Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 23 апреля 2024
И буду обитать посреди них PDF Печать E-mail

Когда Бог дал Израилю первоначальное руководство по устройству святилища, которое должно было быть только прообразом настоящего времени, Он сказал: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них" (Исход 25:8).

 

Первоначальная цель построения святилища заключалась в том, чтобы Бог мог "обитать посреди их". Эта цель святилища более полно была раскрыта в следующих словах: "и там буду открываться сынам Израилевым, и освятится [место сие] славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их" (Исход 29:43-46; см. также Левит 26:11,12).

 

Эта цель вовсе не состояла в том, чтобы Господь мог обитать посреди них в смысле только в шатре посреди стана Израильского. Никак! Это стало большой ошибкой, когда Израиль стал так считать. Через это он почти полностью потерял из виду истинную цель в предназначении святилища. Когда шатер был сделан и был основан посреди стана Израильского, многие из детей Израиля предположили, что этого уже было достаточно. Они предположили, что это и есть тот путь, которым Бог будет обитать посреди них.

 

Конечно же, Бог обитал в святилище посредством Шекины. Однако святилище, стоящее посреди стана, со всей его роскошной мебелью – это было еще не все святилище. В дополнение к роскошному зданию и его мебели, там были также дары и жертвы людей. Там были также священники с их непрекращающимся служением. Там был также и первосвященник в своем особом святом служении. Поймите! Без всего этого святилище для Израиля было бы пустой вещью, даже при всем том, что Сам Бог обитал в нем.

 

Итак, каким же было истинное значение и цель служения во святилище?

Давайте вместе посмотрим: Когда любой из детей Израиля делал "что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать", и через это становился "виновным", тогда он должен был привести ко входу скинии жертвенного агнца. Перед тем, как агнец приносился в жертву, тот, кто его принес, возлагал свои руки на его голову и исповедовал свои грехи, приобретая через это "благоволение, во очищение грехов его". После того, как грехи были исповеданы, агнца убивали. Его кровь сливалась в специальную чашу. Частью из этой крови кропили вокруг жертвенника всесожжения, который был у входа скинии. Частью помазывали "роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания".  Частью кропили " семь раз пред Господом пред завесою святилища". А всю остальную часть выливали "к подножию жертвенника всесожжений, который у входа скинии собрания". Сам агнец целиком сжигался на жертвеннике всесожжения. И в заключении всего этого служения написано: " священник очистит, и прощено будет им". Подобное служение совершалось как в случае греха отдельного человека, так и в случае греха всего общества. Подобное служение также совершалось каждым утром и вечером. Не зависимо от того было ли это служение индивидуальным или общественным, в заключении всегда объявлялось: "священник очистит, и прощено будет им" (См. Левит главы с 1 по 5).

 

Так происходило служение во святилище в течение целого года. А в десятый день седьмого месяца наступал особый день – "день искупления", день очищения святилища. В этот день служение происходило в отделении, называемом Святое-Святых. Этот день был "однажды в году", когда "один только Первосвященник" входил во Святое-Святых. О первосвященнике и его служении в этот день написано: "и очистит Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит" (Левит 16:2-34; Евреям 9:2-8).

 

Таким образом, служение во святилище было предназначено для искупления, для прощения и удаления грехов. После того, как кто-то "сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновным", из-за греха и вины должно быть сделано искупление и получено прощение.

 

Искупление (по-английски звучит, как «at-one-ment») – буквально означает «становиться в одно» («объединиться»). Грех и вина отделяют нас от Бога, но через искупление мы вновь объединяемся (становимся в одно, «at-one») с Богом.

 

Прощение (по-английски звучит, как «for-give») – буквально означает «дать вместо». Простить грех – значит, дать что-то вместо греха. Прощать же грехи может один только Бог. Но что же Он отдал нам за грехи наши? Библия говорит, что Он отдал нам Христа, и Христос "отдал Себя за грехи наши" (Галатам 1:4; Ефесянам 2:12-16; Римлянам 5:8-11).

