Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 13 декабря 2018
17. Отдых и развлечения PDF Печать Email

Глава семьдесят девятая

ОТДЫХ НЕОБХОДИМ

Крайние мнения по поводу отдыха. - Есть люди с больным воображением, для которых религия является тиранией, управляющей ими при помощи железного прута. Такие люди постоянно сетуют на свою порочность и вздыхают о мнимом зле. В их сердцах нет любви; их лица всегда хмуры. Они леденеют от невинного смеха молодых, да и всех других. Они считают, что всякий отдых и развлечения - это грех, и полагают, что постоянно должны быть суровыми и строгими. Это - одна крайность. Другие считают, что ум должен всегда быть занят изобретением новых развлечений и забав, и это якобы будет способствовать здоровью. Они привыкают жить в состоянии возбуждения и без этого чувствуют себя плохо. Таковые не являются истинными христианами. Они впадают в другую крайность. Истинные принципы христианства являются для всех источником радости, широта и долгота, глубина и высота которой безмерны1.

Освежить дух и укрепить тело. - Преимущество и долг христиан - стараться освежить свой дух и укрепить свое тело посредством безобидных развлечений, стремясь использовать свои физические и умственные силы для славы Божьей. Наши развлечения не должны быть нездоровой, лишенной смысла веселостью, похожей на абсурд. Мы можем проводить наш досуг так, чтобы он приносил пользу и возвышал тех, с кем мы общаемся2.

Мне было показано, что соблюдающий субботу народ слишком напряженно трудится, не допуская в своей жизни разнообразия и отдыха. Отдых необходим тем, кто занят физическим трудом, и еще более необходим тем, кто занят преимущественно умственным трудом. Нет необходимости ни для нашего спасения, ни для славы Божьей постоянно и чрезмерно эксплуатировать свой ум, даже в религиозной сфере3.

Важное отношение к вопросу об отдыхе имеет то, где расположен дом и школа. Выбирая место для дома и школы, нужно учитывать это. Те, для которых умственное и физическое благополучие является более важным, чем материальный достаток или требования и обычаи общества, должны стремиться к тому, чтобы их дети жили на лоне природы, которая учила бы их важным истинам и дарила отдых4.

Отдых нужен для того, чтобы люди могли трудиться наилучшим образом. - Время, потраченное на физические занятия, не пропадает даром... Для всех органов необходимы соответствующие упражнения для их хорошей работы. Когда мозг постоянно работает, а другие части организма бездействуют, происходит потеря и физических, и умственных сил. Человек теряет здоровый тонус, ум утрачивает живость, и в результате появляется болезненная возбудимость5.

Необходимо внимательно регулировать время сна и работы. Мы должны иметь время покоя, время для отдыха, время для размышлений... Принципы воздержания гораздо глубже, чем многие полагают6.

Студентам нужен отдых. - Тот, кто занят учебой, должен отдыхать. Ум нельзя заставлять постоянно напряженно работать, потому что этот тонко настроенный механизм, может выйти из строя. Точно так же как разум, тело нуждается в упражнениях7.

Отдых и физкультура, будут, конечно, порой нарушать обычный режим школьных занятий; но перерывы все же не будут помехой. Укрепляя ум и тело, способствуя проявлению бескорыстного духа и объединяя ученика и учителя узами общих интересов и дружеского общения, совместный активный отдых вознаградит всех сторицей. Беспокойная активность молодых, так часто являющаяся источником опасности, найдет лучший выход, который станет благословением. Когда ум помышляет о добром, он защищен от зла, и это достойнее, чем бесчисленные ограничения закона и дисциплина8.

Служащие, которые нуждаются в отдыхе. - Я видела, что мало кто имеет представление о постоянном, утомительном труде служащих в офисе. День за днем, неделя за неделей они работают в помещении, и постоянное напряжение умственных сил разрушает их организм и ослабляет жизненный тонус. С ними может неожиданно приключиться беда. Они не бессмертны, и если в их жизни не произойдет перемены, то их силы истощатся и они не смогут работать.

Наши братья А., Б. и К. наделены драгоценными способностями. Мы не можем допустить, чтобы они причиняли вред своему здоровью, сидя взаперти и занимаясь бесконечным, тяжелым трудом...

В их жизни не бывает почти никаких перемен, если не считать того, что у них иногда поднимается температура или появляется недомогание. Им необходимо больше разнообразия, они должны чаще посвящать время отдыху со своими семьями, которые почти не видят их. Все служащие сразу не могут оставить свою работу, чтобы какое-то время посвятить отдыху, но они должны так организовать свой труд, чтобы один-два человека могли уйти с работы, а другие заменили бы их; затем пусть и у тех будет такая же возможность.

Я видела, что эти братья - А, Б. и К. - должны заботиться о своем здоровье и силах, данных им Богом, как если бы это был их религиозный долг. Господь не требует сейчас от них, чтобы они стали мучениками ради Его дела. Они не получат награды, принося эту жертву, потому что Бог хочет, чтобы они жили9.

Ищите возможности, чтобы сделать свой отдых безобидным и поучительным. - Есть такие развлечения, которые оказывают весьма благотворное влияние на ум и тело. Просвященный, проницательный ум найдет достаточно возможностей, чтобы сделать развлечения и забавы не только безобидными, но и поучительными. Отдых на открытом воздухе, созерцание дел Божьих в природе принесут великую пользу10.

Я верю, что когда мы стараемся освежить свой дух и укрепить свое тело. Бог требует, чтобы мы во всякое время использовали все свои силы с наилучшими намерениями. Мы можем собираться вместе, как сегодня,* и делать все для славы Божьей. Мы можем и должны так проводить свой отдых, чтобы это помогало нам более успешно справляться с обязанностями, возложенными на нас, и чтобы наше влияние становилось все более благотворным для тех, с кем мы общаемся. Особые доводы следует привести в пользу такого случая, как наш, который станет добрым воспоминанием для всех нас. Мы можем возвращаться домой хорошо отдохнувшими, готовые с новыми силами приступить к работе11.

Божье приглашение, адресованное молодежи. - Божье приглашение адресовано всем молодым: "Сын Мой, отдай свое сердце Мне; Я сохраню его чистым; Я утолю его желания истинной радостью". Бог любит делать молодых счастливыми, и поэтому Он хочет, чтобы они отдали свои сердца Ему, чтобы все Богом данные способности человеческого естества поддерживались в бодром, здоровом состоянии. Они являются хранилищами Божьего дара жизни. Он заставляет сердце биться; Он дает силу каждой способности. Благочестивая радость не причинит вреда ни одному из Божьих даров12.

1. Свидетельства для церкви, т. 1, с. 565.

2. Реформа здоровья, июль 1871.

3. Свидетельства для церкви, т.1, с. 514.

4. Воспитание, с. 211, 212.

5. Основы христианского воспитания, с. 418.

6. Рукопись 60, 1894.

7. Советы учителям, родителям и студентам, с. 333.

8. Воспитание, с. 213.

9. Свидетельства для церкви, т. 1. с.515, 516.

10. Там же, т. 4, с. 653.

11. Там же, т. 2. с. 586.

12. Руководство для молодежи, 5 января 1887.

Фрагмент обращения к обществу приблизительно из двухсот человек, собравшемуся на отдых у Лейк-ГЬджик близ Баттл Крика, Мичиган, май 1870.

Глава восьмидесятая

КАК НАМ РАЗВЛЕКАТЬСЯ?

