Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 21 ноября 2024
Раздел XIII Питание ребенка PDF Печать Email

 

Питание ребенка

Советы, основанные на Божественном наставлении

Знамения, 13 сент., 1910:

339. Отцы и матери должны всегда задумываться над [225] тем, как они будут обращаться с ребенком, который у них родится. Мы изложили читателю то, что сказал Бог относительно образа жизни матери во время беременности, но это еще не все. Из небесных чертогов был послан на землю ангел Гавриил, чтобы объяснить, как следует заботиться о детях после их рождения, - таким образом, родители могут полностью осознать свой долг.

Незадолго до Первого пришествия Христа к Захарии был послан ангел Гавриил с вестью, которую он некогда уже возвестил Маною. Престарелому священнику было сказано, что его жена родит сына, которого нужно назвать Иоанном: "И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом;

не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей" (Лк. 1:14, 15). Это обетованное дитя должно было воспитываться в духе строгого воздержания. Ему предстояло ответственное служение - приготовить путь для Христа.

Повсюду тогда господствовали невоздержанность и неумеренность. Привычка употреблять вино и изысканную пищу подрывала физические силы людей и портила нравы до такой степени, что даже самые отвратительные преступления не казались греховными. Но из пустыни должен был раздаться голос Иоанна, сурово осуждающий греховное самоугождение народа, а его жизнь, подчиненная строгому воздержанию, должна была послужить укором всем его современникам, предающимся излишествам и неумеренности.

Истинное начало реформы

Наши провозвестники воздержания не умеют обуздать себя настолько, чтобы избавить землю от проклятия невоздержанности. Сформировавшиеся привычки победить очень трудно. Реформа должна начинаться прежде всего с [226] будущей матери; и если бы люди следовали Божьим наставлениям, то о невоздержанности не пришлось бы даже речь вести.

Каждая мать должна постоянно подчинять свои привычки воле Божьей, чтобы, действуя в согласии с Господом, уберечь своих детей от пагубных пороков наших дней, губящих жизнь и здоровье. Пусть матери безотлагательно установят правильные взаимоотношения со своим Творцом, чтобы с помощью Его благодати воздвигнуть бастион вокруг своих детей, защищая их от всякого рода невоздержанности и беспутства. Если бы матери следовали этим указаниям, тогда они бы увидели, как их дети, подобно юному Даниилу, достигли высокой ступени нравственного и умственного развития и стали благословением для общества, прославляя своего Создателя.

Грудной ребенок

СИ, 383:

340. Самой лучшей пищей для новорожденного является та, которую предусмотрела природа, и ребенка без надобности не следует лишать этого блага. Весьма бессердечно со стороны матери - ради собственного удобства или светских развлечений стремиться освободиться от нежной обязанности вскармливать грудью своего малыша.

Мать, позволяющая другой женщине кормить своего ребенка, должна хорошо взвесить все последствия этого шага. В большей или меньшей степени кормилица передает ребенку определенные черты своего характера и нрава.

Реформатор здоровья, сентябрь, 1871:

341. Стремясь следовать моде, некоторые матери нарушают законы природы, обязывающие их вскармливать грудью своих детей. Иногда матери зависят от наемной кормилицы или же кормят детей искусственным способом. В результате одна из самых нежных и приносящих большое удовлетворение материнских обязанностей по отношению к всецело зависимому от нее малышу, обязанность, выполняя которую, мать ощущает, как нерасторжима ее связь с ребенком, обязанность, которая пробуждает в сердцах женщин самые святые чувства, приносится в жертву безумию убийственной моды.

Некоторые матери добровольно слагают с себя свои материнские обязанности лишь по той причине, что им не хочется быть постоянно привязанными к своему ребенку. А ведь это плод ее существа! Танцевальные залы, возбуждающие и доставляющие сомнительные удовольствия [227] зрелища притупляют прекрасные чувства души. Эти развлечения более привлекательны для последовательниц моды, нежели их материнские обязанности. Кое-кто оставляет своих детей наемной кормилице, чтобы та выполняла по отношению к ним обязанности, которые должна выполнять одна лишь мать. В силу неправильных привычек матери необходимые обязанности, исполнение которых должно быть для нее радостью, становятся для нее неприятными, потому что забота о детях будет противоречить условностям светской жизни. Совершенно чужая женщина исполняет вместо нее материнские обязанности и своим молоком кормит ее дитя, поддерживая его жизнь.

Но это еще не все. Она также передает свой нрав и темперамент вскармливаемому ею ребенку. Жизнь ребенка связывается с ее жизнью. Если кормилица - грубая, страстная, умственно ограниченная женщина, если она не имеет ни малейшего понятия о морали, то, по всей вероятности, все ее свойства будут переданы и вскармливаемому ею ребенку. Та же кровь, которая течет в жилах кормилицы, будет течь и в ребенке. Матери, которые не заботятся о своих детях и отказываются исполнять свои материнские обязанности, потому что это тяжелое бремя, при этом посвящая себя всецело светской жизни, недостойны называться матерями. Подобным отношением к детям женщины уничтожают благородные инстинкты и святые черты, отличающие женщину как мать, и предпочитают быть бабочками, порхающими от одного светского развлечения к другому, испытывающими при этом гораздо меньше ответственности за свое потомство, чем бессловесные животные. Многие вместо своей груди дает малютке бутылочку с молоком. Им приходится делать это потому, что у них нет молока. Но в девяти случаях из десяти матери сами виноваты в этом, потому что нездоровые привычки, касающиеся и одежды, и питания, усвоенные ими еще с юности, привели к тому, что они оказались неспособны исполнять обязанности, для которых создана женщина...

Я всегда была убеждена, что очень жестоко и бессердечно, если мать, имея грудное молоко, отнимает ребенка от груди и кормит его из соски. Но если это вызвано необходимостью, тогда нужно быть особенно внимательными к тому, чтобы молоко было от здоровой коровы и посуда, используемая при этом, содержалась в строжайшей чистоте. Однако на это часто не обращают совсем внимания, и в результате несчастное дитя порой переносит очень много незаслуженных страданий; у ребенка, если даже он родился здоровым, начинается расстройство желудка и кишечника, и крохотный малыш заболевает.

