Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Программы служения людям Алкоголь КОГДА ПРИВЫЧКА СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ВОЛЯ, ЧАСТЬ 1-Я
КОГДА ПРИВЫЧКА СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ВОЛЯ, ЧАСТЬ 1-Я PDF Печать Email

 А. Вступление

 

Мы есть такие какие мы есть прежде всего благодаря тем привычкам, которые мы формируем, привычкам думать и поступать определенным образом. Привычка это своего рода модель, выработанная посредством повторения и закрепления.1 Примером привычки может быть: чистка зубов после еды, мытье рук перед едой, поворот головы налево, а затем направо при переходе через улицу, просмотр телесериала по вечерам или неизменная чашка кофе за завтраком. Привычки могут быть полезными и вредными, здоровыми и нездоровыми.

 

Полезные привычки порой тяжело привить, а от вредных привычек, наоборот, бывает тяжело отказаться. Почему же человеку так нелегко бросить ту или иную вредную привычку? Вот некоторые соображения относительно причин этого явления:

 

1. Физические

 

Каждая привычка может быть подразделена на несколько компонентов, один из которых касается физическио или физиологической области.2 В результате постоянного действия механизма стимул-реакция и формирования нервных путей, привычки как бы осядают и укореняются в мозгу человека.3,4 Мы называем это “нейрофизиологией привычки.” Некоторые привычки, кроме того могут иметь генетические корни.5  

 

2. Психические/Эмоциональные

 

Формирование привычек, как правило, происходит по двум мотивам: избежать боли и достичь удовольствия. Например, ребенок заправляет утром постель, чтобы избежать порицания со стороны родителей или, чтобы получить от них награду (в виде похвалы). Вредные привычки имеют ту же основу.

 

3. Социальные

 

Окружающая среда является источником внешних стимулов, которые могут способствовать укоренению привычек. Так, пример сверстников или людей представляющих безусловный авторитет, может иметь подавляющее влияние на выработку вредных привычек в подростковом возрасте.

 

4. Духовные

 

От рождения мы имеем падшую, поврежденную природу. Мы также являемся заложниками своего неправильного представления о Боге, Его характере и Его любви. Это непонимание еще больше отдаляет нас от Бога.

 

Б. Нейрофизиология привычки

 

1. Нервные клетки

 

Нервная система человека состоит из триллиона (1012) нервных клеток, называемых нейронами. Каждый из этих нейронов может иметь связи с тысячами других.

 

Существует три типа нервных клеток.6 Чувствительные нейроны передают импульсы или послания в головной и спинной мозг. Вставочный нейрон осуществляет передачу возбуждения от чувствительного нейрона на эфферентные. Эфферентные нейроны передают импульсы от спинного мозга к мышцам и железам.

 

Независимо от типа, все нейроны имеют одинаковые характеристики. На этом слайде изображен нейрон. Нейрон состоит из тела и отростков. Отростки, проводящие к телу нервной клетки нервный импульс, получили название дендритов. От тела нейрона нервный импульс направляется к другой нервной клетке или к рабочей ткани по отростку, который называют аксоном.

 

Посмотрим внимательно на то место контакта, где аксон соединяется с другим нейроном. Это особого рода образование получило название межнейронный синапс. Для того, чтобы произошла передача химического “послания” от одной нервной клетки к другой, химические вещества, именуемые нейротрансмиттерами, должны перейти от аксонов одного нейрона к рецепторам следующего нейрона.

 

Известно по крайней мере 30 различных нейротрансмиттеров.7 Для нашей иллюстрации мы используем нейротрансмиттер ацетилхолин. В момент, когда у вас появляется порыв взять в руки сигарету или съесть кусок пирога, ацетилхолин переходит от аксона этой клетки к дендритам следующей клетки. Электрический импульс проходит через следующую клетку, высвобождая еще ацетилхолин для стимуляции следующей клетки мозга. Все эти действия происходят в течение миллисекунд.

 

В том месте где произошло высвобождение и передача нейротрансмиттеров от одной клетке к другой, аксон увеличивается в объеме, чтобы увеличить поверхность передачи. Это место называют бутоном. Чем сильнее становится та или иная привычка, тем больше разрастается этот бутон. Так, мало помалу в процессе развития этих бутонов, в мозгу запечатлевается характер человека.

 

 

Посеешь мысль, пожнешь поступок,

Посеешь поступок, пожнешь привычку,

Посеешь привычку, пожнешь характер,

Посеешь характер, пожнешь судьбу.

