Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 23 июня 2024
УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ PDF Печать Email

 Глава 15

В комнате больного

«Возложат руки на больных, и они будут здоровы»

Тем, кто служат больным, необходимо понимать важность внимательного отношения к законам здоровья. Нигде повиновение этим законам так не важно, как в комнате больного. Нигде так многое не зависит от правильности выполнения каждой мелочи со стороны ухаживающих. Если заболевание серьезное, малейшая небрежность, даже легкая невнимательность к особым нуждам больного или опасностям, которым он подвергается, проявление страха, возбужденность или раздражение и даже недостаток сострадания — все это может нарушить шаткое равновесие между жизнью и смертью и стать причиной гибели больного, который в другом случае мог бы выздороветь.

Эффективность труда медсестры зависит в большой степени от ее физических сил. Чем крепче ее здоровье, тем успешнее она сможет выдержать напряжение сил, которого требует уход за больным, и тем успешнее она будет выполнять свои обязанности. Тем, кто ухаживает за больными, необходимо уделять особенное внимание своему питанию, чистоте, прогулкам на свежем воздухе и физическим упражнениям. Подобная забота со стороны семьи позволит им также выдержать дополнительные нагрузки, возлагаемые на них, и поможет избежать болезней.

Там, где серьезность заболевания требует присутствия медсестры или сиделки круглые сутки, работу необходимо разделить по крайней мере между двумя расторопными сиделками с тем, чтобы каждая имела возможность для отдыха и физических упражнений на свежем воздухе. Это особенно важно в тех случаях, когда трудно обеспечить постоянный приток свежего воздуха в комнату больного. Не зная о том, насколько важен свежий воздух, комнату редко проветривают, и жизнь как больного, так и ухаживающего за ним находится под угрозой.

При соблюдении необходимых мер предосторожности неинфекционные заболевания не передаются другим. Работайте над усвоением правильных привычек, посредством влажных уборок и проветривания надлежащим образом удаляйте токсичные вещества из комнаты больного. В таких условиях больные скорее выздоровеют и в большинстве случаев ни ухаживающие за больным, ни члены их семьи не заболеют.

Солнечный свет, проветривание и температура

Чтобы обеспечить пациенту наиболее благоприятные условия для выздоровления, необходимо, чтобы комната, в которой он находится, была большая, светлая, не наводящая уныния и чтобы была возможность ее должным образом проветривать. Необходимо, чтобы та комната в доме, которая более всего соответствует этим требованиям, была выделена больному. Во многих домах не достаточно предусмотрена возможность для правильной вентиляции, что затрудняет проветривание помещения должным образом; необходимо сделать все возможное, чтобы комнату для больного отвести в месте, позволяющем потоку свежего воздуха проходить постоянно через нее.

Следует, насколько возможно, поддерживать в комнате больного постоянную температуру. Термометр надо поместить на видном месте. Сиделки, зачастую лишенные сна или вынужденные часто вставать к больному ночью, могут быть подвержены переохлаждению, поскольку не следят за температурой в помещении.

Диета

Важной частью обязанностей медсестры и сиделки является следить за питанием больного. Нельзя допускать, чтобы больной страдал или ослабел безо всякой на то объективной причины только из-за недостатка питательных веществ, а также, напротив, чтобы и без того ослабленные органы его пищеварительной системы переутомлялись. Необходимо позаботиться о том, чтобы готовить и подавать больному такую пищу, которая бы ему понравилась, но необходимо проявить здравомыслие, учитывая соответствие этой пищи потребностям его организма как в количестве, так и в качестве. Особенно когда больной поправляется, когда у него усиленный аппетит, а пищеварительные органы не восстановили еще свои силы, существует огромная опасность нанести больному вред неправильным питанием.

Обязанности ухаживающих за больным

Сиделкам и всем, кому приходится бывать в комнате, необходимо владеть собой, быть веселыми, жизнерадостными и спокойными. Следует избегать спешки, волнения и суеты. Двери необходимо открывать и закрывать осторожно, все домашние должны соблюдать тишину. При лихорадке особенная забота требуется, когда наступает кризис, после которого лихорадка проходит, но пациенту обычно необходимо постоянное наблюдение. Невежество, забывчивость и небрежность стали причиной смерти многих, кто мог бы жить, получи они должную заботу здравомыслящих, чутких и заботливых сиделок.

Посещение больного

Именно неверно направленная доброта, ложное понятие о вежливости ведут к слишком частым посещениям больного. Тех, кто очень болен, не стоит посещать вовсе. Возбуждение, связанное с приемом посетителей, утомляет больного в то время, когда ему крайне необходимо находиться в полной тишине и покое.

Для выздоравливающего больного или страдающего хроническим заболеванием часто является удовольствием и пользой знать, что о нем помнят друзья, но если это заверение в дружбе и свое сочувствие выразить в небольшом письме или передать больному какой-нибудь небольшой подарок, то это принесет большую пользу, чем личное посещение, и поможет избежать опасности причинить ему вред.

Уход за больными в больнице

В больницах и санаториях, где сиделки постоянно общаются с большим количеством больных, от них требуется немало усилий, чтобы быть всегда любезными и веселыми, проявлять чуткость в каждом слове и поступке. В этих учреждениях крайне важно, чтобы медсестры и сиделки старались делать свою работу мудро и хорошо. Им всегда нужно помнить, что, выполняя свои ежедневные обязанности, они служат Господу.

Больные нуждаются в мудром слове. Медсестрам и сиделкам необходимо ежедневно изучать Библию, чтобы быть способными говорить слова, которые помогут больным. Ангелы Божьи находятся в комнатах, в которых служат этим страждущим, и необходимо, чтобы атмосфера, окружающая душу того, кто лечит и ухаживает за больным, была чистой и благоухающей. Врачам и медсестрам следует хранить в памяти принципы Христа. В их жизни должны проявляться Его добродетели. Тогда своими делами и словами они привлекут больных к Спасителю.

Медсестра-христианка, осуществляя служение, способствующее восстановлению здоровья, будет любезно и с успехом привлекать ум пациента ко Христу, Целителю как души, так и тела. Немногие мысли, высказанные то там, то здесь, окажут свое влияние на слушателя. Пожилым сиделкам не стоит терять благоприятную возможность привлечь внимание больного ко Христу. Им следует всегда быть готовыми сочетать духовное лечение с физическим.

С величайшей добротой и нежностью сиделкам надлежит учить, что исцеляющий должен прекратить нарушать Закон Божий. Он должен оставить свою греховную жизнь. Бог не может благословлять того, чьи болезнь и страдания вызваны сознательным нарушением небесных законов. Но Христос, посредством Духа Святого, приходит как целительная сила к тем, кто оставляет путь зла и учится делать добро.

Люди, не имеющие любви к Богу, будут постоянно действовать против того, что приносит душе и телу наибольшую пользу. Но те, кто осознал важность жизни в послушании Богу здесь, в этом злом мире, пожелают освободиться от всех вредных привычек. Благодарность и любовь наполнят их сердца. Они поймут, что Христос — их друг. Во многих случаях осознание того, что они имеют такого друга, значит для выздоровления больше, чем самое хорошее лечение, которое только может быть оказано больным. Однако оба эти направления в служении являются в равной степени важными. Они должны идти рука об руку.

Глава 16

Молитва за больных

Писание говорит, что «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). И если когда-либо люди чувствуют потребность в молитве, то это тогда, когда их покидают силы и сама жизнь, кажется, ускользает из рук. Часто здоровые забывают об удивительных милостях, непрерывно изливающихся на них день за днем, год за годом, и они не воздают хвалу Богу за Его благодеяния. Но приходит болезнь, и они вспоминают о Боге. Когда человеческие силы им изменяют, люди чувствуют потребность в Божественной помощи. И никогда наш милосердный Бог не отворачивается от души, которая искренне просит Его о помощи. Он — наше прибежище как во время болезни, так и в здравии.

«Как отец милует сынов,

Так милует Господь боящихся Его.

Ибо Он знает состав наш,

Помнит, что мы — персть».

Пс. 102:13, 14.

«Безрассудные страдали за беззаконные пути свои

И за неправды свои;

От всякой пищи отвращалась душа их,

И они приближались ко вратам смерти».

Пс. 106:17, 18.

