Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Главная Весть 1888 года КОРПОРАТИВНОЕ ПОКАЯНИЕ Мольба Верного Свидетеля Роберт Виланд 8. Как Христос призывал древних иудеев к национальному покаянию
8. Как Христос призывал древних иудеев к национальному покаянию PDF Печать E-mail

Иисус был разочарован тем, как евреи ответили на Его призыв к национальному покаянию. Он говорит, что разочарован также ответом адвентистов седьмого дня.

 

Сохраняя в памяти только что пережитый Свой собственный опыт корпоративного покаяния и крещения "в интересах человеческого рода", Иисус потребовал того же от иудейской нации: "С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покай¬тесь, ибо приблизилось царство Небесное" (Матфей 4:17). И Его ученики также "по¬шли и проповедовали, что люди должны покаяться" (Марк 6:12, NKJV).

Христос испытал величайшее разочарование из-за того, что народ не откликнулся на этот призыв. Он укорял "города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись" (Матфей 11:20). Он уподобил народ "посаженой смоковнице... Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу" (см. Лука 13:6-9).

Бесплодная смоковница, которую Иисус проклял, стала символом, представляющим не просто множество отдельно взятых нераскаявшихся иудеев, но корпоративный на¬род, который как нация отверг Христа:

Проклятие смоковницы — это своеобразная притча. Бесплодное дерево, красующееся своей роскошной листвой на виду у Христа, было символом иудейского народа. Спаситель хотел объяснить Своим ученикам причину проклятия Израиля и показать его обреченность («Жела¬ние веков», стр. 582).

Наш Господь выслал двенадцать и после еще семьдесят, возвещающих, что приблизилось царство Божие, и призывающих людей покаяться и верить евангелию... Такова была весть, понесенная Иудейской нации после распятия Христа, но нация, называвшая себя особым на¬родом Божьим, отвергла Евангелие, принесенное ей в силе Святого Духа («Наглядные уроки Христа», стр. 308; выделено мной - Р. В.)

Отметьте, как личный грех вырос и стал национальным грехом. Он был совершен руководителями нации, и это обрекло народ на корпоративное разорение и гибель:

Когда Христос пришел, представляя народу требования Божии, священники и старейшины отвергли Его право встать между ними и народом... Они сами повернули народ против Него («Наглядные уроки Христа», стр. 304, 305).

Как вслед за национальной нераскаянностью последовала гибель нации

Только национальное покаяние могло бы спасти еврейский народ от неминуемой гибели, которую грех их нации навлек на них:

Они были ответственны за отвержение Христа и за результаты, последовавшие за этим. Национальный грех и национальная гибель были обязаны собою религиозным вождям (там же, стр. 305; выделено мной — Р. В.)

Павел доказывал, что Христос в первую очередь предложил спасение народу, ожидавшему пришествие Мессии как достижение конечной цели своего существования. Но этот народ отверг Того, Кто дал бы ему жизнь, и избрал другого вождя, правление которого может приве¬сти только к погибели. Он стремился донести до сознания своих слушателей тот факт, что только покаяние может спасти иудейский народ от надвигающейся гибели («Деяния апосто¬лов», стр. 247; выделено мной — Р. В.)

В Своей последней речи перед народом Иисус обратился к этим вождям, стоявшим во главе Иерусалима, с заключительным призывом к покаянию. Их отказ сокрушил сердце Христа. Спаситель со скорбью в голосе предсказал надвигающуюся гибель на¬ции: "Все сие придет на род сей. О, Иерусалим, Иерусалим..." (Матфей 23:13-37).

Несомненно, Христос призывал к индивидуальному покаянию, ибо Он сказал: "Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся" (Лука 15:7). Но суще¬ствует определенное различие между национальным и индивидуальным покаянием. Христос обращался также к "роду... лукавому", то есть к народу. "Ниневитяне вос¬станут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной" (Лука 11:32). Под угрозой была не только судьба отдельных людей, но судьба народа.

