Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Глава 8 Возрождение 1889 года-1 PDF Печать E-mail

Возрождение и реформа как результат принятия драгоценной вести

«Время дорого, и есть весть, которая должна достигнуть этого народа».1 Так сказала Эллен Уайт пасторам церкви Батл-Крика, пришедшим задать ей вопросы в декабре 1888 года. Вопросы касались того, стоит ли позволять Джоунсу проповедовать в здании церкви. Благодаря настойчивости Эллен Уайт, Джоунсу не только разрешили говорить в церковном помещении, но и, с разрешения Комитета Генеральной конференции, (председателем которого был В. К. Уайт), Джоунс смог вести занятия в колледже Батл-Крика.

По окончании декабрьской молитвенной недели, проведенной в Батл-Крике, и весь следующий год Эллен Уайт, А. Т. Джоунс и Э. Дж. Ваггонер несли драгоценную весть церквям по всей стране. Весной и летом того же года состоялись три школы для служителей. Джоунс и Ваггонер вместе с Эллен Уайт оставшуюся часть лета выступали на нескольких лагерных собраниях в качестве основных докладчиков. Однако собрания того или иного характера в местных конференциях проходили не без борьбы, хотя Бог по-прежнему стремился излить Святого Духа на Свою едва теплящуюся церковь. Итоги всех этих собраний публиковались в «Ревю», и, чтобы оценить их в полной мере, материалы эти необходимо читать. Сессия Генеральной конференции, состоявшаяся в конце октября, стала вершиной работы всего года.

Если более внимательно смотреть на упомянутые школы и лагерные собрания, то нужно обратить особое внимание на выступления Джоунса и Ваггонера. Некоторые современные историки высказали мнение, что сразу же после того, как Джоунс и Ваггонер покинули Миннеаполис, представленная ими весть (весть 1888 года) начала кардинально отличатьсяот того, что эти авторы называют евангелием Реформации, как оно понимается сегодня многими евангелистами, и уподобляться римо-католическому взгляду на праведность по вере.2

Южный Ланкастер, Массачусетс

В Южном Ланкастере собрания прошли с 11 по 22 января, и, как писала Эллен Уайт, они «принесли добрые плоды». Церковь была «заполнена теми, кто пришел получить от собраний пользу». Мало того, что на собраниях присутствовало множество делегатов из северо-восточных штатов, пришли также и некоторые новообращенные. А. Т. Джоунс «трудился для людей самым серьезным образом», выступая два, а иногда и три раза в день. Эллен Уайт так говорила о силе, сопровождавшей собрания: «С нами были тот же Дух и та же сила, которые сопровождали вести первого и второго ангелов. ... Серьезные выступления рабов Божиих проходили в силе и Духе Бога; речь шла о надежде, данной нам в Евангелии. Освещались любовь Иисуса и праведность Христова; они так ясны, ум схватывает их верой. ... О, это - пища во время благопотребное, от самого начала и - до конца!»3 В ходе собраний Эллен Уайт беспокоилась о том, как бы собравшиеся не «затворили свои сердца от некоторых драгоценных лучей небесного света», ниспосланного Богом:

«Есть много таких, кто, похоже, считает, что им необходимо самим проделать большую работу, прежде чем они смогут прийти ко Христу за спасением. Они, кажется, полагают, что Иисус придет к ним в самом конце их борьбы и окажет им помощь, наложив завершающий мазок на картину дела всей их жизни. Им трудно понять, что Христос есть совершенный Спаситель, и может спасти в самой полной мере всех, приходящих через Него к Богу».4

Однако по мере того как разъяснялась весть истины для настоящего времени, сердца таяли: «Мы чувствовали необходимость представлять Христа как Спасителя, находящегося не где-то далеко, но очень близко. ... Было много таких, даже среди служителей, кто начинал видеть истину, как она есть в Иисусе, в таком свете, в каком раньше они ее не рассматривали. Они увидели Спасителя как милостивого и прощающего грех, и истину - как освящение души». В результате многие из них «увидели себя во свете закона как преступников». Они поняли, что «уповали на собственную праведность», которую отныне воспринимали «как запачканные лохмотья по сравнению с праведностью Христа». Эллен Уайт так описывала радость подобному событию на небе:

«До самого конца собраний, по мере того как люди стремились приблизиться к Богу, они выносили на свет дела, достойные покаяния, исповедуясь друг пред другом, где они обидели ближнего словом или делом. ...

«В выступлениях раскрывалась та самая весть, которую Господь послал народу того времени. ...

«Студенты вместе с преподавателями пребывали в общем благословении Божием. Глубокое влияние Духа Божьего ощущалось почти на каждом сердце. Основным свидетельством тех, кто присутствовал на встрече, было то, что они пережили опыт, несравнимый ни с чем, из известного им прежде. ...

«Я никогда не видела, чтобы работа возрождения продвигалась с такой основательностью, и все же оставалась нетронутой излишним возбуждением. Не было никаких стараний убедить или увлечь людей. Никого не приглашали выйти вперед, но царило торжественное осознание того, что Христос пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. ... Казалось, мы дышим атмосферой самого неба. Вокруг поистине витали ангелы. ... Господь посетил Свой народ. И на небесах среди ангелов сияла радость о кающихся грешниках, которые возвращались к Отцу».5

В последнюю субботу этой серии собраний, на утреннем собрании А. Т. Джоунс говорил с «великой силой», а после полудня выступала Эллен Уайт, говоря с «большой искренностью». Для их сердец это была «драгоценная Суббота»:

«Мы чувствовали себя так, словно дышим атмосферой небес, Христос был действительно обретен всеми, кто искал Его. Это, несомненно, чудесное излитие Духа Божьего, свидетельствующего нам, что Господь готов сделать для Своего народа, который верует в Иисуса».6

Год спустя, на школе для служителей Эллен Уайт напомнила братьям, что произошло в Южном Ланкастере. Она вновь сравнила происшедшее с силой, которая сопровождала весть 1844 года:

