Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 28 марта 2024
Глава третья PDF Печать Email

 

ОБЩИЙ ПРОГРЕСС - ЗАЛОГ УСПЕХА АДВЕНТИСТСКОЙ ВЕСТИ

I. Миссионерское столетие отмечено многочисленными переводами Библии

Следует отметить, что в первые тридцать, пятьдесят, а затем семьдесят пять лет девятнадцатого, или миссионерского, столетия, Библия была переведена на многие языки. Конечно, в наши дни это может стать чем-то обыкновенным, но в те времена, сравнивая прошлые столетия с девятнадцатым столетием,- это было поистине необыкновенным явлением. Обратимся к столетиям, предшествующим Рождеству Христову.

Впервые перевод Библии был осуществлен в третьем столетии до Р. Хр., когда семьдесят богословов перевели Библию на греческий язык. Затем прошло еще целых четыре столетия, когда уже во втором столетии после Р. Хр. был сделан перевод Нового Завета на сирийский язык. И еще проходит 200 лет, как в четвертом столетии после Р. Хр. осуществляется перевод Библии на латинский язык.

Таким же образом в четвертом столетии Улфила (ум. в 382 г.), первый миссионер за пределами Римской империи, сделал готический перевод Библии. В это же самое время появился и перевод Библии на ефиопский язык. Затем в пятом столетии последовал армянский перевод Библии.

Но не раньше как только в девятом столетии появился славянский перевод, который позже и послужил основанием перевода Библии на русский, сербский, болгарский и украинские языки. В данном случае в смысле определения дат, я обязан таким бесценным трудам, как "Книга тысячи [57] языков" Эрика Норса (1939), протоколу Библейского общества и другим ценным материалам из Американского Библейского общества.

В начале девятнадцатого столетия появились переводы Библии на главных современных языках Европы. Так например (Гер. 1466), (Итал. 1471), (Фран. 1471), (Дат. 1477), (Чех. 1475), (Гол. 1477), (Испан. 1478), (Швед. 1526), (Анг. Тиндаля в 1525) и (Ковердейла в 1535), (Венг.

1533), (Ислан. 1540). Тем не менее из всех вышеупомянутых переводов в наличии было даже меньше, чем двадцать экземпляров Библии до момента появления печатного станка Гутенберга в 1456 г., когда доступные переводы Библии ограничивались в пределах 33 языков - 22 - европейских, 7 - азиатских и 4 - африканских. Остальная масса, большей степени оставалась без Св. Писания. И нужно еще сказать при этом, что перевод Библии дореформаторского периода почти не имел никакой связи или отношения к миссионерской деятельности в мировом масштабе.

Это уже потом в девятнадцатом столетии приобрело свой широкий масштаб.

2. Широкий масштаб работы в вопросе перевода Библии в девятнадцатом столетии.- В течение первых ста лет книгопечатания с использованием подвижного шрифта работа двигалась довольно медленно. Но даже и к 1800 году Библия или же ее отдельные части были переведены только на 71 язык и диалекты - 50 - в Европе; 13 - в Азии; 4 - в Африке; 3 - в Америке и один в Океании. Тогда как первое тридцатилетие девятнадцатого столетия было отмечено удивительной масштабностью перевода более чем на 86 языков. В эти тридцать лет было сделано больше чем на протяжении всех восемнадцати столетий. 66 языков из вышеупомянутых относились к неевропейским.

Этот неожиданный, внезапный прорыв в этом вопросе можно объяснить только миссионерской настроенностью к евангелистским пробуждениям.

А преобразующее влияние Библии, в связи со всем этим, вообще не поддается никакому сравнению. Эпоха новых миссионеров-пионеров была эпохой и новых миссионеров-переводчиков. Так, например, Карей и Маршан в Индии, Моррисон в Китае, Мартин в Персии, Джудсон в Бирме, Нотт в Таити, Моффат в Африке и т. д.

Затем Британское, Иностранное и Американское библейские общества, основанные в 1804 и 1816 годах; каждое из них в отдельности приняло на себя руководящую роль в переводе и распространении Библии. Вне всякого сомнения, что этот размах в данном вопросе являлся частью грандиозного плана Божьего, а именно, как подготовительный этап к великой заключительной работе провозглашения "вечного Евангелия" (Отк. 14:6) каждому народу, языку".