КЖ, гл. 2, 39,40:

[228] 342. Период, когда грудной ребенок получает питание от материнской груди, является очень важным. Многим матерям во время кормления позволяют слишком много трудиться - их кровь возбуждается и разгорячается во время приготовления еды на кухне, и все это оказывает серьезное влияние на состояние ребенка, так как в его организм с материнским молоком попадают вредные вещества: те, которые образуются в крови матери во время ее работы, и те, которые она поглощает вместе с нездоровой пищей. На ребенке отражается также и душевное состояние матери. Если она несчастлива, легковозбудима, раздражительна, дает выход своим эмоциям, то это сказывается и на ребенке, которого она кормит. При таком положении дел кормление материнским молоком приводит к тому, что у ребенка появляются колики, спазмы, а в некоторых случаях - судороги и приступы.

Характер ребенка также в большей или меньшей степени зависит от того, какую пищу он получает от матери. Поэтому так важно, чтобы в период кормления ребенка женщина сохраняла счастливое и радостное расположение духа и полностью владела собой. Тогда ребенок будет питаться здоровым молоком, а спокойный, уравновешенный нрав матери окажет благотворное влияние и на формирование характера младенца. Если даже ребенок нервный и раздражительный, то чуткость и спокойствие матери окажут успокаивающее, целительное влияние, и здоровье ребенка благодаря этому может весьма заметно улучшиться.

Часто новорожденный очень страдает из-за неправильного обращения с ним. Если он капризничает, то, как правило, желая успокоить ребенка, его начинают кормить, тогда как в большинстве случаев истинная причина его капризов в том, что он перекормлен грудным молоком, испорченным нездоровыми привычками его матери. Если ребенку давать больше пищи, то это лишь усугубит проблему, ибо его желудок уже перегружен.

Режим питания

КЖ, гл. 2,47:

343. Начатки воспитания, которым матери должны научить детей еще во младенчестве, касаются физического здоровья. Детей необходимо приучить только к простой, здоровой пище, что сохранит их здоровье в наилучшем состоянии. [229] Они должны принимать пищу в строго определенное время, но не чаще, чем три раза в день, а еще лучше, если они будут питаться только дважды в день. Если дети воспитываются правильно, то они скоро поймут, что рыданиями и капризами они ничего от родителей не добьются. Здравомыслящая и рассудительная мать в воспитании детей будет руководствоваться не тем, что удобно для нее самой, но тем, что будет полезно для них сейчас и в будущем, - эта цель побудит ее дать им правильное воспитание, и она научит их управлять аппетитом и обуздывать себя, чтобы они ели, пили и одевались, следуя принципам санитарной реформы.

СЦ 4,502:

344. Не позволяйте вашим детям жевать конфеты, фрукты, орехи или что-либо другое в промежутках между приемами пищи. Двухразовое питание гораздо лучше трехразового. Если родители сами подадут пример и будут придерживаться этого принципа, то и дети вскоре последуют их примеру. Беспорядочное питание в значительной степени нарушает процесс пищеварения, и когда ваши дети садятся за стол, они не получают удовольствия от здоровой пищи. Их аппетит страстно желает того, что наносит наибольший вред здоровью. Сколько раз ваши дети страдали от лихорадки, недомоганий, вызванных неправильным питанием, - ответственность за эти болезни лежит на родителях. Долг родителей заключается в том, чтобы способствовать формированию привычек, благоприятствующих здоровью, и тем самым уберечь потомство от различного рода страданий.

Реформатор здоровья, сентябрь, 1866:

345. Детей кормят слишком часто, что вызывает возбудимость и различного рода страдания. Желудок не должен постоянно работать; нужно и ему давать время для отдыха. Иначе ваши дети будут всегда капризны, раздражительны и болезненны.

(Детей нужно приучать к режиму питания - § 288.)

(Воспитание Даниила в детстве - § 241.)

(См. раздел IX - "Режим питания".)

Воспитание аппетита с детства

СИ, 383-385:

346. Важность воспитания у детей правильных привычек в питании едва ли можно переоценить. Маленькие дети [230] должны с самого раннего возраста понимать, что они живут не для того, чтобы есть, но едят для того, чтобы жить. Это воспитание должно начинаться тогда, когда младенец еще находится на руках матери. Ребенка следует кормить только через определенные промежутки времени и постепенно, по мере того как он растет, уменьшать число кормлений. Младенцам не следует давать сладостей или же пищи, которая предназначена для взрослых, потому что их пищеварительные органы не в состоянии ее переварить. Внимание и регулярность кормления младенцев не только способствуют их здоровью и, следовательно, формируют спокойный нрав, но и закладывают фундамент их будущих привычек, которые станут благословением для них во все последующие годы жизни.

Когда дети выйдут из младенческого возраста, следует уделять большое внимание воспитанию у них правильного вкуса и аппетита. Часто детям позволяют есть то, что они хотят и когда хотят, не считаясь с их здоровьем. Труд и деньги, так часто расточаемые на всевозможные нездоровые лакомства, создают у детей представление, будто наивысшее счастье жизни - это возможность поглощать различные лакомства. В результате такого воспитания укореняется привычка переедать, затем развиваются болезни, что влечет за собой употребление все большего количества ядовитых лекарств.

Родителям необходимо правильно воспитывать вкус и аппетит у детей и не допускать употребления ими нездоровых продуктов. Но, пытаясь упорядочить питание, мы должны быть осторожны и не впадать в крайность, заставляя детей есть то, к чему они чувствуют отвращение, или вынуждая их есть больше необходимого. Дети имеют свои права, свои любимые блюда, и с этим нужно считаться, если это разумные пожелания...

