Свобода во Христе - христианский проект

Воскресенье, 14 июля 2024
Главная Работа с особыми группами людей Помощь заключенным ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН PDF Печать Email

Особенности женской преступности. В структуре преступности удельный вес женщин незначителен, что объясняется рядом причин, прежде всего той социальной ролью, которую играет женщина в обществе. Наиболее склонны к правонарушениям женщины зрелых возрастов (от 30 до 50 лет).

Распространенными среди женщин являются преступления против социалистической и личной собственности, против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против порядка управления, общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Значительное число женщин отбывает наказания за хозяйственные и должностные преступления.

Женщины менее поражены алкоголизмом как одной из важных предпосылок совершения ряда преступлений мужчинами, хотя за последнее время наблюдается тенденция к росту числа женщин, злоупотребляющих спиртными напитками. При этом распад личности женщин, страдающих алкоголизмом, идет значительно интенсивнее, чем у мужчин.

Среди осужденных женщин меньше доля рецидивисток, чем среди мужчин. Средние сроки лишения свободы у женщин менее длительные, чем у мужчин, что объясняется меньшей тяжестью совершаемых ими преступлений и меньшей общественной опас­ностью личности.                       

Учет анатомо-физиологических особенностей осужденных жен­щин. При исполнении лишения свободы следует учитывать анатомо-физиологические особенности женщин. Так, на трудоспособность женщин, их поведение и настроение влияют месячные циклы, изменения в организме при наступлении климакса, а также в случае наступления беременности. У многих названные физио­логические процессы вызывают ухудшения настроения, головные боли, изменение артериального давления, снижение аппетита, головокружение и т. п., требующие применения медицинских и психологических мер.

Женщины отличаются повышенной эмоциональной лабильно­стью, впечатлительностью, чувствительностью, сентиментальностью, что особенно ярко проявляется в реакциях на факт лишения свободы, отрыва от семьи и детей.

У женщин процесс акселерации проявляется более заметно, чем у мужчин, и чаще сопровождается приобретением отрица­тельного опыта половой жизни. На психологию осужденных женщин влияют случаи внебрачной беременности, перенесения венерических заболеваний. Осужденные женщины легче, чем мужчины, становятся на путь половых извращений в ИТУ. Многие жен­щины не берегут свое здоровье и страдают разными гинекологическими заболеваниями.

Реакции осужденных женщин на факт лишения свободы. Осужденные женщины по-особому, более обостренно, нежели мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. В силу особенностей психофизиологической организации они отличаются повышенной возбудимостью, легко подпадают под влияние групповых настроений. Женщины более тяжело, чем мужчины, переживают отрыв от семьи.

Динамика психических состояний у них в период отбывания наказания более выражена, чем у мужчин. В адаптационный пе­риод пребывания в ИТК для женщин характерно состояние апа­тии, безразличия, тоски, фрустрации, обреченности. Им свойственны также: неустойчивость характера, восприимчивость к отрицательным влияниям ближайшего окружения, повышенная раздра­жительность, плаксивость. Нервнопсихические срывы у женщин в ИТУ встречаются чаще, чем у мужчин.

Коллективы осужденных женщин отличаются сложностью межличностных отношений, неустойчивостью групповых настрое­ний, более сильной, чем у мужчин, стереотипизацией обществен­ного мнения. Управление такими женскими коллективами представляет большую трудность. Женщины более ревниво, чем мужчины, относятся к своим близким подругам, отличаются привязанностью в дружбе.

Профессиональные особенности. Среди осужденных женщин незначительная часть имеет высокую квалификацию. Еще меньше осужденных женщин, проявляющих интерес к работе и любящих свою профессию. Велика доля лиц, не имеющих специальности, чаще всего они отбывают наказания за нарушения правил паспортной системы, занятие бродяжничеством. Около половины осужденных женщин до ареста не имели определенных занятий.

Особое значение для осужденных женщин имеет выбор профессии, соответствующей их психофизиологическим возрастным. особенностям. Так, молодые осужденные предпочитают профессии, связанные с большей активностью, чем женщины пожилого возраста.

Исключительно важное место в системе ценностей у осужденных женщин занимают семейное благополучие и родственные связи. Среди осужденных женщин процент состоящих в браке до осуждения больше, чем у мужчин.

Для лиц, имеющих семью, характерны корыстные преступ­ления, их семейные связи носят более устойчивый характер; у женщин, совершивших насильственные преступления, распад семейных связей идет интенсивнее. Среди них значительно меньше лиц, вставших на путь исправления. В колониях строгого режима содержится значительно больше женщин, не состоящих в браке, чем в колониях общего режима. Распад семьи, неурядицы в семье, отсутствие писем из дома вызывают отрицательные психи­ческие состояния осужденных женщин. Все это проявляется в нарушениях режима, в неповиновении, отказах от работы и учебы в школе и ПТУ. Помощь воспитателей в урегулировании семей­ных отношений, в восстановлении переписки с родителями, му­жем, детьми они принимают охотно.

