Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Глава 16 Запутанные идеи о спасении PDF Печать E-mail

«Меня часто отсылают к притче о десяти девах»

Новости быстро распространялись даже в век до появления телекоммуникаций. Сразу после закрытия работы школы для служителей 1890 года участники, приехавшие сюда со всей страны, вернулись в свои дома, чтобы вновь взяться за труды. Несмотря на лучезарные статьи, опубликованные в «Ревю», из рассказов самих участников многие поняли, что не все прошло хорошо. Дж. С. Вошберн, который не смог присутствовать на собраниях из-за «болезни в семье», был одним из служителей, испытывавших глубокую озабоченность в связи с состоянием церкви. За год до этого он получил обильные благословения во время лагерного собрания в Оттаве, штат Канзас, где имело место духовное возрождение, и все еще жил под сенью этих благословений. Когда до него дошла информация из Батл-Крика, он «подумал, что там, в определенной мере, повторился Миннеаполис». Горя желанием узнать правду об этом деле и спросить, что именно Господь стремится сделать для Своего народа, Вошберн пишет письмо к Эллен Уайт:

«Дорогая сестра Уайт ... В мае прошлого года я находился в Оттаве, Канзас, работал там в школе для служителей и был под самым глубоким впечатлением от проповедей пастора А. Т. Джоунса о праведности Христа и от наших разговоров с вами. Я думал с тех пор, ... что в среде нашего народа прежде конца времени будет проведена особая работа по привитию истинной святости. Я подумал, что сейчас, боясь принять ложную святость, [мы] упустили весьма много особых благословений Божьих и, фактически, не приняли истинной святости. ... Мне кажется, что Бог буквально держит над нашими головами великое благо, но ждет нашей готовности, прежде чем одарить нас им. И что это благословение и есть истинная святость; и что, когда мы приступим к своим обязанностям и привилегиям в этом плане, то наша работа пойдет вперед «с громким кличем». Правда это или ошибка? ... Я устремляю взгляд в будущее, ожидая света по этому вопросу. Есть ли для нас свет? Мне воистину кажется, как никогда не было понятно прежде, что мы находимся в состоянии, о котором говорится в Откровении 3:14-17, и что пережитое нами в Миннеаполисе, а также в других местах и в другое время, является свидетельством того, что мы этого не поняли. И что с тех самых пор Христос советует нам купить золото и белую одежду и помазать глаза глазной мазью… Так ли это? ... Если среди множества ваших забот и тягот вы сможете найти время, чтобы ответить на эти вопросы, ваш ответ будет принят с величайшей благодарностью».1

Хотя Эллен Уайт все еще страдала от изнеможения после стресса в школе для служителей, и от большой загруженности работой, она выделила время, чтобы ответить на это письмо.2 Она прочла его с удовольствием, «ибо сама мысль о том, что та работа, которую Дух Божий произвел в вашем сердце на собраниях в Канзасе, до сих пор не поблекла, доставляет огромное удовлетворение». Вошберн приобрел «представление о праведности Христа», которое не растерял, подобно «прочим, когда они соприкоснулись с не оценившими эту благословенную истину». Эллен Уайт убеждала Вошберна, что, коль скоро ему «было позволено находиться в присутствии Солнца правды», сделано это было не затем только, чтобы он «впитывал и скрывал в себе Его яркие лучи», но, чтобы мог «стать светом для окружающих». Затем, страница за страницей, Эллен Уайт излила ему свое беспокойство о церкви, которую так любила:

«Когда весть третьего ангела будет проповедоваться, как это должно, сила посетит ее провозглашение, и она приобретет прочное влияние. ... Небо часто отсылает меня к притче о десяти девах, пять из которых были мудрыми, и пять - неразумными. Эта притча исполняется, и исполнится до последней буквы, ибо она имеет особую связь с нашим временем. ...

«У противника в наших рядах есть свои люди, через которых он действует с целью подавить свет, которому Бог позволил просиять на сердца и озарить хранилища ума. Есть такие, кто приняли драгоценный свет о праведности Христа, но не поступают соответственно; они - неразумные девы. «...Того, кто утверждает, что верит в истину, но чей свет обратился тьмою, сатана использует как медиума, озвучивающего его ложь, и как проводника его тьмы. Таковые и впрямь - неразумные девы, возлюбившие тьму более света и бесчестящие Бога. ... Все, кто презрел божественную благодать, предоставленную в их распоряжение, чтобы сделать их пригодными для небожительства, окажутся неразумными девами. ...

«О состоянии церкви, представленном неразумными девами, также говорится как о лаодикийском состоянии. ... Со времени сессии в Миннеаполисе, как никогда раньше, я вижу церковь в лаодикийском состоянии. Я слышала укор Бога, обращенный к тем, кто вполне доволен собой, и не знает своей духовной нищеты. ... Подобно иудеям, многие закрыли глаза свои, чтобы не видеть; но сейчас существует такая же великая опасность, ... какая существовала, когда Он был на земле. ... 3

«Те, кто осознает свою нужду в покаянии пред Богом и в вере в Господа нашего Иисуса Христа, будет сокрушен душою, и раскается в своем противления Господню Духу. Такие люди исповедают свой грех отказа от света, который Небеса так милостиво послали им, и оставят грех, огорчавший и оскорблявший Духа Господня».4

Новое издание «Великой борьбы» (1888 года) содержало несколько глав, упоминавших притчу о десяти девах и ее пророческое исполнение во время полночного крика 1844 года – «…вот жених идет». Летом 1844 года «образовались два класса христиан, представленные мудрыми и неразумными девами». «Мудрые девы» приняли благодать Божию, восстанавливающую и просвещающую силу Святого Духа, делающую Его слово светильником ноге нашей и светом стезе нашей». Благодаря серьезному исследованию, последовавшему за великим разочарованием, те, у кого было небесное масло, пришли к выводу, что Христос начал свою работу во святом святых, где должна состояться брачная церемония, и они «вошли с Ним».5

