Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 30 октября 2024
Главная Весть 1888 года История субботы и первого дня недели Д. Н. Эндрюс Глава 20 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВО ВРЕМЕНА ТЕМНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Глава 20 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВО ВРЕМЕНА ТЕМНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ PDF Печать E-mail

Папа становится главой всех церквей – Народ Божий удаляется в пустыню – История воскресенья прослеживается во времена Темного Средневековья в истории католической Церкви – Празднование этого дня в шестом столетии – Воскресенье не имело титула, принадлежащего субботе на протяжении многих веков – Время, когда на востоке оно стало днем воздержания от работы – Время, когда то же самое произошло на западе – Воскресный закон на первом соборе в Орлеане – Собор в Аррагоне – Третий собор в Орлеане – Собор в Масконе – В Нарбоне – В Осере – Чудеса, подтверждающие святость воскресенья – Папа советует людям прилежно соблюдать воскресенье, чтобы загладить грехи, совершенные ими на предыдущей неделе – Определенный класс людей в Риме, отвергнутый папой, с одинаковой строгостью соблюдает как субботний, так и воскресный день – По словам Твисса, эти люди представляли собой два отдельных класса – Суббота, подобно своему Господину, распята между двумя разбойниками – Собор в Шалоне – Собор в Толедо, на котором евреям было запрещено соблюдать субботу, и предписано соблюдать воскресенье – Первый воскресный закон в Англии – Собор в Константинополе – В Англии – В Баварии – Закон архиепископа города Йорка – Законодательные акты Карла Великого и постановления созванных им соборов – Папа оказывает содействие их работе – Собор в Париже формулирует знаменитый аргумент, приводимый в защиту первого дня – Членам собора не удается обосновать святость воскресенья – Императоры настаивают на издании еще более ужасного закона, принуждающего к соблюдению этого дня – Папа ревностно берется за это дело и находит действенный аргумент для соблюдения воскресенья – Другие постановления и указы – Благочестивое отношение норвежского короля квоскресному дню – Воскресенье посвящено мессе – Занимательные, но не актуальные доводы в защиту первого дня – Папа запрещает есть мясо в субботу – Папа Урбан II посвящает субботу Господню поклонению Деве Марии – Видение святого Петра – Папа посылает в Англию Евстафия с упавшим с небес свитком, предписывающим соблюдение воскресения под страхом ужасных наказаний – Последующие за этим чудеса – Воскресенье учреждено в Шотландии – Издание других воскресных законов вплоть до Реформации – Воскресенье всегда остается чисто человеческим установлением.

Начало шестого века стало периодом развития такого великого отступничества, что на троне Божьем можно было отчетливо увидеть фигуру человека греха.  Западная Римская империя была разделена на десять царств, приготовив тем самым путь для действий малого рога.  В первой половине этого века император восточных земель Римской империи Юстиниан сделал епископа Рима главою всей церкви.  Дракон передал зверю свою власть, свое место и огромный авторитет. C того момента, как Папа Римский занял главенствующую позицию, начинается точка отсчета периода равного «времени, времен и полувремени» или 1260 годам пророчеств, содержащихся в книгах Даниила и Откровения.

Теперь настало время, когда истинные дети Божьи, стремясь к безопасности, удалились в потаенные и уединенные места, как и было сказано в пророчестве: «А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней».  Временно остановившись на этом, обратим свой взор на историю католической церкви, чтобы прочесть в ее анналах повествование о соблюдении воскресенья во времена Темного Средневековья. Говоря о пятом и шестом веках, Хейлин свидетельствует:

«Сплоченные как никогда, верующие стали едины в вопросах служения Богу, и в этом единстве они решили воздать дню Господню все надлежащие святому празднеству почести. Однако все это было сделано не сразу, а постепенно, и прошло почти два века, прежде чем этот день достиг тех высот, которые он с тех пор и удерживает. В эти времена императоры и прелаты были движимы таким же желанием вознести этот день превыше остальных: первые издавали указы, вторые – церковные постановления. День Господень находится в неоплатном долгу перед ними за те многие преимущества и привилегии, которыми он до cих пор пользуется».

Но пока воскресенье еще не приобрело статус субботы. О, этом факте свидетельствует Бреревуд:

«Название шаббат (суббота) по-прежнему остается за древним шаббатом и под ним никогда не подразумевали день Господень, по меньшей мере, в течение сотен лет после рождения Спасителя».

Хейлин тоже об употреблении слова шаббат (суббота) в древней Церкви говорит так:

«Субботу они называют так же, как и прежде, а именно шаббатом (субботой). Таким образом, в какой бы момент тысячелетнего периода времени и далее мы бы не встретились с понятием субботы в трудах всевозможных писателей, мы должны знать, что речь идет ни о каком другом дне, кроме субботы».

Доктор богословия и епископ Или Френсис Уайт также пишет:

«Когда древние отцы различают и дают соответственные имена конкретным дням недели, они всегда называют субботу саббатумом и шаббатом, а воскресенье или первый день недели – доминикум, днем Господним».

Однако, следует отметить, что самое раннее упоминание о воскресенье, как о дне Господнем, мы находим в трудах Тертуллиана. Иустин Мученик, примерно за шестьдесят лет до этого, называл его «воскресеньем», в то время как официальное применение этого термина по отношению к воскресенью, было сделано Сильвестром, епископом Рима, более чем через сто лет после времен Тертуллиана. Самое раннее упоминание о воскресенье, как о христианской субботе, отмечает Хейлин:

«Первым человеком, который когда-либо употребил слово суббота для обозначения дня Господня (первым из тех, на кого я натолкнулся в своем поиске), был Петрус Альфонсус, живший примерно в тоже время, что и Рупертус (это было начало двенадцатого века). Именно он назвал день Господень христианской субботой».

О воскресном труде в восточной церкви Хейлин говорит:

«Прошло немногим меньше девятисот лет со дня рождения нашего Спасителя перед тем, как в восточной церкви впервые начали думать о том, чтобы запретить выполнять сельскохозяйственные работы в этот день и, по всей видимости, этот запрет не был встречен послушанием, которое можно было до этого наблюдать в западных частях Римской империи».

О воскресном труде в западной церкви пишет доктор Френсис Уайт:

«Спустя шесть сотен лет после смерти Христа католическая Церковь позволила многим христианам совершать труд в день Господень в те часы, когда церковь не предписывала им присутствовать на общественном богослужении».