Замена греховного невинным. - Молодежь не может быть такой же уравновешенной и серьезной, как пожилые люди, дети - такими же сдержанными, как их родители. Осуждая греховные развлечения, что они и должны делать, родители, учителя и наставники молодежи должны устраивать вместо этого безобидные развлечения, которые не могут растлить и развратить молодежь. Не связывайте молодых жесткими правилами и ограничениями, чтобы они не чувствовали себя угнетенными и не ступили бы на стезю безрассудства и погибели. Твердо, доброжелательно и заботливо руководите своими детьми, направляя и контролируя их умы и стремления и проявляя при этом кротость, благоразумие и нежность, чтобы они знали, что вы делаете это ради их высшего блага1.

Есть развлечения, как, например, танцы, игра в карты, в шахматы, в шашки, которых мы не можем одобрить, потому что это осуждается небом. Эти развлечения открывают дверь великому злу. Они действуют неблаготворно и оказывают возбуждающее влияние, прививая некоторым страсть к подобным развлечениям, что приводит к азартным играм и мотовству. Христиане должны осуждать все эти игры, и вместо них нужно устраивать нечто вполне безобидное2.

Одерживая своих детей от мирских удовольствий, которые способны развратить и ввести в заблуждение, мы должны устраивать для них безобидные развлечения, направляющие их на приятные пути, где их не подстерегает опасность. Дитяти Божьему не нужны печальные и скорбные опыты. Божьи повеления. Божьи обетования говорят о том, что это так. Пути мудрости - это "пути приятные, и все стези ее - мирные"3.

Избегая ложного и притворного, сторонясь скачек, игры в карты, лотереи, соревнований на призы, отказываясь от употребления спиртного и табака, мы должны обращаться к чистым, благородным, возвышенным источникам, которые могут доставить нам удовольствие4.

Полезное время, проведенное в гимнастическом зале. - Гимнастические упражнения являются полезным занятием во многих школах, но без внимательного наблюдения они зачастую приводят к крайности. В гимнастическом зале многие молодые люди, стараясь показать свою ловкость и силу, получают телесные повреждения на всю жизнь.

Занятия в гимнастическом зале, как бы хорошо они ни проводились, не могут заменить отдыха на открытом воздухе, и наши школы должны предоставлять для этого условия5.

Игры с мячом. - Я не осуждаю простых упражнений и игр с мячом, но при всей своей простоте они могут привести к переутомлению.

Мое сердце всегда сжимается, когда я представляю себе последствия этих развлечений. Они приводят к трате средств, которые следовало бы израсходовать на то, чтобы нести свет истины душам, гибнущим без Христа. Увеселения и трата средств на угождение себе, что постепенно приводит к гордости, а также занятия подобными играми ради удовольствия развивают привязанность к тому, что не способствует совершенствованию христианского характера.

Метод организации подобных мероприятий в колледжах не отмечен печатью неба. Это не укрепляет ум. Это не облагораживает и не очищает характер. Мирские привычки, обычаи и склонности приводят к определенным последствиям, и они настолько захватывают и ослепляют людей, что небо объявляет их более сластолюбивыми, нежели боголюбивыми. Вместо того, чтобы укреплять умы детей, дабы они лучше учились, были более достойными христианами, ответственно исполняли христианские обязанности, увлечение подобными играми навевает на мысли, которые отвлекают ум от благих стремлений...

Взирает ли глаз, различающий славу Божью, на эти игры? Я знаю, что нет. Некоторые упускают из виду Божий путь и Его намерения. Занятия разумных существ в период испытания - это замена открытой воли Божьей человеческими умозаключениями и вымыслами, это принятие позиций сатаны и его духа... Господь Бог небес возражает против того, чтобы в играх, которые так захватывают людей, кипели страсти в борьбе за превосходство6.

Проблема многих спортивных игр. - Ученики должны заниматься физическими упражнениями. Мало что причиняет больше зла, чем праздность и бесцельное времяпрепровождение. И все же тенденция большинства спортивных игр - это повод обеспокоиться для тех, кто печется о благополучии молодежи. Учителя тревожатся, размышляя о влиянии, которое оказывают эти игры на успехи ученика в школе и на его благополучие в дальнейшей жизни. Игры, которые отнимают у него столько времени, отвлекают ум от занятий. Они не могут подготовить молодежь к практическому, серьезному жизненному труду. Их влияние не способствует развитию благовоспитанности, великодушия и истинного мужества.

Некоторые из наиболее популярных развлечений, такие, как футбол и бокс, становятся школой жестокости. Они воспитывают те же качества, что и игры Древнего Рима. Стремление к власти, торжество грубой силы, безрассудное пренебрежение жизнью оказывают на молодежь деморализующее влияние, которое ужасает.

Другие спортивные игры, хотя они и не столь жестоки, едва ли являются более желанными из-за крайностей, к которым приводят. Они стимулируют любовь к удовольствиям и возбуждающим зрелищам, вырабатывая таким образом неприязнь к полезному труду и склонность избегать практических обязанностей и ответственности. Они мешают трезво относиться к жизни и наслаждаться ее тихими радостями. Так открывается дверь разложению и беззаконию с их ужасными последствиями7.

Когда жизнь была не такой сложной. - В ранние века, когда люди жили при Божьем правлении, жизнь была простой. Они жили ближе к сердцу природы. Их дети разделяли труд родителей и изучали красоту и тайны природной сокровищницы. И в спокойствии полей и лесов они размышляли о великих истинах, передавая свою священную веру из поколения в поколение. Такое воспитание делало людей сильными.

В этом веке жизнь полна притворства, и люди идут по пути вырождения. Не имея возможности всецело обратиться к простым обычаям ранних времен, мы не можем извлечь из них уроков, которые сделают время нашего отдыха тем, чем оно должно быть, - временем истинного созидания тела, ума и души8.

Семейные загородные прогулки. - Пусть несколько семей, живущих в городе или деревне, объединятся, оставят свои занятия, которые поглощают физическую и умственную силу, и выезжают в сельскую местность, на берег живописного озера или в красивый лес, где прекрасные природные пейзажи. Им нужно брать с собой простую, здоровую пищу, лучшие фрукты и зерновые и устраивать свой стол под сенью деревьев или под небесным шатром. Езда, хлопоты и окружающая обстановка будут способствовать аппетиту, и они смогут наслаждаться трапезой, которой позавидуют и цари.

В таких случаях родители и дети будут чувствовать себя свободными от забот, трудов и проблем. Общаясь со своими детьми, родители должны, в некотором смысле, стать детьми, делая все, что в их силах, чтобы доставить удовольствие своим детям. Пусть целый день будет посвящен отдыху. Упражнения на открытом воздухе будут полезными для здоровья тех, кто работает в помещении и ведет сидячий образ жизни. Все, кто может, должны считать своим долгом поступать подобным образом. Ничто не будет потеряно, но многое будет приобретено. Они приступят к работе обновленными, с новым побуждением ревностно исполнять свое дело, лучше подготовленными, чтобы сопротивляться белезням9.

Находите счастье в очаровании природы. - Не думайте, что Бог хочет лишить нас всего того, что может сделать нас счастливыми. Он требует, чтобы мы оставили все то, что не служит для нашего блага и не принесет нам счастья.

