Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 17 января 2021
Раздел седьмой. СОВЕСТЬ В ПЛАНЕ СПАСЕНИЯ PDF Печать Email

Вступление: Часто Реформационные движения ссылаются на последний пункт в военном вопросе, якобы препятствующий воссоединению, указывая, что почти во всех решениях Церкви христиан АСД после изложения исторической позиции, военный вопрос передается на совесть членов церкви АСД.

Чтобы вполне ясно и определенно представить значение совести и свободу выбора детей Божьих в Ветхом и Новом Завете, отраженных в Библии и Духе пророчества,- всему этому посвящается несколько разделов.

Совесть играет большую роль в плане спасения. Бог особым образом наделил человека разумом для определения добра и зла и при творении даровал ему чуткую совесть, как голос Божий к человеку. Дух пророчества говорит: "Совесть является голосом Божьим, звучащим посреди борьбы человеческих страстей; и когда мы сопротивляемся ей, Дух Божий опечален" (СЦ. 5. 120).

Наша задача в этом разделе понять, что среди всех видов совести есть добрая, непорочная, чуткая совесть; что является ее критерием; и при всех составляющих плана спасения увидеть, что все отдано под контроль освященной, чистой совести, действующей на основании определенных принципов, открытых в Слове и законе Божьем. Имея такие намерения, давайте в некоторой степени, ради правильного понимания и личного спасения познакомимся с этой важной темой.

I. Как определить добрую совесть?

1. Что такое совесть вообще? - Шел Нюрнбергский процесс над нацистскими преступниками. При допросе одного из главарей нацистов Гесса спросили, как он мог сжечь в крематории более 4 млн. невинных людей? - "Я выполнял приказы фюрера",- таким был его краткий ответ. Тогда его спросили: "А совесть у вас есть?" -Наступило гробовое молчание. У него оказывается не было совести, а если и была, то она была уже сожженой. Другой наглядный пример: "Кровь 100 000 людей". Один из пилотов самолета Б-29, проводивший разведку и рекогносцировку для самолетов, сбросивших атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки в Японии,- свои последние годы провел в психиатрической больнице. Этот пилот- житель Техаса, несколько раз был награжден орденами и медалями за храбрость, являлся обладателем Креста, выдающейся награды летчиков. Но эти награды не могли успокоить совесть, которая не давала ему покоя со дня бомбардировки. Психиатры свидетельствовали, что бывший пилот "чувствовал себя ответственным за убийство 100 000 людей в Хиросиме". Нет ничего более трудного, чем жить с мучающей совестью" (Р. X. Пирсон, "501 пример", пример No 135).

Самая великая трагедия - когда люди теряют или лишаются совести. Это уже не люди, а звери. Еще никто и никогда в полной мере не определил, что такое совесть,- видны только ее действия. Библия говорит: "Светильник Господень - дух человека" (Прит. 20:27). В человеке постоянно присутствует голос, который то оправдывает, то обвиняет его. Этот голос мы называем совестью. Совесть всегда стоит за то, что разум считает справедливым и признает за истину. Совесть дана каждому человеку, чтобы удержать его от зла и падения. Апостол Павел говорит даже о язычниках. "Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:14-15).

Мы с вами не таковы, как говорят или думают о нас люди; мы в действительности являемся теми, как определяет нас наша совесть. Великое влияние совести показано на примере встречи Христа с фарисеями (Иоан. 8:1-12). Они читали написанные Христом их личные преступления и "будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних" (Иоан. 8:9). Совесть сделала то, что не мог бы сделать ни один человек: совесть их осудила...

Еще один случай - встреча братьев с Иосифом в Египте. Прошло уже много лет, как совершилось преступление, но когда с ними стряслась эта беда - совесть их сразу же заговорила (Быт. 42:8-23). Также и трагический случай с Иудой (Матф. 27:3-4). Кто заставил его сознаться во грехе? - Общество, судья, первосвященники - все были на его стороне. Кто же заставил его сознаться в своем преступлении? - Совесть, о как она сильна!

2. Какие бывают виды совести?

- Есть много видов совести, но основных четыре:

а) Добрая, чистая, непорочная - все это синонимы положительной, доброй совести (Шетр. 3:16; 1Тим. 3:9; Деян. 24:16).

