Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 05 мая 2024
Я или Христос? Галатам 4:21-31; 5:1 PDF Печать E-mail

«Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной». «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 4:21-31; 5:1).

Первый завет основывался на обещаниях народа, знавшего только рождение по плоти. Обещания их были о том, что они будут строго соблюдать Десять Заповедей. Но, зная только рождение по плоти, они были в то время нарушителями закона Божьего, и потому находились в рабстве греха. И, зная только рождение по плоти, и имея только плотские мысли, они делали обещание строго повиноваться закону Бога ничего не стоящим, потому что «… плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются…» (Рим. 8:7).

Если бы они вообще не давали обещания соблюдать закон, они бы все равно нарушили его; потому что знали только рождение по плоти, а «живущие по плоти Богу угодить не могут». Таким образом, без каких-либо обещаний соблюдать закон, без нового рождения, они бы продолжали оставаться в рабстве греха. Но когда они пообещали строго соблюдать закон, а затем нарушили свое обещание, (что для имеющих плотский ум - неизбежно), это лишь ввергло их еще глубже в рабство, потому что «…Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех…» (Втор. 23:21).

Посему завет, заключенный с теми, кто находился в глухом рабстве; завет, который самими своими условиями рождал в рабство, был не более чем заветом рабства. Это был завет, в котором сами их усилия избавить себя от рабства, в котором они уже находились, лишь ввергали их глубже в рабство - рабство греха, собственных дел и невыполненных обещаний, что было ничем иным как грехом.

Следовательно, единственное, что можно было увидеть, и до сих пор можно увидеть в первом завете, - это нарушенный закон. И чтобы это было всегда так же очевидно, и чтобы никто не мог на этот счет ошибиться, Моисей, когда сошел с горы со скрижалями завета в руках и увидел их идолопоклонство,«…бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…» (Исх. 32:19).

Нарушителями закона они были изначально. Но затем пообещали никогда больше не нарушать закон. Но снова нарушили - и закон, и свое обещание не нарушать его. И потому, когда из-за всего этого Моисей бросил из рук своих скрижали закона Божия и разбил их, это должно было преподать народу, и всем людям, которые когда-либо будут жить, божественный наглядный урок. Это был урок того, что в первом завете, при всех своих усилиях к самостоятельной праведности и при всех своих обещаниях не нарушать закон, никто и никогда не добьется ничего, кроме НАРУШЕННОГО ЗАКОНА.

Но уже тогда существовал и был доступен завет Авраама, завет веры, вечный завет Божий, избавляющий их от рабства и ига, довлеющего над ними гнетом завета собственных дел и неверия, в который они вступили. «…Нарушив завет, они уже не могли надеяться обрести с его помощью благоволение Божье…» С помощью завета, в котором ничего нет, кроме нарушенного закона Божия. «…и теперь, ощущая свою греховность и свою нужду в прощении, они осознали свою нужду в Спасителе, Который был открыт в завете с Авраамом и в прообразных жертвоприношениях».

Именно на завет с Авраамом, Исааком и Иаковом сослался Моисей, умоляя Бога о милосердии к людям, поклоняющимся золотому тельцу у подножия горы, в то время как сам он был еще на горе, (прежде чем сошел в первый раз). Обратите внимание: в Исходе. 32:1-6 приводится описание того, как народ делает золотого тельца и поклоняется ему. В седьмом стихе «…сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему… …итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их…» (Исх. 32:7-10).

«Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой». (Исх. 32:. 11-14).

Таким образом, именно завет с Авраамом, вечный завет Божий, спас людей от рабства и проклятья их грехов в первом завете. И во все времена (см. Евр. 9:15).

Тогда Моисей спустился с горы со скрижалями закона в руках; и он бросил из рук своих скрижали закона и разбил их, тем самым показывая, что они нарушили свой завет с Богом, и потому Бог разрывает Свой завет с ними; и еще показывая, что в этом завете нечего было искать кроме нарушенного закона, и что «Нарушив завет, они уже не могли надеяться обрести с его помощью благоволение Божье…»; «…и теперь, ощущая свою греховность и свою нужду в прощении, осозналии свою нужду в Спасителе, открытом в завете с Авраамом и в прообразных жертвоприношениях. Теперь их любовь и вера устремились к  Богу как к своему Избавителю от рабства греха. Теперь они были готовы оценить благословения нового завета» («Патриархи и пророки», стр. 373).

Вот так завет от горы Синай привел их к завету с Авраамом. Первый завет привел их ко второму завету. Ветхий завет привел их к Новому завету. И так закон, который был основанием этого завета, - нарушенный закон, - стал детоводителем, приведшим их ко Христу, что они могли бы быть оправданы по вере.

