Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 26 апреля 2024
Авторство книги Исход PDF Печать Email

   Название книги. Вторая книга Священного Писания в русском переводе называется Исход, что соответствует главному описываемому в ней событию – исход Израильского народа из Египетского рабства. Это название книга получила при переводе с Септуагинты и Вульгаты. Однако на языке оригинала вторая книга Пятикнижия называется "Элле Шемот", что означает "Вот имена", или в сокращенном варианте "Шемот""Имена". Книга Исход  следует сразу за книгой Бытие и является её действительным продолжением.

                Вынесение проблемы авторства. Авторство книги Исход практически нельзя рассматривать отдельно от всего пятикнижия. Так как многие современные богословы соглашаются в том, что пятикнижие нельзя разделять на отдельные, независимые друг от друга книги (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), т.к. эти книги описывают последовательные события и каждая последующая книга является продолжением предыдущей; они имеют одного автора, то есть, пятикнижие является одним целостным произведением. В пользу этого мнения свидетельствует иудейская устная традиция и масаретский текст Ветхого Завета.

В богословском мире нет общего мнения по вопросу авторства книги Исход. Традиционный взгляд приписывает авторство книги Моисею, основываясь на свидетельствах Священного Писания. С другой стороны – скептики придирчиво исследуют этот вопрос, исходя из того, что едва ли автором книги был Моисей, и что эта книга была написана намного позднее того времени, когда он жил. Далее мы рассмотрим основные теории либеральных богословов и доказательства в пользу Библейского  (традиционного)  взгляда.

 

Теории либеральных богословов.

Для всех теорий скептически настроенных либеральных богословов характерны главные, схожие между собой, допущения:

1.   Едва ли книгу Исход написал Моисей;

2.   Истинный характер излагаемых в ней событий трудно установить;

3.   Дата составления книги достаточно поздняя.

                Исходя из этих предпосылок либеральные богословы создали, главную противоречащую традиционному взгляду, теорию J E P D.  Свое начало это теория берет в конце XI в начале XII веков, когда еврейский богослов Ибн Эзра заметил, что Моисей не мог описать свою собственную смерть в книге Второзаконие. Затем, итальянский богослов Спиноза, опровергая традиционный взгляд, добавил тот факт, что повествование в некоторых частях идет от третьего лица. Далее, эта теория пройдя еще несколько этапов своего развития, уже к концу XIX столетия была сформулирована и преподнесена как "Новая теория источников пятикнижия" либеральными богословами Graff, Quene и Wellhasen. Проделав критический анализ текста пятикнижия, они утверждают, что пятикнижие написано посредством четырех основных литературных источников – J E D P:

                Источник  J  от слова Jehova (Иегова), был написан примерно в 850 В.С. в Южном царстве, автор этого источника использует только одно Имя Божье – Иегова, в русском переводе – Господь;

                Источник  Е  от слова Elohim (Элохим), был написан на территории Северного Царства автором, который использовал Имя Божье – Элохим, в русском переводе – Бог, примерно в 750 В.С.

                Источник D – от слова Deutereonomy (Второзаконие), был составлен под руководством священника Хилкии, примерно в 621 В.С.

                Источник  Р    от слова Priest (Священник), также этот источник называют "священнический кодекс". Считается, что он был написан одним из учеников Ездры, примерно в 450 В.С.

                "Новая теория источников пятикнижия"  является основной теорией в современном богословском мире, которая оспаривает  традиционный взгляд на авторство пятикнижия в целом, и книги Исход – в частности.

                Другие методы критического анализа текста. Существует группа ученных, которые анализируют манеру изменения литературного стиля, выявляют в тексте отличающиеся друг от друга небольшие литературные узлы. Затем с помощью сравнительного анализа пытаются утановить дату первоначального текста.

                "Традиционно – критическая" школа приводит доводы в защиту устной передачи событий описанных в книге  Исход на протяжении длительного времени. Здесь же они допускают, что точное описание точного характера, последовательности и сути событий повествования при такой форме передачи, является очень маловероятным.  

 

Традиционный взгляд 

 Традиционный взгляд авторство книги Исход  рассматривает автором книги Моисея, основываясь на свидетельствах текста Ветхого и Нового Заветов, а также свидетельстве Духа Пророчества.

