Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 17 июня 2024
Необходимое PDF Печать Email

Стратегия визита

Однажды мне довелось испытать большое огорчение и разочарование во время евангельской кампании. Одна женщина, которая готовилась ко крещению и была очень восприимчива к истине, вдруг неожиданно заявила, что отказывается от каких бы то ни было отношений с адвентистами и, более того, просит не искать встреч с нею: "Пастор, пожалуйста, не навещайте меня. Я сделала свой выбор и приняла решение. И оно окончательное".

Что мы могли сделать? Просто пренебречь ее просьбой? Может, все-таки стоило сделать попытку навестить ее, несмотря на то, что она ясно сказала нам, что этого делать не надо?

Размышляя над этой неожиданной ситуацией, я подумал: ведь она сказала, чтобы ее не навещал пастор, но она не говорила, что конкретно я не могу прийти к ней в гости. Что это было - влияние Святого Духа или просто желаемые плоды размышлений?

Убеждение в том, что я должен навестить ее, продолжало расти. В тот же вечер я помолился об этом и лег спать, уверенный в том, что в желании посетить ее на следующий день есть воля Божья.

С молитвой я дошел до ее калитки и поднялся на крыльцо дома. Как только я позвонил, две огромные собаки выбежали из-за угла. Увидев, что я стою на крыльце, они начали громко лаять. Меня сковал страх:

"Что делать? Спасения нет - они меня все равно укусят". В отчаянии я произнес молитву: "О Боже, помоги мне!"

И снова позвонил. Собаки приближались. Выглянув из окна, Джейн увидела меня. Она замешкалась, но, услышав собак, чуть приоткрыла дверь. Этой не-' большой щелки мне было достаточно. Напуганный до смерти, я изо всех сил навалился на дверь и ворвался в дом. Когда я захлопнул за собой дверь, то вздохнул с облегчением: "Бог спас меня, точно Даниила во рву львином!"

Джейн начала смеяться, но я был скован смущением. Я вдруг осознал, что ворвался к ней в дом тогда, когда она не хотела меня впускать. Покраснев, я извинился: "Пожалуйста, простите меня. Обычно я не врываюсь в дома людей".

Она рассмеялась и сказала: "Вот дела! Вы здесь. Я бы, конечно, вас не впустила, но раз уж вы проникли - пожалуйста, садитесь".

Мы поговорили. Вернее, она говорила, а я слушал. В моменты, когда я чувствовал, что надо задать вопрос, я его задавал. Я начинал понимать, что ее реакция была столь негативной не из-за церковных доктрин, но из-за большого давления со стороны ее семьи.

Через некоторое время к нашему разговору присоединились ее дочери. Позже вернулся с работы ее муж. Постепенно выяснилось, что в своем нетерпении она пыталась давить на них. Проблема заключалась в том, что она просила их принять обязательства, которые они не были готовы выполнить, и как результат такого непонимания возникали несогласия и споры.

В результате нашей беседы обе стороны пришли к пониманию, что Бог дал каждому человеку свободу выбора. Напряженность в доме сменилась доверительной, доброжелательной атмосферой. Дверь, которая прежде была на замке, снова открылась. Когда были устранены препятствия, Джейн вновь стала посещать евангельские встречи, приняла крещение и стала диакониссой в одной из наших церквей.

Значение личного визита

Это был личный визит, который изменил все и принес прекрасные результаты. Я убежден, что эффективность евангелизма зависит от установления и развития взаимоотношений через личное посещение людей. Многие наши попытки остаются неэффективными только из-за недостатка личного внимания и заботы. Елена Уайт делает такое замечание по этому поводу:

"Успех будет зависеть не столько от ваших знаний и достижений, сколько от возможности найти путь к сердцу человека. Станьте ближе к человеку - вот что сможет повернуть его мысли более радикально, нежели любая лекция или рассуждение" (Евангелизм, с. 437).

Она же добавляет еще одно важное положение:

"Тяжелее становится тогда, когда наступает время полива посеянных семян. Человека, проявившего интерес, нельзя ни в коем случае предоставлять самому себе. Его надо постоянно поддерживать - посещать, проводить библейские чтения, учить, как ориентироваться в Священном Писании, молиться с его семьей, искать путей углубить впечатление, которое было произведено на сердце и сознание" (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 255).

