Свобода во Христе - христианский проект

Понедельник, 06 мая 2024
Праздники Господни PDF Печать Email

Ветхозаветное святилище представляло собой уникальное явление. Прообразное служение в нем, различные ритуалы и жертвоприношения указывали на разные стороны служения Иисуса Христа. Однако кроме индивидуального служения, в котором участвовал человек и священник и человек лично от себя приносил жертву, существовали и общенациональные, календарные ритуалы. В них участвовал весь народ и священники совершали определенные жертвоприношения за весь народ. Во святилище было пять видов такого служения: ежедневное, еженедельное, ежемесячное, ежегодное и циклическое.

О ежедневном служении говорилось выше. Каждый день утром и вечером священник приносил всесожжение с хлебным приношением и возлиянием, поддерживал огонь в светильнике, воскурял фимиам и носил на нагруднике пред Господом имена сынов Израилевых.

Еженедельное служение совершалось по субботам. Тогда в двойном размере приносилось всесожжение и возлагались хлебы предложения на стол во Святом отделении.

Ежемесячное служение заключалось в совершении праздника новомесячье, циклическое – в соблюдении определенных годовых циклов. Об этом подробно в следующем ракзделе.

О ежегодном служении повествует нам книга Левит 23 глава и книга Числа 28 и 29 главы. В двадцать третьей главе книги Левит говорится о праздниках и субботах Господних. Эти дни не всегда выпадали на субботу, но работать было нельзя и народ собирался у Храма, принося жертву Господу. Это были Пасха, Праздник снопа, Пятидесятница, Праздник Труб, Йом Киппур и Кущи. Три назывались праздниками Господними Праздник снопа, Пятидесятница и Кущи, остальные три – субботами. О субботах выше уже говорилось. О праздниках Господних пойдет речь в этой главе.

Новомесячья.
   В начале Господь сотворил время. «Был вечер, и было утро - день один», -  читаем мы в первой главе Книги Бытия. Сотворив в четвертый день светила, Господь предназначает их, в первую очередь, для отделения дня от ночи и для “знамений, времен, и дней, и годов” (Быт. 1:14). Время было очень важным фактором в жизни израильского народа. Год у израильтян состоял, так же как и у нас, из 12 месяцев. Об этом записано в 3 Книге Царств 4:7: «И было у Соломона двенадцать приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году». Месяц  в израильском календаре длился 29,5 дней. Конечно же, нетрудно посчитать, что таким образом, израильский год из 12 месяцев был на 10 дней короче астрономического года. Однако мы видим, что древние израильтяне знали и об этом. Каждые 3 года добавлялся дополнительный месяц, устранявший несоответствие с астрономическим календарем. Удивительно, как израильтяне могли придти к таким точным расчетам, не имея современных астрономических приборов. Господь позаботился об этом, создав Луну. Именно поэтому израильский календарь и называется «лунным», ибо месяц равнялся периоду вращения Луны вокруг Земли. Вот почему новомесячье являлось важным праздником для израильского народа. Другого способа определить смену месяца, кроме как по появлению новой Луны просто не существовало.

                В приближении новолуния многие израильтяне ложились спать позже, наблюдая за тем, как появится Луна. Во времена Христа о начале нового месяца сообщал специальный совет, состоящий из трех человек, включая первосвященника. Они собирались в храме для того, чтобы выслушать свидетелей, которые приходили и заявляли, что видели новый месяц. Синедрион устраивал специальный обед для того, чтобы привлечь как можно больше свидетелей. Когда наступление новолуния было окончательно подтверждено, в темном ночном небе над Елеонской горой вспыхивал факел, свет которого был виден далеко вокруг, и особые наблюдатели, стоящие на других холмах, в свою очередь, тоже зажигали факелы. И так своеобразная факельная эстафета оповещала весь Израиль о наступлении нового месяца – радостного праздника.

                Израильтяне считали своей святой обязанностью жить по Богом определенному времени. И точное наблюдение нового месяца было весьма важно. Мы знаем, что Пасха праздновалась четвертого нисана. Через пятьдесят дней после этого праздновалась Пятидесятница. Праздник труб и День искупления праздновались в первый и десятый день седьмого месяца. В книге Левит, 23 главе, эти дни месяца указаны совершенно определенно и точно. И чтобы не пропустить эти важные праздники, всегда необходимо было точно определить первый день месяца.