«Но воззвали к Господу в скорби своей,

И Он спас их от бедствий их;

Послал слово Свое, и исцелил их,

И избавил их от могил их».

Стихи 19, 20.

Бог и сегодня в той же мере желает восстановить здоровье больного, как и тогда, когда Святой Дух говорил эти слова через псалмопевца. Христос и теперь все Тот же сострадающий Врач, каким Он был во время Своего земного служения. В Нем находится целительный бальзам от любой болезни, обновляющая сила против всех немощей. Его ученики в наши дни должны молиться о больных с таким же состраданием и верой, как молились ученики в прошлом. И выздоровление не замедлит явиться; ибо «молитва веры исцелит болящего». Мы имеем силу Духа Святого, спокойную, безмятежную уверенность, в основании которой лежит наша вера в Господа; и благодаря этому мы можем с полным правом рассчитывать на Божьи обетования. Обетование Господа: кто будет веровать, «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:18) заслуживает доверия сегодня точно так же, как и во дни апостолов. Оно свидетельствует о преимуществе детей Божьих, и наша вера должна опираться на все, что включает в себя это обетование. Служители Христа являются каналами для действия Его силы, и через них Он желает проявить Свою целительную силу. Наше дело — приносить к Богу больных и страждущих на руках нашей веры. Нам следует научить их верить в Великого Целителя.

Спаситель желает, чтобы мы воодушевляли больных, потерявших надежду, пораженных недугами, положиться на Его силу. Посредством веры и молитвы комнату больного можно превратить в Вефиль — в Дом Божий. Словом и делом врачи и сиделки могут помочь больному ясно осознать, что Бог находится с ними рядом для того, чтобы спасти, а не погубить. Христос желает сделать явным Свое присутствие в комнате больного, наполняя сердца врачей и сиделок благостью Своей любви. Если образ жизни ухаживающих за больными таков, что Христос может подойти вместе с ними к постели больного, у него возникает убеждение, что сострадающий Спаситель действительно находится рядом, само это убеждение многое сделает для исцеления как души, так и тела.

И Бог слышит молитву. Христос сказал: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю». И еще Он говорил: «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 14:14; 12:26). Если мы живем по Слову Его, каждое драгоценное обещание, данное Им нам, будет исполнено в нашей жизни. Мы не заслуживаем Его милости, но когда мы отдаем себя Ему, Он принимает нас. Он будет работать для тех и через тех, кто следует за Ним.

Но только тогда, когда мы живем, повинуясь Слову Его, мы можем рассчитывать на исполнения Его обетовании. Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс. 65:18). Если мы лишь отчасти, нерешительно, без особого энтузиазма повинуемся Ему, Его обещания для нас никогда не исполнятся.

В Слове Божьем мы имеем наставление относительно специальной молитвы для исцеления больных. Но произнесение такой молитвы — серьезнейший акт, и он не может состояться без тщательного размышления. Во многих случаях в молитве, произнесенной для исцеления больного, то, что принимают за веру, является не чем иным, как самонадеянностью.

Многие люди вызывают заболевания, потворствуя своим прихотям. Одни не жили в согласии с законами природы или принципами строгого воздержания и чистоты. Другие не считались с законами здоровья в вопросах питания, выбора напитков, одежды и чрезмерных физических нагрузок. Часто какая-либо форма порока ослабляет ум или тело. Обрети эти люди благословение здоровья, многие из них продолжали бы прежний образ жизни, бездумно преступая Божьи законы, физические и духовные, считая, что если Бог исцелил их в ответ на молитву, они вольны продолжать нездоровый образ жизни и потворствовать своему извращенному аппетиту безо всяких ограничений. Если бы Бог сотворил чудо, восстановив здоровье этих людей. Он бы тем самым поощрил грех.

Напрасный труд учить людей взирать на Бога как на Целителя их немощей, если не убеждать их также оставить нездоровый образ жизни. Чтобы получить Его благословение в ответ на молитву, они должны прекратить творить зло и научиться делать добро. Их среда обитания должна соответствовать санитарным нормам, им следует исправить свои привычки. Они должны жить в гармонии с Законом Божьим — и физическим, и духовным.

Признание греха

Тем, кто желает, чтобы молились о восстановлении его здоровья, следует разъяснить, что нарушение Закона Божьего, как физического, так и духовного, является грехом; но чтобы получить Божье благословение, грех следует исповедать и оставить.

Писание повелевает нам: «Признайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16). Тому, кто просит помолиться о нем, необходимо сказать примерно следующее: «Мы не можем читать в сердце или ведать тайны твоей жизни. Они известны только тебе самому и Богу. Если ты раскаиваешься в своих грехах, твоя обязанность признать их». Свои личные грехи должно исповедовать только перед Христом, единственным посредником между Богом и человеком, ибо «если (...) кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1). Каждый грех есть оскорбление Бога, и его должно исповедать Ему через Христа. Каждый открытый грех надо признать так же открыто. Несправедливость, причиненная ближнему, должна быть исправлена по отношению к тому, кого обидели. Если кто-либо, стремящийся быть здоровым, был повинен в наговоре, если он сеял разлад дома, с соседями или в церкви и возбуждал отчуждение, разногласия и распри, если своим неправильным поведением он вводил в грех других, эти грехи необходимо исповедать перед Богом и перед теми, кому нанесена обида. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Когда человек привел в порядок свое прошлое, мы можем спокойно, с верой представить нужды больного Господу, если Дух Божий будет побуждать нас к этому. Он знает каждого по имени и заботится о каждом человеке, как будто он единственный на всем белом свете, за кого был отдан возлюбленный Сын Божий. Потому как любовь Божья так велика и неизменна, больных следует побуждать довериться Ему и ободриться. Постоянное беспокойство о себе постепенно приводит к слабости и болезни. Если они поднимутся над мраком и унынием, перспектива их выздоровления станет более реальной; потому что «око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).

В молитве за больного следует помнить, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8:26). Мы не знаем, послужит ли наибольшим благословением для больного то благо, которого мы для Него желаем. Поэтому необходимо, чтобы наши молитвы включали в себя такие мысли: «Господи, Ты знаешь все тайны души. Ты знаешь этих людей. Иисус, их Заступник, отдал Свою жизнь за них. Его любовь к ним больше, чем вся наша любовь, на какую мы только способны. Поэтому, если это для Твоей славы и блага немощных, мы просим во имя Иисуса, чтобы их здоровье вернулось. Если на то, чтобы они выздоровели, не будет Твоего соизволения, мы просим, чтобы Твоя благодать утешила их и Твое присутствие поддержало их в их страданиях».

Бог знает конец от самого начала. Он ведает, что происходит в сердцах всех людей. Перед Ним открыта каждая тайна души. Он знает, выдержат ли те, за кого возносится молитва, испытания, которые выпадут на их долю, если они останутся жить. Он знает, будет ли их жизнь благословением или проклятием для них самих и для мира. Это одна из причин, почему, представляя наше прошение в горячей сердечной молитве, нам следует сказать: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иисус прибавил эти слова покорности к мудрости и воле Божьей, когда в Гефсиманском саду умолял: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39). И если Сам Божий Сын не считал уничижительным для Себя произнести эти слова, то сколь более подобает произносить их нам, слабым, смертным, заблуждающимся созданиям.

Самое разумное в том, чтобы доверить свои желания нашему премудрому Небесному Отцу и затем с полной уверенностью отдать все в Его руки. Мы знаем, что Бог слышит нас, если мы просим о чем-либо по Его воле. Но настаивать на исполнении своего прошения, не смирив свой дух, неверно; наши молитвы должны быть не в форме приказа, но в форме просьбы.

Есть случаи, когда Бог действует решительно, Своей небесной силой восстанавливая здоровье. Но не все больные получают исцеление. Многие скончались, почивши во Иисусе. Иоанну на острове Патмос было велено написать: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13). Из этого мы видим, что если люди не получили исцеления, это не означает, что им не достаточно веры.