Тот Бог, Который насадил величественные деревья, одел их в пышную листву и сотворил для нас яркие и красивые цветы. Чью умелую руку и привлекательную работу мы видим во всем царстве природы, не хочет делать нас несчастными; Он не хочет, чтобы мы были равнодушны к этим вещам и не получали бы от них удовольствия. Его замысел состоит в том, чтобы мы наслаждались ими. В Его намерения входит, чтобы мы были счастливы, взирая на прелести природы, созданной Им10.

Полезные дружеские собрания. - Собрания, устраиваемые для дружеского общения, являются в высшей степени полезными, и поучительными, если эти люди имеют любовь Божью, пылающую в их сердцах, когда они встречаются для того, чтобы обменяться мыслями о Слове Божьем или обсудить пути продвижения Его дела и оказания добра своим ближним. Когда Святой Дух считается желанным гостем этих собраний, когда не говорится и не делается ничего такого, что могло бы огорчить Его, то Бог чтится, и люди, которые собираются вместе, восстанавливают свои силы и укрепляются11.

Наши собрания следует так проводить и мы должны так вести себя, чтобы, возвратившись домой, мы не испытывали угрызений совести, что согрешили против Бога и человека, чтобы мы сознавали, что не причинили боли и вреда никому из тех, с кем общались, и что не оказывали на них губительного влияния12.

Иисус находил удовольствие в сценах невинной радости. - Иисус осуждал самоугождение во всех его формах, однако Он был общительным по Своей природе. Он принимал знаки гостеприимства от всех сословий, посещая дома богатых и бедных, ученых и невежественных, и старался перевести их мысли от забот будничной жизни к духовному и вечному. Он не поощрял разгульной жизни, и даже тень мирского легкомыслия не омрачала Его поведения; и все же Он находил удовольствие в сценах невинной радости и Своим присутствием одобрял дружеские собрания. Иудейская свадьба была волнующим событием, и радость, царившая при этом, не вызывала неудовольствия у Сына Человеческого... Веселье свадебных торжеств указывало Иисусу на радость того дня, когда Он введет Свою невесту в дом Отца, и искупленные вместе с Искупителем воссядут на брачной вечере Агнца13.

Его пример в разговоре и поведении. - Когда Иисус, совершая Свой труд, получал приглашение на обед или на праздник от фарисеев и мытарей, то Он принимал приглашение... В таких случаях Христос контролировал застольную беседу и давал много драгоценных уроков присутствующим. Слушали Его внимательно, потому что не Он ли исцелял их больных, утешал скорбящих, брал на руки детей, чтобы благословить их? Мытарей и грешников влекло к Нему, и когда Он открывал Свои уста, чтобы говорить, их внимание было приковано к Нему.

Христос учил Своих учеников тому, как вести себя в обществе нерелигиозных людей, а также с теми, кто был религиозен. На Своем примере Он учил их, что, посещая общественные собрания, они не должны стараться сами говорить. Но Его беседы весьма отличались от разговоров, которые можно было слышать на празднествах в те времена. Каждое слово, сказанное Им, было запахом живительным на жизнь для Его слушателей, и они слушали со смиренным вниманием, как будто только это и было их целью14.

Елена Г. Уайт и приятное дружеское собрание. - В заключение своей длительной поездки на восток я прибыла домой в Гельдебург к новогоднему празднику. Зал колледжа был подготовлен для собрания субботней школы. Он был со вкусом оформлен венками из кипариса, осенними листьями, вечнозелеными растениями, цветами, большой колокол из вечнозеленых растений висел над сводчатым дверным проемом при входе. Рождественская елка была украшена подарками, которые предназначались для бедных и для того, чтобы помочь устроителям приобрести колокол... Не было сказано и сделано ничего такого, что могло бы обременить чью-то совесть.

Некоторые спрашивали меня: "Сестра Уайт, что вы думаете об этом? Согласуется ли это с вашей верой?" Я отвечала им: "Это находится в согласии с моей верой"15.

Влеките молодых побеждающей силой. - Бог хочет, чтобы каждая семья и каждая церковь имела покоряющую силу, дабы уводить детей от соблазнительных удовольствий мира и от общения с теми, чье влияние развращает их. Старайтесь приобретать молодежь для Иисуса16.

1. Советы учителям, родителям и студентам, с. 335.

2. Свидетельства для церкви, т. I, с. 514.

3. Ревью энд Геральд, 29 января 1884.

4. Особое свидетельство "Жить по принципу", 1898, с. 19, 20.

5. Воспитание, с. 210.

6. Листки из блокнота, т. 1, No 30.

7. Воспитание, с. 210, 211.

8. Там же, с. 211.

9. Свидетельства для церкви, т. 1, с. 514, 515.

10. Ревью энд Геральд, 25 мая 1886.

11. Руководство для молодежи. 4 февраля 1897.

12. Советы учителям, родителям и студентам, с. 337.

13. Желание веков, с. 150, 151.

14. Благотворительное служение, с. 287.

15. Ревью энд Геральд, 29 января 1884.

16. Там же.

Глава восемьдесят первая

ОТДЫХ, КОТОРЫЙ ПРИНОСИТ ПОСТОЯННОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Упражнения, которые развивают руки, ум и характер. - Сами упражнения и игры как таковые не приносят большой пользы. Пребывание на свежем воздухе и упражнения для мышц приносят некоторую пользу; но пусть та же самая сила будет потрачена на исполнение полезных обязанностей, в результате чего и пользы будет больше, и чувство удовлетворения появится, потому что такие занятия вызывают у человека чувство собственной полезности и одобрение совести за хорошо исполненный долг1.

У детей и молодежи необходимо пробуждать стремление использовать время своего отдыха для того, чтобы сделать что-нибудь полезное для себя и для других. Занятия, которые развивают ум и характер, приучают руки к полезному труду и готовят молодежь нести свою часть жизненного бремени, дают физическую силу и оживляют каждую способность. Добродетельное усердие, стремление жить для добрых дел будут вознаграждены2.

Развлечение, которое приносит пользу только тем, кто ему предается, не станет большим благословением для детей и молодежи, умножив их полезность для других. Порывистая и впечатлительная по своей природе молодежь быстро отзывается на предложение3.

Пример Иисуса в ранние годы. - Всю Свою жизнь Иисус прилежно трудился, и Он исполнял разные обязанности соразмерно Своим физическим силам. Совершая работу, назначенную для Него, Он не имел времени для возбуждающих, бесполезных развлечений. Он не принимал участия в том, что могло развратить Его нравственность и уменьшить физический тонус, но он был приучен к полезному труду и стойкости во время трудностей4.

В Своей земной жизни Христос был примером для всей человеческой семьи. Он был послушен и полезен в доме. Он выучился ремеслу плотника и трудился Своими руками в маленькой мастерской в Назарете...

Библия так говорит об Иисусе: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем". Труд в детские и юношеские годы способствовал развитию Его ума и тела. Он не растрачивал Свои физические силы безрассудно, но находил такие занятия, чтобы сохранить их и совершать работу во всех сферах наилучшим образом. Он не хотел быть несовершенным, даже работая с плотницким инструментом. Он был совершенен как работник и имел совершенный характер. Своим наставлением и примером Христос возвеличил полезный ТРУД5.

