Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 26 апреля 2024
Глава четвертая PDF Печать Email

 

РАЗРАБОТКА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИСТИН АДВЕНТИЗМА

I. Первоначальное частичное открытие основных адвентистских истин

1. Восстановление началось в определенный час.- 1844 год вызывает к себе особенный интерес, так как он является завершающим годом в пророческой цепи 2300 лет из книги Даниила 8:14. Эта дата также определяет начало взлета трехангельской вести; момент и природу ее возникновения; развитие и сущность. К этому времени уже были сделаны отдельные открытия и затем произошло слияние трех отличительных фундаментальных истин: святилище, суббота и Дух пророчества. И в результате слияния этих трех истин должна была развиться рожденная Небом весть, миссия которой состояла в провозглашении всему человечеству, последней Божьей вести вечного Евангелия. Эти три основных доктринальных учения формируют центр или ядро, а все остальные структурные истины группируются и объединяются вокруг него.

В течение нескольких лет такая слитная система доктрин должна была привести к ожидаемому успеху, возвысить истины, которые столько времени были попираемы и находились под гнетом заблуждения и вековых традиций. Господствующее отступление в средние века поистине повергло истину "наземь" (Дан. 8:12) и продолжало самым драматическим образом все больше процветать и преуспевать.

Господствующее отступление нанесло поразительный удар по этим трем фундаментальным истинам - подменяя жертву Христа на кресте ежедневной мессой на 10000 алтарей; вместо служения Христа в небесном святилище - устным исповеданием перед священником и празднование незаконного дня вместо истинной субботы; [78] вымышленная непогрешимость папы и безошибочная "святость церкви" вместо истинного руководства Святого Духа.

Все эти прекрасные истины были ниспровергнуты. Божественные постановления и связи низринуты и оборваны. Теперь настало время, чтобы эти истины заняли свое законное и достойное место. В этом и состояла единственная цель и сущность великой духовной борьбы веков.

2. Осуществлено всестороннее восстановление истины.- Этот исцеляющий восстановительный процесс истины включал в себя однажды совершенный акт искупления на кресте, посреднические служения Христа в небесном святилище, вместе с истиной о вечном моральном законе и с истиной о субботе. Параллельно с этим всплывала и истина о следственном суде, а, следовательно, отсюда и заключительные события.

Такое одновременное возрождение этих особенных истин, как раз в этот момент часа, не произошло по планам и воле человека. Скорее всего, по плану и Провидению Божьему наступил этот определенный час открытия, или точнее восстановления и утверждения этих заброшенных, скрытых истин.

Пробил пророческий час. И с наступлением этого момента призванные Богом мужи взяли на себя ответственность исследовать и возвещать перед миром специальные истины - истины, которые легли в основу и развитие особенной Церкви Божьей и вести для последних дней. Это был глобальный момент в истории мира.

Эти пионеры-исследователи были очень старательными мужами в поисках фундаментальных забытых истин,- "скрытого сокровища" из притчи Матфея 13 главы 44 стиха. С этой целью, они изрыли, если можно так выразиться все поле Св. Писания, чтобы найти "сокровище", которое так долго было скрыто, потоптано и почти забыто. И их поиски не были тщетными. Обратите внимание на особенный характер этих исследований и их вечные результаты.

II. Властный голос истины о небесном святилище

1. Открытие истины о небесном святилище в Нью-Йорке.- Главные доктринальные истины в среде первых адвентистов, соблюдавших субботу открывались постепенно и вместе независимо друг от друга. Сразу же после горького разочарования в октябре 1844 года, группа первых адвентистов-исследователей собралась в Порт-Гибсоне, Нью-Йорк. И там Хирам Эдсон, [79] Крозье и доктор Хан пришли к единому мнению относительно главных факторов по вопросу святилища.

Структурное значение этого вопроса определялось первостепенным местом прообразов святилища и церемониальной системой ветхозаветной Церкви.

К таким открытиям эти три мужа в Нью-Йорке пришли в результате очень напряженного и серьезного исследования Библии и беспристрастного изучения исторических событий. Эти замечательные мужи работали целыми неделями и даже месяцами. Именно здесь они должны были найти библейский ключ к открытию тайны их недавнего разочарования. Здесь таился свет непонятного, туманного будущего. Для них это была настоящая, самая главная истина, развязывающая или же распутывающая узел всех остальных.