3. Расширение работы по переводу Библии.- Перевод требует знания оригинальных библейских языков и того языка, на который Библия переводится. Поэтому не только нужно было овладеть языком, [58] но и создать словари, грамматику, идиоматические выражения и даже алфавит. Учитывая при этом, что многие из языков были необыкновенно сложными в своей грамматике, структуре и по передаче мысли. Конечно, трудности были очень поразительны.

Многие из библейских переводчиков были вынуждены становиться авторами письменного языка, группируя языки и диалекты. И поэтому возникали и немалые затруднения. Немало и них стали историческими создателями языков, как например, Лютер для Германии и Тиндаль для Англии. Никто не в состоянии измерить и оценить этого тяжелого труда и терпения.

И только славные результаты этого труда говорят сами за себя.

4. Церковь открывает свою миссию в этом мире.- Как мы видим, в первой половине девятнадцатого столетия, христианство вновь открыло для себя мир, взглянув на него по-миссионерски. Предмет видения как бы переместился. Люди получили представление об огромных размерах нехристианского мира, о сложности работы в нем - сущий Вавилон языков, обычаев, образов мышления. Ощущалась огромная и настойчивая нужда в распространении Библии. В эти десятилетия христианская церковь поистине открыла свою миссию в этом мире - универсальность своей миссии и поручения; универсальный характер христианства и глобальную миссию Библии. (Следует отметить, что современные миссионерские мероприятия уходят своими корнями к германским пиетистам и Моравским братьям, в конце семнадцатого и начала восемнадцатого столетий.) Все это становилось очень очевидным.

К тому времени, когда начала проповедоваться трехангельская весть, уже было около 112 различных переводов всей Библии или же частично произведенных между 1800-1844 годами. А когда Эндрюс отправился в Европу, как первый наш миссионер, уже было 273 перевода Библии, сделанных между 1800-1874 годами. В 1938 году Библия, в своей значительной части, была переведена более чем на 1000 языков и диалектов - 173 - в Европе, 212 - в Азии; 349 - в Африке; 89 - в Америке и 189 - в Океании. А к 1970 году Библия сделалась доступной более чем на 1400 языках. Такими колоссальными были успехи в этой области. Поистине, Библия на языках всех народов является правой рукой в продвижении миссионерской работы. Это был один из самых величайших факторов.

II. Организация воскресных школ

Следуя примеру британца Роберта Рейкиса, организовавшего воскресную школу в конце восемнадцатого столетия, в [59] первой половине девятнадцатого столетия возник целый ряд подобных школ в Америке.

Выдающееся место среди воскресных школ принадлежит американской воскресной школе, учрежденной в 1824 г., которая выслала ряд миссионеров на работу на Запад, к Великим Озерам и в районе Скалистых Гор. Когда секретарь этой школы Стивен Пакстон возвратился к себе на родину в 1868 году, он организовал 1314 школ с количеством учеников 83405 человек. В 1820 г. была организована впервые Национальная Конвенция воскресной школы, в 1872 г. уже были введены уроки по единой программе. (См. Раис, Движение воскресной школы, 1917 г.).

В 1817 г. был организован Филадельфийский союз воскресной школы, который уже к 1824 г. насчитывал 723 школы и 7300 учителей, и 49619 учеников, разбросанных по семидесяти штатам, среди различных протестантских вероубеждений. К 1830 г. этот союз имел 6000 школ, 60000 учителей и 400000 учеников. К тому времени возник еще целый ряд подобных мероприятий.

III. В начале девятнадцатого столетия стали возникать издательские дома по распространению религиозной литературы.

Так, например, Общество по распространению христианского знания и др. [60]

IV. Соответствующие реформы в просвещении в девятнадцатом столетии.- Наряду с духовным пробуждением, имевшим место с 1826 по 1833 годы в некоторых учебных заведениях произошли большие реформы в образовании. Были отвергнуты, даже сожжены труды по языческой классике и было введено изучение греческого и еврейского языков. Библия заняла центральное место.

В эти годы был впервые введен в обязательную программу ручной труд, не только в учебных заведениях Америки, но и в других странах.

Даже были изданы специальные труды по этому вопросу, так, например, "Важность сочетания ручного труда с умственным в приготовлении для служения". Автор этого труда служитель церкви Тинг положил в основу его библейский принцип.

