Урок № 19 Истинное исповедание веры |
Как это происходит? Мы подходим к завершению четвёртой главы послания к евреям. Тема покоя, который ещё остаётся для всех верующих, уже довольно подробно рассмотрена, хотя ни в коем случае не исчерпана, и мы переходим от наставления "постараться войти в покой оный, чтобы никто не оказался опоздавшим за неверие", к последующей вести, цитируя её из пересмотренной версии перевода, где она передана более точными словами. Нам следует "постараться", или "потрудиться", чтобы войти в Божий покой," Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, но без греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (К Евреям 4:12-16, R.V.) Вопросы к тексту. - К какому "старанию" мы призваны? - "Войти в покой". - Как же нам войти в этот покой? - "А входим в покой мы уверовавшие" (стих 3) - В чём же заключается это "старание", или работа, с помощью которой мы входим в покой? - "вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (От Иоанна 6:29) - Как приходит вера? - "Вера приходит от слышания, а слышание от Слова Божьего" (Рим 10:17) - Какие есть доказательства тому, что покоиться в слове Божьем не означает бездельничать? - "Ибо слово Божье живо и действенно (по-гречески "енергес" - дающее энергию)" - Насколько это слово остро? - "Острее всякого меча обоюдоострого". - Что оно делает, подобно обоюдоострому мечу? - "Проникает до разделения души и духа, составов и (костных) мозгов". - Что сказано о понимании этого слова? - "Оно судит сердце" - Кто является воплощением слова Божья? - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца" (От Иоанна 1:1,3,4,14). - Что можно сокрыть от этого "Слова"? - " И нет твари, сокровенной от Него" - В каком положении все находятся перед Ним? - "Все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет". - Кем же является это вездесущее всеведущее "Слово"? - "Великим Первосвященником" - Где Он совершает Своё служение? - Он "прошёл небеса" (или "прошёл в небеса"). - Какое это имеет отношение к нам? - "Мы имеем великого Первосвященника" (Эти слова приведены из обычного перевода из-за их удачной формулировки.То же самое написано и в пересмотренном переводе, но такими словами, которые не позволяют дать прямой ответ на данный вопрос). - Что же нам следует делать ввиду того, что мы имеем такого великого Первосвященника? - "Будем крепко держаться исповедания нашего". - Какого же "исповедания" нам нужно "крепко держаться"? - " Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших" - Насколько Он знаком с нашими немощами? - Он "подобно нам, искушён во всём". - Как Он прошёл через эти искушения? - "Без греха". - Что мы можем делать по этой причине? - "Приступать с дерзновением к престолу благодати". - В чём мы можем быть уверенными? - Что обретём милость и благодать для благовременной помощи. Покой - это не безделье. Покой, который ещё "остаётся" для народа Божьего, обретается полным принятием слова Божьего. "Слово Христово", которое названо "Духом и жизнью" (Иоанна 6:63), ожидает того, чтобы ему позволили обитать в душе в полной мере (Колоссянам 3:16). "А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (К Римлянам 4:5), а вера приходит от слышания слова Божьего (Римлянам 10:17). Однако это не означает праздность и безделье тех, кто верит в это слово. Ничего подобного. Потому что вселяющееся в нас "слово Божье живо и действенно" (Евреям 4:12). Греческое слово, переведённое как "действенно", или в другом переводе "активно", представляет собой слово, буквально переведённое как "энергично". Другими словами, само слово Божье - это сила, и поскольку это слово не только живо, но и само является жизнью, оно открывается нам как сама жизненная сила. От него исходит вся сила, которая есть во вселенной. Христос поддерживает всё "словом силы Своей" (Евреям 1:3). Всё существующее обязано своим существованием слову Божьему, и тем не менее всё существующее в природе полно жизни и интенсивной активности. Всё находится в движении. Поэтому душа, которая покоится полностью на слове Божьем, и наполнена им, будет такой же активной в деятельности, предназначенной ей Богом, как и любое другое творение Бога. Сам Бог будет производить в таком человеке «и хотение и действие по Своему благоволению». Меч духа. Меч Духа - это Слово Божье. Этим Словом является Христос, и в книге Откровение Он показан нам с обоюдоострым мечом, выходящим из Его уст (Откр. 1:16). Этот меч острее любого обоюдоострого меча на земле, потому что самый острый земной меч может только пронзить тело, разделив его на части, а этот меч проникает в каждую клеточку тела, а также и духа. Слово Божье - наша жизнь. В послании к евреям (4:12,13) нам сказано о пребывании Христа, "Божьей силы и Божьей премудрости". Слово Божье, проникающее даже до разделения души и духа, составов и (костных) мозгов, и судящее помышления и намерения сердечные - это Слово, ставшее плотью. Мы "им