ГЛАВА 14. ДУХОВНЫЙ ОПЫТ 144 ТЫСЯЧ |
Лет двадцать пять назад мне довелось посетить молодежное собрание в Техасе. Тогда я был еще достаточно молод, чтобы присутствовать на подобного рода мероприятиях. Название городка уже забылось - возможно, он располагался неподалеку от Хьюстона, - но зато очень хорошо помнится, что общим пением руководил Джон Тарбер. Рядом со мной сидел один из молодых пасторов Техасской конференции. Вскоре Джон попросил нас спеть "Соберемся ли мы у реки". Это один из моих излюбленных гимнов, и, запевая его в то утро, я думал о том, как буду на берегу реки жизни разговаривать со своими друзьями, делясь с ними радостями Нового Иерусалима. Тогда я переживал один из трудных моментов в моей жизни, и эта мысль о небесах была особенно значима для меня. И вдруг знакомая мелодия и глубокий смысл слов так потрясли меня, что я заплакал. Склонив голову, я сотрясался от рыданий, ничего не видя от слез. Молодой пастор положил руку мне на плечо и крепко обнял меня. Я нуждался в этом. Я нуждался в его объятиях. Мне необходимо было подумать о небесах в то утро и поплакать. Это была святая радость. Пятнадцать или двадцать лет спустя мы с женой проводили уикенд в Линкольне, штат Небраска, в гостях у моей матери и отчима. В субботу утром мы пришли на первое богослужение в адвентистскую церковь Колледж-Вью, где есть замечательный орган. В то утро служение открывалось гимном, в котором прославлялся Бог за Его любовь и величие. Я люблю петь такие гимны - они словно переносят меня в небесное святилище. Мне видится Бог, сидящий на Своем престоле, и миллионы искупленных, стоящих перед Ним со всеми святыми ангелами. Мне кажется, что и я среди них, подняв руки, прославляю Бога и Иисуса Христа. Я пел эти гимны много раз, но то утро было каким-то особенным. Благодаря чудесной органной музыке и стройному пению большой общины у меня возникло ощущение, будто я прославляю Бога прямо у Его престола. В тот миг небеса показались совсем реальными и близкими. У меня перехватило дыхание, на глазах выступили слезы, и мне пришлось прервать пение. Через несколько секунд я снова попытался запеть, но у меня опять сдавило горло... Наконец я перестал сдерживать слезы, и они свободно текли у меня по щекам, а я представлял, что слушаю хор ангелов, 144 тысяч и огромного множества людей из всякого племени, колена и языка, хор, прославляющий Бога перед Его престолом. Это была святая радость. Мои переживания были столь удивительны, что после субботней школы я сказал своей жене: "Ты можешь вернуться домой к родителям, если хочешь, а я останусь на второе служение". Мне было просто необходимо поклониться Богу еще раз. Наверное, вы уже начинаете задаваться вопросом: а какое отношение все это имеет к 144 тысячам? Самое непосредственное. Давайте прочтем то, что рассказал Иоанн о 144 тысячах в 14-й главе Книги Откровение: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих: они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли (Откр. 14:1-3). Поклоняющееся братствоАдвентисты, как правило, дают определение 144 тысячам с точки зрения их сущности. Это совершенные люди, победители в битве со злом, подготовившиеся к закрытию ; двери благодати, готовые пережить бедственное время без Ходатая. Это бесспорный факт, и мы еще обсудим его далее в этой главе. Однако мы оставляем без внимания, что Бог предлагает нам описание 144 тысяч, где чуть ли не две трети текста посвящено поклонению святых перед Его престолом. Иоанн, прежде чем рассказать об их совершенстве, говорит о поклонении. 