2. Открытие двух фундаментальных событий.- Совместные исследования и открытия этих мужей впервые были опубликованы осенью 1845 года в журнале "Утренняя заря", издаваемом Крозье, в Нью-Йорке. Но это был журнал местного значения. Позже эти материалы были отпечатаны более широким тиражом, в журнале "Утренняя звезда", в Огайо. Это произошло 7 февраля 1846 года. Этот журнал разошелся очень большим тиражом и, таким путем, стал достоянием почти всех пионеров-руководителей. Все это, конечно, имело свое значение.

Главная мысль, к которой пришли эти мужи в результате исследования Писаний сводилась к двум очень важным фазам первосвященнического служения Христа в небесном святилище, как на это и указывалось в ветхозаветной системе. Работа Христа не состояла только из однофазового служения на небе, как это думали и полагали последователи Миллера. Но согласно прообразной системе служения, Христос именно 22 октября 1844 года вступил во второй период или фазу Своего небесного служения. И теперь это предстало в ясном, здравом, обоснованном библейски виде.

3. Ясное представление о прошлом и будущем.- Вне всякого сомнения - 22 октября для последователей Миллера было датой горького разочарования, так как Христос в это время не оставил "Святое Святых", как они верили, и не пришел за Своим народом. Этот выход из "Святого Святых" миллериты отождествляли с моментом Его Второго Пришествия во славе, которое должно было произойти в обычные сутки. [80] Крозье и его помощники утверждали, что наш небесный Священник вступил в Свою заключительную фазу служения, т. е. приступил к делу суда, который, как они полагали продлится какое-то свое определенное время. В этом и состояла вся суть их исследований и открытий о святилище и этот свет распространялся из Порт-Гибсона и Нью-Йорка наравне с другими доктринальными положениями, как например, о том, что "козел отпущения" символизировал собой сатану, а не был просто еще одним прообразом Христа, как некоторые предполагали.

4. Свет истины о святилище - просвещение.- Что касается света о святилище - это была очень определенная библейская истина, объясняющая именно вопросы, в которых нуждались те, кто пережил великое разочарование. Тот свет открывал природу их неправильного понимания событий 1844 года, освещая необоснованность занимаемого ими положения и в самых смелых красках предначертывая неизбежность грядущих событий.

Таким образом открытие света о святилище послужило как бы ключом для наших духовных отцов, объясняющим их запутанное прошлое и вселяющим надежду и уверенность на будущее. (Эта истина открыла также и свет о субботе, как в этом мы вскоре и убедимся.) Следовательно, истина о святилище, которая такое продолжительное время всей христианской эры попиралась и отвергалась, была полностью восстановлена с конца пророческого периода 2300 лет, т. е. в 1844 году. Таково было требование библейского пророчества. Это был исторический момент очень важного и серьезного свершения. Это чрезвычайно торжественно и величественно. С наступлением времени вышел и народ, призванный Богом и восстановленная весть о святилище, пророчески изложенная в Св. Писании.

III. Истина о субботе - второй восстановительный момент

1. Истина о субботе возвещается впервые из Массачусетса.- Не лишен своего важного значения и тот факт, что эти три разных истины, о которых мы говорили выше появились почти одновременно в трех самых различных местах - в штате Нью-Йорке, Массачусетсе и Мэне. И каждая из этих истин обнаружила себя в конце 1844 года в тот момент, когда началось "очищение" (Дан. 8:14).

Но это была не только истина об одном святилище или же вопрос о субботе - но, эти истины как бы вытекали одна из другой с доминирующим акцентом на неизбежности Пришествия, а также и появления Духа пророчества.

И все эти истины [81] содержались в библейском пророчестве, изложенном в книге пр. Даниила в 7, 8 и 9 главах, вместе с завершающими событиями, изложенными в Откровении в 14 главе.

Требования пророчества слились во времени, месте и своей целостности.

Но свет истины о субботе появился из Массачусетса. Истины о святилище и субботе вначале существовали в большей мере независимо друг от друга.

