Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 26 апреля 2024
Главная Исследование Ветхого Завета Исход Время описания или хронология
Время описания или хронология PDF Печать Email

I.    Введение.

А. Слагаемые части исследовательской работы.

1.   Общие указания на тему исследовательского вопроса.

2.   Среда исследования и проблематика исследования.

3.   Цель исследования.

4.   Историографический обзор.

5.   Метод исследования.

II. Основная часть.

               А. Исторический фон.

               Б. Краткая история Египта от Гиксов до конца XIX династии.

В. Несколько теорий.

1.   Астрономическая гипотеза.

2.   Гипотеза Рамсеса II – Мернептаха.

               а. Исторические концепции.

               б. Библейская концепция.

               в. Археологические концепции. 

3.   Гипотеза Тутмоса III – Аменхотепа II.

               а. Библейские концепции.

               б. Археологические концепции.

               в. Исторические концепции.

               г. Понимание библейского пророчества: Бытие 15:13-16.

               д. Концепция Духа Пророчества.

III. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил:         Ïîïîâ Äìèòðèé

 

 

 

 

Введение

Общие указания к теме  вопроса исследования. Темой моего исследования является воссоздание хронологии исторически сложившихся событий книги Исход, о которых повествует нам автор книги – Моисей. Однако, в данной работе мне придется коснуться не только этой книги Библии, но и других событий истории, описываемых в других книгах Священного Писания, таких как: Бытие, Числа, Царств, Послание к Галатам. Мною также будут использоваться данные археологической науки, исторические документы и исследования Библии другими богословами, доступные мне. Богословы спорят между собой по поводу даты исхода евреев из Египта так же, как по поводу дат появления Иакова в Египте и написания самой книги Исход.

Среда исследования и проблематика исследования. В данной работе стоит ряд вопросов, один из которых – это определить дату исхода Израильского народа из Египта, потому что от времени выхода из Египта зависят датировки других немаловажных событий, описываемых в Библии, помогающие при ее изучении и толковании.

Однако существует определенная проблематика в данном вопросе исследований. Время выхода из Египта зависит, отчасти, от определения времени до этого и после этого, от Египетской хронологии, а также от понимания библейского пророчества, записанного в книге Бытие 15:13-16. Поэтому, по сей день, существуют несколько теорий датировок выхода из Египта: XV или XIII веками до Р.Х.  Одни приурочивают события исхода к 1446 году царствования Аменхотепа II, другие же – к  1230 году царствованию  Мернептаха.

 Цель исследования. Основная цель моего исследования будет сводиться к определению точной, исторически обоснованной даты исхода евреев из Египта, и кто был фараоном исхода, воссоздавая хронологию всех событий книги Исход, начиная от смерти Иосифа и завершая датой прихода в Ханаан.

Историографический обзор. Данный вопрос моего исследования не нов. Множество ученых, археологи, египтологи, богословы до меня  неоднократно рассматривали существующие проблемы, делали свои научно-обоснованные исследования, выводы, приводя определенные доказательства и доводы. Я подхожу к моему исследованию, основываясь на базе используемых мною трудов этих ученых, пытаясь определиться, пользуясь доступной мне информацией, в своем личном понимании исследуемого вопроса.

 Метод исследования, который будет употребляться мною – сравнительный анализ  доступных мне доводов, "за" и "против", отдавая предпочтение данным, основанным на Библейских текстах. Ведь реконструировать точный облик событий книги Исхода едва ли возможно, так как мы имеем лишь ряд косвенных данных литературного, исторического и археологического характеров. Единственным прямым источником остаются библейские тексты. 

 

Основная часть. События книги Исход происходят в Египте (в дельте Нила) и на  Синайском полуострове. Время действия относится к правлению Нового Царства. Между теми богословами, которые принимают историчность рабства Израиля в Египте, нет разногласия в том, что исход произошел в эпоху этого правления. Проблема заключается только в датировке этого периода*.