«Те, кто был в Южном Ланкастере прошлой зимой, знают, что церковь и школа были движимы Духом Божиим. Почти каждый студент был увлечен небесным потоком, и звучали живые свидетельства, которых не превзошли даже свидетельства 1844 года до времени разочарования. Многие узнали в Южном Ланкастере, что значит отдать свои сердца Богу, что значит быть обращенными».7

Таковы были результаты «излития Духа Божьего» на Его народ - результаты, сила которых была бы явлена в гораздо большей степени средируководящих братьев в Миннеаполисе, если бы не поднялся бунт. Спустя непродолжительное время, оглядываясь назад на пережитое в Южном Ланкастере и на других собраниях, проводимых в течение года, Эллен Уайт вспоминала преимущества работы с Джоунсом и Ваггонером. В отличие от современных характеристик, даваемых им на тот период их трудов, она описывала, как рука Божья сопровождала их работу:

«Я переезжала с места на место, посещая собрания, где проповедовалась весть о праведности Христа. Я считала привилегией стоять рядом с братьями [Джоунсом и Ваггонером] и свидетельствовать одновременно с вестью для настоящего времени. Я видела, что сила Божия сопровождала весть, где бы она ни звучала. Вы не смогли бы заставить людей в Южном Ланкастере думать, что весть, пришедшая к ним, не была вестью света. Люди исповедовали грехи и принимали праведность Христа. Сам Бог простер руку и совершил эту работу».8

Чикаго, Иллинойс

В конце марта Джоунс отправился в Чикаго, чтобы на две недели присоединиться к Эллен Уайт для проведения собраний. В отличие от собраний в Ланкастере, где люди с готовностью принимали эту прекрасную весть, большинство присутствующих в Чикаго были служителями. «Это была неделя, за которой должен был последовать перерыв в собраниях. Но подобно волне славы, благословения Божьи хлынули на народ». Внимание присутствующих привлекалось к «Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира». «Ощущалось» глубокое влияние Духа Божия, и, как и везде, где была проповедана эта весть, она «вела к исповеданию грехов и отречению от беззаконий».9 Эллен Уайт описывала эти собрания так:

«Пастор А. Т. Джоунс добросовестно трудился, наставляя собравшихся, преломляя для их душ Хлеб Жизни. Нам не только было жаль, что не каждая церковь адвентистов седьмого дня могла услышать драгоценную весть, полную света истины, столь ясно представленную, но было жаль, что и другие церкви, независимо от их исповедания и доктрин, не могли ее услышать. Я знаю, это был бы богатый духовный пир для великого множества душ не нашей веры - понять план спасения, так просто и ясно изложенный. ...

«Мы серьезно и непрерывно трудились, чтобы поддерживать в наших братьях веру. Это казалось таким же трудным как научить ребенка делать первые самостоятельные шаги. ... Святой Дух утверждал сердца мужчин и женщин».10

«Мы испытываем глубокую благодарность за благословения Божии, сошедшие на эти собрания... о, как трудно было научить людей оторвать взгляд от себя и перевести его на Иисуса и Его праведность. ...

«Сердце во мне радовалось, когда я слышала, как люди признавали, что получают назидание в вере, какого не имели никогда прежде. ... Их души обретали свободу, грехи были прощены, любовь Иисуса наполняла сердца ... [делая] очевидными работу Святого Духа и благодать Христову. Суббота пришла к нам как радость и благословение. Мы приветствовали ее с благодарными сердцами как лучшую субботу в нашей жизни».11

«Теперь, когда пришло просвещение от Духа Божьего, все, похоже, учатся всему быстро. ... Поистине благие результаты теперь достигаются в течение одного дня, - то, на что раньше уходила целая неделя. ... Все сожалеют, что так долго оставались в неведении о том, что такое истинная религия ... истинная религия - этот полная зависимость от Христовой праведности, а не от [собственных] заслуг».12

Не было никаких «взрывов фанатизма, скорее - мир и радость небесного происхождения». В числе тех, кто исповедовал грехи, были и некоторые из тех, кто противостал вести в Миннеаполисе. Теперь, увидев результаты «глубокого влияния Духа Божьего» на сердца новообращенных, они начали понимать что-то из того, что упустили тогда, на Генеральной конференции. Даже брат Килгор увидел «ошибки, которые совершил в Миннеаполисе», плача и радуясь своему новому состоянию. Рассказывая о своем опыте в «Ревю», он выразил благодарность за эти собрания: «Труды сестры Уайт и пастора Джоунса были высоко оценены нашими братьями. Четкое и впечатляющее разъяснение истины об оправдании верой, как она была изложена братом Джоунсом, стало поистине пищей во время благоприятное». Однако при всех этих сокрушенных признаниях Эллен Уайт знала, что «гораздо большему числу собратьев» следовало бы присутствовать на собраниях, где «брат Джоунс терпеливо наставлял людей».13

Когда в начале апреля собрания в Чикаго подошли к концу, для Эллен Уайт было очевидно, что летом весть необходимо будет выносить на большие лагерные собрания. В мае ее пригласили приехать в Канзас, чтобы в течение трех недель присутствовать на собраниях для работников церкви, а затем – неделю на лагерном собрании. После собраний в Канзасе ей предстояло присутствовать на лагерном собрании в Уильямспорте, штат Пенсильвания. В письме к сыну, В. К. Уайту, она выразила обеспокоенность тем, что члены церкви в Айове могут не получить благословения, если она так долго будет привязана к одному и тому же месту. И все же она не получила приглашения от руководителей церкви Айовы. Почему? Братья Моррисон и Никола «доруководились конференцией [в Айове]», пока в ней «почти не осталось ни жизни, ни души»:

«Вилли, я в муках за бедных овец в штате Айова. Что они сделали, что должны остаться без посещения? Грех пастуха не должен взыскиваться с овец. У меня болит сердце, когда я думаю о тех, кто трудится для церквей в штате Айова. Разве нельзя организовать лагерные собрания, чтобы брат А. Т. Джоунс мог поехать со мной в Айову? Мы могли бы поехать, не дожидаясь, пока эти слепые пастыри выразят желание, чтобы мы приехали. Ты знаешь, я тебе говорила, что меня обеспечили приглашением, проголосовав, чтобы я отправилась на лагерное собрание в Айову. Я поеду, если его можно будет организовать так, чтобы брат Джоунс сопровождал меня».14

«Думаю, пастор А. Т. Джоунс должен побывать на наших больших лагерных собраниях и осветить и нашим людям, и внешним драгоценную тему о вере и праведности Христа. В этой вести - нескончаемый поток света, и если он посетит только собрания книгонош, как сможет свет достигнуть большего числа людей? Нельзя же ожидать, что кто-то из книгонош сможет так осветить этот вопрос, как его освещает он [брат Джоунс].15 Думаю, не организовать его появление на лагерных собраниях означало бы украсть у церквей свет и весть для настоящего времени.