2. Иосиф Бэйтс - вестник истины о субботе.- Обратите должное внимание на эту сторону истины о субботе. Примерно в период разочарования истину о субботе в Вашингтон, Нью-Гэмпшир, принесла баптистка седьмого дня Рахиль Оукс Престон, где была организована небольшая группа Адвентистов седьмого дня. От этих верующих познал истину Фредерик Уилер, в марте 1844 года. Одновременно, баптист-субботник Томас Пребл из Нью-Гэмпшира опубликовал статью об истинной субботе в журнале "Надежда Израиля". Это произошло 28 февраля 1845 года в Портланде, штат Мэн, где он изложил очень ясные и определенные библейские и исторические доказательства по этому вопросу.

Иосиф Бэйтс принял свет о субботе от Пребла. Затем он связался с группой верующих из Вашингтона, Нью-Гэмпшир, и этот контакт "возгорелся пламенем". Таким путем в самое нужное время появилась и истина о субботе. Во всем этом была управляющая рука Божья.

Бэйтс представил истину о субботе группе верующих в Массачусетсе, которые видели в этом "камень, заложенный в основание" и то, что Бог управляет всем этим - что воистину так и было. Затем Бэйтс для более широкого распространения об этой истине опубликовал трактат под заглавием "Седьмой день суббота - вечное наследие" (Анг. 1846 г.). Он широко распространял этот труд.

Затем Иосиф Бэйтс - который стал вестником истины о субботе,- Джеймс Уайт, соблюдающий субботу, вместе с Хирамом Эдсоном, первооткрывателем истины о святилище - объединили вместе эти две истины о святилище и субботе. Это произошло в 1846 году. Так, на одной из самых [82] первоначальных конференций Бэйтс извлек из своего кармана трактат о субботе и начал вслух его читать и Эдсон, вестник истины о святилище, глубоко тронутый, воскликнул: "Я вместе с вами готов соблюдать этот день" (Спайсер. "Время пионеров в Адвентистской движении", 1941 г. 61-62 стр.).

IV. Появление Духа пророчества в штате Мэн

1. Своевременное появление Духа пророчества.- Наряду с исследованием и обнародованием основных положений о святилище и субботе Елена Гармон из Портланда, штата Мэн, в декабре 1844 года получила свое первое видение, которое Бог дал ей с целью укрепить и ободрить наш рассеянный в замешательстве народ, именно, в то особенное трудное и критическое время.

Появление этого духовного дара было обосновано на Св. Писании, потому что согласно пророчеству этот дар должен был появиться в заключительном этапе трехангельской вести Адвентистского движения, именно в это время. Такой выбор времени не был просто случайностью. Это было составной частью плана Божьего для остатка Его народа.

2. Дан, чтобы вселить уверенность.- Это первое видение в декабре 1844 года было дано с целью укрепить веру разочарованных и упавших адвентистов, которые находились в северной части Новой Англии и тяжело переносили последствия горького разочарования и ожидающих дополнительных объяснений на основании Библии. Это видение завершалось сценой странствия адвентистского народа к Божьему городу.

Елена Гармон видела группу людей - народ, церковь - как бы странствующими. Путь, по которому они шли был освещен светом и лежал высоко над миром. В самом начале этот путь был освещен ярким светом и лучи этого света пронизывали сгустившийся мрак и освещали его до самого Божьего города. Этот изумительный свет, как было сказано - был великим осенним Полуночным криком семимесячного движения - в период которого все радовались, ожидая скорого Пришествия Христа.

Главная весть этого первого видения была ясной и определенной. Сам Бог руководил этой могущественной силой Полуночного крика. И если они будут следовать за ним, находясь постоянно в этом всевозрастающем свете, они, действительно достигнут этого Города. И наоборот, если они не будут следовать за этим немеркнущим светом, они упадут на этом пути и не достигнут града Божьего. [83] По своему характеру это была обоснованная, утверждающая весть, преследующая цель укрепить веру народа, в то время как библейская истина о природе разочарования и в особенности о важности двухфазового небесного служения была извлечена из каменоломни библейских истин в далеком Порт-Гибсоне и Нью-Йорке.

