Урок 23 Сохрани душу незапятнанной |
Четыре иудейских юноши, захваченные в плен восточным властелином, были им определены к изучению наук. Столкнувшись с языческими обычаями, противоречащими их религиозным представлениям, все четверо молились Господу, чтобы Он уберег их души от греха. Зная о грозящем им жестоком наказании, отроки стояли на своем, и Господь не оставил их. Даниил и три его молодых друга не осквернили себя яствами и вином с царского стола. Позже, отказавшись поклониться царскому золотому истукану, три спутника Даниила были схвачены и представлены пред языческим властелином. Без колебаний сказали они ему, что, даже спасая жизнь свою, они не нарушат закон, данный Господом вселенной. Господь слышал эти слова трех юношей. Когда разгневанный правитель приказал бросить их в пылающую печь, Бог сохранил им жизнь. В огне печи изумленные вельможи вместе с тремя обреченными увидели и четвертого – «и вид четвертого подобен Сыну Божию» (Дан. 3:25). Сегодня, обращаясь к Иисусу, мы можем быть уверены, что Он не оставит нас и пред лицом смерти. Истинный христианин, подобно тем верным юношам, не предастся греховным усладам мира, ибо во всем следует Христу. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступить так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6).
1. Отличаются ли христиане от остального мира?
Христиане, будучи членами вселенской семьи Божьей, отличаются от мира своими обычаями и нормами жизни. Иисус молился за Своих последователей: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Освяти их истиною Твоею» (Ин. 17:15, 17). Христиане живут в миру, но душа их должна быть закрыта для мирского. Однако можно ли жить в миру и не пускать его в себя? Почему же христиане отличаются от остального мира? Ответ прост: Иисус отличен от остального мира, а Своим Духом Святым Он пребывает в каждом христианине. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу... Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим. 8:1, 5). Ведомый Святым Духом, христианин закрыт для греха, рабом которого он был до своего обращения. Возродившись духовно, он обретает совершенно новую сущность. Жизнь его преображается, ибо отныне в нем пребывает Христос (Гал. 2:20). Христиане – это избранный народ. Они избраны показать миру совершенство Господа. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9). Существует более точный перевод слов «взятые в удел» – «искупленный народ». Искупленные не могут принадлежать самим себе. «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Искупленные дорогою кровью Христовой, мы стремимся прославлять Бога нашего всем существом своим. Исполненные любви к Иисусу, мы знаем единственную радость – радость жить для Него и поступками своими славить Его святое имя.
2. Хитрости сатаны
При ведении военных действий в лесной местности отряды стремятся ввести врага в заблуждение, тщательно маскируясь. Сатану можно назвать мастером этого искусства обмана, искусства маскировки. Он умеет сделать грех привлекательным; ибо грех в своем неприкрытом виде слишком омерзителен и отталкивает человека. Сатана скрытно замышляет наше уничтожение, испытывая нас своими соблазнами. И нужно помнить, что, невидимый, он присутствует в каждом из них. Что-то может выглядеть для нас невинным и безвредным, но всякий соблазн ведет ко греху, а всякий грех приводит к смерти. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25). Мы сейчас охотно просматриваем иностранные журналы и восхищаемся их яркостью. А там, в рекламах алкогольных напитков и сигарет, всегда изображают молодых атлетов и очаровательных девушек. Перед нами чистейший обман. Представьте, что вместо цветущего юноши на вас с рекламы смотрит человек, постоянно употребляющий алкоголь. Мутный взгляд, трясущиеся руки... Представьте на миг увядшую кожу и хриплый голос курящей женщины, а не той рекламной красавицы. Это и есть истинное лицо соблазна и его последствий. Но дьявольские соблазны всегда красиво замаскированы, и неискушенному человеку легко попасться в сатанинские ловушки. Его ядовитые снадобья красиво упакованы и взывают к греховным людским наклонностям.
3. Три вида искушений
Ева попробовала запретный плод, ибо он был вкусен, а вид его был приятен глазу, и он, по словам искусителя, должен был дать знание добра и зла, сделав человека подобным Богу (Быт. 3:1–6). Три дороги привели Еву к грехопадению: чревоугодие, жажда мирского, гордость. Следуя путем, начертанным Духом Святым, Иисус встретился именно с этими искушениями: чревоугодием, жаждой мирских удовольствий и гордыней. Иисус распознал эти сатанинские соблазны и сумел отринуть их. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Все соблазны идут к нам по одной из трех названных дорог. В уроке, посвященном здоровому образу жизни, мы говорили о том, как дьявол разрушает наш организм неправильным режимом питания. В этой уроке мы предлагаем обсудить, какие искушения готовят человеку гордость и любовь к мирским удовольствиям.
