Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Библейские уроки Новая жизнь Урок 4 Как можно и как следует понимать Библию
Урок 4 Как можно и как следует понимать Библию PDF Печать Email
Один человек, осужденный к пятнадцати годам лишения свободы за тяжкие преступления, отбывал свой срок в тюрьме. Там ему в руки попал Новый Завет.

Заключенный задумал трижды прочитать эту книгу. Он слышал, что Новый Завет — это священная книга. Этот человек полагал, что Бог не забудет его, если он достаточно добросовестно изучит Его Слово.

Сколько сил ему пришлось затратить на изучение этой книги! Стоя на коленях посреди своей камеры, медленно, мучительно вчитывался он в слова Нового Завета. В камеру проникал единственный луч света, который мог одновременно освещать всего два-три слова, из-за чего чтение продвигалось очень медленно. Кроме того, каждый раз при звуке приближающихся шагов охранников заключенный был вынужден прятать книгу. Наконец, через три года, ему удалось исполнить свою мечту.

Он обрел веру и через некоторое время начал проповедовать сам Слово Божье в стенах тюрьмы. Вряд ли можно было найти еще кого-нибудь, кто с таким рвением относился бы к своему служению. Тысячи заключенных прислушались к его словам и посвятили свою жизнь Богу. Для них Слово Божье стало тем же, чем оно было для него.

Много книг существует на земле, но только одна из них является откровением Божьим, только одна книга говорит нам о Нем, Его замыслах о жизни на земле. Эта книга — Библия.

Библия обладает неиссякаемой силой. Она способна изменить человека, и повсюду, где она изучается, мир меняется к лучшему.

 

1. Почему Библия обладает особой силой?

 

Секрет особой силы Библии заключается в ее происхождении — эта книга дана Богом.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16,17).

Обратите внимание на слова о том, что «все Писание богодухновенно»: и Новый, и Ветхий Завет суть Слово Божье. Подтверждением истинности Ветхого Завета являются многочисленные ссылки на него в Новом Завете. Обе книги перекликаются одна с другой, свидетельствуя о своей достоверности.

Апостол Петр говорит:

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21).

Утверждение это абсолютно правомерно, ибо в Библии мы находим более 2500 выражений типа «Так сказал Бог», «И сказал Бог».

Бог вещает Свои вечные истины через святых людей — пророков и апостолов. Святой Дух нисходил на них во сне, в видениях или иными путями и повелевал записать или возвестить Слово Божье. Об этом сказано у псалмопевца Давида: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (1 Цар. 23:2).

 

2. Созидательная сила Господа, воплощенная в Его слове

 

Наш мир является зримым доказательством могущества Слова Божьего.

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их... Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс. 32:6,9).

Как удивительно это звучит! Бог сказал — и земля сотворилась.

Апостол пишет: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11:3).

Наш мир был сотворен по слову Божьему. Творец дал нам Священное Писание для того, чтобы человек обрел новую жизнь, поэтому неразумно отказываться от возможности обрести силу, которую дарует нам Библия.

Библия есть истинное Святое Божье Слово. С верой должны мы следовать всем его наставлениям и постоянно обращаться к нему в своих поисках истинного пути. С благодарностью мы должны принять все обличения в греховности нашей жизни. Библия дает человеку все законы, которыми он должен руководствоваться в своей жизни. Эту книгу можно назвать безошибочным Божьим путеводителем, указывающим путь к вечной жизни и истине.

«Обращайтесь к закону и откровению», — призывает пророк Исаия (Ис. 8:20).

«Закон» и «откровение» — эти слова часто встречаются в Библии. Слово «закон», в основном, относится к тем установлениям, которые Моисей записал в пяти Книгах Библии. Под «откровением» понимается слово Господа, переданное через пророков или записанное ими. В Книге Исаии человек призывается обратиться к слову Божьему, к Библии как к носителю истины. Нет правды в словах человека, если они противоречат Библии.

Можем ли мы постичь силу Господа посредством Библии? Это возможно при единственном условии: мы должны отбросить все личные оценки, все убеждения, которые «не говорят, как это слово». Силу обретет тот, кто сделает Писание единственным мерилом своей жизни.

Хотите ли вы обрести эту силу? Господь призывает нас: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9).

 

3. Живое слово

 

Божественная духовная энергия через Слово Божье проявилась при сотворении мира. Она отражена в Писании, ею жил Иисус Христос. Именно во Христе «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Христос — живое Слово Божье. Библия — это Его Святое Писание. Они находятся в неразрывной гармоничной связи, взаимно раскрывают свою суть, свидетельствуя друг о друге. Иисус сказал об этом: «Исследуйте Писания, ибо... они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Библия открывает нам Иисуса, Богочеловека.

