Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 06 мая 2024
Начало судебного следствия PDF Печать Email

                Когда же начинается суд, столь важный для всей Вселенной? В 8 главе 14 стихе Книги Даниила сказано: «2300 вечеров и утр». Это выражение сразу же ассоциируется со днями творения:  «И был вечер и было утро», - читаем мы в книге Бытия. Библейские пророчества исключительно редко оперируют конкретными датами. Но  это как раз тот редкий случай, когда Бог называет срок: 2300 вечеров и утр… Несомненно речь идет о чем-то чрезвычайно важном. Но обо всем по порядку…

                «Видение относится к отдаленным временам», - говорит Бог Даниилу. Однако пророк впадает в крайнее волнение. Что же вызвало у Даниила такое беспокойство? В 9 главе мы находим ответ. Оказывается, «Даниил сообразил по книгам число лет, о котором было сказано слово Иеремии пророку» (Дан. 9:2). Согласно этого пророчества  (Иер. 25:12), народ израильский должен был находиться в плену 70 лет. Если учитывать самое последнее пленение 587г., когда Навуходоносор разрушил город Иерусалим, то в самом худшем случае возвращение из плена должно было совершиться через 20 лет. С момента, когда Даниил видел видение об очищении святилища, прошло уже несколько лет. К тому времени Кир, царь персидский, издал указ, разрешающий евреям восстановить свой храм. Пленники с трепетным волнением ожидали избавления и предвкушали радость восстановления своей главной святыни. Однако сопоставив текущие события с пророчеством и видением об очищении святилища, Даниил приходит к выводу, что по каким-то причинам Бог не допустит восстановления храма, и он будет восстановлен только в отдаленные времена, через непонятные 2300 вечеров и утр. Именно это открытие и послужило причиной горячей посреднической молитвы пророка, исповеди и покаяния за весь народ израильский. В ответ на эту молитву Господь посылает ему ангела Гавриила, который пришел «научить его разумению» (9:22).

                Основная речь ангела начинается со стиха 23, со слов: «Вникни в слово и разумей видение». О каком видении говорит ангел? Конечно же, о видении 8 главы, потому что именно это видение Даниил просил объяснить ему. Почему же Гавриил говорит о каких-то 70 седьминах, когда Даниила интересует время 2300 вечеров и утр? Дело в том, что в начале Бог отвечает Даниилу именно на тот вопрос, который более всего волнует пророка: судьба его народа и храма, и лишь затем объясняет, как это связано с глобальным пророчеством о 2300 вечерах и утрах. Итак, 70 седьмин еще дано Израилю. За это время будет восстановлен город и храм, придет Мессия, и будет убит, а храм снова будет разрушен.

                Какой же вывод отсюда следует? 70 седьмин (недель) – это 490 дней. Это время являлось частью периода в 2300 вечеров и утр, который, по словам Гавриила, должен был закончиться в отдаленные, последние времена. В 25 стихе написано, что период начинается с указа о восстановлении Иерусалима. Неужели Иисус Христос должен был прийти всего лишь через год с небольшим от указа о восстановлении Иерусалима, и Суду надлежало начаться через 7 лет после этого события? Разве это «отдаленные времена»? Подобные вопросы наводят нас на мысль, что эти пророческие периоды не могут измеряться буквальными днями. Тот же самый принцип отсчета мы встречаем в книге Откровение, где самый длинный пророческий период равен 1600 дням. Не мог же Иоанн пророчествовать о событиях, которым надлежало исполниться всего лишь через 3,5 года.

                Библия дает нам ответ на этот вопрос. Во многих книгах Библии дни приравниваются к годам: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет» (Пс. 89:10); «множатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Прич 9:11).

                Итак, в стихе 25, 9 главы говорится о времени начала этого пророческого периода: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины». Когда же вышло это повеление? Существовало несколько указов о восстановлении Иерусалима, строительстве храма и возвращении евреев в Палестину. Первый указ был издан Киром в 538 году. Затем был указ Дария – 519г., после чего 2 указа Артаксеркса в 457 и 444 гг. соответственно. Обо всех этих указах повествуется в книгах Ездры и Неемии. С какого же указа следует начать отсчет пророческого времени? Первый указ Кира (о нем мы читаем в книге Ездры, 1 гл, не может быть принят за точку отсчета во-первых, потому, что касается только восстановления храма; во-вторых, этот указ был издан за год до видения Даниила (первый год Дария Мидянина).