Но, давайте проследим через какие этапы прошел воскресный день, прежде чем его сила возросла, чтобы в конечном итоге достичь своего полного развития. В настоящее время это можно увидеть в указах императоров и постановлениях церковных соборов.  Морер рассказывает нам о том, что

«При короле Франции Клодовеусе на первом соборе в Орлеане состоялась встреча епископов, где они обязали себя и своих преемников, всегда присутствовать в церкви в день Господень. Только болезнь или сильное недомогание могли быть уважительной причиной для отсутствия. А поскольку в те времена они и некоторые другие служители церкви принимали участие в судебных разбирательствах, то на соборе в Аррагоне, который состоялся примерно в 518 году н. э. во времена правления Теодориха, короля Готов, было принято решение, что 'Ни один епископ или другой человек, относящийся к духовенству, не должен расследовать или выносить приговор в любом гражданском процессе в день Господень».

Это утверждение говорит нам о том, что в те времена иногда по воскресеньям епископы принимали участие в судебных разбирательствах гражданских лиц, в противном случае, не было бы нужды в подобных запретах. В своих заметках о третьем соборе в Орлеане Хенгстенберг открывает нам существующее в тот момент времени положение вещей относительно празднования воскресенья:

«Третий собор в Орлеане, проходивший в 538 году н. э., записал в своем 29 каноне: ‘Среди людей распространяется мнение, что в воскресный день нельзя ездить верхом или управлять лошадью, готовить пищу или делать работу по дому или что-то для другого человека. Но поскольку такие взгляды скорее присущи евреям, нежели христианам, то впредь будет дозволено все то, что было таковым до настоящего времени. С другой стороны, сельскохозяйственные работы должны быть отложены в сторону, для того, чтобы не быть помехой для посещения церкви’».

Обратите внимание на причину, указанную выше. Дела должны быть отложены в сторону не потому, что таким образом они будут нарушать субботу, но для того, чтобы можно было посещать церковь. А вот высказывание из другого авторитетного источника:

«Трудиться по воскресеньям не было запрещено до церковного собора 538 года н. э. в Орлеане. Таким образом, как отмечает доктор Палий, это было церковное установление. Христиане более раннего периода встречались утром этого дня для молитвы и воспевания гимнов в честь воскресения Христа, а потом приступали к своим обычным обязанностям».

В 588 году н. э. был проведен другой собор, вызванный следующей причиной:

«И поскольку несмотря на все старания этот день не соблюдался должным образом, король Бургундии Гунтрум снова созвал епископов в город Маскон, где они и разработали этот канон: ‘Принимая во внимание тот факт, что христианский народ с большим неуважением относится ко дню Господню, посвящая это время обычным делам, то мы, во избежание такого отношения в дальнейшем, увещеваем каждого христианина, который не напрасно носит это имя, прислушаться к нашему совету, как к тем, кто печется о вашем благе и имеет силу, чтобы помешать вам творить зло. Соблюдайте день Господень, день нашего нового рождения».

О необходимости принять дополнительные законы мы читаем:

«Примерно через год в Нарбоне состоялся собор, на котором было принято решение запретить всем жителям какой бы то ни было страны использовать в день Господень труд рабов. Но, если кто осмелится нарушить этот закон, то если это был свободный человек, на него налагали штраф, а если слуга, то его должны были сильно выпороть. Или как Сириус описывает наказание, налагаемое указом короля Рекаредуса, который он издал примерно в то же самое время для подкрепления постановления собора, ‘Богатые люди должны быть наказаны посредством лишения половины своего имущества, бедные же – вечным изгнанием’. 590 год н. э. Другой церковный синод был проведен в городе Осере, находящемся в Шампани,в годы правления французского короля Хлотаря, на котором постановили…’что ни один человек не должен ни пахать, ни чего-либо перевозить или делать что-либо подобное в день Господень’».

Такие шаги были предприняты в шестом веке для возвышения праздника воскресного дня. И Морер передает нам, что

«Из-за страха, что эта доктрина не будет принята, если не будет подтверждена чудесами, Григорий Турский (примерно 590 г. н. э.) предложил нам несколько из них».

Френсис Уэст, английский писатель, посвящающий свои труды защите первого дня недели, с уверенностью ссылается на одно из таких чудес, как на доказательство святости первого дня:

«Григорий Турский рассказывает, что ‘когда какой-то земледелец, выйдя в день Господень вспахивать свое поле, когда начал зачищать свой плуг точильным камнем, тот настолько прочно прилип к его руке, что он в течение двух лет был вынужден постоянно носить его с собою, испытывая при этом стыд и ужасные мучения’».

В конце шестого века папа Григорий увещевал народ Рима «чтобы в день воскресения нашего Господа они заглаживали грехи, сделанные по невежеству в предыдущие шесть дней».  В том же послании этот папа осудил тот класс людей Рима, которые были приверженцами строгого соблюдения и субботы и воскресенья, назвав их проповедниками антихриста.  В этих примерах мы наблюдаем нетерпимое отношение папства к субботе, даже если это сопровождалось строгим соблюдением воскресенья. Это также говорит нам о том, что даже в самом Риме в седьмом веке жили те, кто соблюдал субботу, хотя они и были сбиты с толку господствующим на тот момент невежеством, побуждающим их не только соблюдать субботу, но и строго воздерживаться от всякого труда в воскресенье.

В первой части седьмого века на пути у библейской субботы возник еще одни враг в лице Мухаммеда. Чтобы отделить своих последователей от тех, кто соблюдает субботу, и от тех, кто празднует воскресенье, он в качестве своего религиозного праздника выбрал пятницу. И таким образом «магометане и паписты распяли субботу между двумя разбойниками – шестым и первым днем недели».  Ибо магометанство и папство, каждое в отдельности, подавили авторитет субботы на значительных территориях. Середина седьмого века стала временем выхода других постановлений церкви, относящихся к воскресенью:

«Примерно в 654 году в Шалоне, городе, что расположен в Бургундии, провинциальный синод утвердил те положения, которые были приняты на третьем соборе в Орлеане относительно дня Господня, а именно, что ’под страхом получения церковного взыскания никто не должен ни пахать, ни жать и не делать ничего, имеющего отношение к ведению сельского хозяйства. Это постановление было принято с большей готовностью, потому что имело поддержку со стороны светских властей и было подкреплено указом, подвергающим его нарушителей таким наказаниям: если это раб, то он должен быть жестоко побит, если свободный – получить три предупреждения, после чего если не исправится – лишится третьей части своего наследственного имущества, и если после этого будет продолжать упорствовать, то должен стать рабом. И в 681 году н. э., в первый год Эрингиуса, при папе Агафоне, в городе Толедо в Испании заседал двенадцатый собор, который постановил запретить евреям отмечать свои праздники, но при этом соблюдать день Господень, полностью воздерживаясь в этот день от какой-либо работы, дабы не выражать своего презрительного отношения ко Христу и к поклонению Ему’».

