Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Библиотека адвентиста Реальная жизнь КОГДА ТЕНИ УДЛИНЯЮТСЯ (На закате жизни)
КОГДА ТЕНИ УДЛИНЯЮТСЯ (На закате жизни) PDF Печать Email

 

 

32.Счастливая старость

33.Изменение и угасание

34.Размышления в виду смерти

35.Кто владеет вашими деньгами?

36."Не можете служить Богу и маммоне?"

37."Бог так одевает траву"

38.Облегчение тяжелых страданий

 

32. СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ [101]

Закат нашей жизни - старость - предопределена и неизбежна.

Это такой же естественный период жизни как младенчество, детство и зрелость. Никакие чудодейственные лечебные средства и косметические кабинеты красоты не помогут избежать старости. Поэтому - зачем спорить с неизбежным? И все же можно до глубокой старости быть счастливым. Очень много значит радостный, бодрый настрой мыслей. Молодость - это не просто период жизни: он отражает и состояние мыслей. Нельзя определять старость как число прожитых лет; все зависит от образа жизни и мировоззрения. Годы могут нанести морщины на чело, но если вы не утратите энтузиазма, ваша душа не покроется морщинами - она не стареет. Мы будем настолько молоды, насколько сильна наша вера. Когда же нами овладевают сомнения, мы становимся старыми, даже независимо от возраста. Мы боремся с противником, имя которому "время" и который в конце концов нас победит. Но пусть его победа ограничится только физической, но не духовной стороной жизни.

Плод, сорванный преждевременно, горький и кислый. Наиболее приятный плод, который дольше всех остается на дереве. С возрастом мы становимся опытнее, поэтому старость должна стать более светлыми годами нашей жизни. Бог никогда не имел в виду, чтобы жизнь человека, особенно в преклонном возрасте, была горестной и несчастной, предопределенная якобы Им заранее с ее испытаниями и трудностями.

Бог желает, чтобы последние дни человека были самыми лучшими днями. Подобно тому, как золотая осень, со всеми ее богатыми красками, самое прекрасное из всех времен года, так и последние годы человека могут быть самыми лучшими, ведь именно тогда приходит истинный опыт и истинное понимание красоты. Самое прекрасное время суток - закат, когда ночные тени поглощают последние лучи солнца. По красоте эта картина ни с чем не сравнима.

Преклонный возраст заключает в себе такую красоту и прелесть, которой не обладает ни молодость, ни зрелость. Это не преходящая, внешняя, а внутренняя красота, все больше сияющая с возрастом и придающая невыразимое обаяние каждому взгляду, слову и поступку.

Обычно пожилых людей любят, если они приятны, нежны и аккуратны. Мы любим посещать сильных верой людей, завершающих свое земное путешествие, которые ценят проявленную к ним доброту и без всяких жалоб и ропота говорят обо всех только добрые слова. Мы любим видеть их убеленные сединами головы среди молодых и людей среднего возраста в наших собраниях. Мы любим слушать из их уст слова веры и доверия к вести спасения. Да благословит Бог всех наших пожилых людей, убеленных сединами членов церкви! Перед каждым стоит вопрос: каким будет закат его жизни? Что мы сеем в молодости, то мы и будем пожинать в старости Но есть особое сокровище, столь необходимое в старости Это не золото и не серебро, а доверие к Богу, которое сможет сохранить нас в любых испытаниях. Мы приобретем такое доверие к Богу, если ежедневно будем ходить путем долга и послушания.

Поскольку мы все день за днем приближаемся к старости, Бог советует нам: "И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них".

 

33. ИЗМЕНЕНИЕ И УГАСАНИЕ

Изменение и угасание - искони было свойственно человеческой жизни.

Первозданный мир процветал, но наступил час - и он был сметен водами потопа. После потопа возникли и со временем канули в вечность огромные мировые империи - Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим.

История Европы - пример наиболее бурных перемен. Минувшие десятилетия отмечены стремительно сменяющими друг друга событиями в жизни всех народов.

Внезапно пробудились от дремоты великие континенты - Азия и Африка. Колониальные империи Европы распались, а Восток и Запад продолжают изнурительную борьбу за мировое господство. Население земли увеличилось, достигнув громадных размеров, создав дополнительные проблемы с продуктами питания и жильем. Величайшие религии мира - индуизм, буддизм, ислам, римско-католическая церковь - переживают эпоху возрождения, в то время как протестантские течения используют все возможности, чтобы объединиться и стать ведущей силой.

