8. СУД НАД ИИСУСОМ |
Прежде чем оставить небо, ангелы в глубокой печали сняли с себя золотые венцы. Как могли они украшать себя ими, когда их Повелителя отдали в руки жестоких истязателей и надели на Его голову терновый венец! Сатана и его ангелы прилагали все свои старания к тому, чтобы создать на суде тяжелую гнетущую атмосферу и подавить в людях всякое чувство жалости и сострадания к Иисусу и это им удалось. Действуя по их внушению, первосвященники и старейшины поносили и унижали Его самым бесчеловечным образом. Сатана надеялся, что подобные насмешки и издевательства вызовут в Сыне Божьем ропот или же Он проявит Стою божественную силу, освободит Себя из рук толпы и в конечном итоге весь план спасения расстроится. После предательства Иисуса Петр издали следовал за Ним. Ему очень хотелось узнать, что сделают с его Господом. Но когда его заподозрили в том, что он является одним из Его учеников, то он. из боязни быть схваченным, уверял, что не знает сего Человека. Ученики Иисуса отличались чистотой речи, и Петр, чтобы доказать своим обвинителям свою непричастность к Нему, в третий раз стал клясться и божиться, что не знает Его. В этот момент Иисус, находившийся на некотором расстоянии от Петра, обратил на Него Свой печальный и укоризненный взгляд и тогда Петру вспомнилась волнующая сцена в верхней горнице и его пылкие заверения: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Он отрекся от своего Господа, но этот проникновенный взгляд Иисуса расплавил его сердце и принес его душе спасение. Он громко заплакал, раскаиваясь в своем великом грехе. Это был момент его [170] обращения, после чего он сделался способным укреплять своих братьев. Между тем, невежественная толпа требовала пролития крови Иисуса. Они подвергли Его жестоким издевательствам: облекли Его в царскую багряницу, надели на Его голову терновый венец и вложив в Его руки трость и, насмехаясь над ним, кланялись Ему, говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» После этого они взяли из Его рук трость и били ею по Его голове, отчего иглы тернового венца больно вонзались в Его чело и по Его лицу струилась кровь. Ангелам тяжело было переносить такое зрелище. Они хотели освободить Иисуса, но вышестоящие ангелы удержали их от этого, говоря, что во имя человека будет принесен большой выкуп; и с другой стороны в этих страданиях заключалась причина смерти, имеющего державу смерти. Иисус знал, что свидетелями Его унижения являются миллионы святых небесных существ. Любого из них было бы достаточно, чтобы рассеять насмешливую толпу. Они вмиг освободили бы Е если бы Он попросил об этом Своего Отца. Но Он должен бы переносить все издевательства нечестивых людей с тем, чтобы исполнить план спасения. Иисус кротко стоял перед разъяренной толпой людей, в то время как они злобно насмехались над Ним и плевали Ему лицо; лицо, от славы Которого они однажды будут искать убежища в горах и холмах, потому что эта слава станет для ни огнем поядающим; и с другой стороны она будет лучезарны сиянием, превосходящим блеск солнца для тех, кто будет жить во святом городе. Будучи осыпаем градом насмешек оскорблений своих хулителей, Христос не произнес ни единого слова возмущения или ропота. Они покрывали Его голову лохмотьями старой одежды, завязывали Ему глаза, и ударяя по лицу, спрашивали: «Прореки, кто ударил Тебя?» Среди ангелов произошло волнение. Они хотели прийти на помощь Иисусу, но вышестоящие ангелы удерживали их. [171] Некоторые из учеников решились войти в расположение, где над их Господом совершался позорный суд. Они ожидали, что Он проявит Свою божественную силу, освободит Себя из рук врагов и накажет за жестокое обращение с Ним. Их надежда то возрастала, то падала, по мере того, как в их памяти явственно прояснялись недавние события. Они поддавались искушению считать, что они обмануты, но голос, слышанный ими на горе Преображения и слава, которую они видели там, укрепила их веру в том, что Он есть сын Божий, им вспомнились различные случаи из жизни Иисуса, свидетелями которых они были и те удивительные чудеса, которые Он творил, исцеляя больных, возвращая зрение слепым, отверзая слух глухим, властно изгоняя бесов из одержимых духами, воскрешая мертвых и даже усмиряя ветер и волны морские. Они никак не могли поверить в то, что Он умрет. Они все еще надеялись, что Он проявит Свою силу и голосом Повелителя разгонит эту кровожадную толпу, как некогда Он изгнал из храма торговавших в нем, так, что они бежали прочь, как от вооруженных солдат. Они думали, что он прибегнет наконец к Своему могуществу и докажет всем, что Он — Царь Израиля. Так думал и Иуда, душу которого теперь наполняли стыд и горькие угрызения совести за свой предательский поступок по отношению к Иисусу. Когда он увидел те поношения, которые пришлось перенести Спасителю, он пришел в отчаяние. Он любил Иисуса, но деньги любил еще больше. Он никак не думал, что нечестивым людям, которых он привел с собой, удастся взять Иисуса, что Он не окажет им никакого сопротивления. Напротив, он ожидал, что Иисус совершит какое-нибудь чудо и таким образом избавится из их рук. Но когда он увидел, что этого не произошло, что Иисус оказался во власти разъяренных людей, старающихся во что бы то ни стало осудить Его и жаждущих пролития крови, — он глубоко осознал свою вину и, пробравшись в толпу, сказал, что он предал [172] кровь невинную. Он возвратил священникам деньги, которые они заплатили ему и просил их отпустить Иисуса, уверяя их в том, что Он совершенно