Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 04 мая 2024
Главная Весть 1888 года ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ Е.Дж. Ваггонер ГЛАВА 32 ОБЕТОВАНИЯ ИЗРАИЛЮ ЗАВЕТ ОБЕТОВАНИЯ
ГЛАВА 32 ОБЕТОВАНИЯ ИЗРАИЛЮ ЗАВЕТ ОБЕТОВАНИЯ PDF Печать E-mail

"Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире" (Еф. 2:11, 12).

Идея, которая сегодня весьма распространена, состоит в том, что Бог имеет один завет для евреев, а другой для язычников; что было время, когда завет с евреями полностью исключал язычников, но что сейчас время Нового завета, который в основном, если не полностью, касается их; что евреи находятся или были под Ветхим заветом, а язычники – под Новым. То, что эта идея является большой ошибкой, можно увидеть из приведенного выше отрывка.

Фактически язычники как таковые вообще не имеют никакой части в обетовании Божьих заветов. Во Христе все обетования – "да и аминь". "Ибо все обетования Божии в Нем 'да' и в Нем 'аминь', – в славу Божию, через нас" (2 Кор. 1:20). Язычники – это те, кто – без Христа, и поэтому они – "чужды заветов обетования". Ни один язычник не имеет части в каком-либо завете обетования. Но всякий может прийти ко Христу и стать причастником обетований; поскольку Христос говорит: "Приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37). Но когда язычник делает это, независимо от того, какой он национальности, он перестает быть язычником и становится членом общества Израильского.

Давайте заметим также, что еврей в обычно принятом значении этого слова (то есть человек еврейской национальности, отвергнувший Христа) имеет не больше в обетованиях Бога или заветах обетования, чем язычник. Это говорит о том, что никто не имеет части в обетованиях и что спасутся только те, кто принимает их. Всякий человек по сути дела "без Христа", называется ли евреем или язычником, является также "безбожником в мире" и чуждым обетований, и отчужден от общества израильского. Этому учит нас текст, приведенный вначале. Чтобы стать причастником обетований, человек должен находиться во Христе и быть членом "общества израильского". Поэтому быть "подлинным израильтянином" – это значит быть просто христианином. Это было такой же истиной для человека, который жил во дни Моисея, как и для тех, кто жил во дни Павла, или тех, кто живет сегодня.

Кто-то, вероятно, захочет спросить: "А как насчет завета, данного на Синае? Вы хотите сказать, что он был тот же самый, как и тот, под которым живут христиане, или что он был так же хорош? Не сказано ли нам, что он имел недостатки? И если он был таким, как тогда через него могли прийти жизнь и спасение?"

Это вопросы, на которые очень легко ответить. Бесспорно, что благодать изобиловала на Синае : "благодатью вы спасены", потому что там был Христос со всем Своим обилием благодати и истины. Милосердие и истина встретились там вместе и праведность и мир текли, как река. Но вовсе не на основании завета, данного на Синае, там были милосердие и мир. Этот завет не принес людям ничего, хотя в нем было все, чем только они могли наслаждаться.

Сравнительная ценность двух заветов, которые относительно друг друга названы, как "Первый" и "Второй", "Ветхий" и "Новый", сформулирована в послании к Евреям, которое представляет Христа как Первосвященника и показывает контраст между Его священством и человеческим. Вот некоторые пункты превосходства нашего великого Первосвященника над земными первосвященниками:

1. "Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека" (Евр. 7:21).

2. Они были священниками в течение короткого времени, "потому что смерть не допускала пребывать одному"; поэтому имела место постоянная замена и последовательность. Но Христос, "пребывающий вечно", поэтому Он "имеет и священство непреходящее". Земные священники продолжали быть священниками до тех пор, пока они жили, но они жили недолго. Христос также продолжает быть священником, пока Он живет, но Он "всегда жив" (Евр. 7:23-25).

3. Левитские священники были таковыми "по закону заповеди плотской". Их священство было только внешним, по плоти. Они могли иметь дело только с внешним проявлением греха, то есть фактически ни с чем. Но Христос – это Первосвященник "по силе жизни непрестающей". Он служит закону по Духу (Евр. 7:16).

4. Они были служителями всего лишь земного святилища, которое построил человек. Христос же "есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек" (Евр. 8:2).

5. Они были простыми грешными людьми, что показано их смертностью. Христос "открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых" (Рим. 1:4), и поэтому Он "святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес" (Евр. 7:26).

Сейчас "лучшего завета поручителем соделался Иисус" (Евр. 7:22). Завет, служителем которого является Христос, настолько лучше, чем тот, которому служили левитские священники (их священство началось с заключения завета на Синае), насколько Христос и Его священство лучше, чем они и их священство. То есть завет, служителем которого является Первосвященник-Христос, является намного лучшим, чем завет, который датируется от Синая, потому что Христос лучше, чем человек; потому что небеса выше, чем земля; потому что святилище в небесах больше, чем святилище на земле; поскольку дела Бога лучше, чем дела плоти; как и "закон Духа жизни во Христе Иисусе" (Рим. 8:2) является лучшим, чем "закон заповеди плотской" (Евр. 7:16); поскольку вечная жизнь лучше, чем жизнь, которая всего лишь "пар, являющийся на малое время и затем исчезающий", как и Божья клятва лучше, чем слово человека (Иак. 4:14).