 Исторический фон. Египетский жрец и историк Монето в третьем столетии до Р.Х. написал по-гречески историю Египта, где он перечисляет тридцать династий, царствовавших в течение нескольких тысяч лет. Он начал с Манеса, первого исторического царя и довел до времени покорения Египта Александром Великим, в 332 до Р.Х. Однако, известно, что некоторые из них царствовали одновременно в различных частях Египта и Монетом была потеряна одна династия. Поэтому хронология очень сбивчива. Питри и Брестет, известные  египтологи, расходятся на 2000 лет, что касается начала египетской истории. Они расходятся в своих вычислениях постройки пирамид на 1000 лет и 700 лет Гигского периода.*

К сожалению, не все египтологи едины во мнениях по вопросу датировки, однако, нам повезло и видимо это Божье провидение, потому что история Египта, необходимая нам, весьма хорошо обоснована до 1600 лет до Р.Х., а дальше этого периода она весьма неопределенная.

Краткая история Египта от Гиксов до конца XIX династии.  Могучая XII династия Среднего Царства в Египте (около 1790 года да Р.Х.) предшествовала двум слабым династиям (XIII-XIV), при которых правительство распалось. Семитские завоеватели из Азии, известные под названием Гиксы, в распоряжении которых были кони и колесницы, о которых египтяне ничего не знали, завладели Египтом около 1700 года до Р.Х. Об этом народе мало что известно, но Мането называет этих иностранных правителей, XV и XVI династиями, которые правили Нижним Египтом приблизительно полтора века. В течении этого времени фивские соперники (XVII династия, правившие одновременно с ними в дельте Нила) научились у них и стали использовать конницу и колесницы в сражениях, и при фараоне Яхмосе из XVIII династии смогли прогнать Гиксов из своей страны (около 1550 года до Р.Х.). Это открыло возможность восстановления могущественного правительства, известного как Новое Царство. Понятно, что Египтяне не оставили письменных памятников об этом великом унижении, которому они подверглись со стороны вождей Гиксов, поэтому наши познания об этом периоде весьма ограничены. Однако в Библии имеется косвенная ссылка на этот период. Библейский текст книги Исход 1:8-9, гласит: "И восстал в Египте новый Царь..."  Библейские исследователи задаются вопросом, что это значит?

До того, как история этой страны в связи с библейскими событиями была изучена более досконально, комментаторы приведенных стихов считали, что речь идет просто о новом фараоне. Современные исследователи связывают содержание этих стихов с великими историческими событиями: Египет в промежутке между эпохами Среднего и Нового Царств (XVII-XVI веках до Р.Х.) захватили и покорили Гиксосы - пастушеские племена, пришедшие из земли Ханаанской, которые, по некоторым данным, были смешанного семито-хурритского происхождения. Согласно одной из исторических концепций, к Гиксосам принадлежал тот самый фараон, который возвысил Иосифа и принял весь дом Иакова в Египет. Если эта концепция верна, то за словами "И восстал в Египте новый царь..." может скрываться новая политическая реальность, пришедшая в Египте на смену старой и принесшая много бед Израильтянам. По данной концепции, после изгнания завоевателей, Гиксосов, в начале XVI века до Р.Х. к власти пришла новая династия – автохтонно-египетская, которая по понятным причинам была настроена резко против всего чужеземного, "азиатского", и особенно – против всего, так или иначе связанного с Ханааном – прородина Гиксов.

Во время правления Гиксов, в Фивах утвердились местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны ТАА I, II, Рахотеп, Секненра и Камос, начали освободительную войну, завершенную их приемником, основателем XVIII династии – Яхмосом (Амосисом), который изгнал около 1550 Гиксов из Египта.

При Яхмосе I, правившем в Фивах, начался период Нового Царства (XVIII-XIX династии), которому суждено было стать одним из самых блестящих периодов в истории Египта. Египет сделался великой державой, чье влияние простиралось за пределы реки Евфрат. Это было время, когда новой волной египетского национализма стало размывать существовавшее прежде терпимое отношение к иноплеменникам, характерное для Гиксосов. В целях обороны египтяне начали создавать империю и продвинули свои границы вглубь Палестины. Не желая, видимо, вовсе искоренять у себя семитское население, уже осевшее в Египте, фараоны превратили семитов в своих рабов и стали пользоваться их трудом при возведении оборонных объектов и царских дворцов.