живём, и движемся и существуем". Христос говорит: "Я есмь Жизнь". Каждый удар пульса - это проявление Его жизни. Он и есть наша жизнь, которая является "светом людям", и которая "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоанна 1:4,9). Везде, где есть жизнь, там присутствует Христос, потому что Он и есть "Жизнь". "Им всё стоит". Совершённое разделение. Поскольку это "Живое Слово" является жизнью всякого человека, из этого следует, что оно различает мысли и намерения сердца. Бог знает, потому что Он чувствует. Нет ничего, что происходило бы с человечеством, что не касалось бы и Его. "Он знает состав наш", не просто потому, что Он создал его, а потому что Он содержит его. Каждое движение, каждая мысль, которую мы имеем, мы имеем благодаря Слову, которое "стало плотью", поэтому Он понимает наши мысли даже лучше нас самих, поскольку Он обладает более острой чувствительностью. Наши сердца могут обманывать нас самих, но не Его (Иеремии 17:9). "Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно" (Псалтирь 138:1,2,4). Почему Он всё знает? - Потому что Он присутствует при этом, побуждая нас к добру, когда мы уступаем Его влиянию, и переносит всё зло, когда мы "подавляем истину неправедностью". Поэтому "всё обнажено и открыто пред очами Его. Ему дадим отчёт". Это разделение происходит каждое мгновение. Время суда обязательно настанет, но настанет оно не для того, чтобы показать нам Господа. В любое мгновение, когда бы мы ни заглянули в это Слово, мы сможем увидеть в нём точное отражение себя самого. Наше исповедание. "Итак, имея (дословно "видя, что мы имеем") Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]". Что же такое "исповедание веры", которого мы призваны твёрдо держаться? О нём сказано в двух предыдущих текстах. Исповедание - это всего-навсего признание истины. Великая истина, или "Благая весть великой радости" для всех людей заключается в том, что "Иисус Христос пришёл во плоти" (1 Иоанна 4:2). Любой, исповедующий эту истину, как пишет апостол, "есть от Бога", потому что он "от истины", которую мы изучали насчёт живого и действующего Слова, проникающего в каждую клеточку. Прочтём из послания к римлянам (10:8,9), где о Христе как об этом "Слове" сказано: "Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению". "Но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем (для какой цели?), чтобы исполнять его" (Второзаконие 30:14). Следовательно, это Живое Слово пребывает в устах и в сердце каждого грешника, чтобы тот мог исполнять его. Вот как близко Бог принёс Свою спасительную благодать всему человечеству. "Он не далеко от каждого из нас". Да, Он очень близок, пребывая даже в самих наших сердцах и в устах, "скорый помощник в бедах". Чтобы никто не думал, что такое нельзя говорить о грешниках, мы обратим внимание на последующие факты, связанные с данными Библейскими истинами: Никто не сможет сделать что-то истиной при помощи исповедания её; истина не становится фактом оттого, что кто-то исповедует её; как раз наоборот: истину исповедуют именно потому, что она уже является фактом. Поэтому исповедание Христа - это всего лишь согласие с уже существующим фактом, фактом того, что Он "пришёл во плоти". "Близко к тебе слово - в устах твоих и в сердце твоём" - то есть в твоей плоти. Только исповедуй этот факт, "и спасёшься". Эти истины учат нас присутствию Христа в каждой душе, Христа, ожидающего нашего признания, чтобы спасать нас. "Какая же разница в таком случае между грешником и христианином?" - Разница просто колоссальная. Разница такая, как между небом и землёй. Христос пришёл во плоти, - то есть во всё человечество, ибо всякий человек - плоть (Бытие 6:3), но в то время, как в грешнике Он пребывает неузнанным и непризнанным (ведь тот "подавляет истину неправедностью" (Рим 1:18)), в христианине Он пребывает "верой" (Ефесянам 3:17). Разница между нераскаянным грешником и христианином - это разница между человеком, пользующимся дарами Божьими без какого-либо признания Подателя этих даров, присваивая себе Божью славу, и человеком, признающим Господа как свою силу, и отдающим всего себя под Его контроль. Возьмите любого грешника, откройте ему истину, которая касается каждого, истину о том, что он живёт совсем не своей силой, истину о том, что Христос - единственная жизненная сила, и побудите его жить в постоянном признании этого факта, и он сразу же станет христианином, ибо он обязательно позволит Христу исполнять в нём Свою волю, живя в нём Своей собственной жизнью во всей полноте. Вот каким лёгким Бог сделал путь спасения: он состоит из простой покорности нашего "я" контролю той Силы, которая даёт нам жизнь. Каким славным Евангелием является эта Благая Весть для каждого грешника! Какую славную весть нам доверили для проповеди! Подумайте о радости быть способным убедить самую падшую душу в том факте, что она живёт только потому, что её ожидает спасение, если