Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 03 мая 2024
Огонь неугасимый PDF Печать Email
 

Кто-то может поднять следующий вопрос: А как же огонь неугасимый, сжигающий нечестивых? Разве это не значит, что он никогда не погаснет? Конечно, нет. Погасить, значит, потушить, загасить. Никто не будет в состоянии потушить огонь ада. Это необычный огонь Божий. Никто не сможет избежать его, погасив. Исайя говорит об этом огне: "Вот они, как солома: огонь сожег их, - не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним" (Исайи 47:14). Совершив свое дело разрушения, огонь погаснет. Никто не сможет избавить себя от этого пламени, погасив его, но, в конце концов, не останется и угля. Так говорит Священное Писание.

Иеремия пророчествовал, что Иерусалим сгорит огнем, который не погаснет (Иеремия 17:27), однако все сгорело дотла (2 Паралипоменон 36:19-21). Перечтите все эти стихи, чтобы увидеть, как в Библии используются слова "угасить" или "погаснуть". Они не описывают огонь, который никогда не прекратится. "Неугасимый" - это тот, который невозможно угасить.

А что же мы можем сказать о выражении "вечный", употребленном при описании огня ада? Если мы позволяем Библии самой объяснять используемые в ней обороты речи, то нет абсолютно никаких противоречий или путаницы. Многие совершают ошибку, когда воспринимают современное, извращенное понимание исходных библейских выражений, не присматриваясь к их первоначальному контекстуальному употреблению. Это нарушает один из основополагающих принципов толкования.

Факты свидетельствуют, что эти слова про огонь вечный вовсе не описывают огонь, который никогда не погаснет. То же самое выражение используется в послании апостола Иуды, где говорится о разрушении Содома и Гоморры: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример" (Стих 7).

Вполне очевидно, что Содом и Гоморра не продолжают гореть и сегодня. На месте, где когда-то стояли эти города, сегодня раскинулось Мертвое море. Однако они горели "огнем вечным", и нам говорится об этом как о примере чего-то. О примере чего? "И если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам" (2 Петра 2:6).

Вот оно! Этот огонь вечный, превративший в пепел Содом, являет пример того, что в конце концов произойдет с нечестивыми. Если то, что сказано в этом тексте, правда, тот такой же огонь, какой погубил Содом и Гоморру, погубит и нечестивых в озере огненном. Это должен будет быть огонь вечный. Означает ли это также, что он превратит нечестивых в пепел? Библия отвечает: Да. "Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей... И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф" (Малахия 4:1,3). Никакие слова никакого языка не могли бы выразить это убедительнее и яснее. Этот вечный огонь сжигает навеки. Даже сатана, корень всего зла, будет окончательно истреблен. Какой последовательной предстает полная картина, изображаемая Библией, когда мы позволяем ей самой объяснять используемые в ней выражения! Какая дьявольская манипуляция словами потребовалась бы для того, чтобы уклониться от очевидного значения этих слов! И, тем не менее, те, кто заражен предубеждениями живучей традиции, могут читать эти слова "и попалит их... они будут прахом" и, по-прежнему, утверждать, что нечестивые продолжают жить, страдая и мучаясь.

И все же мы должны признать, что на эту тему существует несколько неоднозначных стихов, однако мы находим, что они приходят в согласие со всем сказанным, когда мы рассматриваем их не взятыми в отдельности, а в контексте, и позволяем Библии объяснять саму себя.

Даже слова Христа из Матфея 25:46 не вызывают смущения, когда мы возьмем их очевидный смысл: ''И пойдут сии на наказание вечное, а праведники в жизнь вечную" - [Английский перевод, а также уточненный перевод с греческого оригинала. - Прим. перев.] Согласитесь, что есть разница между смыслом выражений "вечное наказание" и "вечная мука", хотя, на первый взгляд, они взаимозаменяемы. Каким бы ни было наказание, длиться оно будет вечно. Говорит ли Библия о том, каким будет наказание? Конечно. "Возмездие за грех - смерть" (Римлянам 6:23). Таким образом, Иисус просто сказал, что смерть будет бесконечной. Она никогда не будет иметь конца. Она никогда не будет прервана воскресением.

