Христос как Творец |
Сразу же после часто цитируемого текста, который говорит, что Христос, Слово, является Богом, мы читаем, что «всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:3). Комментарий не может сделать это заявление более ясным, чем оно уже является, поэтому мы переходим к словам в Евр.1:1 4: «Бог… в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя». Ещё более выразительными, чем эти, являются слова апостола Павла в послании к Колоссянам. Говоря о Христе, как о Том, через Кого мы имеем искупление, он описывает Его, как Того, Кто «есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари ; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:15 17). Этот замечательный текст должен быть внимательно изучен. Он не оставляет ничего во Вселенной, чего бы Христос не сотворил. Он сотворил всё на небесах и всё на земле; Он сотворил всё видимое и всё невидимое; престолы и господства, начальства и власти на небесах, всё зависит от Него в своём существовании. И поскольку Он был прежде всего и Творцом всего, то всё Им и содержится. Это соответствует сказанному в Евр.1:3, что Он содержит всё словом Своей силы. Это было слово, которым были сотворены небеса. Это то же самое слово, которое содержит их на своих местах и сохраняет их от разрушения. Мы не можем в этой связи не упомянуть Ис.40:25, 26: «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? – говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает». Или, как представляет еврейский перевод: «от Него, Кто велик в мощи и силен во власти, ничто не выбывает». Христос является Святым Богом, Кто таким образом назван Господином небес и содержит всё на своих местах. Это очевидно из других частей той же самой главы. Он Один, перед пришествием Кого могло быть сказано следующее: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Он Тот, Кто идёт с мышцей крепкой, имея с Собой награду; Тот, Кто, подобно пастырю, пасёт Своё стадо, неся ягнят на Своей груди. Уместно будет привести ещё одно утверждение о Христе, как Творце. Это свидетельство Самого Отца. В первой главе Евреям мы читаем, что Бог говорил с нами через Своего Сына, когда Он сказал о Нём: «да поклонятся Ему все Ангелы Божии», об ангелах Он говорит: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». А о Сыне: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр.1:8 10). Здесь мы находим Отца, Который обращается к Сыну, как Богу и говорит Ему: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих». Когда Сам Отец оказывает эту честь Сыну, то кто такой человек, что он пытается отнять её? Благодаря этому слову мы можем иметь прямое доказательство Божественности Христа и того факта, что Он является Творцом всего. Здесь может быть необходимо слово предостережения. Не позволяйте никому допустить мысль, что мы возвеличиваем Христа больше, чем Отца, или вообще игнорируем Отца. Этого не может быть, поскольку их интересы едины. Прославляя Сына, Мы славим Отца. Мы внимательны к словам Павла, что «у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё («через Которого всё» – точн. перевод), и мы Им» (1 Кор.8:6). Это Им, Кто является Богом, сотворены все миры. Всё исходит в конечном счёте от Бога, Отца; даже Сам Христос исшёл и пришёл от Отца; но Отцу было угодно, чтобы в Нём пребывала полнота жизни, и что Он должен быть прямым, непосредственным Орудием в каждом акте творения. Наша цель в этом исследовании состоит в том, чтобы сформулировать правильное положение Христа в равенстве с Отцом, чтобы Его сила искупления могла быть лучше оценена. Является ли Христос сотворённым существом? Перед тем, как перейти к некоторым практическим урокам, которые должны быть извлечены из этих истин, мы должны коснуться идеи, которая искренне поддерживается многими, кто не желает каким-то образом обесчестить Христа, но кто, имея эти взгляды, фактически отрицает Его Божественность. Эта идея заключается в том, что Христос является сотворённым существом, Кто по благоволению Бога был удостоен Своего настоящего высокого положения. Ни один человек, кто поддерживает такой взгляд, не может иметь верного представления о величии положения, которое Христос в действительности занимает. Рассматриваемое представление основывается на неправильном понимании единственного текста, Откр.3:14: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». Это место неправильно интерпретируется, подразумевая, что Христос является первым существом, которое сотворил Бог; что Божья работа в творении началась с Него. Но это представление противоречит Священному Писанию, которое провозглашает, что Христос Сам