Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 25 апреля 2024
Глава первая PDF Печать E-mail

Проблема греха

Евангелие — это Божье разрешение проблемы греха. Поэтому наше изучение Евангелия следует начать с пони¬мания того, что такое грех. Очень часто мы пытаемся осмыс¬лить разрешение проблемы, которое Бог приготовил для нас во Христе (Евангелие), не осознав в полной степени саму проблему (грех). А это ухудшает дело. Только воистину поняв полную греховность нашего естества и наших поступков, мы действительно сможем постичь Божье разрешение проблемы греха. Избавиться от всей нашей самоуверенности и обратиться ко Христу как нашей единственной праведности мы сможем не раньше, чем поймем сущность греха. Евангелие приоб¬ретает смысл для человека, только когда он полностью осоз¬нает, что такое грех.

Происхождение греха

Грех возник на небе в уме Люцифера — вождя ангелов (см. Иез. 28:14. 15).Библия не объясняет, как в совершенном существе мог появиться грех, потому что грех необъясним. Вот почему о грехе упоминается как о «тайне беззакония» (2 Фес. 2:7).

Грех Люцифера состоял в самовозвышении (см. Ис. 14:12— 14). В основе всякого греха лежит эгоцентризм, любовь к себе. Он полностью противоположен принципу бескорыстной, самоотверженной любви — основы Божьей сути и Его правления (см. 1 Ин. 4:7. 8. 16). Следовательно, грех в основе своей — это восстание против Бога и Его самоотверженной любви.

В конечном счете, грех Люцифера привел к открытой войне на небе. Вместе с ангелами, которые встали на его сторону, он потерпел поражение и был низвержен с неба (см. Откр. 12:7—9). Хотя грех возник на небе в уме Люцифера Бог не позволил ему развиваться там. Грех получил свое развитие здесь, на земле, после того, как Люцифер и его ангелы были изгнаны с неба. Посмотрим, как это случилось.

Развитие греха

Бог сотворил эту землю для человека и дал ему владычество над нею. Все было совершенным; во всем, сотворенном Богом, не было греха (см. Быт. 1:26. 28, 31). Грех вошел в совершенный Божий мир через Люцифера, ставшего сатаной. Он соблазнил наших прародителей Адама и Еву ко греху, и они утратили совершенство, в котором Бог сотворил их (см. Быт. 3:1—24; Лк. 4:5,6). Таким образом, сатана завладел этим миром и присвоил его по принципу: «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр. 2:19).

В пустыне искушения сатана сказал Иисусу, что власть над этим миром и слава его «предана» ему, сатане, и он «кому хочет, дает ее» (Лк. 4:6). Обратите внимание, что Иисус не обсуждал притязания сатаны. Со времени падения Адама и Евы сатана стал «князем мира сего» (Ин. 14:30). Апостол Павел фактически называет его «богом века сего» (2 Кор. 4:4). Как потомки Адама и Евы мы находимся в рабстве греха и сатаны (см. Ин. 8:34; Рим. 6:17; 2 Петр. 2:19). Мы родились эгоистичными; естественное наше желание — жить независимо от Бога(см. Рим. 1:20 —23). Весь мир находится под властью сатаны, за исключением тех, кто отдал себя Христу (см. 1 Ин. 5:19).

Используя в качестве своих орудий падшие человеческие существа, сатана образовал царство, основанное исключительно на своекорыстии; Библия называет его «царством мира» сего (Откр. 11:15). Оно полностью противоположно «Царству Небесному» (Мф. 3:2), основанному на самоотверженной любви. Все, из чего складывается эта мировая система, будь то политика, образование, коммерция, развлечения, спорт, общественные объединения, технология, национализм, — все основано на сатанинском принципе любви к себе. Иногда этот принцип не проявляется явно в окружающей нас жизни, однако «все, что в мире... не есть от Отца, но от мира» (1 Ин. 2:16).Все без исключения, что принадлежит этому миру, основано на «похоти» или принципе себялюбия.

Поскольку сатана — лжец и обманщик, многое в этом мире кажется привлекательным. Но в конце времени сатана будет полностью разоблачен, и все увидят, что он обманывал всех — и в явно выраженном зле, и в том, что казалось добром (см. Откр. 12:9; 13:3. 4). Все в этом мире является частью сатанинского царства, основанного на себялюбии. Около шести тысяч лет Бог позволял сатане творить зло на этой земле. Но придет время, когда сатана и его царство будут разоблачены и уничтожены навеки (см. 2 Петр. 3:10—13; Пс. 91:7—9).