Апостол Павел еще более проясняет этот вопрос следующими словами: "В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию...". Сейчас будьте внимательны, Павел собирается сообщить нам, что это за наказание: "Вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" (2 Фессалоникийцам 1:8,9). Итак, наказание - это вечная погибель, погибель, которая продлится вечно. Для наказанных ею не может быть воскресения, у них не будет надежды на жизнь. А что же червь, который не умирает? Многие читали слова Христа об аде: "Где червь их не умирает и огонь не угасает" (Марка 9:44,46,48). Некоторые трактуют это так, что червь - это душа. Разве это имел в виду Иисус? Нигде в Библии вы не найдете и намека на то, что душа - это червь.

В этой главе Иисус использует слово "геенна" вместо слова "ад". Так случилось, что геенна была реально существующим местом, находившимся сразу же за стенами Иерусалима. Несомненно, слушатели Христа могли видеть дым, клубящийся над долиной Енномовой, местом, где постоянно сжигались отходы и мертвые тела. Если что-либо не попадало в разрушительное пламя, оно быстро пожиралось личинками или червями. Имея эти яркие картины полного исчезновения с лица земли, Иисус использовал огонь Геенны в качестве примера полного уничтожения в адском огне. Огонь никогда не угасал, а черви никогда не прекращали свою работу над телами - это была сильнейшая иллюстрация полного истребления.

Из всех текстов об аде, наверное, наиболее легко истолковывать упоминание Иоанном дыма, поднимающегося "во веки веков". Для тех, кто не знаком с другими случаями упоминания в Библии этого выражения, оно действительно выглядит весьма смущающим. Однако, сравнение стихов как Ветхого, так и Нового завета, открывает, что выражения "вовек", или "вовеки", в Библии 57 раз использованы по отношению к чему-то, что уже пришло к концу. Иными словами, выражение "вовеки" совсем не всегда означает "бесконечно".

В качестве доказательства этого можно было бы привлечь множество выдающихся примеров. Два или три из них достойны нашего внимания. В 21-й главе книги Исход приведены положения закона о рабах. Если раб желал посвятить всю свою жизнь служению своему хозяину, то это требовало исполнения некоторых установлений. В этом случае хозяин прокалывал его ухо шилом, после чего, говорит Библия, "он остается рабом его вечно" (Стих 6). Но как долго раб будет служить своему земному господину? Конечно, не дольше, чем он будет жив. Так что слово "вечно" совсем не обязательно означает "без конца".

В 27-й главе 1-й книги Царств о филистимском царе Анхусе сказано: "И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек" (Стих 12). Первоначальное значение выражения "вовек" указывает на неопределенный период времени. Вообще же, оно определяет период времени, в течение которого что-то продолжает существовать под влиянием господствующих обстоятельств. [Вспомните, к примеру, сохранившиеся до сих пор выражения "на моем веку" или "на мой век хватит", означающие не что иное, как "на мою жизнь", "пока я жив". - Прим. перев.] Даже пребывание Ионы в желудке кита описывается им как что-то случившееся "навек". (Ионы 2:7).

Кто-то может возразить, что это также может ограничить жизнь праведных на небесах, поскольку о них сказано, что они будут славить Бога вовеки. Действительно, и в отношении одних, и в отношении других использовано одно и то же выражение. Но между ними будет колоссальнейшее различие в обстоятельствах. Святые получат дар бессмертия. Их жизнь теперь соизмерима с жизнью Бога. "Бессмертный" означает "не подверженный смерти". Употребленное в их отношении выражение "вовек" может означать только "бесконечно", поскольку они уже обрели бессмертие. Однако когда выражение "вовек" употреблено при описании участи нечестивых, речь идет уже о смертных созданиях, которые могут умереть и должны умереть. Их "век" будет определяться тем временем, в течение которого их смертное естество сможет существовать в огне, воздающем каждому по делам его.