Отдых в перемене труда. - Молодые люди должны помнить, что они ответственны за все преимущества, которые имеют, за использование своего времени и правильное употребление своих способностей. Они могут задать вопрос: разве мы не можем развлекаться и отдыхать, разве мы должны работать и работать без всякой перемены?6

Перемена физического труда, который весьма истощает силы, может быть крайне необходима людям на время, чтобы они могли вновь заниматься этим трудом с большим усердием и успехом. Но пока работающие не чувствуют, что их физические силы иссякают, необходимости в полном отдыхе может и не быть - при том, что результаты будут наилучшими. Таким людям не Нужно, даже если они утомлены каким-то одним видом работы, растрачивать попусту свое драгоценное время. В этом случае они могут найти себе какую-нибудь работу, которая не так утомляла бы их, но была бы полезной и нужной. Беря на себя посильную часть бремени, они смогут найти занятие, основанное на Божественных принципах, которое принесет им истинное счастье, и их время не будет потрачено на пустяки или на самоугождение. Они всегда могут проводить свое время с пользой и постоянно восстанавливать свои силы благодаря перемене занятий так, чтобы каждый миг потраченного времени мог нести всем доброе свидетельство7.

Многие заявляют о том, что для сохранения физического здоровья человеку нужно развлекаться так, как ему нравится. Справедливо, что перемена необходима для лучшего развития тела, потому что благодаря ей происходит восстановление и укрепление ума и тела; но эта цель не достигается через потворство глупым развлечениям ради пренебрежения каждодневными обязанностями, которые молодежь должна выполнять8.

Благословленный Богом план учебы и трудового воспитания для студентов,. - Мы должны учить молодежь применять в равной степени- и умственные, и физические силы. Здоровые занятия дадут полное и всестороннее воспитание всей личности.

Мы усердно трудились в Австралии, наставляя родителей и детей в этих вопросах; мы прилагали настойчивые усилия, пока не поняли, что для того, чтобы образование было полным, нужно распределить время обучения между приобретением книжных знаний и получением знаний практической работы.

Часть каждого дня была посвящена полезному труду, студенты учились тому, как очищать территорию, как возделывать землю и строить дома в то время, которое при иных обстоятельствах могло бы быть потрачено на игры и увеселения. И Господь благословил студентов, которые посвящали свое время тому, как научиться быть полезными9.

Бог предусмотрел полезные занятия для развития жизнеспособности, и эти полезные занятия подготовят студентов к тому, чтобы они могли оказывать помощь и себе, и другим10.

Вместо того, чтобы устраивать увеселения, которые только отвлекают, нужно проводить такие занятия, которые бы приносили пользу11.

Миссионерская деятельность - это идеальное занятие. - В нашем мире нужно сделать много необходимых, полезных вещей, так что некогда тратить время на удовольствия и развлечения. Организм приобретет навыки и силу при целенаправленном и разумном использовании, в совершении добра, тщательном обдумывании и составлении планов. Все это поможет людям развивать способности ума и физическое здоровье, чтобы использовать на практике свои Богом данные таланты, благодаря которым они могут прославлять Бога12.

Наш долг - всегда стремиться делать добро, используя и тело и разум, которые Бог дал людям, чтобы быть полезными другим, облегчая их труд, утешая скорбящих, ободряя лишившихся мужества, говоря слова утешения отчаявшимся. Стремление творить добро отвращает умы молодежи от забав и увеселений, которые зачастую умаляют их достоинство, как людей. Господь хочет, чтобы их умы были направлены к возвышенному, чтобы они искали лучшие способы для совершения полезных дел13.

Благодаря своим физическим и умственным способностям люди могут изыскать пути и средства для выполнения весьма полезной работы, для совершения миссионерского труда, который сделает людей соработниками Божьими и поможет им быть наиболее эффективными в нынешней жизни, совершая полезный труд, который является самой важной частью воспитания...

Разве работа в рядах Христа не является делом, которое должны стремиться исполнить все молодые люди? Вы имеете помощь Христа. Представления студентов станут полнее. Их кругозор будет расширяться и способность делать полезные дела даже в вашей студенческой жизни будет постоянно возрастать. Руки, данные Богом, должны использоваться для добрых дел, несущих на себе печать неба, чтобы вы могли, наконец, услышать: "Хорошо, добрый и верный раб!"14

Предписание для инвалидов. - Мне было указано, что больных нужно побуждать оставлять свои комнаты и проводить время на открытом воздухе, где они могли бы ухаживать за цветами или выполнять какую-нибудь другую легкую и приятную работу; тогда они переключаются от размышлений о своих неудачах на что-то более животворное. Занятия на открытом воздухе должны быть прописаны как благотворная, жизненно важная необходимость15.

Мы можем радоваться, слушая пение счастливых птиц и любуясь цветущими полями и садами. Мы можем с интересом изучать чудные дела, которые Бог создал для нас Своей щедрой рукой. И в ответ на эти щедрые знаки Его любви и заботы мы сможем забыть свои немощи, ободриться и воспевать в своих сердцах Господа16.

В течение нескольких лет мне время от времени было показано: больных необходимо учить, что для восстановления их здоровья не следует исключать всякий физический труд. В этом случае воля успокаивается, кровь движется медленней по жилам и все больше и больше загрязняется. Когда больной считает, что его положение хуже, чем оно есть на самом деле, то праздность определенно приведет к самым плачевным последствиям. Хорошо организованный труд вселяет в больного уверенность, что он не является совершенно ненужным в этом мире, что он приносит хотя бы какую-то пользу. Это пробудит у него чувство удовлетворения, придаст ему мужество и наделит его силой, чего никогда не смогут дать пустые умственные развлечения17.

Божья забота о том, чтобы люди могли получать истинное удовольствие. - Бог позаботился о том, чтобы все - богатые и бедные - могли получать удовольствие, которое обретается в чистых мыслях и бескорыстных делах, удовольствие, которое приходит, когда произносятся сочувственные слова и совершаются добрые дела. Тот, кто совершает такое служение, сияет Христовым светом, освещая жизни, омраченные многими скорбями18.

1. Основы христианского воспитания, с. 418.

2. Там же, с. 418, 419.

3. Воспитание, с. 212.

4. Руководство для молодежи, 27 июля 1893.

5. Основы христианского воспитания, с. 417, 418.

6. Советы учителям, родителям и студентам, с. 337.

7. Свидетельства для церкви, т. 3. с. 223.

8. Руководство для молодежи, 27 июля 1893.

9. Письмо 84, 1909.

10. Ревью энд Геральд, 25 октября 1898.

11. Брошюра "Отдых", с. 47.

12. Листки из блокнота. Воспитание, No 6,с. I.

13. Там же, с. 2.

14. Там же, с. 1,2.

15. Медицинское служение, с. 234.

16. Реформа здоровья, июль 1871.

17. Свидетельства для церкви, т. I, с. 555.

18. Там же. т. 9, с. 57.

Глава восемьдесят вторая

КАК ХРИСТИАНИНУ ВЫБИРАТЬ СЕБЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Христианский отдых против мирского увеселения. - Существует различие между отдыхом и увеселением. Отдых, в полном смысле этого слова, укрепляет и созидает. Отвлекая нас от наших обычных забот и дел, он приносит покой телу и душе и таким образом делает нас способными приступать с новой силой к серьезному жизненному труду.

Увеселение, напротив, - это поиск удовольствий, который зачастую приводит к излишествам; оно поглощает силы, которые требуются для исполнения полезной работы, и таким образом становится препятствием для достижения истинного успеха в жизни1.

Между группами последователей Христа, практикующими христианский отдых, и мирскими обществами, жаждущими удовольствий и развлечений, существует явное различие. Вместо молитвы и размышления о Христе и о святых вещах мирские люди лишь глупо смеются и говорят о банальном. Их намерение - весело провести время. Их увеселения начинаются с безрассудства и заканчиваются суетой2.

