ГЛАВА 24 СОБЛЮДАЮЩИЕ СУББОТУ В 16 ВЕКЕ |
Осуждение мученика Фрита – Реформация выявляет соблюдающих субботу в разных странах – В Трансильвании – В Богемии – В России – В Германии – В Нидерландах – Во Франции – В Англии. Джон Фрит, выдающийся английский реформатор и мученик, был обращен через книги Тиндейла примерно в 1525 году, и помогал ему в переводе Библии. Он был сожжен на костре в Смитфилде 4 июля 1533 года. Историки английской реформации описывают жизнь этого человека возвышенными словами . Вот, как он сам выражает свои взгляды на соблюдение субботы и первого дня недели: «Евреи соблюдают свою субботу на основании слова Божьего, которое называет ее седьмым днем, и повелевает его святить. Наше же почитание первого дня недели не имеет библейского основания, и, повеления в Законе Божьем святить его. Напротив, Слово Божье осуждает нас, не соблюдающих подобно евреям седьмой день недели». Когда Реформация сбросила темное покрывало с народов Европы, то в Трансильвании, Богемии, России, Германии, Нидерландах, Франции и Англии обнаружились люди, соблюдающие субботу. Но не Реформация дала толчок к появлению таких людей, потому что, в целом, ее руководители были настроены недружелюбно к подобным взглядам. Напротив, эти хранители субботы были оставшимися представителями церквей древности, которые помнили субботний день, и свидетельствовали об истине во времена Темного Средневековья. Трансильвания, страна, которая сегодня входит в состав одного из восточных округов Австрийской империи (в настоящее время территория Румынии, 2017 г.), в 16 веке была независимым княжеством. Примерно полвека этим княжеством правил Сигизмунд. Баптистский историк Робинсон дает интересное описание событий, происходивших в стране в тот период времени: «Свои первые религиозные познания князь Сигизмунд получил от своего капеллана Алексия, который был лютеранином. После его смещения, князь поставил на его место Франсиса Давидиса, который в дальнейшем и познакомил его с принципами Реформации. Давидис был уроженцем многонаселенного и хорошо укрепленного города, который его соотечественники называли Коложваром, немцы - Клаузенбергом, а все остальные – Клаудиополисом. Он был высокообразованным, тактичным и благочестивым человеком, который, на тот период своей жизни, имел более правильное представление о принципах Реформации, чем многие его современники. В 1563 году его высочество пригласил в Трансильванию нескольких ученых мужей из-за границы для содействия в продвижении дела Реформации.
«Несколько иностранцев, преследуемых в других местах, искали убежища в этой не знавшей что такое религиозные гонения стране. Эти беженцы были баптистами-унитариями и благодаря их неутомимому труду и умелому обхождению, князь, большая часть сената, большое количество министров и множество людей с готовностью присоединились к реформационному движению. «В конце концов, баптисты стали самой многочисленной религиозной группой, которая получила в свое распоряжение типографию, академию и храм, в котором они могли проводить свои богослужения. Они получили все это без всякого насилия, и создавая свою церковь в соответствии с религиозными убеждениями ее членов, они никого не преследовали, но позволяли каждому следовать своему выбору. Благодаря этому, огромное число католиков, лютеран и кальвинистов получили возможность наслаждаться полной свободой». Далее Робинсон сообщает нам о, пожалуй, единственном серьезном заблуждении, в котором можно было бы обвинить Давидиса, когда тот занял крайнюю унитарианскую позицию в отношении служения Христа. Давидис был служителем Баптистской Унитарианской церкви, получивший от своих братьев право совершать контроль над всеми церквями в Трансильвании. В какой-то период времени он имел очень сильное влияние в этой стране. Вот как описаны его взгляды на субботу: «Он не считал, что Иудейская суббота была отменена и потому святил ее. Помимо этого, он верил в учение о тысячелетнем царстве, и как честный человек учил тому, во что верил. Трансильванские церкви почитали его за апостола, который до седых волос служил в церкви; католики, лютеране и кальвинисты называли его турком, богохульником и атеистом, а его польские братья баптисты говорили, что он был наполовину евреем, потому что если бы он был евреем полностью, то не был бы заключен в тюрьму за свои идеи».
