Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 07 октября 2024
12 Иаков и Исав PDF Печать Email

 

(Книга Бытие 25:19-34; 27:1-32)
Богу известен конец еще от начала. Прежде чем родились Иаков и Исав, Он знал, какой характер будет сформирован у каждого из них. Он знал, что сердце Исава не будет послушным Ему. Отвечая на обеспокоенную молитву Ревекки, Господь сообщил ей, что у нее родятся двое детей и что старший будет служить младшему. Он поведал ей будущее обоих ее сыновей: от них произойдут два народа, один из которых будет "сильнее другого, и больший будет служить меньшему". В то время первенец имел особые преимущества и привилегии, которых не было ни у кого из других членов семьи.
Исаак больше любил Исава за то, что он приносил ему дичь, и за его смелый и мужественный дух, проявлявшийся на охоте на диких зверей. Иаков же был любимым сыном матери, потому что у него был мягкий нрав, доставлявший ей радость и счастье. От своей матери Иаков узнал, что Бог поведал ей, будто ее старший сын будет служить младшему. По-юношески рассуждая, он пришел к выводу, что это обетование не может быть исполнено, поскольку Исаву принадлежат все привилегии, дарованные первенцу. Когда однажды Исав пришел с поля, обессилев от голода, Иаков воспользовался представившейся ему возможностью превратить нужду Исава в свою выгоду. Он предложил брату чечевичную похлебку, потребовав в качестве платы отказаться от прав на первородство. И Исав продал свое первородство Иакову.
Взяв себе двух языческих жен, Исав очень опечалил Исаака и Ревекку. Несмотря на это, Исаак все равно любил больше Исава, чем Иакова. Однажды, думая о близкой кончине, отец попросил Исава приготовить ему кушанье, чтобы он мог благословить сына перед смертью. Исав скрыл от отца, что он продал свое первородство Иакову и подтвердил это клятвой. Ревекка, услышав слова Исаака, вспомнила слова Господа о том, что "больший будет служить меньшему", и, зная, что Исав несерьезно отнесся к своему первородству и продал его брату, убедила Иакова обмануть отца и обманом получить его благословение, которое, как ей казалось, нельзя получить иным путем. Иакову не хотелось обманывать отца, однако в конце концов он согласился с планом, предложенным матерью.
Ревекка знала о любви и привязанности Исаака к Исаву и была убеждена, что никакие доводы с ее стороны не заставят его изменить свое намерение благословить Исава. Вместо того чтобы довериться Богу, в руках Которого находится все, она продемонстрировала недостаток веры, убедив Иакова обмануть своего отца. Дальнейшие действия Иакова не были одобрены Богом. Ревекке и Иакову следовало бы подождать, пока Бог Сам не осуществит Свое намерение, вместо того чтобы пытаться осуществить предсказанное Им событие при помощи обмана.
Если бы Исав получил благословение своего отца, как полагалось первенцу, благосостояние его все равно зависело бы от одного лишь Бога. И в зависимости от поступков Он благословил бы Исава процветанием или навлек бы на него несчастья и беды. Если бы Исав, подобно праведному Авелю, любил и почитал Бога, то Бог принял бы его и благословил. Если бы, подобно нечестивому Каину, он не чтил Бога и не слушал Его повелений, но следовал похотям своего развращенного сердца, то и Бог не благословил бы его и отверг, как и Каина. В свою очередь, если бы Иаков жил праведной жизнью, любил и боялся Бога, то Бог благословил бы его и благодеющая рука Всемогущего была бы над ним, даже если бы он не получил благословений и привилегий, которые полагались первенцу.