 

Некоторые нервные пути используются так часто, что привычки становятся автоматическими. Действия, составляющие привычку, осуществляется без обдумывания, также как рот открывается без дополнительного осмысления при поднесении к нему ложки с пищей.

 

2. Отказ от привычки

 

Как мы можем отказаться от той или иной привычки? Мы коснулись принципа возбуждения нервной системы, как электрохимической основы формирования привычки. Но существует противоположный принцип, действующий в нервной системы, который может прекращать действие - принцип торможения. Особую роль здесь играет нейроингибитор гамма-аминомасляной кислоты.8  Когда явление торможения в нервной системе хотя бы на 10 милливольт превосходит по силе явление возбуждения, последнее либо вообще приостанавливается, либо его движение модифицируется.

 

Явление возбуждения сравнимо с красным сигналом светофора, так как оно, также, как и горящий красный свет светофора вызывает торможение. Хорошо развитое торможение помогает человеку контролировать ситуацию. Например, при ударе по теннисному мячу явление возбуждения заставляет нас протягивать руку с ракеткой к летящему мячу. Но как обеспечить адекватную силу удара и придать мячу необходимую (обусловленную задачей игры) траекторию? Торможение воздействует на импульс, генерированный в результате возбуждения, что с  точки зрения внешнего проявления выливается в удар спортсменом по мячу с нужной силой, под нужным углом и с требующейся закруткой.

 

Для того, чтобы жизнь человека, его деятельность и поведение имели размеренность, упорядоченность и осмысленность следует больше времени посвящать работе над развитием процессов торможения, а не возбуждения. Когда профессиональный спортсмен работает над совершенствованием своих способностей он в действительности “настраивает” свои “тормоза”, позволяющие держать возбуждение под контролем. Это в раной степени относится как к спорту, так и к человеческим взаимоотношениям. Чем лучше развито торможение у человека, тем совершеннее его вид, поведение и речь.

 

Предположим кто-то имеет склонность к “крепким” выражением и желает научиться контролировать свою вредную привычку. Проторенная тропинка или соотвествующие магистральные нервные пути мозга до сих пор использовальсь без всяких ограничений и в результате сформировался так называемый динамический стереотип. Если допустить, что привычка имеет подавляющее воздействие на человека, то имеется ли вообще возможность контроля за тем, что срывается с кончика языка?

 

Да! Если стимулировать торможение больше, чем возбуждение, соотвествующие импульсы могут быть блокированы.9 Или, другими словами, человек может сформировать новую модель поведения, если в мозге произойдет образование новых более сильных нервных путей, преобладающих над старыми, которые лежали в основе старых привычек.10

 

Первым шагом в отказе от вредных привычек является желание измениться.11 Сила “хотения” предшествует силе воли. Силу воли помогает укрепить разработка плана, отражающего определенные шаги или стратегии по изменению привычки.11 Она также крепнет с реализацией каждого нового шага или этапа.

 

Знаете ли вы о том, что ваше сознание содержит понимание того преднамеренного влияния, которое может возыметь каждое сказанное вами слово? Осознавали ли вы раньше, что каждое слово проходит своего рода просвечевание на сканнере совести, являющейся центром торможения в нравственной области? Из этого следует, что степень намерения сформированности намерения поступить так, а не иначе определяет степень успеха.

 

В третьей учебной бригаде, расквартированной в форте Бенинг, штат Джоржия, служил сержант Уоллес, печально известный своей привычкой беспрестанно сквернословить. Практически каждое предложение покидавшее его уста содержала “красочные” идиоматические слова и выражения. И так было во всех случаях, кроме моментов, когда рядом была жена бригадного полковника. Тут он резко менялся, и его речь начинала напоминать медовые разливы и даже подобия ругательства нельзя было услышать от него.

 

Кроме этого, когда на территории военного городка появлялся местный капеллан, сквернословие сержанта также быстро улитучивалось и не выплескивалось наружу до тех пор, пока он намеренно не желал употребить крепкое словцо. Тогда он поворачивался к капеллану и говорил: “Я извиняюсь, священник.” Сержаннт Уоллес прекрасно сознавал, что и как он говорит и в чьем присутствии.

 

Когда мы этого хотим, мы можем разговарить вежливо и достойно. Поступая так, мы способствуем упрочению новых нервных путей, даеших нам возможность в конце концов поступать так постоянно и даже не задумываясь над этим. Но вначале для этого требуются сознательные усилия.