Мы все желаем немедленных и прямых ответов на наши молитвы, чем подвергаем себя искушению поддаться унынию, когда не получаем ответ сразу или когда он приходит в неожиданной форме. Но Бог слишком мудр и добр, чтобы отвечать на наши молитвы только тогда и только таким образом, как мы Его просим. Он сделает для нас нечто большее и лучшее, чем простое исполнение всех наших желаний. И поскольку мы можем доверять Его мудрости, нам не стоит просить Его уступить нашей воле, но нам необходимо стремиться понять Его намерения и осуществить их. Нужно, чтобы наши желания и интересы растворились в Его воле. Эти жизненные опыты, посредством которых испытывается наша вера, происходят с нами для нашей пользы. Благодаря этому и становится ясно, истинна и искренна ли наша вера, полагаемся ли мы на Слово Божье, или наша вера, будучи зависимой от обстоятельств, неопределенна и изменчива. Вера укрепляется, если ее проявлять в практической жизни. Пусть посредством терпения совершенствуется наш характер, при этом следует помнить, что в Писании есть драгоценные обетования для тех, кто ожидает решения от Бога.

Не все понимают эти принципы. Многие, кто стремится обрести исцеляющую милость Господа, считают, что должны получить немедленный, конкретный и непосредственный ответ на свои молитвы, а если этого не происходит, они думают, что их вера несовершенна. По этой причине тем, кто ослаблен болезнью, нужно давать мудрые советы, чтобы они поступали благоразумно. Тому, кто заботится о близких людях, не следует пренебрегать своими обязанностями по отношению к друзьям, от которых зависит их здоровье, не следует также игнорировать возможность задействовать для восстановления здоровья средства, имеющиеся в распоряжении природы.

Часто здесь существует опасность заблуждения. Веря в то, что они могут быть излечены в ответ на молитву, некоторые боятся сделать что-то такое, что указывало бы на недостаточность веры, но им не стоит пренебрегать тем, чтобы привести в порядок свои дела так, как они бы желали сделать, если бы ожидали, что смерть возьмет их. Также им не стоит бояться произносить слова ободрения или совета, которые в час прощания они желают сказать своим любимым.

Желающие исцелиться молитвой не должны пренебрегать использованием доступных лечебных средств. Использование данных Богом средств, чтобы смягчить боль и помочь природе в ее работе по восстановлению организма, не означает отречение от веры. Это вовсе не отречение от веры — объединиться с Богом в создании для себя условии, способствующих выздоровлению. Бог дал нам эту силу для постижения законов жизни. Это знание доступно нам, чтобы мы могли пользоваться им. Нам следует употребить все средства для восстановления здоровья, используя все, что только может принести пользу, действуя в согласии с законами природы. После вознесения молитвы за выздоровление больного мы можем работать со все большей энергией, благодаря Бога за то, что мы имеем привилегию сотрудничать с Ним и просить Его благословения в использовании тех средств, которые Он Сам дал нам.

Мы имеем одобрение Слова Божьего использовать лечебные средства. Езекия, царь Израиля, был болен, и пророк Божий принес ему весть, что он умрет. Он воззвал к Господу, и Господь услышал Своего слугу и послал ему весть о том, что пятнадцать лет будут прибавлены к его жизни. Теперь одно слово от Бога мгновенно излечило бы Езекию; но были даны специальные указания: «пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв; и он выздоровеет» (Ис. 38:21).

В другом случае Христос помазал глаза слепого глиной и повелел ему: «пойди, умойся в купальне Силоам... Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:7). Исцеление могло совершиться только силой Великого Целителя, однако Христос воспользовался простыми средствами природы. Не поддерживая лечение лекарствами, Он одобрял использование простых и предусмотренных природой средств.

Воздав молитвы за выздоровление больного, каков бы ни был исход болезни, не будем терять веры в Бога. Если нам выпадет испытать тяжелую утрату, мы примем с достоинством горькую чашу, помня, что это руки Отца подносят ее к нашим губам. Но если здоровье будет восстановлено, не следует забывать, что получивший милость исцеления имеет определенную обязанность по отношению к Создателю. Когда десять прокаженных были очищены, только один вернулся, чтобы найти Иисуса и воздать Ему славу. Пусть никто из нас не будет подобен тем легкомысленным девяти, чьи сердца оказались нетронутыми Божьей милостью. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

Глава 17

Использование лечебных средств

Болезнь никогда не приходит без причины. Пренебрежение законами здоровья готовит путь для болезни. Многие страдают, неся последствия греховного образа жизни своих родителей. Хотя они не несут ответственности за то, что делали их родители, тем не менее они обязаны выяснить, что является нарушением законов здоровья, а что нет. Им следует избегать дурных привычек своих родителей и, ведя правильный образ жизни, создать для себя лучшие условия.

Большинство же людей, однако, страдают из-за своего собственного неправильного образа жизни. Они пренебрегают принципами здоровья в своих привычках в еде, питье, одежде и труде. Нарушение ими законов природы приводит к неизбежному результату, и когда болезнь настигает их, многие не приписывают свои страдания истинной причине, а ропщут на Бога, виня Его в своем несчастье. Но Бог не ответственен за страдания, которые являются последствием пренебрежения законами природы.

Бог наделил нас необходимым количеством жизненной силы. Он также создал нас с органами, подходящими для поддержания различных жизненных функций, и Он задумал и устроил так, чтобы эти органы действовали в гармонии друг с другом. Если мы рационально расходуем жизненную энергию и содержим хрупкий механизм своего организма в порядке, то в результате обретем здоровье; но если жизненные силы слишком быстро иссякают, нервная система заимствует силы из своих запасных ресурсов, и когда повреждается один орган, это оказывает влияние на все. Организм переносит многие злоупотребления без видимого сопротивления; затем он пробуждается и делает решительное усилие, чтобы устранить влияние дурного обращения, от которого он страдает. Попытки организма исправить эти условия своего существования часто проявляются в высокой температуре, лихорадке и различных других формах болезней.

Рациональные средства

Когда злоупотребление здоровьем заходит так далеко, что наступает болезнь, страждущий обычно может сделать для себя то, что никто другой не может для него сделать. Первое, что нужно предпринять, — выяснить истинный характер болезни, а потом попытаться разумными методами устранить ее причину. Если гармоничное функционирование организма нарушилось в результате чрезмерного труда, переедания или по другой причине, не старайтесь поправить дело, отягощая организм ядовитыми медикаментами.

Невоздержанность в еде часто становится причиной болезни, и в чем организм нуждается более всего, так это в облегчении чрезмерных нагрузок, возложенных на него. При многих заболеваниях самое лучшее средство для пациента — пропустить один или два приема пищи, чтобы переутомленные органы пищеварения имели возможность отдохнуть. Питание фруктами в течение нескольких дней обычно приносит огромное облегчение людям, занятым умственным трудом. Короткий период полного воздержания от еды, за которым следует умеренное потребление простой пищи, зачастую приводит к выздоровлению за счет способности организма самовосстанавливаться. Умеренное питание на протяжении одного-двух месяцев убедило бы множество страждущих, что путь отречения от своих прихотей — это путь к здоровью.

Отдых как лечебное средство

Некоторые заболевают от переутомления. Для них отдых, свобода от забот и скудное питание — основные средства для восстановления здоровья. Для тех, чей мозг утомлен и нервы расшатаны от непрерывного труда в тесном, душном помещении, поездка в сельскую местность, где они могут вести простую, свободную от забот жизнь в близком общении с природой, была бы наиболее полезной. Прогулка по полям и лесам, сбор цветов, пение птиц сделают гораздо больше для их выздоровления, чем любое другое средство.

Для здоровых и больных чистая вода — одно из лучших благословений неба. Ее правильное использование способствует здоровью. Бог создал этот напиток, чтобы животные и человек могли утолять жажду. Ее достаточное употребление помогает удовлетворить потребности организма и помогает ему противостоять болезни. Наружное применение воды — один из самых доступных и наиболее эффективных и приятных способов регулирования кровообращения. Холодная или прохладная ванна являются отличным тонизирующим средством. Теплые ванны открывают поры и таким образом устраняют нечистоты. Как теплые, так и прохладные ванны успокаивают нервы и приводят в норму кровообращение.

Но многие никогда не испытывали на себе благотворное воздействие от должного использования воды, и они боятся ее. Водное лечение не ценится так, как стоило бы его ценить, умелое применение его требует усилий, которые многие не желают прилагать. Но никому не следует оправдываться незнанием или незаинтересованностью в этом вопросе. Всем следует знать, как использовать воду при лечении в домашних условиях. Матерям особенно важно этому научиться, чтобы знать, как ухаживать за здоровыми и за больными членами своей семьи.