Годы изгнания Иакова


Ревекка с горечью раскаивалась, что дала ошибочный совет Иакову, из-за которого ей суждено было расстаться с ним навсегда. Ее любимец вынужденно спасался бегством от гнева Исава, и мать никогда больше не увидела его лица. Исаак прожил много лет после того, как он благословил Иакова, и, наблюдая за поведением сыновей, убедился, что благословение по праву принадлежит Иакову.
В своей семейной жизни Иаков не был счастлив в полной мере, несмотря на то, что его жены были сестрами. Заключив брачный договор с Лаваном о Рахили, которую любил, и отработав на Лавана семь лет за нее, Иаков оказался обманутым, получив в жены Лию. Когда он увидел, что его обманули и что сама Лия принимала участие в этом обмане, он не смог полюбить ее. Лавану хотелось удержать у себя такого усердного работника, каким был Иаков, на более продолжительное время, поэтому он решил обмануть его, дав ему в жены Лию вместо Рахили. Иаков в гневе укорял Лавана за то, что тот посмеялся над его чувствами к Рахили, дав ему в жены Лию, которую он не любил, а Лаван упрашивал Иакова не отказываться от Лии, ибо это было бы большим позором не только для нее, но и для всей семьи. Иаков оказался в очень трудном положении. Но все же решил оставить у себя Лию, а также жениться и на Рахили. На протяжении всей дальнейшей жизни Лию он любил намного меньше, чем Рахиль.
По отношению к Иакову Лаван вел себя очень эгоистично. Этот человек думал лишь о том, как бы извлечь побольше выгоды из усердных трудов Иакова. Иаков давно хотел уйти от ловкого Лавана, однако боялся встречи с Исавом. Он слышал, как сыновья Лавана жаловались, говоря: "Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие. И увидел Иаков лице Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня".
Иаков был обеспокоен. Не зная, по какому пути пойти, он доверил все Богу, попросив, чтобы Всевышний руководил им. "И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою".
"И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего. И сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня. Но Бог отца моего был со мною. Вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему. А отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою. Но Бог не попустил ему сделать мне зло". Иаков рассказал им о том, как Бог во сне сказал ему оставить Лавана и отправиться на свою родину. Рахиль и Лия возмутились поступками своего отца. Когда Иаков перечислил все, что отец сделал против них, и предложил им вместе покинуть Лавана, Рахиль и Лия сказали Иакову: "Есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего? Не за чужих ли он нас почитает? Ибо он продал нас, и съел даже серебро наше. Посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших. Итак, делай все, что Бог сказал тебе".


Возвращение в Ханаан


В отсутствие Лавана Иаков собрал свою семью и все, что имел, и ушел. Через три дня Лаван узнал о бегстве Иакова и весьма разгневался. Он ринулся за ним вдогонку, полный решимости силой вернуть его и своих дочерей обратно. Господь сжалился над Иаковом, и, когда Лаван почти догнал его, Бог явился ему во сне и повелел не говорить ни плохого, ни хорошего своему зятю, то есть не заставлять его силой вернуться назад и не заманивать его обратно к себе лестными обещаниями.
Когда Лаван настиг Иакова, то спросил, почему тот, ничего не сказав, незаметно ускользнул из его дома и увел с собой его дочерей, словно плененных. Далее он продолжал: "Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне, и сказал: "берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого"". Тогда Иаков перечислил все его неблаговидные поступки по отношению к нему, Иакову, и указал на то, что Лаван всегда стремился только к личной выгоде. Он напомнил ему о своем честном труде на него на протяжении всего времени, сказав: "Растерзанного зверем я не приносил к тебе; это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жары, а ночью от стужи; и сон мой убегал от глаз моих".
В конце Иаков сказал: "Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой; а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие мое и труд рук моих и вступился за меня вчера".
После этого Лаван заверил Иакова, что хотел только повидаться со своими дочерьми и внуками и что не собирался причинять никому из них вреда. Он предложил заключить завет между своим домом и Иаковом с его семьей, сказав: "Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. И взял Иаков камень, и поставил его памятником. И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм; и ели там на холме".
"Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга; если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри. Бог свидетель между мною и между тобою".
Иаков торжественно поклялся перед Богом, что он не возьмет себе других жен. "И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою. Этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдешь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла. Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака".
Когда Иаков шел дальше своим путем, его встретили ангелы Божьи. Глядя на них, он сказал: "Это ополчение Бо-жие". А затем во сне он видел, как ангелы Божьи окружали его стан. Иаков послал смиренное примирительное послание своему брату Исаву. "И возвратились вестники к Иакову, и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. Иаков очень испугался и смутился, и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана, и сказал:
если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись".
"И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: "возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!" Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему; ибо я с посохом моим перешел этот Иордан; а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми. Ты сказал: "Я буду благотворить тебе, и сделаю потомство твое, как песок морской, которого не исчислить от множества"".