Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
ГЛАВА ВОСЬМАЯ PDF Печать E-mail

 

КРИЗИС АДВЕНТИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: СЕССИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 1893 ГОДА

Сессия Генеральной Конференции 1893 годы занимает следующее по важности место за сессией 1888 года в попытке установить - было ли принято послание. Сторонники теории принятия послания оценивают сессию 1893 года следующим образом: "Именно на сессии Генеральной Конференции 1893 года свет оправдания через веру одержал величайшую победу" (Christtian, op.cit., р.241).

Для того, чтобы понять природу этой "победы", мы рассмотрим письменные отчеты этой сессии. Согласно свидетельству Елены Уайт, "победа", достигнутая на ней, была победой сатаны (cf.l SM, 234, 235). Небесный дар позднего дождя был отнят. События, происходившие на той сессии, имеют огромное значение для нас сегодня.

Сразу же после ее открытия вопрос о послании 1888 года стал преобладающим по важности. За несколько месяцев до этого в "Ревью" было напечатано хорошо известное сегодня заявление о том, что предстоящая сессия фактически явится "началом" громкого клича. Заявление произвело эффект взрыва бомбы. Немногие из выступающих могли говорить о чем-то другом. Даже в далекой Австралии были в курсе событий. А. Т. Джоунс сообщил следующее:

"Совсем недавно я получил письмо от брата Стар из Австралии. Я зачитаю из него два-три предложения, потому что они касаются темы наших занятий: "Сестра Уайт говорит, что мы, начиная с собрания в Миннеаполисе, живем во времена позднего дождя" (GCB 1893, р.377).

Можно ли представить себе волнение, которое охватило присутствующих? Естественно, ведь с вопросом о принятии послания 1888 года была связана мысль о скором пришествии Христа. Никогда еще после полночного крика 1844 года сердца верующих не были так переполнены торжественной радостью:

"Возблагодарим Господа за то, что Он все еще с нами, чтобы уберечь нас от ошибок и опасностей, удержать от неправедных поступков и излить поздний дождь, чтобы приготовить нас для вознесения на небо. В этом-то и есть цель послания - в перемещении на небо" (ibid. р. 185).

Они знали, что Господь в Своей милости не лишит их позднего дождя, не дав им возможность дать разумный ответ на Его приглашение. А для этого требовалось по крайней мере несколько лет после 1888 года. Следующие слова, процитированные на сессии, свидетельствуют о справедливости и терпении Божьем:

"Бог испытает Свой народ. Иисус относится с терпением к нам и "не извергнет нас из уст своих" в один момент. Ангел сказал: "Бог взвешивает Свой народ". Если бы послание было дано для короткого времени, как многие из нас ожидали, то у нас просто не хватило времени, чтобы развить характер. Многие были движимы своими чувствами, а не принципом и верой... Бог дает время, чтобы прошли эмоции, и затем испытает нас, чтобы увидеть подчиняемся ли мы совету Верного Свидетеля" (1Т 186, 187; GCB 1893, p.179).

Предчувствие великой опасности

Некоторые из выступающих предчувствовали, что свет может быть отнят, если не действовать согласно этому свету. Несерьезное отношение к небесному дару может окончится его потерей. За несколько месяцев до открытия сессии 1893 годи Елена Уайт писала:

"Грех, совершенный в Миннеаполисе, остается записанным в небесных книгах напротив имен тех, кто противился свету: и останется в книгах до тех пор, пока не признают вину и грешники не предстанут перед Богом в смирении... И когда эти люди будут испытаны, то опять обнаружится тот же дух. Когда же Господь достаточно испытает их и если они Ему не покорятся, то Он отнимет от них Святой Дух" (Letter 019, 1892).

В Миннеаполисе она предупреждала, что пренебрежение светом обернется трагедией. Проблема заключалась не только в личном спасении отвергших послание. Перед церковью встала проблема эсхатологического характера, касающаяся позднего дождя и громкого клича:

"Теперь я хочу сказать вам, насколько это ужасно, когда отвергается свет, который повлиял на ваше сердце и дух ... Бог отнимет Свой Дух, если правда Его не будет принята" (Ms.8, 1888, Olson p.264).