В развлечениях весьма необходимо проявлять воздержание, как и во всех других занятиях. И характер этих развлечений нужно внимательно и тщательно взвешивать. Каждый молодой человек должен задать себе вопрос: как будут влиять эти развлечения на мое физическое, умственное и моральное состояние9 Не ослепят ли они мой ум настолько, что я забуду Бога? Не затмит ли это для меня Его славу?3

Правило, с помощью которого можно распознать законные удовольствия. - Давайте никогда не будем забывать о том, что Иисус является источником радости. Ему не доставляют удовольствия страдания людей, но Он любит видеть их счастливыми. В зоне досягаемости христиан находится множество источников счастья, и они с безошибочной точностью могут сказать, что эти удовольствия законны и справедливы. Они могут наслаждаться такими развлечениями, которые не развращают ум и не портят душу, которые не разочаруют и не окажут печального влияния, приводящего к потере самоуважения или к сознанию собственной никчемности. Если они пригласят с собой Иисуса и будут поддерживать молитвенный дух, то они будут находиться в полной безопасности4.

Всякое развлечение, в котором вы участвуете, с верой испрашивая на него Божье благословение, не будет опасным. Но всякое увеселение, которое делает вас неспособными к тайной молитве, к приношению молитвы на алтарь или к участию в молитвенном собрании, является действительно-опасным5.

Развлечения, которые делают человека неспособным совершать свои каждодневные обязанности. - Мы принадлежим к тому классу людей, которые верят, что нашим каждодневным преимуществом является прославление Бога в своей жизни на земле, что мы живем в этом мире не только для того, чтобы развлекаться и угождать себе. Мы находимся здесь для того, чтобы приносить пользу людям и быть благословением для общества; и если мы допустим, чтобы нашими умами овладели низкие мысли, которые владеют многими, ищущими лишь тщетного и безрассудного, то как мы можем быть полезными нашему роду и поколению? Как мы можем быть благословением для общества, в котором живем? Мы не должны наивно потворствовать всякому развлечению, которое может сделать нас неспособными с большей верностью исполнять свои повседневные обязанности6.

Благополучие человека не должно подвергаться опасности через удовлетворение какого-либо эгоистичного желания, и нам следует избегать развлечений, которые так околдовывают ум, что простые жизненные обязанности кажутся скучными и неинтересными. Через потворство таким удовольствиям в уме утверждаются неверные понятия, и сатана так извращает мысли, что ошибочное кажется правильным. Тогда всякое ограничение и подчинение родителям, как поступал Христос, кажутся невыносимыми7.

Описание нежелательных компаний и собраний. - Есть множество вещей, которые справедливы сами по себе, но, извращенные сатаной, становятся сетью для неосторожных8.

Обычно практикуемые увеселительные мероприятия... являются препятствием для истинного развития ума и характера. Вольное общение, склонность к расточительности, удовольствиям и слишком часто к разгульному образу жизни делают всю жизнь греховной. Родители и учителя должны много трудиться, чтобы вместо подобных увеселений предложить полезные развлечения, дающие жизнь9.

Среди общественных мероприятий проводятся такие вечеринки, которые бесчестят наши учреждения и церкви. Они поощряют пышные одежды, стремление затмить других, самоугождение, шумное веселье и легкомысленные разговоры. Сатана приглашается в качестве почетного гостя, и он приобретает тех, кто покровительствует этому собранию.

Мне была показана одна такая компания, где собрались те, кто заявлял о своей вере в истину. Кто-то играл на музыкальном инструменте, и раздавалось такое пение, которое заставляло присутствующих ангелов плакать. Царило веселье, раздавался непристойный смех, повсюду преобладало воодушевление и нечто вроде вдохновения; но эта радость была такая, какую способен вызвать лишь сатана. Этого воодушевления и увлеченности постыдились бы все любящие Бога. Такая обстановка располагает присутствующих к порочным мыслям и делам. У меня есть основание полагать, что некоторые из присутствующих раскаялись в своем постыдном поведении.

Мне было показано много подобных сцен. Я видела увеселения, шикарные одежды и украшения. Все хотели предстать в наилучшем виде и предавались шумному веселью, отпускали глупые шутки, говорили низкие, непристойные слова и вызывающе громко смеялись. Все были в нездоровом возбуждении, в то время как совесть спала. Они ели, пили и веселились, делая все, чтобы забыть Бога. Такое удовольствие было их раем. И небо взирало на это, видя и слыша все10.

Встречи, проводимые с целью увеселения, приводят веру в замешательство и делают побуждения спутанными и неопределенными. Господине принимает только часть сердца. Он хочет, чтобы мы полностью принадлежали Ему11.

Мало найдется популярных развлечений, которые не представляют опасности. - Многие развлечения, популярные сегодня в мире, даже если в них участвуют те, кто называют себя христианами, приводят их участников к тому же концу, что и язычников. Среди них есть поистине мало таких, которых сатана не принимает в расчет, чтобы погубить души. В продолжение веков он использует театральную драму, чтобы возбуждать страсти и прославлять порок. Сатана использует оперу с ее очаровывающим представлением и возбуждающей музыкой, маскарад, танцы, карточную игру, чтобы сломать барьеры принципов нравственности и научить потакать чувственности. В каждой увеселительной встрече, где лелеют гордыню и потворствуют страсти, где люди забывают Бога, теряют из виду вечные интересы, присутствует сатана, сковывая душу своими цепями12.

Истинный христианин не пожелает идти в какое-либо увеселительное место или участвовать в каком-нибудь развлечении, на которые он не может попросить Божьего благословения. Его не увидишь ни в театре, ни в бильярдном зале, ни в кегельбане. Он не будет присоединяться к беспечным танцорам или участвовать в каком-либо другом опьяняющем удовольствии, которое изгоняет Христа из разума.

Тем, кто ратует за эти развлечения, мы заявляем: мы не можем предаваться им во имя Иисуса из Назарета. Нельзя призывать Божье благословение на время, проводимое в театре или на танцах. Христианин не должен подвергать себя опасности в таких местах. Никто не хотел бы быть застигнутым там пришествием Христа13.

Театр - рассадник безнравственности. - Одним из самых опасных увеселительных мест является театр. Он отнюдь не является школой нравственности и добродетели, как это часто утверждают, но настоящим рассадником безнравственности. Эти зрелища способствуют укреплению и укоренению дурных привычек и греховных склонностей. Низкопробные песни, непристойные жесты, выражения и позы развращают воображение и разлагают нравственность. Каждый молодой человек, по обыкновению посещающий подобные представления, растлевает себя. Нет более сильного влияния в нашей стране, способного так развратить воображение, уничтожить религиозные понятия и притупить склонность к тихим удовольствиям и трезвым реальностям жизни, чем театральные развлечения. Любовь к подобным сценам увеличивается с каждой поблажкой, как и пристрастие к опьяняющим напиткам усиливается при их употреблении. Единственный безопасный путь - избегать посещения театра, цирка и всяких других сомнительных мест увеселения14.