Деятельность — закон нашего существования. У каждого органа тела есть предназначенная ему функция, от выполнения которой зависит его развитие и сила. Нормальное функционирование всех органов дает энергию и силу, а если их не нагружать, то это приведет к расстройству здоровья и к смерти. Перевяжите руку так, чтобы она не двигалась хотя бы несколько недель, затем освободите ее, и вы увидите, что она стала слабее, чем если бы вы использовали ее со средней нагрузкой все это время. Бездеятельность производит тот же эффект на всю мускульную систему.

Бездеятельность — плодородная почва для заболеваний. Физические упражнения оживляют и нормализуют кровообращение, но в неподвижном теле кровь не обращается свободно, и обмена веществ, столь необходимого для жизни и здоровья, в ней не происходит. Кожа также становится неэластичной. Нечистоты не удаляются, как это было бы, если бы циркуляция крови в организме оживлялась энергичной физической нагрузкой, кожа находилась бы в здоровом состоянии, и легкие получали бы в достатке чистый свежий воздух. Подобное состояние организма возлагает двойное бремя на органы выделения, и результатом этого становится болезнь.

Не стоит поощрять инвалидов вести малоподвижный образ жизни. Когда имеет место какое-либо серьезное перенапряжение, полный отдых на протяжении некоторого времени иногда отвращает угрозу серьезной болезни, но что касается инвалидов и хронических больных, редко бывает необходимо прервать всякую деятельность.

Тем, кто надорвался в результате умственного труда, необходимо отдохнуть от утомительной напряженной работы мозга; но им не следует внушать, что для них вообще опасно использовать умственные способности. Многие склонны считать свое положение хуже, чем оно есть на самом деле. Такое убеждение не благоприятствует выздоровлению, и его не следует поощрять.

Служители церкви, учителя, учащиеся и другие занимающиеся умственным трудом работники часто страдают от заболеваний, которые являются результатом сильного умственного напряжения, не облегченного физическими упражнениями. Чего этим людям недостает более всего, так это вести более активный образ жизни. Привычка к строгому воздержанию во всем в сочетании с надлежащими физическими упражнениями обеспечила бы как умственные и физические силы, так и выносливость всем работникам умственного труда.

Тех, кто излишне перенапрягал свои физические силы, не стоит поощрять полностью отказаться от ручного труда. Но труд, чтобы стать величайшим преимуществом и благом, должен быть систематическим и приятным. Упражнения на открытом воздухе — это самое лучшее; они должны быть спланированы так, чтобы, выполняя их, можно было укрепить ослабевшие органы, не стоит забывать тренировать сердце; ручной труд никогда не следует превращать в тяжелую, нудную работу.

Когда инвалидам нечем занять свое время и внимание, их мысли сосредотачиваются на них самих, и они становятся болезненно-раздражительными. Раз за разом они мысленно останавливаются на своих недугах и болезненных ощущениях, пока не начинают думать, что им гораздо хуже, чем на самом деле, и что они абсолютно неспособны что-либо делать.

Во всех этих случаях правильно подобранные физические упражнения оказались бы эффективным лечебным средством. В некоторых случаях они просто незаменимы для восстановления здоровья. Воля неотделима от ручного труда, и в чем действительно нуждаются эти больные, так это в пробуждении воли. Когда воля дремлет, воображение приобретает болезненный характер, и противостоять болезни становится невозможно.

Для большинства инвалидов бездеятельность является величайшим проклятием, которое только можно представить. Занятия легким полезным трудом, не утомительным для ума и тела, хорошо влияют на них. Они укрепляют мышцы, улучшают кровообращение и дают больному удовлетворение от сознания того, что он не совсем бесполезен в этом занятом мире. Пусть поначалу он способен сделать совсем немного, но вскоре обнаружится, что его силы растут и по мере этого он сможет выполнять все большую работу.

Физические упражнения помогают страдающим расстройством пищеварения, задавая органам пищеварения здоровый ритм. Занятие напряженной умственной работой или интенсивная физическая нагрузка сразу же после еды препятствуют работе пищеварительного тракта, но короткая прогулка с приподнятой головой и с распрямленными плечами приносит огромную пользу.

Несмотря на то, что столько сказано и написано о важности физических упражнений, многие по-прежнему пренебрегают ими. Одни полнеют, потому что организм засоряется; другие худеют, ослабевают и чахнут, потому что их жизненные силы истощены переработкой избыточной пищи. Печень работает с повышенной нагрузкой, очищая кровь от шлаков, а результатом становится болезнь.

Тем, кто привык к сидячему образу жизни, рекомендуются физические упражнения на свежем воздухе — ежедневно и зимой, и летом. Ходить пешком предпочтительней, чем ездить на автомобиле или верхом на лошади, потому что этим вовлекается в работу большая часть мышц, активизируется работа легких, поскольку благодаря быстрой ходьбе они обильно снабжаются воздухом.

Такие упражнения во многих случаях были бы полезней для здоровья, чем лекарства. Врачи часто советуют своим пациентам предпринять путешествие по морю, отправиться к минеральным источникам или поменять климат, тогда как в большинстве случаев при умеренном питании и регулярных активных, оздоравливающих физических упражнений они скорее вернули бы себе здоровье и сберегли бы время и деньги.

Глава 18

Излечение психики

Между состоянием психики и телом существуют очень тесная связь. Заболевания физического характера влияют на состояние психики и наоборот. Душевное состояние затрагивает физическое здоровье в гораздо большей степени, чем люди это себе представляют. Очень многие болезни — результат умственной депрессии. Печаль, огорчение, сильное волнение, недовольство, угрызения совести, чувство вины, разочарования, недоверие — все это постепенно истощает жизненные силы, вызывая расстройство здоровья и смерть.

Иногда болезнь вызывается и часто значительно усугубляется силой собственного воображения. Многие ставшие пожизненными больными могли бы быть в порядке, если бы они только считали себя здоровыми. Многим людям кажется, что каждое, даже незначительное, неблагоприятное воздействие внешних погодных факторов вызывает болезнь, и в конце концов они действительно заболевают, потому что их сознание было на это настроено. Многие умирают от болезней, единственной причиной которых является воображение.

Мужество, надежда, вера, сочувствие, любовь способствуют здоровью и продлевают жизнь. От спокойствия ума и бодрости духа зависит здоровье тела и сила души. «Веселое сердце благотворно, как врачевство» (Притч. 17:22).

В лечении больного не следует пренебрегать возможностью положительно влиять на его сознание. При правильном использовании это влияние является одним из наиболее эффективных средств для борьбы со многими болезнями.

Контроль разума над разумом

Существует, однако, метод лечения психики, который является на самом деле одним из наиболее действенных орудий зла. Посредством этой так называемой науки один ум оказывается под властью другого так, что более слабая личность как бы растворяется в личности более сильной. А в результате один человек подавляет волю другого. Утверждается, что таким образом можно изменить направление мыслей, передать оздоровительные импульсы, так что пациент получит силу сопротивляться болезни и преодолеть ее.

Такой метод лечения применялся людьми, не имеющими представления о его истинной природе и последствиях и верящими в благотворность его воздействия на больного. На самом деле эта так называемая наука основывается на ложных принципах. Она чужда природе и духу Христа. Она не приводит к Тому, Кто является жизнью и спасением. Тот, кто привлекает умы к себе, уводит больных от истинного Источника их жизненной силы.

В намерения Бога не входит, чтобы один человек подчинил свой разум и свою волю власти другого, становясь пассивным орудием в его руках. Никто не должен допускать, чтобы чья-то индивидуальность подавляла его собственную. Это заблуждение — относиться к какому бы то ни было человеческому существу как к источнику исцеления. Человек должен полагаться только на Бога. Только Бог, наделивший сотворенного Им человека чувством собственного достоинства и жизненной силой, имеет право управлять человеческим сознанием, но ни в коем случае — не человеческий разум.

Бог желает привести людей в непосредственные, беспосреднические отношения с Собой. Во всех Своих взаимоотношениях с людьми Он признает принцип персональной ответственности. Бог стремится поощрять чувство личной зависимости человека от Него и внушить потребность в Его личном руководстве. Он желает привести человеческое сознание и разум в тесную связь и общение с Божественным, чтобы преображенные люди могли бы иметь Его подобие. Сатана действует, стремясь помешать выполнению этой цели. Он стремится побудить людей к тому, чтобы они полагались на людей. Когда сознание их будет отвлечено от Бога, искуситель получит возможность подчинить их волю своей, и тогда он сможет управлять всем родом человеческим.