144 тысячи прежде всего будут поклоняющимся братством! Более того - 144 тысячи не станут совершенным народом до тех пор, пока не научатся быть , народом поклоняющимся. • Отмечу весьма прискорбное обстоятельство: когда в наших церквах кто-либо заводит речь о богослужении, все остальные неизменно начинают зевать. Книги, посвященные богослужению, пылятся на полках в наших книжных центрах. Это очень печально! Должен вам сказать, что те, кому предстоит провозглашать трехангельскую весть в самый мрачный час земной истории, по моему мнению, будут братством людей, прославляющих Бога во время исполненных славы, величия и радости богослужений, и пока мы не научимся поклоняться по-настоящему, нам не удастся стать подлинными глашатаями этой вести. Ранний дождь ниспал на учеников после того, как они прославили Бога в Храме, и - заметьте - после того, как они десять дней поклонялись Ему небольшими группами в горнице (см. Лк. 24:50-53; Деян. 2:1-4). Я уверен - поздний дождь ниспадет на нас только тогда, когда мы узнаем, что означает поклоняться Богу. Обновление наших богослужений - вопрос весьма существенный, если мы все же хотим получить поздний дождь. Если вам небезразлично, какие богослужения происходят в вашей церкви, поговорите об этом с пастором. Если вам известно, что кто-то еще в церкви разделяет ваше беспокойство, соберитесь вместе с пастором и обсудите этот вопрос. Не рассчитывайте, что пастор сразу же внесет изменения в ход богослужений в вашей общине. В одиночку это сделать почти невозможно. Он должен заручиться готовностью общины к таким изменениям и желанием большинства посвятить значительную часть своего времени выполнению этой задачи. Самое существенное, что ваша церковь может сделать для обновления богослужения, - это планировать его заранее, а затем еженедельно упорно работать над совершенствованием всех его частей. Каждое богослужение необходимо посвящать какой-либо теме, и, по возможности, каждая часть богослужения должна способствовать раскрытию этой темы. В этом заключается важная составляющая планирования. Не следует рассчитывать на динамичное богослужение, если пастор и пресвитеры утрясают детали в течение пятиминутки в задней комнате, перед тем как выйти на кафедру. Не следует рассчитывать и на исполненную смысла субботнюю школу, если ее руководитель прорабатывает детали программы в четверг вечером и в пятницу. Любое из этих служений необходимо планировать за несколько недель, и каждый их участник должен знать о своей роли заблаговременно, дабы продумать ее и, в случае необходимости, попрактиковаться. Например, молитвы нужно обдумывать заранее, а в чтении текстов из Писания следует потренироваться. Нет ничего лучше для духовного воодушевления всякого христианина, чем участие в динамичном церковном богослужении вместе с другими христианами. Такой еженедельный опыт способствует становлению христианина. Пережив его однажды, вы будете стремиться повторять его еженедельно. Причина, по которой в большинстве адвентистских церквей не происходит таких богослужений хотя бы раз в несколько месяцев, заключается в том, что мы слишком заняты повседневными заботами и не посвящаем достаточно времени осмыслению и подготовке наших субботних служений. Подобно тому как мы выделяем время для собственной молитвенной жизни, мы должны выделять время и на то, чтобы наполнить духовным смыслом наши уроки субботней школы и богослужения. Некоторые адвентистские церкви предпринимают попытки в данном направлении и порой подвергаются критике за это. Я не хочу быть ни ярым защитником, ни безоговорочным противником так называемого служения "празднования" в адвентистской Церкви. У меня вызывают сомнения некоторые его особенности, но я также поддерживаю многое из того, что делают эти церкви. Независимо от нашего отношения к служению празднования, мы, как мне кажется, можем согласиться с тем, что богослужение должно быть радостным, наполненным прославлением Бога и духовно воодушевляющим. Я думаю, мы можем согласиться и с тем, что в Откровении о 144 тысячах говорится как о прославляющих Бога в песне и поклонении. 