Поверхностное отношение к индивидуальной работе, которая занимает так много времени, энергии и посвящения, ограничивает успех многих семинаров и евангельских кампаний. Массовый евангелизм без персональной заинтересованности и поддержки обречен на неудачу

В своей книге "Дружба во имя Христа" Уайн Мак-Дилл делает обзор опроса 4000 человек, которые высказывались по поводу религиозной программы на телевидении. Вопрос, который обсуждался, был следующим: "Как много обращенных в результате телевизионных программ стали членами местной церкви?" Ответ был - менее, чем один процент.

Почему же так мало из тех, кто обратились ко Христу в результате телевизионного служения, стали частью местной церкви? Основная причина состоит в том, что они не испытали всех преимуществ личностной работы. Когда не строятся отношения с новообращенными, переход от личного посвящения к активному труду очень труден. По мере того как люди возрастают во Христе, в их сознании начинают возникать многие вопросы. Новообращенные люди могут найти христианскую жизнь очень привлекательной по сравнению с разочаровывающими благами мира. Но вопросы, оставшиеся без ответа, страхи и сомнения давят на их неукорененную веру. Искренний порыв угасает, так и не разгоревшись.

Анализ евангельской кампании, проведенный Билли Грэмом, подтверждает эти догадки. Кампания проводилась в Сиэтле. Тридцать процентов из 18136 человек, откликнувшихся на нее, считались обращенными. И только 15 процентов из этих обращенных были в церкви год спустя. Восемьдесят пять процентов либо вообще не пришли в церковь, либо посещали ее небольшой период времени, а затем бросили. Самое потрясающее заключалось в следующем. Из тех, кто посещал церковь год спустя, большинство (8 из 10) сумели создать близкие отношения с кем-то из членов Церкви.

Публичные выступления эффективны только тогда, когда они сопровождаются личными визитами. Вот как Иисус однажды сказал, правда, по другому поводу, но данный стих, несомненно, подходит к нашему разговору: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19:6).

Почему люди не посещают друг друга? Почему пасторы и рядовые члены больше времени проводят в подготовке и затем в проведении общественных встреч, чем занимаясь личным служением?

Личные визиты более хлопотны. Они требуют времени и энергии. Они могут истощать эмоционально. Мак-Дилл так говорит об этом:

"Такой вид евангелизма требует много затрат - не денежных, не материальных - но личного посвящения. Евангелизм взаимоотношений есть вопрос доверия и долга, это вопрос персональной ответственности, желания заплатить высокую цену личной вовлеченности, эмоционального риска; желания отдать частицу собственной души" (Дружба во имя Христа, с. 15).

Использование принципа личного служения может отразиться на вашем труде в приобретении душ. Если вы проигнорируете это, то даже тот семинар, который люди хорошо посещали, не принесет желаемых результатов

Цель персональных визитов

Евангельские посещения способствуют достижению пяти основных целей.

Во-первых, это установление отношений, которые не могут возникнуть во время открытых публичных выступлений. Первостепенным в вашем визите является то, что вы с интересом слушаете другого человека. Дитрих Бонх¨ффер так говорит об этом: "Первый долг служения, который мы отдаем человеку, - это слушаем его".

Если в ваши намерения входит вывалить на людей "полный грузовик" истины в надежде, что они ответят на нее, то вы будете горько разочарованы. Если вы подходите к человеку, с которым работаете, с целью непременно его обратить или подобно торговцу, желающему продать свой товар, то люди могут воздвигнуть огромную стену нетерпимости и непонимания. Умение слушать - вот ключ, который откроет душу другого человека вашему влиянию. Это гарантия успеха в том случае, если вы используете этот прием молитвенно и безыскусно. Если вы внимательно вслушиваетесь в слова других людей и если вам интересно то, что они говорят, то они распахнут вам свое сердце и будут уважительно относиться к вашим словам о Священном Писании.

Большинство людей настроены на один канал - Я сам. Им становится скучно, если вы начинаете говорить о себе. Они ждут возможности обсудить те вещи, которые наиболее важны для них. Их заботит работа, здоровье, будущее, финансовая независимость, муж, жена, их хобби и все те вещи, которые существуют в их жизни. Предоставляя им возможность обсудить то; что занимает их больше всего, вы начинаете устанавливать определенные взаимоотношения с ними.