В некоторых семинариях ручному труду по программе отводилось по четыре часа ежедневно. В этом занятии должны были принимать участие все учащиеся, независимо от их материального обеспечения и положения. [61]

V. Реформа здоровья как часть программы.- Интересно отметить, что повышенный интерес к изучению книги пр. Даниила обратил внимание многих на те принципы, которыми руководствовался Даниил в своей повседневной жизни. И в результате чего возникло движение реформы здоровья. Люди обратили очень серьезное внимание на вредные привычки в своей жизни: перестали употреблять чай, кофе, табак, острые приправы, жирную, сложно приготовленную пищу, напитки, таким образом, все более склоняясь к простоте в одежде и образе жизни вообще. Такое отношение уже считалось необходимой частью христианского поведения или образа жизни. В результате возник целый ряд вегетарианских обществ.

1. Образование вегетарианских обществ

1804-1813 гг.- различные авторы уделяют много внимания вопросу вегетарианства.

1807 - Вильям Меткафф учредил "Библейское общество христиан в Филадельфии", которые были вегетарианцами и трезвенниками.

1830 - Проф. Эдвард Хиткук выступил со своими десятью правилами здоровья.

1832 - Сильвестр Грехем читал лекции по вегетарианству, издал свой журнал в 1833 г., пропагандируя хлеб с цельного зерна, овощи, фрукты, запрещая жирную, сложно приготовленную пищу, перец, уксус и др. острые приправы. [62] 1835 - Док. Вильям Алкотт издавал журнал "Нравственный реформатор", "Библиотека здоровья"; эти издания расходились большими тиражами.

1886 - Проф. Шипстед и док. Чарлз Финней выступили против употребления чая, кофе, табака, мяса и острых приправ.

1847 - учреждено Британское вегетарианское общество.

1850 - Американское вегетарианское общество.

Такие авторитеты в медицине, как док. Муссей, проф. Титкок, док. Алкот, Сильвестр Грехэм, единогласно поддерживали труд Георгия Комба "Устройство человеческого организма", который настойчиво рекомендовал всем изъять из своего питания такие продукты, как рыбу, мясо и домашнюю птицу.

2. Клятва Оберлинских студентов во имя здорового образа жизни (1835 г.) Президент Чарлз Финней сильно заболел в 1830 г. Но к 1835 г. благодаря реформе здоровья он поправился и начал очень ревностно пропагандировать принципы здоровья. Спустя несколько лет эти принципы вегетарианства получили свое самое широкое распространение среди студентов Оберлина... Настал час, когда впервые был накрыт вегетарианский стол... Затем вся школа приняла решение быть вегетарианцами и по этому поводу принесли клятву: ниже следует выписка этой истории: Статья 5, Оберлин, 1835 год. Клятва: "Для того чтобы мы имели время и здоровье - мы должны есть только здоровую и чистую пищу, отказаться от всех вредных привычек и в особенности от курения и жевания табака, если только это не необходимо с медицинской точки зрения. Мы должны отказаться от всех крепких и вредных напитков, даже от чая, кофе и вообще от всего того, на что тратится много средств и лишь только для того, чтобы удовлетворить свой аппетит". (Нравственный реформатор, 1836 г. 2 т. 97. История Оберлина, 220, 221).

Такое направление в воспитании студентов имело свое немаловажное значение. Так, например, бывший студент Оберлина, а впоследствии проф. Гудлой Хартер Бел сыграл немаловажную роль в вопросе воспитания молодежи и организации целого ряда колледжей, где приводились принципы Оберлинской школы. Следуя примеру Оберлинской школы и другие учебные заведения на Востоке и Юге страны также начали проводить в своих стенах эти принципы. [63] Колледж в Вильямсе.- Основанное общество в 1831 г. Большинство студентов воздерживалось от чая, кофе и нездоровой пищи.

Лейнская семинария (1833 г.) - студенты отказались от чая, кофе и сложной пищи. Жили по принципам христианского воздержания.

Данвильская семинария - там не употребляли ни чая, ни кофе.

Южная и Западная теологическая семинарии (Марисвил, Тенн) - не употребляли мяса, чая и кофе.

Андоверская теологическая семинария.

Майнская Уэслинская семинария.

Онеидский институт.

Гудзонский колледж.

