Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
ЩЕДРОСТЬ ВОЗРАСТАЕТ В БЕДНОСТИ PDF Печать Email

 34. ПРИЗЫВ К ЩЕДРОСТИ

Апостол Павел во время служения в разных церквах [171] неутомимо пытался зажечь в сердцах новообращенных жажду самоотречение трудиться для дела Божьего и часто наставлял их быть щедрыми. Говоря пресвитерам Ефеса о своем прежнем пребывании в их городе, он упомянул следующее: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». «Кто сеет скупо, — писал он коринфянам, — тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (Деян. 20:35; 2 Кор. 9:6, 7).

Почти все верующие Македонии не отличались достатком, но их сердца были преисполнены любви к Богу и Его истине, и они с радостью жертвовали для поддержки Евангелия. Когда в церквах, находящихся в языческих странах, были проведены общие сборы пожертвований для того, чтобы облегчить положение верующих в Иудее, щедрость обращенных в Македонии стала примером для подражания другим церквам. В письме к коринфским верующим апостол обратил их внимание на «благодать Божью, данную церквам Македонским; ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия; ибо они доброхотны по силам и сверх сил... они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым» (2 Кор. 8:1—4).

Желание жертвовать у верующих, в Македонии было [172] следствием их чистосердечного посвящения. Движимые Духом Божьим, они «отдали самих себя, во-первых, Господу» (2 Кор. 8:5), а затем охотно жертвовали свои средства на дело Евангелия. Их не надо было убеждать в этом, они сами с радостью отказывали себе в самом необходимом, дабы удовлетворить нужды других людей. И когда апостол пытался отговорить их, они убедили его принять сей дар, ибо, будучи просты и порядочны, горя любовью к братьям, с радостью отказывали себе.

Когда Павел послал Тита в Коринф, чтобы укрепить там верующих, он наставлял его созидать эту церковь в духе жертвенности, а в своем письме к верующим призвал их к щедрости. «Как вы изобилуете всем, — писал он, — верою и словом, и познанием и всяким усердием, и любовью вашею к нам, — так изобилуйте и сею добродетелью... Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо, если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет... Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело... на всякую щедрость, которая чрез нас производит благодарение Богу» (2 Кор. 8:7, 11, 12; 9:8, 11).

Бескорыстие и щедрость наполняли первоапостольскую Церковь радостью; ибо верующие знали, что своими усилиями они помогают просвещать светом Евангелия пребывающих во тьме. Их радушие и щедрость свидетельствовали о том, что благодать Божья [173] в них произвела свое действие. Благотворительность способствовала их освящению Духом Святым. Для верующих и неверующих это было чудом благодати (Деяния апостолов, с. 342—344).

Вознагражденная щедрость

«И встал он [Илия], и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина-вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои».

В этом бедном доме свирепствовал голод, и жалкие запасы скудной пищи, казалось, были на исходе. Илия пришел в тот самый день, когда вдова уже была готова прекратить борьбу за жизнь, полную серьезных испытаний веры в то, что живой Бог силен дать ей все необходимое. Даже в момент самой острой нужды она проявила свою веру тем, что согласилась разделить с пришельцем последний кусок хлеба.

В ответ на просьбу Илии накормить и напоить его вдова сказала: «Жив Господь, Бог твой! У меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это, и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня, и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после. Ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю».

Более сильного испытания ее веры нельзя было и требовать. Вдова всегда приветливо и щедро принимала всех странников. [174] Теперь, не задумываясь о тех страданиях, которые ожидали ее и сына, и веря, что Бог Израилев поможет ей в нужде, она выдержала испытание гостеприимством и «сделала так, как сказал Илия».

Пророку Божьему сарептская женщина оказала самое радушное гостеприимство, и каким чудесным образом были вознаграждены ее вера и щедрость!

«После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего.

И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель... И, простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.

И взял Илия отрока, и свел его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно».

Сарептская вдова разделила последний кусочек хлеба с Илией и в награду за это была сохранена ее жизнь и жизнь ее сына. Бог обещал великое благословение тем, кто во время испытания и нужды проявляет сочувствие и оказывает помощь еще более нуждающимся. Он не изменился. Он по-прежнему так же силен, как и во дни Илии (Пророки и цари, с. 129—132).