Незадолго до Генеральной конференции 1888 года Эллен Уайт через сон было дано знать, что «пришло время, когда храм и поклоняющиеся в нем должны быть измерены». Все небо пришло в движение.6 После конференции в Миннеаполисе Эллен Уайт снова и снова пыталась помочь братьям понять, что Бог стремится подготовить народ к тому, чтобы он могли выстоять в тот день, когда Он вернется «с брачной церемонии» (Луки 12:36). Бог искал их сотрудничества в окончательной работе искупления и послал «драгоценную весть», «призывавшую народ принять праведность Христа, которая проявится в послушании всем заповедям Божьим».7 Бог желал передать это небесное масло, которое есть не только «символ Святого Духа»; оно и сама «праведность Христа. Оно символизирует характер».8

Но – увы! – эта самая весть оказалась презираемой и отвергнутой. Не удивительно, что Эллен Уайт утверждала, что притча о десяти девах «исполняется и исполнится до последней буквы», ибо она имеет особую связь с тем самым временем.9 Те, кто «презрел божественную благодать», кто «утверждает, что верит в истину, но чей свет стал тьмою», и те, кто «приняли драгоценный свет о праведности Христа, но … не поступают соответственно, «все в равной степени - «неразумные девы». Они виновны в погружении церкви в лаодикийское состояние.10

Эллен Уайт предупредила Вошберна, что сатана стремится привнести замешательство через ложные идеи о спасении. Даже «Евангелие истины» было «загрязнено»:

«Мудрые ли мы девы, или же должны быть отнесены к числу неразумных? ... Идущий в религии Христа за большинством набит идеями и теориями, смесью истины и заблуждения. Некоторые, чтобы спастись, пытаются стать достаточно хорошими. ... Епитимьи, умерщвление плоти, постоянное исповедование грехов без искреннего раскаяния; посты, фестивали и внешние обряды, - и все это без истинной посвященности, - не имеют никакой ценности. Достаточно жертвы Христа. ... Неспособность увидеть ценность жертвы Христовой оказывает пагубное влияние ... Она приводит нас к принятию нездоровых и опасных теорий спасения, приобретенного для нас бесконечно дорогой ценой.11

«Причина, почему церкви слабы, больны и близки к вымиранию, заключается в том, что противник оказал влияние обескураживающего характера и тем придавил дрожащие души. Он стремился и стремится удалить из их поля зрения Иисуса как Утешителя, как Того, Кто порицает, предупреждает, увещевает их, говоря: «Вот путь, идите по нему…». ... Сатана достиг величайшего успеха, втиснув себя между душой и Спасителем.12

Замешательство: ничего нового

В противоречивых взглядах на спасение и возникающей в результате путанице для Эллен Уайт не было ничего нового. Вскоре после того, как в первой половине семестра школы для служителей 1890 года Ваггонеру помешали поднять тему о заветах, Эллен Уайт поняла, что эпизод в Миннеаполисе должен вот-вот повториться. Как и в случае с законом в Послании к Галатам, подлинным спорным вопросом, лежавшим в самом сердце темы заветов, был вопрос, как же спасается человечество. Она стала посещать многие собрания, выступая каждый день в течение трех недель, за одним-двумя исключениями.13

Учили ли Джоунс и Ваггонер какой-то ереси? Разве человек не играет никакой роли в собственном спасении? В течение нескольких дней Эллен Уайт рассматривала этот важный вопрос во время своих утренних бесед. Она, не теряя времени, обращалась к самой сути вопроса: каковы условия спасения?

«Непременно возникнет вопрос, как спасается человек? Получаем ли мы спасение на условиях? Никогда мы не приходим ко Христу на каких-либо условиях. Но если мы уже пришли ко Христу, то каково условие? Условием является то, что мы живой верой целиком и полностью полагаемся на заслуги крови распятого и воскресшего Спасителя.

«Когда мы делаем это, то совершаем дела праведности. Но когда в нашем мире Бог призывает грешника и приглашает его к Себе, нет никакого условия; его влечет приглашение Христа, и оно звучит не так: «Теперь ты должен так-то и так-то отреагировать, чтобы прийти к Богу». Грешник приближается на зов, и когда он приходит и видит Христа, вознесенного на Голгофский крест, (Бог доносит это до его сознания), любовь, превышающая всякое воображение, - вот за что он теперь держится. А что же дальше? ... Происходит покаяние пред Богом. А дальше? –А дальше - вера в Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, дарующего грешнику прощение. ...

«Дьявол целый год трудился, чтобы бесследно изгладить эти идеи - каждую из них. Чтобы изменить свои старые мнения, требуется немалый труд. Они полагают, что должны уповать на собственную праведность и собственные дела, и продолжать взирать на себя, а не принять праведность Христа и привнести ее в свою жизнь и в свой характер».14

Да, у человека есть своя роль в спасении. Он не должен отбиваться от влекущего его приглашения к Голгофскому кресту. Взирая, он должен стать новым, а живя по вере, он «целиком и полностью» ухватывается за заслуги Иисуса Христа. Вместо того чтобы искать заслуги в собственной праведности, человек должен смотреть на заслуги Христа».

Именно в это время Эллен Уайт пишет свою Рукопись 36, (1890 год). Эта рукопись, скорее всего, основана на ее утренних беседах со служителями, собравшимися в Батл-Крике во время работы школы. Ее сердце разрывалось, ибо она видела, что большинство работников, «посылаемых на труд», и сами не «понимают плана спасения и того, что такое истинное обращение; фактически, им самим нужно было обратиться». Служители нуждались в «просвещении»; их необходимо было «научить опираться более конкретно на то, что составляет истинное обращение». Проблема заключалась в том, что «необращенные люди стоят за кафедрами и говорят проповеди». Они пытались доносить истины, которые «их собственные сердца не пережили». И все же, когда Бог послал весть, содержащую божественное средство, способное исцелить плачевное состояние служителей, братья отпускали «тривиальные» замечания и говорили «… опрометчиво об истинных идеях» Джоунса и Ваггонера. Эллен Уайт не могла «не плакать», когда думала о тех, кто находится под «чарами сатаны».15

Эллен Уайт уговаривала блуждавших в «тумане замешательства» прислушаться к совету истинного Свидетеля: «…они нуждались в божественной любви, олицетворенной золотом, огнем очищенным; они нуждались в белых ризах чистого характера Христа; и они нуждались в небесной глазной мази, чтобы им с удивлением увидеть полнейшую никчемность заслуг сотворенного существа, зарабатывающего вечную жизнь как вознаграждение за эти заслуги». Общее состояние служителей мешало церкви выполнять ее задачу:

«Мне вновь и вновь было указано на опасность вынашивания нами как народом ложных идей об оправдании верой. Многие годы Господь мне показывал, что сатана будет действовать особым образом, чтобы запутать понимание этого вопроса. О законе Божием говорилось много, но он был представлен конгрегациям в свете, почти столь же лишенном познания Иисуса Христа и Его отношения к закону, как и приношение Каина. Мне было показано, что многие были отвращены от веры из-за противоречивых, запутанных идей о спасении, поскольку служители работали неправильно и не достигали сердец. Аспект, который годами вкладывался в мой разум, - это вмененная праведность Христа. ...