Очень много лет назад я служил пастором в небольшой деревенской церкви в Новой Англии. Муж одной из прихожанок не был адвентистом седьмого дня. И в одну из моих первых суббот в церкви она предупредила, чтобы я даже не думал навещать их дом. Она была уверена в том, что если я приду, то ее муж просто выставит меня за дверь.

После того, как я взвесил все альтернативы, которые у меня были, я решил все-таки рискнуть. Без предупреждения однажды я просто постучал к ним в дверь. Женщина была совершенно потрясена. Ее мужа это разозлило, но из вежливости он проводил меня в дом. Войдя, я заметил большую коллекцию ружей на одной из стен. Несмотря на то, что я никогда не интересовался коллекционированием ружей, я начал свой разговор с вопроса о них (не обязательно много знать о предмете, чтобы задать вопрос). Я спросил о том, какие виды ружей у него есть, как они используются, историю каждого экспоната и как он начал собирать их.

Еще до обеда он пригласил меня пострелять по мишеням - и с этого момента началась наша дружба. Очень скоро этот человек, который рьяно сопротивлялся тому, чтобы его жена посещала церковь адвентистов, стал приходить на богослужения вместе с ней. Все, что было необходимо в данном случае, - это прислушаться к человеку и показать свою заинтересованность в нем.

Как слушать

Как вы слушаете? Самый очевидный ответ - конечно, ушами. Давайте посмотрим, что же входит в это понятие - слушать.

Во-первых, это выражение вашего лица. Если вы реагируете на все звуки в комнате, если всем своим видом вы показываете, что вам невыносимо скучно, то человек, с которым вы разговариваете, не поверит, что вы его слушаете.

Во-вторых, это внимание. Постройте разговор так, чтобы он не касался вас. Постоянно напоминайте себе:

"Я заинтересован в этом человеке. То, что он говорит, очень много для меня значит. Я хочу настроиться на "частоту" этого человека, а не оставаться на своей".

И, в-третьих, если вы добились какого-то эффекта, то человек обязательно отреагирует. Хорошие слушатели задают вопросы. Они совершенно устраняют свое "я". Они анализируют не только то, что сказал другой человек, но то, что человек имел в виду, когда он это говорил. Хорошие слушатели проверят, правильно ли они поняли другого человека, повторив то, что было сказано, другими словами. Мак-Дилл пишет:

"В мире, где так мало людей, искренне интересующихся друг другом, настоящий слушатель является редкой находкой. Для христианина, который ищет доступа в жизнь другого человека, есть ключ. Заинтересованное слушание ясно показывает - я забочусь о тебе. Научитесь осторожно "переключать каналы", для того чтобы разговор направился в русло, интересное другому человеку Забудьте о том, чтобы говорить о себе самом. Развивайте умение слушать - смотреть в глаза вашему собеседнику, обращать внимание на то, что он говорит, задавать подходящие вопросы, кивать головой, улыбаться и кратко комментировать то, что было сказано" (Дружба во имя Христа, с. 59).

Если вы хотите добиться успеха в своем служении как евангелист, вы должны уметь слушать других людей. Если вы будете прислушиваться к людям, то это поможет вам, во-первых, определить отношение человека к тому или иному вопросу, а во-вторых, узнать, какие приоритеты существуют в жизни человека, с которым вы общаетесь. Такое понимание очень важно, если вы хотите добиться хороших результатов в служении. Слушание также помогает вам завязать дружбу. Это углубляет ваши отношения с другим человеком.

Второй целью успешного визита является приобретение возможности оценить интересы человека. Фермеры должны постоянно наблюдать и принимать решения. Как растут фрукты? Когда они созреют? Какие уже можно снимать, а какие еще подождут? Евангелисты, добивающиеся успеха, знают, как оценить, какой "фрукт" уже созрел. У них есть достаточно мудрости, чтобы оставить дозревать на корню тех людей, которые еще не готовы к жатве. И только путем личных визитов вы можете четко определить, кто же из посещающих ваши собрания действительно искренне заинтересован в той вести, которую вы несете. Однажды я познакомился с пастором, который был "трудоголиком". Каждую неделю он работал более 55 часов. Но результаты его деятельности никак не соотносились с той энергией, которую он вкладывал в свое дело. Когда я навестил его, то обнаружил, что ему не удавалось провести грань между теми, кто из любопытства ищет новых знаний и просто занимает его время, и теми, кто имеет настоящий интерес.