                Ездра повествует нам о том, как развивались дальнейшие события. В 4 главе с 4 по 6 стихи Ездра рассказывает о том, как местные жители, враги народа Божьего, пытались препятствовать в строительстве храма. Они подкупали царских советников и писали жалобы царям персидским: Киру, Дарию, Ахашверошу (он же Ксеркс) и Артаксерксу. Одно из таких писем можно найти в 4 гл. Ездры, с 9 по 16 стихи. Оно адресовано царю Артаксерксу. Получив это письмо, Артаксеркс останавливает строительство. Однако 24 ст. звучит очень странно. В нем написано: «…». Что это за царь Дарий, который правил после Артаксеркса? Неужели Дарий Второй, правивший в 420-е годы? Такого быть не может, потому что в 5 и 6 главах нам рассказывается о том, как пророки Аггей и Захария побуждали Зоровавеля продолжать строить храм, и о том, как в ответ на письмо Зоровавеля, Дарий находит указ Кира и разрешает строительство храма. Это явно Дарий Первый. Именно он издал указ, благодаря которому в 515г. строительство храма было закончено (Ездр. 6:15).

                Заметим, что согласно Книге Ездры (6:7-12), указ касается только храма. Вернемся же к письму, которое написали недоброжелатели царю Артаксерксу (Ездры 4:9-16). Весь отрывок, до 23 стиха очевидно выбивается из хронологической последовательности. Если Дарий (24 ст.) – это Дарий Первый, а это бесспорно так, то события, описанные в стихах с 9 по 23 должны происходить как минимум на 55 лет позже, а именно, не ранее 465 года, года смерти Ахашвероша, отца Артаксеркса.

                Давайте вчитаемся в содержание этих стихов, особенно интересен 12 ст. «Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили». Неужели и вправду израильтяне осмелились строить город без всякого на то разрешения? Предположить такое неразумно. Во-первых, почему раньше они на подобное не решались? И зачем они ждали еще 50 лет после окончания строительства храма? Во-вторых, начать подобное предприятие без позволения царя означало обречь себя на верную погибель. Это было бы расценено как открытое восстание, и царь персидский не замедлил бы уничтожить всех евреев. Нам же повествуется, что Артаксеркс простым указом останавливает строительство. Это говорит о том, что какое-то разрешение на восстановление города евреи все же имели. Об этом разрешении написано в 7 главе книги Ездры. В частности, текст указа находим с 12 по 26 стихи. В 18 стихе читаем: «И что тебе и братьям твоим заблагорассудится сделать из остального серебра и золота, то по воле Бога вашего делайте».

Заметим 2 важных момента. Во-первых, Ездра  назначен правителем Иудейской области; во-вторых, кроме пожертвований на храм в виде волов и прочего скота, используемого в жертвоприношениях, Ездре разрешено собрать пожертвования золотом и серебром. Эти пожертвования были собраны, причем в количестве, во много раз превышающем потребности небольшого храма. Ездре сказано, что он может делать с этими пожертвованиями все, что ему угодно. Это и был тот указ Артаксеркса, от которого следует вести исчисление пророческого периода 2300 вечеров и утр. Конечно же, Ездра поспешил исполнить многолетнюю мечту своего народа: восстановить город. За этим делом его и застал запрет Артаксеркса, которым он отменял свое разрешение. Многие историки свидетельствуют о том, что Артаксеркс был непредсказуемым человеком и часто менял свои собственные решения. Жертвой царской непредсказуемости и стал Ездра. Строительство города было остановлено, и лишь только в 20-й год своего правления Артаксеркс позволил уже Неемии достроить город. Ездра же положил начало строительству Иерусалима в седьмой год царствования Артаксеркса.

Некоторые богословы заявляют о том, что указ о восстановлении Иерусалима дан Артаксерксам в 444 году до нашей эры Неемии. Свои доводы они обосновывают тем, что в книге Ездры указ выражен не четко. Однако проверить дату указа можно и другим способом. В книге Даниила 9:25 написано: «по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос».  Эта дата всем известна, 31 год нашей эры. Если вычесть 490 лет, то никак 444 не получится.

