Как правильно задавать вопросы |
· Используйте вопросы так, чтобы подвести класс к цели изучения.
· Избегайте вопросов, предполагающих ответы «да»/ «нет».
· Старайтесь не использовать вопросы, задействующие память («Сколько было сыновей у Ноя?»).
· Используйте пояснительные вопросы («Объясните…»).
· Задавайте вопросы, начинающиеся со слов «как» и «почему».
· Используйте применимые к жизни вопросы.
· Разбивайте сложные вопросы на более короткие и ясные.
· Используйте вопросы, побуждающие учеников обращаться к Писанию.
· На один час беседы подготовьте 12-15 вопросов.
· Старайтесь не отвечать на свои вопросы.
· Не ждите какого-то одного определенного ответа.
· Не думайте, что ученики сами догадаются, что вы хотите сказать.
· Помогите ученику самому исправить ошибку в ответе, пока ответ не будет правильным.
· Задавайте вопросы по одному.
· Развивайте в себе терпимость к молчаливым ответам.
· Если вопрос чересчур очевиден, лучше просто прямо изложить материал. Хотя ведущее обучение основывается на вопросах, оно не должно быть основано только на вопросах.
· Примеры особенно важны в Библии. Очень часто продуктивной наблюдательной деятельностью может быть задание найти примеры или список чего-либо в отрывке.
· Лучше задать два коротких вопроса, чем один длинный, состоящий из нескольких частей. Избегайте связок «и» или «но» в наблюдательных вопросах.
· Убедитесь, что вопросы относятся к главной теме отрывка.
· Если возможно, задавайте вопросы, которые предоставят нескольким членам группы возможность ответить. Вопрос «Что мы узнаем о характере Авраама в этом событии?» наверняка вызовет множество ответов и рассуждений.
· Избегайте чрезмерного использования местоимений «кто», «что», «когда» и «где».
· Хотя объяснительные вопросы могут иметь более чем один хороший ответ, они должны предполагать объяснение чего-то в тексте и не должны просто спрашивать мнения членов группы.
· Избегайте вопросов, интересующихся мнением членов группы. Ваша задача выяснить значение отрывка, а не мнение членов группы о предмете дискуссии.
· Не позволяйте прикладным вопросам становиться темой отдельных дискуссий. Используйте проекты, вопросы и упражнения, чтобы помочь членам группы применить значение текста в повседневной жизни.
Шесть видов вопросов
Прочитайте притчу о неверном управителе и напишите по крайней мере по одному вопросу для каждой категории по систематике Блума:
«Сказал же к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе: дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает с меня управление домом: копить не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дому своем, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил: ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не может служить Богу и маммоне» (Лк. 16: 1-13).
|