Матери, которые удовлетворяют все прихоти своих детей, нанося ущерб их здоровью и характеру, сеют семена зла, которые взойдут и принесут свои плоды. Вместе с детьми растут и их желания угождать прихотям своего аппетита и вкуса, а следовательно, приносятся в жертву умственные и физические силы. Матери, которые так поступают, с горечью пожнут то, что они посеяли. Они увидят, что их дети взрослеют, но по складу своего ума и характера неспособны действовать благородно, с пользой для общества и семьи. Нездоровая пища подтачивает как духовные, так и умственные и физические силы. Совесть притупляется, и ослабляется восприимчивость к хорошему.

Уча детей обуздывать свой аппетит и делать выбор в [231] пользу здоровой пищи, необходимо ясно показать им, что они отказывают себе только в том, что вредно для них, что они отказываются от вредного во имя чего-то лучшего. Пусть наш обеденный стол будет привлекательным, пусть на нем всегда будет та здоровая пища, которую Бог в изобилии дал каждому из нас. Пусть время приема пищи будет всегда приятным и счастливым временем. Наслаждаясь дарами Божьими, давайте с благодарностью воздадим Подателю их славу и хвалу.

СЦ 3, 564:

347. Многие родители, избегая обязанности терпеливо воспитывать у детей привычку отказывать себе в удовлетворении своих прихотей и учить их благоразумно использовать все благословения Божьи, потворствуют им, позволяя есть и пить когда только вздумается. Аппетит и потворство своим прихотям, не будучи вовремя решительно ограничены, с ростом и развитием ребенка еще более укрепятся. Когда же эти дети вступят в самостоятельную жизнь и станут членами общества, они будут бессильны сопротивляться искушениям. Нравственная нечистота и беззаконие процветают повсюду. Искушение тешить свой вкус и удовлетворять различного рода прихоти и желания не уменьшается с годами, и молодые привыкают руководствоваться порывами чувств, - так юноши и девушки часто становятся рабами аппетита. В каждом человеке, любящем плотно поесть, в каждом заядлом курильщике, пьянице и алкоголике видим мы последствия неправильного воспитания.

Потворство своим желаниям и испорченность

ДД 4, 132, 133:

348. Дети, которые неправильно питаются, часто ослаблены, бледны, нервны, раздражительны, развитие их замедляется. Все благородное принесено в жертву аппетиту, и преобладают низменные инстинкты. Жизнь многих детей от 5 до 10-15 лет отмечена испорченностью. Бывает, что в таком нежном возрасте им уже знакомы почти все пороки. Виновны в этом в значительной степени родители, и с них взыщутся грехи их детей, потому что неправильный образ жизни родителей косвенно обусловил неправильное поведение детей. Предлагая детям мясо и другие [232] блюда, приготовленные со специями, которые имеют свойство возбуждать низменные страсти, они искушают их потворствовать своему аппетиту и вкусу. Они сами показывали детям пример неумеренности в питании. Им разрешали есть почти каждый час, что обусловливает постоянную перегруженность пищеварительных органов. Матери очень мало времени уделяли воспитанию своих детей. Их драгоценное время было посвящено приготовлению различных нездоровых блюд, которыми они кормили своих детей.

Многие родители не занимаются воспитанием своих детей, предоставляя их самим себе, и тем самым обрекают свое потомство на гибель, ибо стремятся приспособить свою жизнь к моде. Если они ожидают гостей, им хочется блеснуть хорошо накрытым столом и удивить необычными яствами. Много времени и средств посвящается этой цели. В погоне за внешним лоском устраивается богатое застолье, чтобы удовлетворить требования аппетита, и даже называющие себя христианами устраивают настоящий парад, приглашая подобных себе любителей полакомиться, которые приходят в гости с одной целью - хорошо поесть. Христианам необходимо измениться в этом отношении. Несмотря на то, что гостей надо принимать радушно и учтиво, нельзя становиться рабами моды и аппетита.

Стремитесь к простоте

ХВБГ, 141:

349. Пища должна быть настолько простой, чтобы ее приготовление не поглощало все время матери. Конечно, ей следует заботиться о том, чтобы ставить на стол здоровые блюда, вкусные и привлекательные. Не думайте, что пища, приготовленная кое-как, на скорую руку, будет полезна вашим детям. Но как можно меньше времени тратьте на приготовление нездоровых блюд с целью угодить изощренному аппетиту, а побольше внимания уделяйте воспитанию и обучению детей. Пусть энергия, которую вы расходуете, придумывая, что бы съесть, выпить и во что одеться, будет направлена на поддержание чистоты и порядка.

Письмо 72, 1896:

350. Остро приправленные мясные блюда, за которыми следуют сдобные кондитерские изделия, разрушают пищеварительные органы детей. Если бы их приучили к [233] простой, здоровой пище, тогда они не испытывали бы столь сильной тяги к разнообразным лакомым блюдам... Мясо в рационе детей не предвещает ничего хорошего... Приучив своих детей к мясной пище, вы только повредите им. Гораздо легче развить нездоровый, изощренный аппетит, чем изменить и исправить свой вкус после того, как он стал неестественным.

Поощрение невоздержанности

СЦ 3, 563:

351. Многие матери, которые сетуют по поводу царящей повсюду невоздержанности, не пытаются глубоко всмотреться в происходящее и понять его причину. Они сами ежедневно готовят разнообразные блюда, остро приправленную пищу, тем самым возбуждая у детей аппетит и поощряя переедание. У американцев, например, пища готовится таким способом, что способствует тому, что люди становятся пьяницами. Большинство людей во всем потакают своему аппетиту. Всякий, кто потворствует своему аппетиту, садясь за стол слишком часто, да еще употребляя при этом вредную для здоровья пищу, ослабляет тем самым свою способность сопротивляться требованиям аппетита и другим пристрастиям пропорционально развитию своих нездоровых привычек в питании. Необходимо внушать матерям, что их обязанность перед Богом и перед миром состоит в том, чтобы сформировать у детей гармоничный характер. Люди, которые вступят в самостоятельную жизнь с твердыми принципами, смогут остаться незапятнанными среди нравственного разложения нынешнего века...