Основоположником идеи о том, чтобы один разум управлял другим, является сатана. Чтобы получить господство над сознанием людей, он выдает себя за небесного целителя и помещает человеческую философию там, где следует быть Божественной. Из всех заблуждений, которым подвержены люди, исповедующие христианство, ничто не сравнится по опасности с этим обманом, ничто другое не отделяет человека от Бога столь решительно. Это невинное, как может показаться, заблуждение, практикуемое на больных, приведет к их гибели, а не к исцелению. Оно открывает дверь, через которую входит сатана, чтобы овладеть и тем умом, который находится под контролем, и тем, который контролирует другого.

Таким образом, злонамеренные мужчины и женщины получают в распоряжение страшную силу. Какие возможности она предоставляет тем, кто живет за счет извлечения выгод и преимуществ из слабостей и безрассудства других! Как много людей, контролирующих посредством власти над умами немощные и больные души, находят в этом средство удовлетворения своих похотей, страстей или жажды наживы!

Существует нечто лучшее, куда мы можем приложить свои силы, чем власть над людьми. Врачу надлежит учить людей взирать не на человеческое, а на Божественное. Вместо того, чтобы учить больных полагаться на людей ради исцеления души и тела, ему следует направить их к Тому, Кто может спасти всех, приходящих к Нему. Тот, Кто сотворил человеческий разум, знает, в чем он нуждается. Бог — единственный, Кто в силах исцелить. Те, чей разум и тело больны, должны видеть во Христе своего Целителя. Он сказал: «Ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). Это жизнь, о которой необходимо рассказать больным, а также о том, что если они имеют веру во Христа как Восстановителя их здоровья, если они сотрудничают с Ним, повинуясь законам здоровья и стремясь к совершенной святости и благоговению перед Ним, Он сделает их сопричастниками Своей жизни. Когда мы представляем им Христа таким образом, то передаем силу, энергию, имеющую особую ценность, ибо она приходит свыше. Это и есть истинная наука об исцелении тела и души.

Сочувствие

Великая мудрость нужна в лечении болезней, причиною которых стало психическое расстройство. Страдающие от душевной боли, тоски, обеспокоенности нуждаются в мягком подходе и особом лечении. Зачастую семейные проблемы, подобно язве или червоточине, разъедают саму душу человека и ослабляют жизненные силы. А иногда угрызения совести о сделанном грехе подрывают физические силы и выводят из нормального состояния разум. Только чуткость и нежное сочувствие могут принести пользу этой категории больных. Врачу необходимо сначала завоевать их доверие, а потом указать им на Великого Целителя. Если их веру удастся направить к Истинному Врачу и они смогут иметь уверенность в том, что Он взял на Себя лечение их болезни, это принесет облегчение душе и возвратит здоровье телу.

Сочувствие и тактичное обращение в большинстве случаев приносят гораздо больше пользы больному человеку, чем самое квалифицированное лечение при холодном и безразличном отношении. Врач, который подходит к постели больного с небрежностью и безразличием, смотрит на несчастного безучастно и холодно, давая словом и делом понять, что его болезнь не стоит особого внимания, а потом оставляет пациента наедине со своими размышлениями и страхами — такой врач наносит этому пациенту несомненный вред. Сомнения и уныние, порожденные его равнодушием, часто нейтрализуют положительное воздействие лечебных средств, которые он может прописать.

Если бы врачи могли поставить себя на место того, чей дух сокрушен и чья воля ослаблена страданием, на место того, кому так необходимы слова сочувствия и надежды, они бы смогли лучше понять его чувства. Когда любовь и сочувствие, которые Христос проявлял к больным, сочетаются со знаниями врача, само присутствие такого врача будет благословением.

Искренность в отношениях с пациентом внушает ему уверенность и поэтому может реально помочь выздоровлению. Есть врачи, которые считают разумным скрывать от больного характер и причину болезни, от которой он страдает. Многие, боясь взволновать или расстроить пациента, сказав ему правду, подают ему ложную надежду на выздоровление и даже позволяют больному сойти в могилу, не предупредив его об опасности. Все это неразумно. Может быть, не всегда безопасно и не всегда нужно открывать пациенту полную картину грозящей ему опасности. Это может встревожить его и тем самым помешать выздоровлению. Не следует также говорить всю правду тем, чье плохое самочувствие главным образом является плодом их воображения. Многие из таких людей не отличаются благоразумием и не привыкли владеть собой. Они имеют особую склонность воображать о себе и о других много такого, чего нет на самом деле. Для них все это кажется реальным, и тем, кто заботится о них, необходимо проявить неизменную доброту, неутомимое терпение и такт. Если этим пациентам сказать правду об их заболевании, некоторые обидятся, другие расстроятся. Христос сказал своим ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12). Но хотя не всю правду можно говорить, во всех случаях никогда не является необходимым и оправданным нарочно вводить пациентов в заблуждение. Врач или сиделка никогда не должны опускаться до увиливания и уклончивости. Тот, кто делает это, лишает Бога возможности сотрудничать с Ним, и, потеряв из-за этого доверие своих пациентов, он тем самым отвергает одно из наиболее эффективных средств для их выздоровления.

Сила воли не ценится так, как следовало бы. Необходимо, чтобы воля бодрствовала и была правильно направлена, это сообщит энергию всему человеческому естеству и весьма поможет в деле сохранения здоровья. Сила воли также помогает справляться с болезнью. Если ее применять в правильном направлении, она будет управлять воображением и явится могучим средством для сопротивления недугам и преодоления болезней души и тела. Упражняя волю и развивая правильное отношение к жизни, больные могут много сделать для выздоровления, объединив свои усилия с усилиями врача. Тысячи людей могут вернуть себе здоровье, если только захотят этого. Господь не хочет, чтобы они болели. Он желает, чтобы они были здоровы и счастливы, и поэтому им следует изменить свой образ мышления, чтобы быть здоровыми. Зачастую инвалиды могут противостоять болезни, просто отказываясь поддаться заболеванию и не желая сидеть без дела. Пусть они, преодолевая свои недомогания и боли, занимаются полезным делом, которое им по силам. Подобные занятия, обилие свежего воздуха и солнечного света могли бы помочь многим больным вновь обрести здоровье и силы.

Библейские принципы лечения

Для тех, кто хочет сохранить здоровье, содержится урок в словах Священного Писания. «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Не через возбуждение или забвение, вызываемое неестественными и нездоровыми возбудительными препаратами, не потворством недостойным желаниям и пристрастиям приобретается истинное исцеление или обновление души и тела. Среди больных есть много людей, у которых нет ни Бога, ни надежды. Они страдают от неудовлетворенных желаний, разрушительных пристрастий и от того, что их собственное сознание осуждает все это. Они теряют опору в этой жизни и не имеют перспектив в жизни грядущей. Пусть не надеется ухаживающий за больным принести пользу этим пациентам, поощряя их легкомыслие и потворствуя их прихоти. Ведь это стало проклятием в их жизни. Изголодавшаяся, страждущая душа будет продолжать томиться от голода и жаждать до тех пор, пока она стремится найти удовлетворение во всем этом. Те, кто пьет из источника эгоистических наслаждений, обманывают самих себя. Они принимают веселость за силу, а когда возбуждение угасает, их воодушевлению приходит конец и остается неудовлетворенность и уныние.

Постоянный мир, истинный покой духа может даровать только один Источник. Это имел в виду Христос, сказав: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14:27). Этот мир не есть что-то, что Он дает отдельно от Себя Самого. Он — во Христе, и мы можем получить его, только принимая Христа.

Христос является источником жизни. Тем, кто имеет много нужд и проблем, необходимо ближе узнать Господа, их нужно серьезно, с добротой и терпением учить, каким образом все наше естество может открыться навстречу целительным силам Неба. Когда солнечный свет любви Божьей озарит темные уголки души, постоянное беспокойство, непроходящая усталость и неудовлетворенность исчезнут, и радостное удовлетворение сообщит силу уму, здоровье и энергию телу.

