Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Главная Книги Елены Уайт Другие книги Евангелизм Раздел 13. Индивидуальная работа
Раздел 13. Индивидуальная работа PDF Печать Email

 

 

Необходимость индивидуальной работы

Публичная и индивидуальная работа. Работа из дома в дом непосредственно в семьях является настолько же важной, как и публичные мероприятия...

Тем не менее, в результате проповедования истины на больших собраниях, пробуждается дух познания, и в этом случае особенно важно, чтобы этот интерес был поддержан персональной работой. Тех, кто желает исследовать истину, необходимо научить, как правильно изучать Слово Божье. Кто-то должен помочь им встать на прочное основание. В это критическое для их религиозного опыта время крайне важно, чтобы мудро подобранные библейские работники пришли им на помощь и открыли их пониманию сокровищницу Слова Божьего! (Служители Евангелия, с. 364).

Возделывайте почву. Во время проповеди происходит посев драгоценных семян. В результате беседы драгоценное семя будет лосеяно. Но если не прилагать личных усилий для возделывания почвы, то оно не укорениться. Если сердце не смягчено и не покорено Духом Божьим, значит, многие слова были сказаны впустую. Наблюдайте в собрании за теми, кто, по всей видимости, проявляет интерес, и беседуйте с ними после служения. Те немногие слова, сказанные наедине, часто приносят больше пользы, чем целая речь. Интересуйтесь, как слушатели воспринимают изложенные темы, ясен ли им вопрос. Проявляя доброту и любезность, покажите, что вы питаете к ним искренний интерес и заботитесь об их душах (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 68).

Станьте ближе к человеку. В христианском сочувствии служителю следует идти к отдельным людям, стремясь пробудить их интерес к великим истинам вечной жизни. Сердца этих людей могут отвердеть, подобно хорошо наезженной дороге; может показаться, что совершенно бесполезно представлять им Спасителя. Однако там, где оказывается бессильной логика, где не хватает аргументов для того, чтобы убедить, любовь Христова, раскрытая в личном служении, способна смягчить окаменевшее сердце, чтобы могли прорасти семена истины (Служители Евангелия, с. 185).

Необходимо проводить работу, а не просто проповедовать. В городах необходимо проводить работу, а не просто произносить проповеди; нужно идти "от дома к дому". После того как весть предупреждения дана, после того как представлена истина из Писания, многие души обратятся (Ревью энд Геральд, 1902, 14 октября)

Меньше проповедей, больше индивидуальной работы. Если бы количество проповедей было сокращено наполовину, а время, отданное личной работе с людьми как в их доме, так и в общине, удвоено, то результаты оказались бы просто удивительными (Рукопись 139, 1897).

Утраченные возможности. Когда мы пренебрегаем работой непосредственно с людьми, тогда утрачиваем многие драгоценные возможности, которые, используй мы их вовремя, решительно продвинули бы вперед наше дело (Служители Евангелия, с. 364).

Души, погибающие вследствие недостатка индивидуальной работы. Мы в состоянии произнести слова ободрения тем, кого встречаем. "Слово, сказанное вовремя, как ценно оно!" Души же погибают вследствие недостаточной индивидуальной работы (Письмо 151,1903).

Быть готовым в любое время. Служитель должен "настоять во время и не во время", пребывая в непосредственной готовности использовать и развить любую возможность продвигать вперед дело Божье. "Настоять во время" означает постоянно помнить о преимуществах места и часа богослужения и о времени, когда люди обсуждают религиозные темы. А "настоять не во время" - значит пребывать в готовности подходящим образом обращать умы людей к великим темам Библии при любой возможности - будь то у камина или в поле, у дороги или на рынке - и мягко, в духе любви обращая их внимание на Божьи требования. Очень часто такие возможности так и остаются неиспользованными, поскольку наши работники считают, что они "не ко времени". Но кто знает, каким может оказаться результат разумного призыва к совести? (Служители Евангелия, с. 186, 187).

Любите души, как любил их Христос. Мы призваны любить людские души так же, как Христос любил их, и страдать за тех, кому еще только предстоит обращение. Являйте им безмерную и несравненную любовь Христа, себя же отодвигайте на второй план (Рукопись 42, 1898).

 

Личные посещения от дома к дому

Работа от дома к дому. Истина должна быть представлена не только на публичных собраниях, необходимо также проводить работу из дома в дом. Совершайте эту работу во имя Господа (Ревью энд Геральд, 1903, 11 августа).

Работа из дома в дом в поиске душ, заблудших овец Господних, является самой насущной работой (Письмо 137, 1898).

Цель работы из дома в дом. Наши работники совершают великую ошибку, когда после проведения лагерного собрания и привлечения нескольких душ они разбирают свои шатры с ощущением выполненного долга. Их работа в тот момент только началась. Они произнесли проповедь о новых и необычных доктринах людям, пришедшим их послушать, и тут же оставили разбросанные семена либо на корм птицам, либо обрекли их на засыхание, ибо не увлажнили почву...

После того как истина была доведена до разума слушающих, найдутся другие служители, друзья и знакомые, которые поднимут, если им это удастся, посеянные семена. Эти птицы в образе людей постараются выдать истину за заблуждение и беспокоить обращенных до тех пор, пока не погубят посеянные семена ложными утверждениями.

Что же необходимо предпринять? После проведения лагерного собрания создайте миссию. Пусть наилучшие работники организуются в группу и займутся продажей нашей литературы, а также бесплатной раздачей брошюр тем, кто не может их купить. Подготовительная работа и вполовину не так важна, как последующая деятельность.

