Свобода во Христе - христианский проект

Среда, 19 июня 2024
Урок № 16 Покой в Боге PDF Печать E-mail

Прежде, чем начать 4-ю главу послания к евреям, мы кратко повторим третью главу, потому что, хотя мы и наткнулись на название следующей главы, тем не менее, предмет обсуждения не изменился ни в какой степени. Невозможно понять четвёртую главу, если третья глава не усвоена должным образом.

Вначале третьей главы мы узнаём о доме Божьем, главным правилом которого является верность. "Бог верен", и Христос как Сын, был верен в Его доме, как и Моисей был верен в нём как раб. Мы - дом Божий, если только мы храним своё упование, то есть, если мы будем верными до конца.

Если мы проявляем такую верность, то мы найдём покой в Божьем доме, ибо дом Божий – это ничто иное, как место покоя. Когда Ноеминь обратилась двум своим снохам с просьбой вернуться к своему народу, ввиду её возвращения в Иудею, она сказала так: "да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище (дословно "покой") каждая в доме своего мужа!" (Руфь 1:9). Бог состоит во многих видах отношений со Своим народом, и Он верен во всех этих видах отношений, так что Его смело можно назвать Отцом, Братом, Царём и даже Мужем, ибо Он называет Себя "женатым" на «доме Израилевом». Поэтому Он даёт нам и благословение покоя в Своём доме. Мы становимся членами Божьей семьи верой (это "домостроительство веры" - Галатам 6:10, досл. пер.), а вера приносит покой, о чём мы узнаём из выражения "они не могли войти (в покой) за неверие" (Евреям 3:19)

Древний Израиль, как и люди наших дней, видел дела Господа, но не познал Его путей, и поэтому не вошёл в Его покой. Нет нужды говорить о том, что невозможно войти в покой Господень, пребывая в невежестве относительно Его путей. Это и так понятно. Знать Бога - это и есть вечная жизнь. Не существует никакой вечной жизни, кроме как в познании Его; но вечная жизнь - это вечный покой, поскольку вечная жизнь - это вечная молодость. Она непобедима. Жизнь - это свет, "и свет во тьме светит, и тьма не угасила его" (англ. пер.). Чем темнее тьма, тем ярче истинный свет. Поэтому покой, о котором идёт речь - это Божий покой, - единственный настоящий и вечный покой, который присутствует только в жизни самого Бога. Этот покой познаётся в практическом, экспериментальном познании Его путей.

Характеристики покоя.

Покой должен сменять труды. Вообще-то покой предполагает труды. Но более того: покой означает оконченные труды. Никто не может покоиться от трудов, которые ещё не закончены. Правда, что мы можем делать перерывы в нашем физическом труде на время, но мы не можем иметь покоя от каких-то трудов до тех пор, пока не закончим их. Мы можем говорить, что мы покоимся, но если мы снова должны спустя время приступать к этой же работе, - это показывает, что мы не покоимся от своих трудов. Более того: никто не может покоиться от незаконченного задания, даже откладывая на время свои труды. Его ум не будет иметь покоя. При наступлении вечера, видя неоконченную работу, которую нужно было сделать до наступления ночи, но которая ещё не окончена, наш покой не будет удовлетворительным. Мы сожалеем о чём-то, что было в прошлом, и волнуемся за будущее, и хотя мы укладываем свои тела в постель, наш покой нарушен. Нельзя отрицать, что

Как бы мы ни потрудились, -

Что-то да не получилось,

Что-то да не совершилось,

Отложилось на потом.

У кровати, у ступеней,

На пороге, у ворот,

Угрожая иль моля,

Словно нищий оно ждёт.

Ждёт всё, ждёт, и не отступит,

Ждёт, и не откажется,

И вчерашняя забота

Тяжким грузом кажется.

Тяжелее станет бремя

Поутру от всех забот,

Что собрались в ожиданьи

Исполненья своего.

День за днём лишает сил,

Убивает вдохновенье

Груз того, кто не просил

Божьего благословенья.

(от изд. Перевод стихотворения произвольный)

Совершенный труд.

Для того, чтобы иметь реальный, совершенный покой, необходимо нечто более, чем просто окончание работ в обычном смысле этого слова. Сама работа должна быть выполнена совершенным образом. Именно это подразумевается под выражением "совершённая работа", ибо никакую работу нельзя назвать "совершённой" до тех пор, пока она не будет сделана в совершенстве. Но когда работа сделана именно таким образом, за этим обязательно последует покой, ведь невозможно после такой работы не иметь покоя. Как же приятен этот покой! Как он радует сердце! Чего не отдашь за этот покой? А теперь подумайте о таком же покое, но который длится не час, и не день, а целую вечность! Этот покой принесёт небеса даже на эту ветхую землю!

