Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 08 октября 2024
Понимание PDF Печать Email

Уровни восприятия

Служители Евангелия, успешно трудящиеся на ниве Божьей, очень чутко относятся к использованию языка. Между тем некоторые часто прибегают к простым, гладким религиозным фразам и клише, совершенно не думая о личностных аспектах и не принимая во внимание характерные особенности отдельного человека. Важно помнить, что каждому слушателю свойствен особый уровень восприятия. Учитывая это, вы завоюете расположение человека, проигнорируете - можете потерять его.

Три модели восприятия

Ученые, изучающие психологию поведения человека, выделяют три основные группы людей: визуальную, слуховую и кинетическую.

К первой группе принадлежит тип людей, которые могут решить ту или иную проблему, моделируя в своем сознании определенные образы и картины. Поскольку их процессоры аналитического ума являются визуальными, они хорошо реагируют на слайды, схемы и диаграммы. Собственно, это люди, которые, например, думая об отпуске, представляют себя на пляже, изнеженными и наслаждающимися на берегу моря. Они видят, как солнце играет лучиками света на песке и на глади воды. Их сознание созерцает и "думает" картинками, подобно постоянно крутящейся пленке видеомагнитофона.

Человек, относящийся к слуховой группе, строит свои мысли на соотношении звуков. Муж слышит, как его жена с ним разговаривает. Он также слышит, как начальник ругает его. Однако всякий раз, когда он думает об отпуске, он не видит себя сидящим в шезлонге и наслаждающимся солнцем. Всякий раз, когда он думает об отпуске, он слышит тихую и сладкую музыку, звуки шуршащих от набегающей волны камешков. Его предоминантное чувство - слух.

Модель образа мысли кинетиков построена на прикосновении. Они живо реагируют на дружеское объятие или рукопожатие. Думая о том, как они проведут отпуск, они вспоминают ощущение тепла, горячего песка, прикосновения прохладной воды.

Обычно невозможно найти людей, которых можно было бы причислить только к одной из этих трех групп. Однако так или иначе каждому из нас свойственна одна из этих трех моделей восприятия. Таким образом, очевидно, что, когда вы, например, общаетесь с людьми, которые явно принадлежат к первой группе, наиболее эффективным действием будет включить видеопроектор или видеомагнитофон.

Иисус достигал всех трех типов людей

Иисус Христос, возвещая Свое учение, был чуток к миру отдельной личности и ее индивидуальности, демонстрируя, по существу, как можно достичь того или иного человека, используя для достижения этой цели разные средства.

Когда Спаситель беседовал с людьми первого типа, то, для того чтобы проиллюстрировать Свою весть, Он рисовал картины в ярких красках. Он говорил о пастыре, который пошел искать овцу; о человеке, искавшем богатства, спрятанные в поле; об отце, со слезами на глазах бегущем навстречу блудному сыну. Слушая рассказ, люди представляли весть Священного Писания в панорамной сцене прямо перед собой, и их чувства раскрывались в ответ.

Разговаривая с Никодимом, Иисус акцентировал Свое внимание на его способности слушать. Зная о том, что он фарисей, воспитанный на традиции слушать чтение Закона, Иисус сказал: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин. 3:8). Господь понимал, что если Никодим слышал шелест листвы перед грозой и свист ветра на ночной дороге, то он сможет услышать и призыв Святого Духа, обращенный к его сердцу.

Женщина, о которой сказано, что у нее было шесть мужей, до встречи со Христом не испытывала прикосновения любви. Иисус знал, как достичь ее сердца, как прикоснуться к ее внутреннему миру. Обращаясь к ней, Он просто сказал: "Дай Мне пить". Самарянка, которой приходилось ходить по пыльным дорогам Палестины, знала, что такое жажда. Иисус использовал восприятие кинетика, чтобы возродить в ней силы и жизнетворность Священного Писания. "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек".

Точно так же и мы можем раскрывать наше представление Святого Писания, когда мы делимся Словом Божьим с людьми в двадцатом столетии. В публичных выступлениях мы должны использовать все три подхода для всех трех типов людей, которые несомненно будут в аудитории. Вы поступите мудро, если начнете с воззвания ко всем трем чувствам, а потом постепенно сосредоточитесь на том, которое кажется вам предоминантным в восприятии сидящих перед вами людьми.

Призыв к людям с визуальным восприятием

Когда вы говорите с людьми, сознанию которых свойственно визуальное восприятие, вам необходимо использовать яркие образы и иллюстрации, чтобы ваша весть достигла сердца человека. Например:

"Представьте Иисуса, умирающего за вас на кресте, с его пригвожденными ко кресту руками и кровью, стекающей по израненному телу. Когда вы видите Его глаза, полные скорби, что может быть важнее полного посвящения Спасителю?"

"Представьте, что Иисус находится рядом с вами, когда вы принимаете крещение в субботу. Вы видите, как ангелы собрались у трона Бога Отца, чтобы засвидетельствовать о вашем крещении?"

"Представьте себе Новый Иерусалим. Поразмышляйте и представьте себе величие небес, яркие краски, золотые улицы и жемчужные ворота".

Призыв к людям со слуховым восприятием

"А вы разве не слышали, как Иисус призывал .вас сегодня?"

"Подумайте о том победном хоре ангелов и чистом, громком звуке фанфар! Какую радость принесут эти звуки вашему сердцу!"

"Прислушайтесь к словам Иисуса, Который говорит: "Очень хорошо, мой добрый и преданный друг"".

Призыв к людям с кинетическим восприятием

Когда вы разговариваете с такими людьми, то ваш разговор может быть следующим:

"Когда вы покоритесь Христу, то обретете тот исцеляющий мир, ту внутреннюю удовлетворенность, о которых так страстно мечтает все человечество. Вы обретете то чувство мира, которого так долго жаждали".

"Решение, которое ты примешь, приведет тебя на одну тропинку с Иисусом Христом, где ты почувствуешь свою руку в Его руке, почувствуешь, как Он ведет тебя шаг за шагом".

"Когда ты будешь принимать крещение, погружаясь постепенно в воду, тебя поразит мысль, что вода, по существу, покрывает все твои грехи. Это есть не что иное, как особое чувство очищения, снятия всякой вины. Возможно, ты даже почувствуешь, как электрический заряд пройдет по всему телу, и в то же время ты будешь ощущать, как руки Христа обнимают тебя. Ты будешь ощущать тепло, исходящее от Его прикосновения".

Иисус создал каждого человека уникальным. Все мы получили воспитание в определенной среде. Именно поэтому к каждому человеку в отдельности нужен особый подход. Одна из причин того, что у нас не так много евангелистов, с успехом приводящих ко Христу новые души, состоит в том, что большинство руководствуются своим собственным восприятием. Люди, погруженные в самих себя, - это никудышные евангелисты! Вы должны войти в положение других, осознать их нужды и встать на их уровень восприятия. Позвольте Богу помочь вам понять других. И вы ощутите плоды своего труда.

Задание

1. Какой вид восприятия характерен для вас: визуальный, слуховой или кинетический? Помните, что каждый человек - это комбинация всех трех типов. Но какой вид восприятия является у вас доминирующим? А какой - менее доминирующим?

2. Как вы можете определить, какой тип эмоционального восприятия свойствен тому или иному слушателю?

3. Попробуйте сформулировать свой призыв для:

а) визуально ориентированного студента колледжа (принять Христа),

б) кинетически ориентированной матери-одиночки (принять субботу),

в) слухоориентированного рабочего, пенсионера (принять крещение).