Танцы - школа порочности. - Во многих религиозных семьях танцы и игра в карты признаются приятным времяпровождением. Утверждают, что это спокойные домашние развлечения, которыми можно безопасно наслаждаться под наблюдением родителей. Но таким образом насаждается любовь к этим возбуждающим удовольствиям, и то, что считалось безопасным дома, скоро станет опасным вне его. И все же следует установить, есть ли что-либо доброе в этих развлечениях. Они не дают ни силы телу, ни покоя уму. Они не насаждают в душе благородных и святых чувств. Напротив, они уничтожают всякую склонность к серьезному размышлению и религиозному служению. Справедливо, что существует большое различие между лучшими увеселительными мероприятиями для избранных и развлечениями, в которых участвуют разнородные толпы деградировавших людей, посещающие скверные танцевальные залы. И все же то и другое - это шаги по пути разложения15.

Танец Давида - это не прецедент. - Танец, который исполнял Давид в благоговейной радости перед Богом, приводится любителями удовольствий как оправдание для современных модных танцев, но для такого аргумента нет никаких оснований. В наше время танцы ассоциируются с безрассудными ночными кутежами. Здоровье и нравственность приносятся в жертву удовольствию. Для завсегдатаев танцевальных залов Бог не является предметом размышлений и почитания; молитва и песнь хвалы неуместны в таких собраниях. Это испытание должно быть определяющим. Увеселения, имеющие тенденцию ослаблять любовь к святому и преуменьшать нашу радость, обретаемую в служении Богу, не должны поддерживаться христианами. Музыка и пляски в радостной хвале Богу, которыми сопровождалось передвижение ковчега, не имеют ничего общего с современными танцами. Одно напоминало о Боге и возвышало Его святое имя. Другое является изобретением сатаны, чтобы заставить людей забыть Бога и обесчестить Его16.

Игра в карты - прелюдия к преступлению. - Игра в карты должна быть запрещена. Само общество таких людей и их обычаи опасны. Князь тьмы председательствует в игорных залах и повсюду, где играют в карты. Злые ангелы являются привычными посетителями подобных мест. Ничто в этих развлечениях не является благотворным для души и тела. Ничто не укрепляет ум, не наделяет его ценными идеями для дальнейшего применения. Разговоры ведутся на банальные и унизительные темы. Сноровка, приобретенная при игре в карты, скоро вызовет желание использовать эти знания и тактику для личной выгоды. Сумма ставок постепенно повышается, пока не появляется страсть к игре, которая приводит к верной гибели. Сколько раз это пагубное развлечение доводило людей до греха, нищеты, тюрьмы, до убийства и виселицы! И все же многие родители не видят страшной, гибельной бездны, поглощающей нашу молодежь17.

Боязнь показаться странным. - Искуситель использует в качестве приманки людей, называющих себя христианами, с неглубоким характером и поверхностным религиозным опытом. Эти люди всегда готовы собираться для удовольствий и развлечений, и их пример привлекает других. Молодых мужчин и женщин, которые стремились быть библейскими христианами, убеждают присоединяться к веселой компании и вовлекают в свой круг. Они не обращаются с молитвой к Божественному мерилу, чтобы узнать, что сказал Христос о плодах, которые должно приносить христианское дерево. Они не понимают, что эти увеселения, в сущности, являются пиром сатаны, приготовленным для того, чтобы воспрепятствовать душам принять приглашение на брачную вечерю Агнца и не допустить, чтобы они получили белую одежду прекрасного характера, которая есть праведность Христа. Они теряются, когда должны решать, что им как христианам нужно делать. Они не хотят, чтобы их считали странными, и естественным образом следуют примеру мирских людей. Так они попадают под влияние тех, чьи умы и сердца никогда не испытывали Божественного прикосновения 18.

Избегайте делать первый шаг навстречу потворству. - Вы можете не замечать реальной опасности, делая первый шаг к фривольности и удовольствиям, и считать при этом, что когда вы захотите изменить свой образ жизни, то будете способны поступать справедливо с той же легкостью, с какой только что уступили неправде. Но это ошибка. Выбрав себе порочных друзей, многие постепенно были уведены с пути добродетели в глубины непослушания и разгула, до которых, как одно время считали, они, конечно, не могут опуститься19.

Ясное объяснение христианских принципов. - Если вы действительно принадлежите Христу, то будете иметь возможность свидетельствовать о Нем. Вы будете приглашены посетить увеселительные места, и тогда у вас появится возможность свидетельствовать о вашем Господе. Если вы верны Христу, то не будете искать причину для отказа, но ясно и сдержанно заявите, что вы - дитя Божье и что ваши принципы не позволяют вам даже хотя бы раз появляться в таких местах, куда вы не можете пригласить своего Господа20.

Посредством Своего народа Бог хочет проявить принципы Своего Царства. Чтобы люди могли явить эти принципы в своей жизни и характерах. Он хочет оградить их от обычаев, привычек и порядков мира...

Перед нами открываются удивительные картины, и в это время жизнь людей, называющих себя народом Божьим, должна стать живым свидетельством, чтобы мир мог видеть, что в нашем веке, когда повсюду царит зло, все же есть люди, отказывающиеся полагаться на свою волю и стремящиеся исполнить Божью волю, - люди, в чьи сердца и жизни вписан Закон Божий.

Бог рассчитывает, что люди, которые носят имя Христа, будут Его представителями. Их мысли должны быть чистыми, их слова - благородными и возвышенными. Религия Христа должна вплетаться во все их слова и дела... Бог хочет, чтобы Его народ в своей жизни показал превосходство христианства над мирской суетностью, свидетельствуя: они трудятся на высоком, святом уровне21.

1. Воспитание, с. 207.

2. Ревью энд Геральд, 25 мая 1886.

3. Советы учителям, родителям и студентам, с. 333, 334.

4. Ревью энд Геральд, 19 августе 1884.

5. Советы учителям, родителям и студентам, с. 337.

6. Там же, с. 336.

7. Руководство для молодежи, 27 июня 1893.

8. Письмо 144, 1906.

9. Воспитание, с. 221.

10. Советы учителям, родителям и студентам, с. 339, 340.

11. Там же, с. 345.

12. Патриархи и пророки, с. 459,460.

13. Ревью энд Геральд, 28 февраля 1882.

14. Советы учителям, родителям и студентам, с. 334, 335.

15. Ревью энд Геральд, 28 февраля 1882.

16. Патриархи и пророки, с. 707.

17. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 652.

18. Советы учителям, родителям и студентам, с. 340, 341.

19. Там же, с. 224.

20. Руководство для молодежи, 4 мая 1893.

21. Советы учителям, родителям и студентам, с. 321, 324.

Глава восемьдесят третья

ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА УДОВОЛЬСТВИИ

Плотское сердце ищет удовольствии. - Плотский ум стремится к удовольствиям и самоугождению. Сатана упорно работает над тем, чтобы насаждать это. Он старается привить людям склонность к мирским развлечениям, чтобы у них не было времени задать себе вопрос: как мне позаботиться о своей душе? Любовь к удовольствиям заразительна. Ум, поглощенный этим, мечется от одного к другому, всегда ища какие-то увеселения1.

Мирские удовольствия захватывают людей, и ради этого сиюминутного удовольствия многие жертвуют дружбой с небом, которая приносит мир, любовь и радость. Но эти выбранные объекты наслаждения скоро начинают вызывать отвращение и не приносят удовлетворения2.

Миллионы собираются у мест развлечении. - Наш век - это время беспрецедентного стремления к удовольствиям. Разложение и безрассудная невоздержанность господствуют повсюду. Толпы жаждут развлечений. Разум становится легкомысленным и пустым, потому что он не приучен к размышлению и исследованию. Невежественный сентиментализм преобладает. Бог требует, чтобы каждая душа была обработана, очищена, возвышена и воспитана. Но слишком часто все ценные приобретения остаются без внимания ради светской демонстративности и легкомысленных удовольствий3.

