно подчеркивалась необходимость упражнений, работы на свежем воздухе, значение правильной позы и правильного дыхания, а также соответствующей одежды, способной уберечь человека от простуды и в то же время не стесняющей работы его внутренних органов.

Бог положил в Своем плане, чтобы церковь остатка была здоровой церковью. Здоровье всегда шло рядом с духовным развитием Его народа. Свое последнее послание ап.

Иоанн начинает такими словами: "Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя" (3Иоан. ст. 2).

О важном значении здоровья для духовного развития и совершенства говорится также в книге "Воспитание": "Без здоровья никто не в состоянии понять во всей полноте свои обязанности и исполнить их, как по отношению себя, своих ближних, а также своего Творца" (В.195). [101] Весть, не утратившая своей силы После своего первого свидетельства о здоровье, опубликованного в 1863 г., вестница Божья непрерывно продолжала писать об этом вопросе.

Для церкви были написаны многие страницы, главы и даже книги советов, представляющих собой часть Божьей программы восстановления в человеке образа Творца.

Эти советы сегодня такие же жизненно необходимые, какими они были в те дни.

И даже в большой степени, если учитывать условия, широко распространенные в мире, в котором мы живем.

Призыв, с которым пр. Иеремия обращался к народу, с неменьшей силой продолжает звучать и в наши дни: "Так говорит Господь: "Остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему и найдите покой душам вашим" (Иер. 6:16).

Отказ идти "добрым путем" обычно истекает либо от эгоизма, либо от распущенности. "Те, кто имеет понятие о законах здоровья и не уклоняется от здравых принципов, будут избегать всяких крайностей: воздерживаться от собственных прихотей, равно как и от ненужных ограничений. Они постараются сохранить всякую способность в наилучшем состоянии, чтобы быть более полезными в своем служении Богу и ближнему. Свой аппетит они подчиняют контролю разума и совести и в награду за это получат здоровье тела и духа. Реформа питания основана на здравом смысле... Этот вопрос требует внимательного и всестороннего исследования. Никто не должен осуждать других только за то, что их привычки не совсем согласуются с его собственными" (СИ, 319).

Зависимость здоровья от питания Физически человек развивается и поддерживает свое существование за счет пищи, которую он употребляет. Каждая клетка нашего организма нуждается в питании, в специальных веществах, которые поступают лишь при соблюдении определенной диеты. Человек вышел из рук Творца совершенным. Восхищаясь чудесами творческой силы Божьей в создании человека, Давид невольно восклицает: "Славлю Тебя, потому что я дивно устроен" (Псал. 138:14). Вполне естественно, что уже на заре человеческой жизни Бог заповедал людям, как определенным образом заботиться о своем физическом и духовном здоровье. [102] Для того, чтобы сердце человека работало ритмично и не происходило закупорки кровеносных сосудов, чтобы его ум был чистым и ясным, пищеварение правильным, и чтобы в нем мог развиваться высокий дух и сильная воля, Бог дал по этому поводу нашим прародителям и специальные указания. Прежде всего Он дал Адаму такую пищу, которая могла бы равномерно снабжать энергией его могучий организм и выдающийся ум.

Это была самая лучшая пища, самая полезная для человека. И не было никакой нужды для Бога заменять ее другой пищей.

"Злаки, фрукты, орехи и овощи - это то, что Творец назначил нам в пищу. Эти продукты питания, приготовленные самым простым и естественным путем, полезнее и питательнее всего.

Они дают силу, выносливость, энергию и ясность мышления, каких не могут дать более сложные и возбуждающие кушанья" (СИ, 296). Бог дал человеку идеальную пищу, которая наилучшим образом могла бы способствовать сохранению в нем его физических, умственных и духовных сил.

Ныне Господь призывает Свою церковь вернуться к первоначальным принципам здоровья.

Разве вы не знаете? Ап. Павлу постоянно приходилось бороться с различными заблуждениями, угрожающими апостольской церкви.

Он часто останавливался на природе Христа, работе Св. Духа и взаимоотношении человека с Богом.