И это действительно были весомые аргументы в пользу соблюдения воскресенья. И никого не удивило то, что во времена Темного Средневековья, постоянно и последовательно сменяющий друг друга указы привели к повсеместному соблюдению этого дня. Даже евреи были вынуждены отказаться от соблюдения субботы и почитать воскресенье, покоясь в этот день от своих трудов. Самое раннее упоминание о воскресенье в английских постановлениях выглядит таким образом:

692 год нашей эры. «Ина, король западной Саксонии, по совету своего отца Сентрида и его епископов Хеддеса и Эркенвальда, и в присутствии всех своих старейшин и мудрецов, в великом собрании слуг Божьих, ради сохранения их духовного здоровья и во имя общей сохранности государства, утвердил несколько положений, третье из которых выражало следующее: ‘Если слуга выполняет в воскресенье какую-либо работу по приказу своего хозяина, то он должен получить свободу, а хозяин заплатить тридцать шиллингов, но, если он пошел на работу добровольно, то его нужно выпороть плетью или он должен откупиться. Если в этот день работает свободный человек, то он либо потеряет свою свободу, либо заплатит за себя выкуп в размере шестидесяти шиллингов. Если работать будет священник, то пусть заплатит вдвое больше’».

В тот же самый год этот закон вступил в силу в Англии. На шестом вселенском соборе, созванном в Константинополе, было принято постановление гласящее, что

«Если какой-либо епископ или священнослужитель, или прихожанин будет отсутствовать на воскресном богослужении в церкви три недели подряд, за исключением случаев особой необходимости, то, если это священнослужитель, то он должен быть лишен своего поста, а, если прихожанин – лишиться права участвовать в святом причастии».

В 747 году во время правления Эгберта, короля графства Кент, Кутберт, архиепископ Кентерберийсикй, созвал собор английского духовенства, на котором был принят следующий закон:

«Повелевается отмечать день Господень с должным почтением, полностью посвящая его служению Богу. В этот самый священный день все аббаты и священники должны оставаться в своих монастырях и церквях, чтобы выполнять соответствующие им обязанности».

Еще одно церковное положение восьмого века было издано синодом, собравшимся примерно в 772 году в Дингосолинуме, Баварии, и постановившем, что

«Если в этот день какой-либо человек будет работать на своей телеге или заниматься подобными работами, то его упряжка должна быть немедленно отдана на общественные нужды. Если субъект продолжает упорствовать в своем безрассудстве, то его должно продать в рабство».

Англичане не отставали от своих соседей в совершении благого дела, направленного на придание святого статуса воскресному дню. Об этом мы читаем:

784 год н. э. «Эгберт, архиепископ Йорка, желая четко показать, что можно делать по воскресеньям и какую работу предназначенные для этого законы запрещают выполнять в такие дни, составил такое предписание: ‘В день Господень нельзя делать ничего, кроме прославления Бога в гимнах, псалмах и духовных песнопениях. Тот, кто женится в воскресенье, должен в течение семи дней исполнять епитимью’».

В конце восьмого века для защиты этого благоприятного дня было предпринято еще несколько шагов:

«Карл Великий созвал епископов в город Фриули, находящийся в Италии, где и было принято постановление (в 791 году н. э.) о том, что все люди должны с должным почтением и посвящением почитать день Господень…При этом же короле спустя три года во Франкфурте, Германии, состоялся другой собор, на котором были определены временные границы дня Господня, а именно, что он должен начинаться в субботу вечером и заканчиваться в воскресенье вечером».

В 813 году Карл Великий созывал соборы в Менце, Реймсе, Туре, Шалоне и Арле. Чтобы не утомлять читателя, мы не будем останавливаться на постановлениях, принятых в отношении воскресенья, тем более, что они такого же характера, что и те, которые мы цитировали ранее. Заслуживает особого внимания, пожалуй, только собор в Шалоне, о котором Морер писал:

«Они взывали к помощи секулярной власти и хотели, чтобы император (Карл Великий) принял меры к более строгому соблюдению воскресенья. Что он, соответственно, и сделал, испробовав при этом все средства для того, чтобы этот день получил всю полагающуюся ему славу. Его старания увенчались успехом, и в период его правления день Господень достиг немалых высот, чтобы после этого измениться до неузнаваемости».

Папа протянул руку помощи, чтобы не допустить осквернения воскресенья:

«И после этого папа Евгений на синоде, проведенном в Риме в 826 году…дал распоряжение, чтобы приходские священники увещевали нарушителей воскресного покоя и призывали их идти в церковь и молиться о том, чтобы их действия не навлекли бедствия на них самих и на их ближних».

Однако, всего этого было недостаточно, и поэтому был созван еще один собор, на котором, возможно в первый раз, был выдвинут так хорошо известный всем сегодня аргумент в пользу первого дня, заключающийся в том, что воскресение является истинной субботой. Итак, мы читаем:

«Поскольку все эти отеческие увещевания практически остались без внимания, через три года…в 829 году в Париже состоялся провинциальный собор, на котором прелаты жаловались на то, что ‘день Господень не соблюдался с почтением, достойным святыне…и потому Бог несколько раз посылал на них Свои суды, и самым удивительным образом наказал некоторых людей за неуважительное отношение и неподобающее использование этого дня. Ибо, говорят они, многие из нас знают лично, а многие понаслышке о том, как несколько сельских жителей, занимающихся земледелием в этот день, были поражены ударом молнии, тогда как другие, схваченные конвульсиями в суставах, умерли страшной смертью. Эти факты являются наглядным свидетельством того, насколько сильно проявляется недовольство Божие к тем, кто проявляет пренебрежение к этому дню’. И в завершении сказано ‘в первую очередь священников и служителей, затем королей и князей, и всех истинно верующих людей делать со своей стороны все возможное, чтобы вернуть этому дню прежнюю славу и в будущем, благодаря христианству, он соблюдался бы с большим посвящением’».