Свидетельства книги ИСХОД. В самом повествовании книги  трижды указывается на то, что Моисей был богодухновенным автором книги:

1.   Исход 17:14"И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу, и внуши Иисусу, что я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной."

2.   Исход 24:4,7 – "4И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых. 7И взял книгу завета, и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны."

3.   Исход 34:27 – "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах я заключаю завет с тобою и с Израилем."

Свидетельства других книг Ветхого Завета. Другие книги Ветхого Завета однозначно подтверждают традиционный взгляд:

1.   В книге Числа 33:2 содержится цитата из Исхода 17:14:

    "Моисей по повелению Господню, описал путешествие их по станам их..."

2.   Книга И. Навина 8:31, также содержит цитату из книги Исход 20:25: "Как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева..."

3.   В 3Царств 2:3, Давид предчувствуя свою кончину завещает Соломону следующее:

"И храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься."

4.   В книге пророка Неемии 8:1, мы читаем:

"Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая перед Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтоб он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.

 

                Свидетельства Нового Завета. Самым большим авторитетом для подтверждения авторства Исхода (Пятикнижия), являются слова нашего Господа Иисуса Христа, записанные на страницах Нового Завета:

 

1.   Наш Господь в своих проповедях неоднократно цитировал тексты книги Исход, упоминая при этом её автора – Моисея. Например, вот, что мы читаем в Евангелии от Марка 7:10 :

"Ибо Моисей сказал: "почитай отца своего и мать свою" и: "злословящий отца или мать смертью умрет."" Здесь цитируется пятая заповедь из декалога, записанная Моисеем в Исход 20:12.

 

2.   Следующее свидетельство записано в Евангелие от Марка 12:26:

"А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?"" Здесь Иисус цитирует текст, записанный в книге Исход 3:6.

 

3.   Божье проведение распорядилось так, чтобы Моисей, прежде чем он стал пророком, освободителем, богодухновенным писателем Пятикнижия, попадает в дворец фараона и получает самое "высшее" по тем временам образование, именно здесь будущий пророк был научен буквенной письменности. Об этом нам свидетельствует текст из Деян.7:22:

    научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен и в словах и в делах."

 

Свидетельство Духа Пророческого подтверждает библейскую теорию относительно авторства пятикнижия. В книге "Великая борьба", в 25 главе "Незыблемость закона Божьего" (стр.орг.434, стр.рус.пер.313), в третьем абзаце, мы читаем:

"Закон Божий в небесном святилище является грандиозным подлинником, точнейшая копия которого была начертана на каменных скрижалях и записана Моисеем в Пятикнижии."

 

Вывод. Рассмотрев теории либеральных богословов, мы видим, что ни одна из них не имеет достаточно точных, веских аргументов и доказательств. Более того, все они построены в скептически - логическом стиле, т.е., авторы этих теорий выискивали различные "аргументы", чтобы подтвердить конечный результат своих изысканий, который был определен ими преднамеренно. Отсюда, теории богословов критики являются несостоятельными.

Традиционный взгляд на авторство книги Исход, в достаточной мере, подтверждается как внутренними, так и внешними свидетельствами, что, еще раз, убеждает нас в подлинности и авторитетности Священного Писания.

 

 

 

 Библиография:

1.   Seventh-day Adventist Bible Commentary, Vol.1, 1978.

2.   John H. Sailhamer, "The Pentateuch as Narrative", Zondervan Publishing House, 1992.

3.   Джеймс Хастингс, Библейский словарь, т.6,8.

4.   Джон Д. Хэнна, "Толкование ветхозаветных книг. От книги Бытие по книгу Руфь", Библейская кафедра, 1992.

5.   Эрик Нюстрам, "Библейский словарь", Санкт-Петербург, 1992.

6.   Библейская энциклопедия, Российское Библейское Общество, Москва, 1996.

7.   Генрих Гелей, Библейский справочник, Санкт-Петербург,1995.

8.   Е.Уайт, "Патриархи и пророки", Изд-во "Источник Жизни", 1994.

9.   Е.Уайт, "Великая борьба", Изд-во "Источник Жизни", 1996.

10. Лопухин, "Толковая Библия"