Он ставит перед слушателями такой вопрос: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Духа Святого, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи" (1 Кор. 6:19-20).

Соответственно условиям жизни XIX столетия, Бог дал определенные указания, как заботиться о Его храме. Эти указания были даны церкви через Богом избранную вестницу как дополнение к тому, что Он заповедал Адаму в раю.

Еще в 1868 году, 107 лет назад, Божья вестница предостерегала о том, что те, в питании которых преобладают животные жиры, подвержены острым приступам болезни [103] и внезапной смерти.

В 1965 г. Американский совет кардиологов обратился к населению, и в первую очередь к тем, которые страдают полнотой, с призывом употреблять меньше животных жиров и больше растительных и питаться пищей, содержащей в себе меньше холестерина и меньше калорий.

Журнал Американской Медицинской Ассоциации сообщает, что согласно исследованиям, проведенным доктором Томасом в Сент-Луисе и Уганде, видно, что вегетарианская пища может на 90% предотвратить болезнь тромбоэмболии и на 97% нарушение коронарного кровообращения (Передовая статья за 3 июня 1961 г.).

Сердечные приступы по вине человека

В результате 20-летнего исследования в г. Фрамингем (штат Массачуссетс), доктор Кеннел, возглавлявший программу исследований, заявил: "Сердечные приступы происходят не от естественных причин, а по вине человека.

Если бы те знания, которыми мы располагаем сегодня, были соответствующим образом применены в жизнь, то число смертельных исходов от коронарных приступов уменьшилось бы вдвое. Согласно прогнозу врачей-специалистов, в США в 1969 г. ожидалось только от коронарных приступов сердца полмиллиона смертных случаев.

Среди причин, ведущих к закупорке кровеносных сосудов, употребление животных жиров является главной. 50% жизней, которые можно было сохранить, по данным Кеннэла, и 97%, по данным Томаса,- цифры внушительные.

Это значит, что можно сохранить от смерти от 25<%18>0000 до 45<%16>0000 человек, жизнь которых ежегодно приносится в жертву вследствие пренебрежения научно-обоснованными фактами и советами, данными человеку 6000 лет тому назад: "Вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу" (Быт. 1:29). [104] Хотя забота о храме Божьем есть священный долг человека, однако с ним связан, по-видимому, еще больший серьезный вопрос, от которого зависит участь человека: "Нравственный ущерб, причиняемый мясной пищей, не менее опасен, чем физический. Мясная пища вредна для здоровья человека, а что влияет на здоровье, накладывает соответствующий отпечаток на разум и сердце" (СИ, 315).

Влияние пищи на нравственность человека

Рассказывая об Израиле, странствующем по пустыне, Дух пророчества приводит такое свидетельство: "Господь мог бы кормить их мясом, как кормил их манной.

Но это ограничение было вызвано со стороны Бога желанием блага и добра для них же лично. Он определил для них намного лучшую пищу, чем та, которую они ели в Египте. Их испорченный аппетит нуждался в оздоровлении, чтобы они таким образом могли находить удовольствие в той пище, которая была определена Богом для человека,- произведения земли, данные Им Адаму и Еве в Едеме" (СПП, 378). Именно по этой причине Израильтяне были лишены животной пищи. "Если бы они пожелали отказаться от аппетита в знак послушания Его наставлениям, тогда среди них не было бы никаких страданий и болезней. Их потомки обладали бы здоровым телом и умом. Они сохранили бы ясное представление об истине и долге; обладали бы острой проницательностью и здравым суждением" (СПП, 378).

Шаг за шагом, постепенно Бог ведет Свой народ к исполнению Своего первоначального намерения, чтобы приготовить его к преображению. С этой целью церковь призвана к реформации. Господь призывает нас вернуться к такому питанию, которое предназначено сохранить физические и умственные силы Его народа. Разъясняя ценность растительных белков, С. Уайт пишет: "Те, кто имеет возможность питаться растительной пищей, но предпочитает в этом вопросе следовать собственной прихоти,- есть и пить, что им нравится,- таковые со временем станут пренебрегать и другими пунктами настоящей истины и вообще утратят понятие о том, что есть истина.