Две лепты вдовы

Иисус находился во дворе храма, где стояли ящики для пожертвований, и наблюдал за теми, кто клал в них свои дары. Многие богачи приносили большие суммы и, опуская их в сокровищницы, стремились привлечь к себе всеобщее внимание. Иисус с печалью смотрел на это, но ничего не сказал о таких щедрых дарах. Но Он увидел бедную вдову, робко подходившую к сокровищнице. Когда проходили богатые и надменные люди, она отступала в сторону, едва осмеливаясь идти дальше. Ей так хотелось сделать хоть что-то, хоть самую малость для дела Божьего, которое она любила! Вдова смотрела на дар, который лежал в ее руке, — такой ничтожный по сравнению с дарами других... Но это было все, что она имела: Выбрав подходящий [175] момент, она торопливо опустила в ящик свои две лепты и поспешила прочь. Но, удаляясь, заметила, что Иисус пристально и одобрительно смотрит на нее.

Спаситель подозвал Своих учеников и обратил их внимание на эту бедную женщину, и вот она услышала слова похвалы: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех в сокровищницу». Слезы показались на ее глазах, когда она увидела, что ее поступок не остался незамеченным и был оценен Христом по достоинству. Многие посоветовали бы ей оставить эти жалкие гроши для себя. Попав в руки раздобревших священников, они затеряются среди более ценных даров, принесенных в сокровищницу. Но Иисус понимал, почему она так поступила. Вдова верила, что служба в храме — это Божье дело, и хотела чем-нибудь поддержать его и сделала, что могла. Этот поступок будет памятным во все времена и станет ее радостью в вечности. Она вложила в этот дар свое сердце, и потому ценность его определяется не достоинством монеты, но любовью к Богу и стремлением внести свою малую долю в Его дело.

Иисус сказал о бедной вдове: «Она положила больше всех». Богатые приносили дар от избытка своего, причем зачастую для того только, чтобы люди почитали их. Хотя дары были огромны, это никак не ущемляло их привычек к роскоши; фактически они не жертвовали ничем, и потому дары эти не шли ни в какое сравнение с лептой вдовы.

Мотив важнее размеров пожертвований

Наши поступки — в зависимости от побуждения — могут либо покрыть нас бесчестьем, либо свидетельствовать о высокой нравственности. Для Господа наиболее цены отнюдь не те великие дары, которые все видят и восхваляют. Богу угоднее, если мы с радостью выполняем повседневные обязанности или приносим скромные, незаметные дары, которые, с точки зрения человека, не имеют никакой ценности. Сердце, исполненное любви [176] и веры, для Бога дороже, чем самый драгоценный дар. Бедная вдова отдала все, что имела, желая хоть малость сделать для Бога. Она обделила себя, чтобы отдать две лепты Тому, труды Которого любила, и сделала это с верой, надеясь, что Небесный Отец не оставит ее в великой нужде. И Спаситель похвалил ее именно за это бескорыстие и детскую веру.

Многие бедные люди стремятся выразить свою благодарность Богу за Его милость и истину. Вместе с более состоятельными братьями они очень хотят поддержать Его служение. Этих людей нельзя отталкивать. Пусть они положат свои лепты в небесные сокровищницы. Если эта малость принесена от сердца, переполненного любовью к Богу, она превращается в священное, бесценное пожертвование, которое радует Бога, и Он благословляет таких людей (Христос — надежда мира, с. 614—616).

Дар, принятый от Марии

Именно готовность сердца служить людям делает дар действительно ценным. Когда Владыка Неба, младенцем, был доверен Марии, она была не в состоянии принести драгоценный дар. Она возложила на Божий алтарь только двух горлиц — приношение, определенное для бедных; но это была жертва, принятая Господом. Она была не в состоянии принести царские дары, какие мудрецы с Востока положили к ногам Сына Божьего в Вифлееме, и все же малые дары Матери Иисуса не были отвергнуты. Господь видел готовность ее сердца, и ее любовь придала ценность ее дарам. Бог также примет и наш дар, даже если он мал, по является лучшим из того, что мы имеем, и принесен из любви к Нему (Ревью энд Геральд, 9 декабря, 1890).

35. ДРАГОЦЕНЕН В ГЛАЗАХ БОЖЬИХ

[177] Среди тех, кто называет себя детьми Божьими, немало людей, которых манит этот мир и все, что в нем; их души испорчены мирским влиянием. Их жизнь духовно бедна. Они стали орудиями беззакония и осуществляют намерения врага.

В противоположность им человек бедный, но честный и трудолюбивый, всегда готовый помочь нуждающимся, согласен скорее переносить трудности, чем проявлять свойственный богатым эгоистичный и корыстный дух. Такой человек ценит чистую совесть и истинные принципы выше любого богатства. Он стремится, насколько это в его власти, творить добро. Если какое-либо благотворительное мероприятие нуждается в финансовой поддержке, он первым готов отозваться и часто, из-за недостатка средств, отказывает себе в самом необходимом, только бы осуществить свое благое намерение.