Аменхотеп I правил в условиях централизованной власти с 1546 по 1526 г.г. до Р.Х. Аменхотепа наследовал его сын Тутмос I, правивший приблизительно с 1526 года до Р.Х.  Когда умер Тутмос I – Тутмос II (1512 - 1504), власть перешла к Тутмосу III. Так как он был слишком молод, то фактической правительницей при нем стала царица Хатшепсут. Соправительницей Тутмоса III она  оставалась до 1483.  Во время блестящего царствования Хатшепсут Египет процветал. Но после смерти Хатшепсут Тутмос III правил единолично до 1450 года до Р.Х.  Не любивший Хатшепсут, фараон не только упразднил ее двор, но и попытался стереть ее имя с большинства памятников в Египте. Тутмос III сделался могучим строителем своей державы, в чьи пределы была включена и Сирия. Наследовал Тутмосу III  Аменхотеп II 1450 - 1425.

Около 1320 года до Р.Х. была основана XIX династия фараоном Рамсесом I, бывшим полководцем фараона Хоремхеба. Следующий  фараон Сети I 1318 - 1304, известен  своими военными походами, которые приказал увековечить в основанном им великом храме Амона. Следующий за ним фараон Рамсес II 1304 - 1236, сын и наследник Сети I, известен как великий строитель храмов и завоеватель. За ним следовал Мермептах 1236 - 1223.

XX династия была основана фараоном Сетнахтом­­­­­, которым оканчивается наше краткое описание истории Египта эпохи правления Гиксов и Нового Царства.

Исторический фон и представление истории Египта поможет нам в дальнейшем при сравнении двух теорий исхода, археологических данных и библейских текстов.

Несколько теорий. 

Астрономическая теория. Вычисления предложенные многочисленными исследователями в большинстве случаев произвольны. Так, например, некий Махлер путем астрономических вычислений приходит к заключению, что исход имел место 27 марта 1335 года до Р.Х.

 Гипотеза Рамсеса II – Мернептаха. 

Историческая концепция. Большинство ученых отождествляют фараона притеснителя с Рамсесом II, сыном Сети I. Правив Египтом в течении 67 лет, он воздвиг в Нижнем Египте множество строений и городов, которые напоминают здания, о которых сообщается в Библии, Исход 1:11.

Один из двух городов сооружен, согласно Библии, израильтянами и  даже носил его имя - Раамсес. 

Библейская концепция. Данная теория основывается на вышеупомянутом библейском тексте книги Исход. Упоминаемые города Пифом и Раамсес, которые были найдены археологами, являются главным доказательством библейских исследователей в пользу того, что фараон Рамсес II был фараоном-притеснителем, а его наследник – Мернептах – фараоном Исхода. Таким образом на основании дат правления фараонов определяется время исхода, около 1230 года до Р.Х.

Археологическая концепция. На доводы в пользу поздней даты Исхода, примерно 1230 г. до Р.Х., археологические данные говорят, что эти города были построены в царствование Рамсеса II 1320 - 1318, где на найденных кирпичах имеется его печать, часть которых имеют солому, а часть состоят только из одной глины, что похоже на рассказ Библии Исход 5:17-19. Так на этот довод есть определенные возражения. Эти два города были воздвигнуты, по меньшей мере, за 80 лет до исхода (Моисей, которому было 80 лет, когда он начался – Исход 7:7 – не мог родиться прежде событий, о которых записано в 1:11). Это соображение отодвигает строительство Пифома и Раамсеса в более отдаленные времена, предшествовавшие правлению Рамсеса II.

Из археологических данных также известно, что наследник Рамсеса II не был его первенцем, что доказывается из найденных надписей, подтверждающихся текстом из Исход 12:29. Первенец Рамсеса II был убит ангелом-губителем, и на место первенца восходит фараон Мернептах, хотя есть спорный момент, о котором мы упомянем позже.

Далее сторонники поздней даты исхода утверждают, что археологические находки указывают на сильные разрушения в Палестине именно в  XIII, a не в XV веке.

 

Гипотеза Тутмоса III – Аменхотепа II.

Библейская концепция. Библейское изложение дает ограниченные сведения, на основании которых трудно с уверенностью датировать пребывание Израиля в египетском рабстве. Только одна хронологическая ссылка определенно связывает период царствования Соломона, который прочно установлен и датирован и не подвергается критике библейских исследователей, с исходом израильтян из Египта. Основываясь на тексте 3Царств 6:1, мы читаем, что Соломон начал строить храм на четвертый год своего правления, по истечении 480 лет от исхода из Египта. Дата правления царя Соломона исторически обоснована и известна – 970-930 г.г. до Р.Х. Предположение, что 480 лет отмеченные в 3Царств 6:1, служит основанием для точной датировки, согласуются с датой исхода 1446 год до Р.Х.  Вычитая из 970 года четыре года правления Соломона, получаем 966 год начала постройки Храма, прибавляем 480 лет и получаем дату исхода 1446 год. На этом основании, прибавляя время рабства в Египте, разумно предположить и поместить место и  время переселения Иакова и его сыновей в эпоху развития Гиксов в Египте.