Покой, неведомый этому миру.

Такой покой этот мир не в состоянии дать, потому что ему он неведом. Ни один человек не может обрести его посредством своих собственных трудов, потому что ни один человек не может (как вы понимаете) выполнить совершенную работу. "Каждый человек в своих самых лучших стремлениях - совершенная суета" (Псалтирь 38:6, анг. пер.) "Вся праведность наша - как запачканная одежда" (Исаия 64:6). Последующие слова относятся ко всему миру: "все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного" (К Римлянам 3:12), "потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" (К Римлянам 8:7). Каждый человек может сам убедиться в этом. Ещё никто в этом мире не сделал такого дела, которое невозможно было бы усовершенствовать, или в котором нельзя было бы усмотреть возможности для усовершенствования. Изобретая какую-то машину, человек после этого тратит всю свою жизнь на её усовершенствование. Как только кто-то напишет хорошую книгу, вскоре обнаруживается, что эта книга требует нового издания. Какой человек ни разу в своей жизни не сказал: "Если бы у меня была возможность, я бы сделал это лучше", или "Если бы у меня была возможность, я бы прожил свою жизнь не так"? Как же такой "плотский ум" может иметь покой от своих трудов? - Это невозможно, потому что его труды всегда несовершенны, недоделаны, и поэтому всегда требуют какой-то доработки. Так мы и трудимся, стараясь в своих напрасных попытках достичь совершенства, чтобы обрести покой душам нашим. Все эти старания в конечном итоге напрасны, ведь чем больше мы вкладываем трудов и стараний, тем больше мы вредим и портим свои же собственные дела. "Нечестивые - как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь" (Исаия 57:20). Пытаясь тщетно достигнуть покоя посредством своих собственных усилий, грешник может трудиться до самой могилы, буквально утомившись от этого труда до смерти.

Совершенный покой с Богом.

"Бог! - Непорочен путь Его" (Псалтирь 17:31). Он всё делает совершенным образом, и при том делает всё это с первого раза. "Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, - и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его" (Екклесиаст 3:14). Бог никогда не должен будет сказать: "Если бы Я мог сделать это снова, я бы усовершенствовал кое-что". Его благость неисследима, и Его праведность пребывает вовек. И Он отдал Себя Самого нам, чтобы мы были причастниками Его совершенства. "Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!" (Псалтирь 30:20). Поэтому Христос, являясь "полнотой Божьей", чьё имя "Бог с нами", говорит: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (буквально «дам вам покой»); возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (От Матфея 11:28-30)

Покой веры.

Божий дом полон покоя. Его дом - мы, если "упование, которым хвалимся, сохраним до конца" (Евреям 3:6). Следовательно, покой приходит через веру. Это вполне понятно из того факта, что человек не может найти покой в себе самом. Покой совместим только с кротостью и скромностью. Человек должен признать истину, согласиться с тем, что в нём самом нет ничего доброго, прежде чем он сможет получить совершенство, даруемое только Богом. "Ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели" (Исаия 30:15). Это верно. Люди наших дней, подобно древнему Израилю, "не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией" (К Римлянам 10:3). Люди, соглашающиеся с тем, что они не могут выполнять в совершенстве и в достаточном количестве свою собственную работу, думают, что они совершенно способны выполнить работу Божью! Возникает впечатление, что работу Бога может выполнить кто угодно, и что творение может делать дела Творца!

Когда Иудеи спросили: "что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (От Иоанна 6:28,29). Ребёнок не может делать работу взрослого человека, но по сравнению с Богом самый сильный человек слабее младенца, поэтому, считая себя способным совершать Божью работу, человек только обнаруживает свою глупость. " Дело Его - слава и красота" (Псалтирь 110:3). Божий труд - это ничто иное как труд творения. Все дела Божьи делаются во Христе, "ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... и Он есть прежде всего, и все Им стоит" (К Колоссянам 1:16,17). Поэтому, кто принимает Христа, принимает тем самым совершенную работу Бога. Но мы принимаем Христа, веруя в Него (Иоанна 1:12). Христос пребывает в сердце верою (Ефесянам 3:17). Поэтому дело Божье - это вера в Того, кого Бог послал. Иудеи во дни Моисея, подобно иудеям во дни земного служения Христа, не приняли Христа, а следовательно, и покой, который может дать только Он. "Итак мы видим, что они не могли войти (в покой) за неверие" (К Евреям 3:19).

Наставление для нас.

"Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим" (К Евреям 4:1). "Ты держишься верою: не гордись, но бойся" (К Римлянам 11:20). Такое же наставление дано нам в послании к евреям (3:12): "Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого" (К Евреям 3:12) Эти наставления, в своем порядке следования друг за другом после выражения "они не могли войти за неверие", показывают нам, что этот же покой, в который они не вошли, предложен и нам. Нам сказано "смотреть", чтобы нам не лишиться того, чего лишились они. Об этом сказано ещё лучше в следующем тексте.