И в политическом и в религиозном отношении мир находится в водовороте брожения и изменений.

В человеческой жизни на земле всегда происходило нечто подобное. Природе свойственны чередующиеся сезоны: вслед за ростом следует угасание, за жизнью - смерть. Люди также подвержены изменению.

Мы рождаемся только для того, чтобы умереть. С годами у нас происходят необратимые физиологические изменения. Любой семейный [105] альбом свидетельствует об этом.Изменяемся мы, изменяются наши дети, изменяются наши друзья.

Все изменяется, все - кроме Бога.

Его характер и свойства остаются неизменными, Его любовь и закон - также неизменны. Голгофский крест все еще вещает ту же весть спасения всему человечеству. С небесного престола благодати все еще исходит сила для всех желающих обрести победу над грехом и искушениями. Суббота Господня все еще остается субботой; также и Христос не изменил Своего обещания прийти во Второй раз на землю, чтобы искупить Свой народ и сотворить новую землю.

Откуда нам все это известно? Просто - мы верим обетованию: "Я - Господь, Я не изменюсь" (Мал. 3; 6). Для нас Бог - "Отец светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак. 1:17). Веря этому, мы поем с доверием: "Как велика Твоя верность, мой Спаситель и Отец, Нет и тени перемены у Тебя, благой Творец! Вся Твоя любовь, заветы не изменят никогда... И Ты Сам, как Вседержитель, будешь с нами навсегда!" Нам часто кажется, что судьба мира зависит от силы, честолюбия и прихотей людей. "Но в Сове Божьем, где завеса времен поднята, мы видим, как во всех человеческих стремлениях, могуществе и желаниях орудия Всемогущего бесшумно и терпеливо выполняют Его личную волю" (Воспитание, 173 стр).

Бог не сложил Своих полномочий. Он все еще управляет делами Вселенной. Он не разочарует Свой народ, Он исполнит Свои обетования. Он - наше убежище. Он - наша сила.

И среди запутанности, непостоянства и вечно изменяющегося мира, Он - Единственный, Кому мы можем полностью доверять. [106]

 

34. РАЗМЫШЛЕНИЯ В ВИДУ СМЕРТИ

Жизнь непродолжительна и скоротечна. Об этом весьма красноречиво говорит псалмопевец: "Дней лет наших 70 лет, а при большей крепости 80 лет", и "мы теряем лета наши, как звук" (Псал. 89; 10, 9). На протяжении всей краткой жизни человек стремится копить и увеличивать свое богатство. В конце же смерть безжалостно отнимает все, добытое тяжелым трудом.

Неразумный человек не осознает, что "умирая не возьмет ничего" (Пс. 48:18). Это истинно в отношении богатых и бедных. Как бы ни складывалась жизнь, конец всем один: "Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего" (Еккл. 5:14).

Должно ли это отбить у нас охоту прилагать усилия и достигать цели в своих трудах? Ни в коем случае! Ведь у нас есть возможности - распорядиться всем и решить все вопросы, связанные со смертью. Отметим три положения, касающиеся смерти:

1. Что мы оставляем после смерти? Очевидный факт, что все наши мирские блага мы должны однажды оставить другим. Во всех некрологах мы читаем: "Такой-то...умер и оставил"... Большое или малое состояние он оставил другим.

Кроме того, мы оставляем после себя определенную репутацию как итог всей нашей жизни. После смерти наши имена будут связаны с мудростью или неразумием, щедростью или жадностью, [107] честностью или нечестностью, добротой или жестокостью. Эти черты характера нельзя устранить или изменить смертью. Они составляют наше особенно важное наследие, и их качество будет навлекать на нашу память благословение или укор.

2. Что мы можем оставить ближним и Богу после себя? Богатство и имущество мы приобретаем в течение жизни - это Божье благословение - Он дает человеку "силу приобретать богатство". Лучше всего - распределить большую часть своего состояния при жизни, когда мы можем распоряжаться им,- в этом случае мы должны оформить все это официально, чтобы люди или учреждения могли впоследствии воспользоваться этим состоянием на законных основаниях.

Но, к сожалению, многие проявляют преступную беспечность, пренебрегая возможностью законно оформить свое имущество и средства для ближних и для дела Божьего.

Бесспорно, всякий предусмотрительный муж сделает завещание для своей жены и детей. Самое лучшее, что можно сделать для других родственников,- не восполнять их нужды, прихоти и капризы, но дать наставление, чтобы они сами заботились о себе.