Кроме того, имеется косвенная библейская ссылка. Ко времени Иеффая (приблизительно 1100 год до Р.Х.) Израиль уже находился в земле обетованной 300 лет (Судей 11:26). Если к 300 годам прибавить 40 лет пребывания в пустыне и какое-то время, потребовавшееся для завоевания Есевона, то получится, что исход имел место в середине XV столетия до рождества Христова.

Археологическая концепция. Опознание городов Пифома и Раамсеса не дало надежного основания для датирования исхода израильтян из Египта, что опровергает теорию Рамсеса II – Мернептаха. Имя Пи-Рамес вошло в употребление при XIX династии как название места, которое до этого называлось Аварис (столица Гиксов). Начиная с XXII династии и позже оно называлась Танис. Употребление его в Бытие 47:11 и Исход 1:11, может означать модернизированное название древнееврейского текста. Имя Рамсес было также названием земли Гесем, где жил Израиль в Египте. Во времена правления Тутмоса IV нам известно, что архитектором при фараоне был некий человек тоже носивший имя Рамсес, что побуждает задуматься о правильности теории XIII столетия до Р.Х. Кроме того известно, что Рамсес II был великим плагиатором и, возможно, он просто отреставрировал эти города.

Живописные картины производства кирпича в древнее время нашли на надгробном рисунке, близ города Фив в Египте. Этот рисунок дает удивительно яркую иллюстрацию к рассказу Библии о египетском рабстве, когда сыны Израиля должны были тяжко трудиться изготовляя кирпичи (Исход 1:14). На этом рисунке, который считается относящимся ко времени фараона притеснявшего Израиль, изображены несколько чужеземных бородатых рабов, занятых изготовлением кирпича. Одни месят глину, другие несут ее на плечах, третьи формируют кирпичи, четвертые складывают их рядами для просушки и т.д. Надсмотрщики с жезлами в руках наблюдают за работой. Надпись к этому надгробному рисунку гласит, что эти пленные рабы взяты царем Тутмосом III для того, чтобы строить храм Аммону.

Поскольку фараоны из XVIII династии очень часто вели войны в Палестине, становится понятным для чего они размещали военные гарнизоны и строили "города для запасов" (Исход 1:1) в районе Дельты: им это было надо для облегчения передвижения между Сиро-палестинскими населенными пунктами и Египтом. Данные археологических раскопок в Египте, относящихся к периоду исхода, соответствуют тому, что записано в книге Исхода. К примеру, Тутмос IV наследовал своему отцу Аменхотепу II, хотя и не был его старшим сыном ("первенец" Аменхотепа II был убит ангелом-губителем в ночь первой пасхи, Исход 12:29).

Создается впечатление, что, в отличие от своего завоевателя отца Тутмоса III, Аменхотеп II даже уступил некоторые Египетские земли, поскольку не в состоянии был проводить значительные военные компании. И, может быть, его слабая боеспособность объясняется тем, что все свои колесницы или большую часть их он оставил в водах Чермного моря. 

События происходившие в Палестине около 1400 года до Р.Х., соответствуют завоеванием, которые возглавлял Иисус Навин. Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон был разрушен примерно в 1400 году. Один из ученых приходит к такому выводу: "Все обнаруживаемые остатки материальной культуры говорят о том, что данные, известные из литературы: упомянутые завоевания происходили, именно, в то время , о котором определено свидетельствуют библейские историки" (Брюс К. Вальтке).  

Исторические концепции. Интересно заменить и рассмотреть религиозную реформу Аменхотепа IV (Эхнатон). Он пытался установить монотеистическую религию в Египте, поклоняясь богу солнца Атону. Возможно предположить, что он был под сильным влиянием монотеистической религии иудеев, что свидетельствует о их пребывании во времена правления фараона Тутмоса III.