Сатана и его царство будут уничтожены, однако Бог предусмотрел путь избавления для падшего человечества, находящегося в плену у сатаны (см. 2Петр. 3:9). Эта весть является Благой вестью — Евангелием, и Бог хочет, чтобы каждый понял и принял его. Еще со времени основания мира Бог приготовил Свое Небесное Царство для нас (см. Мф. 25:34); уничтожающее пламя ада предназначено только для «диавола и ангелов его» (стих 41). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Все, откликнув¬шиеся с верой на Божью любовь, явленную в отдаче Его Сына, будут избавлены от осуждения, под которым находятся сатана и его царство (см. Рим. 8:1; Ин. 5:24).

Определение греха

Для определения греха в Библии используется около двенадцати разных слов на еврейском языке (Ветхий Завет) и около пяти слов на греческом (Новый Завет). Вес эти слова можно объединить в три основные группы, встречающиеся и 4-м и 5-м стихах 50-го псалма: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония (преступления — по англ. переводу) мои я сознаю, и грех мои всегда предо мною» (курсивом отмечено, на что следует обратить внимание).

Беззаконие. Корень этого слова означает «кривой», или «изогнутый». В Священном Писании это слово используется для того, чтобы изобразить наше естественное духовное состояние. Слово беззаконие относится главным образом не к самому совершению греха, а к греховному состоянию. В результате грехопадения люди стали по природе духовно «искривленными». Движущей силой нашего естества стала эгоистичная любовь к себе. Апостол Павел называет это состояние «законом греха и смерти», действующим в нашей жизни (Рим. 8:2; ср. 7:23). Именно это состояние является основой всех наших согрешений и делает нас рабами греха (см. Рим. 3:9—12; 7:14). Цитируемые ниже тексты описывают наше духовно искривленное состояние:

Пс. 50:7. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». Поскольку Давид имел привлекательную внешность (см. 1 Цар. 16:12), надо думать, что он говорит здесь о своем духовном состоянии. От самого его зачатия и рождения он нес в себе беззаконие. Мы родились с естеством, которое склонно ко греху и удовлетворению своего «я».

Ис. 53:6. «Все мы блуждали как овцы; совратились каж¬дый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас». В этом стихе содержатся две ключевые мысли. Во-первых, все мы блуждаем, потому что каждый из нас склонен совращаться на «свою дорогу». Во-вторых, эта склонность блуждать собственными путями, этот эгоцентризм является беззаконием, которое было возложено на Христа, понесшего наши грехи. «Осудив» на кресте «грех во плоти»(Рим. 8:3), Христос осудил фактически склонность ко греху. Следова¬тельно, несмотря на наше греховное состояние, «нет... никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).

Ис. 64:6. «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас». Поскольку мы «зачаты в беззаконии» (Пс. 50:7), вся праведность, достигаемая нами посредством собственных усилий, подобна запачканной одежде перед Богом; она осквернена самолюбием. В противоположность запачканной одежде нашей самоправедности (см. Зах. 3:3, 4) Христос предлагает нам белую одежду Своей праведности, чтобы мы воистину одеты были и «не видна была срамота наготы [нашей]» (Откр. 3:18).

Мф. 7:22, 23. «Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"». На суде обнаружится также беззаконие наших самоправедных поступ¬ков — даже если, по нашему убеждению, они сделаны во Христе. Движущей силой таких дел является любовь к себе, и Иисус назовет их делами беззакония. Исходят ли наши поступки от Христа и движет ли ими бескорыстная любовь? Или мы сами творим их как дела «плоти»(Гал. 6:12)? Являются ли они делами веры и плодом подлинных взаимоотношений со Христом? Или мы действуем во имя Его, фактически не зная Его?

Как только мы поймем, что такое беззаконие, мы увидим, что не живет в нас ничего доброго (см. Рим. 7:18). Тогда мы начнем алкать и жаждать праведности Христовой, даром предлагаемой нам в Евангелии.