У молодых осужденных женщин нередко из-за их преступного и аморального поведения возникал разрыв связей с родителями. Они часто озлоблены против близких, считая их виновниками своих неудач. Необходимо помнить, что восстановление нарушенных связей с родственниками нередко является предпо­сылкой их исправления.

Многие осужденные женщины имеют детей и по-разному от­носятся к ним. Одни из них не испытывают материнских чувств, лишены по суду материнства (это чаще всего матери-одиночки). Другие любят детей, беспокоятся о них. Наконец, имеются осуж­денные женщины, родившие детей в колонии, которые содержатся в доме ребенка. Развитие и активизация чувства материнства во многом является залогом успешного перевоспитания осужденных женщин, имеющих детей.

Знание семейной обстановки позволяет начальнику отряда вовремя оказать помощь, поддержку, предостеречь от необдуманного проступка, подсказать верную линию поведения, стиму­лировать воспитуемую к преодолению трудностей. Семья имеет антикриминальное значение не только в период отбывания нака­зания, но и после освобождения. У осужденных женщин, состоя­щих в браке, семьи которых сохранились, встречается меньше трудностей в бытовом и трудовом устройстве.

 

Колония несовершеннолетних

 

Эта колония имеет один режим – общий. Ее территория огорожена колючей проволокой и бетонным забором.

Я бы отнес содержащихся здесь к «юношам из Наина». Они духовно мертвы, но не похоронены для семей и общества.

Малолетние преступники – люди с большой фантазией. Как у всех детей, у них есть свои кумиры. Как правило, известные преступники, «воры в законе», с которых они берут пример.

Меры воздействия на детей здесь насильственно-принудительные. Мы с вами уже говорили, что силой невозможно заставить человека полюбить закон. Вся структура исправительных учреждений носит карательный характер. Именно здесь начинается будущее преступного мира. Здесь ломается индивидуальность человека. Здесь ему говорят, что он никто. Он – раб и должен подчиняться законам. Есть два способа воздействия на человека, говорит Монтень: один – это закон, другой – общественное мнение. В любом случае, второй действенней и сильней, потому что не лишает выбора  и не принуждает.

Режим и муштра здесь жестче, чем на взрослых режимах. Все делается по сирене или по свистку. Начиная подъемом, зарядкой, туалетом, столовой, баней и кончая отбоем. Везде строем и с песней. Одним словом, военная часть. Кто не хочет следовать расписанию, того в изолятор. Это каменный мешок. Будешь сопротивляться и там, – наручники, черемуха (слезоточивый газ), дубинки. Здесь ломается воля к сопротивляемости закону. На свободу выходит легко управляемым, сломленный и ожесточенный на весь мир человек.

Дьявол строит воспитательный процесс на этом методе, зная, что закон не приводит к совершенству. Он лишь усиливает желание плотского человека нарушать его. Человек должен с радостью и осознанно делать то, что ему во благо.

Общественное мнение часто может быть критерием того или иного поступка для большинства людей. Что обо мне скажут друзья? Соседи? Общество?

В мире малолетних преступников также существуют свои понятия преступной «праведности», и они также зависят от мнения уголовного мира.

Наша задача – научить их руководствоваться мнением Бога. «Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110:10).

Стройте свои взаимоотношения не на запретах (то нельзя, это нельзя), а наоборот: «все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор. 6:12). На фоне скованности и принудительной жесткой дисциплины эта весть будет светить, как «солнца луч в ненастную погоду». Родители малолетних осужденных, как правило, матери‑одиночки, их сердца сокрушены. Но «близок Господь к сокрушенным сердцем» (Пс. 33:19). Не упустите возможности встретиться с ними! Это «вдовы из Наина». «Спасай взятых на смерть и неужели откажешься от обреченных на убиение» (Пр. 24:11). Возлюбленные Господом! Неужели откажемся?

Женские зоны

Эти зоны имеют два режима: общий и строгий.

В это трудно поверить и этого нельзя представить, но первым преступником в истории человечества была женщина. Решение Судьи она услышала первой: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). А также последующий посмертный приговор: «возмездие за грех  смерть» (Рим. 6:23).

Общий режим, как и у мужчин. Его получают с первой судимостью. В основном, срок небольшой, с учетом гуманных актов и амнистий, которые часто применяются к ним. Зоны общих режимов и для несовершеннолетних постоянно пополняются, как правило, из‑за мелких краж и экономических преступлений. Основная часть осужденных является хроническими алкоголиками и наркоманами.

Именно эта зависимость приводит их на скамью подсудимых вторично. На строгом режиме содержатся женщины, имеющие две и более судимостей. В основном, молодые, до 30 лет. Их души также мятутся и сокрушаются под давлением грехов. Они более восприимчивы к общению.

Мне довелось посетить много зон самых разных режимов, но так много  желающих послушать Слово и духовное пение только в женской колонии строгого режима.