невиновен. Смешанное чувство смущения и раздражения, охватившее священников, заставили их на короткое время замолчать. Они не хотели, чтобы народу стало известно, что они подкупили одного из учеников Иисуса с тем, чтобы он предал Его в их руки. Они хотели скрыть, что искали Его как вора и тайно схватили Его. Признание Иуды и его бледный, смущенный вид разоблачали священников перед толпой, свидетельствуя о том, что они предали Иисуса из зависти. Когда он громко заверял их в том, что Иисус невиновен, они ответили ему: «Что нам до того? Смотри сам». Иисус находился в их власти и они твердо решили расправиться с Ним. Терзаемый угрызениями совести и отчаянием, Иуда бросил деньги к ногам тех, кто подкупил его и удрученный душевной тоской, вышел вон и удавился. В толпе, окружавшей Иисуса, было много сочувствовавших Ему и Его молчание на задаваемые вопросы, немало удивляло их. Никакие насмешки и издевательства злых людей не могли омрачить Его славного лица. Оно оставалось по-прежнему величественным и спокойным, народ смотрел на Него с изумлением и многие в толпе сравнивали Его благородный облик и достойное поведение с теми, кто судил Его и говорили друг другу, что Он более похож на Царя, чем кто-либо из этих правителей. В Нем не было и тени какой-либо вины. Взор Его был спокоен и ясен, а на Его широком и высоком челе и в каждой черте лица лежал отпечаток благородства и доброты. Его терпение и снисходительность казались сверхъестественными и многих приводили в трепет. Даже Ирод и Пилат были сильно встревожены, усматривая во всем Его облике благородный божественный образ. [173] Уже с самого начала Пилат был убежден в том, что Христос — необыкновенный человек. Он видел совершенство Его характера и не находил в Нем никакой вины. Эта искренность Пилата, римского правителя, была замечена небесными ангелами и, чтобы спасти его от ужасного поступка — оградить от участия в распятии Иисуса, один из них был послан к его жене и во сне открыл ей. что Тот, Кто вскоре должен предстать перед судом ее мужа, есть Сын Божий, в Котором нет никакой вины. Она немедленно послала весть Пилату о том, что она во сне много пострадала за Иисуса и просила его ничего не делать этому святому человеку. Вестник, быстро пробравшись сквозь толпу, вручил Пилату письмо жены. Прочитав его, Пилат побледнел и объятый страхом, тотчас решил не выносить смертного приговора Христу. Если же иудеи потребуют пролития крови Иисуса, то он не поддержит их в этом, напротив, по возможности, будет стараться освободить Его. Услышав о том, что Ирод находится в Иерусалиме, Пилат почувствовал большое облегчение, так как надеялся сложить с себя ответственность за судебный процесс и осуждение Иисуса. Он немедленно отослал Его с обвинителями к Ироду. На совести этого правителя лежало много преступлений и самое страшное из них — убийство Иоанна Крестителя, которое часто стояло у него перед глазами. Когда он услышал об Иисусе и о совершаемых Им великих делах, он пришел в страх и трепет, полагая, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Когда Пилат передал Иисуса в его руки, то он увидел для себя в этом поступке признание своей власти, мудрости и авторитета, что послужило сближению обоих правителей, которые до этого были между собой врагами. Ирод с удовлетворением встретил известие о прибытии Иисуса, ожидая увидеть от Него великие чудеса. Но Свои [174] чудеса Иисус совершал не для удовлетворения праздного любопытства и не для Своей защиты. К Своей чудодейственной силе Он прибегал лишь в тех случаях, когда речь шла о спасении людей. Иисус ничего не отвечал ни на многочисленные вопросы Ирода, ни на гневные обвинения Своих врагов. Когда Ирод заметил, что Иисус нисколько не боится его, он пришел в сильную ярость и в присутствии своих приближенных стал всячески злословить и осмеивать Его. В то же время он немало был удивлен тем, что несмотря на грубые оскорбления и насмешки, которые сыпались на Иисуса, во всем Его облике было по-прежнему нечто благородное и божественное. Поэтому, боясь осудить Его, он отослал Его к Пилату. Сатана и его ангелы искушали Пилата и старались привести его к погибели. Они внушали ему, что если он не примет участия в осуждении Иисуса, то все равно это сделают другие. Народ жаждал пролития Его крови. Если он не отдаст Его на распятие, то потеряет свою власть и мирские почести, и на него будут смотреть как на последователя обманщика. Боясь потерять свое положение и власть, Пилат согласился предать на смерть Иисуса. Несмотря на то, что вину за пролитие крови Иисуса он возложил на Его обвинителей, несмотря на то, что народ кричал: «Кровь Его на нас и на детях наших», — несмотря на все это, он не был чист, он был виновен в Его крови. Движимый эгоистическими побуждениями и, дорожа расположением великих мира сего, он предал смерти невинного человека. Если бы Пилат следовал своим убеждениям, то он не принял бы участия в осуждении Иисуса. Вид Иисуса и Его слова произвели глубокое впечатление на тех, кто присутствовал на Его допросе. Это наглядно обнаружилось при Его воскресении. Среди тех, кто присоединился к Его церкви, были такие, которые еще тогда увидели в Нем Сына Божьего. [175] Сатана пришел в сильную ярость, когда увидел, что все жестокие издевательства, которым, действуя по его внушению, иудеи подвергли Иисуса, не вызвали в последнем ни единого слова ропота. Хотя Он через воплощение стал подобным человеку, однако силой свыше Он побеждал всякую человеческую слабость и ни в чем не отступал от воли Своего Отца.
|