Свобода во Христе - христианский проект

Субота, 27 апреля 2024
Главная Дети Семинары по ДСШ Кто такой преподователь Субботней школы
Кто такой преподователь Субботней школы PDF Печать Email

Поминайте наставников ваших,

которые проповедывали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Евр 13:7

Преподаватели не похожи друг на друга. Преподавание в ДСШ также не бывает одинаковым. Каким преподавателем вы станете, зависит от талантов и духовных даров, которыми наделил вас Бог, и от усилий, которые вы прикладываете к совершенствованию своего преподавательского мастерства. Но, несмотря на все различия, присущие как самим преподавате­лям, так и методам их работы, мы отметим некото­рые общие черты и особенности, свойственные преподавателям, выделяющимся своим ревност­ным отношением к делу. И вот что мы обнаружим:
Преподаватели ДСШ считают СУББОТУ большим праздником

Придя поутру в класс, чтобы приготовить все необходимое для занятий, преподаватели приносят с собой атмосферу праздни­ка. И так бывает не только на Пасху или Рождество. Ибо суббота — день Господень. И все говорит о том, что каждая суббота для них — большой праздник. Преподаватели празднично одеты. В раз­ных церквях в зависимости от местных традиций люди по-раз­ному представляют себе, что значит быть одетым празднично, тем не менее преподаватели всегда приходят на занятия, имея опрятный и приличный вид. Они рано встали, тщательно приве­ли себя в порядок, и вот они уже в церкви с сияющими лица­ми. Возможно, вам небезынтересно узнать, к чему такая торже­ственность и откуда такой энтузиазм. Они дожидаются встречи с близкими им людьми, которые в этот день придут в субботнюю школу.
Преподаватели ДСШ любят людей

Возможно, не все преподаватели люди общительные, тем не менее, их отличает дружелюбие и внимательное отношение к тем, кто приходит к ним на занятия. Работают ли они с дошкольниками или с пенсионерами, они все­гда приветливы, предупредительны, деятельны и готовы оказать поддержку. Они стремятся к позитивным взаимоотношениям с людьми, в особенности в группе, где они преподают. Они интересуются тем, как живут эти люди. Они умеют создать об­становку доброжелательности и взаимопомощи, атмосферу, в которой люди мо­гут ощутить свою общность. В стенах субботней школы они заботятся о своих подопечных подобно тому, как пастырь заботится о стаде.
Преподаватели ДСШ любят преподавать Слово Божье

Само собой разумеется, что преподаватели ДСШ читают Слово Божье с упоением. Библия для них — бесценное сокровище, которое они некогда откры­ли для себя и которое не перестает восхищать их и придавать им силы, сколько бы лет ни прошло с того дня, когда они впервые взялись за Его изучение. Эта радость общения со Словом Божьим возрастает до такой степени, что выплескивается в не­удержимом желании поделиться ею с другими людьми. Преподавание Слова Божь­его — источник воодушевления для преподавателей. В ДСШ они пре­подают не только из чувства долга и не просто потому, что их попросил об этом пастор — они полагают, что Бог призвал их взяться за эту работу. Бог даровал им силы трудиться в ДСШ, и они утверждаются в Господе, исполняя свое призвание к преподавательской деятельности.
Преподаватели ДСШ готовятся к проведению занятий

Несмотря на чрезвычайную занятость, лучшие преподаватели приходят в цер­ковь подготовленными надлежащим образом. Они готовятся к своей работе постоянно, молясь на протяжении всей недели. Они усердно изучают Божье Слово и заблаговременно готовятся к за­нятиям. Если для проведения занятия могут по­надобиться какие-либо дополнительные матери­алы, они не станут откладывать их поиск до субботы, а заранее проверят, есть ли у них под рукой все необходимое. Таким образом, к нача­лу занятий все готово — осталось только встре­тить учеников.
Преподаватели ДСШ уповают на Божью силу