В своем завещании христианин также должен учесть дело Божие. Пока он находится в здравом уме, он должен избрать какую-нибудь отрасль святого дела или учреждение, для поддержания которого он желал бы вложить свои средства или имущество. Это может быть его местная церковь, церковная школа, академия, медицинские церковные учреждения, местные или иностранные миссии. Каждый христианин, желающий сделать такое завещание, должен посоветоваться с председателем местной конференции или с казначеем. Совет этих опытных братьев будет ценным и здравым.

3. Что мы возьмем с собой? Есть вещи, которые смерть не может отнять у нас.

Наша вера в Иисуса Христа, знание о прощении грехов, надежда на воскресение и обетование вечной жизни - являются нашим наследством от Бога. Мы их приобретаем верой, и ни человек, ни смерть, ни дьявол не могут лишить нас этого наследства. [108] Не будем унывать, но подумаем, что мы сможем взять с собой, умирая, что мы можем оставить в виде завещания своим любимым и для дела Божьего (Ис. 38:1); и что является нашим нетленным наследием. Если мы окажемся верными, то однажды, в день славного явления Христа мы сможем с радостью воскликнуть; "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!" (1Кор. 15:55-57). [109]

 

35. КТО ВЛАДЕЕТ ВАШИМИ ДЕНЬГАМИ?

"Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" - спросил богатый юноша. Иисус посоветовал ему соблюсти заповеди. Он ответил: "Все это сохранил я от юности моей".

С любовью глядя на молодого человека, Христос точно указал на его недостатки в соблюдении божественного закона: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за мною" (Матф. 19:21).

Вне всякого сомнения, этот молодой человек любил Бога, но не так сильно, как свои богатства. Конечно, он желал попасть на небеса, но еще большим было его желание и стремление к материальным благам. Таким образом, он поменял бессмертие на земные, ничтожные богатства! Казалось бы, это очевидно. И все же как много людей сегодня, заявляя о соблюдении заповедей Божьих, идут тем же путем! Человек по своей природе - собственник, он отличается жадностью и скупостью, и если при этом не подчиняется требованиям Божьим, то, чем больше приобретает, тем становится более жадным, неспособным на жертву. Для некоторых поделиться своим богатством - все равно, что поделиться жизнью. Они глухи к Божьим призывам, ибо желание обогащаться делает их глухими. Как они могут любить Бога больше всего, а ближних как самих себя, когда все их мысли и стремления - копить богатство для себя? Это равносильно попытке идти в двух направлениях одновременно. Но это невозможно! [110] Для чего Бог дал нам имущество и богатство? Не для того ли, чтобы приобретать души для Царства Небесного? Что из нашего богатства мы сможем взять с собой, умирая? Что случится с нашими деньгами в случае преследования, инфляции или внезапного бедствия? В одно мгновение может исчезнуть все, что накоплено в течение всей нашей жизни! Поэтому, как важно, чтобы наши деньги были вложены туда, где они могли бы принести наибольшую пользу для Бога.

"Для состоятельного Матфея, для бедного Андрея и Петра пришло одно и то же испытание, и каждый должен был принести жертву. Иисус призвал Своих учеников следовать за Ним и оставить все ради проповеди Евангелия,- в то время, когда рыба хорошо ловилась и сети рвались от ее множества и когда они находились в расцвете сил. Вот так испытывается всякая душа, чтобы обнаружилась ее любовь - либо ко Христу, либо к земным благам" (ЖВ. 273).

А как вы, дорогой читатель, относитесь к богатству? Посвящены ли ваше имущество и средства Богу? Согласовали ли вы со служителями вашей местной конференции свое желание относительно посмертного завещания, вклада для дела Божьего? Честно ли вы возвращаете десятину Богу? Порядочны ли вы во всех отношениях? Слышите ли вы призыв Божий, раздающийся с миссионерских полей, от вашей местной церкви и конференции? Кто владеет вашими деньгами - Бог или ваше плотское "я"? "Я умер за тебя, Пролил святую кровь, С Голгофского креста, Чтоб жизнь тебе дать вновь... От вечной смерти спас тебя, Ты вспомнил ли меня? Он отдал жизнь Свою тебе, А чем воздал ты Мне?" (Псалмы Сиона, № 55.)

 

36. "НЕ МОЖЕТЕ СЛУЖИТЬ БОГУ И МАММОНЕ"

"Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6:24). У всех нас есть свой господин.

Осознаем мы это или нет, но факт остается фактом: все люди управляются силой, которая выше их.