Многие из них плакали по своим детям, семьям. Женщины особо остро переживают это воспоминание. Если вам когда‑то доведется посещать такие заведения, пусть в ваших программах участвуют дети. Дух Святой через детский голос способен пробить броню греха в сердце, за которой скрывается материнская любовь. Именно в этот миг происходит слияние Духа Божьего и духа человеческого и появляется лютая ненависть ко греху, потому что он – источник страданий, к себе – потому что невозможно что-то исправить, к миру – потому что он наполнен коварством.

Когда появляется это чувство ненависти ко греху, прощение Божье перевязывает кровоточащие раны, а надежда, родившаяся в результате Божьей милости, не дает стыдиться своих новых взглядов.

Благая весть лучше воспринимается женщинами, когда ее говорит мужчина. Поэтому лучше, если словом служит брат. Желательно, чтобы он был немолод, чтобы не стать объектом вожделения. Сестры также должны одеваться скромно и просто. Во-первых, чтобы одежда не облегала плотно тело и не подчеркивала фигуру, так как грехи сладострастия широко распространенны на территории зоны. Во-вторых, модная и нарядная одежда может вызывать зависть и умалять личность осужденного.

Называйте их сестрами и говорите, что ваши молитвы за них всегда будут возноситься к Богу. Пусть слова апостола Павла будут для вас сладостными: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Сегодня мало зон, которые не посещали бы представители разных конфессий. К сожалению, мы долго раскачивались, и работа в зонах велась не планомерно. Время от времени некоторые проповедники наведывались в зоны. Это было в начале 90‑х годов, а потом интерес к этому контингенту и вовсе угас.

В миссионерских отчетах  можно увидеть, что кое‑где зоны посещаются, но не более трех‑четырех раз в год. Хочу сказать таковым братьям, что в таком случае лучше вообще не начинать работу. Не травить разуверовавшиеся во всем души. Представьте, что человек никому и ничему не верит в этом мире. Озлобленный и ожесточенный, он вдруг встречает верующих людей с ясными взорами и благой вестью на устах. Впервые в жизни он начинает доверять этим людям. Вестники Бога уходят, пообещав приходить к ним, но приходят только через несколько месяцев или вообще по каким‑то причинам перестают посещать их. Это самое большое преступление перед Богом.

Мы – письмо Христово, и если мы не оправдали их надежд и своим равнодушием уничтожили начаток веры, то горе тому человеку, через которого другой претыкается (см. Мф. 18:7). Благополучие всегда опаснее для духовного состояния человека, нежели бедственное положение.

Иосиф сказал виночерпию, когда тот выходил на свободу: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет» (Быт. 40:14). Но в стихе 23 мы читаем: «И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его». Еще два года пробыл Иосиф в заточении, и только тогда вспомнил о нем виночерпий, когда это стало ему выгодно.

Ведь за хорошую весть хорошо вознаграждали.  Вот и мы можем вспомнить на годичных совещаниях, что полгода назад посещали зону или тюрьму и поставить галочку в отчете. Павел напоминает нам: «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах» (Евр. 13:3). Поставьте себя на их место, а если не можете, то подумайте, что пройдет немного времени, и вы можете оказаться там.

Не оправдывайте себя тем, что я не хочу мешать людям других конфессий посещать зону. Мне часто говорят, что мы нечестно поступаем, приходя на чужое поле работы, разве нет других зон или тюрем?

Что на это сказать?

Мы уже говорили о том, что зоны – это города и государства со своими законами и субкультурой. И мы просто обязаны исполнить в этих городах и государствах повеление Христа (Мф. 28:19,20).

Мы должны научить их соблюдать то, что соблюдал Христос, в том числе и четвертую заповедь. Представители других конфессий этому не учат. Вам будут задавать провокационные вопросы: «Что вы думаете о той или иной церкви?» Никогда не говорите негативно. Как среди любой нации есть хорошие и плохие люди, так и среди верующих есть искренне верующие и верующие формально.

Наша сила – в Священном Писании. «Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь» (Ис. 54:17) .

В одной из зон осужденные верующие других конфессий не пустили нас в комнату молитвы  для проведения богослужения, так как боялись осквернить ее нашим присутствием. Мы не стали настаивать и с удовольствием и радостью пообщались с желающими в столовой. Христос родился в хлеву, коль не нашлось ему места в гостинице. Так и нам не надо огорчаться на подобные действия. Успех вашей работы будет зависеть и от того, как часто вы будете посещать узников. Советую делать это не менее двух раз в месяц. Потому что сорняки, которых там изобилие, забивают посаженные вами семена. Частая прополка и полив улучшит качество духовного роста.

Методы и способы евангелизации Заочной Библейской школы  

Мы говорим о регулярных встречах и богослужениях с осужденными. Одним из успешных методов евангелизации в местах лишения свободы является заочное обучение. Имея в своем арсенале урочники «Так говорит Библия» или семинар по книгам Даниила и Откровения, мы можем заочно работать с людьми, содержащимися под стражей.