Братья, собравшиеся на сессии 1893 годы, находились в ожидании. Собрание было торжественно, все сознавали, что ими будет принято решение огромной важности. От их выбора зависело наступит ли радостное утро или ночная тьма. Если сатана смог бы "заставить их связать себя обязательствами служения злу, то он повел бы их длинной дорогой", - заявила Елена Уайт президенту Олсену (Letter 019, 1892). Представьте себе напряжение, охватившее тогда собрание:

"Я думаю о том, что Бог, быть может, теряет терпение и не будет долго ждать вас или меня... Я не могу избавиться от мысли, что мы сегодня лично переживаем самое критическое время... Мне кажется, что именно сейчас мы делаем выбор, который определит пойдем ли мы дальше в работе громкого клича и будем при жизни перемещены на небо, либо будем обмануты уловками сатаны и брошены в темноту... Я думал об этом на протяжении всей сессии" (W. W. Prescott, GCB 1893, р.386).

А. Т. Джоунс сознавал, что этот вопрос, как никогда, важен. Обратите внимание, что его понимание выходит за пределы идеи кальвинистского детерминизма о независимой воле Бога:

"На протяжении этих четырех лет Он побуждал нас принять поздний дождь. (Сколько еще Ему предстоит ждать, пока мы его примем?..

Смутность вопроса заключается в том, что мы должны что-то предпринять... В этом-то весь ужас ситуации, сложившейся на нашем собрании, то, что придает этому собранию такой характер. Опасность здесь в том, что среди присутствующих могут быть те, кто четыре года противился этому, а могут быть и те, кто не противился, но сейчас не... сможет это принять в том виде, в котором Господь дает нам, и они останутся в стороне. Решение будет приниматься Господом, а практически нами, на этом собрании" (ibid., р.377).

Президент Генеральной Конференции О. Л. Олсен также чувствовал, что перед делегатами Конференции был поставлен важный вопрос:

"Это место становится все более торжественным из-за того, что здесь присутствует Бог. Осмелюсь предположить, что никто из нас никогда еще не присутствовал на таком собрании, как это. Господь, вне сомнения, подошел очень близко и открывает нам все больше и больше то, что до этого мы не могли оценить и понять ...

В последний вечер я был настроен очень торжественно. Сознание того, что Бог находится рядом, внушало страх, такое впечатление оставляло и свидетельство, данное нам... Кто-то, вероятно, чувствует раздражение, слыша о идеях, провозглашенных в Миннеаполисе. Я знаю, что некоторых огорчает и раздражает одно упоминание о том собрании и сложившейся там ситуации. Но не будем забывать, что причиной такой реакции является непокорный дух... Само огорчение свидетельствует о том, что в сердце находятся семена бунта и непокорности" (ibid., р. 188).

Между 1888 и 1893 годами были сделаны и другие заявления с предупреждениями о том, что если этот свет будет отвергнут, его место займет ложный свет и отступничество. Делегаты Конференции услышали следующую весть от Елены Уайт:

"Если вы не сумеете быть бдительными и сохранить ваши одежды незапятнанными в этом мире, то руководить вами будет сатана... Многие отвергнут слова Божьи, а человеческая мудрость будет воспринята, как свет и правда. Человеческая мудрость уведет в сторону от самоотречения, от посвящения и придумает многое, что обесценит послания Господа. Мы находимся в опасности, если полагаемся на людей, не имеющих тесной связи с. Богом. Они соглашаются с мнениями людей, но не способны различить голос Истинного Пастыря" (ibid., р.237).

Менее чем через год после Конференции в Миннеаполисе были сказаны следующие слова:

''Если в жизнь народа Божьего не будет привнесена божественная сила, то умами завладеют ложные теории и ошибочные идеи, Христа и Его праведности не будет в жизни многих и их вера потеряет силу"(RH September, 3, 1889).