Многие женщины, называющие себя христианками, каждый день уставляют стол разнообразными блюдами, которые становятся причиной раздражения желудка и нервного возбуждения всего организма. В некоторых семействах мясо до сих пор является основной пищей, представляющей собой опасный источник канцерогенных и болезнетворных веществ. Тело человека состоит из того, что он ест. И когда люди страдают и заболевают, они рассматривают все это как наказание, посланное Провидением.

Повторяю - истоки невоздержанности следует искать в нашем питании. Мы до тех пор угождаем своему аппетиту, пока он не становится нашей второй натурой. Употребляя чай и кофе, мы формируем привычку курить табак, а это в свою очередь ведет к употреблению спиртных напитков.

СИ, 334:

352. Пусть родители начнут борьбу против [234] невоздержанности в своей семье, обучая детей принципам санитарной реформы, которым они должны следовать с младенческого возраста, - в таком случае они могут надеяться на успех.

ХВБГ, 46; СЗ, 113:

353. Родители должны ставить перед собой цель - основательно научиться тем правилам, которыми следует руководствоваться в воспитании своих детей ради их физического и интеллектуального здоровья. Принципы воздержания должны лежать в основе всего уклада семейной жизни. С младенческого возраста необходимо учить детей отказывать себе в потакании всевозможным прихотям и побуждать их жить согласно принципам самоотречения.

(Возбуждающая пища вызывает жажду, которую не утолить водой, - § 558.)

СЦ 3, 488,489:

354. Многие родители воспитывают вкус и аппетит у своих детей. Они сами поощряют употребление мяса, кофе и чая. Некоторые матери предлагают своим детям остро приправленные мясные блюда, кофе и чай - все это способствует появлению привычки к более сильным возбуждающим средствам, например, табаку. Привычка курить табак ведет к употреблению алкоголя, а все вместе это неизбежно ослабляет нервную систему.

Если бы нравственные силы христиан пробудились и они сумели обуздать себя в потакании своему аппетиту, тогда они могли бы своим личным примером, начиная с собственного стола, помочь и тем, кто неспособен владеть собой и сопротивляться власти аппетита. Если бы мы только смогли осознать, что привычки, сформированные в этой жизни, затрагивают и интересы вечности, что наша вечная участь зависит от строгой воздержанности, тогда бы мы стремились в полной мере обуздать свой аппетит.

Своим личным примером мы могли бы спасти многие души от деградации, преступлений и смерти, что является следствием их невоздержанности. Наши сестры могут очень многое сделать в великой работе по спасению ближних, подавая на стол только здоровую и питательную пищу. Они могут использовать свое драгоценное время для воспитания [235] вкуса и аппетита у своих детей, формирования у них привычки воздержания во всем, побуждая их к самоотречению ради блага других.

Несмотря на пример, который дал нам Христос в пустыне искушения, где Он победил аппетит, преодолев его силу, многие верующие матери своим личным примером и воспитанием, которое они дают своим детям, побуждают их стать обжорами и пьяницами. Детям часто потакают, они едят, когда им захочется и что захочется, пренебрегая всеми правилами здоровья. Многие дети, уже с младенчества становятся обжорами. Потакая своему аппетиту с самого раннего возраста, они страдают от нарушения пищеварения. Потворство прихотям своего аппетита и неумеренность в питании усиливаются по мере того, как дети взрослеют. Из-за беспечности родителей приносится в жертву умственное и физическое здоровье детей; воспитывается вкус к определенной пище, совершенно бесполезной, приносящей только вред; а поскольку организм таким образом подвергается пагубному воздействию, физическое и умственное здоровье оказывается подорванным.

(Начало невоздержанности - в семье - § 203.)

Воспитывайте у детей отвращение ко всякого рода возбуждающим средствам

ХВБГ, 17:

355. Воспитывайте у своих детей отвращение ко всякой возбуждающей пище. Однако как много родителей по незнанию воспитывают у них склонность ко всякого рода возбуждающим средствам! В Европе я наблюдала, как няни подносили к губкам невинных малюток стакан пива или вина, развивая таким путем у них вкус к возбуждающим средствам. С возрастом у таких детей развивается зависимость от них, пока мало-помалу они не будут побеждены алкоголем - тогда уже невозможно им помочь, и они в конце концов умирают пьяницами.

Но аппетит извращается и делается западней для человека не только таким путем. Часто пища возбуждает тягу к крепким напиткам. Роскошные блюда ставятся на стол перед детьми - блюда с мясными подливами, приправленные специями, пирожные, торты и другие кондитерские изделия. Эта остро приправленная пища раздражает желудок и вызывает непреодолимое желание вкусить еще более сильных возбуждающих средств. Помимо того, что аппетит детей искушают неподходящей пищей, которую им разрешают есть, им позволяют также перекусывать в промежутках между приемами пищи, и в результате к двенадцати - [236] четырнадцати годам у них часто развиваются хронические заболевания органов пищеварения.

Возможно, вам приходилось видеть изображение желудка человека, пристрастившегося к крепким напиткам. Подобное состояние его является также результатом увлечения острыми и возбуждающими блюдами. Когда желудок находится в таком состоянии, появляется желание вкусить чего-нибудь более возбуждающего, требования аппетита все труднее удовлетворить. Через некоторое время вы увидите, что под влиянием улицы ваши дети научились курить.

Пища, которая особенно вредна для детей

ХВБГ, 46, 47; СЗ, 114:

356. Те, кто подчиняет себя власти аппетита, не смогут достичь совершенства христианского характера. Нелегко будет пробудить нравственную восприимчивость детей, если вы не будете внимательны в выборе пищи для них. Многие матери превращают обеденный стол в западню для своей семьи. Мясные блюда, масло, сыры, разнообразные пирожные и торты, приправленная специями пища, ароматические приправы в равной мере употребляют как молодые, так и люди преклонного возраста. Такое питание приводит к расстройству желудка, нервной возбудимости и ослаблению интеллекта и отнюдь не способствует работе кроветворных органов. Пережаренный жир еще больше затрудняет пищеварение. Сыры также вредны. Хлеб, испеченный из очищенной пшеничной муки, не может обеспечить организм теми питательными веществами, какие дает хлеб с отрубями. Употребление такого обедненного хлеба не лучшим образом сказывается на здоровье. Остро приправленные блюда вначале раздражают нежную слизистую желудка, а потом постепенно разрушают естественную чувствительность этой нежной оболочки. Кровь становится разгоряченной, пробуждаются низменные инстинкты; умственные и нравственные силы ослабевают, и человек превращается в раба своего аппетита. Матери необходимо научиться готовить для своей семьи простую, но питательную пищу.