3. 1844 год ознаменовался появлением руководящего дара.- Итак, 1844 год был ознаменован появлением руководящего дара через человека, посредством которого Дух пророчества должен был созидать, воспитывать Адвентистское движение с самого начала его возникновения.

Обратите внимание еще раз на тот факт, что в первом видении, данном Елене Гармон, Бог имел намерение укрепить веру Своих детей в Его руководстве Миллеритским движением в прошлом. Но это не давало ответа на вопрос "Почему?" в происходящем разочаровании. На этот вопрос нужно было найти ответ и объяснения путем исследования Св. Писания. И в Нью-Йорке этот вопрос исследовался.

И все это время исследования и изучения Слова Божьего Дух пророчества служил помощью и руководством. Он не являлся каналом, через который были даны главные доктринальные истины, как мы знаем о них,- они основаны на Св. Писании. Но Дух пророчества объединял, подтверждал, удостоверял, углублял, расширял уже открытое, найденное. Его миссия была необычной, строго определенной и неограниченной.

4. Ложные проявления создают затруднения.- Проявление пророческого дара в Церкви остатка, именно в то время, было пророчески определено в Св. Писании. Во 2 главе, книги пр. Иоиля и во второй главе Деяний Апостолов мы находим подтверждение этому. Позже были использованы и другие библейские доказательства (Срав. Отк. 12:17 с 19:10). И несмотря на эти пророческие данные, появление этого дара было неожиданным, нежданным. И его появление было встречено с предубеждением и борьбой.

Бог открыто заявил о Своем намерении иметь прямую связь с народом остатка. Но сатана начал уже заранее вырабатывать свои коварные планы, чтобы мешать этой работе.

Итак, Иосиф Смит (1805-1844), мормон, заявил о том, что он имел видение в период между 1820-1844 годами,- где он видел ангелов, слышал голоса и необычайные слова. И еще раньше самозванная "пророчица" Анна Ли, из квакеров и назвавшая себя "Анной Слова", распространяла мистические, непонятные, аскетические учения.

5. Адвентисты-миллериты объединяются против "видений".- В Старом Свете во время периода [84] духовного Пробуждения Эдвард Ирвинг (1834 г.) выступал перед церковью с даром языков в Лондоне - и все это имело свои разрушительные последствия. Во время Миллеритского движения Джон Старк и док. Горгас также заявляли свои личные претензии на проявление особой духовной силы, И в результате на конференции, происходившей в Бостоне 29 мая 1843 г., было принято решение: "У нас нет доверия ни к каким видениям, снам или откровениям, данных через людей" ("Второе Пришествие Христа", 21 июня 1843 г.). Затем в квартальном журнале миллеритов "Адвентистский Щит" была напечатана заметка о разлагающейся работе "пророков" из Цвиклю, проводящих Реформацию, и этот журнал давал предупреждение о всякого рода "видениях" и "галлюцинациях" ("Адвентистский щит", сентябрь, 1844 г. 156-162 стр.). Все это, конечно, имело место до первого видения Елены Гармон в декабре 1844 г. И, наконец, после периода разочарования, группа Адвентистов первого дня в журнале "Адвентистский вестник" за 14 мая 1845 г. еще раз предостерегала против "специального света" и "новых испытаний".

Цель этих проявлений была очевидной. Все это было пагубным препятствием для признания и принятия настоящего дара, когда Он придет. И нужно сказать, что отвержение истины о святилище, субботе и Духа пророчества большинством Адвентистов первого дня требовало нового начала, нового движения. Иного пути не было. И этот момент настал.

V. Основная цель Субботних конференций 1848 года

1. Отдельные открытия объединяются в "Субботних конференциях".- Три основные истины, о которых мы говорили выше - святилище, суббота и Дух пророчества, и параллельно возникающие с ними межевые истины - сливались теперь воедино и были приняты и одобрены на пяти конференциях в 1848 году.

Нужно заметить, что все это имело место после выхода в свет трактата Бэйтса о субботе в августе 1846 года. Первые видения Елены Гармон также были изданы в журнале "Утренняя звезда" в 1846 г. в Бродсайде и в 1847 г. в брошюре "Слово к "малому стаду".

