Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
Глава 6 PDF Печать E-mail

 

Прежде чем мы примемся за 9-ю главу Книги Даниила, давайте вспомним о том, что 2-я глава Книги Даниила состояла из пророческого сновидения и его полного объяснения, 7-я глава - из пророческого видения и также его полного объяснения, а 8-я глава - из видения и его частичного объяснения. Значение символов "овен", "козел" и "маленький рог" было полностью раскрыто. Единственное, что осталось без разъяснения, - это часть видения, касающаяся очищения святилища, - о 2300 вечерах и утрах.

Девятая глава Книги Даниила, однако, содержит не видение, а только объяснение (в конце главы).

Итак, мы имеем следующее:

2-я глава Книги Даниила - сон и его истолкование;

7-я глава Книги Даниила - видение и его полное истолкование;

8-я глава Книги Даниила - видение и его частичное объяснение;

9-я глава Книги Даниила - только истолкование. Что же объясняет 9-я глава Книги Даниила? Большая часть главы состоит из молитвы Даниила об освобождении Израиля. Эта молитва - исповедь, покаяние, мольба о прощении. "Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих" (ст. 4, 5). Молитва - это просьба к Богу: "Да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас" (cm. 16). Важным в отношении этой молитвы является то, что Даниил не просил в ней объяснения происходящему. Он нигде не спрашивал Бога: "Почему это произошло?" - потому что знал причину. "Ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас" (ст. 16).

Он не задает вопросов в молитве, не ищет объяснений. В последний раз в конце 8-й главы мы видели, что Даниил кое-что не понял. Это "кое-что" касалось видения об очищении святилища. Что же происходит после этого?

"Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы" (ст. 9:21).

Кто прилетел к нему? Архангел Гавриил. В последний раз мы видели его в 8-й главе Книги Даниила. И действительно, пророк Даниил вновь возвращается к видению, где он встретился с Гавриилом, которому было сказано: "Объясни ему это видение!" (Дан 8:16). Однако в 8-й главе Гавриил не закончил разъяснение этого видения.

В этой связи будет очень полезно обратиться к тексту древнееврейского оригинала, где в 8-й и 9-й главах употребляются два слова, переведенные как "видение".

"В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение [древнеевр. Хазон] после того, которое явилось мне прежде" (Дан. 8:1). Следующий стих говорит: "Поднял я глаза мои и увидел [хазон] (в русском переводе написано "видел я в видении". - Примеч. пер.)". Слово хазон относится к видению 8-й главы в целом.

Когда же Даниил упоминает часть видения, относящуюся к периоду 2300 дней и очищению святилища, то употребляет другое слово. "Видение [древнеевр. Марех] же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам. И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его" (ст. 26, 27).

Слово марех происходит от еврейского корня раах, означающего "видеть". Иногда оно переводится как "явление".

В любом случае в 8-й главе Книги Даниила для описания видения используются два разных слова - хазон, относящееся ко всему видению в целом, и марех, особо относящееся к той части видения, где говорится о 2300 днях. Эти же два слова мы находим и в 9-й главе Книги Даниила.

"Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении [хазон]... вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению"" (ст. 21,22).

Здесь пророк Даниил вновь упоминает Гавриила - ангела, которого он видел в видении [хазон], или во всем видении предыдущей главы. Вспомните также, что в своей молитве Даниил не просит, чтобы Бог дал ему "разумение". Последний раз, когда оно было ему нужно, - это в 8-й главе, где говорилось о периоде в 2300 дней. А теперь, в 9-й главе, Гавриил обещает дать ему "разумение".

Обратите внимание теперь на ту часть видения 8-й главы, на которую указывает Гавриил в этом стихе. "В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты - муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение [марех]" (ст. 23).

Какое видение [марех]7 Очевидно, то самое "марех" - о 2300 днях предыдущей главы, значение которого он не понял. Это не может быть не чем иным, кроме упоминавшегося в восьмой главе "марех" о 2300 днях.