То же самое евангелие.

"Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших" (К Евреям 4:2). Некоторые люди, заявляющие о своей вере в Библию, отвергают тот факт, что евангелию на самом деле больше девятнадцати столетий, утверждая, что оно не проповедовалось до появления Христа на земле. Таковые фактически отвергают всякую возможность спасения для всех тех, кто жил перед первым пришествием Христа, потому что спасение возможно только через Христа (Деяния 4:10-12), а евангелие заключается ни в чём ином, как в проповеди Христа (Римлянам 1:1-3). Если в течение первых четырёх тысяч лет на земле не проповедовалось евангелие, то конечно и Христа никто не проповедовал во все эти годы, и следовательно, ни о каком спасении речи быть не может. Однако книга Псалтирь, не говоря уже об остальных книгах Библии, полна проповеди Христа. Как часто мы встречаем ссылки на "Помазанника Божьего", то есть на Христа, ибо слово "Христос" означает "помазанный"? Иисус сам свидетельствует о том, что Моисей писал о Нём (Иоанна 5:45-47), а Павел пишет: "И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило (дословно "проповедовало Евангелие") Аврааму: в тебе благословятся все народы" (К Галатам 3:8). Древний Израиль пил "одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос" (1-е Коринфянам 10:4). Но поскольку они не пили с верой, то это слово - Христос - не принесло им никакой пользы. Они роптали, и этим ропотом искушали Христа (1 Коринфянам 10:9). Существует только одно Евангелие (Галатам 1:8,9), поэтому Евангелие, которое проповедовалось им, представляет собой то же самое Евангелие, которое проповедуется сегодня и нам. Смотри 1 послание Петра (1:10-12). Большинство людей подумают, что это сказано слишком категорично, когда услышат, что им евангелие было проповедано также, как и нам, однако апостол убеждает нас в том, что евангелие проповедано нам точно также, как было проповедано и им, чтобы мы не имели больше причин для оправданий, чем они. К тому же, они первыми имели возможность принять его, а мы просто призваны принять то, что они отвергли. Иисус Христос вчера, и сегодня и вовеки тот же.

Войдя в покой.

"А входим в покой мы уверовавшие..." В доказательство этому приводятся слова: "так как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой"" (К Евреям 4:3). Не вошли, потому что не уверовали. Позитивная же сторона этой клятвы говорит нам о том, что всякий уверовавший обязательно войдёт в покой. Покой остаётся, он в нашем распоряжении, ибо он готов прийти к людям с самых дней путешествия древнего Израиля по пустыне, но они не захотели в него войти. Поэтому мы входим в этот покой, как только начинаем веровать. Это видно из текста, который уже был приведён: "Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (От Иоанна 6:29). Дела Божьи совершенны и завершены, поэтому делать дела Божьи, или иметь дела Божьи означает иметь Его покой.

Дела завершены и покой приготовлен.

Они не могли войти в Божий покой из-за неверия, "хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира". О чём это говорит? - Просто о том, что покой был уже приготовлен от самого создания мира, ведь покой означает, что все дела уже совершены. Покой следует только после того, как будут завершены все дела.

Вспомните о том, что предлагаемый покой - это покой самого Бога, и никого другого. Этот покой можно найти только во Христе, который призывает всех «труждающихся и обременённых» к Себе. Покой находится во Христе, потому что в Нём совершены все дела Божьи. Он является праведностью Божьей. Только в Нём мы найдём праведность и силу.

Христос – Агнец, закланный от создания мира. Сила креста - это творческая сила, ибо "кто во Христе, [тот] новое творение" (2-е Коринфянам 5:17), или, как говорится в более точном переводе, "где Христос - там новое творение". Итак, мы видим присутствие креста от самого создания мира.

"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (дословно "чтобы мы ходили в них")" (К Ефесянам 2:8-10). Мы созданы во Христе для добрых дел, но задолго до того, как мы были сотворены, эти добрые дела уже были приготовлены для нас. Они были "совершены от создания мира". Как только человек был создан, он уже имел всё, что было для него приготовлено. Божественная сила Бога приготовила для него всё, что нужно для жизни и благочестия. Но, как было сказано ранее, крест Христов - это творческий подвиг, поэтому на кресте Христос воскликнул: "Совершилось", провозглашая о том, что на Его кресте, и только на нём, можно найти совершенные дела, которые были приготовлены для человека от создания мира.