 

РАЗЛИЧИЕ

 

А теперь мы можем прочесть, в чем состоит это обширное различие: "Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 8:5-12).

 

ВЕЧНЫЙ ЗАВЕТ

 

Следующие факты не должны ускользнуть от внимательного читателя этого текста:

1. Оба завета были заключены только с Израилем. Язычники, как мы уже видели, "чужды заветов обетования". Всегда подчеркивается, что они не имеют никакого отношения к Ветхому завету. Но они еще меньше связаны с Новым заветом.

2. Оба завета заключены с "домом Израиля", а не с несколькими личностями, не с разделенной нацией, но "с домом Израиля и с домом Иуды", что значит – со всем народом Израильским. Первый завет был заключен со всем домом израильским прежде, чем они были разделены; второй завет будет заключен, когда Бог примет детей Израиля из числа язычников и сделает их одной нацией, когда "не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства" (Иез. 37:22, 26). Но об этом мы будем говорить позже.

3. Оба завета содержат обетования и основаны на них.

4. "Новый завет" является лучшим, чем тот, что заключен на Синае.

5. Он лучше, потому что лучше обетования, на которых он основан.

6. Сравнив Ветхий и Новый заветы, можно заметить, что конец у них один. Ветхий говорит: "Если вы будете повиноваться Моему голосу", новый говорит: "вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его". Каждый из них ссылается на Божий закон. Оба они святы и имеют своей целью – святость. В завете на Синае Израилю было сказано: "Вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым" (Исх. 19:6). Это так, поскольку собственный Божий народ действительно, "род избранный, царственное священство, народ святой" (1 Петр. 2:5, 9).

Но обетования того завета на Синае никогда не были осознаны и не по причине, что они имели недостаток. Обетования того завета полностью зависели от людей. Они сказали: "Все, что сказал Господь, сделаем" (Исх. 19:8; 24:7). Они обещали соблюсти Его заповеди, хотя сами уже продемонстрировали свою неспособность сделать что-нибудь самостоятельно. Их обещания соблюсти закон подобно самому закону были "ослаблены плотью" (Рим. 8:3). Поэтому силой того завета была только сила закона; а это смерть.

 

ЗАЧЕМ БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН ЗАВЕТ НА СИНАЕ?

 

Почему и зачем был заключен завет на Синае? По той же причине, по которой на Синае был дан закон: "по причине преступления". Господь сказал, что "что они не пребыли в Моем завете". Едва ли они почитали "вечный завет", который Бог заключил с Авраамом, поэтому Он заключил его с ними как свидетельство против них.

Этот "вечный завет" с Авраамом был заветом веры. Он был вечным, а потому представление закона не могло аннулировать его. Он был подтвержден Божьей клятвой и поэтому закон не мог добавить к нему что-нибудь еще. Поскольку закон ничего не добавлял к этому завету и не был против его обетований, следует, что закон содержался в его обетованиях. Божий завет с Авраамом гарантировал ему и его семени праведность закона через веру. Не через дела, а через веру.

Завет с Авраамом был настолько обширен в своих возможностях, что он охватывал все нации, даже "все племена земные". Это тот завет, поддержанный Божьей клятвой, в котором мы сейчас имеем упование и надежду в пришествие Иисуса, в Котором он был утвержден. Именно на основании этого завета, и единственно его, всякий человек получает Божье благословение, ибо крест Христа просто приносит нам благословение Авраама.

Тот завет был полностью через веру и потому он гарантирует спасение, поскольку "благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Еф. 2:8-9). История Авраама показывает очень ясно тот факт, что спасение полностью совершается Богом, а не силой человека. "Сила у Бога" (Пс. 61:12); и Евангелие – "сила Божия ко спасению всякому верующему" (Рим. 1:16). Из случая Авраама, так же, как и в случае Исаака и Иакова мы узнаем, что только Сам Бог может исполнять Божьи обетования. Они ничего не получили своей собственной мудростью, способностями или силой; все было даром от Бога. Он вел и поддерживал их.

Это истина наиболее заметно проявилась в избавлении детей Израиля из Египта. Бог представил Себя им как "Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исх. 3:15) и Он поручил Моисею дать им знать, что Он освобождает их во исполнение завета с Авраамом. Бог обратился к Моисею и сказал ему:

"Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем 'Бог Всемогущий', а с именем Моим 'Господь' не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь" (Исх. 6:2-8).

Теперь снова прочтите Божьи слова, сказанные как раз перед заключением завета на Синае:

"Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым" (Исх. 19:4-6).

Обратите внимание, как Бог настаивает на факте, что Он Сам все сделает для них. Он освободил их от Египтян и принес их к Себе, о чем они постоянно забывали, как показывал их ропот. Они зашли настолько далеко, что спрашивали, был ли среди них Бог или нет; и их ропот всегда наводил на мысль, что они сами могли справляться с чем-то лучше, чем Бог. Бог провел их через Красное море и пустыню, где не было ни пищи, ни пития и каждый, раз чудесно удовлетворял их желания, давая им понять, что они могли жить только Его словом (Втор. 8:3).