«Нет вопроса, который необходимо освещать более серьезно, поднимать чаще, или утверждать в сознании народа более основательно, чем невозможность для падшего человека заслужить что бы то ни было собственными, даже лучшими из лучших, добрыми делами. Спасение дается через веру в Иисуса Христа, и только. ...

«Пусть этот вопрос освещается четко и ясно, - что невозможно повлиять на что-либо в нашем положении перед Богом или на дар, который Бог дает нам, никакими хорошими качествами сотворенного существа. ... Здесь сильна потенциальная возможность того, что ложь будет принята как истина. Если какой-либо человек может заслужить спасение каким-либо делом, то он находится в том же положении, что и католики, налагающие на себя епитимьи за свои грехи. Спасение, в таком случае, отчасти - долг, и его можно получать, как зарплату. Если же человек не может заслужить спасение никаким из своих добрых дел, то оно должно быть исключительно по благодати, получаемой грешным человеком, принимающим Иисуса и верящим в Иисуса. ... Все противостояния придут к концу, как только будет понят этот вопрос, - что достоинства падшего человека и его добрые дела никак не могут обеспечить ему вечную жизнь. ...

«Смертные существа, усиленно защищающие такие заслуги, могут затевать дискуссии, как и всякий человек, стремящийся к превосходству. Они просто не понимают, что постоянно, в принципе и характере, искажают истину, как она есть в Иисусе. ...

«Я спрашиваю вас, как мне представить этот вопрос, как он есть? Господь Иисус наделяет всякой силой, дарует благодать, раскаяние, желания, прощение грехов, предоставляя в распоряжение человека Свою праведность, чтобы тот принял ее живой верой, которая также - дар Божий. Если собрать воедино все, что есть в человеке доброго и святого, благородного и прекрасного, а затем поднести все это ангелам Божьим как имеющее значение в спасении человеческой души или как заслуги, приношение будет отвергнуто как предательство».16

Чтобы мир осветился славой Христа и Его праведностью, сначала необходимо, чтобы те, кто намерен нести эту весть, на опыте познали и Его славу, и Его праведность. Однако Эллен Уайт писала: «…мы слышим очень много проповедей об обращении души, которые не являются истиной». Не весть Джоунса и Ваггонера вызвала проблему, ибо «твердая вера никого не заведет в фанатизм и не заставит действовать подобно ленивому рабу. Только завораживающая сила сатаны заставляет людей смотреть на себя, вместо того чтобы взирать на Иисуса»:

«Люди научены думать, что, если человек раскается, он обязательно будет помилован; это предполагает, что покаяние - это путь, дверь на небо; что в покаянии есть некая гарантированная ценность, способная купить человеку прощение. Но может ли человек покаяться сам? Не более, чем даровать себе прощение. ...

«Если говорить об оправдании верой, существует опасность поставить веру себе в заслугу. Когда вы принимаете праведность Христа как дар, вы оправдываетесь даром, через искупление во Христе. ... Кто дает разумение, кто трогает сердца, кто впервые обращает разум человека, чтобы он взглянул на Христа на Голгофском кресте? Вера отдает Богу интеллектуальные силы, посвящает Богу ум и волю, она признает Христа той единственной дверью, которая ведет в Царство Небесное.

«Когда люди узнают, что не могут заработать праведности собственными заслугами - делами, и будут взирать с твердым и полным упованием на Иисуса Христа как на свою единственную надежду, то в них не будет так много «я» и так мало Иисуса. Души и тела осквернены и загрязнены грехом, сердце отчуждено от Бога, и все же многие стараются собственными конечными силами заслужить спасение добрыми делами. Иисус, по их мнению, совершает часть спасения; они же должны сделать остальное. Им необходимо верою увидеть праведность Христа как свою единственную надежду - во времени и в вечности».17

Эллен Уайт детально разобрала эти идеи в своей статье в «Ревю», опубликованной вскоре после завершения работы школы для служителей. Многие имели «ошибочные идеи о природе покаяния». Они были убеждены, что человек «не может прийти ко Христу, если сначала не покается, и что покаяние готовит его для прощения грехов». Только те, чьи «сердца сокрушены и смиренны», «чувствуют нужду в Спасителе. Но должен ли грешник ждать, когда он раскается, прежде чем ему прийти к Иисусу? Следует ли покаяние делать препятствием между грешником и Спасителем? Покаяние, как и прощение, является даром, который необходимо принимать». Именно Христос Есть Тот, Кто «постоянно влечет людей к Себе, в то время как сатана усердно стремится всеми мыслимыми способами отвлечь людей от их Искупителя». Это как раз то, что сатана стремится сделать с вестью, которая должна осветить землю своей славой:

«Некоторые из наших братьев выразили опасения, что мы слишком часто и надолго останавливаемся на теме оправдания по вере. Но я надеюсь и молюсь о том, чтобы никто не тревожился напрасно; ибо нет никакой опасности в проповеди этой доктрины, как она изложена в Писании. ... Некоторые из наших братьев не принимают этой божественной вести. Они, похоже, обеспокоены тем, чтобы ни один из наших служителей не отступал от своих прежних методов преподавания старых добрых доктрин. Хочется спросить: не пора ли новому свету прийти к народу Божию, чтобы пробудить его к большей серьезности и усердию? ... [Сатана] простер свою темную тень между нами и нашим Богом, чтобы мы не могли узнать истинного Божьего характера. ...