Когда возникла необходимость в дополнительном законодательстве, то

«Спустя семь лет на соборе в Эйкене в правление Людовика Благочестивого было принято решение, что в день Господень нельзя ни участвовать в судебных прениях, ни заключать браки».

Но закон Карла Великого, несмотря на полученную поддержку со стороны церковной власти и отраженную в канонах соборов, которые мы ранее цитировали, по нерадивости своего преемника Людовика, практически потерял силу. Очевидно, что эти каноны и постановления соборов, хотя и подкрепленные упоминаниями о страшных судах, постигших их нарушителей, все же были недостаточны для принудительного соблюдения святого дня. От императора ожидали более ужасного указа, из когда-либо изданных. Вот, что написано об этом:

«Затем последовало обращение к императорам Людовику и Лотарю с тем, чтобы они доставили себе удовольствие и приняли участие в создании более сурового из существующих ныне предписания или судебного постановления, которые смогли бы навести ужас на подданных и принудительно запретить им обрабатывать землю, обращаться в суды, заниматься продажей выращенных на своей земле продуктов, что и было сделано в 853 году на синоде, собранном в Риме в правление папы Льва IV».

Во все века защитники субботы первого дня искали закон, который мог бы навести ужас на тех, кто не хотел святить этот день. Они и по-прежнему не прекращают своих тщетных попыток. Но, если бы они прославили день, который Бог отделил для шаббата, то в огне закона, который Господь передал Своей правой десницей, они бы нашли заповедь, которая лишила бы все человеческие постановления абсолютного смысла.

На этом синоде папа решительно взял это дело в свои руки. Хейлин свидетельствует о том, что в Риме в 853 году н. э., при императорах Людовике и Лотаре, и служении папы Льва IV прошел синод,

«Который с невиданной ранее точностью постановил, что с этого момента ни один человек не имеет права ничего ни покупать, ни продавать в день Господень, и даже еду для утоления голода. Кроме этого, запрещено выполнять любую работу, относящуюся к сельскому хозяйству. Это постановление, принятое в Риме, получившее подтверждение в Компьене, и впоследствии внесенное в таком виде в церковное право, без всяких споров стало признаваться большей частью христианского мира, и особенно тогда, когда папы заняли наивысочайшее положение и заручились преданностью всех христианских королей. Ибо тогда те люди, которые до этого противились этому постановлению, могли теперь справедливо отметить, что ‘если два короля покорились ему, то что же тогда остается делать нам?’ Этот страх подталкивал всех людей к немедленному повиновению, торговцы всякого рода останавливали свою деятельность, и среди них и мельники, хотя их работа была самой легкой и меньше других требовала его личного присутствия».

Это была самая эффективная попытка официально утвердить священный статус первого дня. Вот, что произошло пять лет спустя:

858 год н. э. «Болгары задали папе Николаю несколько вопросов, на которые желали получить ответы. И в ответе, имеющем отношение к дню Господню, содержалось повеление воздерживаться от всех мирских дел и т. д.».

Морер говорит о гражданских властях, что

«В этом веке император (Константинополя) Лев, прозванный философом, запретил сельско-хозяйственную деятельность, которая по допущению Константина была разрешена на востоке. Те же самые меры были предприняты на западе королем Баварии, Феодосием, который издал указ, что ‘Если какой-нибудь человек будет запрягать в день Господень волов или ездить на своей телеге, то вол, который будет стоять под ярмом с правой стороны, должен быть незамедлительно конфискован, или если он накосил сена и перевозил его в телеге, то после двух предупреждений, не принесших положительных результатов, он должен получить не менее пятидесяти ударов плетью’».

О воскресных законах в Англии в этом веке мы читаем:

876 год н. э. «Альфред Великий стал первым, кто объединил Саксонскую гептархию, и это была не последняя попытка создать закон, на основании которого этот день мог бы особо выделяться своей торжественностью среди других праздников, поскольку в этот день наш Спаситель победил дьявола. Под этим днем мы подразумеваем воскресенье, день, который является еженедельным напоминанием о воскресении нашего Господа, благодаря которому он победил смерть и того, кто имел державу смерти, т. е. дьявола. И если за кражу церковного имущества человек должен был разово восстановить цену украденной вещи и при этом лишиться одной руки, то за подобное преступление в день Господень наказание удваивалось».

Через девятнадцать лет папа и его совет еще больше ужесточили воскресный закон. Собор, проведенный при папе Формозе в 895 году н. э. во Фрайбурге, Германии, постановил, что день Господень «должен проводиться в молитвах и полностью посвящаться Богу, дабы не возгорелся Его гнев».  Работа, направленная на придание воскресному дню священного статуса, в Англии уверенно продвигалась вперед:

«Король Ательстон…в 928 году издал закон, говорящий о том, что всякая торговля или судебные разбирательства в день Господень будут наказываться посредством изъятия товара, помимо штрафа в размере тридцати шиллингов за каждое нарушение».

Примерно в это время на собрании представителей английского духовенства было решено, что все возможные передвижения и судебные процедуры и т. д. должны прекращаться. «И тот, кто допустит нарушение в чем-либо упомянутом, то, если это свободный человек, он должен заплатить двенадцать ор (orae), если слуга – быть жестоко выпорот». Дальше нам сообщают, что

«Примерно в 943 году, Ото, архиепископ Кентербери, постановил, что помимо всего вышесказанного, день Господень должен соблюдаться со всей мыслимой предосторожностью в соответствии с каноном и древними обычаями».

В 967 году н. э. Король Эдгар «отдает повеление, чтобы празднование воскресного дня проводилось с трех часов дня в субботу до восхода солнца в понедельник».

«Король Этельред младший, сын Эдгара, придя к власти примерно в 1009 году, созвал всеобщий собор всего английского духовенства во главе с Эльфвигом, архиепископом Кентербери и Вольстаном, архиепископом Йорка, где было выдвинуто требование, чтобы все люди более ревностно соблюдали день Господень и все, что имело к нему отношение».

Нельзя не сказать, что празднование воскресенья утвердилось и в Норвегии. Хейлин сообщает нам о набожности норвежского короля Олафа, жившего в 1028 году н. э.