Подобно вспышке молнии во мраке ночи это упоминание Ниневии высвечивает идею Иисуса. Национальное покаяние происходит так редко, что немногие верят в то, что оно когда-либо может произойти. Он использовал историю Ниневии в качестве при¬мера, для того, чтобы доказать, что требуемое Им действительно возможно. Если язы¬ческая нация может покаяться, — сказал Христос в действительности, — конечно, народ, который претендует быть Божьим избранным народом, может совершить то же самое!

Ибо, как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего... Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы (Лука 11:30, 32).

Как происходило покаяние языческой Ниневии

Если один пример стоит тысячи слов, покаяние Ниневии ярко иллюстрирует нацио¬нальный отклик на призыв Бога. Раскаялся народ, не просто рассеянная группа от¬дельных людей. Нам легче поверить в то, что "большая рыба" проглотила живого Иону, чем допустить, что руководители и народ могут покаяться от проповеди Слова Божь¬его. "И поверили Ниневитяне Богу; и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого" (Ион. 3:5). Нет причин подвергать сомнению священную историю.

Это покаяние началось с "большего из них" и распространилось, как это обычно происходит в истории до "малого". "Это слово дошло до царя Ниневии, — и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле. И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его" (Ион. 3:6, 7).

Верно, что этот призыв к покаянию не происходил от царского дворца. Но обратите внимание, что правительство Ниневии искренно, от всей души поддержало его. "Го¬род" покаялся сверху донизу. Удивительно! Покаяние было "провозглашено и сказа¬но" в масштабе всей страны и к тому же лично в отдельности каждым принято. Боже¬ственное предостережение объявило о ниспровержении всей нации Ниневии. Руко¬водство привело народ к покаянию — национальному покаянию.

Употребляя пример Ниневии, Иисус хотел показать: если это однажды уже происхо¬дило в прошлом, то почему это не может произойти также и с иудеями? Иудеи могли бы свободно на практике пережить национальное покаяние. (И почему это не может произойти с нами?) Первосвященник Каиафа мог бы привести к покаянию так же, как это сделал царь Ниневии. Каиафе нужно было только принять принцип креста, как этому учил Иисус.

Как Каиафа мог бы привести Израиль к покаянию

Посмотрим на Каиафу в более благоприятном свете. Давайте представим, что Каиа¬фа выбрал другой образ действий. Вначале он искренно мог быть не уверенным в том, как относиться к Иисусу в первое время Его служения. Но во время суда над Иисусом он мог бы занять твердую, решительную позицию на стороне правды. Ему нужно было только произнести простую речь перед Синедрионом, подобную этой: "Некоторое время я не понимал работу Иисуса. Вы, братья, разделяли мое неверное представление. То, что происходило среди нас, мы были не в состоянии осознать. Но я на протяжении последнего времени исследовал Писания. Я понял, что несмотря на Его скромный внешний облик, Иисус из Назарета действительно является истинным Мессией. Он исполняет предсказания пророчеств. И теперь, братья, я смиренно признаю Его как такового и я немедленно оставляю свое высокое положение и буду первым приветствовать, Его как Истинного Первосвященника Израиля".

Немота изумления распространилась бы по палатам Синедриона, если бы Каиафа сказал эти слова. Сегодня он был бы почитаем по всему миру как самый благородный руководитель Божьего народа во всей истории. Он совершил бы то, что Моисей поже¬лал исполнить. (В самом деле, Моисей отказался от престола фараона!) Многие из иудеев, несомненно, последовали бы примеру Каиафы. Мы уже видели, как религиоз¬ные руководители навлекли национальную вину на народ. Отсюда следует, что те же самые руководители могли бы так же легко и свободно привести его к национальному покаянию. Христос не был бы убит Своим собственным народом. Он мог бы умереть каким-то иным образом, и сегодня Иерусалим скорее мог быть "радостью всей зем-ли", нежели ее болезненным местом и проклятием.

Если церковь остатка в конечном счете изберет следовать за древним Израилем в нераскаянности, Христос будет претерпевать величайшее унижение, которое Он ког¬да-либо испытывал. Он будет слова распят, снова будет бит "в доме (своих) друзей" (Захария 13:6, NKJV). К Его жертве было бы проявлено окончательное пренебрежение со стороны человечества.