После того как люди услышали обоснования нашей веры, следует начать работу из дома в дом. Знакомьтесь с людьми и читайте им драгоценные слова Христа. Возносите перед ними Христа распятого, и вскоре люди, в лекционном шатре услышавшие от служителей Божьих весть предупреждения и обратившиеся, потянутся к вам с вопросами по поводу услышанного. Вот тут-то и наступает момент явить людям основания нашей веры в смирении и страхе Божьем, в боязни не найти единственно нужных слов. Преподносите истину такой, какова она в Иисусе, со всей кротостью и смирением, то есть в простоте и искренности, давая каждому пищу вовремя и соответствующую его разумению (Письмо 18,1898).

Действенность проповеди обеспечивается дальнейшей работой от дома к дому. На основании опыта работников из города N. мы видим, что деятельность, осуществляемая после завершения общественных собраний, оказывает значительно большее воздействие, чем весь предыдущий труд. В течение ряда лет мне было явлено, что именно работа от дома к дому обеспечивает успех проповеди Слова. Если наши работники не посещают заинтересовавшихся, впоследствии служители других конфессий пойдут по нашим следам и собьют их с пути, искажая Писание и неверно толкуя его. Люди, еще незнакомые со Словом, считают своих священников людьми знающими и лишенными предрассудков, и поэтому оставляют приобретенные убеждения. Но если наши служители смогут посетить этих заинтересовавшихся слушателей и полнее объяснить Слово истины, открывая им истину и растолковывая заблуждения, они смогут укрепиться в своих убеждениях.

Если бы эта работа исполнялась ревностно и неусыпно, если бы работники неустанно наблюдали за душами, за которых они должны дать ответ, тогда значительно больше снопов было бы собрано от семян, посеянных на наших лагерных собраниях.

Подобная работа проводилась в городе N. В результате личных усилий и индивидуального поиска душ мы обрели там не менее пятидесяти новых верующих, соблюдающих субботу. Пока работники, назначенные Богом, не включатся именно в эту работу по поиску заблудших овец, сатана будет преуспевать в своем деле разрушения, и души, которых можно было найти и спасти, останутся потерянными (Письмо 18, 1898).

Те, кого невозможно охватить публичными проповедями. В крупных городах существуют определенные сословия, которым невозможно донести Евангелие путем публичных выступлений. Их необходимо искать так, как пастырь ищет свою потерянную овцу. Что касается этой категории людей, здесь необходимы неустанные личные усилия (Служители Евангелия, с. 364).

Благовествование тем, кто не пришел на пир. Если люди по призыву Христа не приходят на пир евангельский, тогда Божьи вестники должны нести им послание от дома к дому, простирая тем самым свое служение на переулки и изгороди, неся последнее послание миру (Письмо 164, 1899).

Благовествовать даже незаинтересованным. Идите в дома даже тех, кто не проявляет никакого интереса. Пока тихий милосердный голос приглашает грешника, трудитесь со всей энергией вашего сердца и способностями разума, как трудился апостол Павел, который "день и ночь непрестанно со слезами учил каждого". В день Божий сколь многие обратятся к нам, восклицая: "Я погиб! Я погиб! А вы не предупредили меня, вы никогда не приглашали меня прийти к Иисусу. Если бы я уверовал, как вы, я не уставал бы с молитвами, слезами и предупреждениями следовать за каждой душой, которой угрожало осуждение" (Ревью энд Геральд, 1884, 24 июня).

Несите Слово Божье к порогу каждого дома. Публикации являются инструментом, с помощью которого мы проникаем к тем, кого невозможно охватить публичной проповеднической деятельностью. Великую работу можно совершить только донося до людей Библию такой, какова она есть. Несите Слово Божье к порогу дома каждого человека, открывайте ясные утверждения Слова совести каждого, повторяйте всем повеление Спасителя: "Исследуйте Писания". Убеждайте людей принимать Библию как она есть, просвещаясь ее Божественными словами, и затем, когда свет воссияет, с радостью воспринять каждый драгоценный луч и бесстрашно встретить последствия (Ревью энд Геральд, 1883,10 июля).

Бог приведет в дома людей. Свет, свет, исходящий от Слова Божьего, - вот что необходимо людям. Если проповедующие Слово пожелают этого, Господь поможет им войти в близкие отношения с людьми. Он укажет им путь к домам людей, нуждающихся в истине и стремящихся к ней. Когда же слуги Божьи погрузятся в работу по поиску заблудших овец, их духовные способности пробудятся, и они обретут новые силы. Зная, что они пребывают в согласии с Богом, эти работники почувствуют радость и счастье. Под водительством Святого Духа они накопят бесценный опыт. Их интеллектуальные и нравственные силы получат высочайшее развитие, ибо благодать дается человеку в ответ на его просьбы (Ревью энд Геральд, 1904, 29 декабря).

 

Обращение семей

Молитесь и изучайте с семьями. В то время как разум многих людей пробудится под убеждающим влиянием истины, необходимо мудрой работой, ревностными, неустанными усилиями поддерживать возникший в них интерес. Люди, исполненные Духом Христовым, призваны выйти на труд спасения душ. Служитель не должен ограничивать свои усилия кафедрой, а свое окружение - близкими ему братьями. Ему следует искать души. Он обязан посещать людей на дому, прилагая личные усилия к тому, чтобы истина воздействовала на их сердца и сознание. Он должен молиться с семьями и читать с ними Библию. Наставляя с мудростью и тактом своих ближних в необходимости покоряться Слову Божьему, служитель в своих ежедневных беседах с ними обязан демонстрировать все то доброе и чистое, прекрасное и возвышенное, мягкое и чистосердечное, что свойственно его характеру.

Послания первого и второго ангелов провозглашались именно таким образом. Мы побудили людей исследовать Писания, и они привлекли внимание других к открывшимся им истинам. Именно личные усилия верующих и их семей обеспечили такой удивительный успех (Ревью энд Геральд, 1885, 27 января).