«Каким образом им удалось это сделать, знает только Сердцеведец Бог, но, уловками доселе неизвестными в Трансильвании, пожилой мужчина был арестован и приговорен к смерти. Его заточили в замке, а так как по Провидению в его жизни была поставлена точка, это спасло его гонителей от позорной публичной казни». Историк Робинсон писал, что «многие были виновны» в смерти Давидиса, но «возможно, причины произошедшего откроются только тогда, когда Великий Судья исследует сердца виновных в пролитии крови». В тот период времени в Трансильвании было много субботников, потому что Робинсон называет немало знатных особ, которые придерживались тех же взглядов, что и Давидис. Среди них были: генерал армии и посол Беквессиус, княжна, сестра князя Джона; тайный советник Чаквиус и двое из Квенди; генерал Андрасси и много других высокопоставленных лиц; Сомер, ректор академии в Клаудиополисе; Матиус Глириус, Эдам Нойзнер и Кристиан Франкен, преподаватель академии в Клаудиополисе. «Эти люди, - “говорит Робинсон”, - равно как и многие другие из разных слоев общества, разделяли взгляды с Давидисом, и после его смерти в тюрьме, отстаивали его убеждения перед Социном. Палеологус был их единомышленником. Он убежал в Моравию, но был пойман императором, и по просьбе Папы Григория IV, отведен в Рим и сожжен как еретик. Будучи пожилым человеком, под страхом смерти, он, сначала, чуть было не отрекся от своих убеждений, но после взял себя в руки и принял мученическую смерть христианина». Эти люди должно быть были субботниками. Мосхайм, упомянув о том, что Давидис «оставил после себя учеников и друзей, готовых непоколебимо отстаивать его взгляды», добавляет: «Самыми выдающимися из них были Иаков Палеологус, с острова Чио, сожжённый на костре в Риме в 1585 году; Кристиан Франкен, который лично защищался перед Социном; и Джон Сомер, магистр академии в Клаусбурге. Эту небольшую группу людей социнианские писатели унизительно назвали ПОЛУЖИДОВСТВУЮЩИМИ». В следующем письменном свидетельстве о субботствующих в Трансильвании говорится о том, что во времена Давидиса «Джон Геренди, (был) главою субботствующих и соблюдал не воскресенье, а субботу. Его последователи стали называться герендистами». Во времена Реформации, в Богемии, стране, находящейся в Центральной Европе, тоже находились люди, соблюдающие субботу. Об их существовании мы узнаем от тех, кто презирал их веру и традиции. Вот, что пишет о них Эразмус: «До нас доходят слухи, что в Богемии появился новый вид евреев, называемых субботниками. Они настолько фанатично соблюдают субботу, что даже отказываются вынимать соринку из своего глаза, попавшую в него в этот день. Разве им не достаточно дня Господня, который был святым и для апостолов, что они начали соблюдать субботу, или Господь не достаточно понятно объяснил им, что можно и чего нельзя делать в субботу?» Мы не видим необходимости в обсуждении вопроса адекватности соблюдения субботниками седьмого дня, потому что считаем, что это заявление само по себе достаточно несостоятельно, и указывает на сильное предубеждение говорящего. Несомненно лишь то, что в тот период времени в Богемии жили люди, соблюдавшие субботу. Они имели определенное влияние на общество, и, должно быть, обнародовали свои взгляды, потому что Кокс сообщает нам, что «Хоспиниан из Цюриха в своем трактате «О еврейских и языческих праздниках», глава 3. (Тигурий, 1592) отвечает на доводы субботников». Существование этой группы субботников в Богемии во времена Реформации является самым сильным доказательством того, что вальденсы, жившие в той стране, о которых мы упоминали в предыдущей главе, в действительности соблюдали древнюю субботу, а не воскресенье, как о них говорили. В настоящее время в России проживает немалое число людей, соблюдающих субботу. Их появление восходит почти к 1400 году, и соответственно, существуют они, как минимум, на сто лет дольше, чем дело Лютера. Первый писатель, которого я цитирую, отзывается о них как о тех, кто «оставил христианскую веру». Но даже в наше время о людях, которые соблюдают седьмой день недели вместо первого, нередко говорят, как об отказавшихся от Христа ради Моисея. Вышеупомянутый писатель также говорит о том, что эти люди совершали обрезание. Но, даже Карлштадта Лютер обвинял в этом, на его взгляд, логическом заключении, вытекающим из факта соблюдения им дня, предписанного четвертой заповедью. В наши дни о соблюдающих субботу обычно говорят так, как это было и в прошлые века, ибо, когда людям не хватает доказательств, они прибегают к оскорблениям. Историки, составляющие анналы об этих людях, основываясь на общепринятом мнении, обязательно представляют их, как отвергающих Христа и Евангелие, и принимающих вместо них Моисея и церемониальные законы. Я выношу буквальные заявления историков на беспристрастный суд читателя: «Селезнёвщина. Эта секта является современным аналогом стригольников. По своей сути, члены этой секты - иудеи; они держатся библейского обряда обрезания, соблюдают субботу и церемониальный закон. Многие из них проживают в районе Тулы, на реке Кума и в других областях, а также в большом количестве в Польше и Турции, где оставив христианскую веру, присоединились к семени Авраамову, по плоти, отвергнув Мессию и евангелие». Древнее русское название людей, принадлежащих к этой секте, было стригольники. Говоря о них, доктор Мёрдок пишет: «Обычно дату возникновения сектантов в Русской Церкви относят к середине семнадцатого века в период служения патриарха Никона. Но, по свидетельству русской летописи, раскольники в Русской Церкви существовали за две сотни лет до дней Никона, и беспорядки, которые происходили в это время, только подтверждают их немалую численность и внимание к ним со стороны общественности. Первые раскольники появились в Новгороде в начале 15 века и назывались стригольниками».
«Еврей по имени Хори, проповедовал учение, представляющее собой смесь иудаизма и христианства. Он обратил в новую веру двух священников Дениса и Алексия, которые в последствии приобрели большое число последователей. Это течение стало таким многочисленным, что для борьбы с ним в конце 15 века был созван государственный собор. Вскоре после этого, отлученный от Церкви дьякон, по имени Карп, присоединился к стригольникам. Он обличал высшее духовенство в продаже церковных должностей и в глубоком разложении Церкви, приведшему к удалению из нее Святого Духа. Он с большим успехом насаждал учение своей церкви». Обычно историки, описывая практику соблюдающих субботу, используют один из следующих способов: 1. Открыто говорят о том, что те соблюдают седьмой день, но отвергают Христа, следуя за Моисеем и церемониальным законом; или 2. Настолько туманно описывают их субботствующие принципы, что читатель даже не подозревает о, их наличии. Пинкертон описывает русских хранителей субботы, следуя первому способу, Мёрдок –второму. Совершенно очевидно, что Мёрдок не считал, что эти люди отвергают Христа, а из слов Пинкертона становится ясно, что оба писателя пишут о одних и тех же людях. Откуда берут свое начало русские хранители субботы? Очевидно, что не от Реформации 16 века, поскольку на тот момент времени они уже существовали около ста лет. Мы узнали, что во времена Темного Средневековья вальденсы были рассеяны по многим странам Европы. Тоже можно сказать и о людях, называемых катарами, если только мы говорим не об одной и той же группе людей. Так вот, мы обратили внимание на тот факт, что они были рассеяны по Польше, Литве, Славонии, Болгарии, Албании и Сарматии. Сейчас эти страны входят в состав Российской империи (на момент написания книги, прим. ред.). До начала времен Лютера в России было много верующих, соблюдающих субботу. Как мы уже увидели, субботу Господню чтили древние вальденсы и катары. В действительности, все что было сказано о русских почитателях субботы, о выполнении ими обряда обрезания и следовании церемониальному закону, было сказано и о катарах, и о выходцах