Но Божье Слово должно провозглашать добрую весть. Христос принес Себя в жерт¬ву не для того, чтобы потерпеть поражение. Реальный День Примирения разрешает все сомнения. В свете креста мы видим заверение в том, что церковь, наконец, пре¬одолеет этот древний трагический пример неверия. Церковь является Его драгоцен¬ной собственностью, "которую Он приобрел себе Кровию Своею" (Деяния 20:28). В конце Божий народ не лишит Иисуса Его вознаграждения.

Как исключение в истории, неверие не повторится. Церковь Христа полностью оп¬равдает Его. Иисус увидит, что огромная цена за их искупление была уплачена не на¬прасно. Безграничная жертва полностью искупит и изгладит бесконечную меру чело¬веческого греха.

Хотя Христос был "больше" Ионы и "больше Соломона", Он не пришел в велико¬лепных одеяниях и пышности Соломона. Так же Он "не дал услышать голоса Свое¬го на улицах", как сделал Иона (сравните Матфей 12:42; Исаия 42:2). Несмотря на это, иудей¬ские вожди имели достаточно свидетельств Его власти и влияния. Особенность Его торжественного призыва к покаянию убеждала, уверяла их в том, что их гордость от-казывалась признавать. Иного "знамения" не будет дано этому "лукавому и прелю¬бодейному роду". Стоило этому роду отказаться признать последний призыв Небес к покаянию, и ничто не могло предотвратить ужасную гибель Израиля.

Убедительное свидетельство работы Святого Духа сегодня содержится в торжествен¬ном призыве Верного Свидетеля к покаянию, который Он направляет к нам.

Как Господь соберет раскаявшихся евреев

Для буквальных потомков древнего Израиля в наши дни остается светлая надежда:

Ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычни¬ков. И так весь Израиль спасется... Ибо дары и призвание Божие непреложны... Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы (Рим. 11:25-31).

Отметьте, что исполнение пророчества зависит от раскаявшейся христианской цер¬кви. В наши дни мы увидим некоторые удивительные события среди раскаивающихся евреев:

Когда это Евангелие будет во всей полноте проповедано иудеям, многие примут Христа как своего Мессию...

В конце проповеди Евангелия, когда необходимо будет обратить внимание на людей, кото¬рых раньше не замечали, Бог надеется, что Его вестники проявят особый интерес к еврейско¬му народу, живущему во всех частях мира... Для многих евреев это будет как бы рассветом нового дня, воскресением души... Они признают Христа Спасителем мира. Многие верой примут Христа как своего Искупителя...

Бог Израиля осуществит это в наши дни. Его рука не сократилась, чтобы спасать, и если рабы Божьи будут с верой трудиться ради тех, кого долгое время презирали и избегали, откро¬ется Его спасение («Деяния апостолов», стр. 380, 381).

Как мы можем призывать евреев к такому покаянию, если мы сами не испытали его? Божье великое сострадательное сердце обращено к этим страдающим людям, и вели¬кое благословение ожидает их, когда мы приготовлены стать агентами, чтобы нести это покаяние:

Несмотря на то, что иудеи обрекли себя на ужасную участь, когда отвергли Иисуса из Наза¬рета, в каждом веке жили благородные, богобоязненные иудейские мужи и жены, которые мол¬ча переносили страдания. Бог утешал их скорбящие сердца и с состраданием относился к их горестному положению. Он слышал мучительные молитвы тех, которые обращались к Нему всем сердцем и стремились правильно понять Его слово (там же, стр. 379, 380).

При чтении этих слов сердце бьется чуточку быстрее, наполняясь надеждой и изум¬лением. Что за радость будет видеть исполнение нашего излюбленного яркого виде¬ния Павла о будущем восстановлении истинного Израиля! Миллионы христиан взи¬рают на буквальный Израиль в Палестине как исполнение пророчеств. Однако вестни¬ца Господа в гармонии с понятием Павла об оправдании через веру предвидела под¬линное исполнение пророчеств в виде покаяния многих отдельных иудеев, научив¬шихся от церкви остатка принципу корпоративной вины и покаяния.

Может ли это произойти в наше время?

Да, если мы действительно желаем этого. Евреи будут нашими учениками. Они на¬учатся у нас тому, чему не научились две тысячи лет назад — как раскаиваться.