Вот примерная картина движения реформы здоровья в 30-е годы, но с течением времени это движение пришло в упадок.

IV. Движение реформы воздержания

Доктор Вениамин Раш (1813 г.), известный врач в Филадельфии, и как лицо, подписавшее Декларацию независимости, известен еще и тем, что он являлся основоположником современного движения Воздержания и издания труда "Исследование влияния алкогольных напитков на тело и ум". Спустя некоторое время в 1789 г. 200 фермеров в округе Литчфилд, Коннектикут, дали клятву не употреблять спиртных напитков во время наступления сезонных работ.

Но первое общество воздержания было учреждено в Мореау, Саратоге-Спринг, Нью-Йорке, молодым доктором Билли Кларком, вместе со служителями Конгрегационной Церкви Армстронгом и доктором Рашем, которые проводили большую общественную работу по этому вопросу. И в результате ведущие церковные организации перешли к действию и принятию резолюции.

1. Возникновение обществ воздержания.- В начале девятнадцатого столетия возникли общества трезвости: 1808 - Морейское общество 1813 - Массачусетское общество 1813 - Коннектикутское общество (по вопросам нравственности) [64] 1826 - возникло Американское общество воздержания в Бостоне. Это общество сумело на протяжении десяти лет организовать вокруг себя еще 8000 точек местного характера с количеством членов в 1500000 человек. Затем это движение вылилось в полное запрещение алкогольных напитков со стороны закона. (Август Фехландт, Век реформ алкогольных напитков в США, 1904 г.).

В 1821 г.- Иосиф Бэйтс, один из первых отказался от употребления крепкого ликера, а в 1824 г. от пива, портвейна.

1829 - Общество воздержания в Нью-Йорке (1000 обществ местного значения)

1826 - Первое общество абсолютных трезвенников

1831 - 3000 местных обществ в США

1832 - Британское объединение 1837 - Американский союз воздержания

1840 - 4000 местных обществ воздержания; 1500000 абсолютных трезвенников

1852 - Женское общество воздержания (Рочестер)

1874 - Национальное общество трезвости (Клевеланд, Огайо)

2. В Штатах и в стране запрещен алкоголь.- Необходимо сказать, что Джон Гаф (1836 г.) в Вашингтоне, более 40 лет был одним из самых популярных американских лекторов по вопросу трезвости, а отец Теобалд - в Ирландии, известный сторонник и пропагандист общества трезвости, за 27 месяцев покрыл около 27 тысяч миль и собрал более чем 500000 подписей среди католиков по вопросу трезвости.

Что касается Штатов и национального запрещения спиртных напитков, то начиная с 1846 года по 1855 год тринадцать штатов приняли сухой закон. Затем началась Гражданская война со всеми своими нелегкими последствиями и этот вопрос сам по себе отошел в сторону. Воздержание было определено частью общей картины. Таким образом были заложены основы той позиции, которую мы заняли в этом отношении.

VII. Общая обстановка раннего периода миллеритской деятельности

В. Миллер признавал эти действующие общества как подготовительный путь для проповеди второй Адвентистской вести и это видно из его статей и конспектов проповедей. [65] В своей первой книге Уроков (1836) он называет Библейские, миссионерские, трактатные общества, субботнюю школу и др. общества как "светильники для миллиона людей", помогающие им встретить Жениха. Также нужно сказать, что большинство книг по этому вопросу и составляло адвентистскую библиотеку в Бостонской штаб-квартире.

Иосиф Хаймс - великий публицист Миллеритского движения - был лично заинтересован в этих вопросах. Его Бостонская церковь была местом самого оживленного обсуждения таких вопросов как воздержание, ручной труд для студентов, умеренность и т. п. В Бостонской библиотеке адвентистского издательства были книги Алкотта по вопросу табака, чая, кофе, а также "Законы и правила Оберлина".

Хаймс лично помогал учредить "Школу ручного труда" в Беверли, Массачусетсе с 60 студентами и проявил при этом прекрасную осведомленность при основании подобных учреждений в Дурхаме, Нью-Йорке и Антиохском колледже в Огайо. Адвентистское движение тридцатых и сороковых годов проявило очень серьезный интерес ко всему этому, (См. Хаймс. "Ежегодная проповедь" 19 авг. 1860 г. В "Голосе пророков", декабрь, 1860 г. 49 стр.).