«Пусть не-адвентисты поймут, что мы проповедуем и Евангелие, и закон. Они насладятся этими истинами, и многие встанут на сторону истины».16

Оттава, Канзас

Выехав 6 мая из Батл-Крика, Эллен Уайт направилась в Оттаву, штат Канзас, на участок для лагерных собраний, где уже шли собрания для работников церкви. Ее желание, чтобы А. Т. Джоунс служил словом, было удовлетворено, но прежде чем она провела в лагере «хотя бы первую ночь», у нее открылись глаза на «истинное положение вещей. Закваска Миннеаполиса был привезена из Айовы, и уже была проведена работа, чтобы свести на нет все труды пастора A. T. Джоунса» и ее самой.17 «В лагерь прибыли несколько братьев, подготовленные к тому, чтобы выступить против взглядов, которые представлял пастор Джоунс».18 Никто иной как «враг Христа и всякой истины» вдохновил этих людей прийти «вооруженными, чтобы заквасить весь лагерь тем самым духом, который отличился» на Генеральной конференции.19

«Атмосфера была гнетущая», и «сердце [Эллен Уайт] настолько ослабло, так что ей было трудно говорить к присутствующим». Ее «непрестанной молитвой к Богу» была просьба дать ей сил умственных, физических и духовных, чтобы она могла быть благословением для народа. «Мощные силы, постоянно находящиеся в работе противодействия посланникам, пришедшим с вестью предостережения, обличения и ободрения», присутствовали там, и люди, которым «надлежало стать сильными, приняв свет, упорно «слабели, отказываясь от него».20

На следующий день, в среду, 8 мая, Эллен Уайт присутствовала на утреннем собрании и «решительно свидетельствовала, умоляя всех присутствующих не повторять дел Миннеаполиса и не быть похожими на тех, кого Павел описывает в Послании к Евреям 4:2». Она «молила их смирить свои сердца пред Богом, удалить грехи покаянием и исповедью и принять весть, которую Бог посылает им через своих уполномоченных слуг». На следующее утро она почувствовала, что ей нужно снова говорить на ту же тему и выражаться «более прямо». На этот раз она «резала прямо по живому»:

«Я ощутила побуждение говорить более откровенно в отношении конференции в Миннеаполисе и того духа, который наши братья привезли на эту Конференцию. Я поняла, что недостаточно и далее выражаться общими словами, высказывая истины, с которыми не трудно согласиться, но которые не будут глубоко врезаться в тучные скрижали сердца. Работа, которую необходимо совершить, требует чего-то большего, чем мягкие слова, ибо Бог выскажет Свое порицание на что угодно и на все, что пропитано тем же духом и тем же влиянием, которые были привезены в Миннеаполис. Это - сомнения, придирки, игра словами, увертки от метких обличений Духа Божия, отношение к ним как к праздным басням, высмеивание и передергивание слов».21

Эллен Уайт описала то, что произошло в Миннеаполисе, куда приехали братья, ввергнутые «в заблуждение, с ложными мнениями на уме». Она заявила, что «Джоунс и Ваггонер представили народу драгоценный свет, но предубеждение и неверие» заперли сердца на засовы, «чтобы ничто, исходящее из этого источника, не нашло входа». Она рассказала, как собиралась покинуть конференцию, когда пришел «вестник», и велел ей оставаться на своем посту. Он провел ее по комнатам и показал, что там говорилось против нее, Джоунса и Ваггонера. Она рассказала, как все это было показано ей «подобно вспышке молнии», и как это было сравнимо с тем, что происходило с Божьим народом на протяжении всей истории великой борьбы. Она рассказала, что в церковь проникло фарисейство, что ее работа на Конференции была «почти всеми проигнорирована», что «бунт оказался популярен», и что выбранный на конференции «курс был оскорблением Духа Божия».22

Откровенная речь Эллен Уайт оказала свое влияние. Брат Холл, президент конференции штата Канзас, поднялся на ноги и публично заявил, что все, сказанное Эллен Уайт, верно. Его «уверенность в свидетельствах» окрепла, ибо и он был в «одной из тех самых комнат, которые она упомянула». Он совершил ошибку, «безоговорочно доверившись» «братьям-служителям», взирая на них и веря всему, что они говорят.23 Брат Макреинолдс также «засвидетельствовал, что описание, данное сестрой Уайт, абсолютно точно». Он уже признал свою неправоту в личной беседе с Эллен Уайт, и теперь сделал это публично. К сожалению, прежде чем ситуация «продвинулась дальше, собрание пора было заканчивать».24

Эллен Уайт была истощена. Временами она испытывала «сильную духовную подавленность» и «страдала физической слабостью», пока не вставала перед народом и не получала силы говорить.25 Тогда, в четверг, во второй половине дня она снова говорила к собранию, и все, пришедшие за благословением, были благословлены. Но те, «кто наблюдал, чтобы найти в ком-нибудь недостатки, чьи сердца забаррикадировались неверием, подумали, что сестра Уайт говорила не очень-то вдохновенно».26 Со времени конференции в Миннеаполисе распространялись слухи, что «сестра Уайт призналась, что в некоторых своих замечаниях на той серии собраний она ошибалась и проявила не тот дух». Ее сильные заявления в то утро поколебали убеждения некоторых людей, в том числе Дж. С. Вошберна.27