До революции 1917 года в одном из дворцов царской фамилии висело 850 женских портретов. Они были принесены в дар императрице Екатерине II известным в то время графом Ротари, который путешествовал по России и писал женские портреты. В каждом из них угадывалась сама императрица. Сходство было тщательно скрыто, но кто хорошо знал Екатерину II, тот видел сходство поз, стиля одежды и украшений, манеры держаться.

Слово Господне также можно представить в виде подобной картинной галереи. Внимательный наблюдатель заметит, что за всеми событиями, притчами, стихами, повествованиями, проповедями угадывается Богочеловек. И чем больше изучаем мы Слово Божье, тем больше открывается нам Иисус Христос.

«Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня духа» (2 Кор. 3:18). Следует подчеркнуть, что именно для того было дано человеку Слово Божье, чтобы, возродившись от Писания, мы уподобились бы Христу — живому Слову.

 

4. Как следует изучать Библию

 

а) чаще читайте Библию! Изучая ее, мы неизбежно испытываем на себе влияние слова Господня.

Но, возможно, кто-то из нас, подобно ефиоплянину, спросит: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8:31).

Большая часть Библии написана так, что ее следует понимать буквально. Отдельные же места изложены символическим языком, и изучать такие главы следует в соответствии с законами символического толкования Писания.

Прежде всего мы должны иметь в виду наставления, которые имеются в самой Библии:

«Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1:20).

Чтобы не прийти к ошибочному толкованию Библии, нужно оставить в стороне собственные суждения и мнения.

б) Изучайте Библию добросовестно. К этому призывает апостол Павел: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15).

Мало просто читать Библию, мы должны стремиться постичь Слово Божье, заключенное в ней. Иисус сказал:

«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31, 32).

Путешественник, тщательно изучивший карту, никогда не заблудится, оказавшись на перекрестке дорог. Об этом же надо помнить, изучая Библию. Только добросовестно вчитываясь в наставления нашего Высшего Путеводителя, сможем мы достичь духовные истины.

в) «Пребывать в слове» — значит ежедневно исследовать Писание. Апостол Павел с похвалой говорит о еврейских христианах, которые «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания» (Деян. 17:11). Это истинный путь к обретению силы. По мере того, как мы исследуем Библию, все больше возрастает в нас «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

г) Следуйте наставлениям Библии. Всегда есть опасность, что мы уподобимся тем людям, о которых апостол Павел говорил как о «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:7). Это часто происходит, если человек не хочет принять наставления, заключенные в Слове Господнем, и не стремится привести свою жизнь в соответствие с библейскими установлениями.

На одном из богослужений проповедник говорил о греховности нашей жизни. Присутствовавшая на проповеди пожилая женщина после каждого из обличений греха громко соглашалась: «Аминь». Когда же слова проповедника, как ей показалось, начали обличать ее, то громкое «Аминь» превратилось в неясное бормотание: «Это уже не проповедь. Нечего вмешиваться в личные дела!»

Увы, и с нами бывает так, что мы считаем Библию книгой всех книг, но только до тех пор, пока она не коснется прегрешений нашей собственной жизни. Тогда, больно уязвленные, мы отворачиваемся от нее, бормоча что-то об излишней остроте меча истины.

Каждый христианин должен с готовностью принять все наставления и обличения Библии. Если мы действительно стремимся следовать Христу, то Он дарует нам знание истины. Иисус сказал:

«Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:17).

«Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои» (Притч. 1:23).

Соломон предупреждает христиан, которые не хотят принять учение, заключенное в Писании:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12).

Как страшно, если человек изберет неправильный путь! Изучая Библию, мы должны добросовестно следовать ей и принимать все обличения своей греховной жизни.

«За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя» (1 Цар. 15:23).

д) Изучайте Библию по темам. Писание, укрепляющее и вооружающее нас в борьбе с диаволом, следует разделить на отдельные темы. В замысле Господнем было донести нам Свое слово так, чтобы мы могли «исследовать Писание» (Ин. 5:39).

Утверждая в своей жизни Слово Божье, мы должны строго следить за соблюдением его чистоты.

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18,19).

В первую очередь эти слова относятся к книге Откровения, но они указывают и на то, как нам следует принимать Библию в целом.

Ведомые Святым Духом, мы должны научиться соотносить написанное словами человеческого языка с тем Словом, которое стоит за ними.

«Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:13).

Иисус, «соображая духовное с духовным», говорил Своим ученикам:

«Вот то, о чем Я вам говорил... что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24:44, 45).

Иисус учил, что отдельные главы Ветхого Завета взаимосвязаны. «Соображая духовное с духовным», Иисус вел Своих учеников к пониманию Слова Божьего, выявляя эти взаимосвязи. Получая библейское знание таким образом, ученикам легче и проще было постичь смысл Писания. Последователи Христа смогли понять Слово Божье только благодаря библейскому методу толкования, а не благодаря толкованиям, предложенным отдельной церковью или отдельным человеком.

