ГЛАВА 4 ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ |
Святый на горе Синай – Три великих дара для еврейского народа –Суббота провозглашенная Богом – Ее место в нравственном законе – Четкийхарактер заповеди – Вращение Земли вокруг ее оси – Название субботнего постановления – Седьмой день в заповедях идентичен седьмому дню недели Нового Завета – Свидетельство Неемии – Нравственный долг четвертой заповеди А теперь мы подходим к упоминанию о томторжественномсобытии, когда сам Господьспустился на гору Синай. В шестнадцатой главе книги Исход, как мы уже видели, примечателен тот факт, что Бог дал субботу Израилю; В девятнадцатой главе, видим, что Бог дал себя людям, торжественно объявив о союзе с ними, как со Своим святым народом; в то время, как двадцатая глава примечательна тем, что Всевышнийдает Израилю Свой закон. Принято говорить против субботы и закона, называя их еврейскими, потому что они были даны Израилю. С таким же успехом можно говорить и против Создателя, который вывел их из Египта, чтобы быть их Богом, и называет Себя Богом Израилевым. Еврейскому народу была оказана честь тем, что им была доверена суббота и Закон. Но не Закон, не суббота и не Творец, не становились еврейскими в следствии этого. Духовные писатели говорят о возвышении Израиля, потому как ему доверен Закон Божий. «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуия». «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие». «то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». После того, как Всевышний торжественно обручился со Своим народом, как со Своим особенным сокровищем на земле, они были выведены из стана для встречи с Богом. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась». Из среды огня Бог провозгласил десять заповедей Своего Закона. Четвертая из этих заповедей является великим постановлением о субботе. Так говорил великий Законодатель: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». То, как Законодатель ценитсубботний день, видно из того, что Он считает эту заповедь достойной места в Своем Законе, тем самым помещая ее посреди остальных девяти неизменных моральных предписаний. Когда Всевышний один за другим до последнего дает принципы морали, и не добавляет к ним более ничего , это ни в коем случае не умаляет важности закона о соблюдении этого освященного дня покоя. Эта заповедь определенно дана для почитания великого памятника Творца; и в отличие от всех остальных, она восходит к моменту творения, где и был воздвигнут этот памятник. Суббота должна быть памятной, потому что Бог освятил ее, т.е. в конце первой недели назначил ее для святого использования. И это освящение дня отдыха, когда первая неделя от началавремени была завершена, было торжественным актом отделения седьмого дня, чтобы в будущем являться памятником покоя Творца. Таким образом, четвертая заповедь берет началов раю и включает в себя постановление о субботе, данное там, в то время как освящение субботнего дня в раю распространяется на всегрядущие времена. Повествование о пустыне Син, прекрасно скрепляет неразрывными узами союз этих двух актов. Таким образом, в пустыне Син, до того, как была дана четвертая заповедь, суббота, Святыня Господня, уже существовала,как и обязательство к ее соблюдению, не смотря на то что в самом повествовании такое обязательство не прописано. Оно вытекает из того же источника, что и четвертая заповедь, а именно – освящение субботы в раю, показывая, что это уже существующая обязанность, а не новое предписание. Посему никогда не следует забывать, что повеление к соблюдениючетвертой заповеди не было дано в пустыне Син, но восходит к Творению;выше приведённые доводы являются убедительным доказательством того, что это повеление не берет свое начало в этой пустыне. Четвертая заповедь в высшей степени четко определена. Она включает в себя, во-первых, предписание: «Помни день субботний, чтобы святить его»; во-вторых, объяснение этого предписания: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих»; в-третьих, причины, на которых основывается предписание, охватывая происхождение самого постановления, то, как это было сделано, и все это подкрепляется примером самого Законодателя: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». День Господнего покоя, таким образом, отличается от шести дней, в которые Он трудился. Благословение и освящение относятся ко дню отдыха Творца. Поэтому не может быть никакой неопределенности в предписании. Это не просто один из семи дней, но тот, в который Творец покоился и который Он благословил, а именно – седьмой день. И Господь четко указывает на этот день через само его название: «а день седьмой - суббота [то есть, день покоя] Господу, Богу твоему». Можем ясно доказать, что седьмой день в четвертой заповеди является седьмым днем недели и Нового Завета. В летописи о погребении нашего Господа, Лука пишет следующее: «День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие». Лука свидетельствует о том, что эти женщины «в субботу остались в покое по заповеди». Заповедь гласит: «а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему». Этот день был последним или седьмым днем недели, а следующий после него, был первым днем недели. Поэтому седьмой день в заповеди есть седьмой день недели и Нового Завета. Свидетельство Неемии весьма интересно. «И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея». Примечательно то, что Бог, как сказано, «указал» на субботу, когда сошел на гору, потому как сыны Израилевы имели заповедь о субботе, еще до того, как они пришли к Синаю. Таким образом, данный оборот речи показывает, что произошло полное откровение об установлении субботы, котороедается в четвертой заповеди. Обратите внимание на выражение: «указал им святую Твою субботу»,а не «установил» субботу, –такой оборот речиявно приводит к пониманию о том, что уже существует,и возвращает кмоменту покоя Творца, где и было дано это постановление. Нравственный долг относительно соблюдения четвертой заповеди, которая так часто пренебрегается, можно понять, если мы вернемся к истории творения всего сущего. Бог создал мир и сотворил человека. Он дал ему дыхание жизни и все в избытке. Поэтому человек всем обязан Богу. Каждая способность его разума, вся энергия его существа, вся его сила и все его время, по праву принадлежат Творцу. Поэтому Творецпо Своей благосклонности дал человеку шесть дней для его собственных потребностей и отделил седьмой день для святого использования, в память о Своем покое. Всевышний отделил для Себя один из семи дней, хотя Он мог по праву претендовать на все. Таким образом, шесть дней, это дар Бога человеку, чтобы он правильно использовал ихдля своих дел, но седьмой день, не является подарком человека Богу. Следовательно, четвертая заповедь, не требует от человека чтобы тот отдавал что-то свое Богу, но требует, чтобы человек не присваивал себе то, что Бог отделил для поклонения Ему. Соблюдать этот день, значит отдать Богу то, что принадлежит Ему; присвоить это себе, попросту означает ограбить Бога.
|