4. Искушения гордыней
Люцифер, ангел небесный, стал сатаной, исполнившись гордыней. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17). Можно ли удивляться тому, что гордыню Господь считает наипервейшим грехом? «Мерзость душе Его: глаза гордые» (Притч. 6:16, 17). «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Притч. 16:18). Погрязшие во грехе обречены на вечную погибель. Почему же человек так легко исполняется гордости? Самое удивительное заключается в том, что человек впадает в этот грех даже тогда, когда ему нечем особенно гордиться. Он может гордиться своим умом, особыми навыками, какими-то личными качествами, внешностью или своими сокровищами, то есть тем, что дано Богом. Гордость, которая названа самым безнадежным и наименее излечимым изо всех грехов, «не есть от Отца» (1 Ин. 2:16). Как отличается от высокомерия гордости смиренный дух Иисуса! «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:5–8). В своей книге «Семь смертных грехов» всемирно известный американский проповедник Билли Грэм дал классическое определение гордости. «Гордость... есть особое состояние ума и сердца, которое предшествует почти всякому греху... Гордость может принимать разные обличия, но источник ее всегда один – надменность человеческого сердца. Одни гордятся своей внешностью, другие – принадлежностью к определенной расе. Одни удовлетворяют свою гордыню, занимаясь престижным делом, другие участвуя в общественной жизни. Иными словами, гордость может быть духовной, интеллектуальной, материальной или социальной». Доктор Грэм тщательно исследует все виды гордыни: «Есть определенная часть людей, считающих, что Евангелие в какой-то степени говорит и о них. Такое самомнение делает их высокомерными, превращает их в фарисеев и гордецов. Есть и такие, которые наслаждаются своим благочестием. Они всегда считают себя лучше других, потому что соблюдают каждую букву закона, но сам дух закона давно забыт ими. Они виноваты в потакании своей духовной гордыне. Можно назвать еще и такую группу людей, которые считают себя чистыми в противоположность всем остальным, нечистым. Они забывают, что абсолютно безгрешной чистоты быть не может... Другим видом гордости является гордость интеллектуальная. Она проявляется в высокомерии по отношению к необразованным, неграмотным или отсталым людям. Такой надменный ум забывает, что знания, которые он получает, суть результат деятельности других. Материальная гордость вместо Бога возводит на престол собственное «я». То, что имеет второстепенную важность, получает титул наиглавнейшего, и жизнь поэтому утрачивает свою гармоничность и сбалансированность. Человек начинает помышлять только о материальном, забывая о том, что он стоит пред Богом. И душа постепенно начинает угасать... Существует также и социальная гордыня. Она проявляется в классовом, расовом и кастовом высокомерии, но Господь не подразумевает того различия между людьми, которое создают между собой сами люди». Давайте рассмотрим самый простой пример, иллюстрирующий, как гордость может вкрасться в душу христианина. Как мы одеваемся? Следуя за Иисусом, подражая Ему, мы должны одеваться скромно, избегая сверхмодных фасонов и чрезмерных украшений. Господь ищет в нашем сердце кротости, но не самодовольства и гордости. «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3, 4). Истинно христианский дух не нуждается во внешних украшательствах. Апостольские христиане откладывали в сторону яркие одежды и драгоценности, когда делали свой выбор и устремлялись за Христом. Подлинная красота заключается в простоте, аккуратности и чистоте. Хороший вкус и скромность украшают христианина. Он никогда не станет выставкой модных крайностей. «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Флп. 4:5). Последователи Христа должны вызывать добрые чувства не внешней броскостью, а красотой своей души, указывающей на кротость и смирение Иисуса. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). Апостол Павел советует нам неустанно воспитывать в себе христианскую кротость: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:1, 2).
5. Жажда мирских удовольствий
Историк Эдвард Гиббон рассказывает, что при нападении римского императора Галерия на лагерь персов в руки одного из воинов попал кожаный мешок с жемчугом. Воин сохранил красивый мешок, драгоценный же жемчуг выбросил. Кто отбрасывает вечную жизнь ради удовольствий греховного мира, поступает еще менее разумно, чем тот римский воин. В недомыслии своем человек хватается за привлекательность внешнего, забывает богатство внутреннего и отбрасывает прочь возможность спасения своей души. Потому человеку дано предупреждение: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Христианин принадлежит Христу и готовится к жизни небесной. Поэтому и любит он небеса, а не мир. «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:24). Сатанинские соблазны, отвлекающие от небес, сияют призывной позолотой. Богатыми и желанными выглядят эти подделки, которые в никчемности и бессмысленности своей осуждены на вечную погибель. Иногда можно услышать, что жизнь христианина состоит из длинного ряда запретов. Это мнение также порождено дьявольским искушением. Напротив, жизнь христианина покоится на установлениях, способных принести только радость. Какие же это установления? Помышляйте о небесном. Изгоняйте дурные мысли, постоянно думая о добром. «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Учитесь думать мыслями, не оскорбляющими Господа. «Потому что, каковы мысли в душе его, таков и он» (Притч. 23:7). Пребывайте в добре. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор. 6:14). Дети Божьи всегда будут искать общения с теми, с кем их объединяет общее устремление – вечная жизнь со Христом. Христианин не должен разделять чужих грехов (1 Тим. 5:22). «Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Ищите красоты. «Не положу пред очами моими вещи непотребной» (Пс. 100:3). Как может христианин, пребывающий в Иисусе, позволить глазам своим взирать на то, что оскверняет и пятнает праведность? Готовя себя к вечности, всякий христианин ищет чистоты и совершенства. Уже сами эти поиски способны изменить человека. Будем разумны и осторожны в своем выборе, дабы обрести чистую и святую жизнь в вечном мире.