 Для этого нужно ваше посвящение и постоянство в служении Господу, чтобы, начав курс, вы могли довести обучение до конца. Если по каким-то причинам вы не можете, перепоручите спасение кому‑то другому.

Однажды мне встретился человек, который в заключении начал заочное обучение в одной из Церквей, но по непонятным причинам переписка была прервана. Еще больше отчаяние овладело этим человеком, ибо прекращение обучения он воспринял как нежелание Бога иметь с ним общение. И все мои увещевания так и не убедили его в обратном.

Я не знаю, что станет с этой душой в дальнейшем, но рана ей нанесена глубокая, и, самое главное, нанесли ее дети Божии. Пусть Господь поможет нам не иметь такой равнодушной «любви».

Пусть совет Церкви контролирует это служение, а ответственный за него пусть раз в квартал отчитывается о количестве студентов.

Уроки ЗБШ следует отправлять вместе с пустым конвертом для ответа, т.к. осужденные не имеют конвертов. Деньги для их покупки вы можете собирать у себя в общине в особый ящик с пометкой «для узников».

Предупреждаю сестер! Если вы будете выполнять это служение, никогда не пишите своего домашнего адреса или телефона. Лучше получать почту «до востребования». Никакой личной переписки, только урочники и проверенные уроки с оценкой и увещеванием, что вы за них молитесь. Скажите, что Церковь не занимается личной перепиской. Письма, которые вы будете от них получать, очень грамотно написаны и не могут не тронуть немощную душу верующего человека. Эти строки далеко не всегда искренни. Писать их могут сообща или один даровитый уголовничек за заварку чая или пачку сигарет.

Вы будете рыдать над этим письмом, даже не подозревая, что на другом конце этой невидимой связи ваш собеседник улыбается и ждет, удастся ли ему жениться на вас. Мне за мою непутевую жизнь попадались такие артисты, которые с каждым новым сроком заочно находили себе новую невесту. Расписывались с нею, а когда освобождались, то вместо приятных слов, сказанных когда-то в письмах, оставались только горькие слезы, упреки в собственный адрес и проклятия в адрес обманщика.

Некоторые умудряются обмануть одного и того же человека несколько раз. Не устояла Ева, не думайте, что устоите вы перед обольстительными словами, так похожими на правду!

Если число студентов будет велико, обратитесь за помощью в соседние общины или конференцию. Желательно, чтобы дипломы/свидетельства об окончании курсов торжественно вручал пастор, посещающий эту зону. Апостол Павел говорит нам: «труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

Здесь, на земле, вы, скорее всего, не увидите своих абитуриентов. Но на небесах вы обязательно встретите великое множество прощенных разбойников.

Материальная поддержка

В зону, как и в больницу, хочется что-нибудь принести для плоти (пищу, одежду). Но хочу предупредить: не спешите делать этого. Во-первых, без разрешения администрации (начальника зоны, замполита) проносить и вносить что‑либо на территорию зоны строго запрещается. Даже письма и записки должны проходить цензуру.

Несомненно, с первых ваших встреч осужденные будут просить вас отправить письмо или посодействовать индивидуально в материальной поддержке. Обычно начинается с малого: тетрадь, конверт и т.д. Большинство из них, приходя на эти встречи, будут преследовать корыстные цели.

Тактично объясните, что закон запрещает что-либо приносить и выносить, а вы дорожите встречей с ними. Часто мы допускаем ошибку, уговорив администрацию разрешить вам приносить продукты для так называемых верующих. Этого делать нельзя по нескольким причинам:

1.       Мы с вами говорили, что общественное мнение имеет большее влияние на сознание и волю человека, чем закон. Закон разрешает встречаться осужденным с верующими, но общественное мнение говорит: «Ходят туда ради булочек и пирогов». В этот момент зависимость от окружающих сдерживает многих желающих посещать собрания. Так мы лишаемся многих тайных учеников. Даже если раньше вы часто приносили продукты, объясните, что это порождало зависть в остальных. Вы потеряли многих слушателей. Но теперь вы можете сами ходить по баракам и проповедовать Слово Божье. На их территории им не будет стыдно беседовать с вами. Не ограничивайтесь одной комнатой молитвы.

2.       Всякий раз, принося с собой сумки с продуктами, вы провоцируете зависть среди тех, кто не ходит на встречу с вами. Даже те, кто называют себя верующими, часто ссорятся из‑за того, что не могут поделить принесенное вами.

Мне приходилось видеть подобное даже в церквях. А что говорить о людях, не имеющих добрых нравов и ощущающих постоянное чувство голода. «…Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере,»  – говорит Павел (Гал. 6:10). Каким образом сделать добро всем заключенным?