Борьба с вредными привычками

СЦ 3, 567,568:

357. Осознают ли матери нашего поколения святость своего призвания, не пытаясь перещеголять зажиточных [237] соседей изобилием яств, но стремясь превзойти их верным исполнением своего долга - воспитания детей для лучшей жизни? Если бы наши дети и вообще юношество были воспитаны в духе самоотречения и самообладания, если бы они были научены есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть, то было бы меньше болезней и распущенности. Если бы подрастающему поколению, которое составляет цвет общества, были привиты твердые принципы воздержания, тогда не нужно было бы проводить кампании в пользу воздержания, которых, даже вместе взятых, крайне недостаточно. Тогда бы юноши и девушки обладали чувством собственного достоинства, нравственной чистотой, целомудрием и могли сопротивляться, опираясь на силу Иисуса Христа, осквернению этих последних дней... Родители могут по наследству передать детям свои низменные наклонности, что во многом затруднит обучение и воспитание их в духе строгого воздержания и добродетели. Если дети унаследовали привычки употреблять нездоровую пищу, возбуждающие средства и наркотики, - какая огромнейшая ответственность ложится на родителей, обязанных противодействовать порочным наклонностям, переданным их детям! Как искренне, серьезно и усердно должны работать родители, чтобы с верой и надеждой исполнить свой долг перед своими несчастными детьми!

Прежде всего родителям необходимо понять законы жизни и здоровья, чтобы и в приготовлении пищи, и в других областях жизни избежать всего того, что могло бы способствовать развитию дурных наклонностей у их детей. Как тщательно должны заботиться матери о питании для своей семьи, чтобы пища была простой и вместе с тем полезной и здоровой, чтобы не нарушить у детей работу органов пищеварения и не расшатать их нервную систему. Пища, предлагаемая детям, не должна противоречить родительским наставлениям - напротив, блюда, которые мать ставит на стол, должны подтверждать правильность ее слов. Эта пища может или ослаблять, или укреплять органы пищеварения и играет определяющую роль в формировании физического и нравственного здоровья детей, которые являются собственностью Божьей, купленной ценой Его Крови. Святая обязанность доверена родителям - оберегать физическое и нравственное здоровье детей, чтобы их нервная система была уравновешенна и их душам ничто не угрожало. Те, кто потворствуют аппетиту своих детей и не обуздывают их привычки, очень скоро увидят плоды своей ужасной ошибки, когда их дети станут заядлыми курильщиками, рабами [238] алкоголя, чьи чувства притуплены и из чьих уст потоками льется ложь, сквернословие и богохульство.

Жестокое добродушие чревоугодия

СЦ 3,141:

358. Мне было показано, что одна из основных причин настоящего плачевного положения дел заключается в том, что родители не чувствуют ответственности за воспитание у своих детей послушания естественным законам. Матери любят своих детей слепой любовью и потворствуют их аппетиту, сознавая, что это принесет вред их здоровью и тем самым навлечет на них болезнь и несчастье. Такое жестокое добродушие весьма присуще нынешнему поколению. Желания детей удовлетворяются ценой их здоровья и доброго нрава, потому что матери легче исполнять капризы детей, нежели отказывать им.

Таким путем матери сеют семя, которое взойдет и принесет плоды. Детей не приучают умерять свой аппетит и ограничивать свои желания. И они становятся себялюбивыми, требовательными, непослушными, неблагодарными и нечестивыми. Матери, поступающие так, с горькими слезами пожнут плоды посеянного ими семени. Они грешат против Неба, против своих детей, и Бог потребует у них отчета за подобное отношение к потомству.

ХВБГ, 76, 77:

359. Когда при окончательном подведении итогов встретятся все родители и все дети, какая это будет сцена! Тысячи детей, которые в своей жизни были рабами аппетита и низменных наклонностей, которые стали нравственными калеками, лицом к лицу встретятся со своими родителями, сделавшими их такими. На ком же еще, как не на родителях, лежит эта ужасная вина? Разве Бог развратил их детей? Конечно же, нет! Кто же тогда совершил это зло? Разве не достались по наследству детям извращенные привычки и грехи их родителей, проявившись в их извращенном аппетите и дурных наклонностях? Не те ли виновны во всем этом, кто пренебрегал возможностью наставлять детей в соответствии с образцом, данным Богом? Несомненно, что грехи родителей сказываются на их детях, несомненно и то, что все родители, представ пред Богом, должны будут дать Ему во всем отчет.

Наблюдения во время путешествия

Реформатор здоровья, декабрь, 1870:

[239] 360. Находясь в дороге, я стала невольной свидетельницей разговора между родителями, которые отмечали, что вкусы их детей очень утонченны, и если не дать им мяса и сладостей, то они ничего не будут есть. Когда пришло время обеда, я понаблюдала за тем, что едят эти дети. Им дали белого хлеба, ветчины, посыпанной черным перцем, соленых огурцов, сладостей и консервов. Бледный, желтоватый цвет лица у детей ясно показывал, от каких злоупотреблений страдает их желудок. Двое из этих детей, перед которыми была разложена еда, заметили, что другие ели сыр, и у них сразу пропал аппетит ко всему остальному, и, потворствуя им, мать попросила для них кусок сыра, боясь, что ее любимые дети останутся без обеда. Эта мать так объяснила свой поступок: если моим детям сильно нравится то-то и то-то, я даю все, что им хочется, ибо аппетит показывает, что нужно организму.