сотворил всё. Говорить, что Бог начал работу творения, создав Христа, значит, полностью устранить Христа из работы творения. Слово "начало" – архе, означает также, "глава" или "руководитель". Оно происходит от имени греческого правителя Архон, в слове архиепископ и архангел. Возьмите это последнее слово. Христос – это Архангел (см. Иуд.9; 1 Фесс.4:16; Ин.5:28, 29; Дан.10:21). Это не подразумевает, что Он первый из ангелов, поскольку Он не ангел, но выше их (Евр.1:4). Это означает, что Он – руководитель или князь ангелов. Так же, как архиепископ – глава епископов, Христос является вождём ангелов (см. Откр.19:11 14). Он создал ангелов (Кол.1:16). И поэтому утверждение, что Он является началом или главой создания Божьего, означает, что в Нём творение имело своё начало. Как Он Сам говорит, Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний (Откр.21:6; 22:13). Он – источник, от которого всё произошло. И при этом мы не должны считать, что Христос является творением, потому что Павел говорит о Нём в Кол.1:15: «рождённый прежде всякой твари». А следующие стихи представляют Его как Творца, а не как творение. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». Теперь, если Он сотворил всё, что когда-либо было сотворено, и существовал прежде всего сотворённого, очевидно, что Сам Он не был среди тех, кто сотворён. Он выше всего творения, а не часть его. Священное Писание провозглашает, что Христос «единородный Сын Божий». Он рождён, а не сотворён. Наши умы не могут постичь этого. Пророк Михей говорит нам всё, что мы можем знать об этом, в следующих словах: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Было время, когда Христос исшёл и пришёл от Бога, из недра Отчего (Ин.8:42; 1:18), но то время уходит в вечность, что в конечном понимании является просто безначальным. Всё дело в том, что Христос является рождённым Сыном , а не созданным существом. Он унаследовал имя более превосходное, чем ангелы; Он «Сын в доме Его» (Евр.1:4; 3:6). И поскольку Он единородный Сын Божий, Он имеет сущность и природу Бога, и обладает от рождения всеми качествами и свойствами Божества; поскольку Отцу было угодно, чтобы Его Сын должен быть образом Его Ипостаси, сиянием Его славы, исполненный всей полнотой Божьей. Поскольку Он имеет "в Себе жизнь", Он обладает бессмертием и может дать бессмертие другим. Жизнь принадлежит Ему, поэтому она не может быть взята от Него; но, добровольно отдав её, Он может принять это снова. Вот Его слова: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин.10:17, 18). Если кто-нибудь спросит, как Христос, обладая бессмертием, всё же мог умереть, нам останется сказать, что мы не знаем этого . Мы не пытаемся объяснить проблему понимания бесконечности. Мы не можем понять, как Христос мог быть Богом в начале, разделять равную славу с Отцом, прежде чем возник мир и до тех пор, пока не родился младенцем в Вифлееме. Тайна распятия на кресте и воскресения является всего лишь тайной воплощения. Мы не можем понять, как Христос мог быть Богом и стать ради нас человеком. Мы не можем понять, ни как Он мог создать весь мир из ничего, ни как Он мог воскреснуть из мёртвых, ни как получается, что Он работает Своим Духом в наших сердцах; однако мы верим и знаем это. Для нас должно быть достаточным принять за истину то, что Бог открыл, не спотыкаясь на тех вопросах, которые не доступны для понимания ангелам. Поэтому мы восхищаемся бесконечной силой и славой, которую Священное Писание присваивают Христу, не терзая наш ограниченный ум в тщетной попытке объяснить бесконечное. В заключение, мы знаем Божественное единство Отца и Сына из факта, что они оба имеют один и тот же Дух. Павел, после высказывания о тех, кто живут по плоти, не могут угодить Богу, продолжает: «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Здесь мы находим, что Святой Дух является Духом и Бога и Христа. Христос находится «в недре Отчем», по природе и сущности является Богом и имеет жизнь в Себе. Именно Он должным образом назван Иеговой, Сущим, и поэтому титулован в Иер.23:56, где сказано, что Отрасль праведная будет производить суд и правду на земле, будет известна под именем Иегова-тсидекени – ГОСПОДЬ – НАША ПРАВЕДНОСТЬ. Поэтому, не позволяйте никому, кто прославляет Христа во всём, воздавать Ему меньше славы, чем Отцу, поскольку это бесчестит Отца; но давайте вместе с ангелами на небесах поклоняться Сыну, не боясь, что они поклоняются и служат творению вместо Творца. А сейчас, когда вопрос Божественности Христа прояснён в наших умах, давайте сделаем паузу, чтобы рассмотреть замечательную историю Его унижения.
|