Лучше испечь по пирожку или по булочке каждому осужденному и раздать их во время обеда или ужина. Конечно же, по согласованию с начальником колонии.

В среднем, в зоне содержится около полутора тысяч человек. Прежде чем вы сделаете это, узнайте число находящихся в зоне человек. Лучше оказать такую помощь один раз в год всем, нежели каждый месяц какой‑то отдельной группе людей. Ведь Бог нелицеприятен и посылает солнце и дождь всем… (см. Мф. 5:45).

Однажды в зоне мне встретился человек, который спросил: «Почему то, что приносите вы, всегда вкуснее, чем то, что я получаю из дома?» Я не смог ответить на этот вопрос. Тогда он мне сказал, что знает причину, и поделился своими соображениями: «Когда дома собирают мне передачу, то наверняка говорят: «Как он надоел, сколько можно?» «Когда он, наконец, наберется ума», а может и еще что похлеще. Поэтому когда я получаю посылку  из дома, мне кусок в горло не лезет. А то, что приносите вы, наверняка пропитано молитвой и добрыми пожеланиями. Съедая булочку, сердце ликует. Как пишет Павел, «посланное вами, как благовонное курение, жертва приятная, благоугодная Богу» (Фил. 4:18).

Что касается слов «делать добро, особенно своим по вере», то лучше передавать передачи через комнату свиданий официально. Это будет восприниматься как передача от родственников.

 

Явные грехи в местах лишения свободы (гомосексуализм, мастурбация)

Содомские грехи не осуждаются среди преступного мира, а оправдываются тем, что узники лишены элементарных физиологических потребностей.

Именно эти грехи убивают человека в человеке и порождают животные инстинкты. Здесь эти грехи широко распространенны, и поэтому, выходя на свободу, бывшие узники становятся проклятием для общества, потому что гордятся своими извращенными чувствами и разумом и заражают этими пороками окружающих, особенно молодых. Избавиться от этого без вмешательства Бога практически невозможно. Половые органы от природы очень чувствительны, и от прикосновения к ним человек испытывает приятные ощущения. Это возбуждает и порабощает человека, он становится рабом похоти и проклятием для своей семьи и для общества. Эти грехи передаются по наследству (Е. Уайт. Свидетельства для церкви. С. 390). Я спрашивал одного осужденного: «Есть ли на зоне те, кому Бог помог избавиться от табака, алкоголя, наркотиков?» Знаете, что он мне ответил? «Да что там курево и наркотики, я даже онанизмом прекратил заниматься». Для него именно этот грех считался самым непреодолимым. Он мне рассказал, как однажды, уже выйдя на свободу, не удовлетворился физической близостью с женщиной. Но когда он видел ее со стороны в ночной рубашке, то бежал мастурбировать и только так получал удовольствие. Занимаются этим грехом тайно, но говорят о нем явно с гордость.

Гомосексуалисты делятся на активных и пассивных. Активные выполняют роль мужчины, а пассивные – женщины. Пассивные находятся на самом низком уровне лагерного статуса. Их ненавидят все: и начальствующие, и заключенные. С ними не здороваются, не едят и не пьют из одной посуды и не подпускают к себе близко. Только используют для удовлетворения похоти. Большинство из них только носят клеймо «педераста», но таковыми на деле не являются. Их могли «опустить» (изнасиловать) за какие-то нарушения уголовных норм, или они попали в руки беспредельных уголовников.

Малая часть становится пассивными гомосексуалистами, в действительности большинство активные, хотя и носят это проклятие «неприкасаемых».

В женских зонах заключенные также делятся на «коблов» и «ковырялок». «Коблы» выступают в роли мужчин и поэтому авторитетней «ковырялок», которые выполняют пассивную роль. Ваши собрания будут посещать и обиженные (пассивные гомосексуалистки, а точнее, носящие это клеймо). Хотя по этой причине многие не ходят на собрания в комнату молитвы. Мы  не должны брезговать никем и обязаны проповедовать о том, что совокупляющийся с блудницею становится одним целым с нею. Им это не будет нравиться, но, тем не менее, это так (см. 1 Кор  6:16). Эта временная печаль ведет к покаянию. Скажите в своих проповедях, что следует  убрать с глаз все обнаженные фигуры женщин и их фотографии, которыми обклеены все тумбочки, и не смотреть телевизор – одним словом, все то, что возбуждает низменные страсти. Давид сказал: «Не положу пред очами моими вещи непотребной» (Пс. 100:3)

 

Классовая структура зоны     

Любое государство делится на интеллигенцию, рабочих, служащих и бедных и богатых; т.е. имеет классовое и социальное различие. Вспомним, что зона является «государством» со своей субкультурой и строгой иерархией. 

Высшая ступень преступного мира занята «ворами в законе». У них своя мораль и свой закон, нарушение которого в большинстве случаев по усмотрению сходки (воровского совета) заканчивается летальным исходом.  «Вор» не имеет права жениться, работать, быть наркоманом и быть зависимым от кого-то и чего‑либо, кроме идеи.