Этот человек может гордиться своим весьма скромным состоянием; его могут упрекнуть в недостатке рассудительности и мудрости, его влияние может не особенно цениться, но в глазах Божьих он необычайно дорог. И пусть кто-то отказывает ему в здравомыслии, но на самом деле мудрость его превосходит расчетливое, стяжательское разумение иных людей настолько, насколько Божественное выше человеческого; он собирает себе сокровище на небесах, которое не ветшает, не расхищается и не увядает (Ревью энд Геральд, 19 декабря, 1899).

Как благовонное курение

Опыт показал, что дух благотворительности чаще [178] встречается среди малоимущих, нежели среди состоятельных людей. Многие жаждущие богатства будут им же погублены. Если таким людям доверены таланты в материальной сфере, они часто присваивают или растрачивают Божьи деньги, пока Господь не скажет им: «Ты не можешь более управлять Моими средствами». Они оказались недобросовестными управителями, пользуясь чужим, словно это их безраздельная собственность. Бог не может доверить им небесные сокровища...

Дар бедняка — плод его самоотверженности, проявленной в деле распространения света истины, — является благовонным курением пред Богом. Каждый бескорыстный поступок ради блага других укрепит дух благотворительности в сердце дающего, приближая его к Спасителю мира, Который, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою. Даже малая сумма, принесенная с искренней радостью и готовностью, представляет большую ценность в глазах Божьих, нежели приношения тех, кто способен жертвовать тысячи, не испытывая при этом недостатка. Бедная вдова, положившая две лепты в сокровищницу Господню, проявила любовь, веру и щедрость... Божьи благословения, излитые на этот искренний дар, сделали его источником большого влияния.

Две лепты вдовы подобны маленькому ручейку, текущему сквозь века, который, углубляясь и расширяясь, насыщает тысячи нуждающихся и способствует распространению истины. Этот скромный дар преобразил сердца тысяч людей в каждом поколении, в каждой стране. Благодаря ему в сокровищницу Божью полились бесчисленные дары от бедных, но щедрых и самоотверженных людей. Кроме того, ее пример побудил к благородным действиям тысячи нерешительных, эгоистичных любителей безмятежной жизни, и их дары потекли вместе с другими, увеличивая ценность ее приношения (Знамения времени, 15 ноября, 1910).

Дающий получит награду, даже если его дар будет беззастенчиво присвоен

Семья, живущая в бедности, но испытавшая на себе [179] освящающее влияние истины, выражает хвалу и признательность Богу и считает, что необходимо отказывать себе в некоторых жизненных благах, чтобы принести дары в Божью сокровищницу. Кто-то отказывает себе в покупке одежды, которая ему действительно необходима, другие продали свою единственную корову и посвятили Богу вырученные за нее деньги. В искренности души, со слезами признательности за возможность участвовать в Божьем деле, они принесли свои дары и преклонились пред Господом, молясь об излитии Божьих благословений и о том, чтобы эти средства помогли в распространении познания истины людям, пребывающим во тьме.

Но пожертвованные ими средства не всегда использовались так, как они того желали. Алчные, эгоистичные люди, не имеющие духа самоотверженности и посвященности, беззастенчиво присваивали деньги, принесенные в сокровищницу; они обкрадывали сокровищницу Божью, присваивая средства, которые им не принадлежали. Своими непосвященными, опрометчивыми действиями они приводили к тому, что напрасно растрачивались деньги, которые были с молитвами и слезами посвящены Богу...

Даже если посвященные средства были неверно использованы и не пошли по тому назначению, которое предусматривал даритель, — для славы Божьей и спасения людей, — те, кто от чистого сердца жертвовал ради славы Божьей, не лишатся своей награды (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 518, 519).

Одобрение неба

[180] С точки зрения святилища, дар, принесенный бедным из любви ко Христу, оценивается не его размерами, но любовью, побудившей к жертвенности. Обетования Иисуса будут исполнены скорее в отношении бедного, но щедрого человека, пусть даже он пожертвовал немного, но доброхотно, нежели в отношении богатого, дающего от своего избытка. Бедный жертвует, отдавая из того немногого, чем обладает, часто отказывая себе в необходимых вещах, тогда как богатый приносит от своего избытка, не испытывая нужды и ни в чем себе не отказывая. Поэтому в приношениях бедных присутствует посвященность, которую нечасто увидишь в дарах людей богатых, — они жертвуют благодаря своему изобилию. Божье провидение предусмотрело совершенный план систематических пожертвований ради блага человека. Его план неизменен во все времена. Если бы слуги Божьи следовали откровениям Божьего провидения, все могли бы быть активными работниками (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 398, 399).