Мы находимся в мире, полном страдания. Трудности, испытания и скорбь предстоят нам на всем пути в небесный дом. Но существует много людей, которые делают бремя жизни вдвойне тяжелым, постоянно живя в предчувствии беды. Если их постигают напасти или разочарования, они думают, что все гибнет, что их удел самый тяжелый, что они непременно окажутся в нужде. Таким образом, они действительно навлекают на себя нищету и бросают тень на все, что окружает их. Сама жизнь становится для них бременем. Но все это необходимо отбросить, Будет стоить решительных усилий, чтобы изменить ход их мыслей. Но это возможно. Их счастье как в этой, так и в грядущей жизни зависит от сосредоточенности их сознания на светлом и радостном. Пусть они отвернутся от мрачной картины, которую рисует их воображение, и повернутся к благам, которыми Бог усыпал их путь, и дальше — к невидимому и вечному.

Для каждого испытания Бог предусмотрел помощь. Когда в пустыне Израиль подошел к горьким водам Мерры, Моисей воззвал к Богу, но Господь не дал людям какое-то новое средство; Он привлек внимание к тому, что было под рукой. Кустарник, который Он создал, нужно было бросить в источник, чтобы сделать воду чистой и сладкой. Когда это было сделано, народ напился воды и освежил свои силы. Во всяком испытании Христос поможет нам, если мы обращаемся к Нему. Мы увидим обещания об исцелении, записанные в Его Слове. Дух Святой научит нас, как обрести все благословения, которые станут противоядием горю и печали. Для каждого глотка из чаши горечи, поднесенной к нашим губам, мы найдем ветвь, которая очистит и сделает горькое сладким.

Нам не стоит мыслями о будущем с его трудноразрешимыми проблемами и мрачными перспективами приводить в трепет наши сердца, вызывать дрожь в коленях, заставлять себя опустить руки. «Разве прибегнет к защите Моей, — говорит Всемогущий, — и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною» (Ис. 27:5). Тот, кто подчиняет свою жизнь Его водительству и посвящает себя на служение Ему, никогда не попадет в такую ситуацию, которую Бог не предусмотрел заранее. Каким бы ни было наше положение, если мы повинуемся Слову Его, мы имеем Руководителя, который указывает нам путь; какими бы ни были наши затруднения, мы имеем надежного Советника; какими бы ни были наши скорби, тяжелые утраты или одиночество, мы имеем сострадающего Друга.

Если по своему неведению мы делаем неправильные шаги, Спаситель не оставляет нас. Нам никогда не следует думать, что мы остались в одиночестве. Ангелы сопровождают нас. Утешитель, Которого Христос обещал послать во имя Свое, пребывает с нами. На пути, ведущем в град Божий, нет таких трудностей, которые доверяющие Ему не могли бы преодолеть. Нет таких опасностей, которых они не могли бы избежать. Нет такой скорби и трудности, такой человеческой слабости, против которой Он не предусмотрел бы средство.

Никому не нужно предаваться унынию и отчаянию. Сатана может прийти к вам с безжалостным приговором: «Твое дело безнадежно. Тебя невозможно искупить». Но для вас есть надежда во Христе. Бог не повелевает нам побеждать своими собственными силами. Он предлагает нам подойти к Нему поближе. Какие бы проблемы и трудности, отягощающие душу и тело, ни одолевали. Он ждет нас, чтобы дать нам свободу.

Тот, кто взял на Себя нужды рода человеческого, знает, как сочувствовать людским страданиям. Христу известна не только каждая душа, не только особые нужды и испытания этой души. Он знает также и все обстоятельства, которые беспокоят и смущают ее дух. Его чуткая рука с нежностью и состраданием простерта к каждому страждущему чаду. Те, кому выпадают самые тяжелые страдания, больше всех получают Его сочувствие и жалость. Его трогают наши немощи, и Он желает, чтобы мы положили наши проблемы и беды к Его ногам и оставили их там.

Нет в том мудрости, чтобы погружаться в себя и анализировать свои эмоции. Если мы делаем это, враг создает нам трудности и искушения, ослабляющие веру и уничтожающие мужество. Пристально изучать свои эмоции и давать волю чувствам значит питать сомнения и запутывать себя в неразрешимых проблемах. Нам нужно отвернуться от себя и повернуться к Иисусу.

Когда искушения осаждают вас, когда заботы, затруднения и мрак, кажется, окружают вашу душу, взгляните туда, где вы видели свет в последний раз. Успокойтесь во Христовой любви и под Его оберегающей заботой. Когда грех борется за власть над вашим сердцем, когда вина угнетает душу и отягощает совесть, когда неверие затемняет ум, помните, что благодати Христа достаточно, чтобы покорить грех и рассеять мрак. Приходя в общение со Спасителем, мы вступаем в край мира и покоя.

Обетования исцеления

«Избавит Господь душу рабов Своих,

И никто из уповающих на Него не погибнет».

Пс. 33:23.

«В страхе пред Господом — надежда твердая

И сынам Своим Он прибежище».

Притч. 14:26.

«Сион говорил: "оставил меня Господь,

И Бог мой забыл меня"!

Забудет ли женщина грудное дитя свое,

Чтобы не пожалеть сына чрева своего?

Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.

Вот, Я начертал тебя на дланях Моих».

Ис. 49:14—16.

«Не бойся, ибо Я — с тобою;

Не смущайся, ибо Я — Бог твой,

Я укреплю тебя, и помогу тебе,

И поддержу тебя десницею правды Моей».

Ис. 41:10.

«Принятые Мною от чрева,

Носимые Мною от утробы матерней:

И до старости вашей Я тот же буду,

И до седины вашей Я же буду носить вас;

Я создал, и буду носить, поддерживать и охранять вас».

Ис. 46:3, 4.

Ничто не способствует здоровью тела и души больше, чем дух благодарности и хвалы. Это несомненная обязанность — противостоять меланхолии, недовольным мыслям и чувствам. Такой же обязанностью является молитва. Если мы обручены с небом, как можем мы, словно компания плакальщиц, идти по дороге в дом Отца, стеная и выражая недовольство?

Христиане, которые постоянно выражают недовольство и, по-видимому, считают приподнятое и радостное состояние духа грехом, не обладают подлинной религией. Не пребывает во Христе тот, кто находит мрачное удовольствие во всем грустном и печальном, что есть в этом мире, кто предпочитает смотреть на опавшие мертвые листья вместо того, чтобы собирать прекрасные живые цветы; не пребывает в Господе тот, кто не видит красоты в величественных горных вершинах, в долинах, покрытых живым зеленым ковром, кто закрыл свои чувства радостному голосу, говорящему с ними через природу, голосу мелодичному и благозвучному для тех, кто слышит его. Они сгущают вокруг себя мрак и тьму, когда могли бы позволить взойти в своих сердцах Солнцу Правды, несущему исцеление в Своих лучах.

Часто ваш ум может быть затуманен из-за боли. Попытайтесь о ней не думать. Вы знаете, что Иисус любит вас. Он понимает вашу немощь. Вы можете исполнять Его волю, просто покоясь в Его руках.

Наши мысли и чувства получают поддержку и крепнут, если мы выражаем их, — это закон природы. То, что слова выражают мысли, так же верно, как и то, что мысли следуют за словами. Если бы мы больше выражали свою веру, больше радовались благословениям, которые мы, несомненно, имеем — это великая милость и любовь Божья, — мы бы приумножили веру и радость. Если по достоинству оценить и понять доброту и любовь Бога, то душа получит благословения, описать которые не сможет ни один язык и постичь которые не сможет ограниченный ум человека. Даже на земле мы можем иметь постоянную радость, подобную неиссякающему источнику, ибо он пополняется потоками, берущими свое начало от престола Божьего.

В таком случае давайте воспитывать свои сердца и уста так, чтобы они возносили хвалу Богу за Его несравненную любовь. Давайте так воспитывать наши души, чтобы они были наполнены надеждой и пребывали в свете, исходящем от Голгофского креста. Нам никогда не следует забывать, что мы — дети Небесного Царя, сыны и дочери Господа Саваофа. Мы имеем преимущество — обрести безмятежный покой в Господе.