У них существует своя казна (общак), которая идет на поддержание (социальную помощь) уголовного мира. Определенные проценты каждый «вор» отчисляет в «общак». «Воров в законе» мало, и, как правило, они не сидят. Во времена советской власти их не выпускали на свободу, истребляя различными способами. Способы истребления нечеловеческие, поэтому нет надобности на них останавливаться.

«Фраер» – честный жулик, поддерживающий воровскую идею, но сам он свободен от воровских законов, то есть может работать, при случае жениться и прочее. Фраеры следят за поддержанием казны среди уголовного мира. В зоне это положенцы (сегодня этот термин более распространен). Они следят за порядком в зоне, чтобы не было беспредела среди зеков. Возникающие споры, ссоры, конфликты разрешают «положенец» и его приближенные.

«Мужики» – это люди, которых называют «случайными пассажирами».  В основном, имеющие семьи, за счет их труда так же поддерживается «общак».

«Козлы» – люди, преследующие корыстные цели (досрочное освобождение). Они являются доносчиками, смотрителями внутреннего порядка. Эти люди находятся под защитой администрации, имеют определенные льготы: свободное перемещение по зоне, дополнительные свидания с родственниками и дополнительные посылки. Их отмечает нарукавная повязка или нашивка.

Самое последнее место занимают «обиженные». Это неприкасаемые, клеймо «педераста» на всю жизнь. Где бы он ни сидел, его место в «гареме», независимо оттого, является он пассивным гомосексуалистом или нет.

 

Как работать с администрацией

Во-первых, надо им зачитать Послание к Римлянам: «Ибо начальник есть Божий слуга» (13:4).

Мы с ними являемся слугами. Они – слуги государства, а мы – Бога. И выполняем мы одну и ту же работу – воспитание уголовников. Цель у нас одна, но методы разные. В своей работе мы должны дополнять друг друга.

У начальников отрядов вы можете узнавать о поведении осужденных, посещающих комнату молитвы, об их характере и нравах. На основании полученной информации можете готовить нужные темы для проповеди. Поощряйте работников охраны – говорите об их нелегкой и неблагодарной работе. Предложите молиться за них, если они не против. Подарите им какую-нибудь духовную литературу.

Вот письмо милиционера А.К.: «Я всегда был «хорошим мальчиком» и гордился этим. Школу окончил почти на одни пятерки, институт  с красным дипломом. Со шпаной не водился. После армии я поступил на работу в УВД, где и служу по сей день. Последнее время я работал на зоне строгого режима. Я благодарю Спасителя именно за то, что Он нашел меня в тюрьме. Когда я, «порядочный человек», пришел к покаянию, то на чистом листе составил список моих грехов. И Дух Святой дал мне прозрение. На моем «чистом» листе только фактов воровства было более тридцати.

Я удивляюсь Божьей мудрости. Прежде чем дать мне в руке Евангелие, которое я небрежно бросил в книжный шкаф, Бог научил меня читать. Я начал читать русскую классику. За два-три месяца я привык проводить свободное время с книгой. И когда классика закончилась и читать было уже нечего, Дух Святой напомнил мне о Евангелии. К Богу я тогда был равнодушен, верующих никогда не встречал, религией не интересовался. Первая мысль, когда я взял в руки Новый Завет, была: «Книга? Книга! По-русски написано. Да! Прочитаю!». Я стал читать. Читаю месяц. Читаю два. Читаю три. Строки врезались в сердце. И я потерял привычный покой. Я пытался спорить с Автором этой книги. Я напрягал свой ум (ведь в институте за три дня «железобетон» на «отлично» выучивал, а тут всего 300 страниц).

Я, не ведая того, затеял борьбу с Богом, как патриарх Иаков.

«Не может этого быть», – говорил я себе. «Может. Ибо я Бог твой», – говорил Автор книги.

В итоге я признал себя побежденным. После прочтения четырех Евангелий у меня не было и не осталось сомнения в том, что я буду служить Господу. В 1993 году перед Пасхой Господней, будучи в ночном патруле, я покаялся. Я ощутил прощение и оправдание. Иисус наполнил мое сердце миром и покоем, о котором я не помышлял и не мечтал.

Летом 1993 года Господь послал мне встречу с первыми в моей жизни верующими людьми. Позже Он крестил меня Святым Духом. Он привел меня в Свою Церковь. Водное крещение я принимал вместе со своей женой».

Дорогие собратья мои по тюремному служению! Наши человеческие мысли, наши представления о жизни  и наш опыт – это не эталон, это не истинное зеркало. Истинное зеркало – Слово Божье. Бог говорит: «Я не лицеприятен», У Бога нет «мразей конченных» и «ментов поганых». У Бога есть человек, которого Он любит и желает сделать гражданином Небесного Царства через кровь Иисуса Христа!