У некоторых людей прирожденный талант к преподаванию. Другие таких способ­ностей у себя не находят, они много и упорно работают над развитием своих пре­подавательских навыков. Но главное, что сознают преподаватели, — Бог будет действовать через них, невзирая на их человеческие ограничения и слабости. Они привычны к молитве и изучению Писания, они заранее готовятся к занятиям и по­тому перед учащимися излагают материал спокойно и уверенно — будь то дети, молодежь или взрослые. Из этого вовсе не следует, что они знают все, что толь­ко можно знать. Это не означает, что у них есть ответы на все вопросы. Скорее, это говорит о том, что они доверяют Богу. Для этих людей Бог — основа их уве­ренности. Они не видят нужды в том, чтобы уметь ответить на все вопросы, кото­рые могут быть заданы. Они сознают, что каждый ребенок ищет истину, каждо­му ребенку предстоит достичь понимания истины в той степени, которая опреде­лена Богом, и во время им назначенное. А потому ревностные преподаватели опираются в работе на свою веру и побуждают учащихся к самостоятельному поиску истины.
Преподаватели ДСШ имеют слушать

Преподаватели стремятся передать Слово Божье учащимся. Разумеется, им при­ходится много говорить, излагая материал. Но умелый преподаватель не станет все свое занятие превращать в лекцию. Ему не свойственно говорить и говорить не пе­реставая, дабы показать свои обширные познания. Такие преподаватели умеют слушать тех, кого они учат. Они готовы со вниманием выслушать то, что хотят ска­зать учащиеся. Они поощряют их задавать вопросы и сосредоточенно размышля­ют над их вопросами, прежде чем ответить. Если вопрос неясен, они просят уча­щегося повторить его или задать как-то иначе. Умелые преподаватели сознают, что обучение — это не односторонний процесс, напротив, оно предполагает диалог. Они понимают, что дети, как и любые другие люди, растут и развиваются, актив­но высказывая свои мысли, убеждения и сомнения.

Преподаватели ДСШ должны быть терпеливыми

Преподавание может доставлять огорчение и разочаровывать. Подчас учащиеся далеки от понимания важности преподаваемого материала. Подчас они утверж­дают, что им все ясно, в то время как совершенно очевидно, что это не так. Дети отвратительно себя ведут. Взрослые ведут себя не лучше, перебивая и не слушая друг друга. В процессе преподавания мы сталкиваемся со множеством проблем и трудностей, и все же ревностные преподаватели умеют хранить терпение несмот­ря ни на что. Они любят детей, даже когда те безобразничают. Они не против повторить сказанное для тех, кто не понял. Они терпеливо просят учащихся не перебивать друг друга и высказываться по очереди. Они мягко утихомиривают расшалившихся детей. Они продолжают делать все, что в их силах, даже если кажется, что люди потеряли интерес к занятиям.
Преподаватели ДСШ готовы работать

Умелые преподаватели берутся сделать все необходимое для ведения занятий. Они не только заранее готовятся провести занятие, но они приводят в порядок классную комнату. Особенно если те, кто занимался в ней накануне, оставили после себя грязный пол, столы и стулья. Преподаватели приходят в церковь и обнаруживают, что в помещении сплошной беспорядок. Не хватает столов и стульев, кто-то раздросал канцелярские принадлежности, куда-то девались книги, или же они лежат не на своем месте. Все это может запросто вывести из себя. Несмотря на это, преподаватели делают все необходимое для нормального проведения занятий, хотя подобные трудности могут возникать с удручающим однообразием.
Церковное служение преподавателя

Церковное служение преподавателя установлено в Новом Завете

Мы обозначили некоторые качества, свойственные преподавателям ДСШ. Теперь нам бы хотелось вкратце обратиться к библейскому обоснования служения преподавания, которое мы находим в Новом Завете. В Евангелии от Марка (6:34) мы читаем, «Иисус ... увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Самым великим Учителем на земле был Иисус Христос, Его служение было посвящено учению. При виде народа сердце Его охватывало сострадание, Его проникновенные очи видели нужды народа. Он знал как и чему надо учить, и Своей жизнью возвысил труд учителя. Иисус Христос был учителем