                Новомесячье всегда было радостным событием. Асаф, в Псалме 80, пишет:

« Радостно пойте Богу, твердыне нашей;

 восклицайте Богу Иакова;

  возьмите псалом, дайте тимпан,

 сладкозвучные гусли с псалтирью;

 трубите в новомесячие трубою,

 в определенное время, в день праздника нашего;

 ибо это закон для Израиля,

 устав от Бога Иаковлева» (Пс. 80:2-5).

 В день новомесячья люди всегда собирались на пир (1 Царств 20). Однако центральным событием новомесячья являлось жертвоприношение. Книга Чисел подчеркивает, что в этот день приносилась особая жертва всесожжения (Числ. 28:11-14). Кроме всесожжения, за грех всего народа приносилась жертва. Все эти жертвоприношения очень четко связывали в сознании людей Бога-Творца времени - с заместительной жертвой. Без жертвоприношений празднование новомесячий не было угодно Богу. Эта истина становится особо понятной нам, христианам, читающим слова апостола Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» Ин. 1:2.

                Новомесячье – это один из календарных праздников, которые Бог повелел соблюдать. Однако Господь замыслил, чтобы люди наблюдали не только месяцы, но и годы.

                Каждый седьмой год считался особым (Лев. 25:2-7). В этот год нельзя было ничего сеять, и Господь обещал обильные благословения на шестой год, когда люди могли сделать запасы сразу на два года вперед. По прошествии же семи таких семилетних периодов наступал Юбилейный год. Это было время, когда каждого раба следовало отпустить на свободу, а заимодавец должен был списать все долги должникам своим.

                Представьте себе человека, который остался ни с чем. Неурожай или другие несчастья привели его семью на грань голода. Не имея средств, чтобы отдать долги, не имея пропитания, он вынужден продать все свое имущество и самого себя вместе с семьей в рабство. Однако Господь категорическим образом запрещал народу израильскому держать рабов пожизненно. И как бы тяжки ни были годы рабства, каждый из них приближал тот желанный день, когда раб вновь обретал свободу и возвращал потерянное имущество. Воистину, Юбилейный год был годом великой радости и особого духовного общения с Богом. Год этот служил как бы предвестником глобального эсхатологического освобождения, которое должен был принести на Землю Мессия. Недаром Иисус Христос, когда объявил Себя Спасителем мира, прочитал текст, записанный в книге пророка Исайи, 61гл. Каждый из нас, находящихся в тяжком рабстве на скованной грехом земле, может предвкушать счастье освобождения, которым одарит нас Господь в день Своего явления.

                Заметим также, что Бог повелел ветхозаветным людям наблюдать время не только ради праздников, которые должны были праздноваться “каждый во время свое”, но и чтобы они могли определять годы, оставшиеся до пришествия Мессии.

                Говоря о календарных праздниках, невозможно не упомянуть о дне субботнем. В этот день в святилище совершалось особое богослужение. Приносилась двойная жертва. Но самое важное служение совершал священник во Святом. В этот день менялись “хлебы предложения”. Некоторые богословы утверждают. что наличие “хлебов предложения” свидетельствовало о традиционном языческом культе “кормления божества”. Мы говорили уже об этом культе и о том, что вся система ветхозаветного служения показывала, что Господь Бог не нуждается в человеческой пище. В случае с “хлебами предложения” Бог конкретным образом повелевает священникам съедать этот хлеб. Очень важен тот факт, что “хлебы предложения” менялись по субботам. Бог, тем самым, связывал этот ритуал с днем, который указывал на Него, как на Творца. Хлеб является каждодневной пищей человека. “Хлебы предложения” (по-еврейски, “хлебы, положенные перед лицом”) указывали на Бога, который дает насущный хлеб. Он, Творец всего сущего, повелевает земле производить его. В молитве, которой учил Иисус Христос, также звучат эти слова: “хлеб наш насущный дай нам на сей день”. Сегодня мы не должны забывать, что Бог, сотворивший небо и землю, творит нам и наш насущный хлеб.

 

 

 

Праздник возношения снопа.