Конечно, это было бы верно, если бы аппетит детей не был извращен. Бывает естественный и извращенный аппетит. Родители, которые приучили своих детей к нездоровой, возбуждающей пище, чем и извратили их аппетит, - и они грызут грифели карандашей, глину, пьют кофе, крепкий чай, им надо приправлять еду корицей, гвоздикой и другими пряностями, - конечно, не могут утверждать, что аппетит требует того, в чем нуждается организм. Вкус у этих детей воспитывался неправильно, пока не стал совсем испорченным. Нежная слизистая органов пищеварения возбуждалась и воспалялась у них до тех пор, пока не утратила чувствительность. Простая, здоровая пища кажется им невкусной. Измученный неправильным обращением, желудок отказывается выполнять свою функцию, если его не побудить к этому самыми сильными возбуждающими средствами. Если бы этих детей с самого раннего возраста приучили употреблять только здоровую, совсем просто приготовленную пищу, сохраняющую свои естественные свойства, если бы им не предлагали мясных блюд, жиров и пряностей, тогда, конечно, их аппетит и вкус не был бы испорчен. Будучи неизвращенным, их аппетит, конечно, указывал бы на ту пищу, которая более всего полезна организму.

В то время как эти родители и дети поглощали свои любимые лакомства, я вместе с мужем в час дня - время, в [240] которое мы обычно обедаем, - также приступили к нашей скромной трапезе, которая состояла из хлеба с отрубями без масла и большого количества фруктов. Откровенно признаюсь, мы съели наш обед с удовольствием и чувством глубокой благодарности, испытывая в душе радость, что нам нет никакой надобности возить за собой целый гастроном для удовлетворения капризов желудка. Мы насытились и не испытывали чувства голода до следующего утра. Мальчик, разносивший по вагонам апельсины, орехи, жареные кукурузные зерна, конфеты, вероятно, подумал, что мы бедняки.

Пища, съеденная этими родителями и детьми, конечно, не могла послужить образованию здоровой крови, не могла способствовать хорошему расположению духа. Дети были бледны. Руки и лицо у некоторых из них покрывала отвратительная сыпь, у других были воспалены веки, и они почти ничего не видели. Как все это искажало природную красоту лица! У некоторых детей не было сыпи, но их мучили кашель и простуда, воспаление горла и легких. Я видела мальчика, которому было года три. Он страдал расстройством желудка. Хотя у него была высокая температура, он, казалось, ни о чем не думал, кроме еды. Он поминутно требовал пирожных, жареного цыпленка или чего-то кислого. Его мать, как покорная рабыня, исполняла все его желания, и когда она не тотчас же подавала то, чего он хотел, тогда крики и требования становились неприлично настойчивыми, и мать успокаивала его: "Сейчас, сейчас, мой дорогой, мамочка даст тебе". А мальчик, получив желаемое, тут же злобно бросал поданное ему на пол вагона, негодуя на промедление. Когда мы обедали, сидящая напротив нас девочка ела вареную ветчину, маринованные огурцы, хлеб с маслом. Заметив, что наша еда лежит на тарелке, шестилетняя девочка заявила, что ей тоже нужна тарелка. Вначале я подумала, что ей хочется красное яблоко, которое я ела; и хотя у нас с собой было ограниченное количество фруктов, я почувствовала к ее родителям такую жалость, что протянула ей красивое, румяное яблоко. Девочка выхватила яблоко из моих рук и тотчас же с презрением швырнула его на пол. Что ж, подумала я, если этой девочке позволяют делать все что хочется, она, кроме стыда и огорчений, ничего больше не принесет своей матери.

Эта вспышка гнева была результатом всех тех вольностей, какие позволяла ей мать. Неполноценная пища, которую она давала своему ребенку, постоянно тяжелым бременем ложилась на пищеварительные органы; кровь оказалась отравлена, и девочка становилась все болезненнее и раздражительнее. Ежедневная пища этой девочки возбуждала в ней все дурное и угнетала ее морально и интеллектуально. [241] Такой характер у своего дитяти формировали сами родители. Они делали ее эгоистичной и равнодушной. Они не ограничивали ее в желаниях и не обуздывали ее привычек. Чего же им ждать от этого ребенка, когда он достигнет зрелого возраста? Многие, кажется, не осознают той тесной взаимосвязи, которая существует между разумом человека и состоянием его организма. Если организм расстроен нездоровой пищей, это оказывает влияние на нервную систему и возбуждает порочные наклонности.

Девочка, примерно лет десяти, страдала простудой с высокой температурой и не хотела есть. Мать же упрашивала дочку: "Съешь немножко бисквита, а вот еще жареный цыпленок. А может, попробуешь немного варенья?" Наконец больной ребенок съел столько, сколько съедает обычно взрослый здоровый человек. Пища, которую ее уговорили съесть, и здоровому человеку повредила бы, а больному и вовсе не следовало к ней прикасаться. Взволнованная мать на протяжении двух часов прикладывала холодные компрессы к разгоряченной голове дочери, недоумевая, почему у нее такая высокая температура. Она своими руками подлила масла в огонь и при этом еще удивлялась, что пламя вспыхнуло. Если бы больная девочка была предоставлена естественным законам, которые сами сделали бы свое дело, а желудок получил бы необходимый отдых, тогда она страдала бы намного меньше. Такие матери не готовы воспитывать детей. Одна из основных причин страданий человечества заключается в том, что люди не умеют правильно обращаться со своим организмом.

Многие озабочены лишь одним: чем полакомиться, как провести время, чтобы полнее насладиться сегодняшним днем. Долг и принцип откладываются в сторону во имя исполнения сиюминутных желаний. Если мы стремимся к здоровью, мы должны вести здоровый образ жизни. Если мы надеемся достичь совершенства христианского характера, следует действовать соответственно. Родители в огромной мере ответственны за физическое и нравственное здоровье своих детей. Они должны вразумлять своих детей и побуждать их соблюдать законы здоровья во имя собственного здоровья и для того, чтобы обезопасить себя от страданий и несчастий. Как странно, что матери потворствуют своим детям в разрушении их нравственного, физического и умственного здоровья! Во что же превратит ребенка такая слепая любовь! Такие матери лишают своих детей счастья в этой жизни и делают весьма сомнительной перспективу их будущей жизни.