«Однажды в воскресенье он, погруженный в серьезные размышления, и держа в руках маленькую трость, взял нож, и, как это бывает с теми людьми, которые о чем-то напряженно думают, или чьи мысли сосредоточены на деле, начал обстругивать трость. И когда кто-то, подшучивая над ним, заметил, что этими действиями он посягнул на святость субботы, он собрал все маленькие щепки, положил их на свою ладонь, и поджог их, чтобы, по словам Кранца, отомстить себе за то, что неумышленно согрешил против Божьей заповеди».

В Испании работа тоже продвигалась вперед. В Кой в 1050 году н. э., в период правления Фердинанда, короля Кастилии, при папе Льве IX, был созван собор, на котором было принято постановление, чтобы день Господень был полностью посвящен слушанию мессы».

Церковь не испытывала недостаток в учителях, которые могли бы укоренить в умах людей учение о святости этого достопочтенного дня. Хейлин делает следующее утверждение:

«Петр Дамиани, живший в 1056 году н. э., внушил людям, что каждый день Господень души тех, что мучаются в чистилище, освобождаются от мучений и порхают над озером Аверно в образе птиц».

В то же самое время для того, чтобы ужесточить соблюдение дня Господня, был выдвинут подобный аргумент. Морер рассказывает нам о том классе людей, которые в этом веке были самыми ревностными защитниками воскресенья:

«Однако были те, кто по-прежнему шел своей дорогой и для того, чтобы побудить своих новообращенных к более строгому и добросовестному соблюдению этого дня, они воспользовались старым аргументом, призывающим их проявлять сострадание и милость к осужденным на мучения в аду, которые в течение этого дня отдыхают от своих мучений, и что их положение и свобода в той или иной степени зависят от усердия и глубины, с которыми вы соблюдаете воскресный день».

Поэтому, если они будут строго соблюдать священный праздник, их друзья, находящиеся в аду, получат в этот день благословение в виде передышки от мучений! На соборе, проходившем в Риме в 1078 году н. э., папа Григорий VII постановил, что, поскольку суббота долго считалась днем поста, те, кто стремился быть искренним христианином, не должны есть мяса в этот день.  В восточной части католической церкви в одиннадцатом веке суббота по-прежнему считалась церковным праздником, равным по своей святости воскресенью. Хейлин противопоставляет этому положение западной части церкви:

«Но в церкви Рима все было издавна по-другому, они и работали и постились… практически без возражений или препятствий, за исключением тех, которые, как мы уже ранее отмечали, возникли в Риме в начале седьмого века, но были вскоре подавлены Григорием, бывшем на то время епископом. И, как Урбан II посвятил этот день еженедельному служению Пресвятой Деве Марии, и на соборе в Клемонте в 1095 году постановил, что в этот день должно проводиться богослужение нашей Богоматери, и весь христианский народ должен это делать с беззаветной любовью».

Очевидно, что это действие стало верхом оскорбления Всевышнего Бога. День памяти великого Творца стал днем поклонения Марии, названной матерью Бога! В середине двенадцатого века короля Англии порицали за то, что он не позволял людям трудиться в воскресенье. Генри II пришел к власти в 1155 году.

«О нем сообщается, что в Кардиффе (… в Южном Уэльсе) он получил от святого Петра видение, в котором тот повелел ему, чтобы во всех его владениях он не позволял в воскресный день ни покупать, ни продавать и использовать труд рабов».

Воскресный день пока еще не закрепил за собой окончательный статус священного дня, потому что еще не была доказана божественная природа его соблюдения. О том, каким образом была удовлетворена эта настоятельная необходимость, повествует Роджер Ховеденский, высокоавторитетный историк, живший в то самое время, когда папа предоставил это столь необходимое предписание. Он сообщает нам, что Евстафий, настоятель Флэйа в Нормандии, приехал в Англию в 1200 году для того, чтобы проповедовать слово Божье, и что его проповеди сопровождались многими поразительными чудесами. Он был ревностным сторонником воскресенья. Итак, Роджер Ховеденский говорит:

«В Лондоне, как и во многих других местах Англии, его проповеди оказывали настолько большое влияние, что с того времени и далее, люди не осмеливались выставлять на продажу свои товары в день Господень».

Но Ховеден свидетельствует о том, что «враг рода человеческого воздвиг против этого человека Божьего служителей неправды», и создалось впечатление, что отсутствие заповеди, предписывающей соблюдение воскресенья, поставило его в затруднительное положение. Историк продолжает:

«Однако, вышеупомянутый настоятель, будучи обличенным служителями сатаны, не захотел больше досаждать прелатам Англии своими проповедями и вернулся в Нормандию, откуда и прибыл».

Однако Евстафий, которому не удалось на тот момент отразить нападки служителей неправды, и не думал прекращать борьбу. Когда он в первый раз приехал в Англию, в его арсенале не было заповеди Господней, призывающей к соблюдению воскресенья, но, последующий год его временного пребывания на континенте предоставил ему недостающие доказательства. Ховеден рассказывает нам о том, как в следующем году он вернулся с необходимой заповедью:

«В тот же год (1201) Евстафий, настоятель Флэйа, вернулся в Англию, и ходил из города в город, от места к месту, проповедовал слово Господне, запрещая всем людям вести торговлю в день Господень. Ибо он говорил, что заповедь, предписывающая соблюдение дня Господня, и которую мы приводим ниже, была послана самим Небом:

«СВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ О ДНЕ ГОСПОДНЕМ,

Которая сошла к нам с Небес и была найдена на алтаре святого Симеона, на Голгофе, где Христос был распят за грехи всего мира. Господь передал это послание, которое было обнаружено на алтаре святого Симеона, и, после того, как несколько людей три дня и три ночи его рассматривали, они упали наземь, прося о милости Божьей. И после третьего часа патриарх и архиепископ Акариас встали, открыли свиток и получили святое послание от Бога». В нем было написаны следующие слова:

«Я Господь, повелел вам соблюдать святой день Господень, и вы не послушались Меня и не раскаялись в своих грехах, хотя Я и говорил в Своем евангелии: «Небеса и земля прейдут, а слова Мои не прейдут». Поскольку Я призывал вас покаяться и изменить ваш образ жизни, и вы не поверили, Я послал против вас язычников, которые проливали кровь вашу, но вы все равно не верили. Поскольку вы не святили день Господень, вы несколько дней терпели голод; Я накормил вас, но вы стали поступать еще хуже. Теперь Я снова возвещаю вам Свою волю, чтобы ни один человек с девяти часов в субботу до восхода солнца в понедельник не делал ничего, кроме добрых дел».