 

                Ритуал замены хлебов предложения, совершаемый каждую субботу, открывает перед нами цикл из трех праздников, связанных с урожаем.

                Открывал этот цикл Праздник вознесения первого снопа, который праздновали на третий день после Пасхи. О ритуале повествует нам книга Левит 23:9-14:

«И сказал Господь Моисею, говоря:  объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока, и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина; никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.»

 Церемония начиналась вечером. Люди выходили на свои ячменные поля и сжинали первый сноп. До утра его держали в корзине, и на следующий день из каждого селения отправлялась группа паломников, чтобы принести свой первый сноп священнику. Талмуд повествует о том, что священник выходил на окраину города, чтобы встретить странников, и шел вместе с ними к храму. Вместе они проходили по улицам города, декламируя отрывок из Второзакония 26:5, 8-10:

«…Отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный;

…и вывел нас Господь из Египта  рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесам и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед; итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим…»

 

В храме священник брал сноп, поднимал его высоко над головой, покачивая им из стороны в сторону во всех направлениях. Это действие символически подтверждало силу Божью, Творца неба и земли, благословляющего всякий урожай. Только с этого момента люди могли начинать сбор урожая.

                Ветхозаветное служение придавало огромное значение принесению пред лице Господа первых плодов. Все на земле - от новорожденного младенца до ягненка - было приносимо и посвящаемо Господу. Посвящение первых плодов освящало весь урожай. На этот праздник приносилась особая жертва Господу во всесожжение, что тем самым снова указывало на грядущего Мессию, которому человечество обязано урожаем первых плодов. Новый Завет, продолжая издревле знакомую израильтянам терминологию, иллюстрирует множество духовных уроков. Например, всем хорошо известный перечень “плодов духа”, произрастающих в сердце посвященного христианина. Но самый яркий, самый значительный пример “первого плода” - это, конечно же, Иисус Христос, ставший “первенцем из мертвых”.

                В 31г. н.э. праздник вознесения снопа, благодаря провидению Божьему, совпал с самым знаменательным событием в истории человечества: воскресением Иисуса Христа.

 

 

Пятидесятница.

 

                Через пятьдесят дней после Потрясания снопа наступал один из самых радостных праздников в годовом цикле древнего Израиля - Пятидесятница. Это был один из тех трех особых дней, когда Господь призывал весь израильский народ придти и явиться в храме Господнем пред лице Божие (Исх. 23:14-16). На Пятидесятницу собиралось множество народа; и стар, и мал  спешили в Иерусалим, чтобы отпраздновать сразу два события, совершавшиеся в этот день.

                Во-первых, это был праздник урожая. 16 ст. 21 гл. Книги Исход называет его “праздником жатвы первых плодов”. В этот день заканчивался сбор зерновых. Народу было предписано ни в коем случае не есть плодов нового урожая до тех пор, пока не произойдет его посвящение на празднике Пятидесятницы (Лев. 23:14). Как и в остальные праздники, центром всего ритуального служения было жертвоприношение. Об этих жертвоприношениях нам сообщается в книге Левит, 23:16-20:

«До первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную; священник должен принести это, потрясая пред Господом, вместе с потрясаемыми хлебами первого плода и с двумя агнцами, и это будет святынею Господу; священнику».

                Особой, отличительной особенностью этого жертвоприношения было принесение пред Господом двух квасных хлебов. Эти хлебы не сжигались на жертвеннике, как “приношение хлебное”. Выпеченные из муки нового урожая, они возносились пред Господом, подобно снопу потрясания. Этот ритуал и являлся знаком посвящения нового урожая. После этого все собранное зерно можно было употреблять в пищу. Исследователь Эдерсхейм, говоря о значении принесения пред Господом квасных хлебов, подчеркивает разницу между потрясанием снопа и этим праздником: «Если пасхальный агнец, хлебное приношение и первый сноп представляли смерть и воскресение Иисуса Христа, Который не совершая греха, дает силу победить грех, то квасной хлеб Пятидесятницы представляет ответ Израиля на благословение спасения». Интересно заметить в этой связи, как последующие исторические события совпали с циклом праздников. Если воскресение Иисуса Христа вместе с умершими праведниками на третий день после Пасхи дало новый импульс и новое понимание плана спасения апостолам, то уже через 7 седьмиц (50 дней) этот первый «сжатый сноп» превратился в богатый урожай, когда Дух Святой сошел на учеников Иисуса, и 3 тысячи человек приняли весть Евангелия.       