144 тысячи будут поклоняющимся братством, и адвентисты, желающие оказаться среди этих 144 тысяч, должны посвящать значительную долю своего времени и возможностей общему богослужению сейчас - пока еще есть время. Совершенное братствоПоклонение является первой характеристикой 144 тысяч, о которой говорится в Откровении. Еще одна черта, их характеризующая, - это совершенство. С самого начала своего служения Елена Уайт особо указывала на то, каким должен быть Божий народ, чтобы пережить последнее время. Она говорила, что получающим печать Божью необходимо совершенство. Вот лишь некоторые из типичных ее высказываний.' Стремимся ли мы к полноте, присущей Господу, идем ли мы к цели, поставленной перед нами, - к совершенству Его характера? Когда народ Божий достигнет этой цели, чела людей будут отмечены Его печатью (Комментарии Е. Уайт. Библейский Комментарий АСД, т. 6, с.1118). Печатью Бога живого будут отмечены только те, кто уподобился характером Христу (там же, т. 7, с. 970). Все кандидаты на небеса, получающие эту печать, должны быть непорочны пред Богом (Свидетельства для Церкви, т.5,с. 216). Некоторым не нравится то, что Елена Уайт делала особое ударение на совершенстве, которым должен обладать Божий народ, чтобы получить печать Божью и жить после закрытия двери благодати без Ходатая. Это напоминает праведность по делам, говорят они, упирая на прощение и оправдание как достаточные условия для получения печати Божьей. Другие, строго придерживаясь того, что говорила Елена Уайт, превратились в крайних перфекционистов. Они считают необходимым, чтобы каждый адвентист верил в догмат об абсолютной безгрешности после завершения времени благодати, и с трудом принимают ортодоксию всякого, кто не согласен с ними. К сожалению, даже среди тех, кто избежал крайнего перфекционизма, как я подозреваю, есть немало людей, боящихся оказаться недостаточно хорошими. Эти два лагеря в адвентистской Церкви находятся в серьезном противостоянии, и между ними образовалась огромная пропасть. Где же истина? Прежде всего, мы должны понимать, что слова Елены Уайт о совершенстве тех, кто получит печать Божью непосредственно перед завершением времени благодати, полностью соответствуют Писанию. В Откр. 14:4, 5 упоминаются следующие характерные черты 144 тысяч: • Они не осквернились с женщинами. • Они хранили себя в чистоте. • В устах их не было лжи. • Они непорочны. Тем, кто критикует Елену Уайт за установление столь высокого уровня развития личности для Божьего народа последнего времени, нужно понять, что они спорят не просто с Еленой Уайт. Они спорят еще и с Библией. А значит, проблема кроется не в Елене Уайт и не в Библии. Она кроется в нас самих. Проблема заключается в том, что мы неправильно понимаем слова Библии и слова Елены Уайт. Как же нам найти решение этой головоломки? Возможно ли для христиан подчеркивать совершенство как необходимое условие для получения печати Божьей, не будучи перфекционистами и не испытывая страха перед Его судом? Прежде всего, мне кажется, необходимо понять, что существуют два вида совершенства. Одно позволяет нам рассчитывать на спасение, другое же дает нам право на печать Божью. Одно обретается в начале христианской жизни, другое - в ее конце. Совершенство и уверенность в спасении. Если дискуссия 1888 года по поводу праведности по вере и оказалась полезной для адвентистской Церкви, то польза эта заключается в осознании того, что мы получаем гарантию спасения посредством благодати по вере, а не благодаря совершенствованию характера. Определяющим фактором является наличие взаимоотношений с Иисусом - не их прочность и не их качество, но просто их наличие. Почему? Потому что вера, которая есть основа взаимоотношений с Иисусом, приносит прощение грехов. Она преображает сердце. Она же наделяет нас тем совершенством, которое необходимо Богу, чтобы спасти нас. Елена Уайт описала это следующим образом: Его жизнь была безгрешной. Он умер за нас, и сегодня Он желает освободить нас от грехов и наделить Своей праведностью. Если вы отдаете себя Ему и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все свои грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили (Путь ко Христу, с. 62). Это и есть совершенство. Однако это не совершенство характера. У нас может быть еще много непобежденных пороков, но Бог считает нас праведными, потому что Христос поделился с нами Своим совершенством. Его совершенство покрывает наши изъяны, так что, когда Бог смотрит на нас, Он видит совершенство Христа, а не наши грехи. Сами по себе мы несовершенны. Мы совершенны только благодаря Христу. Это совершенство