Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 10 сентября 2024
Урок 13 Закон свободы PDF Печать Email
Что произойдет, если перестанет действовать закон тяготения? Мы сделаем шаг и взлетим в космос, не надеясь когда-нибудь вновь ощутить под ногами твердую почву. Если же, наоборот, закон тяготения увеличится вдвое, мы с великим трудом сможем оторвать ноги от земли.

Науке известно сегодня, что атом, эта бесконечно малая величина, является одной из наиболее сбалансированных систем вселенной. Атом неукоснительно подчиняется внутренним законам своего существования, и малейшие их нарушения могли бы привести к катастрофе нашего мира и всей вселенной.

Все творения Божьи, начиная с невидимого атома и кончая сияющим солнцем, требуют определенных физических законов, которые управляли бы ими. Для гармоничного существования вселенной необходимы незыблемые физические законы.

 

1. Незыблемое совершенство

 

Господь установил физические законы, по которым живет весь материальный мир. Он определил и моральные основы для сотворенного Им разумного человека.

Нравственный закон Божий неизменен. Незыблемость морального закона есть первое условие всей организации, развития и гармонии необъятной вселенной Божьей. Нравственный закон есть отражение нравственной природы Божьей, которая также неизменна. Сравнивая Себя с непостоянным в своих убеждениях человечеством, Он говорит: «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6).

Апостол Иаков подчеркивает неизменность Господа Бога:

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:7).

Если бы наш Отец Небесный обнаружил в Своей природе хотя бы «тень перемены», если бы Он «изменился» на мельчайшую долю, Он не был бы уже совершенным. Закон и порядок сменились бы беззаконием, и вселенная была бы ввергнута в хаос. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы увидеть, как грех, который есть беззаконие, может смять естественные и моральные устои общества.

Наш совершенный Бог есть любовь — неизменная, безграничная, вечная.

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Счастьем своим и всем своим существованием мы обязаны вечному Богу. Найдется ли кто-нибудь, кто пожелал бы в Нем «тени перемен»? Захочет ли кто-нибудь ненависти вместо мира? Сменит ли кто-нибудь защиту и попечение, дарованные навеки, на неопределенность своего существования?

 

2. Совершенство нравственного закона Божьего

 

Бог правит вселенной по закону нравственности, являющему собой абсолютное совершенство.

«Закон Господа совершен, укрепляет душу» (Пс. 18:8).

Моральный закон есть отражение Господа. Безумием было бы предположить, что закон этот может быть изменен, как нельзя предположить подобного и о физических законах.

«Дела рук Его истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс. 110:7, 8).

В Псалме 18 закон Господа называется «совершенным», «укрепляющим», «праведным», «светлым», «просвещающим», «истинным». Это говорит о том, что нравственный закон, безусловно, есть отражение самого Бога, так как только сердце, исполненное неиссякаемой и неизменной любви, может установить закон, направленный на благо всего сущего.

Со времен Адама до времен Моисея моральный закон был известен и передавался от поколения к поколению. Спустя две тысячи лет после грехопадения человека, то есть во времена Моисея, Бог установил этот закон в виде Десяти Заповедей. Господь изрек их с горы Синай «и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их [Моисею]» (Втор. 5:22).

Нравственный закон Господа записан в книге Исход (см. 20:3–17). Он поистине совершенен, так как определяет наше поведение на всех уровнях: в отношении к Богу, к дому и семье, к обществу в целом. Если бы все придерживались этого закона, то мы жили бы в обществе добра и процветания.

 

3. Следование закону есть свобода

 

Кого в большей степени можно назвать «рабом»? человека, безудержно употребляющего наркотики, или того, кто запрещает себе даже прикоснуться к убийственному яду? Возможен только один ответ! Кого можно назвать «свободным»? Человека, подчиняющегося закону, или того, кто нарушает его? В чем заключается свобода для преступника? В том, чтобы нарушить закон? Но тогда он теряет свою свободу, в то время как соблюдающий законы остается свободным.

«Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих» (Пс. 118:45).

Апостол Иаков говорит, что д есять з аповедей суть «закон совершенный, закон свободы» (Иак. 1:25). Это неудивительно, ибо закон нравственного поведения дан не для того, чтобы как-то урезать нашу свободу, а, наоборот, указать дорогу к подлинной свободе. Десять Заповедей напоминают нам о нашей греховности, о том, что человек преступил моральный закон.

«Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20).

«Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

«И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).

Когда мы принимаем Иисуса всем сердцем своим, Он прощает нам прошлые грехи. Пребывая в нас, Он дает нам силу победить грех. Все более и более уподобляемся мы образу Его. Когда Иисус в сердце, для нас становится естественной потребностью следовать Его заповедям.

«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:3, 4).

«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9; см. также Евр. 8:10).