Думается, не стоит доказывать, насколько важным для нас является определение точки отсчета этого важнейшего пророчества, протянувшегося во времени до новейшей истории нашего мира.

Благодаря откровению Божьему мы знаем, что на небе теперь совершается следственный суд над всеми, живущими на земле. Ветхозаветный ритуал Дня очищения нашел свое антитипическое исполнение. Изучая книгу Откровение, мы можем увидеть исполнение этого события.

               


Экскурс. Хронология указов Артаксеркса.

                Очевидно, что первоначальное разрешение восстанавливать город было дано Артаксерксом Ездре, который получил его в первый день первого месяца седьмого года царя Артаксеркса. Можем ли мы вычислить эту историческую дату? Обратимся к первоисточникам.

                У нас есть четыре разных источника, независимых друг от друга.

1.       Римский историк Диодор Сицилийский указывает нам, что Артаксеркс вступил на престол после убийства своего отца Ксеркса (он же Ахашверош). Ксеркс был убит, по словам этого историка, во второй половине 465г. до н.э. Эту дату нам необходимо преобразовать. Дело в том, что в те времена римляне пользовались юлианским календарем. Новый год, согласно этому календарю начинался 14 января. Следовательно, по нашему современному календарю, убийство совершилось не позднее 14 января 464г. до н.э.

2.       Сведения о смерти Ксеркса мы находим у египетского историка Птолемея. Он пишет, что Ксеркс умер в 456г. до н.э. после египетского Нового года. Египтяне Новый год начинали 17 декабря. Итак, мы видим, что два абсолютно разных источника указывают на одну и ту же дату. Ксеркс умер между 17 декабря 456г. и 14 января 464г.

3.       Папирусы, найденные на острове Элефантин в Египте. Папирус № 6 называет дату смерти Ксеркса: 2 января 464г.

4.       Вавилонские астрономические записи. Вавилонские жрецы очень скрупулезно вели учет астрономических явлений, в частности, лунных и солнечных затмений. Такое астрономическое явление, когда тень Земли пересекается с Солнцем и Луной одновременно, происходит раз в 18 лет. Об одном из таких затмений сказано, что оно случилось на шестой год после смерти Ксеркса. Несложно вычислить эту дату. Сопоставив современные астрономические данные, можно увидеть, что затмение, о котором говорит Вавилонский источник, имело место в 459г. Это еще раз подтверждает  дату гибели Ксеркса.

Итак, мы можем видеть, что четыре независимых источника с достаточной точностью сходятся на том, что Ксеркс погиб в декабре 465 – январе 464г. до н.э. Исходя из этих сведений мы можем узнать, когда Артаксеркс вступил на престол. В книге Ездры написано, что указ о строительстве храма был издан в первый день первого месяца седьмого года Артаксеркса. Для вычисления этой даты необходимо учесть 2 факта.

1.       Первый год правления нового царя никогда не считался со дня смерти его предшественника, а лишь с нового, следующего года. В Вавилоне Новый год начинался весной, в месяце нисан, что соответствует марту-апрелю. (Здесь лунный календарь.)

2.        Ездра пользуется в своих датировках иудейским гражданским календарем, который начинается осенью, на праздник труб (по-современному «рош хашана» – евр. Новый год). Он по лунному календарю попадает на наш сентябрь-октябрь. А посему, когда Ездра пишет «первый день первого месяца», речь идет о еврейском Новом годе.

 Если использовать караимский календарь (он является самым точным), то мы можем проследить, что этот день в седьмой год царя Артаксеркса приходился на 22 октября. Принимая во внимание первый факт, а именно, что Артаксеркс вступил на престол не ранее весны 464г., мы приходим к выводу, что начало 2300 летнего пророческого периода приходится на 22 октября 457г. до н.э. Прибавив 2300 лет к этой дате, мы приходим к 1884 году. В этом году и начался процесс небесного судебного следствия.

Пользуясь изученными нами типологическими правилами мы знаем, что, исследовав ритуал, являющийся типом и пророчество, указывающее на антитипическое исполнение этого ритуала в последнее время, необходимо найти описание новозаветного исполнения этого прообразного служения. Это описание можно увидеть в книге Откровение.