Захватывающие развлечения нашего времени поддерживают умы мужчин, женщин и особенно молодежи в состоянии лихорадочного возбуждения, которое сказывается на их жизнеспособности в гораздо большей степени, чем все научные занятия и физический труд, и имеет тенденцию препятствовать умственному развитию и развращать нравы4.

Молодежь подвергается пагубному влиянию модных течений. Тот, кто привыкает любить развлечения ради них самих, открывает дверь потоку искушений. Они предаются развлечениям в компаниях и беззаботному веселью. Они мечутся от одного развлечения к другому, пока не утрачивают всякое желание и способность жить полезной жизнью. Их религиозные стремления охладевают; их духовная жизнь омрачается. Все благородные способности души, все, что связывает человека с духовным миром, утрачивается5.

Среди любителей удовольствий есть немало членов церкви. - Многие страстно предаются мирским, разлагающим увеселениям, запрещенным Словом Божьим. Они разрывают свои отношения с Богом и становятся в ряды сластолюбивых людей этого мира. Грехи, которые уничтожили допотопный мир. Содом и Гоморру, существуют и сегодня - не только в языческих странах, но и среди известных проповедников христианства, и среди тех, кто заявляет о том, что ожидает пришествия Сына Человеческого. Если бы Бог представил вам эти грехи в том свете, в каком Он видит их Сам, то вы бы исполнились стыда и ужаса6.

Страсть к возбуждениям и заманчивым увеселениям является искушением и сетью для народа Божьего и особенно для молодежи. Сатана постоянно изобретает приманки, чтобы отвлечь умы от серьезной работы приготовления к грядущим событиям. С помощью мирских посредников он постоянно предлагает возбуждающие увеселения, чтобы побудить неосторожных присоединиться к участию в мирских удовольствиях. Существуют зрелища, лекции и бесконечное разнообразие развлечений, которые предназначены для того, чтобы привить любовь к миру, а у тех, кто заключает союз с миром, вера слабеет7.

Сатана - искусный обольститель. - Молодежь, как правило, ведет себя так, как будто драгоценное время испытания, милостиво продлеваемое, является одним большим праздником, и они находятся в этом мире только для того, чтобы предаваться своим увеселениям, получая удовлетворение от бесконечной череды возбуждений. Сатана прилагает особые усилия, чтобы побудить их искать счастье в мирских развлечениях, оправдываясь тем, что эти увеселения невинны, безобидны и даже важны для здоровья8.

Он (сатана) представляет путь святости трудным, а путь мирских удовольствий - усеянным цветами. В ложном и приукрашенном свете он изображает мир с его удовольствиями. Но мирские удовольствия скоро заканчиваются, и что было посеяно, то будет и пожато 9.

Он в самом полном смысле слова является обманщиком, искусным обольстителем. Он имеет множество прекрасно сплетенных сетей, которые кажутся безобидными, но они умело расставлены, чтобы уловить молодых и неосторожных10.

Любовь к удовольствиям препятствует воспитанию. - Родители совершают ошибку, допуская своих детей в общество в раннем возрасте, опасаясь, что они ничего не будут знать, если не будут посещать вечеринки и общаться с теми, кто любит удовольствия. Они позволяют даже детям школьного возраста посещать вечеринки и бывать в обществе. Это большая ошибка. Так дети учатся злу гораздо быстрее, чем занимаясь наукой, а их ум засоряется бесполезным. Их стареть к развлечениям возрастает настолько, что они становятся неспособными приобретать знания даже по общим вопросам. Их внимание разделяется между образованием и любовью к удовольствиям, и по мере того, как любовь к удовольствиям возрастает, их умственные способности снижаются11.

Подобно древнему Израилю, любители удовольствий едят, пьют и веселятся. Царит веселье и разгул, шум и ликованье. Во всем этом молодежь следует примеру героев из книг, которые они читают. Все это постоянно влияет на их характеры, становясь великой силой ко злу12.

К последней Божьей вести относятся с безразличием. - До окончания времени испытания допотопные жители предавались возбуждающим развлечениям и веселью. Те, кто был наделен влиянием и силой, старались занять умы людей весельем и удовольствиями, пытаясь воспрепятствовать влиянию последнего торжественного предупреждения. Не то же ли самое мы видим в наши дни? В то время, как слуги Божьи несут весть о приближающемся конце, мир поглощен развлечениями и стремлением к удовольствиям. Постоянная череда возбуждений делает людей безразличными к Богу и мешает им принять истины, которые могут спасти их от надвигающейся гибели13.

Соблюдающие субботу проверены и испытаны. -Молодые люди, соблюдающие субботу, которые поддались влиянию мира, будут проверены и испытаны. Опасности последнего времени грядут на нас, и испытания ожидают молодых, многие из которых не предупреждены. Они окажутся в мучительном недоумении, и истинность их веры будет испытана. Они говорят, что ожидают Сына Человеческого, однако некоторые из них являют неверующим жалкий пример. Они не желают оставить мир, но объединяются с ним, устраивая пикники (Здесь не идет речь о простых собраниях на открытом воздухе, которые могут организовывать семьи или члены церкви, но о том, что члены церкви "объединяются с миром", участвуя в их увеселениях.) и другие увеселительные мероприятия, льстя себе, что участвуют в безобидных развлечениях. Однако именно эти потворства разделяют их с Богом и делают их детьми мира...

Бог не считает искателей удовольствий Своими последователями. Лишь исполненные самоотречения и те, кто практикует в жизни воздержание и имеет смирение и святость, являются истинными последователями Иисуса. Таковые не получают удовольствия от легкомысленных, пустых разговоров с теми, кто любит мир14.

Крайне важное обсуждение. - Пусть никто не верит, что увеселения являются насущной необходимостью и что не стоит придавать значения беспечному равнодушию к Святому Духу во время эгоистичных удовольствий. Бог поругаем не бывает. Пусть каждый молодой человек, каждая молодая женщина подумают:

готов ли я сейчас к тому, чтобы моя жизнь закончилась? Стремлюсь ли я изменить свое сердце, чтобы совершать дело, доверенное мне Господом?15

1. Советы учителям, родителям и студентам, с. 337.

2. Ревью энд Геральд, 29 января 1884.

3. Ревью энд Геральд. 6 декабря 1881.

4. Реформа здоровья, декабрь 1872.

5. Свидетельства для церкви, т. 9, с. 90.

6. Там же, т. 5, с. 218.

7. Советы учителям, родителям и студентам, с. 325.

8. Свидетельства для церкви, т. 1, с. 501.

9. Руководство для молодежи, 1 января 1907.

10. Советы учителям, родителям и студентам, с. 325.

11. Руководство для молодежи, 27 июля 1893.

12. Свидетельства для церкви, т. 8, с. 66.

13. Патриархи и пророки, с. 103.

14. Советы учителям, родителям и студентам, с. 327, 328.

15. Руководство для молодежи, 14 августа 1906.

Глава восемьдесят четвертая

НАСТАВЛЕНИЯ ЮНОШЕСТВУ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Стандарты снижаются. - Родители-христиане потворствуют своим детям в их любви к миру. Они открывают дверь развлечениям, которые некогда из принципа запрещали!.