б) Порочная - оскверненная и сожженная - все это стадии одной и той же плохой совести (Евр. 10:22; Тит. 1:15; 1Тим. 4:2).

в) Но есть еще и средняя между ними - компромиссная совесть,- серенькая, ни черная, ни белая. Такую совесть имел Пилат: он хотел угодить всем: и кесарю, и Христу и еврейскому народу (Матф. 27:17-26). Чего боялся Пилат, то и постигло его: вскоре его сместили и отправили в Испанию. По пути к новому месту он покончил с собой.

"Не в силах будучи хотя на миг забыться, Укоры совести не в силах заглушить, Решил несчастный Понтий утопиться И в волнах моря муки позабыть..."

Компромисс хорош в христианских отношениях - исповедоваться в грехах и прощать друг друга,- но не в принципах, где требуется кристальная верность и не в отношениях ко Христу и Богу, где должна быть полная отдача, полное посвящение.

г) И есть еще немощная совесть (1Kop. 8:10-12).

Ее нельзя отнести к плохой совести, ибо при созревании она может стать доброй, стабильной совестью и с ней необходимо считаться. В этом случае апостол Павел всегда имел в виду не свою, а совесть другого и чтобы не надломить такую совесть, не соблазнить такого брата своим поведением,- он был готов на любую жертву (IKop. 8:1-13).

3. Дух пророчества о различных видах совести:

- Кроме перечисленных четырех видов совести, Дух пророчества упоминает о многих видах совести, которые по своему значению можно отнести к упоминаемым четырем видам совести:

- Спящая совесть - среди греховных удовольствий мира: "Мне было показано много подобных сцен. Я видела увеселения, шикарные одежды и украшения. Все хотели предстать в наилучшем виде и предавались шумному веселью, отпускали глупые шутки, говорили низкие, непристойные слова и вызывающе громко смеялись. Все были в нездоровом возбуждении, в то время как совесть спала. Они ели, пили и веселились, делая все, чтобы забыть Бога" (СРУУ стр. 345).

- Пробужденная совесть - при обращении: "Великая истина об обращении сердца посредством Святого Духа представлена в словах Христа Никодиму: Иоан. 3:3-8... Закваска истины работает тайно, молчаливо, упорно, чтобы переродить душу. Естественные наклонности смягчаются и укрощаются. Насаждаются новые мысли, новые чувства, новые побуждения. Устанавливается новая мера характера - жизнь Христа. Ум изменяется : новые силы являются , чтобы действовать в новых направлениях... Совесть пробуждается. Мы наделяемся чертами характера, которые делают нас способными служить Богу" (НУХ 98.99).

- Притупленная некоторыми людьми, чтобы избежать креста: "Получившие свет о том, что питаться нужно просто, а одеваться в согласии с физическими и нравственными законами, и отвернувшиеся от этого света, указывающего на их долг, будут пренебрегать своим долгом и в других областях. Если они заглушают голос совести, лишь бы не нести крест, поскольку не желают идти на жертвы и жить в согласии с законами природы, то они будут нарушать и десять заповедей, только бы избежать общественного поношения и позора" (СЦ. 3, 51).

- Чуткая совесть - способная слышать самый тихий голос Христа: (Моя жизнь сегодня 322 стр.).

- Предостерегающая совесть: "Христос не говорит, что человек не должен или не смеет служить двум господам, но говорит, что это невозможно. Интересы Божьи и маммоны ни в какой степени не связаны и не имеют между собой ничего общего. Там, где совесть христианина предостерегает его, что нужно терпеть, отречься от самого себя и остановиться,- как раз в этом месте человек мира сего переступает границу и следует своим эгоистическим влечениям. Самоотрекающийся христианин стоит на одной стороне, а самоудовлетворяющийся похотливец на другой стороне, на которой христианину стоять невозможно" (Наг. проп. 93 стр.).

4. Как определить добрую совесть?

- Бог надеется, что все важнейшие проблемы и даже "мелочи жизни" будут решаться нами с позиции доброй, чистой и чуткой совести.

- Добрая совесть - это совесть, воспитанная под влиянием Слова Божьего. Евр 4-12. "Истина, библейская истина должна стать авторитетом для совести, любви и жизни души" (Евангелизм, 542).