Он был совершенным учителем, учил не как книжники и фарисеи, надменно, мо­нотонно, соблюдая минимальную «букву» закона, но учил живому Слову, из Его уст исходили слова жизни, и люди чувствовали их силу. Иисус Сам Себя называл учителем, а Его последователи назывались учениками. Даже Его враги обраща­лись к Нему «равви», что значит учитель.
Апостолы были учителями

Перед вознесением Иисус повелел Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я пове­лел вам... »

(Мф 28:19,20). Таким образом, Иисус передал апостолам Свое служе­ние учителя. Это значит, что авторитет преподавателя — от Господа.
Бог поставил учителей в церкви

Это поручение Христа актуально и сегодня. Он наделяет дарами всех верующих, один из них — дар учительства. «И Он поставил одних апостолами, иных Евангели­стами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:11-13). Апостол Павел три раза упоминает об учительском даре в посланиях. Этим даром наделяет Бог верующих для назидания и укрепления других в вере. И мы, прини­мая этот дар от Святого Духа, призваны совершать служение преподавателя перед Господом, передавая Слово Господне современным людям.

Духовная жизнь преподавателя

Секрет результативного служения преподавателя отчасти име­ет отношение к его духовной жизни. Посредством пламенной веры, которая живет в сердцах преподавателей. Бог являет Свою силу, зажигая веру в сердцах других людей. Наиболее важно в духовной жизни преподавателей следующее:

Обращение

Преподаватель ДСШ, прежде всего христианин. А это значит, что он рожден от Духа, омыт кровью Христа и принадлежит к церкви.

Тот, кто будет рассказывать детям о прощении грехов во Христе, должен пока­яться и получить личную уверенность в прощении своих грехов. Преподаватель но­вой жизни сам должен получить эту жизнь через рождение свыше. Вы можете научить другого только тому, что стало частью вас самих. Невозможно эффективно учить, по­лагаясь только на учебник. За учебным материалом должна стоять вера преподавателя — живая, растущая, воспитанная на изучении Слова и молитве. Лучшая подготовка и новейшая методика — ничто, если преподаватель — не христианин. Настолько важно, чтобы преподаватель был христианином, что преданный Богу и делу, но не подготовленный преподаватель предпочтительнее, чем подготовленный, но не преданный.

Призвание

Быть призванным Богом, преподавать Его Слово детям — великая привилегия.

Желающий обучать детей Божьим истинам должен иметь ясное, твердое внутреннее убеждение, что он призван Богом на это служение.

Это может выражаться в непреодолимом влечении к детям, в особой любви к ним. Призвание может быть основано на особом переживании, какое было у Исайи,

который «услышал голос Господа, говорящего:

«Кого мне послать? И Кто пойдет для нас?»

И ответил Исаия:. «Вот я, пошли меня» (Ис 6:8).

Или может быть подобно переживанию Иеремии, когда Господь воспламенил его желание служить: «Но было в сердце моем, как бы го­рящий огонь, заключенный в костях моих» (Иер 20:9). Иеремия почувствовал от Господа призыв к служению, от которого нельзя отказаться. Господь может дать и нам личное осознание необходимости нести детям Его

Слова. Часто призвание выражается через внутреннее откровение или постоянно ра­стущее убеждение, которое есть результат многократных молитв.

Если вы знаете, что Бог вверил вам эту миссию, то это изменит ваше отношение к детям и к вашему преподаванию, укрепит вас, когда будет казаться, что ничего не получается.
Молитва

Молитва — большое преимущество верующего. Как чудесно иметь любящего, все­могущего Отца! Он нас любит и хочет, чтобы мы приносили Ему свою благодар­ность и проблемы. Мы верим, что, приходя к Богу посредством заслуги Христа, мы получаем благословение, которое ищем, и Господь хочет благословить наш препо­давательский труд.