Отвержение света, принесенного посланниками Господа в Миннеаполисе, привело бы к принятию ложного света. Она заявила:

"Ложные идеи, получившие развитие в Миннеаполисе, не были вырваны с корнем из разума некоторых. Те, кто не прошел трудный путь покаяния под светом, который Бог с радостью дарует своему народу, не будут иметь ясного видения и готовы будут назвать послания Божьи заблуждением (GCB 18D3, р.184).

Что же последует? Те, о которых идет речь, примут вести, которые Господь, не посылал, и это станет опасным для дела Божьего, потому что они выдвинули ложные идеалы" ("То Brethren in Responsible Positions", ibid., p. 182).

Уроки из опыта Израиля. "Описано в наставление нам"

Без сомнений, послание 1888 года было небесной манной. Древний символизм может научить нас чему-то. Если Бог дает нам пищу, то следует съесть ее как можно скорее, потому что питательная пища портится быстрее, чем та, которая не имеет питательных веществ. Манну 1888 года опасно было "оставлять до утра", потому что она могла испортиться.

"...Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему или нет...

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра; и завелись черви, и оно воссмердело" (Исход 16:4, 19, 20). Мы живем во времена значительные и важные для каждого, вокруг нас сияют лучи ясного и неизменного света. Если мы должным образом примем и оценим этот свет, то он будет благословением для нас и для других; но если мы будем полагаться на свой разум и силу, либо на разум и силу наших братьев, то он станет ядом" (ТМ 385).

Уже в Миннеаполисе пророк увидел эту ужасную опасность. Это намек на возможность трагической неудачи послания и самих посланников:

"Те, о ком нельзя сказать, что они все глубже погружают древко в колодец правды, не заметят красоты того, что было представлено на этой сессии. Когда человек находится в упорной оппозиции дарованному свету, то ему трудно покориться, даже при наличии убедительных доказательств, представленных на этой сессии (1888 года)...

Если мы не идем по пути света, данного нам, то настанет тьма, соразмерная тому, насколько велик был свет и преимущества, которыми мы не воспользовались" (Ms.8a, 1888; Olson pp.279, 280).

Говоря о послании 1888 года и "Божьих вестниках", она заявила, что враг дела Божьего будет использовать непосвященных проповедников и руководителей. Она предчувствовала возможность жестокого духовного конфликта.

"Непосвященные проповедники выстраиваются в боевые порядки против Бога... На словах они принимают Христа, но на деле Варавву и действиями своими как бы говорят: "Не Он, но Варавва"... Сатана хвалится тем, что может сделать ... Он говорит: "Я буду духом лжи, чтобы обмануть тех, кого удастся"... Если только сын обмана и лжесвидетельства будет принят церковью, у которой в прошлом был великий свет и великие свидетельства, эта церковь отвернется от послания, направленного Господом, и примет самые неразумные утверждения, ложные предположения и фальшивые теории... Многие будут стоять за нашими кафедрами с факелами лживого пророчества в руках, зажженными от адского пламени сатаны. Если лелеят в сердцах сомнения и неверие, то верные проповедники будут удалены от народа, который думает, что знает слишком много" (ТМ 409, 410).

Следующие пророческие слова были произнесены всего за несколько месяцев до открытия Конференции 1893 года:

"Ранняя церковь была обманута врагом Бога и человека, и отступничество было внесено в ряды тех, кто исповедовал любовь к Богу; и сегодня, если народ Божий не проснется, то будет застигнут врасплох уловками сатаны...

Дни, в которые мы живем, богаты событиями и полны опасности. Без просвещения Духом Божьим мы не сможем отличить правду от лжи и не сможем противостоять искусному обману и искушениям сатаны" (RH November 22, 1892).