К некоторым семьям можно найти путь лишь в их домах. Слово Божье может найти доступ к некоторым семьям лишь благодаря тому, что Его слуги входят в их дома и своим ревностным служением, освященным и укрепленным Святым Духом, ломают барьеры. Люди, видя, что служители эти являются вестниками милосердия и служителями благодати, с готовностью слушают слова, принесенные им...

Когда такой служитель возносит молитву Богу в семье, которую он посещает, сердца ее членов оказываются тронутыми гораздо сильнее, чем во время молитвы на публичных встречах. Ангелы Божьи входят в этот семейный круг вместе со служителем, а умы и сердца людей подготавливаются к обретению и восприятию Слова Божьего, ибо если вестник отличается кротостью и смирением, если он связан с Богом живой связью, Святой Дух возьмет Слово и откроет его тем, ради кого служитель трудится...

Господь желает, чтобы истина приближалась к людям, а достичь этого можно лишь персональной работой с ними. Об этом говорится в повелении: "Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой". Много еще невыполненной работы предстоит совершить в данном направлении, так пусть же служители Бога проповедуют истину в семьях, идя к тем, ради кого они благовествуют. Если таким образом они станут трудиться с Богом, Он облачит их духовной силой. Христос будет руководить ими в этом труде, входя вместе с ними в дома людей и даруя им такие слова для слушателей, которые западут глубоко в их сердца. Святой Дух откроет сердца и умы людей к обретению света, исходящего от Источника всяческого света (Ревью энд Геральд, 1904, 29 декабря).

Искать путь к сердцам людей. Всем, кто трудится со Христом, я хочу сказать: везде, где вы можете получить доступ к сердцам людей, находясь в непринужденной домашней обстановке, используйте представившуюся возможность. Берите Библию и открывайте перед людьми ее великие истины. Успех будет зависеть не столько от ваших знаний и свершений, сколько от вашей способности найти путь к сердцу людей. Своей общительностью и близостью к людям вы сможете повернуть ход их мыслей скорее, чем своими самыми талантливыми проповедями. Представляя Христа в семье, сидя у камина, среди небольшой группы в частном доме, вы добьетесь большего успеха в приобретении душ для Иисуса, чем произнесением проповедей на открытом воздухе перед множеством народа или даже в церковных собраниях.

Всем, участвующим в этом личном служении, угрожает та же опасность, что и служителю, проповедующему Слово, - что используемые в работе приемы станут механическими. И следует остерегаться этой опасности. Участвующие в личном служении работники должны непрестанно учиться (Служители Евангелия, с. 193).

Объединение усилий в личной работе с людьми. Братьям следует работать по двое, привлекая затем как можно больше служителей для посещения интересующихся и нахождения новых семей ради их блага (Письмо 34, 1886).

Проповедник и его жена. Трудитесь ради душ людей, проявляйте такт и мудрость, посещая семьи, молитесь с ними и за них, несите им истину с великой любовью и нежностью, и труды ваши будут вознаграждены. Если служитель и его жена могут совместно участвовать в этой работе, им следует это делать (Письмо 18, 1898).

 

Евангельские посещения

Закрепляйте возникший интерес. Служитель может получать удовольствие от проповедования, но это приятная и сравнительно легкая часть работы. Ни об одном проповеднике нельзя судить по его ораторским способностям. Самое трудное начинается после того, как он сходит с кафедры, чтобы поливать посеянное им семя. Зародившийся интерес необходимо поддерживать личным трудом: посещать людей на дому, проводить библейские уроки, учить своих подопечных исследовать Писания, молиться с семьями и отдельными людьми, интересующимися религией, стараться углубить впечатление, произведенное проповедью на сердце и совесть (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 255).

Отвечая на вопросы. Служитель не вправе считать себя полностью готовым к евангельской деятельности, если он не знает, как распространить свою работу в дома людей, как вникнуть в их нужды. Следует поощрять слушателей задавать вопросы относительно того, что из услышанного осталось для них неясным. Необходимо открывать их зрение для восприятия света Божьего. Зачастую, когда это происходит и служитель способен ответить заинтересованным слушателям, то поток света прорывает преграды, стоящие на пути к затемненному разуму, и сердца обретают ободрение и поддержку веры в Евангелие. Именно так мы должны работать, наполняя светом умы тех, кто стремится познать путь к спасению (Ревью энд Геральд, 1892, 19 апреля).

Обучение работников, исполняющих завершающую стадию работы. Вы обязаны готовить себе помощников, с тем чтобы они продолжили работу и закрепили в людях пробужденный вами интерес, если вас призовут для работы в другом месте. Будем молиться об этом. Мы должны молиться, работать и верить. Действенность наша - в Господе (Письмо 376,1906).

Эффективный метод работы для людей с обычными способностями. Люди обычных способностей могут достичь больших результатов, работая с населением, идя от дома к дому, нежели затрачивая большие средства и проповедуя в больших залах перед многочисленной аудиторией. Личное влияние действенно. Чем больше мы будем непосредственно работать с нашими ближними, тем больше добра принесем... Вы должны теснее сближаться с теми, ради кого работаете, чтобы они могли не только слышать ваш голос, но и пожать вашу руку, узнать ваши принципы, почувствовать вашу симпатию к ним (Ревью энд Геральд, 1885, 8 декабря).

Обучение здоровому образу жизни в индивидуальной работе. Никто из проповедующих истину не вправе считать свое образование завершенным, если он не постиг законов здорового образа жизни и не осознал их влияние на духовную жизнь. Служителю необходимо уметь на должном уровне излагать людям этот предмет, и самому являть пример, способный придать силу его словам. Учение о правильных привычках станет частью общей работы служителя Евангелия и служитель найдет много возможностей наставить тех, с кем он вступает в контакт.