«Несколько братьев написали мне письма, спрашивая, является ли весть об оправдании верой вестью третьего ангела, и я ответила: «Это поистине весть третьего ангела». Пророк провозглашает: «И после сего увидел я иного Ангела сходящего с неба и имеющего власть великую; и земля осветилась от славы Его». Сияние, слава и сила должны быть связаны с вестью третьего ангела, их убедительность будет следовать повсюду, где она будет проповедана в явлении Духа. Как наши братья узнают, когда свет этот сойдет к народу Божьему? Пока что мы, разумеется, еще не видели света, который отвечал бы этому описанию. У Бога есть свет для народа, и все, кто примет его, осознают греховность пребывания в теплом состоянии; они прислушаются к совету Верного Свидетеля».18

Весть об оправдании верой, провозглашенная Джоунсом и Ваггонером, и есть «поистине весть третьего ангела», которая должна сопровождаться «сиянием, славой и силой» этого ангела из Откровения 18, и осветить землю славой. Но как же братьям узнать этот свет, если они будут по-прежнему оставаться в «тёплом состоянии»? Они были в таком состоянии, что не смогли увидеть «свет, который отвечает этому описанию». В результате, Эллен Уайт торжественно заявит: «Я точно знаю, что наши церкви умирают от нужды услышать учение о праведности по вере во Христа и связанные с ним истины».19

Одной из самых больших причин для беспокойства братьев по поводу учения Джоунса и Ваггонера было то, что они подрывали нравственный закон, тем самым аннулируя субботу, весть третьего ангела и поэтому - саму причину существования Церкви. Эллен Уайт, однако, была не менее уверена, что весть Джоунса и Ваггонера не аннулирует закон, но, скорее, объединяет закон и Евангелие в такое единство, которое, будучи понято, «осветит землю своей славой».20 Много раз она указывала на это жизненно важное единство как на ответ на все проявления замешательства и крайностей как внутри, так и вне церкви. В Рукописи 36, уже упомянутой ранее, Эллен Уайт обращается к этому важному вопросу. В «отсутствии посвященности, благочестия и освящения внешнего человека» виновато не учение Джоунса Ваггонера, но «отрицание Иисуса Христа как нашей праведности»:

«В то время как один класс извращает учение об оправдании верой и пренебрегает соблюдениями условий, изложенных в Слове Божием - «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», - в среде тех, кто утверждают, что верят и соблюдают заповеди Божьи, (а сами ставят себя в оппозицию по отношению к драгоценным лучам света, - новым для них - отраженным от креста на Голгофе), присутствует не менее трагическое заблуждение. Первые не видят чудес в законе Бога, доступных для всех, кто суть исполнители Его Слова. Вторые придираются к мелочам и пренебрегают вещами весомыми - милостью и любовью Бога. ...

«С одной стороны, фанатики от религии вообще разделили закон и Евангелие, в то время как мы, с другой стороны, сделали почти то же самое, но с других позиций. Мы не возвысили перед народом праведности Христа и всей значимости Его великого плана спасения. Мы оставили без внимания Христа и Его несравненную любовь, привнесли теории и рассуждения, и говорили АРГУМЕНТАТИВНЫЕ проповеди».21

Эллен Уайт записала подобные слова и в своей статье в «Ревю» за 27 мая 1890 года. «Отношение Христа к закону» очень «слабо понималось». Собратья морщились «от разговоров об оправдании верой». Тем не менее, добавляет Эллен Уайт, «…как только человеку откроется Христос в Его истинной позиции по отношению к закону, ошибочные представления, существующие по этому важному вопросу, будут удалены. Закон и Евангелие настолько проникают друг в друга, что истина не может быть представлена, как она есть в Иисусе, без сочетания их в полном согласии. Закон есть завуалированное Евангелие Христово; а Евангелие Иисуса есть ничто иное как закон …, открывающий свои далеко идущие принципы».22

Этими мыслями Эллен Уайт не только делилась публично, но позже размышляла об их значении, делая записи в своем дневнике: «Закон и Евангелие идут рука об руку. Одно является дополнением другого. Закон без веры в Евангелие Христа не может спасти нарушителя закона. Евангелие без закона является неэффективным и бессильным. Закон и Евангелие являют собой совершенное целое. ... Соединенные в одно, они производят любовь и нелицемерную веру».23

В записи, занесенной в дневник незадолго до Генеральной конференции 1891 года, Эллен Уайт снова подчеркивает эти важные моменты. Существовал страх, «что есть опасность зайти слишком далеко в вопросе оправдания верой, и не уделить достаточно внимания закону». Но сама она не видела «никаких причин для тревоги», поскольку это учение было основано «не на идеях и мнениях людей, но на ясном «Так говорит Господь»:

«Много замечаний было высказано о том, что на наших лагерных встречах проповедники говорят о законе, и вновь о законе, но не об Иисусе. Это утверждение не совсем верно, но разве у людей нет некоторых оснований для подобного заявления? ... Многие из наших служителей проповедовали, просто представляя темы в дискуссионной манере и едва упоминая спасительную силу Искупителя. ... Почему Он не подается людям как Хлеб Живый? - Потому что Он не пребывает в сердцах многих из тех, кто считает своим долгом проповедовать закон. ...

«Людям должны быть проповеданы Закон и Евангелие, открытые в Слове; ибо в единстве Закон и Евангелие обличат во грехе. Закон Божий, осуждая грех, указывает на Евангелие, открывающее Иисуса Христа. ... Ни в одной проповеди они не должны разделяться. ...

«Многие учили и учат обязательным требованиям Закона Божьего, но не смогли до конца понять того, с чем именно было покончено. Они не увидели, что Иисус Христос есть слава Закона. ... Многие из наших братьев и сестер не способны рассмотреть чудеса, которые видны в законе Божьем. ...

«Религия многих очень напоминает сосульку – холодная как лед. ... Они не могут коснуться сердец других людей, потому что их собственные сердца не преисполнены блаженной любви, исходящей из сердца Христа. ... Они постоянно говорят о суровом долге, как если бы Бог был господином, правящим жезлом железным - господином суровым, несгибаемым и могущественным, лишенным сладостной, растапливающей сердца любви и нежного сострадания Христа. Третьи впадают в противоположную крайность, переоценивая религиозные эмоции, а в особых случаях проявляя напряженное рвение. ...