Много лет спустя я понял, что не в состоянии удовлетворить нужды абсолютно всех людей, приходящих на мои кампании. Для себя я решил, что сосредоточу внимание на тех, с кем Бог уже работает, сердца которых уже открыты для Святого Духа, мысли которых Он уже подготовил к восприятию. Если вы проводите много времени с теми, кто не очень заинтересован, то вы пропускаете многих людей, которые действительно жаждут ваших знаний.

Как обнаружить подлинный интерес

Как вы можете обнаружить, что человек действительно заинтересован в вашей деятельности? Позвольте изложить мои собственные критерии, которые я применяю.

Первое: по-настоящему заинтересованные люди регулярно посещают встречи. Я допускаю, конечно, что в числе тех, кто появляется не так часто, тоже есть люди, проявляющие искренний интерес, не менее сильный, чем те, кто регулярно бывают на собраниях. Просто первой группе я отдаю предпочтение.

Второе: как правило, искренне заинтересованные люди не спорят. Они задают умные вопросы и удовлетворяются адекватными ответами.

Третье: такие люди имеют позитивное, но ни в коем случае не отрицательное отношение к проводимым встречам и изучению Библии. Если тот, с кем я работаю, склоняется к негативной оценке и очень критически высказывается о собрании и вести, я не буду ставить посещение его дома в начале списка. Обычно искренне заинтересованные люди имеют открытое сердце, и в них чувствуется желание познать больше. Они хотят делать то, чего ждет от них Бог. Они открыты к тому, чтобы измениться, и готовы считаться с новыми идеями.

Одним из важнейших тестов для проверки того, насколько глубоко человек заинтересован в предложенных ему истинах, является духовный прогресс, которого он достигает. И это будет четвертым признаком. Отказался ли этот человек от своих прежних взглядов, по мере того как он узнавал истину, содержащуюся в Библии, изменил ли он стиль своей жизни, отказался ли от каких-нибудь вредных привычек?

Образ жизни человека, не всегда определяет степень его заинтересованности истиной. Некоторые мнимые христиане совершенно искренне не стремятся учиться. Их хороший, моральный образ жизни может создать впечатление, что как раз они и являются благодатным полем для вашей деятельности. Но в действительности часто бывает совсем не так. Я с гораздо большим удовольствием поработал бы с человеком, образ жизни которого оставляет желать много лучшего, при условии, что Святой Дух работает в его сердце и оно открыто для принятия Священного Писания.

Однажды я изучал Библию с человеком, который много курил во время нашей беседы. Частенько вместе с женой они выпивали по бутылке пива. Их телевизор работал громко, чтобы угомонить трех плачущих ребятишек. Это была ужасная атмосфера для изучения Библии. Но тем не менее эти люди проявляли неподдельный интерес к Слову Божьему. И, по мере того как проходили недели, из их жизни исчезала одна дурная привычка за другой. Медленно, но уверенно они продвигались ко встрече со Христом.

Чтобы оценить интересы тех, кто приходит ко мне на встречи, я задаю ряд простых вопросов, которые делают людей открытыми и дружелюбными. Вопросы могут звучать следующим образом: "Вам нравится семинар? Вы когда-нибудь посещали такие семинары? Какое впечатление он на вас произвел? Вы узнали что-нибудь новое? Побудил ли наш семинар изменить что-то в вашей жизни?"

Проведение такого небольшого опроса в самом начале позволяет мне определить, что же происходит в мыслях и сердцах тех людей, которых я вижу перед собой. Он помогает выявить их интерес. В продолжение первых визитов я стараюсь установить отношения и еще раз убедиться в искренности интересов. Как только я определил, кто же больше всего заинтересован, я отдаю предпочтение этим людям перед всеми остальными и уделяю им больше внимания и времени.

Третья цель личных визитов - дать определенные знания, отвечая на вопросы. Так, если в начале я определил интересы человека, то по мере продолжения семинара я стараюсь помочь ему найти ответы на те вопросы, которые у него возникли.