Идя от дома к дому, посещая семьи, проповедник должен стремиться понять нужды людей, излагая им необходимые принципы, давая наставления относительно того, что принесет им наибольшую пользу. Так, людям, привыкшим к жестким ограничениям в еде, он сможет предложить разумную диету; для тех же, кто предается излишествам, потребляя вредные и обременительные яства, кондитерские изделия и приправы, он сможет посоветовать набор продуктов, включающий все необходимое для здоровья и способствующий развитию духовности (Письмо 19, 1892).

 

Библейские чтения, проводимые служителями

Больше библейских чтений. Избегайте длинных проповедей, поскольку люди не могут сохранить в памяти и половины того, что они слушают. Ограничьте длительность проповедей и больше проводите библейских чтений. В наше время каждый аспект истины следует преподносить как можно проще и яснее (Письмо 102а, 1897).

Не перекладывайте на плечи помощников личную работу с людьми. Необходимо использовать любую возможность для проведения индивидуальной работы. Такая индивидуальная работа должна иметь место, даже если для нее придется пожертвовать временем, отведенным на проповедь...

Этой стороной деятельности пастору не следует пренебрегать или перекладывать ее на плечи жены или другого человека. Вы должны воспитывать в себе способности и приобретать знания, необходимые для посещения каждой семьи, к которой вы в состоянии обрести доступ. Результаты такой работы покажут, что она полезнее любых других возможностей служителя благовествования.

Если служитель пренебрегает этой работой, то есть посещением людей в их домах, значит он не является надежным пастырем, и порицание Божье будет на нем. Он, следовательно, не исполняет и половины своих обязанностей. Если бы служитель совершал труд индивидуального благовествования, его работа продвинулась бы значительно дальше и много душ удалось бы спасти.

Бог не примет никакого оправдания за пренебрежение самой важной частью служения, которая закрепляет результаты всей работы, объединяя вестника истины со всей паствой, с овцами и агнцами стада Божьего. Сам Господь делает человека проводником света через личную работу проповедника, объединяющего себя с людьми, ради которых он трудится.

Слабые члены паствы нуждаются в своевременном укреплении. Слова ободрения и поддержки способны подкрепить немощных, дабы они укоренились и утвердились в вере. Это и есть путь и средство, приготовленное Богом, чтобы отвечать на насущные нужды людей. Там, где мне до сих пор приходилось работать, я видела места, потерянные для дела Божьего, поскольку вестники, принесшие истину, не послужили людям в индивидуальном порядке, считая это не самым приятным занятием (Письмо 18, 1893).

Не перекладывать работу на других. Личным трудом достигайте людей там, где они находятся. Знакомьтесь с ними. Эту работу нельзя передоверить никому. Ее не могут совершить подаренные или данные взаймы деньги. Ее не могут совершить проповеди с кафедры. Учить Писанию в семьях - вот работа евангелиста, и эту работу надлежит объединить с проповедованием. Если ею пренебречь, то и проповедование в значительной степени закончится неудачей.

Ищущие истину нуждаются в том, чтобы вовремя услышать надлежащие слова, поскольку сатана также обращается к ним со своими искушениями. Если вы встретитесь с противодействием в своем стремлении помочь душам, не обращайте на это внимания. Если возникает впечатление, будто ваши усилия не приносят ощутимого результата, пусть это вас не обескураживает. Продолжайте трудиться; действуйте по своему разумению; знайте, когда следует говорить, а когда лучше помолчать. Будьте бдительны относительно уловок сатаны, иначе вас отвлекут от исполнения долга. Не позволяйте трудностям обескуражить или напугать вас. С сильной верой, бесстрашно встречайте эти трудности и преодолевайте их. Сейте семена в вере и неутомимо (Служители Евангелия, с. 188, 189).

Учите через библейские чтения. Вы любите проповедовать, значит, вам следует произносить проповеди везде, где вы бываете. Вы можете совершить добрую работу в данном направлении, но этим не исчерпывается весь необходимый труд, ибо люди нуждаются в наставлении и обучении. Многие из произносимых проповедей могли бы принести слушателям значительно больше пользы, если бы служитель сократил их наполовину.

Уделяйте время преподаванию через библейские чтения. Старайтесь при этом закреплять в памяти слушателей отдельные утверждения и тексты. Пусть они задают вопросы, отвечайте на них как можно проще и яснее, чтобы разум мог охватить представленные истины...

Учите так, как учил Христос, изучайте Его пример и Его методы. Он произносил мало проповедей, но там, куда Он приходил, собирались толпы послушать Его наставления. Проповедники должны готовить себя к работе, наиболее близкой Божественному примеру. Вы еще не приступили к такому методу воспитания людей. Они могут слушать проповедь за проповедью и при этом запомнить очень немногое; но даже это немногое впоследствии утратит влияние на их разум, когда иные мысли заглушат семена истины. Наилучший пример - метод Господа, запечатлевающего в умах слушающих одну за другой истины, необходимые им для вечного блага. Подготавливайте почву сердец для посева семян, способных прорасти и дать плод (Письмо 29, 1890).

 

Обучение искусству индивидуальной работы с людьми

Каждый, кто способен, должен проводить библейские чтения. Каждый, кто на это способен, должен проводить индивидуальную работу с людьми. Когда служители идут от дома к дому, разъясняя Писания ясным и простым способом, Бог наделяет истину спасительной силой. Спаситель благословляет исполняющих эту работу (Письмо 108, 1901).