Враг использует свое мастерство, чтобы "всеми возможными средствами" представить заблуждение под видом истины для настоящего времени, чтобы мы "не смогли отличить правду от лжи". Делегатам сессии предстояло пересечь роковую невидимую линию в 1893 году. За несколько месяцев до ее начала вестница Божья написала президенту Генеральной Конференции из Австралии:

"Я хочу просить наших братьев, которые соберутся на сессию Генеральной Конференции, внимательно изучить послание к Лаодикии. Они поражены слепотой: эта тема (послание 1888 года) вновь и вновь предлагается Вашему вниманию, но Ваша неудовлетворенность духовным состоянием недостаточно глубока и недостаточно болезненна для Вас, чтобы вызвать изменение... На церквах наших лежит вина самообмана. Религиозность многих лжива...

Я глубоко опечалена тем, с какой готовностью критикуется каждое слово пастора Джоунса и пастора Ваггонера... Перестаньте смотреть на Ваших братьев с подозрением... Среди многих служителей нет любви к Богу и к братьям. Они спят, и пока они спят, сатана высевает свои плевелы" (Letter 019, 1892).

Многие авторы сравнивали опыт древнего Израиля и Кадеш-Варни с событиями 1888 года. Но никто еще не признал, что сессия 1893 года является современной копией попытки израильтян после Кадеш-Варни выступить и захватить "обетованную землю". Израиль тогда был охвачен ложным возбуждением и энтузиазмом поверхностного покаяния. В Бюллетене 1893 года ясно говорится, что в наше время произошло повторение этого события.

Халев и Иисус Навин принесли в Израиль следующее известие:

"Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед. Только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли сей... С нами Господь... И сказало все общество: побить их камнями" (Числа 14:7-10; сравни 5Т 383)

Позже, когда стало очевидным, что люди действительно восстали, Господь был вынужден приказать им вернуться в пустыню: "Дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною (34 стих). Но евреи подумали, что их поверхностная исповедь ("мы согрешили") и такое же поверхностное покаяние ("народ сильно опечалился") обеспечат отмену Божьего приговора и что теперь они легко смогут победить своих врагов.

В своем упорстве они восприняли вне контекста слова послания двух верных соглядатаев: "Господь с нами, не бойтесь их". Они полагали, что эти слова еще сохранили свою силу, хотя крайне поверхностное покаяние не удалило из сердец возмущение. Думая, что Господь все еще "с ними", они самонадеянно и без всякого раскаяния пошли завоевывать Ханаан, что представлял опыт "громкого клича" того времени.

Моисей постарался разубедить их, говоря, что весть Халева и Иисуса не является истиной для этого момента. "Не ходите, ибо нет среди вас Господа", - воскликнул он (стих 42).

Попытка евреев окончилась катастрофой. При покорении Ханаана Господа не было среди них. Но Он не оставил их. Он 6ыл вместе с ними в их затянувшихся странствиях но пустыне, которые продолжались до тех пор. пока не умерло целое поколение неверующих. Итак, в конце концов они повернули назад.

Энтузиазм, царивший при закрытии сессии Генеральной Конференции 1893 года, не был "величайшей победой" послания праведности Христа, как мы предполагали. Скорее это было возбуждение, за которым не стояло истинного раскаяния и покаяния. Наша история свидетельствует о том, что это было провалом, потому что громкий клич так и не наступил после этого собрания.

Церковь Адвентистов Седьмого Дня является современным Израилем. Господь с нами. Он не оставляет нас, как не оставил Свой народ в Кадеш-Варни. Но Он с нами, как столп облачный днем и как столп огненный ночью, вот уже десятки лет в нашем изнурительном странствовании по пустыне, а не в попытке покорения "Ханаана", в силе "громкого клича". Церковь остатка пройдет через опыт "громкого клича" только в будущем из-за нашего неверия в прошлом. Божьи намерения должны были измениться. Рассмотрим письменные свидетельства.