В борьбе между Богом и сатаной нет нейтрального положения. Ни один человек не принуждается делать добро или зло. Он действует так или иначе по своему личному выбору и меняет свой образ действий, когда меняет господина.

Каждый, кто смотрит на служение Богу как на скучное, утомительное бремя, чье сердце не принадлежит Ему, попадает под контроль другого господина. Мы читаем: "Никто не может занимать нейтрального положения; нет среднего класса, который бы не любил Бога и в то же время не служил бы врагу всякой правды. Христос хочет жить в Своих последователях, работать используя их члены и действовать через их способности. Кто не вполне посвящает себя Богу, тот находится под властью другого и слушается другого голоса, нашептывания которого - совершенно иного характера. Двуликое служение приводит человека, как надежного союзника воинств тьмы, на сторону врага" (Нагорн. проповедь, 94 стр).

Мы избираем из двух господ. Как Учитель и Господь жизни, Бог ожидает, что мы будем служить Ему. Этот приоритет основан на [112] превосходстве Бога, нашего Творца и Искупителя.

Осознавая это, благоразумный человек с радостью служит такому милостивому Господу.

Безусловно, служение Богу - не легкое дело. Служение Ему - это отказ от всякого греха и абсолютное подчинение высшей воле,- закону Божьему. Человек своей силой не в состоянии это сделать, но благодать Божия дает для этого силу.

Маммона спорит с Богом за служение человека.

Исключить из служения Бога - вот главнейшая цель маммоны. Собирание же денег и употребление их для Божьего служения - не является маммоной.

Если служение Богу, в наивысшем значении этого слова, трудно, то еще более трудным является унизительное служение маммоне. Скопидомство, жадность, конкуренция, погоня за богатством, порабощенность мирским удовольствиям и греховным желаниям,- все это унижает душу и оканчивается усталостью, отвращением и горьким разочарованием.

Маммона принуждает людей оставлять свои семьи, церковь и Бога. Маммона охотно заменяет материальными богатствами - праведность и заповеди Божьи. Она внушает людям, что земное является главным и насущным, а небесное - второстепенным и далеким от реальности.

Но у нас на первом месте должен быть Бог.

Мы можем служить одному господину! Речь здесь не идет о несовместимости или о несоответствии, но об абсолютной невозможности. Христос не сказал "не должны", но "вы не можете". У Бога и маммоны цели разные, а значит между ними не может быть ничего общего. Одно служение исключает другое.

Нет более неразумного стремления, чем пытаться служить Богу и маммоне. Результаты такого служения - расстроенная, раздвоенная и разбитая жизнь. [113] Тайна истинного счастья и успеха заключается в искреннем служении Богу.

На земле нет большей радости, чем полное послушание Богу. Такое посвящение дарует христианину все в этом мире и в мире грядущем. Христос сказал: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф. 6:33). [114]

 

37. "БОГ ТАК ОДЕВАЕТ ТРАВУ" (Матф. 6:30).

Пора летнего цветения. Все поля пленяют изобилием красок. Обратите внимание на изумительный цвет и форму лилии, розы, гладиолуса, астры, пшеницы или обычной травы. Их великолепие превосходит самое богатое убранство любого царского дворца. Кто их одел? Наш Господь сказал: "Если же траву... Бог так одевает". Он не сказал: "Покрывает поля травой", но "одел траву". Очевидно, есть время, когда трава находится, так сказать, в нагом состоянии. Апостол Павел говорит: "И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое" (1Кор. 15:37). Если все сеется в виде голого зерна, как же они облекаются в свою одежду? В каждом семени Бог уже заложил и форму одежды, и ткацкий станок, и опресняющий аппарат для перегонки воды и помповый насос. Попадая в надлежащие благоприятные условия, сила, скрытая в семени, пробуждается к деятельности. Помповые насосы начинают работать, челнок ткацкого станка движется взад и вперед, и посредством едва уловимых нежных процессов, происходящих внутри семени, ткется его одежда из золотого, ярко-красного, пурпурового или зеленого цвета со столь изумительным строением ткани, что сам Соломон во всей своей славе был одетым в лохмотья по сравнению с травой или цветами.

Каждое растение и каждый цветок свидетельствует о творческой силе Бога: "Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело" (1Кор. 15:38). [115] Вполне очевидно, что внешний вид цветов, образно говоря, их одежда дает представление об их свойствах. Во всех случаях характер и одежда соответствуют друг другу. Ведь не случайно все виды растительного царства отличаются своей одеждой, своим убранством, нарядом. как мы можем различить, где дуб и сосна, лилия и роза, или пшеница и кукуруза? Несомненно, по их внешнему виду - одежде. Они никогда не облекаются в иную одежду и не маскируются в одолженные одежды.