Обучение доктринам - не первостепенная цель личной работы. Немало душ страстно жаждут света, убежденности и силы сверх того, что они уже смогли воспринять. Эти души необходимо найти и терпеливо и настойчиво трудиться ради них. В горячей молитве просите Господа о помощи. Являйте людям Иисуса, ибо вызнаете Его как вашего личного Спасителя. Пусть Его смягчающая любовь, Его обильная благодать исходят из человеческих уст. Не обязательно рассматривать вопросы доктрины, если о них не спрашивают, - явите людям Слово и с нежной, устремленной к душам любовью укажите им на драгоценную праведность Христа, к Которому вы и они должны прийти ради спасения (Рукопись 27,1895).

Учиться собирать урожай. Каждого, приступающего к работе в евангельском поле, надо обучить не только тому, как пользоваться серпом для срезания колосьев, но и как заботиться о зерне и собирать снопы. Срезание колосьев практикуется повсеместно, но результаты, достигнутые таким образом, скромны. Происходит это потому, что труженики не проявляют ревностных усилий в индивидуальной работе, позволяющей отделить зерно от мякины и подготовить его для закромов (Письмо 16д, 1892).

Обучайтесь искусству владения евангельской сетью. Постоянно думайте об активном поиске наилучших способов и средств помощи людям в нашем непосредственном окружении. Не обязательно стремиться к обращению тех, кто живет вдали от нас, и расходовать на это значительные средства. Рядом с нами всегда найдутся семьи и отдельные личности, ради которых мы должны предпринимать индивидуальные усилия. Мы зачастую упускаем очевидные возможности, стремясь к деятельности в отдаленных полях, где ситуация может оказаться менее благоприятной. В результате мы напрасно тратим время и средства как тут, так и там. Работники должны изучать искусство использования евангельской сети для улавливания и собирания душ (Ревью энд Геральд, 1885, 8 декабря).

Естественная простота в работе убеждения душ. Работа Христа зачастую заключалась в личных беседах с людьми. Он придавал большое значение разговору с глазу на глаз, а потом тот, с кем Он беседовал, нес Слово, обретенное в этом диалоге, тысячам других душ.

Учите молодежь поддерживать друг друга, ибо, стремясь к этой работе, каждый приобретет опыт, который поможет ему стать посвященным работником в более широкой сфере обязанностей. Самым простым способом можно достичь тысячи сердец. Наиболее интеллектуально развитые люди, которых ценят как самых одаренных в этом мире, также зачастую испытывают освежающую и обновляющую силу очень скромных, простых слов, произнесенных человеком, любящим Бога, способным выразить эту любовь так же естественно, как простой человек говорит о земных вещах, занимающих и будоражащих его внимание. Порой слова, даже тщательно подобранные, не производят сильного впечатления; подлинная же, искренняя работа сына или дочери Бога, заключающаяся либо в словах, либо в служении, пусть и скромном, исполняемая с естественной простотой, способна отпереть запертые двери, долго дотоле закрывавшие доступ ко многим душам (Ревью энд Геральд, 1899, 9 мая).

Убедительный, доброжелательный подход. Подходите к людям с проникновенной доброжелательностью, с ободрением и любовью Христа... Никакой язык человеческий не способен выразить драгоценные качества служения Слова и Святого Духа. Никакое словосочетание, придуманное человеком, не может донести до бренного разума истинную ценность благословений, обретаемых через живую веру и дарованных людям Иисусом из Назарета, проходящим между ними (Письмо 60, 1903).

Значение рукопожатия. Многое зависит оттого, каким образом вы приветствуете человека, в чей дом вы пришли. Вы можете пожать ему руку так, что сразу завоюете его доверие, а можете сделать это столь холодно, что у него сложится впечатление, будто он вам совершенно безразличен (Служители Евангелия, с. 189).

Участие молодежи в библейской работе в городах. Молодых людей следует убеждать в их способности работать в городах. Возможно они никогда не смогут нести истину с проповеднической кафедры, но они способны идти от дома к дому, указывая людям на Агнца Божьего, принимающего грех мира. Драгоценные сокровища истины оказались погребенными под мусором заблуждений, однако труженики Господа в состоянии явить людям эти драгоценности, чтобы многие смогли взирать на них с восторгом и благоговением. Существует множество различных сфер деятельности, наиболее подходящих для того или иного склада ума и способностей (Исторические очерки, с. 182).

 

Разрушение предрассудков

Подготовительная работа в виде библейских чтений и посещений. Служение евангелизации надо начинать спокойно, без шумихи и трубного возглашения, прежде всего с проведения библейских чтений. Подобный план деятельности окажется значительно более эффективным, чем если начинать работу с проповедей, и он поможет просвещению людей (Письмо 89а, 1895).

Индивидуальная работа, не вызывающая противодействия. В служении Богу часто встречаются трудности и препятствия. Все - во власти Божьей, и Его слуги обязаны встречать трудности и сопротивление, ибо они являются избранным Господом методом дисциплинирования, условием верного продвижения, развития и успеха. Но я призываю слуг Господа Иисуса помнить, что они должны стремиться к спокойному исполнению работы, дабы не вызвать сильного сопротивления, способного закрыть сердца людей для истины (Письмо 95, 1896).

Посещения людей способствуют успеху публичных выступлений. Я говорю вам во имя Господа, что с настоящим составом работников вы не готовы взяться за работу в тяжелых местах, где предрассудки еще сильны. Было бы намного лучше, если половина времени, затрачиваемого обычно на публичную работу, была бы отдана обучению людей в их домах, с тем чтобы они смогли лично убедиться в религиозной искренности служителей и ознакомиться с основаниями их веры. После завершения этапа такой работы можно решать, предпринимать ли в данном месте более дорогостоящие средства.

Публичные проповеди принесли, конечно, свои плоды. Некоторые люди откликнулись и обрели истину, но сколь же малым оказалось их число. Господь желает, чтобы истина была приближена к людям, а достижение этого возможно лишь в ходе индивидуальной работы (Письмо 95, 1896).