доступно каждому человеческому существу на планете Земля, принимающему Иисуса, причем, чтобы достичь его, не нужен большой срок. Его называют оправданием. У разбойника на кресте почти не оставалось времени на победу над грехом и на уподобление Христу, и все-таки он был совершенен в глазах Божьих, потому что совершенство Христа покрыло его греховность. Этот вид совершенства также называется "одеянием Христовой праведности". Как одежда покрывает тело, так и праведность Христова покрывает наши грехи. Конечно же, мы должны понимать, что Его праведность не покроет грехи, в которых мы не раскаялись. Важно и то, что до тех пор, пока мы поддерживаем взаимоотношения с Иисусом - а это значит, что мы продолжаем каяться в своих грехах и исповедовать их, - Его одеяние остается на нас. Урок об одеянии Христовой праведности иллюстрируют несколько библейских историй. Как вы помните, отец блудного сына велел принести "лучшую одежду", чтобы покрыть ею испачканные в свином хлеву обноски сына (см. Лк. 15:22). В ветхозаветной истории о великом иерее Иисусе и сатане говорится, что ангел Господень снял с Иисуса запятнанные одежды и облек его в "одежды торжественные" и в "чистый кидар" (см. Зах. 3:1- 5)'. Притча Христа о человеке, который пришел на брачный пир без брачной одежды, показывает судьбу тех, кто не желает, чтобы одеяние Христовой праведности покрыло их грехи (см. Мф. 22:1-14). В притче о блудном сыне говорится, что отец надел "лучшую одежду", какая только имелась в семье, поверх грязного облачения сына, тем самым показав, что Бог прощает и принимает грешников в том состоянии, в каком находит их. Нам не нужно совершенствоваться, прежде чем прийти к Иисусу. В притче Захарии одеяние первосвященника сняли с Иисуса, а затем уже его облекли в одежды торжественные. Этим показывается, что Христос не только прощает, но и очищает нас (см. 1 Ин. 1:9). Из слов Захарии вовсе не следует, что Бог отказывается принимать нас, пока мы не очистимся. Обратите внимание, что первосвященник не сам снимал свои грязные одежды. Другие, согласно повелению Божьему, сняли "с него запятнанные одежды" (Зах. 3:4).
Одеяние Христовой праведности, совершенство характера через оправдание, даруется каждому грешнику в то мгновение, когда он принимает Иисуса как своего Спасителя. И если он поддерживает взаимоотношения с Иисусом, это одеяние остается на нем до момента его смерти или возвращения Иисуса - в зависимости оттого, что произойдет прежде. Мы можем представить это в виде схемы. Мы с вами обретаем уверенность в спасении в тот момент, когда принимаем Христа как своего Спасителя, исповедуем свои грехи и просим Его простить нас. В тот самый момент мы узнаем, что спасены. Иоанн говорит: Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь... Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную (/ Ин. 5:12, 13, курсив мой). Никто не будет спасен без совершенства, которое дает нам Христос в начале нашей христианской жизни. Это верно как для тех, кто будет жить без Ходатая после закрытия двери благодати, так и для тех, кто живет до него. Совершенство и печать Божья. Однако, перечитывая высказывания Елены Уайт о том, на каких условиях Бог запечатлеет Свой народ непосредственно накануне окончания времени благодати, я обнаружил, что она имела в виду не только уподобление человека Христу. Она имела в виду, что мы должны победить грех. Печать Божья никогда не отметит чело нечистого человека. Она никогда не отметит чело амбициозного, любящего мир человека. Она никогда не отметит чело человека с лживым языком и вероломным сердцем. Все претенденты на небеса, получающие эту печать, должны быть непорочны пред Богом (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 216, курсив мой). Побеждающие мир, плоть и дьявола будут теми блаженными, кто получит печать Бога живого {Свидетельства для проповедников, с. 445). Наш Спаситель не допускал даже мысли уступить искушению... В Нем не было греха, который дал бы преимущество сатане. В таком же состоянии должны находиться все, кто хочет устоять во время скорби (Великая борьба, с. 623).