Через закон познаем мы сердце Христово. Не для того дан нам закон, чтобы ограничить нас, а чтобы указать путь к свободе. По образу Божьему были мы созданы, но пали. Господь замыслил спасти нас, чтобы вернуть нам совершенный облик. И нравственный закон, являясь откровением Божественной любви, помогает нам осознать, как мало осталось в нас от этого облика.

Служа Господу, мы постепенно все больше уподобляемся Ему, и то полное и совершенное счастье, которого Он желает нам, становится для нас все ближе и ближе. В этом и заключается подлинная свобода.

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

 

4. Моральный закон от века

 

Изучающему Библию может показаться само собой разумеющимся, что человеку не был установлен закон до того момента, как Господь записал Десять Заповедей на каменных скрижалях и дал их Своему народу у горы Синай. Однако принципы, на которых строятся эти Десять Заповедей, существовали всегда. Закон этот жил в сердцах людей и до Синая. Фактически моральный закон был вписан в сердце человека при сотворении, но и до сотворения Бог правил вселенной на основе этого закона (см. Пс. 104:8–10).

Грех есть беззаконие (см. 1 Ин. 3:4). Адам согрешил (см. Рим. 5:12), следовательно, он нарушил закон. А это значит, что закон не просто существовал, но уже тогда имел власть над человеческим родом.

Задолго до того, как Господь записал Свой закон на скрижалях, Авраам уже знал его:

«За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5).

Когда книжники и фарисеи обвинили Христа в том, что Он хотел изменить закон, Иисус отверг обвинения:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17–19).

В древнееврейском первоисточнике мы читаем, что Господь не разрешает изменять закон «ни на йоту» или «ни на титло». Дадим пояснение: йота — это буква греческого алфавита, а титло — это особый знак, позволяющий отличить одну букву от другой.

Моральный закон был всегда. Никогда не может он быть изменен. Иисус сказал, что Закон Господа, выраженный в Десяти Заповедях, так же вечен, как вечны Божьи небеса.

 

5. Неизменный Законодатель

 

Подобно Своему Отцу, Иисус Христос неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Иисус, сын неизменяемого Бога, вместе с Отцом Своим сотворил мир и установил законы, которыми живет вселенная.

«Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16).

Бог, отдавший Своего Сына, и Сын, отдавший жизнь Свою, дали людям Десять Заповедей у горы Синай.

«Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

 

6. Книга закона. Нравственный закон.

 

Выведя народ Израилев из Египта, Господь решил записать Свой закон, который с сотворения пребывал в сердце человека. В этом была настоятельная потребность, так как человек, уведенный во мрак греха, утерял свое совершенство. Дух любви и послушания сменился непослушанием и отстраненностью друг от друга. Бог изрек десять заповедей народу, который, находясь в Египте, почти забыл о нравственном законе.

Но людьми был забыт не только закон Господень; был забыт и план спасения рода человеческого, появившийся при грехопадении человека. Господь заново представил этот план, изложив его ясно и просто.

Чтобы напомнить Израилю план спасения, Бог дал ему символы святилища и службы. Символы эти показывали, как придет Иисус на землю и искупит своей смертью грехи людские, и как человек будет прощен за свои прегрешения.

Подробные наставления записаны в книге Моисея. Она принята людьми как книга закона (см. Втор. 31:24–26), раскрывающая Израилю замысел спасения. Она была дана как благодать Божья, ведущая ко Христу и к свободе от греха.

«Итак закон был для нас путеводителем ко Христу» (Гал. 3:24).

Представляя какое-либо изобретение, к чертежам, как правило, необходимо прилагать и рабочую модель, демонстрирующую это изобретение в действии. Книгу закона можно назвать такой рабочей моделью Божьего плана спасения.

Потребность в подобной модели отпала после того, как искупление исполнилось в жизни, через смерть и воскресение Христа. Не стало больше необходимости в символической модели. Вера стала фактом жизни, а символ обратился в реальность.

В то время как Христос умирал на Голгофском кресте, завеса в храме была разорвана надвое невидимой рукой, и Иисус, «опять возопив громким голосом, испустил дух» (Мф. 27:50, 51).

На кресте «тень будущего» стала явью (см. Кол. 2:14–17). Книга закона исчерпала свое значение, после того как свершилось приношение Агнца Божьего. Но не будем путать книгу закона с Десятью Заповедями, которые являются выражением нравственного закона, а он есть откровение вечного Бога.

 

7. Закон свободы — основополагающий закон

 

Для того чтобы быть действенным, закон свободы должен постоянно жить в сердце человека. Господь обещал нам:

«Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).

Соблюдение заповедей Господних «не тяжко», оно рождается из любви, из глубинной потребности почувствовать истинное удовлетворение.

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3).

Десять Заповедей делают Бога в наших глазах олицетворением любви. И если мы действительно любим Его, мы должны следовать Его заповедям.