Необходимость чувства такта при разрушении предрассудков. Нафанаил молился о даровании ему познания, действительно ли Христос является Тем, о Ком говорили Моисей и пророки. Во время его молитвы один из пришедших ко Христу, по имени Филипп, пришел к нему и сказал: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета". Заметьте далее, как быстро возникает предубеждение: "Из Назарета может ли быть что доброе?" Филипп знал о сильном предубеждении многих израильтян к Назарету, и поэтому не стал спорить с Нафанаилом, чтобы не возбудить еще большего сопротивления, но просто сказал: "Пойди и посмотри".

Здесь - урок всем нашим служителям, литературным благовестникам и миссионерским работникам. Когда вы встречаетесь с теми, кто, подобно Нафанаилу, сохраняет предубеждение против истины, не прилагайте слишком больших усилий, чтобы убедить их в правильности пока необычных для них воззрений. Говорите сначала на темы, по которым вы можете найти общий язык с собеседником. Склонитесь с ними в совместной молитве и в смиренной вере вознесите свое прошение к престолу благодати. Тогда вы вместе с ними придете в более тесное единение с Небесами, и предубеждение ослабнет, сделав сердце человека доступнее для истины (Исторические очерки, с. 149).

 

Служение пожилым

Ожидая истину. Поразительно, сколь много пожилых людей, найденных служителями, не нуждаются в больших усилиях для обретения ими истины, включая соблюдение субботы и остальные аспекты учения. "Вот, - говорят они, - это как раз то, о чем мы молились. Мы знали, что в Писаниях говорится о таких вопросах, которые духовенство не могло объяснить нам". Людям этим остается лишь возрадоваться обретенному свету и истине. Их радость велика и полна (Письмо 18, 1898).

Жизнь начинается с обращения. Недавно я прочитала такой вот рассказ: "Пожилой человек, семидесяти или восьмидесяти лет, был представлен мне как пример Божьего милосердия. Я спросила, сколько ему лет. Он смотрел на меня какое-то время, а потом ответил прерывающимся голосом, со слезами, катящимися по щекам: "Мне два года". Увидев мое удивление, старик добавил: "Да, прежде я был как бы мертв. Я никогда толком не знал, что означает правильно жить, пока не вступил в жизнь, укрывшись со Христом в Боге"" (Письмо 160,1903).

 

Опыт и методы Елены Уайт в индивидуальной работе

Ранний опыт работы. Реальность истинного обращения представлялась мне настолько очевидной, что я всегда ощущала потребность помогать моим молодым друзьям обрести свет и использовала каждую возможность воздействовать на них в этом направлении.

Я проводила встречи с моими молодыми друзьями, некоторые из них были значительно старше меня, а кое-кто уже обзавелся семьями. Многие из них жили суетно и бездумно; мой опыт казался им бесполезным вымыслом, и они не прислушивались к моему обращению. Но я была полна решимости не прекращать моих усилий, пока эти дорогие души, которым я сердечно сочувствовала, не предадут себя Богу. Я провела несколько ночей в горячей молитве о тех, кого я, отыскав, объединила с целью совместных трудов и молитвы.

Некоторые из них присоединились к нам из любопытства, желая услышать, что я скажу им; другие, не проявляя никакого встречного интереса, считали, что я напрасно теряю время в своих настойчивых усилиях. Но на всех наших маленьких собраниях я продолжала увещевать и молиться о каждом в отдельности, пока все слушатели не предали себя Иисусу, осознав благо Его прощающей любви. Все обратились к Богу.

Ночь за ночью я в своих снах, казалось, работала ради спасения душ. В такие часы моему разуму представлялись различные конкретные случаи и отдельные люди, к которым я впоследствии обращалась и с кем потом молилась. В каждом таком случае, за исключением одного, люди эти предавали себя Господу (Очерки жизни, с. 41, 42).

Через двадцать два года после посева семян. После завершения служения в ходе лагерного собрания в Мичигане одна из сестер сердечно взяла меня за руку, выражая таким образом большую радость от новой встречи с сестрой Уайт. Она спросила, помню ли я свою проповедь в бревенчатом домике в лесу двадцать два года тому назад. Она тогда угощала нас, а я оставила им небольшую книгу "Мысли и опыт".

Эта сестра рассказала, что давала читать книгу своим соседям по мере того, как новые семьи поселялись в округе; в конце концов от книги почти ничего не осталось, и теперь она выразила большое желание иметь еще один экземпляр. Книга глубоко заинтересовала ее знакомых и они хотели бы встретиться с автором. Сестра вспоминала, что когда я была у нее, то говорила об Иисусе и красоте небесной, и говорила с таким пылом, что слова мои заворожили ее и навсегда запечатлелись в памяти. С того времени Господь посылал различных служителей, проповедовавших этим людям истину, и теперь у них немало соблюдающих субботу. Воздействие той маленькой книги, теперь почти совершенно зачитанной, распространялось от одного человека к другому, совершая молчаливую работу, в результате которой почва была подготовлена для восприятия семян истины.

Я хорошо помню то долгое путешествие в Мичиган, которое мы совершили двадцать два года тому назад. Мы направлялись в Верджен, где должны были провести собрание. Нам оставалось одолеть еще пятнадцать миль, и хотя наш кучер ездил по этой дороге не один раз и хорошо знал ее, он в конце концов был вынужден признаться, что заблудился. Мы проехали в тот день сорок миль по лесам, преодолевая рытвины и поваленные деревья при почти полном отсутствии наезженной дороги...