 

Поэтому, когда кто-то в отдельности или все общество Израиля в целом согрешали и желали прощения, перед их лицами целиком разворачивался весь план спасения, прощения и искупления. Принесенная жертва благодаря вере символизировала ту Жертву, которую принес Бог, отдав Своего Сына за грех. Благодаря такой вере грешники были принимаемы Богом, и Христос был получаем ими вместо греха. Таким образом, они становились «в одно» с Богом, и Бог обитал посреди них. Он всегда готов был обитать в каждом сердце и пребывать в каждой жизни, чтобы сделать то сердце и жизнь "святыми, непричастными злу, непорочными, отдельными от грешников". И размещение скинии посреди стана Израильского было лишь иллюстрацией, наглядным примером той истины, что Он всегда готов обитать посреди каждой отдельной личности (см. Ефесянам 3:16-19).

 

Некоторые из отдельных личностей в каждом поколении видели в святилище эту великую истину спасения. Но в целом, как тело (!), Израиль упустил из виду эту драгоценную мысль о Его личном присутствии в их собственных жизнях, и остановился только на мысли о Его обитании в скинии посреди стана. Соответственно и их поклонение стало скорее внешним, наружным и формальным, нежели духовным и внутренним. Поэтому в своей жизни они продолжали оставаться необращенными и неосвященными, до тех пор, пока окончательно не "пали в пустыне" (Евреям 3:17-19).

 

Та же самая ошибка была совершена евреями и после того, как они вошли в Ханаан. Поэтому Бог допустил, чтобы скиния была разрушена, а ковчег Божий был взят в плен язычниками (Иеремия 7:12; 1 Царств 4:10-22), чтобы люди могли научиться поклоняться Богу внутренне по духу и обнаружить, что Он готов обитать с ними посреди каждой отдельной личности.

 

После столетнего отсутствия скинии и служений, совершаемых в ней, Давид попытался восстановить все это, и в результате был построен величественный храм при царе Соломоне. Однако снова его истинная цель постепенно была утрачена из виду. Все более и более в Израиле процветал формализм. Так продолжалось до тех пор пока Бог не воскликнул: "Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток! " (Амос 5:21-24).

 

Также и в Иудейском царстве через пророка Исайю Бог вынужден был воскликнуть: "Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю" (Исайя 1:10-18).

 

Всё же Его просьбы и мольбы не были оценены должным образом. Поэтому Израиль был уведен в плен, и их земля оказалась в запустении. Подобная  судьба нависла также и над Иудейским царством. И поэтому Бог снова умолял Свой народ через пророка Иеремию. Он желал спасти их и сделать так, чтобы они увидели и приняли великую истину о реальном значении (цели) храма и служений совершаемых в нем.

 

Он говорил им: "Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: "мы спасены", чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь.

 

Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля. И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, - то Я так же поступлю с домом [сим], над которым наречено имя Мое, на который вы надеетесь, и с местом, которое Я дал вам и отцам вашим, как поступил с Силомом. И отвергну вас от лица Моего, как отверг всех братьев ваших, все семя Ефремово. Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя...

 

О, кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез! Я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных. Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь" (Иеремия 7:8-16; 9:1,3).

 

Что же включали в себя те "обманчивые слова", на которые надеялись люди? Вот они: "Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень" (Иеремия 7:4). Здесь говорится о людях, которые при совершении обрядов поклонения и служений в храме, делали все это формально, т.е. бездумно. Они не сознавали, что истинная цель храма и служений в нем заключались в том, чтобы Бог мог преображать, делать святыми жизни людей и через это обитать с ними посреди каждой отдельной личности. Не понимая и упуская это из виду, их сердца и жизни оставались необращенными и неосвященными. И до тех пор, пока это зло процветало в их собственных сердцах, все их жертвы, все их поклонение и все их молитвы были только издевательством и излишней суматохой.

 

Вот почему Слово, которое было к Иеремии от Господа, гласило: "стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте. Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень". Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, - то Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов" (Иеремия 7:1-7).

 

Однако же, люди весьма извратили эту великую цель храма и служений в нем – встречать Бога в себе, чтобы Он мог обитать посреди них, живя в их сердцах и делая их жизнь святой. И исключив эту истинную цель, они опустились до самого глубокого и мрачного безобразия.

 

Для такой системы не было никакого средства исцеления, кроме одного –  разрушения. Вот почему город был осажден и захвачен язычниками. Их храм, "дом освящения нашего и славы нашей", был разрушен. Город и храм стали представлять из себя кучу сожженных развалин. Люди были уведены в Вавилонский плен. Там в своем великом горе они должны были глубоко осмыслить свою потерю, взыскать и найти Господа (Псалмы 136:1-6). Они должны были понять, что если бы они позволили Ему преобразовать их жизни и обитать в их сердцах, тогда храм бы стоял, и стоял вечно.

