Урок № 6 Покорение будущей вселенной |
В нашем последнем уроке, начав со второй главы послания к евреям, мы выяснили, что «слово спасения», "быв сперва проповедано Господом", было поручено людям. Все, кто слышит эту весть, призваны делиться ею с другими, говоря о том, что они видели и слышали о Господе. Этот труд, хоть и поручен людям, тем не менее, является Божьей работой, ведь только "тот, кого послал Бог, говорит слова Божьи"; и поэтому Бог свидетельствует им, точнее, Бог свидетельствует через них, посылая "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле" Но почему эта работа поручена людям, вместо ангелов, вместо тех вестников Божьих, которых Он посылает со скоростью света и с силой могущественных ветров? В этом уроке Священные Писания дадут нам ясный ответ на этот вопрос. "Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему..." (К Евреям 2:5-8). "Будущая вселенная". О какой "будущей вселенной" идёт речь? И где находится автор этого послания, говоря о ней? Ответ на этот вопрос содержится во 2-м послании Петра (3:13): "Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает праведность" (дословный перевод). И ещё: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали". "И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое". "Побеждающий наследует все". (Откровение 21:1, 5, 7). Будущая вселенная (дословно "будущий мир" - прим. пер.) - это новая земля, и мы уже читали её описание в первой главе послания к евреям (стихи 10-12), где сказано, что нынешние небеса и земля обветшают как риза, свернутся как одежда и изменятся, то есть, будут заменены новыми. Таким образом, мы видим, что "будущая вселенная, о которой говорим" - это новое небо и новая земля, на которой должна обитать праведность. Кому покорить? "Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим". Но покорял ли Бог этот мир кому-либо вообще? Если нет, то нет смысла в упоминании ангелов как тех, кому он не был покорён. Более того: заметьте закономерность в том, что апостол говорит о проповеди Евангелия, о проповеди «слова спасения». Оно сперва было проповедано Господом, и теперь поручено слышавшим от Него, то есть людям, потому что «не ангелам Бог покорил будущую вселенную». Мы ясно видим причину, по которой проповедь Евангелия поручена людям: именно людям "Бог покорил будущую вселенную". Но мы не оставлены без объяснений по этому поводу, потому что нам ясно показано в предыдущих текстах, когда это было сделано. Когда это было сделано? "Некто негде (а именно в восьмом псалме) засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено" (Евр.2:6-8). В самом начале, когда Бог сотворил небо и землю, когда они были совершенно новыми, Он сказал: "... сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1:26) И Бог исполнил то, что говорил, как мы читаем в стихе 23-м, а также в Псалме 8-м, из которого апостол цитирует: "поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями..." (Пс.8:7-10) Что же было отдано в полное владычество человеку? Это была "будущая вселенная, о которой говорим" (дословно - "будущий мир" - прим. пер.), то есть новое небо и новая земля, на которой обитает одна только праведность. Совершенное владычество, совершенное подчинение. Мы изучаем владычество, данное Богом человеку вначале, не ради простого любопытства, а для того, чтобы больше узнать о силе Евангелия, и о той силе, с которой мы призваны Богом провозглашать это Евангелие. Человеку было дано владычество. Это значит, что он был поставлен царём, и царство его включало в себя небо и землю, которые Бог только что сотворил. Более того, он был увенчан славой и честью. Венец - это символ царства, а характерные черты венца указывают на особенности царства. Поэтому человек был коронован царём славы. Он был сотворён славным, и был поставлен над славным царством. Птицы, животные, рыбы, и даже сама земля были подчинены человеку. Сейчас мы этого не видим, но признаки этого владычества время от времени становятся очевидными, особенно в жизни Иисуса Христа. Когда Он был в пустыне с дикими зверями (Марка 1:13), они не причиняли Ему никакого вреда. Ветры и водные