Следовательно, беззаконие — это просто желание идти своей дорогой. С этой наклонностью мы родились. Находясь в таком состоянии, мы не можем без Христа быть воистину праведными, потому что Закон Божий требует чистоты и бескорыстия даже наших побуждений (см. Мф. 5:20—22, 27, 28).

Грех. Это второе слово, используемое Библией для описания нашего падения. Фактически это слово означает «не попасть в цель». Духовный его смысл — «лишиться славы Божией» (Рим. 3:23) или не соответствовать Его идеалу само¬отверженной любви.

Поскольку все мы родились духовно «искривленными», нетрудно видеть, почему «нет праведного ни одного» и почему «нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:10, 12). Из-за нашего греховного состояния (беззакония) мы не можем без Спасителя делать ничего другого, кроме греха, то есть без Него мы не соответствуем Божественному идеалу. Вот почему Евангелие — это наша единственная надежда на спасение. Если мы вольны принять Христову праведность или отвергнуть ее, то выбора грешить или быть праведными у нас нет. Мы родились в рабстве греха, и, как бы усердно ни старались поступать праведно, нам не удастся соответствовать Божественной цели (см. Рим. 7:15—24). Для дальнейшего изучения этого вопроса читайте Иов 15:14— 16: Пс. 13:2, 3; Ис. 1:4—6; Иер. 17:9; Мк. 7:23.

Преступление. Это слово означает преднамеренное нару¬шение закона, сознательное действие непослушания. Оно предполагает, что мы знаем требования закона. С духовной точки зрения, преступление — это умышленное нарушение нравственного Закона Божьего, являющегося Божьим мери¬лом праведности (см. 1 Ин. 3:4). Именно знание Закона Божьего обращает грех (непопадание в цель) в преступле¬ние (сознательное непослушание). Обратите внимание на следующие тексты:

Гал. 3:19. Закон был дан, чтобы сделать грех преступлением.

Иак. 2:9. Закон убеждает нас, что мы преступники.

Рим. 3:20. Грех мы узнаем посредством закона.

Рим. 5:20. Закон не разрешил проблемы греха, а еще более усложнил ее.

Рим. 7:7—13. Закон обнаруживает нашу греховность и открывает нашу полную несостоятельность там, где дело касается праведности.

Поскольку грех обманчив, мы не можем, будучи греховны, полностью понять свое состояние, если Бог не откроет нам его. Именно это Он и сделал, дав нам Свой закон. Бог никогда не намеревался сделать Свой закон средством нашего спасе¬ния или разрешения проблемы греха. Из-за нашего греховного состояния закон не может сделать нас праведными (см. Рим. 8:3). Мы проданы греху, и Христос — единственный путь, которым мы можем спастись. «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20; ср. Гал. 2:16; 3:21, 22; 5:4). Закон, данный Богом нам, находящимся во грехах, являет-ся «для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:24).

Оправдание верою будет темой следующей главы.

Ключевые мысли первой главы

1. Грех возник на небесах в мыслях Люцифера, вождя ангелов (см. Иез. 28:14. 15).

2. Соблазнив Адама и Еву ко греху, Люцифер (сатана) овладел этим миром(см. Быт. 3:1—24; Лк. 4:5. 6; 2 Петр. 2:19).

3. Являясь потомками Адама и Евы, мы все находимся в рабстве греха. Мы родились эгоистами, и естественное наше желание — жить независимо от Бога(см. Ин 8:34; Рим. 1:20—23; 6:17).

4. Библия обозначает грех посредством трех слов, или понятий:

А. Беззаконие. Преимущественно это слово относится не к действию греха, а к состоянию греховности; по природе мы духовно «искривлены» (см. Пс. 50:7; Ис. 53:6: Ис. 64:6).

Б. Грех. Буквально — «непопадание в цель». Это слово относится к нашей неспособности соответствовать Божьему идеалу (см. Рим. 3:23; 7:15—24; Ис. 1:4—6).

В. Преступление. Это преднамеренное нарушение Закона Божьего, добровольное действие непослушания (см. 1 Ин. 3:4; Рим. 7:7— 13).

5. Бог дал Свой закон, чтобы открыть нам наше греховное состояние. Он никогда не намеревался сделать закон средст¬вом спасения или разрешения проблемы греха (см. Рим. 3:20; Гал. 2:16; 3:21, 22; 5:4).

6. Закон должен привести нас ко Христу, чтобы мы могли оправдаться верою(см. Гал. 3:24).