«Многие совершают ошибку, пытаясь точно определить тонкости различия между оправданием и освящением.24В определения этих двух терминов они часто привносят собственные идеи и умозрительные построения. Для чего пытаться быть более детальными, чем божественное вдохновение, в этом жизненно важном вопросе о праведности по вере? Для чего стараться разработать каждую мелкую деталь, как будто спасение души зависит от того, чтобы все имели именно ваше понимание этого вопроса? ... Вы раздуваете целый мир из атома, но обращаете в атом целый мир!»25

Всего несколько недель спустя Эллен Уайт выступала перед Генеральной конференцией и теми, кто «потворствовал скепсису и неверию», отказываясь от вести, посланной Богом: «Когда мы говорим о благодати Божией, об Иисусе и Его любви, говорим о Спасителе как о Том, Кто способен сохранить нас от греха и спасти спасением вечным всех, кто приходит к Нему, многие говорят: «О, я боюсь, что вас понесло туда же, куда несет проповедников святости. Боюсь, что вы идете вслед за Армией спасения». Собратья, вам не нужно бояться ясных учений Библии. ... Не позволяйте ни мужчине, ни женщине, никакому совету или субъекту привести вас к отказу от драгоценного света, которому Бог позволил воссиять с неба, озарив заповеди Божьи и свидетельства Иисуса».26

Результат разделения Закона и Евангелия всегда приносит с собой крайности и лжеучения. «Фанатики», или «проповедники святости» или диспенсационалисты - отделили Закон от Евангелия, оказавшись не в состоянии рассмотреть «чудеса в законе Божьем». Однако их понимание Евангелия было также неверным. Они заявляли с «огромным рвением: ... «Только веруйте во Христа, и спасены будете; но долой Закон Божий!», и так же рьяно провозглашали себя «святыми» и«безгрешными».27 Многие адвентисты, «с другой стороны, сделали почти то же самое, но с иных позиций». Они не смогли разглядеть полного значения «праведности Христа и ... Его великого плана искупления». Не понимали они и необъятности закона; в противном случае они бы «не думали, что их собственные заслуги имеют сколько-нибудь заметную ценность».28 Обе эти крайности породили ложное представление о том, что такое истинная святость.

«Драгоценная весть», посланная через Джоунса и Ваггонера, являлась не сочетанием двух этих ложных крайностей, но истиной о единстве Закона и Евангелия: «Еще много света должно воссиять от Закона Божьего и Евангелия праведности. Эта весть, если понять ее истинный характер и провозглашать ее в Духе, осветит своей славой землю».29 Те, кто отвернулся от вести, часто держались противоречивых взглядов; одни приписывали ее перфекционизму, другие - антиномианству. Однако эта истинная весть была более ясным пониманием как закона, так и Евангелия, и их великой силы, когда они объединены. Это была исчерпывающая весть, которую нужно было понимать неподдельной живой верой, неизбежно действующей любовью. Весть эта не вела ни к либерализму, ни к легализму, ни к антиномианству, ни к перфекционизму.

Перекладывание вины

Эллен Уайт было ясно, что смятение, закрадывающееся в церковь, было результатом отказа от ниспосланного благословения. Другие, однако, не были так уверены. На неделе, когда Вошберн писал к Эллен Уайт, задавая вопросы о происходящем, Дэн Джонс присутствовал на школе служителей в Канзас-Сити, примерно в шестидесяти милях к северу от того места, где за год до этого в Оттаве, Канзас, прошли собрания возрождения. Он пришел к заключению, что «некоторых из лучших служителей штата» накрыло «тучей, и они впадали в уныние». Дэн Джонс приписал причину такого уныния «преувеличенным идеям, которых они набрались из того, чему наши братья [Джоунс и Ваггонер] учили на тему оправдания по вере». Братья «подхватили мысль о том, что теперь принят доктринальный пункт, что мы должны прийти в состояние, когда перестанем грешить, и что всякий грех должен быть полностью оставлен».30

Как ни странно, были не только такие, кто не имел ясного представления о подлинных результатах истинной веры, действующей любовью, но и иные, «где-то взявшие идею, что учение об оправдании верой практически аннулирует закон». Разумеется, Дэн Джонс пишет, что «объяснил позицию, которую мы на самом деле принимаем в отношении оправдания», одобренную братом Ковертом и пастором Фарнсвортом, что помогло братьям почувствовать себя «намного лучше».31 Несколько дней спустя, рассказывая о поездке Р. С. Портеру, Дэн Джонс более подробно поделился своей обеспокоенностью, назвав и тех, кто, по его мнению, был в ней виноват:

«Ходит слух, - насколько ему можно верить, я сказать не могу, - что сестра Уайт выходит со свидетельствами против братьев Смита и Батлера, что будоражит капитана [Элдриджа]. Надеюсь, это окажется только слухом, и что все сведется к тому, чтобы дать этой теме – вопросу о заветах и ситуации в Миннеаполисе – стихнуть на некоторое время, пока она не сотрется из памяти народа.

«Из того, что я могу узнать, известно: по всему полю распространилось довольно глубокое уныние, особенно среди служителей (оно может быть столь же распространено и среди братьев-мирян, но у нас пока не было возможности в этом удостовериться), которое взяло свое начало из уроков субботней школы, а также из дискуссий на тему заветов и закона в Послании к Галатам. Некоторые из наших лучших служителей, похоже, не знают теперь, во что верить, и полностью сломлены. ... Причиной этого уныния стало то, что до народа доходили новые доктрины, и наши люди не могли решить, как теперь относиться к старым ориентирам, и не знали, что проповедовать, выходя на поле. ... Выбрасывая старые общепринятые доктрины и принимая новые, они не находили достаточно гарантий, что те, которые приняты теперь, не будут отброшены в будущем, а вместо них - приняты новые теории. Я нахожу, что ажиотаж по вопросу заветов и оправдания верой ничуть не утратил своей силы, расходясь по разным территориям поля, но, скорее, набрал силу и приобрел неприятные черты, до того, что сейчас его видят в гораздо худшем свете, чем это есть на самом деле. Как я хочу, чтобы наши руководящие братья могли собраться вместе и решить все это между собой, а не выносить на публику, откуда негативное влияние проникнет вовне, ввергает в уныние братьев во всех частях поля и ослабляет их руки в выполнении той работы, которую Бог поручил им выполнить».32