"Многие работники терпят неудачу из-за того, что они недостаточно близки к тем, кто более всего нуждается в их помощи. Взяв в руки Библию, работник должен с неизменной доброжелательностью выявить все возражения, существующие в умах людей, которые начинают задаваться вопросом: "Что есть истина?" Осторожно и с любовью, как учеников в школе, должен служитель наставлять и обучать их" (Служители Евангелия, с.190). Елена Уайт писала:

"Служитель должен знать природу трудностей, возникающих в сознании человека, с тем чтобы он мог определить, как дать каждому человеку то, что необходимо в период роста" (Рукопись 4, 1893).

Вопросы "диагностики"

Искусство задавать вопросы - абсолютно необходимое умение, которым должен обладать человек, для того чтобы успешно разрешать противоречия.

Третья цель посещений очень тесно связана с четвертой. Когда мы посещаем людей, мы должны не только давать информацию, отвечая на их вопросы, мы должны правильно подойти к проблеме и "обезоружить" те несогласия, которые могут возникнуть.

Когда я посещаю человека, который только что услышал весть о Втором пришествии Христа, я, может быть, начну свой разговор со следующих вопросов: "Вы когда-нибудь слышали о Втором пришествии Христа до наших семинаров?", "Вы все поняли в том, что вам рассказывали, или у вас все еще есть вопросы?", "А что вы думаете о том, что услышали?", "А эта информация имеет какой-то смысл для вас?".

Все эти вопросы нейтральные. Они не спрашивают, что человек собирается делать после того, как он узнал что-то новое для него, они также не направлены на то, чтобы он немедленно принял решение и пообещал изменить свой образ жизни. Прежде чем просить людей предпринять шаги такого рода, мы должны выяснить, что именно они знают о предмете разговора и каких убеждений придерживаются.

Подходящими вопросами после встречи, которая рассказывает об Иисусе Христе как Спасителе мира, могут быть следующие: "Вы видите Иисуса как Пророка. как историческую Личность, Учителя религии, или Он является для вас Божественным Сыном живого Бога, Того, Кто предлагает вам вечную жизнь?", "Вы выросли в христианской семье?", "Для вас ясно, что Христос - это Мессия мира?".

После того, как вы рассказали о соблюдении субботы, вы можете спросить: "Вы в первый раз услышали весть о субботе?", "Соблюдение субботы явилось новым для вас открытием?".

Вопросы "диагностики" не предполагают побудить к действию. Они специально разработаны для того, чтобы обнаружить, что человек знает, каково его отношение и каковы убеждения. Если диагностические вопросы используются правильно, то они могут быть очень большим подспорьем в деле евангелизма.

Тем не менее такие вопросы должны использоваться со всей осторожностью. Если они сформулированы так, что содержат в самих себе ответы или предполагают какие-то ответные действия со стороны человека, то это может преждевременно сформировать предвзятое мнение у собеседника. Например, такой вопрос, как "Ну не замечательна ли правда о субботе?", может показаться провокационным и напугать человека. Задавая такой вопрос, я предполагаю, что соблюдение субботы - это истина. Но мне неизвестно, верит ли в это мой собеседник. Я также предполагаю, что истина эта замечательна. Если человек работает по субботам или если это христианин, который соблюдает воскресенье, то весть о субботе может быть воспринята им далеко не в восторженном ключе. Я не говорю, что такие вопросы не имеют никакого смысла, я только обращаю ваше внимание на то, что в неподходящий момент использование таких вопросов не принесет положительного результата.

И, наконец, последнее, пятое: личное посещение должно вдохновить на поступок. Мы можем переходить к этой стадии только тогда, когда хорошо проработали предыдущие четыре ступени, а именно: установили взаимоотношения, оценили интересы, дали информацию тому, с кем мы ведем беседу, отвечая на его вопросы, и, наконец, выяснили, в чем заключаются его возражения или несогласия, если они есть.

Как вдохновить на поступок

Пытаясь вдохновить людей на поступок, я всегда держу в памяти три основных "П". Первое - это какие предыдущие знания имеются у человека? Второе - это то, как человек понимает новую истину"! И третье - подготовлен ли человек к тому, чтобы принять положительное решение9

Давайте предположим, что идет вторая неделя семинаров. Я посещаю человека сразу же после темы о Священном Писании, рассмотренной на встрече. Во время нашего разговора я повторяю все наиболее важные аспекты вести о спасении.