Дж. С. Вошберн

Дж. С. Вошберн был рукоположенным служителем в штате Айова, ему было всего 26 лет. Он присутствовал на конференции в Миннеаполисе, и, по его собственным словам, был в числе «трех четвертей работников церкви, восставших против нового света». Он отправился на конференцию в Миннеаполис уже «предвзято настроенным в пользу» старой «точки зрения на закон» в Послании к Галатам, и был «на стороне Моррисона и Батлера». Он считал, что Джоунс и Ваггонер «подрывают веру», но «не мог понять, как такой плохой человек, как А. Т. [Джоунс]» мог так молиться. Вошберн «сказал себе: «Он молится так, словно знает Господа».28

Вошберн был заодно с Дж. Х. Моррисоном, который не только откровенно противостоял Ваггонеру в Миннеаполисе; но и «умалял Дух Пророчества». Когда они с Моррисоном подошли к Эллен Уайт в Миннеаполисе, она не дала им никакого совета, сказав: «Братья, мой совет не имеет никакого веса в Айове!» Позже Вошберн «решил пойти к ней один», и ее «простой ответ» на его вопрос, казалось, в какой-то степени успокоил его разум. Дж. Х. Моррисон, однако, решил покинуть конференцию раньше ее окончания, сказав Вошберну в личном разговоре: «Они хотят попытаться заставить меня признать, что я не прав. Так что я уезжаю».29

Дж. С. Вошберн

Всю зиму 1889 года Вошберн боролся с сомнением и унынием: «У нас нет пророка! Не может она быть пророком, [если] эти двое [Джоунс и Ваггонер] так на нее повлияли», рассуждал он сам с собой». Даже его евангелизационные собрания с треском провалились. Он «потерял множество людей» и крестил только четверых-пятерых новообращенных. Поэтому его «сомнения вернулись с прежней силой». Однажды ночью он встал на колени на улице и «отчаянно помолился». Он «рассуждал, что, если народ соблюдает заповеди Божьи, у него должен быть и Дух Пророчества. Но не может быть, чтобы Он у них был, когда пророк попал под влияние двух молодых людей и уклонился на их путь. ... «Если Ты есть, Боже, дай мне поверить», молился он. Вот как глубоко упал Вошберн после Миннеаполиса.30

Случилось так, что на собрания в Канзас Вошберну довелось ехать в одном поезде с А. Т. Джоунсом. Хотя Вошберн имел «сомнения насчет «правоты» А. Т. Дж., и считал, что он заблуждается вместе с Э. Дж. Ваггонером», он все же был весьма впечатлен недавней «победой Джоунса в Вашингтоне» в связи с воскресным законопроектом Блэра. Имея интерес к закону и политике, Вошберн «с некоторой опаской представился А. Т. Дж. [но] нашел последнего очень дружелюбным и добрым». Вошберну «он понравился; они вместе прибыли на собрания [в Канзас], провели вместе выходные, поднялись вверх по реке и вернулись, очень много беседуя».31

На собраниях в Канзасе для Вошберна все, казалось, шло хорошо, пока не приехала Эллен Уайт и не появилась на ранних утренних собраниях, заявив: «Нам не нужно, чтобы дух Миннеаполиса хоть в малейшей степени просочился сюда. Если Дж. Х. М[оррисон] и Генри Никола не покаются и не обратятся, они никогда не будут спасены!» Вошберн был «шокирован, услышав, как прямо она говорит о руководителях церкви в Айове». «Она не права!», подумал он. Вошберн был «снова расстроен, и прежние сомнения вернулись» вместе с «духом Миннеаполиса». Он решил сходить к Эллен Уайт в гости и покончить с этим вопросом раз и навсегда.32

Эллен Уайт отреагировала любезно и пригласила его прийти. Вошберн выразил ей всю свою озабоченность. Он сказал ей, что «всегда верил, что она - пророк, но его поколебал эпизод в Миннеаполисе». Он считал, что Урия Смит и Моррисон «правы». На это Эллен Уайт ответила: «Вы знаете, почему Дж. Х. М[оррисон] покинул конференцию до срока?» Затем она пересказала Вошберну «именно то, что Дж. Х. М. сказал [ему], и откровение о той частной, доверительной беседе, состоявшейся «между Моррисоном и им самим, пришедшее к ней явно из сверхчеловеческого источника, напугало его. Он понял, что перед ним та, кому открыто тайное:

«Э. Г. У. рассказала ему о своем «провожатом» в Европе, который простер руки в стороны и сказал: «Ошибки в этом споре есть с обеих сторон». Затем Э. Г. У. добавила, что «закон в Послании к Галатам» не был, на самом деле, главным спорным вопросом конференции. Подлинным спорным вопросом была праведность по вере! ... «Э. Дж. В. может научить праведности по вере куда более ясно, чем я», сказала Э. Г. У. «Но, сестра Уайт», сказал [Вошберн], «Вы хотите сказать, что Э. Дж. Ваггонер может научить этому лучше, чем вы, при всем вашем опыте?» Э. Г. У. ответила: «Да, Господь дал ему по этому вопросу особый свет. Я очень хотела представить его (более отчетливо), но не могла бы сделать это настолько ясно, насколько это сделал он. И когда он выступил с вестью в Миннеаполисе, я узнала ее».33

Затем Вошберн спросил Эллен Уайт, непогрешима ли она. Ее ответом было: «Конечно, нет ... Я всего лишь слабое, заблудшее человеческое существо». Это побудило Вошберна спросить, откуда ему, в таком случае, точно знать, что все, что она написала или сказала, - «от Бога». На это Эллен Уайт «не дала немедленного ответа», и погрузилась в молчание, как ему показалось, «на целых пять минут». Вошберн смутился, но когда ее ответ, наконец, прозвучал, он «раз и навсегда положил конец его колебаниям относительно Духа Пророчества»:

«У меня не было видений вот уже несколько лет. (Ее открытые видения прекратились после ранних лет ее призвания, но позже были ночные видения). Но я никогда не осмеливаюсь что-либо говорить или писать как свидетельство, если не уверена, что Святой Дух контролирует мой разум».34

После разговора с Эллен Уайт Вошберн ушел «другим человеком, утвержденным и уверенным в этом [адвентистском] движении и в его божественном руководстве через Духа Пророчества».35

И наконец - прорыв

Утром в пятницу, 10 мая, в палаточном лагере в Оттаве Эллен Уайт еще раз говорила «перед собравшимися о Миннеаполисе и о том, как братья обошлись со слугами, которых Господь послал к ним с вестью истины». В результате ее выступления «несколько человек засвидетельствовали о пережитом ими на собраниях в Миннеаполисе». И все же, по ее словам, «мы, похоже, не пробились».