«Да владычествует в сердцах ваших мир Божий... и будьте дружелюбны» (Кол. 3:15). Забывая о наших собственных трудностях и бедах, давайте благодарить Бога за возможность жить для славы имени Его. Пусть свежие благословения каждого нового дня пробуждают хвалу в наших сердцах за эти знаки Его любви и заботы. Когда открываете глаза утром, благодарите Бога за то, что Он хранил вас на протяжении ночи. Благодарите Его за Его мир в вашем сердце. Утром, в полдень и вечером пусть благодарение, как сладкий аромат, возносится к небесам.

Когда кто-нибудь спрашивает, как вы себя чувствуете, не старайтесь думать о чем-либо грустном и говорить об этом, чтобы вызвать сочувствие. Не говорите о том, что у вас недостает веры, о ваших печалях и страданиях. Искусителю доставляет удовольствие и восторг слушать такие слова. Когда вы говорите о мрачном, вы прославляете его. Мы не должны сосредотачиваться на том, сколь велика сила сатаны, которой он пытается покорить нас своей воле. Часто мы отдаемся в его руки уже тем, что говорим о его власти. Давайте вместо этого говорить о великой силе Божьей, способной объединить все наши интересы с Его интересами. Рассказывайте о несравненной силе Христа, говорите о Его славе. Все Небо заинтересовано в нашем спасении. Ангелы Божьи, тысячи и тысячи, и десятки тысяч раз по десять тысяч посланы служить тем, кто станет наследниками спасения. Они хранят нас от зла и рассеивают темные силы, стремящиеся погубить нас. Разве нет у нас причин быть благодарными каждое мгновение, благодарными даже тогда, когда на нашем пути встречаются кажущиеся трудности?

Песнь хвалы

Пусть хвала и благодарение будут выражены в песнопении. Когда мы переживаем искушение, вместо того чтобы говорить о своих чувствах, давайте с верой возгласим песнь благодарения Богу.

«Да будет Тебе, наш Отец всеблагой,

Вовек прославленье предвечной хвалой!

Спаситель, прими поклоненье от нас:

Ты всесильной любовью от смерти нас спас.

Честь, славу Творцу вознесем за любовь,

Мы прославим хваленьем во веки веков.

Припев:

Аллилуйя, будь прославлен, аллилуйя, аминь!

Аллилуйя, честь и славу Тебе воздадим.

(«Псалмы Сиона», псалом No 125)

Песнопение — это орудие, которое мы всегда можем применить против уныния и разочарования. Когда мы таким образом открываем сердце солнечному свету, исходящему от присутствия Спасителя, мы будем иметь здоровье и Его благословение.

«Славьте Господа, ибо Он благ,

Ибо вовек милость Его!

Так да скажут избавленные Господом,

Которых избавил Он от руки врага».

«Воспойте Ему и пойте Ему;

Поведайте о всех чудесах Его.

Хвалитесь именем Его святым;

Да веселится сердце ищущих Господа».

«Ибо Он насытил душу жаждущую,

И душу алчущую исполнил благами.

Они сидели во тьме и тени смертной,

Окованные скорбию и слезами...

Но воззвали к Господу в скорби своей,

И Он спас их от бедствий их.

Вывел их из тьмы и тени смертной

И расторгнул узы их.

Да славят Господа за милость Его

И за чудные дела Его для сынов человеческих!»

«Что унываешь ты, душа моя,

И что смущаешься? Уповай на Бога;

Ибо я буду еще славить Его,

Спасителя моего и Бога моего».

Пс. 106:1, 2; 104:2, 3; 106:9—15; 41:12.

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фее. 5:18). Это повеление является уверением в том, что даже то, что кажется против нас, послужит нам во благо. Бог не повелел бы нам благодарить за то, что может принести нам вред.

«Господь — свет мой и спасение мое:

Кого мне бояться?

Господь — крепость жизни моей:

Кого мне страшиться?»

«Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия,

Скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего...

И я принес бы в Его скинии жертвы славословия,

Стал бы петь и воспевать пред Господом».

«Твердо уповал я на Господа,

И Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота,

И поставил на камни ноги мои, и утвердил стопы мои;

И вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему».

«Господь — крепость моя и щит мой;

На Него уповало сердце мое, и Он помог мне,

И возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнию моею».

Пс. 26:1; 26:5, 6; 39:2—4; 27:7.

Одним из самых сложных препятствий на пути больного к выздоровлению является сосредоточенность внимания на себе. Многие больные считают, что каждый должен оказывать им помощь и выражать сочувствие, тогда как им требуется не заострять внимание на себе, но думать и заботиться о других.

Часто совершаются молитвы за страждущих, скорбящих и смущенных душою, и это правильно. Нам необходимо молиться за то, чтобы Бог пролил свет на помрачненный ум и утешил исполненное печали сердце. Но Бог отвечает на молитвы о тех, кто стал каналами, через которые изливаются Его благословения. В то время, как мы предлагаем молитву за этих скорбящих, нам, в свою очередь, следует поощрять их к попытке помочь находящимся в еще более бедственном положении. Тьма рассеется в их собственных сердцах, когда они попытаются помочь другим. Когда мы хотим утешить других тем же утешением, которым сами были утешены, это благословение вернется к нам.

Пятьдесят восьмая глава Исаии — рецепт против заболеваний души и тела. Если мы желаем здоровья и истинной радости жизни, мы должны применять на практике правила, записанные в ней. О служении, которое принимает Бог, и о благословениях, которые оно несет собой. Господь говорит:

«Раздели с голодным хлеб твой,

И скитающихся бедных введи в дом;

Когда увидишь нагого — одень его,

И от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой,

И исцеление твое скоро возрастет,

И правда твоя пойдет пред тобою,

И слава Господня будет сопровождать тебя.

Тогда ты воззовешь, и Господь услышит,

Возопиешь, и Он скажет: "Вот Я!"

Когда ты удалишь из среды твоей ярмо,

Перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

И отдашь голодному душу твою,

И напитаешь душу страдальца:

Тогда свет твой взойдет во тьме,

И мрак твой будет как полдень;

И будет Господь вождем твоим всегда,

И во время засухи будет насыщать душу твою

И утучнять кости твои,

И ты будешь, как напоенный водою сад

И как источник,

Которого воды никогда не иссякают».

Ис. 58:7—11.

Добрые деяния являются двойным благословением, в равной мере приносящим пользу как дающему, так и принимающему доброту. Сознание правильности того, что делаешь, — одно из лучших лекарств для больных тел и душ. Когда человек чувствует, что разум его свободен, когда он счастлив от сознания выполненного долга и удовлетворенности тем, что подарил радость другим, он испытывает бодрящее, возвышающее влияние, несущее новую жизнь всему его существу.

Пусть больные вместо того, чтобы постоянно требовать сочувствия к себе, стремятся посочувствовать другим. Пусть бремя вашей собственной слабости, скорби и боли будет возложено на нашего сострадающего Спасителя. Откройте ваше сердце Его любви и поделитесь ею с другими. Помните, что у каждого бывает испытание, которое трудно вынести, искушения, которым трудно противостоять, и вы можете как-то облегчить эти бремена. Выразите благодарность за благословения, которые имеете; покажите, что вы высоко цените внимание, которое получаете. Пусть сердце будет наполнено драгоценными обетованиями Божьими, чтобы вы могли вынести из этой сокровищницы слова, которые будут утешением и силой для других. Это окружит вас атмосферой, которая поможет и возвысит вас. Пусть станет нашей целью — благословлять всех вокруг себя, и вы сможете найти пути, как стать полезными для вашей семьи и для окружающих.

Если бы те, кто страдает от плохого здоровья, забыли бы о себе во имя других; если бы они выполняли повеления Господа служить тем, кто в большей нужде, чем они сами, они осознали бы истинность пророческого обетования: «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет».

Глава 19

В общении с природой

Творец избрал для наших прародителей среду, наиболее подходящую для их счастья и здоровья. Он не поместил их во дворце с искусственными украшениями и роскошью, за обладание которыми борются сегодня люди. Он поместил их в тесном общении с природой, в близком общении со святыми небесными существами.

В саду, который Бог приготовил как дом для чад Своих, изящные кустарники и нежные цветы радовали глаз на каждом шагу. Там были самые разнообразные деревья, ветви многих из них сгибались под тяжестью ароматных вкусных плодов. В кронах деревьев птицы воспевали песни хвалы. Под их сенью твари земные играли и резвились вместе, не ведая страха.