Предположим, что ваш характер и одежда вдруг стали соответствовать друг другу. Должно ли такое изменение смущать нас? Но тогда некоторые, одетые в дорогие модные одежды, должны облечься в грязные рубища, в то время как другие, бедно одетые, должны облечься в белые одежды, и их лица должны сиять как солнечный свет.

Скоро, очень скоро наступит заключительная коронация великого Царя. Вокруг белого престола соберутся люди всех времен. Они займут там место благодаря красоте поведения, соответствующего их внутреннему характеру. Как они приобрели такой характер и соответствующую одежду? Пусть на этот вопрос ответит нам апостол Иоанн.

Описывая искупленных, пришедших от земли, он говорит: "Сии облеченные одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца" (Откр. 7:13-14).

"Омыт Его кровью, стал снега белее - Вот что принесла мне Его полнота: Грехи мои пурпуром ярким горели, Но их убелила кровь Агнца Христа!" Дорогие друзья! Приняли ли вы Христа, как личного Спасителя? Исповедали ли вы пред Ним все свои грехи? Обменяли ли вы [116] свою греховность на Его праведность? Проявляется ли Его жизнь в вашей жизни? Нет другого пути облечься в праведность Христа. Если Бог может "одеть траву полевую", Он может также облечь и вас в праведность Иисуса Христа. [117]

 

38. ОБЛЕГЧЕНИЕ ТЯЖЕЛЫХ СТРАДАНИЙ

Страдания христиан часто кажутся более тяжелыми, чем скорби прочих людей.

Временами огонь испытания кажется в семь раз сильнее. Все же Священное Писание описывает такие страдания как "кратковременные легкие страдания" (2Кор. 4:17). Что же облегчает такие страдания? Различие заключается не в интенсивности страданий, ибо "всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью" (Евр. 12:11). Различие заключается в продолжительности времени, когда христианин переносит страдания. Но даже если бы вся жизнь представляла собой сплошные страдания и скорбь, все это было бы "кратким мигом" по сравнению с вечностью.

В свете вечности время страданий - кратко. Каждый печальный час приближает нас к той стране, где нет печали.

Каждый приступ боли говорит о вечности, где нет боли; каждый сердечный приступ, каждые похороны говорят нам о наступлении вечности, где "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4).

Христианин не несет свое бремя и страдания один. Эта уверенность укрепляет его духовные силы. Когда жизненные скорби постигают его, он не падает духом. Именно это имел в виду псалмопевец, когда говорил: "Возложи на Господа заботы твои и Он поддержит тебя" (Пс. 54:23). [118] И даже самые тяжелые скорби нашей жизни скоропреходящи. Напоминая об этом, апостол Павел говорит: "Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2Кор. 4:18).

Эта истина очень хорошо представлена в мире природы. Пыльная буря, закрывающая от нас солнце - пройдет. Зимняя морозная атмосфера, губящая цветы, также преходяща. И период дождей, по сравнению с солнечными, ясными днями, не так уж велик, как мы представляем. Время и соответствующее ему мрачное настроение сразу меняется, как только летнее солнце снова засияет во всей своей славе.

То же самое можно сказать относительно болезни, печали и смерти. Эти штормы жизни - не вечны. Они также временны. Они не включены в вечный распорядок Бога. Подобно тому, как солнце сменяет бурю, так и при Втором пришествии Христа вечная жизнь, вечное здоровье, вечное общение заменит смерть, болезнь и печаль. Мы можем с уверенностью ожидать такой перемены, ибо Сам Христос сказал: "Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни" (Иоан. 5:28. 29).

Когда из виду теряется будущее, и мы сосредоточиваемся на наших страданиях, они становятся чрезвычайно тяжелыми. Но когда взор веры созерцает "наследство нетленное, чистое, неувядаемое" (1Петр. 1:4),- наши нынешние страдания кажутся незначительными.

Какой славный день ожидает народ Божий! Предвкушая его величие и торжество, мы готовы вместе с апостолом Павлом воскликнуть: "Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Римл. 8:18).

"Все испытания жизни пройдут...

Страдания, горе на ум не придут,-

Христос удалит эту мрачную тень

И скоро настанет вечности день".

(Е. М. Роут.)

[119]