 

Спустя некоторое время Бог снова вернул их из плена. Святой храм и служение в нем были заново восстановлены. Люди снова проживали в своих городах на своей земле. Однако снова последовала измена. Когда явился Иисус, снова преобладало старое положение вещей  (Матфея 21:12,13; 23:13-32). Снова был взят прежний курс действий. В своих сердцах они могли гнать и преследовать Иисуса до смерти, и все же внешне оставаться настолько святыми (!?), что они не могли даже переступить порог зала суда Пилата "чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху!" (Иоанна 18:28).

 

И поэтому обращение Господа к людям было все еще то же самое – что они должны были обрести в своей личной жизни истинное понимание значения храма и служений совершаемых в нем. И только таким образом они могли избавиться от той роковой судьбы, которая постигала их нацию на протяжении всей их истории.

 

Однажды уча в храме, Иисус сказал: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это Иудеи сказали Ему: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего" (Иоанна 2:19-21). Когда Иисус говорил с людьми "о храме тела Своего", Он все еще прилагал усилия к тому, чтобы заставить их задуматься и понять великую цель храма. Эта цель всегда и во все века состояла лишь в том, чтобы посредством служений совершаемых в нем, Бог мог бы обитать в самих людях и, причем так, как Он обитал в храме. Бог желал сделать святым Свое местожительство в людях и причем так, как Он делал святым Свое местожительство в храме. Другими словами, Бог желал, чтобы людские тела стали воистину храмами живущего и ходящего в них Бога (2 Коринфянам 6:16; 1 Коринфянам 3:16,17; Левит 26:11,12; 2 Царств 7:6,7).

 

Но, тем не менее, люди не захотели понять этой истины. И потому они не были изменены ей. Не поняв цели, они не позволили сделать святилище в себе, чтобы Бог мог обитать в них. Они отвергли Того, Кто пришел к ним, чтобы показать им эту истинную цель и открыть им истинный Путь. И поэтому вновь не оказалось никакого другого средства кроме одного единственного – разрушения. И снова их город был захвачен язычниками. И снова их храм, "дом освящения нашего и славы нашей", был сожжен. И снова они стали пленниками и рассеянными навсегда "скитальцами между народами" (Осия 9:17).

 

И еще раз позвольте особенно это подчеркнуть, что земное святилище, земной храм, со всем служением, совершаемым в нем, был только прообразом истинного храма, который находится на небесах. Эта мысль впервые была представлена Моисею, когда Господь, обращаясь к нему, сказал: "Смотри, сделай все по образу, показанному тебе на горе" (Евреям 8:5; Исход 25:40; 25:30; 27:8). Поэтому земное святилище и все служения совершаемые в нем были только "образом истинного", "образами небесного" (Евреям 9:23, 24).

 

Истинный храм, великий оригинал, относительно которого было построено земное святилище, уже тогда существовал на небесах. Однако во время Египетского рабства, Израиль утратил истинную идею относительно этого, как впрочем, и много другого, о чем было вполне известно Аврааму, Исааку и Иакову. И поэтому Бог должен был с помощью наглядного примера для Своего народа восстановить знание об истинном. Поэтому Он и повелел построить земное святилище. Оно не было прообразом чего-то такого, что должно было исполниться, но еще не существовало. Никак! Оно было прообразом в том смысле, что являлось наглядным примером того, что уже тогда существовало на небесах, однако оставалось невидимым.

 

Через систему земного святилища Бог желал показать всем людям во все века, 1) что из себя представляет священническое служение Христа в истинном святилище, в храме, который находится на небесах; 2) что Он желает обитать среди людей, в их человеческих сердцах; 3) что по вере Иисуса прощение грехов и искупление – это такое служение людям, благодаря которому Бог мог вселиться в них и ходить в них. Через это служение Бог желал сотворить Своих истинных сыновей и дочерей, которые были бы славнее всякого народа на земле, созданные к совершенству в познании Бога (Исход 33:15,16; 2 Коринфянам 6:16-18; 7:1).