Вместо того, чтобы надеяться на покаяние братьев, Дэн Джонс надеется, что умолкнут Свидетельства. Он желает, чтобы братья собрались вместе и решили этот вопрос, не понимая, что на двух особых собраниях, проведенных в Батл-Крике, это было бы достигнуто, если бы сердца были открыты для принятия Свидетельств. Дэн Джонс имел достаточно ясное видение, чтобы понять, что по всему полю налицо проблемы; но тьма, создаваемая вспышками от собственного возбуждения, не позволила ему увидеть их истинную причину. Он отмечал, что есть «немалая разница» между уроками субботней школы за второй квартал (они были написаны Дж. Х. Ваггонером) и теми, что изучались зимой (написаны Э. Дж. Ваггонером): «Нынешние уроки [Дж. Х. Ваггонера] полны надежды, веры и бесстрашия. Я получаю от них чрезвычайное удовольствие, и знаю, что они содержат пищу для нашего народа во всем мире. Жаль, но мне кажется, что автор других [Э. Дж. Ваггонер] не имел в виду выдержать их в том же духе ... То, с чем мы сталкиваемся в этом мире, представляет собой смесь добра и зла, и, как правило, зло в значительной степени преобладает. Я пришел к выводу, что даже среди адвентистов седьмого дня нам необходимо прислушиваться к предписанию апостола: «Все испытывайте; хорошего держитесь». ... Если что-то не выдерживает такого испытания, оно должно быть отвергнуто».33

К концу лета Дэн Джонс в письме к Е. В. Фарнсворту был готов допустить, что, хотя каждый брат утверждал, что верит в оправдание по вере, многие из них, на самом деле, воевали против него. Он также был достаточно честен, чтобы признать, что имело место чувство ревности, когда братья увидели, сколько изголодавшихся людей принимают ту особую весть, которую никогда раньше полностью не слышали и не понимали:

«Я тоже много думал над этим вопросом, и мой разум во многом проходил через то же, что и Ваш. Я обдумывал это снова и снова, и пришел к выводу, что позиция всякого, кто не в полной мере принял учение об оправдании по вере, но утверждает, что верит в эту доктрину полностью, была практически позицией противления этому учению. Я знаю, что нет такого человека, который бы сказал, что не верит в оправдание по вере. Мы все верим в него, и утверждаем, что полностью его принимаем. Но, как вы говорите, мы не испытываем общности с теми, кто соделал своей целью доносить это учение до народа, и для нас, действительно, было почти унизительно видеть, как впитывали весть «голодные» люди, когда им ее объясняли. Я откровенно признаю, что испытывал недолжные чувства в отношении этой ситуации».34

Однако не успел Дэн Джонс сделал это признание, как начал придумывать оправдания своим чувствам и действиям. Он был «пока не готов сказать», что в отношении вопроса о заветах он сам поступил «неправильно, а доктор Ваггонер - правильно»: «Что я более всего критиковал в образе действий тех, кто проталкивал тему оправдания и некоторые другие вопросы, - это дух, в котором все делалось. Не могу поверить, что это делается в духе Христа. С самого начала у меня было больше возражений именно в этой связи, чем в отношении самого учения. Но ... возможно, мы больше смотрели на людей, которые делали эту работу, и на то, каким образом она делалась, чем на саму работу».35

Не ересь и не фанатизм!

Многие из тех, кто выступал против вести, доносимой Джоунсом и Ваггонером, колебались относительно причин своего противления. Иногда в центре их возражений было содержание вести, тогда как в других случаях в качестве причины выдвигался дух, проявляемый вестниками. Эллен Уайт дала ответ на оба эти возражения. В статье в «Ревю», напечатанной вскоре после окончания работы школы для служителей 1890 года, Эллен Уайт обличила мышление возражавших. Поскольку многие чувствовали нежелание принять представленную им весть истины,они переключались на вестников, стараясь найти в них недостатки, дабы оправдать собственные сомнения. На это Эллен Уайт высказала одно из своих самых сильных предостережений: громкий клич не будет понят, поздний дождь назовут ложным светом:

«Не стойте на перепутье, как сделали многие из вас, по-видимому, колеблясь между зависимостью от праведности Христа и упованием на собственную праведность. Обман овладел некоторыми умами до той степени, что они начали считать собственные заслуги большой ценностью. ...

«Все подойдут к необходимости принять решение либо полностью в пользу Бога, либо в пользу Ваала. Бог послал Своему народу свидетельства об истине и праведности, людей призывают превознести Иисуса и возвеличить Его праведность. Те, кого Бог послал с вестью, - всего лишь люди, но каков же характер вести, которую они несут? Посмеете ли вы отвернуться от предостережений, или отнестись к ним несерьёзно, потому только, что Бог не спросил вас, что для вас предпочтительнее? Бог призывает людей, которые будут говорить, будут вопиять и не промолчат. Бог воздвиг Своих вестников, чтобы они совершали Его работу для нашего времени. Некоторые отвернулись от вести о праведности Христа, и критикуют братьев и их недостатки, потому что они не говорят весть истины с желательным изяществом и блеском. У них слишком много рвения, они слишком серьезны, говорят слишком уверенно; и весть, которая принесла бы исцеление, жизнь и утешение многим усталым и угнетенным душам, до известной степени исключается. ... Христос записал все жесткие, горделивые, насмешливые речи, произнесенные против Его слуг, как сказанные против Него Самого.

«Теми, кто отказывается ходить в восходящей славе, весть третьего ангела понята не будет; свет, который должен осветить землю своей славой, будет назван ложным светом. Работа, которая могла бы быть сделана, останется не исполненной отвергающими истину из-за своего неверия. Мы молим вас, противостоящие свету истины, не стойте у Божьего народа поперек дороги. ... Весть, имеющая божественные полномочия, была послана народу Божьему. ... Мы знаем, что среди нас действовал Бог. ... Не думайте, что вы собрали все лучи света, что нет никакого большего просвещения, которому должно прийти в наш мир».36

Ровно три месяца спустя Эллен Уайт снова пролила свет на причину смятения, проникающего в Церковь. Она заключалась не в вести и не в духе вестников, но в духе тех, кто ей противился:

«Дух противления, который был проявлен по отношению к вести о праведности Христа как нашей единственной надежды, огорчил Духа Божия, а результат этого противления потребовал изложения этого вопроса более серьезно и решительно, побуждая ко все более глубокому исследованию предмета и требуя ряда аргументов, о которых и сам вестник не знал, что они настолько твердо, полно, настолько тщательно подтверждают тему оправдания по вере и праведности Христа как нашей единственной надежды. ...