6. Счастье – это...
Многие всю свою жизнь ищут счастье, но так и не могут найти его. Почему? Потому что подлинное счастье возможно только тогда, когда мы стремимся подарить его другим. Когда мы стремимся наполнить радостью сердца других, и наша жизнь становится радостной. Каждый по собственному опыту знает, что многие удовольствия современной жизни часто оказываются обманчивыми и не способны принести подлинного счастья. Громкий смех не всегда свидетельствует о радостном сердце. За смехом может скрываться холодный разум или разбитое сердце. Только радость, рожденная в сердце, исполненном любви к Богу, приносит истинное счастье. Маленькая девочка с восторгом наблюдала, как красиво летают в воздухе выпущенные ею мыльные пузыри. «Дай мне такой пузырь. А я отдам за него целую конфету», – пообещала ей подружка. «Сейчас я его поймаю», – ответила девочка и с готовностью потянулась за мыльным пузырем. Но когда она раскрыла ладошку, там ничего не оказалось. Не подобны ли мирские удовольствия таким мыльным пузырям? К жизни следует относиться серьезно, а потому удивительно, что многие бросаются за мыльными пузырями преходящих радостей, думая, что последние способны дать им умиротворение. Они тянутся за ними, но сердца их остаются пустыми. «Проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31). «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). Жизнь христианина должна направляться единственно значимым вопросом: «Как поступил бы в этом случае Иисус?» Если нам открывается возможность принять участие в делах мира, спросим себя, благословил бы Иисус эту деятельность. Если у нас возникнет хоть капля сомнения, лучше отказать от этого дела. У христианина, по сравнению с остальными, есть гораздо большее богатство, способное сделать его счастливым. Жизнь христианина исполнена наивысшей радости. И при этом он не ищет бесконечно счастья. Оно само приходит к нему. Каждому из нас хотелось бы обрести вечное и настоящее счастье. Греховные удовольствия этого мира, обладание вещами никогда не смогут насытить душу того, кто ищет умиротворения и покоя. Внимательно вчитываемся в слова Писания, предупреждающие нас: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд» (Еккл. 11:9).
7. Как поступил бы Иисус?
Когда мы оставляем прежнюю жизнь греха, Христос возрождает нас к новой жизни во Христе. Если мы полностью и искренне отдадим себя Иисусу, то в душе своей обнаружим неутолимое желание уподобиться Ему и славить Его делом и словом своим. Порой, оказавшись у роковой черты, стоя перед выбором, нам бывает трудно определить, где добро, а где зло. Слышали ли вы историю о богатом восточном принце, который искал себе возницу? Три человека пришли к нему, и он повел их к глубокой пропасти. Стоя на краю обрыва, принц спросил, на каком самом близком расстоянии от обрыва они смогли бы остановить колесницу. Первый огляделся вокруг и сказал, что остановит колесницу за метр от пропасти. Второй, желая превзойти первого, поспешил уверить, что он сумеет это сделать за полметра до обрыва. Третий же человек отошел от обрыва и сказал: «Ваше Высочество, я остановился бы как можно дальше от края этой пропасти». «Именно такого человека я и искал, – произнес принц, – потому что я не хочу раньше времени оказаться на смертном одре». Подумаем и мы о том, чтобы безвременно не потерять свою душу. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). Думая о вечном счастье грядущей жизни, отринем пустые земные наслаждения, не будем поддаваться соблазнам чревоугодия, гордости и жажды мирских радостей. Каждому христианину уготовано иное – безграничное счастье. «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). «Но, как написано: “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”» (1 Кор. 2:9).
Дорогой Отец Небесный! Я благодарю Тебя за вечную радость, которую Ты обещаешь мне. Возрастая в благодати Твоей и в познании Тебя, прошу: приведи меня к радости истинной и вечной. Пусть всегда Иисус пребывает Своей безгрешностью во мне. Во имя Иисуса молю. Аминь
|