Причина раздражительности и нервозности

ХВБГ, 61, 62; ОХВ, 150, 151:

[242] 361. Режим питания должен являться основой воспитания детей. Матери допускают огромную ошибку, когда разрешают детям перекусывать в промежутках между приемами пищи. Из-за этого нарушается нормальная работа желудка, в этом кроется причина будущих страданий. Раздражительность детей может быть вызвана избытком находящейся в желудке непереваренной нездоровой пищи; но матери некогда задуматься над этим и исправить вредную привычку ребенка что-нибудь жевать. Она не может сладить с нетерпеливым ребенком. Больному ребенку она дает кусочек пирожного или какого-нибудь другого лакомства, чтобы успокоить его, но все это только увеличивает вред. Некоторые матери, не имея отдыха от своих забот и суеты, от беспрерывных домашних хлопот, становятся раздражительными, нервными и всевозможными криками и даже руганью пытаются успокоить малышей.

Часто матери жалуются на хрупкое здоровье своих детей и обращаются к врачу за советом; но обладай они элементарным здравым смыслом, они бы сами поняли, что причина недомоганий детей - в неправильном питании.

Мы живем в век пресыщения, и привычки, которые господствуют среди детей даже в семьях адвентистов седьмого дня, в корне противоречат законам природы. Однажды мне пришлось сидеть за столом с несколькими детьми, которым еще не исполнилось двенадцати лет. На стол было подано много мясных блюд, а одна очень болезненная девочка попросила чего-нибудь соленого. Ей протянули банку с маринованными овощами, жгучими от специй, и она щедро положила их себе в тарелку. Эта девочка отличалась нервозностью и раздражительностью - обжигающие приправы как нельзя лучше содействовали развитию такого нервного характера. Самый старший из детей считал, что не может обходиться без мяса, и выказывал огромное недовольство и даже возмущался, если ему не давали его. Мать во всем потворствовала его прихотям и вкусам, она, как рабыня, потакала его капризам. Парню не поручали никакой работы, и большую часть своего времени он проводил за чтением бесполезных книг или даже хуже, чем просто бесполезных. Он почти постоянно жаловался на головные боли, и бесполезно было предлагать ему простую, здоровую пищу.

Родители должны поручать своим детям какую-нибудь [243] работу. Ничто не вредит так, как праздность. Физический труд, который приносит здоровую усталость мускулам, пробуждает аппетит к простой, здоровой пище, и подросток, занятый полезным трудом, никогда не встанет из-за стола с недовольным видом оттого, что ему не было подано большое блюдо с кусками мяса или различные лакомства, возбуждающие аппетит.

Иисус Христос, Сын Божий, работал как плотник, оставив пример для всех юношей. Пусть те, кто с презрением относится к повседневному труду, чтобы обеспечить себя пропитанием, вспомнят о том, что Христос был послушным Сыном Своих родителей и заботился о семье. Он никогда не видел на столе у Своих родителей каких-либо роскошных кушаний, так как Иосиф и Мария были бедными, скромными людьми.

Связь между пищей и нравственным развитием

ХВБГ, 134:

362. В наши дни власть сатаны над юношами и девушками достигла наивысшей силы. Если разум наших детей не будет уравновешен твердыми духовными принципами, тогда они окажутся развращены порочными примерами, которые видят вокруг. Величайшая опасность, угрожающая юношеству, заключается в отсутствии самообладания. Снисходительные родители не учат своих детей самоотречению. Та пища, которую они предлагают детям, вызывает раздражение пищеварительных органов, это возбуждение передается мозгу, и в результате пробуждаются низменные наклонности и желания. Излишне слишком часто повторять, что все, попадающее в желудок, воздействует не только на тело, но в конце концов и на разум. Жирная и возбуждающая пища разгорячает кровь, возбуждает нервную систему и настолько притупляет нравственную восприимчивость, что разум и совесть подавляются плотскими побуждениями. Как порой трудно, а часто почти невозможно человеку, невоздержанному в питании, проявить терпение и самообладание! Поэтому так важно, чтобы дети, характер которых еще не сформирован, всегда получали только здоровую и невозбуждающую пищу. Именно в Своей любви к людям наш Небесный Отец послал нам свет здорового образа жизни, чтобы защитить нас от страшных последствий необузданного потворства аппетиту. [244] "Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию". Поступают ли родители таким образом, когда готовят пищу и собирают семью вокруг стола? Предлагают ли они своим детям только такую пищу, о которой они знают, что она будет способствовать образованию здоровой крови, будет служить хорошему здоровью и уравновешенности характера? Или же, пренебрегая будущим благом своих детей, дают им нездоровую пищу, возбуждающую и раздражающую?

СЦ 2, 365:

363. Что касается количества пищи, то тут могут заблуждаться даже люди, осведомленные в вопросах санитарной реформы. Одни могут объедаться полезной, качественной пищей. Некоторые люди заблуждаются относительно качества пищи. Это говорит о том, что они еще не прониклись вполне светом санитарной реформы. Они решили есть и пить, что им угодно и когда им угодно. И, ведя такой образ жизни, они наносят вред своему организму. Но на этом зло не оканчивается: из-за их отношения к пище страдают их семьи; возбуждающая пища порождает в их детях дурные привычки и наклонности и приводит к тому, что интересы вечности отодвигаются на задний план. Таким образом, родители своей неумеренностью способствуют укоренению низменных инстинктов и ослабляют духовные силы своих детей. Как же тяжело придется расплачиваться за все это! И они еще удивляются, что их дети так безнравственны!

Испорченность детей

СЦ 2, 359-362:

364. Мы живем в разложившемся мире, это время, когда сатана, кажется, полностью овладел разумом тех, кто не посвятил себя Богу всецело. Поэтому огромная ответственность лежит на родителях и опекунах, призванных воспитывать детей. Родители приняли на себя ответственность за рождение своих детей. В чем же теперь заключается их обязанность? Пусть себе живут и поступают, как им вздумается? Уверяю вас, в этом отношении на родителях лежит тяжелая ответственность...