В субботу утром А. Т. Джоунс говорил проповедь на тему «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Несмотря на то, что за все лагерное собрание он выступил уже двадцать раз, останавливался он в основном на вопросе религиозной свободы. Теперь же, в субботу утром, он начал серию проповедей «на тему оправдания по вере, и многие приняли весть как свет и истину».36 Джоунс объяснил сотням собравшихся, что им нужна именно праведность Божия, «ничто другое не поможет»:

«Мы должны знать, однако, где ее искать и как, ибо мы часто ищем ее не там, где следует; например, как это делают многие, - в законе Божием и в его соблюдении. ... Божья праведность выражена в Его законе, но человеку она открыта не законом, Рим. 1:16-17; праведность Божия раскрывается людям в Евангелии, а не в законе. ...

Галатам 2:21; «…если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Наша собственная праведность – это все, что мы можем получить из соблюдения закона, а Божья праведность может прийти только через Иисуса Христа. Что есть наша праведность? Исаия 64:6. «Праведность наша, как запачканная одежда. Все мы согрешили и лишены славы Божией». Что есть грех? Когда Израиль вышел из Египта, они не знали Бога. ... И чтобы помочь им понять свое состояние, и что такое грех... Он воспользовался словом, означающим «выстрелить мимо цели». ... В таком случае, чем более праведен человек от закона, тем хуже его дела – тем более он облачен в грязные лохмотья. ...

Только послушание Христово, а никак не наше, приносит нам праведность. Что ж, тогда давайте перестанем пытаться исполнять волю Божью собственными силами. Прекратим все это. Уберем от себя навсегда. Пусть послушание Христово совершает все это для нас, и мы получим силу, чтобы натянуть лук и попасть в цель. ...»37

Хотя Джоунс говорил о том, что праведность, необходимая человеку, должна исходить от Христа, а не от закона, он ни в коей мере не умалял закон или соблюдение заповедей. Он ясно дал понять, что причина, почему Христос пришел на землю как «младенец, а не как взрослый мужчина», заключалась в том, чтобы он мог бы встретиться со «всеми соблазнами, с которыми встречается ребенок, и не согрешить». Так что «любой ребенок может находиться на Его месте и сопротивляться греху Его силой»:

«Итак, если праведность есть дар Божий и приходит через Евангелие, то в чем польза закона? ... В том, что закон требует совершенства, и гед лежит надежда всего человечества, потому что, если бы закон мог просмотреть грех хотя бы в самой незначительной степени, никто не мог бы стать свободным от греха, так как закон не мог бы этот грех обнаружить. И тогда его нельзя было бы простить, а прощение – основание, на котором только и может быть спасен человек. Приходит день, когда закон укажет на последний грех, и мы предстанем перед Ним совершенными, и будем спасены спасением вечным. Совершенство закона Божьего в том, что он указывает нам на все наши грехи, а затем совершенный Спаситель готовый все их удалить. Когда Бог делает известными все наши грехи – Он это делает не затем, чтобы осудить нас, но, чтобы спасти нас, поэтому это признак Его любви к нам.38

Эллен Уайт описала в «Ревю» свою радость по поводу того, что Джоунс обратился с подобной проповедью к людям, не привыкшим слышать такие благие вести:

«На собрании в Канзасе моей молитвой к Богу было, чтобы сила противника была сломлена, и люди, сидящие во тьме, смогли бы открыть свои сердца и умы для вести, которую Бог намеревался послать им. ... Наш благой и милостивый Господь был представлен людям как облаченный в качества характера сатаны. ... Многие жили в атмосфере сомнений, и казалось, что им было почти невозможно ухватиться за надежду, открытую перед ними в Евангелии Христа. ...

«В субботу представлялись такие истины, которые для большинства прихожан были чем-то совершенно новым. Из сокровищницы Слова Божьего выносилось новое и старое. Открывались истины, которые люди были едва в состоянии понять и вместить. От провозвестников Божиих исходил свет относительно закона и Евангелия, относительно того, что наша праведность – это Христос. Душам, жаждущим истины, все это, казалось светом, слишком драгоценным, чтобы его принять. ... Господь представлял истину, ... четко раскрывая тот факт, что только Христос является источником всякой надежды и спасения. «В Нем была жизнь; и жизнь была свет человеков. ... И Слово стало плотью и обитало с нами ...» Мы всем сердцем благодарим Господа за то, что у нас есть драгоценный свет для Его народа, и радуемся, что имеем весть для настоящего времени, которая есть настоящая истина».39

Не все, однако, шло хорошо: «Было много свидетельств, в которых люди утверждали, что оценили свет и истину, представленные им. Но тем, кто жил в атмосфере сомнений, занять позицию учащихся казалось очень трудным. Они придирались к мелочам, которые не имели никакого значения. Закваска конференции в Айове присутствовала в нашей среде». В воскресенье утром Эллен Уайт выступила «с ясным и резким свидетельством», говоря «о нехристианских, нечестивых предположениях и искажениях, которые имели место в Миннеаполисе». Она высказывалась против «греха сомнений и неверия»; говорила, «что во всяком собрании - непосредственно среди нас - у сатаны есть свои агенты, через которых он может действовать».40

«Враг работает через тех, кто позволил себе сомнение и неверие; они не удовлетворяются только тем, что сами находятся в этом состоянии, но постоянно толкают и других в том же направлении. ... Из света, данного мне Богом, явствует, что никогда не было такого нового света с неба, в котором сатана не нашел бы, к чему придраться. Так обстоит дело и с некоторыми сегодня: они придираются к мелочам. Им необходим свет, но приходит враг - так же, как приходил к жителям Назарета, - и хотя Дух Божий открыл им, что Иисус – помазанник, ... они остались в сомнениях и неверии. ...