Есть особые нужды, о которых преподаватель должен молиться: о благослове­нии своей жизни; о силе, вдохновении, мудрости, творчестве на занятии; чтобы Гос­подь открыл истину детям и вел их к Себе во всех обстоятельствах: через занятие или семью, школу, разные христианские мероприятия; о любви окружающих к ним и сохранении детских сердец от ожесточения; о духовном росте детей через общение со всеми прихожанами и христианскими друзьями и многое другое. Читаем из Первого послания Иоанна, 5:14-15: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что когда просим чего по воле Его, Он слушает нас во всем, чего бы мы не просили, — знаем и то, что получаем просимое от него». В молитве скрыта могучая сила, для Бога нет ничего слишком сложного. Каждый преподаватель должен найти и исполь­зовать эту силу в своей жизни, открывая ее учащимся

.Четыре аспекта служения преподавателя

Работая с детьми, преподаватель выступает в разных ролях, его служение имеет разные аспекты. Вот некоторые из них:

1. Преподаватель — источник знаний и опыта христианской жизни Этот аспект служения преподавателя понимается наиболее широко. Пре­подаватель обладает знанием и большим опытом Божьего Слова и хри­стианской жизни. Преподаватель стремится передать свое знание и опыт таким образом, чтобы способствовать росту и развитию тех, кого он обучает. Для учителя воскресной школы Слово Божье — не только пред­мет, но самое драгоценное сокровище жизни. Он стремится преподавать Слово Божье так, чтобы дети могли вместить его, принять и применить к своей жизни. Нет нужды пояснять, что те, кто обучает детей, должны преподавать Слово Божье, приспосабливаясь к их юному возрасту. Язык, методы и подходы, используемые в обучении детей, будут отли­чаться от языка, методов и подходов, используемых для обучения взрос­лых или подростков.

2 Преподаватель — друг детям

В Евангелии от Иоанна Иисус говорит Своим ученикам: «Я назвал вас друзьями» (Ин 15:15). Эта дружба, существовавшая между Иисусом и Его учениками, должна воплощаться в отношениях между преподавателем и его классом воскресной шко­лы. Эта дружба подтверждена любовью Бога в Иисусе Христе. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35).

Любовь — не только чувство. На священном языке слово «любовь» означает от­дачу самого себя. Иисус показал Свою любовь, полностью отдав Себя за погибший мир. Таким же образом нам надо отдать себя ребенку во имя Иисуса. Это и есть настоящая любовь. Дети легко распознают преподавателей, которые их любят, и так же быстро — равнодушных к ним. Большая пропасть разделяет класс и пре­подавателя, в котором нет искренней любви. Необходимо понимать, что хорошие отношения между преподавателем и учащимся, основанные на любви, уничтожают барьеры на пути к сердцу учащегося, его уму и воле, позволяя семенам Божьего Слова находить готовую почву. Преподаватель, который не любит детей и не умеет дружить с ними, — помеха в работе субботней школы.

3. Преподаватель — соученик детей

Хороший преподаватель всегда учится. В тот момент, когда мы перестаем учиться у Иисуса, прекращается наш духовный рост. Если, прекращается духовный рост, то наши творческие силы не обнов­ляются. В конечном результате мы оказываемся неэффективными в преподавательском служении. Другими словами, мы умираем.

Самодовольство — это сигнал тревоги. Опасность появляется в тот момент, когда мы не чувствуем необходимости развиваться. Ученые утверждают, что человеческий мозг способен делать в пятьдесят тысяч раз больше, чем он делает. Застояться в колее базовых знаний — смертельно для преподавателя Библии. Преподаватель должен много читать и пополнять свою сокровищницу информацией. Образование не заложено в нас от рождения оно приобретается.