В 8-й и 9-й главах присутствует один ангел, который объясняет значение видения. Как только Гавриил появляется снова (уже в 9-й главе), Даниил вновь возвращается к предыдущему видению. Гавриил обещает пророку дать "разумение", а единственное, что он не понял раньше, касалось "марех" о 2300 днях. Тогда-то ангел особо указывает ему на это "марех" и побуждает его "вникнуть... и уразуметь" его.

Ясно, что Гавриил прибыл для того, чтобы дать недостающие объяснения о периоде в 2300 "вечеров и утр", потому что только это не было разъяснено в предыдущей, 8-й главе.

А какое это пророчество - видение ("марех") в Дан. 8:14? "На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится". Это хронологическое пророчество, то есть пророчество, определяющее временные рамки для каких-либо событий.

Что же говорит пророку архангел Гавриил в 9-й главе Книги Даниила, после того как вновь обращает внимание Даниила на пророчество о 2300 днях? "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых" (ст. 24). Семьдесят седмин? Какой это вид пророчества? Конечно, это хронологическое пророчество, как и "марех", к которому оно относится!

Существует более глубокая связь между этими двумя главами, но мы рассмотрим ее во второй части этой книги. Сейчас самое важное - увидеть, что разъяснение, данное в 9-й главе, относится к части видения о 2300 пророческих днях - того самого "марех" (в 8-й главе), которое Гавриил не объяснил раньше.

Давайте теперь взглянем на само истолкование. Первая строка его начинается так: "Семьдесят седьмин определены для народа твоего". Противники нашего учения возражают, что правильный перевод этого места - "семьдесят недель определены". Адвентисты заявляют, что буквальное значение основного слова "чатак" означает "отрезать", и поэтому эти семьдесят недель "отрезаны" от 2300 дней. Какой же перевод более точный?

К сожалению, слово "чатак" в Библии нигде больше не используется, поэтому мы не можем сравнить, как оно употреблялось в других случаях. Существуют иные, более распространенные слова, такие, как, например, "определенный", "назначенный", однако по какой-то причине Даниил не использует ни одно из них, но употребляет именно это более редкое слово.

Хотя "чатак" в Библии нигде больше и не встречается, однако оно много раз появляется в Мишне, еврейском библейском комментарии, составленном в первых пяти столетиях после Рождества Христова. Язык, на котором написан этот комментарий, не будучи полностью идентичным с еврейским, на котором написана Библия, все же весьма схож с ним, и из двенадцати раз, где используется глагол "чатак", в десяти случаях он относится к отделению части животных согласно законам о пище. Из девятнадцати раз, когда слово "чатак" используется как существительное, только однажды оно употребляется в смысле "указ", "определение". В остальных восемнадцати случаях оно буквально означает "то, которое отсечено".

Указатель Стронга определяет корень этого слова от "отсекать". В переводе Уайтинга это слово переведено как "отрезан". Гезениус, идеографолог классического иврита, определяет его как глагол "отрезать". Халдейско-ивритский словарь Стоциуса определяет его как "резать, отрезать, разрезать на части, вырезать или запечатлевать, отсекать". Самые древние варианты Вульгаты и Септуагинты определяют это слово как "отрезанный". Греческий богословский перевод Книги Даниила определяет слово "чатак" как "отрезанный". Вы должны понять суть:

точный его перевод - "отрезан". Пророчество о "семидесяти неделях", таким образом, является "отрезанным". Оно должно быть отрезанным от чего-либо, и единственно, от чего его можно "отрезать", это от большого пророчества о 2300 днях (в предыдущем видении, на которое и указывал Даниилу архангел).

Давайте разберемся с пророчеством о 70 неделях. Много было написано о нем в адвентистской литературе, и поэтому нам это должно быть знакомо. "Семьдесят седьмин определены [отрезаны] для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых" (ст. 24).

Истолкование видения начинается с периода семидесяти недель, данных Израилю для достижения определенных целей. Здесь мы также применяем принцип "день за год", и во второй части книги мы продемонстрируем, почему этот принцип должен использоваться в данном случае (иначе это пророчество не будет иметь смысла). Если мы принимаем день за год, семьдесят седмин превращаются в 490 дней, или лет. Итак, в этом пророчестве евреям дано 490 лет, для того чтобы подвести определенные итоги. Взгляните на схему:

Но вот вопрос - откуда отрезаны 490 лет?

"Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена" (ст. 25).

Этот текст дает отправную точку пророчества, которое гласит, что от "постановления о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины", или 69 недель. Итак, используя принцип "день за год", получаем, что от времени выхода постановления о строительстве и восстановлении Иерусалима, разрушенного вавилонскими завоевателями, до Мессии, который, как мы знаем, есть Иисус Христос, пройдет 69 пророческих недель, или 483 года. Вот то, о чем говорится в этом стихе, - от времени выхода постановления о восстановлении Иерусалима до Иисуса Христа, Мессии, пройдет 483 года.

Какое повеление о восстановлении Иерусалима? Многие исследователи Библии, включая тех, кто не является адвентистами, относят этот указ "на седьмой год царя Артаксеркса" (Езд. 7:7).

Согласуясь с этой датой, упоминаемый срок начинается в период Мидо-Персидского царства, так же, как видение 8-й главы Книги Даниила начинается с Мидо-Персии. В этом заключается другая причина, почему 8-я глава Книги Даниила не начинается с Вавилонской империи: Бог хотел подчеркнуть, что Мидо-Персия - это точка отсчета пророчеств 8-й и 9-й глав Книги Даниила.

Когда началось царствование Артаксеркса? Большие споры в ученом мире о седьмом годе царствования Артаксеркса заключаются в определении его либо как 457 года, либо как 458 года до Р.Х. Одни считают, что это 457 год, другие - 458-й, в зависимости от того, какой календарь, по их мнению, использовали древние евреи. В 7-й главе "Хронологии Книги Ездры" авторы Хорн и Вуд, используя множество древних источников, убедительно доказали, что евреи использовали календарь типа "осень-осень" для отсчета времени царствования Артаксеркса, относя, таким образом, седьмой год царствования на 457 год. Действительно, они установили эту дату, и даже в настоящее время многие ученые-неадвентисты принимают 457 год как дату седьмого года царствования Артаксеркса, используя аналогичный еврейский календарь.

Если мы прибавим 483 года к 457 году до Р.Х., то получим 27 г. по Р.Х. Помните при этом, что мы используем календарь, где нет нулевого года, как в ряду натуральных чисел: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3. Это приводит нас к дате 27 г. по Р.Х., а не 26 г., как бы мы получили при наличии "нулевого года" в календаре.

Именно поэтому от момента выхода повеления о восстановлении Иерусалима (457 г. до Р.Х.) до Первого пришествия Христа (27 г. по Р.Х.) пройдет 483 года. Известно, что в 27 году по Р.Х. Иисус был крещен, а затем Он начал Свое служение.

Следующий текст гласит: "И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения" (cm. 26).

На иврите этот текст звучит так: "После шестидесяти девяти недель Мессия будет предан смерти". Этот период оканчивается в 27 году по Р.Х. Когда-то, после 27 года по Р.Х., в интервале 7 лет, которые составляют седьмую неделю, должен был быть предан смерти Мессия, и это, как мы знаем, произошло.

Последний текст этой главы особо относится к последней из семидесяти пророческих недель ("седмин"): "И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" (сот. 27).

В этом тексте говорится, что в середине последней "седьмины", или семи лет, Христос прекратит жертвы и приношения. В середине последней недели, что означает через 3,5 года, в 31 году по Р.Х., как мы знаем, был распят Христос (см. схему). С этого момента вся система жертвоприношений утратила какое-либо значение. Хотя иудеи и продолжали более сорока лет после этого приносить жертвы, но они ничего не значили для Бога. Когда иудейские вожди в 34 г. по Р.Х. убили Стефана, то "утвердила завет со многими одна седьмина". Действительно, эта смерть запечатлела официальное отвержение Израилем Иисуса Христа, прекратив, таким образом, особые отношения с Богом, которые Израиль имел как избранный народ в течение веков. Конец особым отношениям Израиля с Богом наступил в 34 г. по Р.Х., в последний год пророчества о 70 седминах.