Такие неизбежно пожнут то, что посеяли" (Советы для здоровья, 130). [105] Предостережение тем, кто еще не оставил мясную пищу Бог желает, чтобы Его церковь была верным свидетелем миру. Адвентисты должны выступить с вестью, которая несет с собой физическое и духовное благословение всем верующим. "Реформа здоровья должна совершить среди нашего народа работу, которая еще не сделана. Некоторым предстоит пробудиться и увидеть опасность употребления мясной пищи. Мясо животных, которое они употребляют, наносит большой вред их физическому, умственному и духовному здоровью. Многие, которые в настоящее время лишь наполовину обращены в вопросе употребления мясной пищи, оставят ряды народа Божьего и потеряют с ним всякую связь" (СЗ, 575).

Употребление мяса влечет за собой не столько физический вред, сколько потерю нравственной дисциплины, так необходимой, чтобы противостоять другим искушениям.

Сознание того, что ради здоровья необходимо оставить мясную пищу, как об этом свидетельствует вестница Божья и говорят научные факты, и, вместе с тем, нежелание отказаться от аппетита и своих прихотей, есть то, что действует наиболее пагубно на душу.

Сознавая время, в которое мы живем, и близость конца и видя перед собой совершенный пример небесного Учителя и цену, которую Он уплатил за наше спасение, вряд ли покажутся маловажными наши прихоти и привязанность к мясной пище. Помните о том, что "ожидающие пришествия Господа в конечном итоге перестанут употреблять мясную пищу.

В их питании совсем не будет мяса. Мы должны всегда иметь эту цель в виду и постоянно стремиться к ней" (СЗ, 450).

Свидетельство мира

Мы должны быть признательными за те советы относительно пищи и питания, которые Бог дал нам через Свою вестницу. Будучи профессором питания Корнельского университета, доктор Мак-Кей сказал однажды такие слова: "Несмотря на то, что труды ЕГУ были написаны задолго до прихода современных научных знаний о питании, до сих пор нет более надежного руководства" (Ревью, 35 фЕвр.1959 г. [106] Адвентистская весть о здоровье не есть жесткое и бесполезное предписание, навязанное церкви ее руководителями более 100 лет назад.

Напротив, это есть весть здоровья, в соответствии с последними научными открытиями в этой области. Принципы здорового питания, написанные много десятилетий назад под руководством божественного вдохновения, подтверждены и удостоверены в наше время научными открытиями. Следование этим принципам сделает детей Божьих более сильными физически и духовно. Они смогут в таком случае лучше прославлять Бога в своей повседневной жизни. Держаться этих принципов - значит, не только содействовать физическому оздоровлению церкви, но и созданию счастливого духовного окружения, в котором мы живем, чтобы нести эту евангельскую весть.

"Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Римл. 12:1).

Призыв к реформе здоровья

На Осеннем совещании 1969 г. руководители церкви АСД выработали решение относительно реформы здоровья, которое должно быть распространено среди народа Божьего всего мира.

Мы сознаем, что весть здоровья, которую Господь поручил нам является частью "первоначальной вести", которая помогла нам стать народом. Хотя это есть "древняя заповедь, которую вы слышали от начала" (1Иоан. 2:8), но она в то же время есть новая и истинная для тех, кто, может быть, легкомысленно относился к призыву Бога: "Так говорит Господь: "Остановитесь на путях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему и найдите покой душам вашим" (Иер. 6:16).

Обратите внимание на призыв к народу Божьему всего мира, который приводится в следующих выражениях: [107] "Бог в Своем Провидении дал церкви остатка уравновешенную программу здоровья, которая ныне подтверждается научными открытиями. В основу этой программы положена вера в божественную силу, и, наряду с этим, в ней подчеркивается важная роль упражнений и отдыха, чистоты, пользы солнечного света и свежего воздуха, умеренности в труде и развлечениях, а также простоты пищи.