- Для того, чтобы стать доброй и чистой, совесть должна быть очищена кровью Христа и Духом Святым. Евр. 9:14.

"Без промедления подчинись Христу; Он Один, силой Своей благодати может спасти тебя от гибели. Он Один силен оздоровить твои умственные и нравственные возможности. Твое сердце может согреть любовь Бога, твое суждение может стать ясным и зрелым, совесть - просвещенной, чуткой и чистой, воля - твердой и освященной, подчиненной контролю Духа Божьего" (СЦ. 2. 564.565)

II. Что должно находиться под контролем освященной совести?

1. Чувства: "Умственные способности, будучи высшими силами человеческого естества, должны править царством организма. Чувственные желания и пристрастия должны управляться совестью и духовными устремлениями" (Служ. исцел. 399).

2. Аппетит - под контролем совести: "Те, кто правильно понимает законы здоровья и руководствуется принципом, будут остерегаться крайностей, избегая как потакания своим слабостям, так и ограничений. Они выбирают себе пищу не просто для удовлетворения своего аппетита, но для формирования организма. Они стремятся сохранить свои силы в лучшем состоянии для самого высокого служения Богу и людям. Их аппетит находится под контролем разума и совести, и они получают за это награду в здоровье тела и ума. Они не навязывают другим своих взглядов в оскорбительной для них форме, но их пример является свидетельством в пользу истинных принципов Эти люди имеют широкий крут доброго влияния" (Служ. исц., 319).

3. Все желания - под контроль совести: "Одна допущенная нечистая мысль, одно взлелеянное несвятое желание - и душа загрязняется и ее ценность подвергается опасности. "Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1:15). Если мы не хотим совершать грех, необходимо избегать его в самом зародыше. Каждое чувство и желание должно быть подчинено разуму и совести. Каждая нечистая мысль должна немедленно изгоняться.

В самых сокровенных уголках вашей души следуйте за Христом" (СЦ. 5. 177).

4. Страсти - под контроль совести: "Если вы хотите, чтобы страсти и чувства подчинялись разуму, совести и силе воли, то должны решительно и настойчиво обуздывать свою фантазию. Вы находитесь в опасности, ибо собираетесь возложить свои вечные интересы на алтарь страстей" (СЦ. 2. 562).

5. "Я" должно быть подчинено контролю совести: "Мы все должны развивать дружеское расположение к другим и подчинять себя контролю совести. Дух истины делает лучшими тех мужчин и женщин, которые приняли Его в свое сердце. Он действует подобно закваске, пока все наше естество не проникнется ее принципами" (СЦ. 4. 59).

6. Воля должна быть подчинена контролю совести: "Здесь изложен принцип, который должен находиться в основании каждого помысла, поступка и побуждения: подчинить всего себя - и тело и разум - водительству Духа Божьего. Неосвященные страсти и воля должны быть распяты..." (СЦ. 3, 84).

III. Право свободного выбора

1. Это основной вопрос свободы, данный каждой личности: верить и не верить; право соблюдать и нарушать закон,- то есть право свободы избрания согласно личной совести. Это право подчеркнуто Богом в каждой истине спасения. (Иис. Нав. 24:15.)

"Лишить человека свободы избрания - означало похитить его исключительные права как разумной личности и сделать его простым автоматом. Цель Божья не заключалась в том, чтобы принуждать волю. Человек был сотворен как морально свободная личность" (ПП. 331-332).

2. Принцип Божьего правления - служение на основании любви:

"Применение силы противоречит принципам Божьего правления; Он желает только служения любви, а любовь не может быть внушена; она не может быть приобретена силой или авторитетом. Любовь пробуждается только посредством любви" (ЖВ. 22).

3. И все же, Бог по Своей любви оставляет за собой право- советовать, чтобы мы избрали лучшее. Иез. 18:31, 32.

"Господь Иисус пришел в наш мир, полный благодати, жизни и света, готовый спасать тех, которые придут к Нему. Но Он не мог спасти никакого человека против его воли. Бог не насилует совести, Он не подвергает пытке тело, чтобы принудить людей к согласию с Его законом... Господь очень ясно показал, что Он предложил грешнику преимущество сотрудничать с Богом. Он дал свет и предоставил доказательство истины" (Сыновья и дочери Бога 182 стр.).

 

Библия, христианские новости, ответы на все вопросы