Мы не могли понять, для чего нам предназначено было плутать по этому лесу. Как же мы обрадовались, когда выехали к расчищенному участку, на котором стояла хижина! В ней-то мы и обнаружили сестру, о которой я рассказываю. Она радушно приняла нас и подкрепила угощением, а мы с благодарностью приняли ее заботу. Пока мы отдыхали, я поговорила с ее семьей и оставила им небольшую книжку. Она с радостью приняла ее и сохранила до сих пор.

В течение двадцати двух лет смысл наших тогдашних блужданий не был раскрыт нам. Но теперь мы встретили уверовавших в истину; они связывают свой первый духовный опыт с влиянием этой маленькой книжки. Сестра, которая с такой добротой приняла нас, теперь вместе с друзьями радуется, пребывая в свете истины для настоящего времени (Знамения времени, 1876,19 октября).

Опыт работы в городе Ним, Франция. Работая в Ниме, Франция, мы ставили своей задачей спасение душ. Там жил молодой человек, удрученный искушениями сатаны и некоторыми ошибками наших братьев, не понимавших, как следует обращаться к разуму молодежи. Он перестал соблюдать субботу, устроившись на работу, чтобы в совершенстве освоить профессию часового мастера. Это был многообещающий молодой человек. Однажды у меня сломались часы, ставшие причиной нашего знакомства.

Мне порекомендовали обратиться к нему, и как только я взглянула на него, я поняла, что именно его Господь явил мне в одном из видений. Все обстоятельства предстали мне в четком свете...

Он пришел на собрание, зная, что я буду выступать, и сидел, приковав ко мне взор, в течение всей проповеди, которую брат Бордо переводил на французский. Я ощущала свою обязанность помочь этому молодому человеку. Я говорила с ним два часа, раскрывая ему гибельность его нынешнего положения. Я говорила ему: ошибка, совершенная братьями, не причина, чтобы огорчать сердце Христа, Который так возлюбил его, что умер ради его искупления...

Я говорила ему, что знаю историю его жизни и его заблуждений (ставших всего лишь результатом обычного неблагоразумия молодости), которые по природе своей не были причиной столь тяжкого наказания. Я со слезами призывала его круто изменить свою жизнь, оставить служение сатане и греху (ибо он становился уже совершенным отступником) и возвратиться, подобно блудному сыну, в дом своего Отца, к служению своему Отцу. Этот молодой человек имел большие перспективы, изучая свое дело. Но, начав соблюдать субботу, он, несомненно, потерял бы работу... Через несколько месяцев его учеба заканчивалась, парень приобрел бы хорошую профессию, но я склоняла его к немедленному решению.

Мы молились вместе со всей искренностью, и я сказала ему, что призываю не переступать порога этого помещения, пока он пред Богом и ангелами и всеми присутствующими не скажет: "Я буду христианином с сегодняшнего дня". Как же возрадовалось мое сердце, когда он повторил мои слова! Едва дав это обещание, он признался в совершенном обновлении. Его мысли как будто очистились, его цели изменились, а ответственность, которую он взял на себя, представлялась ему такой высокой, что он не мог спать. На следующий день молодой человек известил свое начальство об увольнении. Еще три ночи он плохо спал, но был счастлив и благодарен тому, что Господь свидетельствовал ему о Своем прощении и Своей любви (Письмо 59,1886).

Действенное использование литературы. Мы знали и высоко ценили одного нашего брата и всю его семью. Это был начитанный человек, владевший большой фермой, на которой он выращивал отборные апельсины, лимоны и другие фрукты. Но с самого начала он недостаточно полно укрепился в истине, поэтому отступил от нее. Мне рассказали об этом. В ночной час мне представился Ангел Господень, Который стоял рядом и говорил: "Иди к брату N.. положи перед ним свои книги, и это спасет его душу". Я посетила брата, взяв с собой несколько моих больших книг. Я говорила с ним так, как будто он был одним из нас. Я говорила о его ответственности. Я сказала: "На вас лежит большая ответственность, брат мой. Взгляните на ваших многочисленных соседей. Вы ответственны за душу каждого из них. Вы владеете познанием истины, и, если вы любите истину и тверды в ней, вы привлечете души ко Христу".

Он взглянул на меня с сомнением, как бы отвечая: "Вы, очевидно, не знаете, что я отошел от истины, что я разрешаю моим девочкам ходить на танцы и в воскресную школу, что мы больше не соблюдаем субботу". Я уже знала об этом, но тем не менее продолжала говорить с ним так, как будто он все еще был с нами. "Мы, - сказала я, - желаем помочь вам начать работать ради вашего окружения. Для этого я хочу подарить вам некоторые книги". Он возразил: "У нас есть библиотека, мы можем брать в ней книги". "Я не вижу у вас книг, - ответила я. - Может быть, вы стесняетесь брать книги в библиотеке. Я пришла подарить вам эти книги, чтобы ваши дети прочитали их; они и вам помогут". Мы вместе с ним склонились в молитве, и, когда поднялись, слезы катились по его лицу. "Я рад, - признался фермер, - что вы пришли навестить меня. Я благодарен вам за книги".

Когда я посетила его в следующий раз, он сказал мне, что прочел часть книги "Патриархи и пророки", и добавил: "Я не изменил бы здесь ни одного слога. Каждый абзац обращается непосредственно к душе".

Я спросила брата N., какую из моих больших книг он считает наиболее важной. Он ответил: "Я давал их прочесть моим соседям, и хозяин гостиницы считает лучшей из них книгу "Великая борьба". Я же, - продолжил он, и губы его задрожали, - считаю самой лучшей "Патриархи и пророки". Она вытащила меня из трясины".

Достаточно лишь дополнить, что брат N. занял твердую позицию относительно истины. Вся его семья объединилась с ним в этом, и они способствовали спасению других семей (Бюллетень Генеральной Конференции, 1901, 5 апреля).