                Праздник Пятидесятницы имеет еще одно важное значение. Для того, чтобы раскрыть его, вернемся к далеким событиям Исхода. Книга Исход 19:1, сообщает, что народ израильский достиг подножья горы Синай в первый день третьего месяца. Мы знаем, что само событие Исхода произошло в пятнадцатый день первого месяца. Таким образом, прошло 45 дней с того момента, когда Бог вывел Свой народ из Египта. На третий день после того, как они расположились станом у горы Синай, Моисей поднялся на гору, где и получил от Бога 10 заповедей. В иудейской традиции Пятидесятница считается годовщиной получения Закона. Раввин Эхель Эккштейн, говоря о празднике Пятидесятницы, подчеркивает: «Отсчитывая 49 дней между Пейсахом (Пасхой) и Шавуотом (Пятидесятницей), тем самым связывая их, еврей заявляет, что человек не получает полную свободу через физическое освобождение. Исход из Египта является неполным без духовного освобождения».

                Современные исследователи подчеркивают еще один интересный факт. Год спустя после получения Закона произошло посвящение скинии. Об этом записано в книге Чисел, 7, 8 гл. В это время израильский народ двинулся от горы Синай в землю обетованную. Одновременно с этим было завершено строительство скинии и началось служение в ней. 

                В 4 и 5 главах книги Откровение повествуется о том, как Иоанн был приглашен в небесное святилище. Там он увидел Бога, восседающего на престоле, подле которого находились четыре херувима и двадцать четыре старца, воскресшие  вместе со Христом*. Затем он увидел как Всевышний Судья держит в руке книжный свиток, запечатанный семью печатями и не было достойного открыть и снять печати с него. Спустя некоторое время Иоанн видит: «вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5:6). Это не простой агнец, принесенный жертву. Он  наделен Духом Святым, и более того, о Нем  говорят что Он – «лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5).

                Вся вселенная объединяется в прославлении Агнца. Двадцать четыре старца поют Ему особую песнь.  Они берут в руки полные чаши фимиама и воспевают:

«достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени,  и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9-10).

Старцы держат в руках чаши с фимиамом. Этот фимиам должен возлагаться на золотой жертвенник благовонных курений  и делать это могут только помазанные священники**. Христос смертью Своей соделал их священниками и стал их первосвященником. Служение в небесном святилище было открыто. Богословы называют видение 4 и 5 глав книги Откровение инаугурацией святилища***.

                Точно так же как на вторую пятидесятницу после исхода было открыто служение в скинии собрания, на пятидесятый день после исполнения праздника снопов (воскресения Иисуса) было открыто служение в небесном святилище. Неотъемлемой частью инаугурационной церемонии являлось помазание первосвященника. Об этом событии пророчествовал псалмопевец, об исполнении пророчества писал апостол Павел. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс 44:8, Евр 1:9).  Елей стекал по бороде и даже по краям одежды первосвященника. Так это описывает Давид: «драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс 132:2).

                Но Христос был помазан не обычным елеем. Он, единственный, был помазан Святым Духом. Многие исполнялись Духа Святого, о некоторых сказано, что Дух Святой почил на них. Но помазан Им только Христос. Именно по этому его имя таково. Христос по-гречески машиах по-еврейски, означает помазанник. О нем писал Исаия, что Дух Святой помазал Его (Иса 61:1). В тот великий день пятидесятницы, когда Иисус был помазан первосвященником в небесном храме, Дух Святой как драгоценный елей стек с краев Его риз, низошел на землю в виде огненных языков и почил  на учениках Христа. Так праздник пятидесятницы нашел свое антитипическое исполнение. На небе было открыто служение во святилище, на земле образовалась первая церковь.

 

 

 

Праздник кущей.

 

Этот праздник по своему размаху превосходил все. Он продолжался целую неделю. Такого количество всесожжений не было ни на одном из праздников.