И сегодня христиане должны принять такой метод толкования. Чтобы понять библейское учение, нам следует изучать Писания по темам до тех пор, пока нам не откроется вся истина. Мы читаем:

«Кого хочет он учить ведению?.. Ибо все заповедь на заповедь... правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:9, 10).

Трижды повторив свой совет, Исаия подчеркивает необходимость осмысления отдельных текстов таким образом, чтобы увидеть объединяющую их мысль. Заповеди, которые мы находим в различных текстах и даже в отдельных строках, дают единую и полную картину замысла Господня и Его послания нам.

В качестве примера вспомним вопрос, который задал апостолу Павлу темничный страж в Филиппах: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30). Он услышал ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).

Взятый сам по себе, этот стих может привести нас к выводу: «Все, что мне нужно для спасения — это только вера». Но мы легко обнаружим недостаточность подобного заключения, если вдумаемся в слова: «И бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Мы не можем не признать, что одной веры, которую дает нам наш разум, недостаточно для спасения.

Сопоставляя другие стихи Писания, мы откроем для себя, что спасение зависит от нашего принятия Христа: от покаяния (Деян. 3:19), исповедания своих грехов (1 Ин. 1:6, 7) и от многого другого. Так, правило за правилом, мы найдем более полный ответ на вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» Мы выйдем на правильный путь, сопоставляя приведенные ранее стихи Книги Деяний (30, 31) с другими заповедями Писания. Тщательное исследование Библии дает неоценимые знания всякому, кто стремится ко спасению.

Когда мы обращаемся к Библии с чистым и открытым сердцем, мы постигаем истинное Слово Божье. Библия есть лучший толкователь слова Господня. Если бы человек смог научиться понимать Библию так, как это делал Иисус, существовала бы только одна вера, только одно вероисповедание, только одна единая церковь.

 

5. Сила нашей жизни

 

Святая Библия придает жизни смысл, который помогает нам преодолеть все превратности судьбы. Она свидетельствует нам о Боге, Который печется о нас и стремится спасти нас от греха. Она помогает умирающему без страха предстать пред великим таинством смерти. Она указывает на иную жизнь.

Один христианин сказал своему другу: «Я не могу привести никаких богословских аргументов, я никак не могу объяснить философию откровения. Но я знаю, что, когда я отличался дурным характером, только Библия смогла спасти меня, укротив во мне тигра».

Однажды легкомысленный молодой человек просматривал то, что осталось ему после смерти матери. Среди прочего была Библия. Что-то побудило молодого человека раскрыть ее. На первой странице он увидел слова, написанные знакомым почерком. Сердце сына было тронуто, когда он прочитал: «Библия убережет тебя от греха; грех не даст тебе постичь Библию».

«В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

Слово Божье есть наша защита от греха, наша сила, которая оберегает нас в минуту искушения. Когда сатана искушал Иисуса в пустыне, Христос уберег Себя, трижды обратившись к Слову Господню. Апостол Павел советует нам:

«Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его... возь­мите... меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6:10,17).

В стихе 11 говорится, что только так нам «можно стать против козней диавольских». Слово Божье — это меч, который поможет нам отразить искушения.

Древние сарацинские воины гордились своим оружием. Некоторые из их мечей сохранились до наших дней, среди них и известные дамасские клинки. Считается, что эти клинки сделаны из тонко сплетенных стальных нитей, которые потом сплавлялись особым способом под действием угольного жара. Гибкость этих клинков была удивительна: острие можно было пригнуть к эфесу, и меч при этом не ломался. Об особой прочности этого оружия говорит тот факт, что меч свободно пронзал металлические латы. Лезвие было настолько остро, что надвое делило подброшенный в воздух шелковый платок.

Библия, этот духовный меч, сплавлена из многих нитей истины. Особым способом с помощью духовной силы были превращены они в одно могущественное оружие истины — Святую Библию. Об этом мече апостол сказал: «Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Подобный дамасскому клинку, меч духовный «не может нарушиться» (Ин. 10:35).

Не опасайтесь, если жизнь отвернется от вас или искушения грозят овладеть вами. Возьмите Слово Божье как свою защиту, и Он, «могущий соблюсти вас от падения» (Иуд. 24), не даст вам пасть побежденными. Вдумайтесь в обещанное вам:

«Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно» (Ис. 54:17). Необъятная сила заключена в этой Книге. Ничто не может противостоять ее могуществу, когда человек принимает ее всем сердцем. Всякий христианин, исповедующий ее, не боится диавольских козней. Верующий, любящий эту Книгу, никогда не будет одинок и беспомощен.