«’И если какой-либо человек будет так поступать, он должен посредством епитимьи загладить свою вину. Если вы не будете выполнять эту заповедь, истинно говорю вам и клянусь Моим положением и Моим троном, и херувимами осеняющими Меня, что больше не буду посылать вам мои повеления и послания, но открою небеса и ночью, когда ничего нельзя сделать, изолью на вас дождем камни и дерево и кипящую воду, дабы уничтожить всех беззаконников».

«’Ибо, говорю вам, что за несоблюдение святого дня Господня вы смертью умрете, и за несоблюдение остальных праздников моих святых, Я пошлю на вас зверей, у которых головы как у льва, волосы как у женщины, хвосты как у верблюдов. Они будут такими кровожадными, что пожрут вашу плоть, и вы будете искать убежища в гробницах мертвых, и прятаться от диких зверей. Но я заберу солнечный свет перед глазами вашими и пошлю на вас тьму, чтобы вы убивали впотьмах друг друга и удалились от лица Моего, чтобы не увидеть милосердия Моего. Потому что Я сожгу тела ваши и сердца ваши и всех, не соблюдающих в святости день Господень».

«’Слушайте голос Мой, чтобы вам не погибнуть на этой земле за святой день Господень. Удалитесь от зла, и принесите плоды раскаяния в грехах ваших, ибо, если вы не сделаете этого, то как Содом и Гоморра погибнете. Знайте, что вы спасены благодаря молитвам моей пресвятой матери Марии и моих пресвятых ангелов, которые ежедневно за вас молятся. Я дал вам зерно и вино в обильной мере, но вы не слушали голоса Моего, ибо вдовы и сироты каждый день взывают к вам о помощи, и вы не проявляете к ним милосердия. Язычники проявляют к ним милость, а вы нет. Я повелю плодовым деревьям иссохнуть за грехи ваши, и реки и источники вод не дадут вам воды».

«’На Синайской горе Я дал вам закон, который вы не исполнили. Я вручил его вам собственноручно, но вы не соблюли его. Для вас Я родился в этот мир, но вы не познали Мой день покоя. Вы, люди, чьи сердца исполнены беззаконием, не хранили день Моего воскресения. Клянусь десницей Своей, что если вы не будете соблюдать день Господень и отмечать дни Моих святых, Я пошлю на вас языческие народы, чтобы они уничтожили вас. Ведете ли вы все еще торговлю с другими людьми и не делаете выводов из происходящего? За это Я пошлю на вас еще более ужасных зверей, которые пожрут грудь ваших жен. Я прокляну всякого, кто творит зло в день Господень».

«’Я прокляну тех, кто поступает несправедливо со своими братьями. Я прокляну тех, кто неправедно судит бедных и сирот. Ибо вы оставили Меня и последовали за князем этого мира. Прислушайтесь к словам Моим, и получите милость. Но вы не прекратили участвовать ни в злых делах ваших, ни в делах дьявола. Поскольку вы клялись ложно и прелюбодействовали, то все окружающие народы, подобно диким зверям, пожрут вас’».

Тот факт, что подобный документ был действительно в это время привезен в Англию при обстоятельствах, описанных ранее, имеет такую основательную доказательную базу, которая просто не оставляет сомнений в его достоверности.  Матфей Парижский, как и Ховеден, действительно был современником Евстафия. Ховеден, соответственно, жил в двенадцатом веке, потому что умер вскоре после приезда Евстафия со своим свитком в Англию. Но Матфей Парижский относится к тринадцатому веку, поскольку в то время, когда свиток был привезен в (1201 год н. э.), он был еще молод. Оба историка пользуются высоким авторитетом, что свидетельствует о достоверности предоставляемой ими информации. Говоря о писателях того века, Мосхайм предоставляет следующее свидетельство о правдивости трудов Матфея Парижского:

«Среди историков первое место по праву принадлежит Матфею Парижскому, писателю выдающихся заслуг, который отличается эрудированностью и благоразумием».

И доктор Мердок говорит о нем:

«Его считают лучшим историком Средних веков: образованным, независимым, честным и благоразумным».

Матфей Парижский рассказывает о возвращении настоятеля Евстафиуса (так он произносит его имя) из Нормандии, и передает нам копию свитка, который тот с собой привез, и повествование о том, как, по словам самого настоятеля, он упал с неба. Он также рассказывает о том, как настоятель прошел мимо него, рассказывая историю о свитке с того самого момента, когда патриарх набрался смелости вручить его в руки Евстафия, и завершая тем моментом, когда наш настоятель получил поручение привезти его в Англию. Итак, он пишет, что:

«Когда патриарх и представители духовенства всей святой земли тщательно изучили содержание этого послания, то после общего обсуждения было решено отправить его на суд римского понтифика, полагая, что какое бы решение он не принял, оно удовлетворит всех. И когда, наконец, послание дошло до владыки папы, он сразу же послал вестников во все уголки земли, чтобы они проповедовали учение, содержащееся в этом послании, и Господь споспешествовал им и подтверждал их слова последующими знамениями. Среди них был настоятель Флэйа по имени Евстафий посвященный и ученый муж, который вступив в королевство Англии, освятил его многими чудесами».

Теперь мы знаем, чем занимался настоятель в период его годичного отсутствия в Англии. Во время его первой миссионерской поездки в Англию ему не удалось утвердить священный статус воскресного дня, ввиду отсутствия у последнего божественного основания для соблюдения. Поэтому он на достаточно долгое время оставил свою миссию, чтобы использовать это время на то, чтобы известить «владыку папу» о нуждах этого дела. Но когда он приехал в Англию во второй раз, он привез с собой божественное предписание для соблюдения воскресенья и поручение папы, наделяющее его полномочиями для его обнародования, и для того, чтобы сообщить народу о том, что послание было послано Его Святейшеству из Иерусалима теми, кто лично видел, как он упал с небес. Если бы Евстафий сам составил этот документ, а затем и сфальсифицировал бы документ, наделяющий его полномочиями папы, то обман был бы обнаружен уже через несколько месяцев. Но подлинность этих документов никогда не вызывала сомнения, потому что лучшие историки того времени сохранили этот свиток. Поэтому мы можем проследить историю о свитке с того времени и от самого папы. Заявление папы о том, что он получил этот свиток из рук тех, кто лично видел, как он упал с неба, является гарантией Его Святейшества того, что свиток сошел от Бога. Историки того времени, которые увековечили эту передачу, могли успокоить себя тем, что Евстафий привез свиток от папы, и который, как они верили, был получен с небес. В это время папой был Иннокентий III, о котором Бауэр писал:

«Иннокентий имел все данные для того, чтобы вознести папскую власть и авторитет на самый высокий уровень, и мы увидим, как он с большой находчивостью пользуется любой возможностью, способствующей достижению поставленной цели».