Адам и Ева в своей непорочной чистоте наслаждались пейзажами и музыкой Едема. Бог поручил им работу в этом саду — «возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Ежедневный труд приносил им здоровье и радость, и счастливая чета с ликованием встречала своего Создателя, когда Он среди прохлады дня ходил и говорил с ними. Каждый день Бог давал им Свои уроки.

План жизни, которую Бог определил для наших прародителей, поучителен для нас. Хотя грех бросил свою тень на землю. Бог желает, чтобы Его дети находили удовольствие, видя творения Его рук. Чем точнее мы будем следовать Его плану жизни, тем поразительней будет Его работа по восстановлению страждущего рода людского. Больным нужно жить в тесном общении с природой. Жизнь на свежем воздухе, на лоне природы сотворила бы чудеса для многих беспомощных и почти безнадежных инвалидов.

Шум, суматоха и толчея городов, их напряженная и противоестественная жизнь в высшей степени утомительна и изнурительна для больных. Воздух, зараженный дымом и гарью, отравленный ядовитыми газами, содержащий в себе болезнетворные микробы, опасен для жизни. Больным, запертым, как правило, в четырех стенах, начинает казаться, что они являются узниками в своих комнатах. Они глядят из окна на дома, мостовые, спешащую толпу, может быть, не имея возможности видеть полоску голубого неба, блики солнечного света, зелень травы, цветы или деревья. Запертые в своих комнатах, они с грустью размышляют о своих страданиях и скорбях и становятся жертвой собственных печальных мыслей.

Города также полны опасностей для тех, в ком слаба нравственная сила. В них больные, имеющие нездоровые, труднопреодолимые для них желания и пристрастия, постоянно подвергаются искушениям. Им необходимо сменить обстановку, чтобы изменить направление мыслей; необходимо, чтобы влияние, которое они будут испытывать, в корне отличалось от того, которое разрушило их жизнь. Пусть они на время будут ограждены от этого влияния, уводившего их от Бога, и помещены в нравственно более чистую атмосферу.

Лечебные учреждения работали бы намного более успешно, если бы их можно было расположить за пределами больших городов. Насколько это возможно, всем, кто стремится восстановить здоровье, следует поселиться в сельской местности, где они могут получить пользу, проводя много времени на свежем воздухе. Природа — Божий врач. Чистый воздух, ласковый солнечный свет, деревья и цветы, фруктовые сады и виноградники, упражнения на открытом воздухе дают здоровье и жизнь.

Врачам и сиделкам следует поощрять своих пациентов больше времени проводить на открытом воздухе. Это единственное лечебное средство, в котором нуждаются многие больные, которое имеет поразительную силу исцелять болезни, вызванные волнениями, переживаниями и излишествами городской жизни, ослабляющей и разрушающей силы тела, ума и души.

Как приятны больным, утомленным городской жизнью, блеском множества огней и уличным шумом, покой и свобода природного ландшафта! С каким трепетным чувством они будут взирать на живые пейзажи. Как радостно им будет проводить дни на открытом воздухе, радуясь солнечному свету и вдыхая аромат деревьев и цветов! Животворные свойства содержатся в сосновом бальзаме, в аромате кедра и пихты, многие другие деревья также обладают свойствами, благотворно влияющими на здоровье.

Ничто так не способствует восстановлению здоровья и счастливого состояния духа хронических больных, как жизнь в живописной сельской местности. Здесь самые беспомощные могут сидеть или лежать на солнце или в тени деревьев. Им стоит только поднять глаза, и они увидят над собою красивую листву; сладостное чувство покоя и свежести овладевает ими, когда они слушают нежный шепот ветра. Сломленный дух возрождается. Возвращаются утраченные силы. Незаметно разум и душа человека обретают умиротворение, лихорадочно бившийся пульс возвращается к норме. Когда больные окрепнут, они отважатся сделать несколько шагов, чтобы сорвать немного прекрасных цветков — драгоценных посланцев любви Божьей к Его страдающей семье здесь, на земле.

Нужно составить план того, чем будут заниматься больные на открытом воздухе. Для тех, кто способен что-нибудь делать, можно предусмотреть какое-нибудь приятное, легкое занятие. Покажите им, как хороша и полезна эта работа на свежем воздухе. Поощряйте их почаще выходить из комнат и дышать свежим воздухом. Учите их глубокому дыханию, и в дыхании, и в разговоре задействованы брюшные мышцы. Эти знания и приобретенные привычки будут неоценимы для них в дальнейшем.

Необходимо предписывать больным занятия на открытом воздухе как жизненно необходимые для их здоровья и жизни. И для таких занятий нет ничего лучше, чем возделывание земли. Выделите пациентам цветочные грядки, за которыми они смогут ухаживать, поручите им работу в саду или на огороде. Когда вы будете поощрять их покидать свои комнаты и проводить время на свежем воздухе, ухаживая за цветами или делая какую-либо другую легкую полезную работу, это отвлечет их внимание от самих себя и от собственных страданий.

Чем больше времени больной находится на свежем воздухе, тем меньше ухода он будет требовать. Чем более радует его окружающая обстановка, тем быстрее он выздоровеет и тем более оптимистично он будет смотреть на мир и на свое состояние. И, напротив, закрытый в четырех стенах, пусть даже в очень изысканных апартаментах, он станет раздражительным и угрюмым. Поместите его в таком месте, где для него будет открываться красота природы, где он сможет любоваться тем, как растут цветы, слышать пение птиц, и его сердце запоет тоже, вторя птичьим трелям. Наступит облегчение для тела и души. Разум пробудится, оживится воображение, и ум приготовится к тому, чтобы оценить красоту Слова Божьего.

В природе всегда можно найти что-то, что отвлечет внимание больных от самих себя и направит их мысли к Богу. Окруженное прекрасными делами Его рук, их сознание возвысится от видимого к невидимому. Созерцание красоты природы приведет их к размышлению о небесном доме, где ничто не будет нарушать очарования и гармонии неба, не будет ничего разрушительного и губительного, не будет ничего вызывающего болезнь или смерть.

Пусть врачи и сиделки извлекают из окружающей природы уроки о Боге. Пусть они указывают больным на Того, Чья рука сотворила высокие деревья, траву и цветы, побуждая их видеть в каждой почке и цветке выражение Его любви к Своим детям. Тот, Кто заботится о птицах и цветах, позаботится и о существах, сотворенных по Его подобию.

На свежем воздухе, среди всего сотворенного Богом, вдыхая свежий, несущий здоровье воздух, больной лучше всего будет воспринимать весть о новой жизни во Христе. Здесь можно читать Слово Божье. Здесь свет праведности Христовой может озарить сердца, затемненные грехом.

О, если бы я мог день за днем

Быть ближе к Богу моему!

Как сладки были бы ликованья,

Когда я склонялся бы над Словом Его.

Господь, я желаю жить с Тобою

Снова день за днем,

В радости, которую мир

Не может ни дать, ни отнять.

Благой Иисус, приди и управляй моим сердцем

И сделай меня полностью Твоим,

Чтобы я никогда больше не удалился

И не огорчил Твоей Божественной любви.

Бенджамин Кливленд

Мужчин и женщин, нуждающихся в физическом и духовном исцелении, следует, таким образом, привести к общению с теми, чьи слова и поступки привлекут их ко Христу. Их следует поместить под влияние великого Медика-миссионера, Который может исцелить как душу, так и тело. Они должны услышать рассказ о любви Спасителя, о прощении, свободно даруемом всем, кто приходит к Нему, исповедуя свои грехи.

Находясь под таким влиянием, множество страждущих станут на путь жизни. Небесные ангелы сотрудничают с людьми, неся ободрение, надежду, радость и мир в сердца больных и страждущих. В таких условиях больные получают двойное благословение, и многие обретают здоровье. Слабая, неуверенная походка становится упругой. Взор снова становится лучистым. Отчаявшиеся получают надежду. На некогда унылом лице появляется выражение радости. Недовольная речь сменяется голосом, полным ликования и довольства.

После возвращения физического здоровья мужчинам и женщинам легче проявлять практически ту веру во Христа, которая способствует здоровью души. Сознание того, что грехи прощены, рождает невыразимый мир, радость и покой. Затмившаяся христианская надежда сияет с новой силой. Упование звучит в словах: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною. Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня». «Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Пс. 45:2; 22:4; Ис. 40:29).