Потому и «сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил…» (Исх. 34:1). А Моисей сказал: «И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали были в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь» (Втор. 10:3-5).

Тогда в народе было установлено служение в святилище, где открывался «Спаситель … в прообразных жертвоприношениях», и где Христос являлся «Ходатаем нового завета», «единым Посредником между Богом и человеками», представленным первосвященником в служении во святилище. В это святилище, в покаянии и вере, приносили они свои жертвы и исповедовали свой грех. Кровь их жертвы вносилась первосвященником в святилище, для них совершалось искупление, и грех прощался. А в великий день искупления кровью жертвы за весь народ кропилась крышка ковчега – престол благодати, - и место пред крышкою; престол благодати находился на крышке ковчега, над скрижалями закона.

Таким образом, между грешником и законом всегда находилась жертва, представляющая Христа (по вере это и был Христос, Поручитель «лучшего завета»). Этой жертвой грешнику обеспечивалось прощение грехов и была дарована праведность Божия, удовлетворявшая всем требованиям закона. И тем самым, через веру во Христа, в завете, где Христос - Ходатай, в завете, Поручителем которого Он является, виден только соблюденный закон.

Таковым был и таковым остается истинный смысл нового порядка вещей на Синае, после того, как были разбиты скрижали, и после полного аннулирования первого завета. Это был путь веры, путь «правды Божией через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих…» (Рим. 3:22).

Однако в дальнейшем в своем неверии Израиль превратил все это в систему дел закона, точно так, как это было в первом завете. Но все жертвы и приношения, и связанные с ними обряды были даны Господом только для выражения веры. Израиль же в своем неверии пропустил все это мимо себя и сделал из этого лишь систему обрядов и дел закона. Вместо праведности, приходящей по вере, и вместо использованияжертв и приношений для выражения веры, они рассчитывали на праведность благодаря самой жертве и своей добродетели, явленной в принесении жертвы.

Так это было во времена Христа, так это продолжало оставаться и во времена Павла и Галатов. Так дело обстояло с «фарисеями, которые уверовали» и сбили с пути Галатов, и увели их от праведности по вере к праведности по делам и обрядности. Потому Павел и пишет, что «…Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве…» (Гал. 4:22-25).

Итак, то самое средство, которое Бог даровал, дабы вызволить их из рабства ветхого завета, они неверием обратили в систему рабства, которая точно соответствует тому самому рабству ветхого завета. Они, на самом деле, извратили новый завет, превратив его - как это выразилось в самом принципе Ветхого Завета – в праведность от дел. Все то, что выражало Евангелие через жертвы, приношения и служение того времени, они извратили в рабство праведности от дел и обрядности, в точности так, как среди Галатов «фарисеи, которые уверовали», извращали Евангелие, выраженное в жертве и служении самого Христа.

И так же, как были изгнаны Агарь и Измаил, чтобы завет Бога с Авраамом мог полностью осуществиться; и так же, как завет на Синае должен был полностью быть отвергнут и оставлен, чтобы благословения Авраамова завета, Нового Завета, могли излиться; так и по пришествии Христа: Он послужил и принес Себя жертву, явив Евангелие в полноте, чтобы полнота эта могла быть полностью принята; и потому система обрядов и церемоний должна быть отвергнута и изгнана - та система праведности от дел, в которую Израиль превратил в свое время все то, что на самом деле служило для выражения истинного Евангелия праведности через веру. «…нынешний Иерусалим… с детьми своими в рабстве. … Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. … Вышний Иерусалим свободен: он является матерью всех нас ... Мы, братия, дети обетования по Исааку…».

Вот так был навсегда отвергнут сам принцип обрядности - тот самый принцип рабства праведности от дел, в какой бы форме он себя ни предлагал; и вместо него был утвержден принцип божественной свободы в праведности по вере. «Итак, братия, мы не дети рабыни, но свободной». И потому ко всем людям всех времен прозвучал благословенный призыв: «…стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

Ветхий завет, завет от Синая, суммируется в слове «Я». Новый завет, завет вечный, суммируется в слове «ХРИСТОС».

Ветхий завет – это «эго» и его праведность. Новый завет – это Христос и праведность Божия.

Ветхий завет это «я сам», рабство греха и дела закона. Новый завет – это Христос и свобода праведности, которая через веру.

Ветхий завет - «эго» - должен быть отвергнут и совершенно оставлен, чтобы новый завет – Христос – мог занять положенное Ему место и явить Свою спасающую силу, «…ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной».

[“Advent Review and Sabbath Herald” за 31 июля 1900 г.]