Завет, который Бог заключил с Авраамом, был основан на вере и доверии. "Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность" (Рим. 4:3). Поэтому когда Бог, исполняя этот завет, освобождал Израиль из рабства, все Его действия были рассчитаны на то, чтобы научить их доверять Ему, чтобы они, говоря по правде, могли быть детьми завета.

 

УРОК ДОВЕРИЯ

 

Их ответ был выражением самоуверенности. Читайте запись их неверия в Бога в Пс. 105. Он испытал их на Красном море, давая им манну и воду в Мериве. Нигде они не смогли доверять Ему в совершенстве. Теперь Он пришел, чтобы испытать их еще раз в предоставлении закона. Как мы уже узнали, Бог никогда не определял, чтобы люди пытались получить праведность через закон, или что они должны думать, что такое возможно. В представлении закона, как показано всеми сопутствующими обстоятельствами, Он определил, что дети Израиля, а также и мы, должны знать, что закон совершенно невозможно исполнить человеческими усилиями и однозначно дал понять, что поскольку соблюдение заповедей необходимо для спасения, которое Он обещал, то Он Сам исполнит этот закон в нас. Вот слова Бога: "Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня! Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному" (Пс. 80:9, 10).

"Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша" (Ис. 55:3). Его слово воскрешает душу от смерти греха к жизни праведности так же, как оно вызвало Лазаря из могилы.

Внимательное чтение Исх. 19:1-6 покажет, что нет даже намека на то, что позже должен быть заключен какой-то другой завет. На самом деле есть доказательство обратного. Господь напомнил Свой завет, данный Аврааму намного раньше, и призвал их сохранять его и сказал о том, что будет в результате его соблюдения. Его завет с Авраамом был, как мы видели, заветом веры и они могли соблюдать его просто, сохраняя веру. Бог не просил, чтобы они заключили с Ним другой завет, но только приняли Его завет мира, который Он намного раньше дал отцам.

Поэтому надлежащим ответом народа было бы: "Аминь, да будет так, Господи. Да будет воля Твоя". Но они сказали: "Все, что сказал Господь, сделаем", и повторили свое обещание даже после того, как они услышали закон. Это та же самая самоуверенность, которая была показана их потомками, сказавшими Христу: "Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?" Подумайте о смертных людях, самонадеянно думающих, что они способны делать Божьи дела! Христос ответил: "Вот дело Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал". То же было в Синайской пустыне, когда был дан закон и заключен завет.

Их предположение, что они могут делать дела Божьи, показало недостаток оценки Его величия и святости. Только когда люди не осведомлены относительно Божьей праведности, они устанавливают свою собственную праведность и отказываются покорить себя Божьей праведности (Рим. 10:3). Их обещания были ни на что не годны, потому что они не имели силы их исполнить. Поэтому завет, который был основан на тех обещаниях, ничего не стоил. Все, что они могли добиться от этого завета, было только тем, что они могли добиться от себя, – а это смерть. Доверять ему – значило заключить завет со смертью и вступить в соглашение с могилой. На самом деле их вступление в завет было напоминанием Богу, что они могли очень хорошо обойтись и без Него, тем, что они были способны выполнить любое Его обетование.

Но Бог не уступал им: "Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут, и Он был для них Спасителем" (Ис. 63:8). Он знал, что давая эти обещания, они имели добрые побуждения и что они не понимали, что все это значит. Они имели ревность по Богу, но не по рассуждению. Он перенес их из египетской земли, чтобы они могли познать Его; и Он не разгневался на них за то, что они медленно усваивали урок. Он терпеливо относился к Аврааму, когда тот намеревался улучшить Божьи планы и Он был очень терпелив с Иаковом, когда тот по неведению допустил, что обещанное Божье наследство могло быть получено обманом и мошенничеством. Поэтому сейчас Он терпел их детское невежество и недостаток веры, чтобы впоследствии привести их к вере.

 

БОЖЕСТВЕННОЕ СОСТРАДАНИЕ

 

Бог принимает людей такими, какие они есть. Он "могущий снисходить" и к тем, кто сбился с пути (Евр. 5:2). Он всегда и всюду стремится привлечь к Себе всех людей независимо от того, насколько они испорчены. Когда Он замечает даже самое слабое мерцание готовности или желания служить Ему, Он сразу же пытается максимально использовать это, чтобы привести душу к большей любви и более совершенному знанию. И хотя дети Израиля потерпели неудачу в этом высшем испытании их веры в Него, Он воспользовался их ярко выраженной готовностью служить Ему, несмотря на то, что это было только их собственное слабое желание. Из-за своего неверия они не могли иметь всего, что Он желал дать им; но то, что они теряли из-за недостатка веры, было постоянным напоминанием о том, что они могли бы иметь, если бы верили. Из-за их непонимания величия Его святости, что было выражено в обещании соблюсти закон, Бог, провозглашая закон, показал им величие Своей праведности и их полную неспособность достичь ее.

Настоящая истина, 10 декабря 1896 года