Представляем утверждение из другого авторитетного источника:

«Внешние обстоятельства его времени также способствовали продвижению взглядов Иннокентия и позволили ему стать одним из самых выдающихся пап в анналах Римской империи, вознесшего папство до вершины господства как в светском, так и в духовном мире».

«Срок его понтификата справедливо считается периодом достижения папством высочайшей власти».

Густая тьма, покрывавшая период Темного средневековья, все еще окутывала землю, когда этот понтифик, восседая на троне, вознес папскую власть до самых вершин. В этой связи стоит отметить два факта:

1. Первым актом неправомерного использования папской власти был указ, выпущенный в защиту воскресенья .

2. Папский указ о божественности соблюдения воскресного дня стал наивысшим проявлением неправомерного использования папской власти.

Миссия Евстафия подтверждалась чудесами, достойными внимательного изучения теми, кто верит в святую природу первого дня, потому что в это верили их отцы. Отсюда они смогут узнать о том, что произошло шесть веков назад, что вложило эти идеи в умы их отцов. Евстафий приехал в Йорк, в северной части Англии, и получив радушный прием,

«Проповедовал Слово Господа и при наступлении дня Господня и других праздников он налагал на людей епитимью и отпускал грехи, при условии, что в будущем они будут воздавать должную честь дню Господню и другим праздникам святых, воздерживаясь в этот день от использования рабского труда».

 

«Те люди, которые искренно прислушивались к его словам, давали перед Богом клятву, что в день Господень они больше ничего не будут ни покупать, ни продавать кроме пищи и воды странникам».

Настоятель также организовал сбор пожертвований для бедных и запретил использовать храмы для продажи товаров и участия в судебных прениях. Эти слова встретили сопротивление со стороны короля. Он сказал:

«Таким образом, эти и другие указания этого святого человека вызвали ненависть у врага рода человеческого, который вложил в сердце короля и князей тьмы издать повеление, что все, кто будет соблюдать вышеизложенные доктрины, и особенно те, кто порицает ведение рыночных дел в день Господень, должны предстать перед королевским правосудием, чтобы ответить за свои действия».

По-видимому, в день Господень церкви вели торговлю, которую Евстафий и пытался остановить, вынося запрет на продажу товаров. И теперь для того, чтобы подтвердить авторитетность послания, содержащегося в свитке, и нейтрализовать сопротивление короля появилось несколько неординарных небылиц. Свиток запрещал труд «с девяти часов (это три часа дня) в субботу до восхода солнца в понедельник». Теперь прочитаем что должно было случиться с непокорными:

«Однажды в субботу после девятого часа одни плотник из Беверли, вопреки здравому совету своей жены, выстругивал деревянный клин. Делая это, он упал на землю, разбитый параличом. Также и женщина ткачиха, которая в субботу после девяти часов продолжала ткать свое полотно, стремясь закончить часть своей работы, тоже упала на землю в параличе и потеряла голос. В деревне Раффертон, принадлежащей господину Роджеру Арунделю, один человек сделал для себя хлеб и поставил его запекаться на угли в субботу после девяти часов. Часть хлеба он съел, а часть отложил до утра, но когда он разломил его в день Господень, из него хлынула кровь; об этом свидетельствует очевидец, и свидетельство его истинно».

 

«Так же и в Уэйлфильде, в субботу после девятого часа, когда мельник перемалывал зерно, вдруг вместо муки полилось столько крови, что сосуд, стоящий снизу, почти полностью заполнился ею, а мельничное колесо перестало двигаться, несмотря на то, что на ее лопасти большим потоком падала вода. И те, кто видели это, в изумлении воскликнули: ‘Пощади нас, Господи, пощади свой народ!'»

 

«Также и в Линкольншире одна женщина после девятого часа в субботу приготовила немного теста и поставила его в печь, которая на тот момент уже сильно нагрелась, но когда она вынула тесто, то оно оказалось сырым. Она снова поставила его в пылающую жаром печь, но и в следующий день, и в понедельник буханки хлеба вопреки ее ожиданиям оставались сырыми».

 

«В той же стране одна женщина приготовила свое тесто, и уже собиралась поставить его в печь, когда услышала слова мужа, который обращался к ней: ‘Сегодня суббота и уже больше девяти часов, отложи тесто до понедельника’. И женщина послушалась своего мужа. Она накрыла тесто полотняной тканью, а когда на следующий день она подошла к нему, чтобы посмотреть что с тестом, то вопреки ее ожиданиям увидеть, как перекисшее тесто вылезает за края кадки, она обнаружила краюхи вкусного хлеба, испеченного волею Божией и без помощи огня. Десница Всевышнего совершила это преобразование».

Историк сокрушается о том, что эти чудеса не повлияли на людей, которые устрашились короля, но не имели страха перед Богом, и подобно тому, «как пес возвращается на свою блевотину, они снова начали торговать в день Господень».  Так после видения святого Петра, полученного в 1155 году н. э., в Англии впервые попытались предоставить божественное основание для соблюдения воскресенья. По мнению Морера, «все это говорит о том, насколько усердно люди того времени стремились призвать к торжественному соблюдению этого великого дня».  И Гильфиллан, которой упоминал историю о свитке, упавшем с небес, не осуждает благочестивую ложь сказанную в защиту воскресенья, но просто характеризует настоятеля, как «ревностного человека».