Во-первых, мое желание заключается в том, чтобы выяснить, какие же у человека имеются предыдущие знания по этому вопросу. Что он знает о путях спасения? Может быть, я задам ему такой вопрос: "Вы всегда были христианином?" или: "Вы выросли в христианской семье?".

Во-вторых, я хочу оценить то, как человек понимает представленный ему материал. Считает ли мой собеседник себя христианином или все еще остается в стороне от Христа? Подходящими вопросами в данном случае могут быть: "Для вас ясен тот факт, что Христос является более, чем хорошим Человеком, больше, чем Пророком, больше, чем Учителем нравственности?", "Вы понимаете, что Христос - это Сын Божий?", "Вы знаете о том, что Христос предлагает вам вечную жизнь?".

В-третьих, если человек еще не посвятил себя Христу, я бы, может быть, помог ему прийти к этому решению, задавая такой вопрос: "Есть ли какая-то серьезная причина, которая препятствует вам отдать свою жизнь Иисусу Христу?" Или: "Не хотите ли вы сказать Иисусу, что отдаете Ему всю свою жизнь? Что-нибудь стоит между вами и принятием такого решения?"

Замечайте, как развиваются ваши отношения. Мы говорили о прошлых и настоящих знаниях, о настоящем понимании и посвящении в будущем.

Эту же тему можно использовать и в беседе о субботе. Давайте предположим, что идет четвертая или пятая неделя семинара по Книге Откровение. Я рассказал о субботе. На следующий день я навещаю человека, который слушал эту весть. Я выясняю его понимание доктрины о субботе в теплой, доброжелательной манере.

Я могу задать ему примерно такие вопросы: "Вы когда-нибудь раньше слышали весть о субботе?", "Соблюдение субботы явилось для вас откровением?", "Вам ясно из Библии, что суббота, седьмой день недели, - это день, который Бог предопределил для отдыха и благословения?", "У вас есть вопросы относительно субботы?".

После того как мы открыто подискутируем на эту тему (на любую другую, по которой есть вопросы), я могу спросить: "Что бы произошло в вашей жизни, если бы вы решили соблюдать субботу? Давайте предположим, что вы собираетесь соблюдать ее. У вас будут проблемы на работе? Принесет ли это раздоры в вашу семью? Что это будет означать лично для вас?"

После того, как мы обсудим данные перемены, я задам следующий вопрос: "Если бы Иисус был сейчас здесь и персонально провозгласил: "Если любите Меня, живите согласно Моим заповедям", что бы вы ответили?" Недавно, в Англии, я прошел этот путь с одним приверженцем Англиканской церкви. Суббота была для него новым явлением, несмотря на то, что он был убежден, что это библейская истина. Осознав, что принятие этой истины повлечет за собой разрыв с прежней церковью, он стал очень сильно сопротивляться.

Но потом я спросил: "Если бы Иисус был сейчас здесь и сказал бы вам в лицо: "Если любите Меня, живите согласно Моим заповедям", - что бы вы ответили?"

Опустив голову на руки, он подумал с минуту. И затем, посмотрев на меня, произнес: "Марк, ты знаешь, если бы Иисус пригласил меня, думаю, я бы согласился соблюдать субботу".

И я немедленно ответил: "Давайте вместе помолимся и попросим Иисуса, чтобы Он сделал Свою волю ясной и простой для вас".

Мы опустились на колени и помолились вместе, и уже через неделю этот брат соблюдал субботу. Он был крещен. Вопрос "А как бы вы поступили, если бы Иисус попросил вас соблюдать субботу?" привел его к тем изменениям, которые повернули его жизнь в другое русло.

На данном этапе посещений иногда важно, и даже необходимо, задавать прямые вопросы. Такие вопросы, если они заданы тактично и с любовью, могут стимулировать человека к действию. Желание послушать Христа побудит многих посвященных христиан следовать истине. Как только они поймут, что Иисус и Его истина неразделимы, они захотят принять решения, которые изменят их жизнь.