Джеймс Уайт также примерно в это время издал целый ряд материалов относительно других попутных истин в брошюре [85] "Слово к "малому стаду", датированной за 30 мая 1846 г. Все это имело место за год до Конференций. Это было время небольших, но важных начал развития событий. Таким путем мы подошли к серии исторических субботних конференций 1848 года. Ниже мы даем сводку о месте и времени их проведения: 1) Роки Хилл. От четверга до понедельника, апрель 20-24, 1848 г. Присутствовали руководители: Бэйтс, Уайт, Гурней, Чемберлейн и Елена Уайт. Всего присутствовало 50 человек.

2) Волней, штат Нью-Йорк. Начало - пятница 18 августа. Присутствовали руководители: Бэйтс, Чемберлейн, Гурней, Эдсон, Джеймс и Елена Уайт. Присутствовали 35 человек.

3) Порт-Гибсон, штат Нью-Йорк. Воскресенье и понедельник. 27-28 августа.

4) Рокки Хилл. Пятница и суббота, 8-9 сентября.

5) Топшам. Пятница - воскресенье, 20-22 октября. Присутствовали руководители: Бэйтс, Гурней, Нихоль, Джеймс и Елена Уайт.

2. Главные лучи света собраны в пучок.- Как мы заметили, эти конференции не длились долго и почти всегда проходили в конце недели. На этих конференциях не проводилось напряженное исследование истин, но обсуждались вопросы принятия и распространения главных, вновь открытых доктринальных истин.

Те, кто объединились в работе после разочарования, все еще имели очень большие расхождения по многим точкам зрения. Но на этих конференциях разные основные, доктринальные пророческие истины были так представлены, что служили только единству взглядов по этим вопросам.

Необходимо добавить, что наши верующие еще не пришли тогда к единой форме организации и не утвердили за собой никакого организационного названия. Все это определилось примерно к 1860 годам. Также не было выработано и утверждено проекта о пунктах веры до 1870 года. Это сделал Урия Смит. Вот так выглядела картина текущих событий. В конце этой главы приведен список твердо основанных пунктов учения [86]

3. Основание, заложенное на конференциях в 1848 году.- На конференциях, имевших место в 1848 году было положено начало систематизации главных библейских принципов учения Адвентистов-субботников. Бейтс выдвинул седьмой день - субботу; Эдсон представил исчерпывающие материалы по вопросу святилища, а Джеймс Уайт предъявил пророческие и библейские материалы относительно подлинности Духа пророчества, наряду с пережитыми опытами 1844 года и событиями, предшествующими Пришествию Христа.

Елена Уайт имела одно или два видения на каждой конференции, преследующие цель утвердить и разъяснить истину, представленную на основании Слова и чтобы разоблачить заблуждение, когда возникала опасность в этом направлении. В 1854 году, спустя несколько лет после конференций 1848 года, она писала относительного того времени: "Мы считали своим долгом исследовать истину и ожидать ее открытия. Мы собирали каждый луч света, трудились и умоляли Бога открыть нам истину. И теперь истина ясна. Ее лучи собраны в один пучок. Теперь мы можем видеть сразу великолепный свет истины и его влияние на сердца людей, когда этот свет представлен в надлежащем виде" (Рукоп. 12 фев. 1854 г.).

Вот в таком разрезе выглядели эти определенные Богом Начала нашего утверждения истины и веры - хотя этот процесс созревания и длился годами. И, конечно, он не приостановился в своем развитии. И не раньше середины пятидесятых годов все эти определения, как "основание", "столбы", "фундамент" и древние "столбовые знаки" - были утверждены и признаны ("Вестник к остатку", 39 стр.).

Эти разные названия определяют одни и те же основные принципы адвентистской веры - доктрины и пророчество,- которые и сегодня почти остаются в нашем учении без каких-либо заметных перемен. Вернее, эти пункты с течением времени еще больше утвердились и расширились, занимая свое надлежащее место.

4. 1848 год - год совместной работы в вопросах единой точки зрения на основные пункты истины.- 1848 год - это по-своему замечательный год, ознаменовавшийся координацией таких истин, как святилище, суббота и Дух пророчества. Как мы видим, в 1848 г. эти разорванные лучи света были "собраны в пучок" ("Вестник остатка", рукоп. Е. У. 3 фев. 1854 г.). Эти истины были собраны в одно, хотя и многосторонне вероучение. Движение постепенно приобретало форму и свои определенные очертания.