«С того времени в человеческой природе не произошло никаких улучшений. Человеческая природа все еще остается человеческой природой. ...

«Итак, братья, я хочу сказать вам, что, когда Дух Божий приходит в нашу среду, Он озаряет разум тех, которые готовы принять Его. Но если разум закрыт для принятия, все они готовы произнести суд над вестником и его словами. ... Так было в Миннеаполисе.

«Это происходит потому, - я это знаю, - что тот же самый дух присутствует здесь, и мы не должны уступать ему ни на мгновение. ... Я хочу спросить вас, довольны ли вы вашей холодностью, вашим неверием, вашим отступлением от веры? Вам еще не хватило? Если нет, дьявол даст вам все по вашему желанию. ...

«Мы видим, что находимся в состоянии, ничем не лучшем чем состояние еврейского народа. ...

«Христос, обращаясь к Своим современникам, говорил, что они ослепили глаза свои и оглушили уши свои. ... Свет был дан им, но они его упорно не принимали. Тьма была на них, а они шли и выискивали мелкие недостатки, и отвлекали умы людей от торжественной истины, которая была для них приготовлена. Ну, и как же поступим мы? ... Нам необходимо знать, получим ли мы обильное благословение Господа, изольется ли оно на нас; и понять, что это Он проливает на нас Свой щедрый свет и Свою славу. Об этом моя молитва».41

После утреннего собрания, когда разум Эллен Уайт все еще был встревожен событиями последних месяцев, она начала писать письмо к детям. Размышляя о Миннеаполисе, где «оказался популярен бунт» и «оскорбление Духа Божия», она написала о тех, кто приехал на собрания в Канзас «с тем же духом, который так бросался в глаза в Миннеаполисе». Написала она и о субботней проповеди A. T. Джоунса, которая для многих стала «светом и истиной». Но для тех, кто «пребывал в атмосфере сомнений», она была только предметом для «придирок». Затем, как будто адресуя написанное непосредственно сомневающимся братьям, Эллен Уайт задала вопрос: «А вы не думаете, что небесный Наблюдатель видит ваше неверие и противление? Вы что же, думаете, что ваши высмеивания, ваши глумливые слова никогда не предстанут перед вами снова? Даже к излитию Духа Божьего вы отнеслись с презрением, и передали свое неосвященное суждение дальше; а когда к вам пришла весть о том, что вы должны обратиться к Богу, как превратно вы это поняли, и как исказили смысл этих слов».42

К счастью, были у Эллен Уайт и хорошие новости. В конце ее беседы в воскресенье утром «в собрании был объявлен перерыв». Брат Портер, служитель из штата Айова, поднялся, намереваясь что-то сказать. Он не присутствовал на конференции в Миннеаполисе, но приехал на собрания в Канзас «в полной темноте» и исполненный «боевого духа». Теперь он мог с радостью сказать: «Я обращен. Я вижу свет». Каждый пункт, который был окутан тьмой, «стал ясен, когда пастор. А. Т. Джоунс представил объяснения!»

После того, как высказался Портер, «поднялся молодой Вошберн и говорил довольно долго. Он сказал, что тогда, в Миннеаполисе, он был человеком, не поверившим, что сестра Уайт говорит правду, когда она свидетельствовала, что ни о чем не говорила с А. Т. Джоунсом и Е. Дж. Ваггонером в Калифорнии». Вошберн смело сказал всем собравшимся, сидевшим перед ним: «Я признаюсь в этом, к своему стыду. Я исповедал это сестре Уайт, и признаюсь в этом Богу. Я бесконечно в этом раскаиваюсь».43 Другие также вставали и свидетельствовали:

«Субботние усилия не были напрасны. В воскресенье утром мы получили решительное доказательство того, что Дух Божий совершает большие изменения в моральном и духовном состоянии собравшихся. ... С драгоценными свидетельствами выступили те, кто уже долгое время пребывал в темноте. Один брат говорил о борьбе, через которую прошел, прежде чем смог принять благую весть о том, что Христос есть наша праведность. ...

«Один из наших молодых братьев-служителей сказал, что на этом собрании получил более благословений и более ощутил любовь Божию, чем за всю свою предыдущую жизнь. Другой заявил, что мучения, трудности и конфликты, которые он претерпел в своем сознании, были такого характера, что у него возникло искушение все бросить... Он со слезами признался, какое облегчение, и какое благословение сошли на его душу. На каждом общем собрании многие свидетельствовали о мире, утешении и радости, которые они обрели через принятие света».44

Итак, собрания того или иного характера, проводившиеся по всей стране и несущие весть о том, что Бог пытается излить Святого Духа на Свою едва теплящуюся церковь, сопровождались напряженной борьбой. Многие в результате этих собраний обрели великие благословения, в то время как другие продолжали упорное противление. Мы продолжим обзор этих собраний в следующей главе.

 

Примечания к Главе 8

1. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, 30 июня 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 356.

2. Со времени публикации “QuestionsonDoctrine”/ «Вопросы по доктрине» в 1950-х годах данная идея продвигается уже в течение почти шестидесяти лет; это идея о том, что «весть 1888 года» (Джоунса и Ваггонера) ничем не отличалась от вести протестантской Реформации. Более того, заявляется, что вскоре после того, как они покинули Миннеаполис, их весть изменилась в сторону римско-католической версии праведности по вере. Называются и причины этого изменения, которые обусловлены, якобы, следующими факторами: их якобы новым (после 1888 года) взглядом на человеческую природу Христа; их отказом от доктрины первородного греха; включением освящения и оправдания в праведность по вере; и их верой в совершенство поколения последнего времени. Все это, как утверждают, привело их прямиком к «движению святой плоти» и к «отступлению Альфа». Подобным же образом и сегодня возвращение к любому акценту на так называемой ложной вести Джоунса и Ваггонера в период после 1888 года (которая включает в себя вышеуказанные четыре пункта) объявляется ничем иным как «отступлением Омега». Дезмонд Форд, Роберт Д. Бринсмид, Дэвид П. Макмахон, Милтон Р. Хук, Берт Халовиак, Рой Адамс, Вудроу В. Уидден и Джордж Р. Найт, наряду с другими, в той или иной степени продвигали или продвигают эту точку зрения. Мы приведем документы, в которых даются подобные оценки, в оставшейся части этой книги - по мере того как будем исследовать нашу историю, в том числе и вдохновенные высказывания Эллен Уайт, чтобы выяснить, верны ли эти заявления.

