Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 05 мая 2024
Должник всего закона Галатам 5:3 PDF Печать E-mail

«Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон» (Гал. 5: 3)

«Должен исполнить весь закон». Любопытно, что люди, рассматривая данный текст, отметили разницу между двумя законами и решили, что он исключает Закон Божий из рассматриваемой темы, позволяя слову «должен» иметь только значение «обязательства».

Они знают из Писания, что бояться Бога и соблюдать Его заповеди - все для человека. Они знают, что в Библии не может быть никакого другого текста, который бы противоречил этому. Они знают, что каждый человек обязан соблюдать весь закон Божий, обрезан он или из необрезанных. И сводя это слово к значению только лишь обязательства, (то есть, если человек обрезан, он обязан исполнить весь закон), они делают вывод, что отсюда должно исключить закон Божий. Они делают вывод, что здесь речь должна идти о каком-то законе, который ни один человек исполнять не обязан, если он не был обрезан; и что, следовательно, должно быть, «весь закон», который здесь имеется в виду, это весь церемониальный закон жертв и приношений.

С другой стороны, есть и такие, кто слагает с себя всякую обязанность соблюдать закон Божий. Они приводят этот текст, чтобы обосновать свое неповиновение и неприятие. Они упорно настаивают на том, что только обрезанные находятся под обязанностью соблюдать закон Божий, и что именно через обрезание они подпадают под такую обязанность. Сами же они знают, что не обязаны обрезываться. На основании этого они утверждают, что не обязаны соблюдать Десять Заповедей.

Но и те, и другие не правы; ни те, ни другие не понимают мысли, содержащейся в этом стихе. И причиной этого является их допущение, что слово «должен» выражает исключительно «обязанность».

Да, это слово действительно означает «обязанность». Но и в этом месте Писания, и во всяком другом тексте, где речь идет о нравственном долге человека, слово это имеет смысл гораздо более широкий и глубокий, чем просто обязанность. И тогда значение «обязанности» становится вторичным.

Слово «должен» в этом стихе (Гал. 5:3) означает не только, что человек имеет долг, и обязан его выплатить; но, помимо этого, он должен чрезвычайно много, а рассчитаться ему совершенно нечем. Если человек является должником, и на него ложится обязанность выплатить, например, тысячу долларов, а денег у него более чем достаточно, или же просто есть возможность выплатить тысячу долларов, то его ситуация достаточно легкая. Но если человек - должник, и потому обязан выплатить четырнадцать миллионов долларов ($ 14,000,000), но у него нет ни одного цента, чтобы было чем заплатить; и кроме того он находится в тюрьме и не имеет возможности заработать ни цента, то применительно к этому человеку слово «должен» означает гораздо больше, чем просто «обязан вернуть».

И здесь - именно такой случай. Именно эта мысль содержится в данном стихе. В этом смысле использовано здесь слово «должен». Потому что слово «должник», когда оно используется в связи с нравственностью, подразумевает, и единственно может подразумевать только грех: этот человек - грешник.

Слово «должен» в Гал. 5:3 происходит от того самого слова, которое используется в Евангелии от Луки 13:4: «…думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?» - где словом «виновнее» в тексте перевода передается греческое слово «должники».

Это же слово в оригинале используется в Молитве Господней (Мф. 6:12). «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Та же молитва в версии Луки ясно выражает мысль о грехе в словах: «…и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Луки 11:4).

Это то же самое слово, которое Спаситель использует в Евангелии от Луки 7:41, 42: «…у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим».

Это то же самое слово, которое используется в притче в Мф. 18:23-35. В самом деле, стих Луки 13:4, где слово «виновнее» используется в тексте перевода вместо греческого слова «должники», является прямой ссылкой на ту самую притчу в Матфея 18. Это притча, в которой говорится, что, когда некий царь «захотел сосчитаться с рабами своими», то «приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов» - около четырнадцати миллионов четырехсот тысяч долларов; «но не имел, чем заплатить». Тогда государь «долг простил ему». Но когда слуга тот нашел одного из товарищей своих, который должен был ему около пятнадцати долларов, он не захотел простить ему долг, но посадил его в темницу, пока не отдаст пятнадцать долларов. Тогда царь призвал своего должника «…и отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:23-35).

Эта мысль передачи должника истязателям, пока тот не выплатит все, что причитается господину его, имеет отношение к слову «должен»: «использование слова включает в себя идею, что должник обязан сам искупить свою вину». И «грех назван hopheilema, потому что он подразумевает искупление и выплату как-бы долга - наказанием и возмещением».

На основании этих текстов внимательный читатель может начать понимать, что в словах стиха Гал. 5:3, - «он должен исполнить весь закон», - подразумевается нечто гораздо большее, чем то что «он» просто находится под обязанностью принять претензии закона к нему и сделать все возможное, чтобы удовлетворить их. Все прочитанное показывает, что «он» не только обязан признать непреложные требования закона Божьего, но что он, на самом деле, должен будет возместить по этому закону все иски, которые на него имеются. И в этом далее показано, что сам по себе он должен навечно остаться должником, потому что ему абсолютно нечем заплатить, и сам по себе он не имеет возможностей приобрести ничего, чем можно было бы заплатить.

Эта «задолженность» заключается не только в его обязанности с указанного времени и впредь исполнять закон; она также заключается в необходимости возместить за все, что уже в прошлом, - за все прошлые преступления, вплоть до настоящего момента.

Соответственно, сам по себе каждый человек является вечным должником во всем, о чем идет речь в Гал. 5:3 и в родственных текстах, которые мы здесь процитировали; потому что «…все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). И всякий, кто будет обрезываться для того, чтобы спастись, и потому стремится спастись делами самоправедности, тем самым берет на себя обязательство выплатить закону Божию весь свой долг, с самого начала жизни и до самого ее конца. И тем самым он также берет на себя обязательство искупить всякую вину, связанную с его прегрешениями и накопленную.

Вот что должно означать сказанное в словах «должен исполнить весь закон». Именно это и утверждается в словах: «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон». Он - не только должник; но по роду сделки он сам добровольно принимает на себя обязательство исполнить все, что связано с его задолженностью.

Насколько же это соответствует действительности, что сам по себе каждый человек в мире - такой должник! Верно также и то, что всякий человек, который сегодня стремится получить оправдание по своим делам, даже пусть это будет исполнение Десяти Заповедей, или чего-то еще, что повелел Господь, тем самым связывает себя обязательством заплатить за все, что входит в его задолженность. Но он не может заплатить. Прежде всего, у него, самого по себе, нет даже тени возможности, заплатить даже за один из своих грехов. Он подавлен и потерян.

Но - благодарение Богу! Кто имеет Божью праведность, которая по вере в Иисуса Христа; кто полагается только на Господа Иисуса и на то, что совершил Иисус, - хотя такой человек сам по себе и должник Богу, как и любой другой, - все же, находясь во Христе, он тем самым сполна оплачивает всю свою задолженность. Христос наказанием и исполнением обязательств искупил всякую вину каждой души; и праведностью Божией, которую Он приносит, Он дарует человеку такое обилие праведности, что ее достаточно, чтобы исполнить все требования, какие только может предъявить закон в жизни верующего в Иисуса.

Благодарение Богу за Его неизреченный дар неисследимого богатства Христова. О, верьте в него! О, примите его! Бедный, сокрушенный, потерянный «должник»! «…купи у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться…». «…покупайте без серебра и без платы…» (Ис. 55:1).

[“AdventReviewandSabbathHerald” за 21 августа 1900г.]