стихии подчинялись Ему (Матфея 8:27). Масличное дерево также исполнило Его повеление (Марка 11:13,14,20). Молодой осёл, никогда не возивший на себе людей, провёз Его через восклицающую и махающую пальмовыми ветвями толпу так, как будто он был хорошо обученным опытным лошаком (Марка 11:1-9). По слову Илии небо не давало ни дождя, ни росы, а потом по его же слову пошёл обильный дождь (3Царств 17:1, Иакова 5:17,18). Бог давал распоряжения воронам служить Илии, принося ему пищу, и они дважды в день в течение долгого времени приносили человеку Божьему еду, исполняя свои обязанности с такой верностью, которой может позавидовать любой человек (3Царств 17:1-6). Бог повелел большой рыбе приплыть и проглотить непослушного Иону, и опять же по слову Господа, она извергла его на сушу (Ионы 1:17;2:10). Даниил в яме со львами чувствовал себя также безопасно, как и у себя дома (Даниил 6:16). Во всех этих событиях мы видим следы совершенного владычества, которое человек имел в самом начале. Человек как представитель Бога на земле. Кто-то может сказать, что все эти события являются доказательствами силы и владычества самого Господа. И это будет чистой правдой, но это не значит, что эти события не имеют никакого отношения к нашей теме. "Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога" (Псалтирь 61:12). "Нет власти не от Бога..." (К Римлянам 13:1). Хотя владычество над делами Божьих рук было дано человеку, он мог управлять этим владычеством только силой Божьей. Ведь Бог царит над всем. Он - "Царь царей". "Ибо Господне есть царство..." (Псалтирь 21:29), а нашим ежедневным исповеданием должны быть слова: "Твоё есть царство…". Бог не отдалялся от этой части вселенной, когда передал её Адаму во владычество. Ни в коем случае. Наоборот, Его намерением было управление этим миром через человека. " Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель" (Исаия 45:15). Он "кроток и смирен сердцем" (Матфея 11:29), и заинтересован в благополучии других больше, чем в Своём собственном. Какой изумительный Бог! Подумайте о Творце вселенной, который передаёт Свою честь и славу другим, и находит в этом высочайшее удовлетворение. Таков и есть наш Бог: всё, чего Он ожидает от нас, есть в Нём самом. Поэтому Богу было угодно, чтобы в этой части Его царства люди были Его представителями. Дело не в том, что человек был призван занять место Бога (потому что это невозможно), а в том, что Бог желал царить в человеке и через человека. Слово стало плотью. Христос пришёл "всё восстановить". Мы не сможем понять "высокое призвание Бога во Христе Иисусе", пока мы не взглянем на «первого человека Адама» в его положении, до которого (и даже больше) мы должны быть восстановлены во Христе, Который "пришёл взыскать и спасти погибшее". Всё было создано словом Божьим. "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть..." (От Иоанна 1:1-3) "Ибо в Нём было всё создано", "Он есть прежде всего, и все Им стоит" (К Колоссянам 1:16,17, точный перевод). Всё исходит от Него и содержится Его жизнью, так что даже горы, говоря словами псалмопевца, "родились" (смотри Псалтирь 89:3). Его слово - это жизнь; поэтому, когда Бог сказал: "Да произведёт земля траву", это слово стало травой. Когда этим же словом был сотворён человек, - "слово стало плотью". Так Адам стал "сыном Божьим" (Луки 3:38), хотя и был "прахом земным". Бог исполнил его Своим Духом, и поставил его над делами рук Своих, наделив его всей властью на земле и на небе, другими словами, наделив его всей небесной властью, которая связана с этой землёй. В этом мы убеждаемся, когда читаем о его власти над птицами небесными. Но эта власть не принадлежала самому человеку, потому что он был "прахом земным". Эта власть была властью слова Божьего, проблески которой мы видим во власти Илии над воронами. Эту власть и владычество Христос намерен вернуть верующим в Него, ибо "Царство и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего..." (Даниил 7:27). Христу как "Сыну Человеческому" отдана вся власть на небесах и на земле, чтобы Он мог передать её нам; но эта тема уже не входит в план данного урока. "Что