И опять, возвращаясь к пророчеству о семидесяти седминах, изучим его в деталях. Церковь проводила множество исследований по 9-й главе Книги Даниила, и мы все с ними знакомы. Теперь, однако, необходимо увидеть, что пророчество о 70 неделях, в отличие от пророчества о 2300 днях ( в той мере, как мы его изучили), имеет начало и конец. Начало его было в 457 г. до Р.Х., а конец - в 34 г. по Р.Х.

Сделаем краткий обзор: мы убедились, что единственной частью видения, не истолкованной Гавриилом в 8-й главе Книги Даниила, было пророчество о 2300 днях. В 9-й главе не записано никакого видения, а есть только истолкование. Гавриил - тот же самый ангел, который разъяснял видение в 8-й главе, является Даниилу и предлагает ему объяснение (а единственное, что, как мы заметили, требовало объяснений, так это часть видения в 8-й главе о 2300 "вечерах и утрах"). Тогда, в 8-й главе, Гавриил особо указывает на видение ("марех") о 2300 днях, хронологическом пророчестве, и затем дает ему другое хронологическое пророчество о "семидесяти седьминах", которые, по его словам, "отрезаны". Очевидно, что этот период должен быть отрезан от 2300 дней.

Здесь мы имеем дело с двумя отрезками времени: более длительным в 2300 пророческих дней, который сам по себе не имеет начальной и конечной точек, и более коротким, в 70 пророческих недель, имеющим определенную начальную и конечную точку.

Эти 70 недель, начавшиеся в 457 году до Р.Х., "отрезаны" от 2300 дней. Кто-то однажды сказал мне: "Я понимаю, что 70 недель отрезаны от 2300 дней, но почему мы отрезали их от начала этого периода, а не от конца?" Схема внизу показывает, что произойдет, если мы "отрежем" 70 недель не от начала, а от конца периода в 2300 пророческих дней.

В связи с такой интерпретацией возникают две большие проблемы: первая - 2300 лет оканчиваются в 34 г. по Р.Х., полагая, таким образом, начало его в 2267 г. до Р.Х. (дата, весьма далекая от того, что мы изучили до сих пор). Мы видели, что Вавилон - это государство, в эпоху существования которого начинается отсчет времени изучаемого пророческого видения. Если мы отделим 70 недель от конечного отрезка периода 2300 лет, то начало его будет на 1600 лет раньше Вавилонского государства и совершенно вне всяких границ, с которыми мы имеем дело в этих пророчествах.

Однако куда важнее то, что, "отрезав" его от конечной части более длительного периода, мы получим, что очищение святилища произошло в 34 году после Р.Х. А нам точно известно, что очищение святилища должно наступить после прошествия 1260 лет власти "маленького рога", которая окончилась в 1798 г. Дата 34 г. по Р.Х. не соответствует времени очищения святилища. Вдобавок Даниил три раза повторяет, что видение в 8-й главе относится к концу времени, а 34 г. по Р.Х. даже близко не подходит к этому определению.

Тогда единственной альтернативой будет отложить отрезок в 70 недель от другой точки - от начала периода 2300 лет.

Посмотрите, что получилось! Если вы начнете с первых 490 из 2300 лет (используя принцип день за год) и подойдете к 34 г. по Р.Х., а затем добавите остающиеся от 2300 лет 1810, то получите дату - 1844 год!

Если вы добавите 2300 лет непосредственно к 457 году до Р.Х. (не забудьте вычесть нулевой календарный год), вы тоже получите 1844!

Каким бы способом вы ни пытались что-либо делать с этими отрезками времени, дата будет одна - 1844 год! Обратите внимание, что дата 1844 год соответствует нашим критериям следственного суда:

1) это время после распятия Христа;

2) это время после 1798 года;

3) это время до Второго пришествия Христа. Необходимо понять, что адвентисты не были единственными, кто связывал пророчество о 2300 днях 8-й главы Книги Даниила с периодом в 70 недель 9-й главы. Многочисленные исследователи в разное время связывали их между собой. Например, епископ Даниил Уилсон (1778 - 1858) в 1853 году писал: "Поэтому семьдесят недель начинаются с выхода постановления, и с этого же времени начинается и период 2300 дней, потому что оба видения относятся к одному и тому же"1. Уилсон относил дату окончания периода 2300 дней на 1847 год.