Я был в гостях у бывших бандитов, уверовавших в нашей зоне. И видел сам, какие это братья!

Бывшие убийцы и гопстопники несут весть о Спасителе нашем, Боге.

Мое слово к вам, граждане осужденные! Это не сочинение, это правда! Другого способа изменить жизнь и вырваться из замкнутого круга «три года лагерь, три месяца воля», кроме веры в Бога, нет. Ты ожидаешь свободы, ты ожидаешь амнистии? Помилование или УДО не развяжет твой «гордиев узел». Ты ждешь этапа, закрывшись в БУРе? Нужно менять не зону, а сердце. Это способен сделать лишь Бог по твоей вере в смерть и воскресение Христа. Свобода  не на воле. Свобода – у ног Иисуса Христа. Бог уже подписал амнистию две тысячи лет назад кровью Своего Сына. Прими Христа верою, и ты обретешь истинную свободу! Никогда не поздно задуматься над своею жизнью. Задумайся сейчас, пока ты в зоне. Возьми в руки «Новый Завет» и сравни Нагорную проповедь со своим жизненным уставом. Что благороднее? Бог могуч! Он силен сокрушить тебя и поместить в такие обстоятельства, что ты сам возопишь к Нему. Но Он – Бог любящий и милосердный. Он любит прощать человеческие грехи. Милость Божья вечна! Кровь Христа вечна! Слово Господне вечно!

Не отказывайся от вечности. Да благословит тебя Господь! «Внутренне свободные».

 

Можно ли крестить в зоне?

Святое Писание не запрещает нам совершать крещение вне церкви.

Язычник евнух сказал Филиппу: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» Филипп ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8:36,37).

Часто и нам в зоне говорят: дайте нам крещение. Мы просто не имеем основания отказывать в крещении тем, кто согласен с пунктами нашего вероучения, и если человек уже свободен от явных грехов. К сожалению, остаются единицы, многие отпадают после освобождения и не ходят в Церковь. Но это не дает нам право отказывать в крещении тем, кто готов заключить завет с Господом. Соберите собрание в комнате молитвы в зоне, если таковая есть. Спросите у тех, кто посещает ваши собрания: свободен ли брат такой-то от явных грехов. Узнайте у начальника отряда о его поведении. Одним словом, убедитесь в том, что крещаемый готов ко крещению.

Часто вы будете разочаровываться в крещаемых осужденных. Но не спешите делать выводы.

Мы не видим, какая титаническая борьба с самим собой  идет в сердце человека, вышедшего на волю. И, может быть, он еще не раз упадет, прежде чем обратится по-настоящему.

Мария Магдалина не раз падала после своей первой встречи со Христом. Но благодать Божья коснулась ее очерствевшего сердца, только когда она должна была умереть позорной смертью.

Однажды один брат – пастор рассказал мне опыт.

Освободился один крещеный брат. Походил немного в Церковь и пропал, – полгода не было от него ни слуху, ни духу. Но вот приходит письмо. На конверте адрес учреждения, номер отряда и фамилия нашего без вести пропавшего брата. В письме он сообщает, что находится в зоне строгого режима. Что сатана его опять победил, но окончательная победа будет за Христом. «Я верю в это, а пока простите меня и привезите нам нашу литературу, уроки субботней школы. Нас здесь восемнадцать человек».

Нет слов описать умиление пастора. Господь поддержал его руки через этот опыт. Хочу сказать, что в зонах мне встречаются люди, которые уже были крещены в различных церквах разных деноминаций.  И они очень стойко отстаивают свои доктрины и убеждения. Их не купишь и хлебом с рыбой.

Так что не думайте, что ваш труд не будет иметь плодов. Если вы будете регулярно посещать зону, то убедитесь, что процент посещающих там выше, чем на свободе. Даже если вы имеете в зоне с тысячным «населением» троих обращенных, то в городе с полумиллионным населением вы должны иметь не менее полутораста тысяч. В Украине есть зоны, где число верующих достигает 40 человек. Тогда сколько вы должны иметь членов церкви в полумиллионном городе? Не менее 20 тысяч.

Кто-то может сказать, что в зоне Евангельская весть охватила всех, а в городе нет. Отвечу. Как мы уже говорили,  на встречу с верующими ходят далеко не все, а лишь малая часть. Также и на свободе люди могут читать или не читать, принять или не принять. Приглашение звучит и по радио, и по телевидению одинаково для всех. Вот только желание покаяться возникает далеко не у всех. В зоне оно сильнее лишь потому, что сами условия способствуют этому.

«Не здоровые нуждаются во враче, но больные» (Мк. 2:17). Часто эта болезнь преследует человека до самой смерти, но в последний миг половина из них говорит: «Помяни меня, Господи». Эти слова искренни и неподдельны, потому что последние. Но другая половина разбойников винит в своих бедах Христа. Поэтому мы увидим в Царстве Христа тех, кого не думали увидеть, и, наоборот, не увидим тех, о ком думали, что они там будут.