Я уже и раньше говорила, что некоторые из вас эгоистичны. Вы не поняли, что я имела в виду. Вы старались выбирать пищу, самую приятную на вкус. Вы руководствовались вкусом и удовольствием, а не славой Божьей и не [245] желанием благочестивой жизни, устремленной к совершенной святости в страхе Божьем. Вы прислушивались к вашим вкусам и аппетиту и, поступая так, не замечали, что сатана все больше и больше окружал и обольщал вас и, как обычно случается, всякий раз сводил на нет все ваши усилия.

Некоторые из вас, родителей, приводили своих детей к врачам, чтобы выяснить, что с ними происходит. Но о причине их болезни я могла бы рассказать за две минуты. Ваши дети развращены. Сатана приобрел над ними власть; он опередил вас тогда, когда вы, будучи для них, как Бог, обязаны были охранять их; однако вы оказались ленивы, праздны, ваш разум и чувства были притуплены, а сами вы пребывали в спячке. Бог повелел вам воспитывать детей в страхе Божьем. Но сатана опередил вас и прочно опутал их своими узами. А вы продолжаете спать. Пусть Небо сжалится над вами и вашими детьми, ибо все вы нуждаетесь в Его милосердии.

Все могло быть совершенно по-другому

О, если бы вы полностью перешли на сторону санитарной реформы; если бы вы проявили в вере добродетель, в добродетели - рассудительность, в рассудительности - воздержание, тогда все было бы по-другому. Но вы только начинаете тревожиться по поводу беззакония и испорченности, которые царят в ваших семьях...

Вам необходимо учить своих детей. Вам необходимо учить их тому, как избегать пороков и нравственного разложения этого века. Но вместо этого многие заняты лишь тем, что учат, как изобрести различные вкусные блюда. Вы ставите на стол масло, яйца, мясо, и ваши дети поглощают все это. Они едят то, что пробуждает низменные желания, а вы отправляетесь в церковь и умоляете Бога благословить и спасти ваших детей. Как вы думаете, высоко ли поднимаются ваши молитвы? Прежде всего, вы должны исполнить свой долг. Только после того, как вы совершите все то, что Бог поручил вам, вы можете с уверенностью молиться и просить особой помощи, которую Бог обещал вам.

Вам необходимо научиться воздержанию во всем. Вы должны научиться принципам правильного питания. Но вы говорите: "Кому какое дело, что я ем, пью или ставлю на свой стол?" Вы можете так говорить только в том случае, [246] если изолируете своих детей от окружающего общества или направитесь с ними в пустыню, где не будете обременять других и где ваши непослушные, порочные дети не станут разлагать общество, частью которого они являются.

Научите детей бороться с искушениями

ХВБГ, 63, 64; ОХВ, 153:

365. Заключите под стражу свой аппетит; личным примером и наставлением приучите детей к простой пище. Учите их трудолюбию и прилежности, и учите не просто чем-то заниматься, но заниматься полезным трудом. Старайтесь пробудить в них и развивать нравственные качества. Учите их, что они принадлежат Богу с самого раннего детства. Расскажите им о том, что со всех сторон их окружает распущенность; и что поэтому нужно прийти ко Христу и вручить себя Ему, физически и духовно, ибо только в Нем они получат силу, чтобы противостоять всем искушениям. Говорите им постоянно о том, что они сотворены не для того, чтобы угождать самим себе, но чтобы быть соработниками Божьими в выполнении благородных целей. Научите их, что в тот момент, когда искушения будут толкать их на путь потворства эгоистичным желаниям, а сатана попытается скрыть от их глаз Господа, надо неотступно искать Его, моля: "Боже, помоги мне выстоять!" Услышав эти молитвы, ангелы окружат их и выведут на безопасный путь.

Иисус Христос молился о Своих учениках: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла", чтобы они не поддались искушениям, которые встречаются повсюду. Такую молитву должны возносить к Небу каждый отец и каждая мать. Но разумно ли молиться подобным образом, а потом разрешать детям делать все, что им захочется? Нужно ли потворствовать аппетиту детей, пока он не завладеет всем их существом, а потом надеяться на то, что удастся призвать их к воздержанию? Конечно, нет. Ребенка с колыбели нужно учить воздержанию и самообладанию. В этом деле самая большая ответственность ложится на матерей. Самые нежные земные узы соединяют мать и дитя. На ребенка наибольшее влияние оказывает жизнь и пример его матери, нежели отца, ибо между ними существует более сильная и нежная связь. Но ответственность, [247] возлагаемая на мать, очень велика, и отец непременно должен помогать ей.

ХВБГ, 79, 80; ОХВ, 143:

366. Великая награда ожидает вас, матери, за то, что вы используете драгоценное время, данное вам Богом, для формирования характера своих детей и для научения их строгим принципам воздержания в еде и питье...

Сатана понимает, что, когда аппетит находится под контролем, он не может завладеть человеком, а когда люди потворствуют своему аппетиту, его власть возрастает, и поэтому он постоянно поощряет чревоугодие. Под влиянием нездоровой пищи совесть притупляется, разум теряет остроту и восприимчивость. Но вина нарушителя закона не умаляется, потому что он сознательно пренебрегал законами здоровья, пока не стал глух к призывам совести.

СЦ 9, 160, 161:

367. Отцы и матери, бодрствуйте в молитве! Стойте на страже, противодействуя невоздержанию, в чем бы оно ни проявлялось. Учите своих детей принципам истинной санитарной реформы. Учите их остерегаться соблазнов, чтобы сохранить свое здоровье. Гнев Божий уже начал изливаться на сынов непослушания. Какие преступления, какие грехи и какое нечестие и развращенность мы видим повсюду! Как народ Божий мы должны особенно заботиться о том, чтобы оберегать наших детей от дурного общества.

(Дом в сельской местности; взаимосвязь между питанием и нравственностью - § 711.)