Известно, что в 1504 г. до Р.Х.  царица Хатшепсут, вдова египетского фараона Тутмоса II, совершила государственный переворот, захватив власть, сделала легетивным правление своего племянника Тутмоса III,  правя 22 года.  После смерти ее отца Тутмоса I  и ее мужа-брата Тутмоса II, единственной наследницей на престол была Хатшепсут. Но по законам Египта женщина не могла принять жезл правления. Однажды прогуливаясь со служанками по берегу Нила, дочь фараона увидела в камышах корзинку с ребенком, и ей пришла в голову блестящая идея. А что, если усыновить это дитя? Мальчика можно воспитать, и он станет наследником египетского престола. Моисей как раз родился в правление Хатшепсут в 1526 году. Как хорошо совпадают события с рассказом Библии. Она проявляла интерес к шахтам на Синае и восстановила храм в Серабите, которым, возможно, управлял Моисей, и здесь он познакомился с топографией Синайского полуострова. При рождении Моисея Тутмос III был мальчиком и Хатшепсут была регентом страны. После её смерти притеснения израильтян усилилось и Моисей вынужден был спасать свою жизнь бегством в Мадиамскую землю. Этим частично объясняется престиж Моисея в Египте.

Если сделать анализ имени Моисея в сравнении с другими именами фараонов XVIII династии, интересно будет заметить, что в именах имеется одинаковая грамматическая часть – "мос", например, Тутмос, Мосес, Ромосес, – это говорит в пользу того, что он жил в данный период.             

 

Понимание Библейского пророчества Бытие 15:13-16. Решая проблему даты исхода евреев из Египта, на основании 3Царств 6:1, мы сталкиваемся с другой проблемой, а именно, приходя к 1446 году до Р.Х. (принимая эту дату исхода, то ряд имеющихся в Библии данных поможет нам установить и другие важные даты) , как считать дальнейшую хронологию исторических событий книги Исход, на основании понимания текстов Бытие 15:13-16. Либо Израиль был в рабстве в Египте 430 лет, либо 430 лет – это период длится от Авраама, разбивая эти года на 215 лет странствования потомков Авраама в Палестине и 215 лет по входу в Египет – их рабства. Если мы основываемся на том, что евреи были 215 лет рабами в Египте, то мы приходим к дате 1660 год до Р.Х. их вход в Египет при Иосифе. Далее, основываясь на тексте Бытие 47:9, прибавляем 130 лет жизни Иакова, получаем дату 1790 год – рождение Иакова и Исава от Исаака (Бытие 25:26). Затем, прибавляем  60 лет жизни Исаака, приходим к дате его рождения 1850 год до Р.Х., когда Аврааму было 100 лет (Бытие 21:1-5). Отталкиваясь от того, что в это время Измаилу, сыну Авраама от Агари, было 15-16 лет, вычисляя, приходим, что в 1865 году Аврааму было дано пророчество, записанное в Бытие 15:13-16, о 400 годах странствования потомков Авраама к Ханаану и что они будут пленниками в земле не своей, "и поработят их и будут угнетать их". Из книги Бытие 11:29 - 12:4, мы знаем, что Авраам начал свой выход из Ура Халдейского в 75 летнем возрасте. В Бытие 12:2-3 Бог заключает с ним Завет о великом народе и о "благословении" для всех "племен земных", т.е., Завет о Христе. Отсюда начинается исчисление 430 периода (Исход 12:40). Это подтверждается в послании ап. Павла к Галатам 3:16-17, где Павел пишет, что закон был дан на Синае (спустя три месяца после исхода – Исход 19:1) через 430 лет после заключения завета о Христе с Авраамом:

"16Но Аврааму были даны обетования и семени его. Не сказано "и потомкам", как - бы о многих, но как об одном: "и семени твоему", которое есть Христос. 17Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу."

Пророчество же Бытие 15:13-16 о 400 годах начинается с его потомков, а именно, с рождения Исаака (Деян.7:6). В пользу этого свидетельствую также предания раввинов о четырех веках от рождения Исаака.  Таков библейский подход, который находится в гармонии с пророчествами о 430 и 400 годах "странствования"* .  

                Но однако, существует теория о том, что евреи находились в Египте все 430 лет, не разбивая на 215 лет странствования в Палестине и 215 лет рабства в Египте, что противоречит и Свидетельству Духа Пророчества.