Особенно много серьезного труда было приложено со стороны Джеймса Уайта Иосифа Бэйтса, чтобы примирить всевозможные конфликтные взгляды и выработать единое мнение и понятие. Они объединяли верующих вокруг этих великих главных истин. Эту работу они проводили через субботние конференции, происходящие в 1848 году.

В 1848 году также была дана весть: "Вы должны начать печатать небольшой журнал". И это "небольшое начало" возросло до того, что "потоки света" осветили "весь мир". Перед руководителями церкви встал вопрос о всемирном характере движения. [87]

5. Кризис, связанный с "начертанием" - вопрос будущего.- В январе 1844 года Бэйтс издал трактат "Печать живого Бога",- главным образом касающийся вопроса "начертания зверя". Он показал очевидную связь между этими двумя положениями. Говоря об Откровении 13:16 и о событиях, связанных с "начертанием зверя" в Новом Свете - протестантской стране религиозной свободы - Бэйтс писал: "Этот текст (Отк. 13:16) относится к будущему и имеет прямое отношение к вести о запечатлении. Эта нечестивая власть, из которой был вызван народ Божий (Откр. 18:4) издаст закон и будет требовать, чтобы все преклонились перед ней и соблюдали папскую субботу ("Воскресенье")" (Иосиф Бэйтс, "Печать живого Бога", 1849 г. 37 стр.).

Итак, 1848 год, действительно стал начальным годом всемирной адвентистской вести, хотя основоположники ее и не вполне отдавали себе отчет в этом, в то время. И с другой стороны, это также был год рождения современного спиритизма, сложным образом вплетенным в последнюю великую борьбу.

Это было очень серьезно, На арену вышли противоборствующие силы. Они были готовы к завершающей борьбе.

6. Образовалась стройная система истины.- Нужно отметить, что эти три главных доктринальных истины: святилище, суббота и Дух пророчества - открытые разными людьми, живущими в разных местах - не представляют собой разрозненные, независимые, противоречащие друг другу истины. Напротив, объединенные вместе они сформировали основание или фундамент согласованной, упорядоченной системы истины. Именно, благодаря этим ключевым истинам люди объединились, закладывая фундамент нашей вести. Каждая главная истина была необходимой, обязательной.

Джеймс Уайт очень ясно представлял это себе и он так многозначительно выразился по этому поводу в 1858 году: "Настоящая истина очень гармонична во всех своих частях; все ее отдельные аспекты связаны между собой и сотрудничают вместе, подобно часовому механизму; удалите небольшой винтик и эта работа приостановится; разбейте одно звено и цепь разомкнется" (Джеймс Уайт. РГ. 7 янв. 1858 г.).

Необходимо подчеркнуть, что цельное единство между этими тремя основными истинами имеет жизненный характер. Каждая из этих истин - неприкосновенна.

Так, например, если кто-либо думает, что можно без особенно ощутимых затрат или потерь удалить или унизить достойное значение доктринальной истины о святилище, тот глубоко ошибается. Поступая так, вы ничем не сможете восполнить образовавшуюся пустоту в целой системе истины. Это - цельное, жизненно важное единое целое. Это верно и в отношении субботы, природы человека, пророчеств из Откровения 13 и 18 глав, а также и Духа пророчества.

Все это существенно важно. Взятые все вместе - эти истины создают одну гармоническую систему истин. Они могут стоять, но только вместе; они могут упасть, но тоже - вместе. Вне всякого сомнения, что сложившаяся система истин была и будет всегда необходимой для проповеди вечного Евангелия миру. [88] Этот величественный замысел теперь в процессе развития. Наши праотцы заложили очень хорошее, прочное основание, высеченное из каменоломни Слова Божьего.