«Ибо любовь Христова объемлет нас» (1 Кор. 5:14).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

Мы исполняемся духом Иисуса, во всем соблюдая Его закон. Когда молодой человек пришел к Иисусу с вопросом, как обрести жизнь вечную, Христос ответил ему: «Соблюди заповеди». Но Он призывал не просто к послушанию. Первым условием соблюдения Десяти Заповедей Он считал любовь (См. Мф. 19:16–19). И позже Иисус подтвердил сказанное:

«“Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”» (Мф. 22:37–39).

Именно о любви, этом основополагающем принципе послушания, говорилось Израилю в ветхозаветные времена, когда впервые даны были людям десять заповедей:

«И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5).

«Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев. 19:18).

Если он возлюбит Господа всем сердцем, для человека становится естественным соблюдать первые четыре заповеди, определяющие отношение человека к Богу. Если же он возлюбит ближнего своего, как самого себя, для человека становится естественным соблюдать и остальные шесть заповедей, регулирующих отношения между людьми. И свое служение человек несет тогда с радостью. Закон, которому так трудно, казалось, было подчиниться, становится законом свободы, и само послушание превращается в удовольствие. Как необходима нам такая сердечная любовь!

 

8. Закон или благодать?

 

Однако для спасения недостаточно одного только соблюдения закона. Спасение — это дело благодати Божьей. Благодать есть милосердие Божье, дарованное грешнику, не заслуживающему этого. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...» (Ин. 3:16) – вот что есть благодать.

О «спасенных благодатию» мы читаем и в Ветхом, и в Новом Заветах. Предвидя возможные прегрешения человека, ему была обещана благодать, данная «нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9). Адам и Ева могли избежать своего заслуженного наказания за непослушание Господу, приняв Божье обетование благодати грядущего Спасителя. Так и все спасенные в ветхозаветные времена получили свое спасение по благодати: Ной (см. Быт. 6:8), Моисей (см. Исх. 33:17), Израиль (см. Иер. 31:1, 2), Давид (см. Пс. 83:11).

И в новозаветные времена спасение принимается как дар любви, дар незаслуженный, дар благодати.

«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8).

Благодать – это рука Господа, простертая к земле. Вера – это рука человека, ищущая руки Господа. Спасение и есть благодать Божья, доступная всякому и во всякое время, если только он принял Господа всей верой своей.

Присутствие благодати Божьей и сегодня доказывает нам со всей очевидностью, что наша жизнь подчинена закону. Ибо если бы не было закона, то не было бы и греха, и грешников, так как «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). И если бы не было беззакония, то не было бы необходимости в благодати. Но есть закон, и есть мы, грешные, нарушающие его, а потому необходима благодать. Когда мы принимаем Иисуса как своего Спасителя, через Его благодать Бог прощает нам наши прегрешения.

«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:14).

Итак, возможны два состояния: первое, «под законом», что значит осуждение законом, который мы нарушили; второе, «под благодатью», что избавляет нас от осуждения законом.

Благодать Божья принесла нам спасение. Мы приняли ее, и она нас изменила. Грех не властен более над нами, и проклятие закона не висит над нами более, ибо Бог простил нас. Благодать Его привела нас к пониманию нравственного закона Господня и к полному соблюдению его (см. Рим. 8:3, 4). Любовь правит нашей жизнью, и мы следуем закону Господа не для того, чтобы заслужить спасение, а просто потому, что мы «под благодатью»? И тем больше благодати ниспошлет нам Бог, чем больше будет наше послушание. Иисус говорил нам: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

Убийца, отбывший заключение за преступление, был амнистирован. Освободившись, он вновь совершил убийство. Преступник был арестован и вновь осужден.

Благодать, то есть амнистию, он получил за предыдущее преступление. Но никакая амнистия не освобождает его от закона, запрещающего убийство. Закон неизменен. Совершенно очевидно, что благодать прощает прошлые прегрешения, но никак не изменяет закон.

Апостол Иаков так определяет назначение закона:

«Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1:25).

Человек должен вникнуть, всмотреться в закон, как в зеркало. Но нужно помнить, что зеркало может отразить грязь на нашем лице, но оно не может избавить нас от нее. Лицо наше не станет чище, если мы отбросим или разобьем зеркало. Для этого нам понадобится мыло и вода. Но и после того, как мы умоемся, нам снова нужно будет зеркало, чтобы убедиться, что мы чисты.

Сравнение, приведенное нами, относится к закону и благодати. Закон есть зеркало, отражающее наши грехи. Закон выявляет нашу загрязненность грехом. Он показывает, какие мы в сравнении с образом Божьим. Мы не можем разбить зеркало Божьего закона и облегченно сказать: «Теперь я чист, так как для меня нет больше закона Господня». Нет, другими должны быть наши действия. Мы должны обратиться к очистительной струе Христовой крови, и она очистит нас. Слово Божье говорит:

«Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будет красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:18).

Нам необходим закон Господень, чтобы он показал нам наши грехи. Нам необходима благодать Господа нашего Иисуса Христа, чтобы она очистила нас от всех грехов и от всей нашей неправедности. Своей святой кровью чудесный Спаситель омывает и очищает нас.