Беседа с новообращенной о нашей работе. В Кентербери меня познакомили с одной женщиной лет сорока, которая недавно решила прийти к истине. Ее муж находится в полном согласии с ее целями и делает все возможное, чтобы она могла посещать собрания. У них симпатичный маленький домик, которым они владеют, полностью выкупив его. Женщина подошла к нашей повозке, чтобы поговорить с нами, и сказала, что люди в Кентербери не посещают церковь, наш же шатер в городке N. привлек их внимание, и они с тех пор хотели узнать, что все это значит. Таким образом, многие заинтересовались собраниями и начали посещать их. Людей этих не привлекают церкви и залы для собраний, простой же шатер нравится им...

Сестра, о которой я говорила и которая беседовала со мной у повозки, призналась: "Как поразительны эти драгоценные истины Библии! Странно, что мы не замечали их раньше. Библия полна богатств, и я хочу иметь возможность познать их, чтобы, слушая о них, стать лучше, стать способной помогать другим. Люди здесь, в Кентербери, нуждаются в такой помощи. Если вы раскинете шатер для собраний, они к вам придут" (Письмо 89а, 1895).

Страницы из дневника 1892 года. 26 октября. Мы обещали брату и сестре N. посетить их, и сегодня после обеда пастор Дэниэльс, Мэй Уоллинг и я пошли к ним, как договорились. Вследствие искушения врага, сестра N. отошла от истины... После непродолжительной беседы мы все склонились в молитве, и Господь вдохнул в нас Свой Святой Дух. Мы ощутили присутствие Божье, и отныне пребываем в великой надежде, что усилия эти окажутся не напрасными.

5 ноября. День был прекрасный, но я осталась почти без сил. Мы посетили собрание, на которое пригласили нашу соседку. Она с готовностью пошла с нами и получила сильное впечатление. По пути туда она свободно разговаривала с нами, на обратном же пути была очень серьезной и сохраняла молчание. На собрании я говорила на тему притчи о госте, пришедшем на брачный пир не в брачной одежде. Собрание прошло очень торжественно. Женщина эта впоследствии признавалась моей племяннице, Мэй Уоллинг, как она сожалеет, что не была на всех собраниях, проходивших с нашим участием. Она сказала, что не пропустит ни одного, пока мы будем оставаться у них.

6 ноября. Мы планировали поездку в горы... но я ощущала в душе своей бремя беспокойства о брате и сестре N. и чувствовала, что не могу поехать в горы, не исполнив дело Господа. Не зная точно, где живут брат и сестра N., Мэй Уоллинг и я направились на поиски их дома... Наконец мы отыскали их. Я сказала брату и сестре N., что пришла поговорить с ними. Мы начали разговор в полтретьего и говорили до пяти... Я пыталась сделать все, что в моих силах, чтобы помочь сестре N. Она плакала в продолжение почти всего разговора. Я думаю, что Дух Господень тронул ее сердце. Я молилась с ними и оставила их в руках Божьих.

7 ноября. Я хорошо отдохнула в эту ночь. В половине пятого я поднялась и начала писать. В десять часов Мэй Уоллинг и я поехали навестить сестру Е.

8 ноября. Я хорошо спала этой ночью. Днем я поехала к дому, который снимает сестра Г. со своими детьми. Мы взяли ее на прогулку с собой. Я долго говорила с ней. Эта женщина видела много горя.

9 ноября. В ответ на горячее приглашение, мы отправились в прекрасный лесок, где родители вместе с детьми, посещающими субботнюю школу, устроили пикник... Я говорила перед ними полчаса. Там присутствовало несколько неверующих.

10 ноября. Я писала до полудня, а после обеда мы поехали в Бордон, выполняя обещание встретиться с некоторыми тамошними сестрами. Мы хорошо помолились, веря в обещание Христа, что там, где двое или трое соединятся во имя Его, Он будет с ними, благословляя их. Я читала присутствовавшим важные отрывки и говорила с ними. Я трудилась даже больше, чем в субботние выступления, поскольку провела с ними около двух часов. Уже почти совсем стемнело, когда мы возвратились домой, но я ощущала благословение Господа, и мы были счастливы в Его любви.

11 ноября. Я боюсь, что работала слишком много. С субботы я написала восемьдесят шесть страниц письменного формата, кроме посещения на дому нескольких семей. Сегодня после полудня я побывала у брата и сестры N. и оставила им несколько книг.

21 ноября. Сегодня в два часа я посетила брата и сестру N. и прочитала им, что я написала о тех трудностях, которые осаждают разум сестры.

27 ноября. Сегодня я посетила сестру К. и ее дочь. С дочерью недавно произошел несчастный случай... Мы говорили с ней и молились вместе, и Господь присутствовал с нами, когда мы умоляли Его благословить как мать, так и ее дочь.

Затем мы посетили сестру С., она вдова. Мы вместе провели время в молитве, и нежный Дух Господень покоился на нас. Мы поговорили с дочерью сестры С., девушкой примерно шестнадцати лет, рассказав ей о любви Иисуса и призывая ее отдать свое сердце Спасителю. Я поведала ей, что если она примет Христа как своего Спасителя, то Он станет ее опорой во всех испытаниях, даруя ей мир и покой в Его любви. Кажется, наши слова подействовали на девушку. Затем мы отправились посетить брата и сестру N. (Рукопись 21, 1892).

Места, дорогие служителю. Дора-Крик и Мартинсвил, а также другие поселения в лесных районах, в которых мы трудились, дороги мне. Я надеюсь, что к людям, живущим в этих местах, и в дальнейшем будет проявлена самая нежная забота и что ради привлечения их душ ко Христу братья предпримут самые ревностные усилия. Много полезного было совершено здесь, но сделать предстоит значительно больше (Письмо 133, 1902).