7. Сфера действия трехангельской вести.- Никогда нельзя забывать того, что наши пионеры должны были строить эту упорядоченную систему доктринальных истин их фундаментальных камней - эти фундаментальные камни означали пророчества о событиях последних дней; всевозрастающие знамения о Пришествии Христа; последовательность в их исполнении, перед Его Пришествием; час суда в его процессе; положение закона на суде; последнее испытание в противовес принятию начертания зверя; окончание времени испытания для всего человечества; природа Второго Пришествия Христа; первое воскресение и уничтожение нечестивых; пленение сатаны; тысячелетнее царствование святых вместе с Христом на небе; Второе воскресение и последующее освобождение сатаны; окончательное уничтожение сатаны, падших ангелов и беззаконников; новая земля и вечное наследие.

Наряду с этим была освещена истина о настоящей природе человека, о жизни только во Христе и много других важных пунктов. все это составляло специфическую особенность трехангельской вести. И все эти пункты, связанные вместе представляли собой вечные принципиальные истины, постановления и особенности вечного Евангелия - т. е. "Веру Иисуса" хотя в те времена некоторые и не отдавали себе в этом полного отчета. Эти, в высшей степени серьезные, неотложные истины позже были раскрыты, приняты и утверждены.

Вот такова всеобъемлющая картина. Это - дух нашего движения. Таким его видели наши первостроители. Воздадим должную дань уважения чистоте и ясности их видения. Они намного лучше строили, чем это представляли себе их современники.

Но прежде чем закончить эту главу необходимо еще отметить "Ведущие доктрины" 1854 года. [89]

VI. Серьезное упущение среди "ведущих доктрин" в 1854 году

2. Спасение через Христа не упомянуто.- Даны следующие пять пунктов:

  • "Библия и только Библия, как правило веры и долга".
  • "Закон Божий, как учит Ветхий и Новый Завет - неизменный".
  • "Личное Пришествие Христа и воскресение праведных до тысячелетнего царства".
  • "Земля возвращена в свое первоначальное Едемское состояние, окончательное наследие святых".
  • "Бессмертие только через Христа дается всем святым при воскресении".

Все другие доктринальные пункты заняли второстепенное место. Но что бросается в глаза - это серьезное упущение как ссылка на спасение через Христа и только Его Одного. Эта величественная истина в которую верили была принята как бесспорная истина Джеймсом Уайтом, издателем и издательским комитетом - Эндрюсом, Котреллом и Урией Смитом. Но это не было истиной для критиков других вероисповеданий.

Уайт сыграл определенную роль в Миллеритском движении и прошел через горькие опыты 22 октября. Другие три его сотрудника этого не пережили. Все участники 22 октября на личном опыте пережили прямую и полную зависимость от Христа, потому что каждый из них лично ожидал Его Пришествия.

3. Члены комитета не бывшие миллериты.- Среди членов издательского Комитета Эндрюсу было 15 лет в 1844 г., Урии Смиту - 12, а Котреллу около тридцати в те годы, но он не был миллеристом. Эндрюс стал субботником-адвентистом в 1846 г. Котрелл в 1851 г., а Урия в 1852 г. Следовательно, никто из них не пережил тех торжественных, потрясенных дней в движении миллеритов. И, конечно, никто из них не пережил на личном опыте момент ожидания 22 октября, когда ожидающий народ надеялся встретить Своего Господа лицом к лицу.

Адвентисты-субботники теперь боролись за непопулярные доктринальные истины и как бы, казалось, не видели необходимости в том, чтобы публично делать ударение на таких вопросах как личное возрождение и оправдание верой. Однако, именно это упущение и подвергалось нападкам со стороны их идейных противников. И ничего не было с их стороны упущено, чтобы выставить Адвентистов в самом непривлекательном виде. [90]

4. Замалчивание о вере Иисуса расценивается как законничество.- Обычно ударение делалось на "заповедях Божьих", но без соответствующего ударения на "вере Иисуса". И это упущение, практически характеризовало всех наших ведущих писателей-богословов того времени, примерно на протяжении трех десятилетий. Об этом свидетельствует наша литература, за исключением трудов Е. Уайт и Джеймса Уайт. А все внимание состредоточивалось на сущности доктрин.

Такое всеобщее молчание в этом вопросе дает нам ключ к разъяснению того, каким образом Христос и Его праведность были утрачены из вида вплоть до 1888 года и почему условия ее не были поняты ни одним человеком из ста (РГ, 3 сен. 1889 г.). Но в свое время мы более детально вернемся к этому вопросу. [91]