Однажды на одном консультативном совещании собралось множество представителей разных конфессий, работающих с осужденными. Здесь я встретил человека, которого посещал в зоне не один год. Но, к моему сожалению, он был пастором другой деноминации. Радость его была безгранична. Он мне рассказал, что уже четыре года как на свободе. Имеет семью и несет служение помимо общины в зоне. Весть была хорошая, но я не радовался, так как он находился в другой церкви. В этот момент Дух Святой обличил меня, напомнив Евангельскую историю (см. Ин. 5 гл.).

Фарисеи не были рады тому, что человек, страдающий 38 лет, стал здоров и счастлив. Они были огорчены тем, что Иисус нарушил букву закона.

Пусть Господь простит меня и всех тех, кто имеет такие мысли.

Другой случай еще раз подтвердил слова Христа, что мытари и блудницы идут первыми в Царство Божие. Это было на совещании за круглым столом, где опять находились служителя разных конфессий. Оказалось, что, кроме представителей РПЦ, все в прошлом имели судимости.

 

Адаптация

Наша духовная работа в зонах не доводится до конца. Поэтому мы теряем многие драгоценные души. Мы приходим в зону и с таким трудом налаживаем общение с обреченными на убиение душами. Рождаем их заново для вечности. И когда родим, бросаем их на выживание в этом хищном мире.

Выходя на волю, человек обязательно встречается с дьяволом. Даже в лице родных и близких, которые, сами того не ведая, берут бутылку, чтобы «отметить» освобождение. Многие, освобождаясь, даже не знают, куда пойдут или поедут, где будут ночевать и где остановятся. У них нет ничего, кроме адресов бывших арестантов. Путь только один –  к ним. Те обязательно примут, так как им знакома такая ситуация, и лагерная солидарность помогает им поддерживать друг друга по возможности. Наш обновленный духом Святым брат идет к ним, живет день, живет два, а там, как правило, попойки, наркотики, блуд. Первое время у него есть силы сопротивляться, но насколько их хватит?  Искушение сильнее, чем доброе начало. Выйдя из зоны, духовный младенец подобен рассаде, высаженной в грунт. Если за ней не ухаживать первое время, пока не окрепнет, она обречена на погибель. Именно поэтому апостол Павел нежно и трепетно писал брату Филимону: «Ты же прими его как мое сердце… Не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе» (Фил. 12, 16).

Павел родил в узах беглого раба Онисима. Чем сложнее проходят роды, тем любимее дитя. Онисим нуждался в адаптации и поддержке, и Павел видел, что он еще принесет много пользы, поэтому сказал, что «он является братом тебе больше, чем мне». У вас впереди совместное служение.

Сегодня, если мы хотим довести работу в зонах до профессионализма, максимально сохраняя численность обращенных братьев, нужно подумать, как их встретить.

Павел говорит: «Не как зека, но выше, брата возлюбленного». Так как за это служение не кому радеть, значит, средств на эту программу тоже нет. Сегодня я призываю всех братьев во Христе и руководство ЕСД поставить служение осужденным на один уровень с другими, не менее важными отделами. Чтобы встречать людей, нужны средства, а их нет. Точнее, они есть, но не востребованы.

Предлагаю открыть фонд адаптации осужденных. С помощью этого фонда мы сможем помогать людям оформлять документы, трудоустраивать и получать  медицинскую помощь.

Первое время рассада будет крепнуть, потом она начнет приносить первые плоды. Очень трудно, не имея аналогов, создать хотя бы один пилотный реабилитационный центр. При сильной склонности ко греху и слабом духовном состоянии освобожденных, реабилитационный центр может превратиться в новую зону. Со временем туда надо будет нанимать спецназ.

Поэтому предлагаю.

В конференциях, где широко налажена работа с осужденными, купить небольшой частный дом, куда будут приезжать «онисимы» по рекомендации братьев, совершающих служение в тюрьмах. Наша задача – помочь с документами, питанием, трудоустройством, ночлегом первые два-три месяца, после чего освободившийся брат должен уходить на квартиру. Условия должны обговариваться сразу.

На время пребывания в адаптационном центре освободившийся брат должен быть прикреплен к одной из домашних церквей. Замечательно будет, если при центре организовать какое-то местное производство. Среди осужденных есть немало специалистов. Вопрос в другом –  захочет ли тот или иной онисим трудиться. На местах любой пастор может определить это состояние души. Если вы видите лукавство со стороны адаптируемого, то поступайте с лукавым по лукавству его. Вы должны проститься с ним. Это служение носит принципиальный характер. Иначе оно станет проклятием, а не благословением.

В письме к Филимону Павел просил приготовить помещение для себя (см. ст. 22). Не думаю, что он о себе беспокоился, больше об Онисиме и ему подобных.

Давайте и мы побеспокоимся о помещении для новорожденных. Только в этом случае мы сможем плодотворно работать для Господа.