Даже родители-христиане слишком часто поощряют любовь к увеселениям. Родители, принявшие точку зрения мира, приходят к общепринятому мнению, что ранние годы жизни детей и молодежи нужно растрачивать на безделье, на потворство эгоистичным развлечениям и глупым поблажкам. Так у них формируется вкус к возбуждающим удовольствиям, дети и молодежь привыкают находить радость в захватывающих представлениях; у них появляется явная неприязнь к незаметным, но необходимым жизненным обязанностям. Их жизнь больше напоминает животное существование. Они не думают ни о Боге, ни о вечных реалиях, но порхают, как бабочки-однодневки. Они не поступают, как существа, наделенные разумом, чью жизнь можно соизмерять лишь с жизнью Бога и которые несут ответственность перед Ним за каждое мгновение данного им времени2.

Матери должны придумывать развлечения и руководить ими. - Вместо того, чтобы отправлять своих детей подальше от себя, чтобы они не тревожили своим шумом и не докучали бесконечными просьбами, мать должна сознавать, что самое лучшее использование ее времени - это утешать и забавлять их беспокойные, живые умы какими-нибудь увеселениями или легкими занятиями, доставляющими им радость. Матери будет щедро отплачено за ее усилия и время, которое она потратила, придумывая развлечения для своих детей.

Маленькие дети любят общение. Обычно они не могут долго оставаться в одиночестве, и мать должна понимать, что в большинстве случаев, когда дети находятся в доме или в комнате, ее место - рядом с ними. Тогда она может присматривать за ними, устранять небольшие разногласия, исправлять скверные привычки, пресекать проявления эгоизма и страстей и направлять их умы в правильное русло. То, что доставляет удовольствие детям, может, по их мнению, быть приятным матери, и для них вполне естественно обращаться к ней со своими маленькими проблемами. И мать не должна ранить сердце своего впечатлительного ребенка безразличным отношением к вопросам или отказом вникать в столь незначительные дела. То, что может показаться матери пустяком, для них очень важно. И слово наставления или предостережения, сказанное вовремя, часто оказывается весьма ценным3.

Не отвергайте невинных удовольствий. - Из-за недостатка времени и внимания многие матери отказывают своим детям в невинных удовольствиях, хотя их занятые пальцы и утомленные глаза выполняют работу лишь для того, чтобы украсить какую-нибудь вещь, что в лучшем случае может лишь поощрять тщеславие и стремление к экстравагантности в молодых сердцах. Когда дети взрослеют, то эти уроки приносят плод гордости и нравственной пустоты. Мать огорчается, видя ошибки своих детей, но она не понимает, что урожай, который она пожинает, произрастает от семени, посеянного ею самой.

Некоторые матери непостоянны в обращении со своими детьми. Время от времени они потворствуют им в том, что приносит вред, но при этом запрещают некоторые невинные удовольствия, которые могут сделать детские сердца счастливыми. В таком случае они не подражают Христу: Он любил детей; Он понимал их чувства, разделял их радости и сочувствовал им в их переживаниях4.

Как г-жа Уайт сдерживала своих детей. - Когда дети будут просить разрешения пойти в какую-то компанию или принять участие в каком-то увеселительном мероприятии или развлечении, скажите им: "Я не могу позволить вам идти туда, дети; садитесь здесь, и я скажу вам, почему. Я совершаю дело для вечности и для Бога. Бог дал мне вас и доверил вас моему попечению. Для вас я занимаю место Бога, дети мои, поэтому я должна следить за вами, ведь я обязана дать отчет в день Господний. Разве вы хотите, чтобы против имени вашей матери в небесных книгах было записано, что она не исполнила свой долг в отношении своих детей и позволила врагу войти и занять место, которое должна занимать она? Дети, я хочу рассказать вам о правильном пути, и после этого, если вы отвернетесь от своей матери и ступите на путь зла, то ваша мать останется чиста, но вы должны будете страдать за свои грехи".

Так я говорила со своими детьми, и прежде, чем я успевала закончить, у них выступали слезы и они говорили: "Ты не помолишься за нас"? И я никогда не отказывалась молиться за них. Я преклоняла колена рядом с ними, и мы вместе молились. После этого я уходила и всю ночь, пока на небе не появлялось солнце, молила Бога, чтобы Он разрушил чары врага и я могла одержать победу. Хотя это и стоило мне ночного бдения, все же я чувствовала себя щедро вознагражденной, когда дети обвивали руками мою шею и говорили: "О, мамочка, мы так рады, что ты не позволила нам идти туда, куда мы собирались. Теперь мы видим, что это было неправильное решение".

Родители, так должны поступать и вы, как если бы это являлось вашим намерением. Вы должны исполнять это, если хотите сберечь своих детей для Божьего Царства5.

Проблемы сложного подросткового возраста. - При нынешнем состоянии общества родителям нелегко сдерживать своих детей и наставлять их в соответствии с библейскими правилами справедливости. Детей часто раздражают ограничения, они хотят поступать по-своему, уходить и приходить, когда им вздумается. Дети в возрасте от десяти до восемнадцати лет особенно склонны думать, что не испытают никакого вреда, если будут посещать мирские собрания или проводить время в компании молодежи. Но умудренные опытом родители-христиане могут видеть в этом опасность. Они знают особенности характеров своих детей и влияние таких ситуаций на их умы; желая спасти детей, они должны оберегать их от всяких возбуждающих развлечений6.

После обращения особенно необходимо проявлять бдительность. - Когда дети принимают решение оставить удовольствия мира и стать учениками Христа, какое бремя снимается с сердец заботливых, верных родителей! Но даже тогда родители не должны прекращать свой труд. Молодые люди вступают в серьезную борьбу с грехом и злом плотского сердца, и они нуждаются в особом, благоразумном совете и внимании своих родителей7.

Как уберечь детей от мирских соблазнов. - Сколько родителей сокрушаются по поводу того, что они не могут удержать своих детей дома, что их дети. не любят свою семью! С ранних лет у них появляется желание бывать в незнакомых компаниях, и когда они становятся достаточно взрослыми, то порывают с тем, что кажется им кабалой и неразумным ограничением, и не внимают ни мольбам матери, ни советам отца. Исследование, как правило, показывает, что грех лежит у дверей родителей. Они не делают дом таким, каким он должен быть, - привлекательным, славным, сияющим светом добрых слов, нежных взглядов и истинной любви.

Секрет спасения ваших детей кроется в том, чтобы вы сделали свой дом красивым и привлекательным. Потворство со стороны родителей не привяжет детей ни к Богу, ни к дому; но устойчивое, благочестивое влияние, которое станет надлежащим воспитанием и подготовкой для ума, спасет многих детей от гибели8.

Долг родителей охранять "выхождение и вхождение" своих детей. Они должны ободрять их и находить стимулы, которые бы привлекали детей к домашнему очагу и помогали им понять, что родители проявляют к ним интерес. Они должны сделать свой дом славным и радостным9.

1. Рукопись 119. 1899.

2. Руководство для молодежи, 20 июля IS93.

3. Торжественный призыв, с. 136, 137.

4. Служение исцеления, с.389, 390.

5. Недатированная рукопись 70.

6. Советы учителям, родителям и студентам, с. 327.

7. Там же, с. 327.

8. Ревью энд Геральд, 9 декабря 1884.

9. Свидетельства для церкви, т. 1 с. 400, 401.

 

Библия, христианские новости, ответы на все вопросы

Библия | Онлайн видео | Книги  Елены Уайт | Проповеди | Здоровье
  Поэзия