из вальденсов, называемых пассагиниянами. Можно ли теперь сомневаться, что в их лице мы видим предков русских хранителей субботы пятнадцатого века? Вот что утверждает мистер Максон: «На основании историографии Росса «Картина всех религий» мы видим, что в Германии люди соблюдающие субботний день появляются в конце пятнадцатого или начале 16 веков». Их численность должна была привести их к созданию организованной структуры и привлечению внимания. Большое число этих людей образовали церковь и эмигрировали в Америку, на заре еёзаселения». Мистер Аттер пишет о соблюдающих субботу в Германии и Нидерландах: «В Германии следы соблюдающих субботу приводят нас к началу 16 века. Древние Нидерландские описания жизни мучеников повествуют о баптистском служителе Стефане Бенедикте, отчасти известном совершением обряда крещения во время жестоких преследований в Нидерландах, который, по словам авторитетных источников, чтил седьмой день недели как субботу Господню. Одной из крещенных им людей была Барбара фон Тирс, жена Ханца Борцена, казненная 16 сентября 1529 года. На суде она отреклась от идолопоклоннических таинств священника и от мессы». Мы приводим ее исповедание веры, сделанное относительно воскресных и святых дней: «Бог повелел нам покоиться в седьмой день (сказала она). Она не нарушила этого – но с Божьей помощью и по Его милости осталась верна Божьему повелению даже до смерти, потому что в этом проявляется истинная вера и правда во Христе». Вот, что написано о другой мученице Кристине Толингерин: «О святых и воскресных днях она сказала: «За шесть дней сотворил Господь землю, а на седьмой день он отдыхал. Другие святые дни были установлены папами, кардиналами и архиепископами». В это время во Франции тоже были люди, соблюдающие субботу: «Во Франции тоже жили христиане, принадлежащие к этому классу людей, среди которых был М. де ла Рок, отстаивавший субботу перед Боссюэ, католическим епископом Мо». Доктор Уолл, в своём знаменитом историческом труде о крещении младенцев называет М. де ла Рока «образованным во всех отношениях», но находящимся в большом заблуждении человеком, который утверждает, что «первые церкви не крестили младенцев». Достоин внимания факт, что соблюдающие субботу всегда придерживаются библейского принципа крещения, символизирующего погребение кающегося верующего в водной могиле. Ни один из тех, кто поддерживал учение о крещении младенцев или крещении окроплением, не святил субботний день. В наше время установить историю возникновения субботников в Англии практически невозможно, однако приверженность этого класса людей доктринам о крещении в зрелом возрасте и о соблюдении субботы Господней, является убедительным доказательством того, что их предками были гонимые еретики времен Темного Средневековья, а не реформаторы 16 века, сохранившие обряд крещения младенцев и празднования воскресного дня. О том, что эти еретики в большом количестве и на протяжении долгого времени жили в Англии, свидетельствует Кросби: «Судя по всему, во времена Вильгельма Завоевателя (1070 н.э.) и его сына Вильяма Руфуса вальденсы и их последователи из Франции, Германии и Нидерландов неоднократно находили прибежище в Англии…Берингарианцы или, как их называет летописец, вальденская ересь, примерно в 1080 году н.э. развратили своим учением всю Францию, Италию и Англию». Об английских субботниках Максон писал: «В Англии, соблюдающие субботу появились очень рано. Доктор Чэмбер пишет, что: «Они возникли в Англии в 16 веке». Из этого мы узнаем, что в королевстве к тому времени, они сформировались в отдельную религиозную организацию». Вот, что пишет о происхождении субботников в Англии Бенедикт: «Мы не можем сказать точно, когда в королевстве начали образовываться церкви баптистов седьмого дня, но скорее всего это произошло в ранний период его существования. Хотя эти церкви никогда не были многочисленными, но на протяжении почти двухсот лет в их среде появлялись чрезвычайно выдающиеся люди».
|