Она указывает на опасность переедания и призывает к воздержанию от вредных напитков, таких как чай и кофе, и к полному отказу от всех алкогольных напитков, табака и других наркотиков, всех привычек, оскверняющих тело и душу".

Пища, к которой должен стремиться народ Божий

По вопросу питания вестница Божья говорит следующее: "Относительно пищи мы не можем дать никаких строгих предписаний, но заявляем, что в тех странах, где в изобилии имеются фрукты, злаки и орехи, там мясная пища не является подходящей для народа Божьего.

Если когда-то употребление мяса было безвредным и целесообразным для здоровья, то сегодня с ним связаны различные болезни" (СЦ, 9, 159).

"Отказываясь от употребления мясной пищи, следует позаботиться о том, чтобы было побольше злаков, орехов, овощей и фруктов, которые вкусны и питательны... Уделяйте внимание воспитанию своей совести и силы воли и старайтесь обеспечить здоровое, полноценное питание. Тогда вы сделаете перемену, но потребность в мясной пище вскоре прекратится" (СИ, 316-317).

"Проникая пророческим взором в будущее, вестница Божья заявила о том, что "реформа здоровья должна совершить в нашем народе работу, которая еще не сделана". Больше того, она призывала к "еще большей реформе тех, которые ожидают скорого пришествия Христа" (Ревью, 27 мая 1902 г.). При этом она указывала, что "эта работа реформации должна завершиться, прежде чем Его народ предстанет пред Ним как совершенный народ" (СЦ, 9, 154). [108] "Поэтому:

1. Мы еще раз подтверждаем о нашей непоколебимой вере в эти советы относительно здоровой пищи и правильного образа жизни, данные нашей церкви как совет Божий, освещающий наш путь в этом мире и ведущий нас к благополучию.

2. Мы призываем всех АСД искренне принять и твердо защищать эти принципы здоровья.

3. Мы обращаемся ко всем руководителям церкви, служителям и учителям. Будьте добрым примером для всей церкви, уча их, что значит держаться разумного, здорового образа жизни" (Решен. Осен. совещ., 1969 г.).

Подпись под обязательством

Некоторые верующие в наши дни считают, что все мы работники и члены Божьей церкви остатка, должны поставить свои подписи под обязательством, свидетельствуя о строгом соблюдении вегетарианской диеты (о чем, как они полагают, в свое время писала с. Уайт проповеднику А. Г. Даниэльсу). Некоторые из работников нашей церкви советуют мне показать в этом пример всем остальным и первому поставить такую подпись.

Если бы я видел, что такая подпись может побудить адвентистов всего мира принять Божью программу здоровья и питания, то я, без колебаний поставил бы свою подпись под таким обязательством. Я бы подписал десять таких обязательств, если бы это помогло народу Божьему приготовиться ко встрече с Иисусом.

Мы живем в такое время, когда невозможно позволить себе, чтобы что-либо удерживало нас от тесного общения с нашим Господом.

Я обращаюсь к руководителям нашей церкви, к проповедникам и пресвитерам, а также ко всем членам церкви остатка. Тщательно взвесьте эти слова и обратитесь к Богу в искренней молитве и ищите тех благословений, которые несет с собой разумный, здоровый образ жизни! Много лет назад вестница Божья указывала церкви остатка на определенную связь не только между питанием и физическим здоровьем, но и на связь между питанием и умственной, духовной силой и вечным спасением: "Что произошло бы, если бы Даниил и его товарищи пошли на компромисс с языческими начальниками царского дворца и, поддавшись [109] влиянию обстоятельств, стали есть и пить, по обычаю вавилонян? Это единственное отступление от принципа ослабило бы их понятие о справедливости и умалило бы их отвращение ко греху. Потворство аппетиту повлекло бы за собой истощение физических сил, потерю ясности ума и духовной силы.

Один неверный шаг привел бы к множеству других, ему подобных. Это означало бы, что они окончательно порвали связь с Небом и всецело отдались власти искушения" (Сов. для здор., 66). [110]