VIII. Революция в средствах сообщения и передвижения

Хотя и произошли значительные сдвиги в христианском мире, но что касается путей сообщения и транспорта, все это находилось до девятнадцатого столетия на уровне состояния начала христианской эры. И внезапно, за какие-нибудь несколько десятилетий произошел буквально взрыв изобретений, который и произвел небывалую революцию во всем мире в области средств сообщения и передвижения. Раздался неизбежный, необратимый бой времени. Фантастическая волна открытий и изобретений придала крылья новым миссионерским и библейским обществам, вопросу перевода Библии, внесла мощную, невиданную струю развития и прогресса в издательское дело текущей и периодической прессы, а возможность распространять все эти материалы по почте - превосходила возможности всех прошлых поколений.

Все происшедшие открытия и достижения в области технического прогресса и в христианском мире [66] - все это делало возможным возвещать Евангелие всем народам, по всей земле. Когда настал час предопределенного времени, Рука Божья руководила и направляла колесо техники и науки, чтобы сделать доступным Евангелие по всему миру. Еще ничего подобного не было во всей истории человечества. Это было новое явление в "конце времени". В 1833 г. в Нью-Гэмпшире, впервые была открыта на средства города общественная библиотека.

Ниже мы предлагаем поразительный хронологический список, отражающий даты "первых". Во свете этой картины можно только с чувством глубокого благоговения повторить слова: "Что сделал Бог!" - сказанные в связи с началом первого телеграфного сообщения в 1844 году.

СПИСОК ПЕРВЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

1769 - Первый паровой двигатель (Джеймс Ватт)

1801 - Первый пароход с гребным колесом (Вильям Симнигтон)

1807 - Первый пароход (Фултон Клермонт)

1811 - Пущен первый пароход по Миссисипи

1814 - Первый цилиндрический пресс

1816 - Первый регулярный трансатлантический рейс пароходной службы (Блек Бол Лаинд)

1819 - Первый трансатлантический круиз (29 дней)

1825 - Первая фотография (Ниепсе - Франция)

1829 - Первая железная дорога в США и Франции

1830 - Первое расписание движения поездов

1832 - Первый телеграф по электропроводу (Морзе)

1835 - Первый телеграф (Морзе)

1839 - Первый велосипед (Макмиллан)

1836 - Первый гребной винт для пароходов (Джонс Стевенс)

1840 - Первая лампа накаливания (Гров)

1840 - Первая трансатлантическая линия (Кунард)

1844 - Первая передача по телеграфу (Морзе - "Что [67] сделал Бог"). Большая часть городов в США и в Европе уже имела связь между собой в 1850 г.

1845 - Первый почтовый, океанский контракт

1849 - Первая пароходная линия Нью-Йорк - Калифорния

1856 - Первый подводный корабль

1856 - Первая западная ветвь железной дороги Миссисипи

1858 - Первый Атлантический кабель

1861 - Первая межконтинентальная телеграмма Нью-Йорк - Сан-Франциско

1864 - Первая пишущая машинка (Миттерхофер)

1865 - Первый ротатор (Ху и Гоу)

1866 - Первый пародвигатель (Хуз)

1867 - Первая подвесная дорога

1868 - Первый коммерческий договор по продаже пишущих машинок

1869 - Первая межконтинентальная железная дорога

1869 - Первая связь между Европой и Востоком

1873 - Первая почтовая марка в США

1874 - Первый трамвай

1876 - Первый телефон (Александр Грехем Белл)

1876 - Первая отпечатанная газета ("Время", Филадельфия)

1877 - Первая кинокартина (Эдвард Майбридж)

1878 - Первый телефонный разговор

1879 - Электрическая лампочка (Эдисон)

1879 - Первый локомотив ("Молодая Америка")

1883 - Первая электрическая железная дорога (Чикаго)

1884 - Первый телефонный разговор на далеком расстоянии (Нью-Йорк - Бостон)

1884 - Первый турбинный локомотив (Чарлз Парсон)

1884 - Первый электрический трамвай

1885 - Первая электромеханизированная сеть уличного движения

1886 - Первый линотип и монотип

1886 - Первый удачный пробег автомобилей (Даймлер)