есть человек?" На этот вопрос нам нужно обязательно дать ответ, и этот ответ важно помнить всегда. "Господь Бог создал человека из праха земного" (Бытие 2:7). Дословно написано так: "... сформировал человека, - прах земной". Вот почему Бог мог сказать человеку: "Прах ты..." Бог взял прах, и поставил его над делами рук Своих. Во всей своей славе и чести человек был всего лишь прахом. Вся сила, и, соответственно, слава, принадлежали Богу и исходили от Него. Насколько изумительна сила Божья! Он может управлять миром посредством горсти праха! Неудивительно, что Он "не презирает сердца сокрушённого и смиренного" (Псалтирь 50:19), то есть сердца, которое представляет собой обычный прах, сердца кающегося, понимающего свою ничтожность, сердца, постоянно сознающего, что оно - прах земной, то есть ничто. Бог "не презрит" такого сердца, потому что у Него нет ничего и никого незначительного, ведь Он может с помощью этого незначительного творить потрясающие чудеса. Его слава заключается в том, что Он творит величайшие дела посредством самых смиренных инструментов. Тот факт, что Бог сотворил человека из праха земного, и увенчал его славой и честью, поставив его над делами рук Своих, является полным радости и силы для обращённой души. Из истории о сотворении человека мы убеждаемся в том, что Бог может превратить кающуюся душу в "новое творение" во Христе. Человек - ничто; Бог - всё. Познавший эту истину имеет ключ ко всей мудрости вселенной. Евангелие - сила Божья. Евангелие - это "сила Божия ко спасению всякому верующему..." (К Римлянам 1:16). Однако вечная сила Бога видна "через рассматривание Его творений" (Римлянам 1:20). В истории творения открывается сила Божья, а следовательно, и Евангелие, которое таким образом несёт "силу Божью ко спасению" и творит новых людей, или "новое творение". Но "благовествование вашего спасения" является также "словом истины" (Ефесянам 1:13). Поэтому сила Евангелия заключается в силе этого "слова", ведь именно сила слова сотворила небо и землю, и подарило людям владычество над ними. Именно людям, а не ангелам, доверено Евангелие. Это значит, что "слово", порученное людям для его провозглашения, является словом, которое творит. "Будущая вселенная" - это мир, над которым Бог даровал человеку владычество в самом начале. Это владычество будет полностью восстановлено с помощью Евангелия. Однако последующая слава человека превзойдёт прежнюю, потому что попытки сатаны отменить Божий план только дают Богу возможность показать Свою силу ещё более изумительным способом. Вначале Бог управлял миром через человека, который, хотя и был прахом, но имел величественные черты и был совершенным во всех отношениях. Сатана задумал показать Богу, что Тот не может справиться с этой задачей, и теперь Бог доказывает, что Он сможет справиться с этой задачей, да ещё и с помощью людей, которые настолько низко пали, что в их деградированном состоянии их порой трудно даже назвать людьми. "Все, что делает Бог, пребывает вовек..." (Екклесиаст 3:14). Следовательно, Бог, даровав когда-то человеку владычество над землёй, не забрал обратно этот дар, но, во исполнение Своих вечных намерений, поручил человеку труд проповеди Евангелия, посредством которого всё снова станет "новым творением". Вот почему Евангелие не было поручено ангелам; «не ангелам Бог покорил будущую вселенную (дословно "будущий мир" - прим. пер.)». Люди могут говорить о силе Евангелия с целью обращать души, но, говоря об этом, они часто забывают о том, что сила, которую имеет само Евангелие над душами людей, измеряется силой, которую Бог дал людям для её провозглашения. Труд поручен человеку, а сила - от Бога. Поэтому Господь и говорит: "Я вложу слова Мои в уста твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: "ты Мой народ". (Исаия 51:16). Человеку было дано владычество над новой землёй в самом начале; Евангелие же - это сила, посредством которой всё опять становится "новым творением". Поэтому человеку и поручен труд проповеди Евангелия. Наделив человека этим поручением, Бог даровал ему власть над "будущей вселенной" (будущим миром - досл. пер.).
|