«И в пятнадцатый день седьмого месяца пусть будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте и празднуйте праздник Господень семь дней;  и приносите всесожжение, жертву, приятное благоухание Господу: тринадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев; без порока пусть будут они;  и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части ефы на каждого из тринадцати тельцов, две десятых части ефы на каждого из двух овнов, и по десятой части ефы на каждого из четырнадцати агнцев,  и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения его и возлияния его. И во второй день двенадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния их. И в третий день одиннадцать тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его.  И в четвертый день десять тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в пятый день девять тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока,  и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в шестой день восемь тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока,  и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу, и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его. И в седьмой день семь тельцов, двух овнов, четырнадцать однолетних агнцев, без порока, и при них приношение хлебное и возлияние для тельцов, овнов и агнцев, по числу их, по уставу,  и одного козла в жертву за грех, сверх всесожжения постоянного и хлебного приношения и возлияния его» (Чис. 29:12-34).

Сверх постоянного всесожжения, совершавшегося утром и вечером, за все дни во всесожжение приносилось 84 тельца, 98 агнцев и 14 овнов. По сравнению с всесожжениями, которые приносились в другие праздничные дни количество овнов и агнцев на каждый день было в два раза больше обычного. Количество тельцов было неимоверным. Все это говорит о том что это был праздник над праздниками. Он был посвящен последнему осеннему урожаю винограда. Но о самом необычном ритуале на этом празднике повествует 23 глава книги Левит:

«В пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах» (Лев 23:39-42).

Не проходило и недели после завершения Йом Киппура и пост сменялся праздничным весельем.  Люди повсюду строили шалаши. В каждой куще был накрыт праздничный стол все шесть дней. По традиции крыша шалаша делалась таким образом, чтоб сквозь нее  можно было видеть небо. Днем солнце, ночью – луну и звезды. Таким образом израильский народ с радостью вспоминал свое сорокалетнее пребывание в пустыне. Несмотря на все лишения и неудобства кочевой жизни, это было особое время для народа. Бог непосредственно пребывал с ними. Днем в столпе облачном, ночью – столп огненный сопровождал их. Подумать только, Бог, царь вселенной оставил все  пребывал со Своим народом, никуда  не отлучаясь, сорок лет. Возможно ли такое?

В книге Откровение повторяется так же повествуется о сборе последнего урожая. Победным гимном 18 главы завершается небесный Йом Киппур. Громким кличем раздается последний призыв ко всем любящим Бога: «Выйди от нее народ Мой». Эти  же самые события описаны в 14 главе. Там после вести, возвестившей  Вавилона и суд над поклоняющимися образу зверя, выходит Ангел с верпом. 

«И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.  И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата» (Откр. 14:14-16).

Христос собрал всех, кто решил последовать за Ним в Свои закрома. Так он обещал еще когда был на земле. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан. 10:16). Это урожай Христов. Но за Иисусом следует другой ангел, но он сжиная собирает остальных «в великое точило гнева Божия» (Откр 14:19). Это последняя жатва Йом Киппура. Но по завершении этой жатвы

«Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:2-4).       

 Новый Иерусалим стал великой кущей*, в которой Бог обитает со всеми людьми одновременно и постоянно.  Не сорок лет, как это было в пустыне, а всю вечность. Не в разных шалашах, а в одном огромном «двенадцать тысяч стадий» по длине, ширине и высоте уместится все спасенные и тогда Христос соберет всех на великую «брачную вечерю Агнца» (Откр 19:9).



* Видение 4 главы книги Откровение схоже с тем, что видел пророк Иезекииль в начале своего служения. Тот же престол Божий и Сидящий на нем, те же живые существа подле престола. Но нет 24 старцев. Богословы предполагают, что это были люди воскресшие в момент смерти Христа, как об этом записано в Евангелии от Матфея 27:52. Христос взял их с Собой в небесное святилище и они были там священниками, представляя 24 череды; а так же свидетелями славного воскресения Иисуса (по два от каждого колена израилева).

** Царь Озия был сурово наказан за попытку воскурить фимиам (2 Пар. 26:19)

*** Подробно об этом написано в книге профессора Кеннета Стренда «Семь основных видений книги Откровение».

* Греческое слово скейне  по-русски означает шатер. В Синодальной Библии это слово иногда передается транслитерацией как скиния, а иногда – как куща.