1889 - Первое ежедневное движение по железной дороге к западному берегу

1888 - Первый удачный кинофильм (Истман)

1892 - Первая автоматическая телефонная система (Строугер)

1894 - Первая машина, работающая на бензине (Панхард)

1895 - Первое пневматическое резиновое колесо (Джон Дунлоп)

1895 - Первый беспроволочный телеграф (Маркони)

1897 - Первый дизельный двигатель (Дизель)

1901 - Первое межконтинентальное путешествие на автомобиле (Сан-Франциско - Нью-Йорк)

1902 - Первый океанский кабель

1903 - Первый запуск аэроплана и полет на нем (Орвал, Райт и Китти Хок)

1904 - Первое звуковое кино (Эдисон)

1909 - Первая модель шасси

1911 - Первый межконтинентальный полет (Роджерс - 82 часа)

1929 - Первая радиопередача (Вестинхауз) [68]

1927 - Впервые открыта трансатлантическая телефонная служба

1927 - Первый трансатлантический перелет Линдберга

1928 - Первый полет Чарлза Смитса

1936 - Первая трансокеанская воздушная линия

(Энциклопедия мировой истории Вильяма Лангера, 1957 г. и из "Знаменитых первых фактов", Кана, 1959 г. "Книга фактов", 1967 г.).

IX. Критические обстоятельства, при которых развивалась Первая и Вторая ангельские вести

Необходимо отметить, что Вильям Миллер начал свою публичную деятельность как вестник грядущего Второго Пришествия Христа в обстановке всевозрастающего духовного пробуждения, широкого размаха, во всемирном значении, миссионерской деятельности и больших реформаторских сдвигов, которыми характеризовались первые десятилетия девятнадцатого столетия. И в столь блистательной обстановке и положении его деятельность имела очень значительный успех.

На первый взгляд казалось, что работа Миллера мало чем отличалась от остальных христианских течений. Вот почему весть Миллера и его помощников между 1831 и 1843 годами была так радушно и тепло встречена и принята различными религиозными течениями, большинство из которых широко распахнуло двери для начального провозглашения часа суда и вести о Втором Пришествии Христа. Все это создавало весьма благоприятную обстановку.

1. Дружеский прием со стороны популярных церквей.- В начале своей общественной деятельности Миллер и его сотрудники получили возможность проповедовать в действующих протестантских церквях. Так например, 14 августа 1831 года Миллер сказал свою первую проповедь в небольшой баптистской церкви в Дрездене, Нью-Йорке. Он получил свое первое официальное разрешение на служение в 1833 г. от баптистов, а второе удостоверение, полученное им в 1835 г. было общим, от целого ряда вероисповеданий.

И вскоре за этим последовал целый ряд приглашений проповедовать от различных церквей и групп, подписанных их служителями и пастырями. Сохранившиеся документы и личное письмо Миллера свидетельствует о первоначальном широком приеме, оказанном ему в его работе. Следовательно, мы можем вполне обоснованно еще раз подчеркнуть тот факт, что голос всеобщей адвентистской "тревоги" о наступающем Часе суда раздался впервые среди очень благожелательно настроенных популярных церквей. Вот такой была обстановка и положение для начала работы первой и второй Ангельской вести.

2. Резкая перемена отношений.- Однако наступила [69] перемена. Произошел заметный спад в духовной заинтересованности и пробуждении. По мере того как Адвентистское движение приобретало все более широкий размах и силу начался раскол по доктринальным вопросам. Вначале появилось отчуждение, затем подозрения и, в конце концов все это вылилось в открытую вражду к Адвентистской вести со стороны различных церквей.

Миллеритские съезды, лагерные собрания, богослужения, проводимые в палатках, залах, на открытом воздухе- вначале носили характер присоединения к служению доминирующих церквей, а позже, начали вытеснять собой их служение. Многие адвентистские служители формально еще продолжали свое служение в этих церквях, но уже начали переводить свои общины в растущее движение Адвентистов. Таким образом, сформировалось Новое Адвентистское объединение, хотя и не носящее резко выраженного организационного характера ввиду скорого Пришествия Христа. Наступала новая эпоха.