Некоторые люди не посвятят себя Христу и Его истине, до тех пор пока вы не навестите их дома. Наибольшего успеха достигают те евангелисты, которые понимают, как важно личное участие. Святой Дух особым образом преобразует сердца и жизнь людей тогда, когда вы посещаете их и лично разговариваете с ними.

Успешно работающие евангелисты смотрят на людей глазами Христа. Они видят потенциал веры в каждом, с кем разговаривают. Они понимают, что если люди приходят на евангельские кампании, если у них были вопросы, и они получили на них ответы в. результате личного разговора, и если все это привело их к глубокому посвящению Иисусу и Его истине, то они испытают чудесные изменения.

Евангелисты, ощущающие плоды своего труда, верят, что Бог в настоящее время трудится на земле, воздвигая Свое Царство в сердцах людей. Они верят, что многие могут быть завоеваны благодаря их усилиям. Иисус видел потенциал веры, заложенный в человеке, сборщике налогов, который нечестно выполнял свою работу. Это был Закхей. Он видел скрытую силу в римском сотнике, в одержимом бесом человеке и в женщине, совершившей прелюбодеяние. Иисус общался с Петром, который был простым рыбаком; с лидером религиозной оппозиции по имени Никодим и с молодым вором, висящим на кресте рядом с Ним.

Иисус обращался к людям с вестью о спасении сугубо лично. Он смотрел на людей не с точки зрения того, кем они были в настоящий момент, но видел, кем они могут стать в будущем, когда очистятся и облагородятся Его милостью. И в публичных выступлениях, и в личных беседах Дух Святой исходил от Иисуса и затрагивал другие жизни. Иисус видел потенциал в каждом человеке, с которым Он общался.

Как-то зимой мы с женой проводили серию программ по проблемам питания в одном из городов Восточного побережья Соединенных Штатов. Одна из женщин, которая посещала эти семинары, всегда приходила в большой вязаной шапке, натянутой по самые уши, и в поношенном, потерявшем цвет пальто, запахнутом вокруг нее. Мы заметили, что после каждого занятия она принималась рыться по корзинам с мусором в поисках недоеденной пищи. Обычно она набирала еды и уносила ее с собой.

Казалось, она было страшно далека от тех духовных принципов, которые мы пытались внушить людям. Несмотря на это, один из молодых энтузиастов в нашей евангельской группе попытался ближе познакомиться с ней. Он даже взял на себя инициативу пойти и навестить эту женщину и ее мужа. Очень скоро они стали настоящими друзьями, и эти люди приняли приглашение посещать наши евангельские собрания. Но когда серия встреч закончилась, они все еще были далеки от того, чтобы принять крещение. История их жизни была так сложна, что требовала дополнительного внимания и личного участия.

Около года спустя я вновь посетил тот район и проповедовал на молодежном собрании в этой же церкви. Перед началом богослужения звучала музыка, и меня поразил высокий уровень исполнения. Я даже обратил особое внимание на человека, играющего на фортепиано, - это была опрятно одетая женщина средних лет. Я взглянул на нее еще раз - и с трудом поверил своим глазам! За пианино сидела та самая женщина, которая год назад побиралась по мусорным корзинам в поисках пищи! Какой выдающийся рост в течение всего лишь одного года! Она стала частью Церкви. И с какой радостью она участвовала в молодежных собраниях, где могла применить свой музыкальный талант!

Одних лишь публичных выступлений недостаточно. Один из нас понял, как важно проявлять личное участие в человеке и как важно, чтобы публичные встречи обязательно сопровождались личными визитами.

Разделяете ли вы такое мнение? Понимаете ли вы, как важно соединять два в одном - публичную работу с личным служением? В этом и заключается тот самый недостающий элемент нашей евангельской работы. Найдя его, мы можем сделать большой шаг на пути от поражения к победе.

Задание

1. Для того чтобы добиться успеха в евангельской работе, человек должен уметь хорошо слушать. Подумайте и скажите - что значит быть хорошим слушателем.

2. Определите отношения и поведенческие признаки, присущие по-настоящему заинтересованному человеку.

3. Составьте серию "диагностических" вопросов, которые могли бы побудить заинтересованных людей принять решение по таким вопросам, как:

а) соблюдение субботы,

б) принятие Иисуса Христа,

в) признание доктрины о состоянии мертвых.