Какое же это славное Евангелие! Какую радость оно несёт! Дела праведности уже все "совершены", а нам нужно только принять их во Христе, и ходить в них. "Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (К Римлянам 10:4). Он победил мир (Иоанна 16:33), и в Нём эта битва уже окончилась (Исаии 40:12). Поэтому наша вера во Христа и есть "победа, победившая мир". Нет под небесами никакого другого имени, посредством которого люди могли бы одержать победу над грехом, кроме как уверовать и держаться этой веры в то, что грех и сатана уже были побеждены. Но почему же уставшие, обременённые грехом души ищут возможностей обрести праведность своими собственными силами в то время, как совершенная праведность закона Духа Жизни во Христе уже находится у них в руках? Прекратите же свои тщетные старания, и позвольте Богу действовать в вас, производя "и хотение и действие по Своему благоволению"!

Приди, уставшая душа, и обрети покой.

Прими весь мир, всю благодать, ведь там Он стал тобой.

Там, на кресте Он стал тобой, и умер за тебя,

И вновь воскрес, прославлен, принят, грешника любя.

(от изд. перевод стихотворения произвольный)

Печать совершенства.

Дела Его были совершены от создания мира. Творение и искупление - это одно и то же, как мы уже читали (в Сыне Его "мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов...Ибо в Нём всё было создано" (Колоссянам 1:11-16)). Крест Христов - это дело нашего искупления, которое представляет собой сотворение заново. Всё это было "совершено" - эти дела были закончены, - ещё от создания мира. Как можно в этом убедиться? - "Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: "не войдут в покой Мой"" (К Евреям 4:4,5). "Бог покоился в день седьмой от всех дел Своих". Это и есть доказательство тому, что эти дела были завершены, и что покой уже был. Как только дела "совершаются", за этим следует покой. Так и произошло в седьмой день. Пятый текст данной главы в своей связи с четвёртым текстом показывает нам, что тот же самый покой, который иудеи отвергли своим неверием, Бог сейчас предлагает нам.

"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исход 20:8-11).

После слов о каждом дне творения мы читаем "И Бог увидел... и это было хорошо". В завершение каждого дня эта работа была предельно совершенной. Однако эта работа была ещё неоконченной, и поэтому Бог не мог покоиться от этой работы до самого завершения шестого дня творения. После этого же Бог покоился, и таким образом седьмой день стал печатью совершенства, или завершённости. Поэтому когда мы, блуждающие по жизни без Бога, утомившиеся от наших собственных дел, приходим к Богу через крест Христов, мы становимся новым творением. Он даёт нам Свою субботу в качестве печати совершенной праведности, которую Христос произвёл за нас. Поэтому, поскольку суббота является памятником творения, - творения совершенного и полного, а крест Христов производит "новое творение", из этого следует, что суббота является памятником и залогом искупления кровью Его.

Только верой.

"Благодатью вы спасаетесь через веру". Дело Божье - веровать (Иоанна 6:29). Поскольку дело Божье уже завершено и совершенно, то верой мы и входим в покой. Поэтому суббота не заменяет веру, а является знамением веры. Без веры невозможно соблюдение субботы, ибо Бог говорит, что неверные (неверующие) не могут войти в Его покой. Поэтому тот, кто заявляет о своём соблюдении субботы Господней, и в то же время не доверяет полностью Христу в вопросе праведности, только делает вид, что он является христианином. Он имеет только "вид благочестия", не имея "его силы". Мы не соблюдаем субботу для того, чтобы спастись. Мы соблюдаем её потому, что мы спасаемся. Покой Божий - это и есть спасение. И те, кто не знает покоя и мира в Боге через Господа Иисуса Христа, не знает, что такое истинное соблюдение субботы, хотя таковые и могут формально покоиться в последний день недели. Господь убеждает нас в том, что все, по-настоящему соблюдающие Его субботу, будут радоваться в Господе (Исаия 58:13, 14). Поэтому суббота означает "радость в Духе Святом".

Нам нужно отложить дальнейшее изучение этого предмета до следующей недели. На данном же этапе мы можем сделать следующий вывод: Точно также как каждый день Божьей творческой недели был совершенным, так и суббота появилась как венец этого совершенства после того, как всё было окончено. Но несмотря на это, многие люди, которых Бог преобразует в Своё подобие сегодня, ещё не получили истинного света о субботе, или знакомы с этой истиной только формально, а не реально. Эти люди совершенны в Божьих глазах. Работа благодати началась в них, а «Начавший доброе дело в них будет совершать его до самого дня Господа Иисуса». Настанет тот благословенный день, когда они увидят истину о субботе во всей своей славе, и в этот день они познают, что такое «радоваться радостью неизречённою и преславною», радостью большей, чем они могли радоваться и о которой они могли мечтать всю свою предыдущую христианскую жизнь. Они даже не подумают считать эту истину бременем, возложенным на них, поскольку покой не может быть бременем по определению. Они обрадуются субботе как славному дару, который Бог желает разделить с Ними лично.