3. Исключение служителей и членов.- Популярные церкви начали преследовать Миллера и его сотрудников. Они отвергли его учение, особенно те пункты, которые касались 1843 года". Затем, во многих церквях начали брать на замечание и исключать тех членов, которые поддерживали Миллера. Исключали тех служителей, которые верили в адвентистское учение, каким оно проповедовалось в самом его зародыше. Популярные церкви отреклись от адвентистской веры и ее пророческих взглядов.

Особенно накалилась обстановка к наступлению священного года иудеев, т. е. "1843 года", который начинался с весны гражданского 1843 года и длился до весны 1844 года, как раз перед этим периодом, когда миллериты ожидали Пришествия Христа. Со стороны ведущих богословов американского протестантизма было оказано сильнейшее сопротивление и наряду с этим было издано немало клеветнической литературы, преследующей цель оспаривать положение Адвентистов.

4. Выход 100000 членов при второй вести.- Как раз в самый момент духовного отлива - в 1843 году - с особенной силой начал проповедь о второй Адвентистской вести Чарлз Фитч. Его весть гласила: "Вавилон (как протестантская "дочь" церквей) пал" (Отк. 14:8). "Выйди из нея, народ Мой" (Отк. 18:4). [70] И в результате последовало разделение и отделение, носящее добровольный или же принудительный характер.

Критический момент наступил осенью "седьмого месяца" или же "Полночный крик" - когда "в десятый день седьмого месяца", а это выпало на 22 октября 1844 года - по гражданским расчетам, согласно учению Адвентистов должен был прийти Христос как небесный Первосвященник из Святого Святых или же с "небес" - в прообразный день искупления, чтобы благословить Свой народ, ожидающий Его.

И как Адвентисты верили - это и будет Второе Пришествие Христа.

Но вся убежденность и определенность миллеритов в 22 октября со стороны многих завершилась абсолютным расколом, отпадением от Адвентистской веры и изменением даты пророческого периода в 2300 лет. И в результате произошло великое отпадение.

Вот при каких критических, печальных обстоятельствах происходило развитие второй Ангельской вести.

X. Протестанты оказывают сопротивление развитию Адвентистского движения

Прежде чем перейти к следующему разделу главных сторон развития третьей ангельской вести, мы должны подвести итог событиям 1844 года. Успехи Адвентистской вести вызвали со стороны популярных церквей сопротивление и вражду. И плюс к этому явное охлаждение со стороны реформаторских течений. Надвигалась полоса новых заблуждений. Время наивысшего успеха прошло. Наступал момент отлива.

1. Отвержение прежде принятых реформ.- Нужно заметить, что студенты Оберлина вновь начали употреблять мясо, чай, кофе, а затем и табак. Этому примеру последовали и другие учебные заведения.

И, конечно, параллельно с тем, как оставлялись эти ранее взятые ключевые точки, падала и духовность.

2. Сопротивление и отвержение адвентистской вести.- Наступил момент очевидного, определенного отречения от принципов Адвентистской вести - в особенности от принципов пророческого истолкования: 1) подвергался сомнению принцип определения день за год; 2) оспаривался вопрос папы, как антихриста, по пророчеству и 3) отрицательное отношение к приближающемуся [71] концу великого пророческого периода.

С другой стороны вырисовывалось положительное отношение к принятию популярного заблуждения в вопросе пророческих объяснений: 1) вера во все возрастающее благополучие мира; 2) ожидаемое возвращение иудеев и 3) вера в то, что вопрос антихриста по пророчеству - это вопрос будущего - футуризм.

3. Развивающиеся события неизбежно вели ко второй вести.- Помимо всего этого широкое распространение получило развитие высшей критики и теории дарвинизма. Высшая критика делала сильный упор на Эйхорна и Ватке в Ветхом Завете и Штрауса по Новому Завету. А такие личности как Греф, Марш, Паулус, де Ветте и др. оказывали также свое сильное влияние.

Затем возникло Оксфордское движение в сторону Рима, как высший Церковный протест против всевозрастающего либерализма (1836 г.). Люди искали определенности и авторитетной опоры и некоторые надеялись найти это в Римской Церкви. Как претеризм так и футуризм пользовались благосклонностью. И в результате, нужно отметить, что приверженцы Адвентизма в популярных церквях брались на замечание, исключались. Служители и члены изгонялись из общества. Такая острая обстановка неизбежно вела к началу провозглашения второй ангельской вести: "Пал Вавилон: выйди из него". Это было историческое развитие событий. [77]