она только желает этого спасения и смирится под крепкую руку Того, кто даёт ей жизнь. Наш Первосвященник, пребывающий одесную престола величия на высоте, также присутствует Духом и в каждой плоти, имея всю власть над всякой плотью, данную Ему как на небе, так и на земле (Иоанна 17:2). Исповедуйте эту истину, и победа над этим миром будет принадлежать вам. (1 Иоанна 5:4,5). Это и есть единственное исповедание веры. Люди могут обсыпать вас лозунгами и призывами до самой седины, и оставаться прежними, неизменёнными, ибо невозможно Христа вместить в книгу или в лозунги. Исповедание веры - это не догма и не формула веры, которую можно показать в виде сценки с помощью детей. Истинное исповедание веры - исповедание Христа, - это признание и согласие с живой истиной о том, что Христос пребывает лично Духом Своим в том, кто совершает это исповедание. Каждому надлежит совершить это исповедание самостоятельно, в результате личного убеждения в истине, словами, исходящими из глубины его сердца, а не продиктованными ему другим человеком, и не только словами, но и делами, ибо пребывание Слова в нас живо и действенно. Поэтому истинное исповедание веры не является делом одного часа, а делом всей жизни, всей христианской жизни. Когда это исповедание совершается в истине, Священные Писания будут изучаться с той целью, чтобы сам исповедующий мог сознательно покориться их силе, и таким образом жить каждым словом, исходящим из уст Божьих. Ободрение "Будем твёрдо держаться исповедания нашего". Какого исповедания? - Что Иисус пришёл во плоти, в нашей плоти. Для чего? – Для того, чтобы мы имели "не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших". Повторяя это высказывание в позитивной форме, мы говорим так: "Мы имеем такого Первосвященника, который может сострадать нам в немощах наших". Оригинальное слово означает "страдать с кем-то", как оно и переведено во многих переводах. Мы имеем Первосвященника, который страдает с нами во всех наших немощах". "Он был искушён во всём подобно нам, но без греха", и Он по-прежнему пребывает в плоти (*), переживая все её слабости, неся все её немощи и грех, той же силой, которой Он нёс их восемнадцать веков назад "без греха". В этом и заключается ободрение, радость и покой для утомлённого грешника. Не стыдится. Мы читали о том, что Он не стыдится называть нас Своими братьями; Он не презирает нас. Сегодня в церкви есть фарисеи, как и во дни земной жизни Иисуса в Иудее, которые "уверены в себе, что они праведны", и уничижают других, которые смотрят с насмешкой и презрением на бедных и отверженных, и говорят: "Не приближайся ко мне, ибо я слишком свят для тебя". Однако "этот Человек принимает грешников". Несмотря на то, что ни одно пятно греха не оставило след на Его характере, Он преисполнен великой доброты и нежного сочувствия к самому отвратительному грешнику, ибо Ему знакома тяжесть греха. Он поощряет всех рассказать Ему обо всех своих испытаниях и искушениях, говоря: "Брат Мой, я знаю всё об этом; Я пережил то же самое, и я сочувствую и сострадаю тебе; доверься Мне, и я буду действовать в тебе той же самой силой, которой Я был сохранён от греха". Кто не полюбит такого нежного и любящего Спутника и Друга? Когда мы узнаём Иисуса таким, какой Он есть, мы найдём Его самым дружелюбным из всех существ во вселенной. Мы можем рассказать Ему всё, и Он никогда нас не предаст. Грех, исповеданный перед Ним, сохранится в секрете навсегда, никому другому не будет позволено узнать о нём. Сатана, враг душ человеческих, будет искать этот грех, чтобы выдвинуть обвинение против нас на суде, желая нашей погибели, но не сможет найти его; и даже сам Господь забудет о нём. (*)прим. от издателей ___________________________________________________ Мы воспринимаем выражение автора: «Он по-прежнему пребывает в плоти», как аллегорию. Речь не идёт о том, что Христос пребывает «физически» в наших клетках. Ведь выше в разделе «Наше исповедание» он говорит: «Христос пребывает лично Духом Своим в том, кто совершает это исповедание». Именно Своим Духом Иисус и воздействует на нас. Дерзновение. "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи". С дерзновением буквально означает "свободно, не смущаясь говорить обо всём". Говорите, не бойтесь обращаться к Нему, ибо Он Сам вкладывает слова в ваши уста. Он сказал: "О чём ни попросите во имя Моё, Я то сделаю" (Иоанна 14:13). Вы никогда не сможете высказать слишком большую и слишком дерзкую просьбу, ибо Он "действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (К Ефесянам 3:20). И вы можете быть уверенными в том, что Он совершит всё, что способен совершить, ибо Он отдал Свою жизнь в залог, и всё принадлежащее Ему принадлежит и вам в Нём (К Евреям 4:16).
Душа, в Иисусе нашедши покой, Не будет угрюма пред долей лихой Душа та пред силами бурь и скорбей Становится в Боге сильней и сильней.
(от изд. перевод стихотворения вольный)
|