Такое совершенство характера обретается только в процессе долгой жизни в общении с Иисусом. Все это время Христос продолжает покрывать наши несовершенства, даже по мере того, как мы преодолеваем эти несовершенства. Запечатленные преодолеют свои несовершенства. Они достигнут полной христианской зрелости. Мы можем представить это в виде следующей схемы.
Это трагично! Совершенство, которого мы достигаем в конце христианской жизни, не избавляет нас от нужды в том совершенстве, которое мы получили в начале. Оправдание останется единственным основанием нашей уверенности в спасении во время скорби. Совершенство характера также будет иметь огромное значение в то время, однако, с точки зрения нашей уверенности в спасении, оно будет не более значимым, чем сейчас. Теперь я хотел бы вернуться к теме, которую мы рассмотрели в первой части этой главы - о том, что 144 тысячи запечатленных накануне окончания времени благодати будут исполненными радости христианами, любящими поклоняться Богу и прославлять Его. Адвентисты, делая слишком сильный акцент на совершенстве, рискуют забыть, что значит иметь радость и счастье в Иисусе. В то время как сама эта радость, эта свобода в Иисусе поклоняться радостно и есть одна из самых важных составляющих того, что имеется в виду под словом "совершенство"! Некоторые критики радостного поклонения указывают на высказывание Елены Уайт о том, что "люди, без сожаления взирающие на собственный духовный упадок и не скорбящие о грехах ближних, будут оставлены без печати Божьей" {Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 211). Они напоминают нам, что Бог велел израильтянам смирять души свои, готовясь к земному дню искупления, а нам надлежит поступать так же в небесный великий День искупления, начавшийся в 1844 году У них почему-то сложилось мнение, что смирение души и скорбь о грехах несовместимы с радостным поклонением. Тем не менее Давид не считал зазорным каяться в грехе и радостно прославлять Бога в одной молитве. В псалме 50:5 он восклицает: "Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною", а в стихе 14 продолжает: "Возврати мне радость спасения Твоего". Псалом 50 и псалом 149 не противоречат друг другу. Если мне не изменяет память, Елена Уайт говорит, что во время последнего кризиса накануне закрытия двери благодати к нашему движению присоединится множество людей. Если на небесах радуются об одном грешнике кающемся (см. Лк. 15:7), только представьте, какой праздник будет, когда тысячи и тысячи обратятся! А теперь скажите, будет ли народ Божий в то время сидеть сложа руки со стоическим выражением лиц, потому что "наступил День искупления и сейчас не время веселиться"? Или мы присоединимся к небесному хору, славящему Бога за тысячи - а может, миллионы - спасенных? Хотелось бы высказать еще одну мысль. Когда блудный сын вернулся домой, отец созвал гостей, и вся семья стала веселиться, за исключением одного. Кто же из членов семьи остался недоволен и кого из слушавших Иисуса этот член семьи символизировал? Мы не должны быть настолько мрачными, готовясь к печати Божьей и окончанию времени благодати, чтобы не иметь ни возможности, ни желания радостно славить и поклоняться Богу, ибо радость входит в понятие совершенства, и нам грозит великая опасность понести ущерб в совершенстве, если мы не имеем радости.
|