«Великую печаль сердца вызвало у меня то, что те, кто должен придавать трубе определённый звук ..., дабы подготовить народ выстоять в день Господень, находятся во тьме и встали на пути как часовые, чтобы путаница, которую они создают, принесла смятение и искаженное понимание. Сатана видит, что его время нанести удар пришло. Фанатизм и заблуждения преобладают, а те мужи, которые должны были стоять во свете, ... позволили себя использовать на стороне зла и противостоят тому, что Божие. ... Их позиция [Джоунса и Ваггонера] очень многими воспринимается как неверная, и таковые кричат: «Опасность! Фанатизм»», тогда как там нет ни ереси, ни фанатизма. ...

«Теперь в церквах под ноги верующим кладут камень преткновения, убрать который нелегко. И если те, кто в этом участвовал, не увидят и не поймут, где они огорчили Духа Божия, и не исповедуют своих злых дел, над их душами, несомненно, сгустится тьма. Они будут ослеплены и назовут свет тьмою, а тьму – светом; истину – заблуждением, а заблуждение - истиной, и не распознают света, когда он придет, и будут бороться против него».37

В книге «Великая борьба», изданной летом 1888 года, Эллен Уайт описала тьму, которая вошла в протестантские церкви, отвергнувшие свет вестей первого и второго ангела. По этому поводу было дано ясное предостережение: «Духовная тьма, сходящая на народы, церкви и отдельных людей, сходит не из-за произвольного удаления Богом Его благодати, но из-за пренебрежения к божественному свету или отказа от него со стороны людей. ...

Где весть божественной истины отвергается или ущемляется, там церковь окутана тьмой; вера и любовь охладевают, и входят отчужденность и разлад. Члены Церкви сосредотачивают свой интерес и энергию на мирских занятиях, и грешники коснеют в своей нераскаянности».38

Тьма, объявшая многих членов церкви адвентистов седьмого дня в 1890 году, была не результатом вести Джоунса и Ваггонера; не была она и результатом наступательного духа с их стороны; она была, скорее, прямым результатом отвержения божественной истины и пренебрежения к ней. В работу церкви не только вошли «отчужденность и разлад», но, как мы увидим в следующей главе, вкрадывалась мирская политика, затуманивающая и видение, и весть, которую необходимо было передать миру.

 

Примечания к Главе 16

1. Дж. С. Вошберн - к Эллен Г. Уайт, письмо от 17 апреля 1890 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 174.

2. К сожалению, Вошберн так и не получил ответа от Эллен Уайт. К началу июня, после смерти матери, он находился в весьма «удрученном состоянии». Дж. Х. Дэрланд сообщает, что Вошберн «сказал, что ему хочется все бросить. ... Он откровенно говорил о неблагоприятном влиянии руководящих служителей конференции в отношении Свидетельств». К счастью, после того, как Дэрланд провел с Вошберном «почти полдня», тот начал видеть свет и ... вернулся в палатку, радуясь» (Дж. Х. Дэрланд - к О. А. Олсену, письмо от 2 июня 1890 года). Наконец, в сентябре Вошберн пишет Эллен Уайт второе письмо. Она ответила в тот же день, объясняя, что произошло: «Ответом на Ваше письмо была статья в газете [«Ревю энд Геральд» за 19 и 26 августа 1890 года]. Я написал ее как личное письмо задолго до того, как она появилась в «Ревю»; но, когда я прочитала его некоторым из наших братьев, они убеждали меня опубликовать его в газете, чтобы и другим была от него польза, и я согласилась». Эллен Уайт согласилась на это, но «не могла объяснить задержку», ибо «никакой задержки в публикации этого материала» не должно было быть. Мало того, что Вошберн не получил копии письма, но и само письмо было опубликовано в «Ревю» только 19 и 26 августа 1890 года, через четыре месяца после того, как Эллен Уайт его написала (Эллен Г. Уайт к Дж. С. Вошберну, письмо 36а от 18 сентября 1890 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр 708).

3. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа», «Ревю энд Геральд» за 19 августа 1890 года, стр. 497. Вступительное слово к статье в «Ревю» за 19 августа 1890 года поясняет, что изначально это было личное письмо, написанное в ответ на вопросы Вошберна. Завершающая статья, вышедшая 26 августа 1890 года, не повторяет эту информацию, но представляет собой часть письма, включенного Эллен Г. Уайт в сборник “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 695-696.

4. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа (окончание)», «Ревю энд Геральд» за 26 августа 1890 года, стр. 513; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 695-696.

5. Эллен Г. Уайт, «Великая борьба», стр. 427, издание 1888 года; см. также стр. 391-432.

6. Эллен Г. Уайт, Рукопись 26, октябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр.157.

7. Эллен Г. Уайт, «Свидетельства для проповедников», стр. 92.

8. Эллен Г. Уайт, «Наглядные уроки Христа», стр. 407; «Свидетельства для проповедников», стр. 234.

9. Это - не последний раз, когда Эллен Уайт будет поражена исполнением данной притчи: «Мы видим, что исповедующие себя верующими представлены десятью девами, пять из которых были мудрыми, и пять - неразумными. Боюсь, что, в целом, это то, что в нас увидел Господь, - верующих, которые не были готовы. ... Те, у кого после сессии в Миннеаполисе была привилегия - слушать слова, изрекаемые вестниками Божьими, ... получили приглашение: придите, ибо уже все готово. ...» Те, кто выдвигал различные оправдания своему пренебрежению и отсутствию реакции на приглашение, очень много потеряли. Через оправдание по вере и вмененной праведности Христа сиял свет» (Эллен Г. Уайт – к Дж. Э. Уайту, Письмо 86 от 26 сентября 1895 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 1455-1456).

10. Это еще раз опровергает утверждение о том, что весть 1888 года была принята, поскольку многие верили ей «теоретически» или выразили согласие с ней (см. главу 6). Каково же было средство от болезни? «Весть, посланная нам через A. T. Джоунса и Э. Дж. Ваггонера, - это весть Бога к Лаодикийской церкви, и горе любому, кто исповедует себя верующим в истину, но не отражает на окружающих ниспосланных Богом лучей» (Эллен Г. Уайт - к Урии Смиту, Письмо 24 от 19 сентября 1892 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 1052).

11. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа», «Ревю энд Геральд» за 19 августа 1890 года, стр. 497.

12. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа (окончание)», «Ревю энд Геральд» за 26 августа 1890 года, стр. 513; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 696.

13. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Записи в дневнике», 8 февраля 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 579; и Дэн Джонс – к Е. В. Фарнсворту, письмо от 9 февраля 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

14. Эллен Г. Уайт, Рукопись 9, 3 февраля 1890 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 537, 542.

15. Эллен Г. Уайт, Рукопись 36, без даты, 1890 год; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 811, 821-822. (Эта же рукопись опубликована в “FaithandWorks”/«Вера и дела», стр. 15-28. Однако порядок параграфов отличается от того, что мы находим в “1888 Materials”, и это придает статье несколько иной акцент). Достойная сожаления проблемность богословия, продвигаемого Батлером, Смитом, Дэном Джонсом и многими другими, была отражена на первой гравюре “WayofLife”/«Путь жизни», изготовленной по заказу Джеймса Уайта в 1876 году. Стремясь возвысить униженный закон, сделав его центром своего богословия – как это видно из большого «древа закона» в центре картины, - они непреднамеренно сделали невозможным для верующих стать исполнителями закона в полном смысле этого слова, изъяв из фокуса Христа. Вторая картина «Путь жизни», основанная на пересмотренном Джеймсом Уайтом варианте, надлежащим образом отражала тот самый элемент, который Бог привносил в работу церкви через весть Джоунса и Ваггонера - Христа как Путь жизни. См. Главу 1, стр. 40, 41 и сноску 32.

16. Там же, стр. 810-816.

17. Там же, стр. 810-816.

18. Эллен Г. Уайт, «Покаяние - дар Божий», «Ревю энд Геральд» за 1 апреля 1890 года, стр. 193-194.

19. Эллен Г. Уайт, «Утренняя беседа», сказана 6 февраля 1890 года, опубликована в «Ревю энд Геральд» за 25 марта 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 548.

20. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 166. В своей книге “The 1888 MessagefortheYear 2000”/«Весть 1888 года – году 2000», Стив Волберг сосредотачивается главным образом на этом аспекте вести 1888 года, выявляя множество интересных и полезных тонкостей (стр. 17-25, 28-105). Необходимо помнить, однако, что этот аспект не является «итоговой суммой» данной вести; не является он, сам по себе, и достаточным для объяснения того, что произошло в Миннеаполисе и в последующие годы.

21. Эллен Г. Уайт, Рукопись 36, без даты, 1890 год; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 822; и “FaithandWorks”/«Вера и дела», стр. 15-16.

22. Эллен Г. Уайт, «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 674.

23. Эллен Г. Уайт, Рукопись 53, «Записи в дневнике», декабрь 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 783.

24. Смысл данного отрывка из дневника Эллен Уайт следует понимать в контексте всей записи. Она пишет о тех, кто боялся «слишком далеко зайти в вопросе оправдания верой»; о тех, кто «просто читал проповеди» и выдавал «дискуссионные» аргументы; о тех, кто отделял Евангелие от Закона; о тех, кто занимал «неверную позицию» в противостоянии по вопросу закона в Послании к Галатам». Именно в этом контексте она говорит: «…Многие совершают ошибку, пытаясь точно определить тонкости различия…» Джордж Найт приписал этому отрывку следующее значение: здесь Эллен Уайт, якобы, пишет «отречение от позиции, утверждающей, что богословское понимание праведности по вере имеет первостепенное значение. ... Весть 1888 года, как ее видела Эллен Уайт, не является доктринальной» (“From 1888 toApostasy”/«От 1888 года - к отступлению», стр. 69). Но на протяжении всей рассматриваемой записи Эллен Уайт выражает как раз обратное. Закон и Евангелие вместе являются ответом на все ложные идеи, возникшие в результате разделения этих двух великих истин. Это и есть «правильно понятая» весть, которая осветит землю своей славой (“1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 166).

25. Эллен Г. Уайт, Рукопись 21, 27 февраля 1891 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 890-898.

26. Эллен Г. Уайт, «Опасности настоящего времени», вечерняя беседа, сказана 24 марта 1891 года; Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 13 апреля 1891года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 904. У. А. Спайсер, долгое время прослуживший миссионером, редактором и администратором, поделился пережитым, которое проливает некоторый свет на комментарий Эллен Уайт о «хождении по стопам Армии спасения»: «Звук того призыва, прозвучавшего из Миннеаполиса, распространился по стране и по всем территориям, где были наши работники. Мы услышали его в Англии, где я в то время находился [1888 г.]. ... Это был призыв проповедовать единственное Евангелие, которое когда-либо существовало. Тем не менее, каким-то образом, братья - хорошие братья – казалось, преткнулись о метод, которым был провозглашен этот призыв. Когда по возвращении из Европы я в первые встретил старого друга – рядового члена церкви, рабочего, -, он сказал мне: «А, ты здесь себя не узнаешь. Теперь «Армия спасения, слава! Аллилуйя!» – это все, что ты здесь найдешь». Но за несколько лет служения в Европе, стараясь приобрести людей для Христа, я научился не бояться рассказывать о нашей радости в спасении Христовом» («Генеральная конференция 1888 года - благословения и испытания», «Ревю энд Геральд» за 9 марта 1944 года, стр. 6, 7).

27. Эллен Г. Уайт, «Вера и дела», стр 15-16. «Лагерное собрание в Уильямспорте, штат Пенсильвания», «Ревю энд Геральд» за 13 августа 1889 года, стр. 514; «Слышать и исполнять», 7 марта 1885 года, “SermonsandTalks”/«Проповеди и беседы», том 1, стр. 18.

28. Эллен Г. Уайт, “FaithandWorks”/«Вера и дела», стр 15-16. «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года, стр. 321; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 673.

29. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 166, выделено автором. См. также Главу 9, сноску 16.

30. Дэн Т. Джонс – к О. А. Олсену, письмо от 27 апреля 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

31. Там же.

32. Дэн Т. Джонс – к Р. С. Портеру, письмо от 5 мая 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

33. Там же.

34. Дэн Т. Джонс – к Е. В. Фарнсворту, письмо от 19 сентября 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

35. Там же.

36. Эллен Г. Уайт, «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года, стр. 321-322, в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 673-674.

37. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 116 от 27 августа 1890 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 703-704.

38. Эллен Г. Уайт, «Великая борьба», стр. 377, 378.