Даже если кто-то и захочет оспорить дату 457 г. до Р.Х., то не сможет далеко отойти от нее, потому что это пророчество основано на Иисусе Христе. Если кто-нибудь использовал бы другие даты, отличавшиеся на несколько лет, как это делал Уилсон, он все равно подошел бы к дате очищения святилища в районе 1840-х годов. Если бы кто-то начал с точки отсчета 70 пророческих недель, отличающейся на тридцать, сорок, пятьдесят или сто лет от 457 года до Р.Х., он должен был бы перенести сроки жизни Иисуса Христа с того времени, когда, как известно. Он жил. Жизнь Иисуса Христа есть наша гарантия в истинности истолкования этого пророчества. Она дает основание, которое стоит так же непоколебимо, как и Сам Иисус Христос.

Вернитесь к началу этой книги и вместе с Библией изучите последовательность царств во 2-й главе Книги Даниила. Затем изучите главу, в которой исследуется 7-я глава Книги Даниила и последовательность событий. Тщательно рассмотрите характерные признаки "маленького рога", исторически определенного до 1798 г.

Убедитесь сами, что суд, описанный в 7-й главе Книги Даниила, должен произойти после окончания времени "маленького рога". Проследите последовательность событий в 8-й главе Книги Даниила, включая очищение святилища, которое происходит по окончании владычества "маленького рога".

Еще раз посмотрите на схемы, показывающие, что суд на небе и очищение святилища - параллельные события, и они должны произойти после 1798 г. Это сходство является решающим.

Убедитесь, что в 8-й главе Книги Даниила видение ("марех") о 2300 днях не объясняется, а потом посмотрите на связующие факты между 8-й и 9-й главами. Тот же ангел, истолковывавший Даниилу видения, возвращает его мысли назад, к предыдущему видению, и, в частности, к видению ("марех") о 2300 днях - хронологическому пророчеству, и обещает дать разъяснения по этому вопросу. Далее, он дает Даниилу еще одно небольшое хронологическое пророчество и говорит, что оно "отрезано". Внимательно разберите это, пока не убедитесь, что единственное место, откуда оно может быть "отрезано", - это начало периода "2300 вечеров и утр".

Изучите пророчество о семидесяти седминах. Посмотрите, как начинается пророческое видение о 2300 днях, а затем исследуйте его, пока не убедитесь, что этот период должен закончиться в 1844 году. Прочитайте первую часть этой книги несколько раз, параллельно с Библией, пока вы самостоятельно не сможете понять данную проблему.

До тех пор пока вы сами не сможете дать объяснения, вы не поймете ее до конца. Решающим обстоятельством является следующее: пророчество о семидесяти седминах, бесспорно, наиболее убедительное мессианское предсказание в Библии. Вне всяких сомнений, оно доказывает, что Иисус Христос - Мессия.

Никакое другое пророчество не было так тщательно изучено, ни одно так не оспаривалось, не казалось настолько противоречивым. Ясно одно - оно в большей мере, чем какое-либо другое пророчество, доказывает, что Иисус есть Мессия. И все же наиболее важное и убедительное пророчество о семидесяти седминах - это лишь часть пророчества о 2300 "вечерах и утрах"! Поэтому очевидно, что пророчество о 2300 днях должно быть чрезвычайно важным, раз оно так тесно связано с таким важным пророчеством, как пророчество о семидесяти седминах.

Вспомните еще, что древний Израиль не был готов к Первому пришествию Христа, потому что, среди других причин, его народ не понял первой части пророчества о 2300 "вечерах и утрах" - о тех семидесяти седминах, которые были для их времени насущной истиной. Мы сами можем остаться неподготовленными ко Второму пришествию Христа из-за того, что, среди других причин, мы не понимаем второй части пророчества о 2300 днях - об очищении святилища, которая является насущной истиной для нашего времени.

1 LeRoy Froom, The Prophetic Faith of Our Fathers, vol. Ill, p. 620.