Концепция Духа Пророчества. Елена Уайт в своих трудах  пишет о том, что 400 лет угнетения Божьего народа начинается от видения Авраама в Бытие 15:13-16. Вот ее слова:

"Затем Моисею было велено взять пепел из печи и бросить его "к небу в глазах фараона". Это было весьма многозначительное действие. За четыреста лет до того Бог в видении Аврааму символизировал угнетение Своего народа дымом из печи и пламенем огня. Он сказал тогда, что покарает притеснителей и выведет пленников с великим имуществом."

("Патриархи и пророки", глава23 "Египетские язвы" стр. орг. 267-268, рус. пер. 249).

 

Следующее упоминание ею об этом пророчестве, мы можем прочитать в книге "История Спасения", глава16 "Выход Израиля из египетского рабства", стр. орг. 120, рус. пер. 109.

 

Заключение.

Пытаясь быть объективным в данном исследовании, основываясь на исторических, археологических и библейских данных, воссозданная мною хронология событий, описываемых в книге Исход, выглядит так:

Тутмос III был фараоном, при котором евреев жестоко угнетали, а Аменхотеп II – фараоном исхода. Дата входа в Египет Израиля 1660 год до Р.Х.  Рождение Моисея – 1526 год до Р.Х. Бегство Моисея в Мадиамскую землю от Тутмоса III1486 год до Р.Х.  Исход из Египта – 1446 год до Р.Х., через три месяца на Синае был дан закон (Исход 19:1). В 1444 году до Р.Х. была построена скиния (Исход 40:17, Числа 1:1). 1406 год до Р.Х. – дата прихода в Ханаан (40 лет странствования в пустыне – Числа14:34, Псалом 94:10). Однако я оставляю право и возможность более точного уточнения и абсолютного датирования хронологических дат книги Исход, не претендуя на абсолютность и непогрешимость своего исследования. Хотя абсолютен бывает только Бог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

1.   Seventh-day Adventist Bible Commentary, Vol.1, 1978.

2.   George Rawlinson, M.A. "The Pulpit Commentary 2", Exodus, Vol. 1.

3.   The Illustrated Bible Dictionary, Vol.3.

4.   Gleason L. Archer, JR, "A survey of Old Testament Introduction", 1985.

5.   The World Book Encyclopedia, Vol.6, A soft Fetzer company; Chicago, London, Sydney, Toronto; 1994.

6.   Nelson's complete book Bible maps & Charts Old and New Testament,1993

7.   Джеймс Хастингс, Библейский словарь, т.6,8.

8.   Еврейская энциклопедия, т.8, Москва,1991.

9.   Бадо Харенберг, "Хроника человечества, большая энциклопедия", 1996.

10. Джейн Чизхолм, Энн Миллард, "Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации", Москва "Росмен", 1996.

11. Российская энциклопедия, "Мифы народов мира в 2 томах", т.2, Москва, 1997.

12. "Толкование ветхозаветных книг. От книги Бытие по книгу Руфь", Библейская кафедра, 1992.

13. Эрик Нюстрам, "Библейский словарь", Санкт-Петербург, 1992.

14. Самуил Дж. Шульц, "Ветхий Завет говорит...", Библейская кафедра, 1993.

15. Карл Фридрих Бекер, "Мифы древнего мира", Саратов, Изд-во "Надежа", 1995.

16. Морис Венден, "От исхода до пришествия", Изд-во "Источник жизни", 1994.

17. Библейская энциклопедия, Российское Библейское Общество, Москва, 1996.

18. Дмитрий Щеровский, "Ведение в Ветхий Завет", книга Исход, т.2, Москва, "Теревинф", 1997.

19. Генрих Гелей, Библейский справочник, Санкт-Петербург,1995.

20. Большая советская энциклопедия, т.9, Москва, 1972.

21. Е.Уайт, "Патриархи и пророки", Изд-во "Источник Жизни", 1994.

22. Е.Уайт, "История Спасения", Изд-во "Источник Жизни", 1996.

 



* Египтологи не имеют единого мнения в датировке периода правления Нового Царства, например: 1567-1220;  1552-1069; 1546-1085 и т.д. 

* См. Схему-хронологию "Египетские Цари" .

* См. схему библейского пророчества Бытие15:13-16.