Хотя преподаватель призван передавать детям свои знания и опыт, он не знай всего, и зачастую дети задают вопросы, которые ставят его в тупик. Иногда мы испытываем соблазн на ходу выдумать ответ, и у некоторых преподавателей это неплохо получается. Ведь учащиеся рассчитывают, что преподаватели ответят на все вопросы. И как преподаватели мы можем растеряться оттого, что у нас нет готовых ответов на все вопросы.

К примеру, дети могут задать такие вопросы:

— Если Бог любит каждого, то любит ли Он дьявола?

— Если Иисус велит нам любить наших врагов, почему в Ветхом Завете Бог велевает Своему народу уничтожать их врагов?

Сразу ответить на подобные вопросы не так просто. Лучше сказать: «Я точно не знаю, но постараюсь выяснить, и мы поговорим об этом на следующей неделе». В течение недели вам нужно посоветоваться со сведущими и зрелыми Христанами, пасторами и любыми другими людьми, которые в состоянии помочь вам отыскать удовлетворительный ответ. Возможно, вам потребуется обратиться к библейским словарям, энциклопедиям или комментариям.

Помимо изучения Библии и библейских справочников, преподавателям воскресной школы необходимо читать книги о воспитании детей и детские книжки. Если вы состоянии читать книги по психологии детей, непременно это делайте. Правде психологические теории зачастую трудны для понимания. Есть иной способ получше. Читайте детские книги там содержатся сюжеты, которые прекрасно помогают при изучении библейских тем. Эти книги не только дают новые идеи, но и помогают увидеть мир глазами ребенка. Они напоминают, какой нам представлялась жизнь, когда мы были детьми, и эти воспо­минания дают возможность более тонко и умело обучать детей.

4. Преподаватель — пример христианина для детей

Деятельность преподавателя обязывает его согласовывать дела со словами, жить так, как он учит детей. Служение преподавателя заставляет его быть на виду у детей, родителей и церкви. Это обстоятельство накладывает еще большую ответственность быть образцом для верующих «в слове, в житии, в люб­ви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим 4:12).

Никакие самые лучшие книги, самые хорошие программы не заменят личного влияния преподавателя. Вне зависимости от методов неповторимая личность пре­подавателя накладывает свой отпечаток в процессе обучения. Преподаватель — не только фигура назидающая, но и пример для подражания. Его обязанность — не только передать информацию о Библии учащемуся, но также положительно вли­ять на его жизнь.

Цель обучения состоит в том, чтобы жизнь Бога вошла в душу учащегося. Личный пример преподавателя в этом смысле имеет решающее значение. Он показывает собой образец, в соответствии с которым формируется духовное развитие учащихся.

Дети очень зорко наблюдают. Они склонны смотреть на преподавателя как на вы­сокий идеал, сам преподаватель — это лучший урок. Но, если дети заметят несоот­ветствие между жизнью преподавателя и тем, чему он учит, тогда конец влиянию человека как воспитателя добра. Учащиеся видят нас глубже, чем мы думаем. Они видят наши личные взаимоотношения, видят внутреннюю жизнь. Христианский преподаватель больше говорит своими действиями, нежели словами. Но еще силь­нее влияет на учащихся его внутренняя личность, его взаимоотношения со Христом.

В Евангелии от Луки, 6:40, написано: «Ученик не бывает выше своего учителя;

но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».

«Каков поп, таков и приход» — гласит русская поговорка. Если уровень нашей духовной жизни низкий, то от этого, прежде всего, страдают учащиеся. Они могут узнать о Библии больше, чем знаем мы, они могут превзойти нас в умении объяс­нять Слово. Но вряд ли они станут более похожими на Бога, чем мы.