Проповеди А. Т. Джоунса

Двадцать четыре проповеди А. Т. Джоунса на тему "трехангельская весть" не содержат ни одного намека на то, что он был резким, любящим поспорить, склонным к осуждению и обладал нехристианскими чертами характера. Стиль этих проповедей был прост. К людям он относился с братской добротой. Он никогда не считал себя выше других, не отделял себя от людей. Всегда он говорил о "наших" неудачах, "нашем" неверии, о том, что "мы" нуждаемся в Господе, часто называя себя самым нуждающимся и беззащитным.

Читая его проповеди, мы будем напрасно искать свидетельства, подтверждающие обвинения историков в том, что он был "шумным", "давал основание для возмущения", "любил поспорить, ... всюду быть первым", был "критиканом", вызывал "вражду" к своей личности, был самонадеянным и надменным или же делал "экстремистские заявления", либо "мистические высказывания". Авторы этих характеристик изобрели их сами, в лучшем случае, исказили правду. Официально публиковались ложные суждения о смиренном слуге Господнем, которого Господь назвал "Своим посланником".

Его проповеди 1893 года были опубликованы в "Bulletin" по стенографическому отчету, без заметного редактирования или вычеркиваний. Точная перепечатка, изданная Генеральной Конференцией, включающая избранные проповеди из упомянутых двадцати четырех, убеждает сегодня многих из нас, что перед нами самое ясное, самое простое и самое сердечное изложение "трехангельской вести" из всех, что мы слышали за время существования церкви. Сила Отнятого Духа в них очевидна.

Описывая события в Миннеаполисе, он продемонстрировал смирение. Он признавал необходимость рассказывать об этих событиях откровенно, но трудно себе представить, чтобы кто-нибудь мог сделать это более тактично, с большей добротой и любовью, чем он.

Секретарь Генеральной Конференции Дан Т. Джоунс писал о нем своему другу: "Он проповедует с любовью и глубоко чувствует все, о чем говорит" (Letter to J. W. Watt, January 1, 1889)". В 1890 году Елена Уайт, комментируя события 1888 года, сказала, что ей нравится его смиренный дух: "Брат Джоунс говорил прямо и все же с любовью" (Letter 84, 1890).

Когда она была выслана в Австралию, а Ваггонер - в Англию, Джоунс остался практически один.

"А теперь мы подошли... к изучению той части, которая относится прямо к вам и ко мне, как к отдельным личностям... Этот и следующий уроки вызывают у меня больше других чувство благоговения. Я их не выбирал специально и я опасался этого, но... нам они не принесут никакой пользы, если мы будем... легко воспринимать эти темы,.. относиться к ним с закрытыми глазами и не знать, в каком положении мы находимся...

Для начала я попрошу вас не относиться ко мне так, будто я нахожусь отдельно от вас, поставлен над вами и смотрю на вас сверху вниз, как будто я отделяю себя от того, что вы услышите. Я во всем этом един с вами и неотделим от вас, и я также нуждаюсь в подготовке, чтобы принять то, что Бог даровал нам, так же, как любой другой человек. Итак, я прошу вас не отделять меня от вас в этом вопросе. И если вы замечаете совершенные вами ошибки, то и мне предстоит заметить ошибки, совершенные много. И, пожалуйста, не обвиняйте меня в том, что я осуждаю вас или выискиваю ваши недостатки... Все, что я хочу, братья, взыскать Господа вместе с вами всем сердцем (Собрание: "Аминь") и убрать с пути все, что мешает, чтобы Бог дал нам все, что у Него есть для нас" (GCB 1893, РР.164,165).

Проповеди его были понятными, без всякого налета мистики или экстремизма. Если они и могут показаться необычными в наши дни, то потому лишь, что мы так долго использовали тупой меч, что обнаженный меч Слова и Духа кажется чересчур острым.

Его заявления, касающиеся дел, были сбалансированы. Только после окончания сессии Елена Уайт посчитала необходимым предупредить его не делать заявлений в экстремистском духе относительно вопроса веры и дел. (После этого письма она продолжала одобрительно высказываться о его понимании взаимоотношения веры и дел). Отметьте ясность его мысли в 1893 году:

"Я повторю еще раз, что во всех случаях тот, кто верит в Иисуса Христа, будет работать с полной отдачей и все сделает для Него.