3. Там же, и: Эллен Г. Уайт, «Собрания в Южном Ланкастере, штат Массачусетс», статья в «Ревю энд Геральд» за 5 марта 1889 года, “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 371-372, 267.

4. Статья Эллен Г. Уайт в «Ревю энд Геральд» за 5 марта 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 267.

5. Там же, стр. 267-268.

6. Эллен Г. Уайт, Рукопись 17, «Дневник», январь 1889 года; приводится в работе А. Л. Уайта “TheLonelyYears”/«Годы одиночества», стр. 427.

7. Эллен Г. Уайт, «Приблизьтесь к Богу», утренняя беседа, представленная 5 февраля 1890 года; «Ревю энд Геральд» за 4 марта 1890 года.

8. Эллен Г. Уайт, «Весть для настоящего времени», утренняя беседа, представленная 4 февраля 1890 года; «Ревю энд Геральд» за 18 марта 1890 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 545.

9. Там же; см. также: А. Л. Уайт, “TheLonelyYears”/ «Годы одиночества», стр. 428.

10. Эллен Г. Уайт - к «моим дорогим братьям», Письмо 85, апрель 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 280-283.

11. В 1851 году Эллен Уайт писала: «Когда отрада и поздний дождь сойдут от присутствия Господа и славы могущества Его, мы... яснее увидим субботу в ее значимости и славе» (Эллен Г. Уайт - к сестре Гарриет, Письмо 3 от 11 августа 1851 года, в «Избранных вестях», том 3, стр. 388). Это является еще одним положительным свидетельством того, что к 1888 эта слава уже начинала сиять.

12. Эллен Г. Уайт – к В. К. Уайту, Письмо 1 от 7 апреля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 286-289.

13. Там же, стр. 289-291; см. также: А. Л. Уайт, “TheLonelyYears”/ «Годы одиночества», стр. 429. Еще раз: данная Эллен Уайт характеристика Джоунса как «терпеливого» наставника народа, очень далека от некоторых ярлыков, навешиваемых на него сегодня. Мы не стали бы отрицать, что временами Джоунс боролся с резкостью. Но некоторые распространили на Джоунса периода с 1888 года и до середины 1890-х годов ту его горечь по отношению к церкви, которая овладела им после 1900 года; а это дискредитирует не только его более раннее призвание как вестника Божия, но и саму весть, которая была ему поручена.

14. Следует отметить, что, хотя отвержение вести в Миннеаполисе было личным грехом Моррисона и Никола, тот факт, что они были на руководящих постах, заставил пострадать всю конференцию в результате сделанного ими выбора. Даже хотя члены церкви «проголосовали вставанием за то, чтобы пригласить» Эллен Уайт на свое лагерное собрание, в конце концов, она не смогла присутствовать, так как руководство слишком долго медлило с приглашением. Насколько же верны слова Эллен Уайт: «Иудеи погибли как нация, потому что их отвлекли от истинности Библии их правители, священники и старейшины» (Эллен Г. Уайт, «Служители Евангелия», стр. 128-129, издание 1892 года, и «Свидетельства для проповедников», стр. 109). Более глубоко мы рассмотрим эту тему на последующих страницах.

15. Тот факт, что книгоноши не могли представить весть в таком свете, в каком это делал А. Т. Джоунс, должен помочь нам понять, что то была особая весть от Бога - поток света, посланный с небес. И она была чем-то большим, чем просто повторный акцент на Евангелии Реформации, как его в то время представляли проповедники святости; чем-то большим, чем новое истолкование Евангелия Реформации, ставшее столь популярным благодаря многим евангелистам наших дней. См. также: Глава 9, сноска 5.

16. Эллен Г. Уайт – к В. К. Уайту, Письмо 1 от 7 апреля 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по1888 году», стр. 290-293.

17. Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по1888 году», стр. 298.

18. В. К. Уайт - к Л. Р. Конради, письмо от 26 июня 1889 года; в “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 145.

19. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 307. См. также: «Лагерное собрание в Оттаве, штат Канзас», статья в «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 386.

20. Там же, стр. 386

21. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 307-308.

22. Там же, стр. 308-316.

23. Делясь с братом Фарго пережитым на собраниях в Канзасе – а он был делегатом от конференции штата Мичиган - Эллен Уайт рассказывала, как опасно то, что произошло в Миннеаполисе – в скрытой форме упование было возложено на человека: «Был там и бедный брат Острандер, приехавший на сессию с неуравновешенным разумом, почти безумный. Братья же находились в такой великой слепоте, были настолько обеспокоены темой закона в Послании к Галатам, что не имели никакой способности распознать его истинное состояние. Члены комитета, посетившие меня, ища моего совета, со всею серьезностью задали мне вопрос насчет брата Острандера: не стоит ли внести в документы Конференции и его имя - как одного из баллотирующихся на пост президента Генеральной конференции? Этот человек в своем безумии был опасен даже для собственной семьи, пока не уехал из дома. Об этом мне сказала его жена. Но он пользовался полным доверием пастора Батлера, и в своем ослабленном состоянии был весьма подвержен разумом влиянию этого человека. Как заявил брат Батлер, «мои самые лучшие и опытные братья-служители» [включая Острандера] сказали ему, что сердца их были почти разбиты позицией, принятой сестрой Уайт на Генеральной конференции» (Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 300).

24. Эллен Г. Уайт - к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 298-299.

25. Эллен Г. Уайт, «Лагерное собрание в Оттаве, штат Канзас», статья в «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 386.

26. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 317.