Был человек, который сказал: «Некоторые люди читают только одно Еванге­лие — вашу жизнь». С полной уверенностью можно сказать, что эти «некоторые люди» — все наши дети. С удивительной быстротой и легкостью они просчитыва­ют все наши слова и поступки и делают их примером своей жизни. Проходит совсем немного времени, и мы начинаем видеть в поступках детей, в их словах и привычках самих себя. Именно в наших субботних школах с такой ясностью и силой выполняется стих: «Что посеет человек, то и пожнет».

Преподаватели христианской школы, помните: переступая порог класса, — мы учим! Мы учим детей, когда говорим и когда молчим, когда сидим и когда стоим, учим движением своей руки, учим мимикой, одеждой и прической,.Когда мы встаем или садимся — мы учим. Мы учим, когда отдаем и принимаем, встречаем и провожаем. Учим быть христианином или христианкой.

Во Втором послании к Коринфской церкви Павел обращается к верующим

«Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми

человеками».

Вы показываете собою, что вы — письмо Христово» (2 Кор 3:2-3). Своей жизнью мы свидетельствуем о силе Евангелия.

Цели и задачи преподавания

Каковы же цели и задачи преподавания в ДСШ? Преподаватель должен иметь личностный подход к каждому ребенку. В связи с тем, что классы состоят из самых разных детей, каждому работающему с детьми необходимо двойное призвание в своей работе — благовествовать не обращенным детям и воспитывать тех детей, которые уже приняли Иисуса Христа как своего личного Спасителя.

Определим цели преподавателя по двум основным направлениям:

1. Благовестие.

2. Воспитание.

Каждое направление содержит в себе две задачи:
Благовестие

1.а. Передать Слово Божье
1.б. Привести ко Христу
Воспитание

2.а. Учить соблюдать Слово Божье
2.б. Учить служить

Рассмотрим каждую из задач отдельно.

1.а. Преподаватель должен так преподать Слово Божье, чтобы каждый ребенок смог убедиться, что он нуждается в Иисусе Христе как Спасителе, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23).

1.6. Привести ко Христу — с дерзновением раскрывать Слово Божье, пока ребенок не придет к личной вере. Мы должны раскрыть учащимся любовь Христа и представить таким ясным Божественный план спасения, чтобы каждый ребенок смог принять Христа в свое сердце. Если учащиеся достаточно взрослые, чтобы совершить этот шаг, их надо подтолкнуть словами: «А тем, которые приняли Его, ве­рующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1:12), любя и поддер­живая их при этом.

2.а. Когда учащийся пришел к спасительному познанию Иисуса Христа, наша следующая цель — воспитывать его во Христе, то есть «учить соблюдать все, что Я повелел вам»

(Мф 28:20).

Воспитывать учащихся так же важно, как и благовествовать им. Недостаточно при­вести учащегося к спасительному познанию Христа, нам надо вместе с другими ве­рующими сохранить его. Преподаватель должен стараться ввести ребенка в полно­ту христианской жизни, жизнь веры и святости; через изучение Слова Божьего и мо­литву ребенку необходимо научиться распознавать, что праведно и что неправед­но в очах Божьих и прийти к посвящению Господу, согласно своему детскому воз­расту и телом, и душой, и духом.

2.6. Итак, обучение есть целенаправленный процесс преобразования челове­ка. Цель христианского преподавания заключается в том, чтобы вести каждого че­ловека к совершенству в Иисусе Христе, и мы помогаем детям сделать первый шаг по этому пути. Этот процесс не может привести к безгреховному совершенству, но он предусматривает постоянное улучшение отношений с Богом, христианское ду­ховное возрастание. Вопросы

1. Опишите своими словами, кто такой преподаватель субботней школы и како­ва сфера его деятельности?

2. Какими тремя фактами обосновано служение преподавателя в Новом Завете?

3. Перечислите, что наиболее важно в духовной жизни преподавателей.

4. О каких четырех аспектах преподавательского служения необходимо помнить каждому преподавателю?