В 1203 году н. э., через два года после прибытия Евстафия со свитком в Англию, в Шотландии прошел собор по вопросу введения и установления дня Господня в этом королевстве.  Свиток, упавший с небес для того, чтобы восполнить недостаток духовного свидетельства, которое бы послужило основанием для соблюдения воскресенья, прекрасно соответствовал задачам этого собора, хотя, по словам доктора Хейлина, шотландцы были настолько готовы выполнить все желания папы, что свиток, посланный с небесных дворов, и сопровождавшие его чудеса, были просто лишними.  При этом Морер утверждает, что свиток был действительно изготовлен по этому случаю:

«Для этой цели он снова был составлен и прочтен на соборе в Шотландии, который возглавлял (папа) Иннокентий III… в 1203 году н. э., во времена правления короля Вильгельма, который издал закон, говорящий о том, что субботний день с 12 часов пополудни должен считаться святым и ни один человек не должен заниматься мирскими делами в это время суток, а также и в остальные праздничные дни. И по звону колокола люди должны приступить к выполнению святых обязанностей, как, например, пойти в церковь и тому подобное, и продолжать оные до утра в понедельник. Поступающие вопреки этому, будут наказаны. Примерно в 1214 году, т. е. одиннадцать лет спустя, на заседании парламента в Сконе, король шотландцев Александр III снова постановил, что никто и нигде не должен ловить рыбу от субботнего дня после вечерней молитвы до восхода солнца в понедельник. Впоследствии, этот закон был подтвержден королем ИаковомI».

По всей вероятности, святость папского дня Господня было легче установить, когда его соблюдение затрагивало и часть древней субботы. Работы по учреждению этого постановления повсеместно продвигалась вперед. О положении дел в Англии мы читаем:

«В 1237 году, когда королем был Генри III, а архиепископом Кентерберийским – Эдмунд де Абендон, было принято положение, требующее, чтобы каждый служитель, под страхом быть исключенным из церкви, запрещал своим прихожанам посещать рынки в день Господень и покидать церковь, где они должны были собираться и проводить этот день в общении, молитве и слушании Слова Божьего».

О Франции мы читаем:

«Собор в Лионе, заседавший в 1244 году, принял постановление о запрете на выполнение обычных работ в день Господень и в другие праздники, под страхом получения церковных взысканий».

В 1282 году собор, проведенный в Анже, Франции, «запретил мельникам молоть зерно при помощи воды или другим способом с вечера в субботу по вечер в воскресенье».

Испанцы тоже не отставали от них:

1322 год. н.э. В этом году «в Вальядолиде, в Кастилии, был созван синод, на котором было подтверждено то, что было ранее оговорено, а именно, чтобы ‘в день Господень или в другой святой день никто не делал никаких сельскохозяйственных или ремесленных работ, кроме тех, которые по мнению служителя действительно безотлагательны или совершаются в благотворительных целях’».

Руководители Церкви и королевства Англии с завидным старанием пытались придать этому дню законную святость. Однако следующие указы доказывают тот факт, что они не располагали библейским основаниям для принудительного соблюдения воскресенья.

1358 год н.э. «Истип, архиепископ Кентербери, с огромной тревогой и пылкостью высказывался: ‘Мы узнали из очень надежных источников, что в различных местах нашей провинции распространился чрезвычайно опасный, если не сказать, дьявольский обычай проводить ярмарки и базары в день Господень…Поэтому, посредством канонического послушания, мы строго повелеваем, что если вы обнаружите виновного, вы должны порицать их воздерживаться от посещения рынков или ярмарок в день Господень. И с помощью церковных взысканий и законных мер вы должны усмирить тех, кто упорствует и противится вам в этом вопросе, и прекратить это сумасбродство’».

 

«Гражданские власти тоже не молчали, ибо в это самое время король Эдвард издал указ, чтобы по воскресеньям и во время других торжественных праздников, на рынках, где заключались сделки на оптовую продажу и на экспорт, не принималась шерсть. В 1444 году н. э., в период правления короля Генриха VI, когда доктор Стэдфорд был архиепископом Кентербери, было вынесено постановление, чтобы в день Господень или в другие праздники в церквях и на церковных дворах больше не устраивались ярмарки и базары, кроме как во время сбора урожая».

Обратите внимание на то, что ярмарки и базары проводились по воскресеньям в церквях Англии уже в 1444 году! И даже в более позднее время такие ярмарки были позволены в дни сбора урожая. На европейском континенте велась целенаправленная работа по приданию воскресному дню статуса священного дня. Вот какими словами собор в Бурже призывает к его соблюдению:

1532 год н. э. «День Господень и другие праздники были установлены для того, чтобы искренние христиане, воздерживаясь от посторонних дел, могли более свободно и с большим благочестием отдавать себя на служение Богу».

Создается впечатление, что они не понимали тщетности служения Богу, предписанного в заповедях человеческих.  Собор в Реймсе, состоявшийся в следующем году, издал следующее постановление:

1533 год н.э. «Пусть в день Господень все люди собираются в своих приходах, чтобы участвовать в мессе, слушать проповеди и произносить вечерние молитвы. В этот день ни один человек не должен шутить или танцевать, особенно во время службы». И историк добавляет: «В том же самом году другой синод в Туре вынес повеление, которое предписывало благоговейное соблюдение дня Господня и других праздников под страхом исключения из церкви».

На соборе, созванном в следующем году, прозвучало признание божественной природы субботы и человеческой природы праздника, вытеснившего ее:

1584 год н. э. «Все христиане должны помнить, что седьмой день недели был освящен Богом и принят и соблюдаем не только евреями, но и всеми теми, кто считает себя Божьими слугами, хотя мы христиане и заменили их субботу на день Господень. Поэтому этот день должен соблюдаться в полном воздержании от всех мирских занятий, тяжб, заключений контрактов, перевозок и т. д., в освящении ума и тела, и в размышлении о Боге и Его делах, в делах милосердия, в молитвах и в пении псалмов».

Таким образом, мы проследили развитие истории соблюдения воскресного дня в католической церкви вплоть до периода, наступившего после Реформации. Последняя цитата ярко продемонстрировала человеческую природу постановления о воскресном дне, вытеснившем библейскую субботу. При этом, они совершают попытки загладить свое нарушение субботы, проводя воскресенье в делах благотворительности, в молитвах и песнопениях – действиях, слишком часто приводимых в наше время в качестве оправданий нарушения четвертой заповеди. Этот длинный список воскресных законов, исходящих не от «единого Законодателя, могущего спасти и уничтожить», но от пап, императоров и соборов, способен объяснить лишь тот, кто принимает мнение Неандера: «Празднование воскресенья, равно как и других церковных праздников, всегда было только человеческим установлением?»