27. Эллен Г. Уайт, «Необоснованные слухи», май 1889 года; в «Свидетельствах», том. 5, стр. 693, и в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 327.

28. «Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, штат Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 2, 1.

29. Там же.

30. Там же, стр. 1, 2.

31. Там же.

32. Там же.

33. Там же, стр. 1, 2. Хотя общение Вошберна с Эллен Уайт, как сообщается в этом интервью, состоялось 61 год тому назад, точность воспоминаний Вошберна подтверждается несколькими фактами. Его описание видения Эллен Уайт, данного ей во время пребывания в Европе, точно такое, как и в ее личном письме к Г. И. Батлеру, которое былоопубликовано только после смерти Вошберна (Письмо 21 от 14 октября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 93). Слова Вошберна о том, что «три четверти присутствовавших» поднялись против света, подтверждаются личным письмом Батлера к Эллен Уайт (от 23 августа 1886 года, “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 21). Описание Вошберном цепи событий на собраниях в Канзасе, в том числе решительных заявлений Эллен Уайт в то утро, в четверг, 9 мая; ее разговор с Вошберном в четверг днем; и даже название субботней проповеди Джоунса, сказанной им 11 мая, (той самой, что помогла Вошберну повернуть в нужном направлении), прекрасно согласуются с тем, как эти события описывают Эллен Уайт и В. К. Уайт (см: “1888 Materials”/»Материалы по 1888 году», стр 302-325; “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 138-146). Передача Вошберном комментариев Эллен Уайт в отношении Ваггонера – «Э. Дж. В. может научить праведности по вере куда более ясно, чем я ... Господь дал ему особый свет по этому вопросу. ... И когда он представил ее [весть] в Миннеаполисе, я узнала ее» («Интервью», стр. 2) – подкрепляется и другими из ее задокументированных слов. Например, заявлением, сделанным ею на лагерном собрании в Роме 19 июня 1889 года (всего через несколько недель после беседы с Вошберном): «Мне был задан вопрос: «Что вы думаете о свете, который несут эти люди?» … Что ж, я представляю его вам в течение последних 45 лет, свет беспримерной привлекательности Христа. Именно это я все это время пытаюсь донести до ваших умов. Когда брат Ваггонер привез эти идеи в Миннеаполис, они были первым ясным учением на эту тему, когда-либо слышанным мною из человеческих уст, исключая наши беседы с мужем. Я говорила себе: «Я так ясно это понимаю, потому что Бог даровал мне эту весть в видении; они не понимают ее, потому что им она не была представлена так, как мне». Но когда другой человек представил ее, все струны моей души сказали: «Аминь» (“1888 Materials”/ «Материалы по1888 году», стр. 349). Скорее всего, Вошберн не присутствовал на этом лагерном собрании, а стенограмма проповеди Эллен Уайт была опубликована только после его смерти. Современные историки, однако, решительно не согласны с тем, как Эллен Уайт оценивала Джоунса и Ваггонера и их весть. В ответ на предложение переиздать труды Джоунса и Ваггонера Н. Ф. Пиз произнес: «Не будет преувеличением сказать, что Ваггонером и Джоунсом не было сказано ничего, что [Эллен Уайт] не сказала бы лучше» (“TheFaiththatSaves”/ «Спасающая вера» стр 53). Но это создает серьезную проблему. Почему Господь послал Джоунса и Ваггонера, если у них не было вести, которую нужно было передать? В то время как у народа уже был живой пророк? Почему Эллен Уайт поддержала их даже ценой собственной репутации как пророка или вестницы Божией, если они не были посланы с вестью небес?

34. «Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, штат Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 2-3.

35. Там же. В последующие годы Вошберн вспоминал о пережитом на собраниях в Канзасе в нескольких письмах к Эллен Уайт: «В мае прошлого года я был в Оттаве, штат Канзас, проходил там курсы, и на меня произвели глубочайшее впечатление проповеди пастора. А. Т. Джоунса о праведности Христа и наши с Вами беседы» (Дж. С. Вошберн - к Эллен Г. Уайт, письмо от 17 апреля 1890 года; “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр 174). «Ваша нежная доброта ко мне и полные терпения ответы на мои вопросы утвердили мою веру. Я верую - навсегда. После конференции в Миннеаполисе я был в большой беде, в сомнениях и почти в безбожии. Но драгоценный свет праведности по вере, раскрытый братом Джоунсом и вашими беседами, и особенно нашими с Вами разговорами НАЕДИНЕ, укрепили мою колеблющуюся веру и крепко-накрепко привязали ее к Скале Веков» (Дж. С. Вошберн - к Эллен Г. Уайт, письмо от 17 декабря 1896 года, выделительный шрифт оригинала). Опять же, это подтверждает точность слов Вошберна в интервью с ним (1950 года).

36. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 317.

37. А. Т. Джоунс, «Утренняя субботняя проповедь», сказанная 11 мая 1889 года; Топика, издание “DailyCapital” за 14 мая 1889 года; приводится в “The 1889 CampMeetingSermons”/«Проповеди лагерного собрания 1889 года» (Сейнт Марис, Айдахо: издательство “LMNPubl. International”, без даты) стр. 30-31.

38. Там же.

39. Эллен Г. Уайт «Лагерное собрание в Оттаве, Канзас», статья в «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 386-387.

40. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; и Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 317, 299, 318. Мы еще раз остановимся на оппозиции по отношению к собранию в Канзасе в следующей главе.

41. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, «Выискивание недостатков», утренняя беседа за 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 302-306.

42. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 307, 314, 317, 320.

43. Там же; и Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 307, 299-300. Опыт обращения Вошберна на лагерном собрании в Канзасе оказал глубокое влияние на его служение. В 1891 году он отправился работать в Англию; в 1892 году к нему присоединился Э. Дж. Ваггонер, и результаты были поразительны. См.: Дэвид Маршалл, «Дж. С. Вошберн - невоспетый герой», статья в «Ревю энд Геральд» за 26 января 1989 года, стр. 16-17.

44. Эллен Г. Уайт, «Лагерное собрание в Оттаве, Канзас», «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 387.