А теперь мы прочитаем несколько слов, и это будет лучшим завершением наших вечерних занятий. "Путь ко Христу", стр. 79 (цитируется по изданию 1892 года): "Тот, чье сердце целиком отдано Христу, будет ревностно и деятельно трудиться для Него", Аминь. (Собрание: "Аминь")... Не думайте, что человек, который говорит, что он целиком предан Иисусу Христу, бездельник, не желающий трудиться физически или духовно. Если он в жизни бездельник, значит он не полагается на Христа, а на самого себя... Вот та вера, которая принесет нам поздний дождь" (GCB 1893,р.302).

Он также ясно представлял и отношение закона к Евангелию. А это означает, что он понимал, что такое истинное покаяние, в противоположность популярным сегодня фатальным концепциям. Мы совершаем трагическую ошибку, если допускаем, что наши грехи автоматически стираются при поверхностном покаянии и что глубокое сознание греховности, исходящее от Святого Духа -от дьявола и должно быть отвергнуто. Отметим следующие ясные и правдивые слова:

"Когда вам указывают на грех, скажите: "Я выбираю Христа, а не это". И пусть этот грех исчезнет. (Собрание: "Аминь")... Как можно почувствовать себя обескураженным и расстроенным из-за грехов? Некоторые из сидящих здесь братьев это уже сделали. Они пришли сюда, не чувствуя угрызения совести. Но Дух Божий показал им то, что они до сих пор никогда не видели. Дух Божий проник глубже, чем когда-либо до этого, и открыл им то, чего они раньше не знали; и затем, вместо того, чтобы избавиться от всего греховного и поблагодарить Господа за то, что они узнали Его лучше, чем до этого, эти люди почувствовали себя обескураженными... И наши встречи не принесли им никакой пользы.

Если Господь явил нам грехи, о которых мы ранее и представления не имели, то это означает лишь то, что Он собирается проникнуть в глубины нашего сознания, добраться до самого дна, и только тогда, когда Он покажет последнее, что есть нечистое в нас, и мы ответим Ему: "Я выбираю Господа, но не это" - только тогда работа будет завершена, и на характере личности можно поставить печать живого Бога...

Что же вы предпочтете: полноту, совершенство Иисуса Христа или нечто меньшее, несущее скрытые грехи, о которых вы даже и не знали? ... Итак, Он должен проникнуть в такие глубины сознания, о которых мы даже представления не имеем, потому что мы не в состоянии постигнуть наши сердца... Пусть Он это сделает, братья; разрешим Ему продолжить начатое" (ibid., р.404).

Отметим ясно выраженное представление о том, что сатана руководит разумом человека, если только мы ежедневно не распинаем свое "я". Достаточно привести один пример его утверждений , чтобы показать, что перед нами истинное послание, призыв к единению с Христом через распятие своего "я":

"Здесь говорится, что все это нам не чуждо: стремление продвинуться по службе, ревность и зависть - все это наши черты. Теперь настало время избавиться от них... время для каждого решить - преклониться перед Христом или думать о высоком положении в Комитете Конференции или в Комитете Генеральной Конференции... Неважно чего это стоит; здесь речь идет совсем о другом" (ibid., р.166).

Вместе с этим торжественным призывом к покаянию были повторяющиеся заверения о глубокой и постоянной радости в Господе. Не были видны какие-либо эмоциональные крайности, не были пролиты слезы раскаяния. На сессии 1893 года А. Т. Джоунс представил проповеди, написанные под руководством Святого Духа.

Возможно, за прошедшие сто лет не было более прекрасной вести, представленной на сессии Генеральной Конференции, столь глубоко проникнутой Святым Духом, который, находясь под столпом огненным и облачным столпом, звал нас идти вперед, чтобы приготовиться ко второму пришествию.

Перед закрытием сессии все же был проявлен фанатизм. Виновен в этом не Джоунс, а другой человек.