И для того, чтобы привести в действие процессы торможения требуется больше усилий, чем в случае с возбуждением. Когда мы истощены, физически и эмоцианально, явление торможение стопорится у нас гораздо раньше явления возбуждения. Эта одна из причин, почему в поведении человека, испытывающего сильную усталость может наблюдаться больше отклонений. Вот поэтому программа саморазвития, предусмотренная для нкас Богом и содержит следование здоровому образу жизни. Здоровье означает достаточное количество энергии, необходимой для обеспечения самоконтроля.

 

Теперь, предположим, что кто-то благодаря определенным усилиям и внутреннему настрою преодолел вредную привычку и воздерживается от нее в течение пяти лет. Но затем однажды он вдруг начинает делать тоже самое, от чего сознательно отказался пять лет назад. У человека сразу появится соблазн сказать начто подобное: “Ну, и что пользы было от этого. Получается я нисколько не поминялся. Я по прежнему такой же, как был пять лет назад.” Но это не так. Этот человек уже не таков, каким он был прежде. премена произошла. Да, действительно старые нервыне пути остались на том же месте. Однажды проторенные, эти тропинки продолжают нести в себе потенциальную угрозу, готовые заманить в свои сети при первой возможности. Специфика нейрофизиологического механизма, определяющего выработку привычек, подразумевает возможность без затруднения сесть на велосипед и поехать через тридцать лет после последней пробы, но также и оставляет возможность возврата к нежелательной привычке спустя практически любой промежуток времени после ее оставления. Тем не менее, за пять лет у человека, практиковавшего методы самоконтроля развивается сильный “навык” торможения, позволяющий успешно блокировать старые импульсы. В тоже время, новые проторенные нервные пути, отвечающие за новые модели поведения соперничают со старыми, определяющими вредные привычки. В Библии, в Послании к римлянам содержится текст, являющейся удачной иллюстрацией для данного случая:

 

И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная.

 

Мы можем, развивая новые нервные пути, отказаться от старых привычек, образа мысли и поведения. Новые нервные пути означают укоренение новых мыслей и поступков и они остается навсегда, также, как и старые.

 

При оставлении нежелательных привычек и поведения, будьте внутренне готовы к серьезным сражениям, особенно на ранних этапах. Постарайтесь оценить ситуации и обстоятельства, могущие представлять потенциальную угрозу в качестве факторов-раздражителей и разработайте план того, как избежать их или нейтрализовать в случае возникновения. Противостойте разочарованию и хандре, мысялями о достигнутом прогрессе. Если произойдет срыв или откат, оставьте его позади и двигайтесь дальше, обретая уверенность. Вы уже отсупили на достаточное расстояние от того места, на котором находились в самом начале пути.

 

Приводимая ниже цитата взята из книги, переведенной на более, чем 100 языков и проданной тиражем уже более 50 миллионов экземпляров. название этой книги Путь ко Христу. Вот, что говорится в одной из ее глав под названием “Проверка на верность:”

 

Есть те, кто познал силу прощения и Христовой любви и кто желает следовать за Господом, но в глубине душе сомневается произошло ли в них глубокое, коренное изменение под влиянием Святого Духа, ибо так много в их жизни остается несовершенного и порочного. Таким я бы сказала: “Не предавайтесь отчаянию. Мы будем еще очень часто препадать к стопам Иисуса в покаянной молитве, исповедуя свою немощность и греховность, но мы не должны разочаровываться и отступать. Даже если враг одержал над нами победу, мы не превратились в изгоев; Бог не покинул, не отверг нас. Нет. Христос восседает одесную по правую руку от Господа и является нашим заступником и примирителем.”12   


 В. Пристрастие

 

1. Привычка и пристрастие

 

В какой момент привычка перерастает в пристрастие? Когда просмотр телесериалов по вечерам, курение или употребление алкоголя становится устойчивым пристрастием? Не существует однозначного ответа на этот вопрос. Уже более двух веков ученые, врачи и специалисты из других областей спорят и дисскутируют о природе пристрастия.13

 

Уоштон и Баунди определяют четыре основных признака пристрастия: одержимость, негативные последствия, потеря самоконтроля и отрицание.14 На основании представленности этих четырех признаков они делают вывод о степени сформированности пристрастия. Но даже опираясь на эти индикаторы не всегда бывает легко сделать однозначный вывод о том, развилось или нет у человека пристрастие к опредленному веществу или виду деятельности.

 

2. Определение понятия “пристрастие”

 

Существует множество определений, раскрывающих данное понятие. Уоштон и Баунди определяют пристрастие, как “продолжительное, непрекращающееся использование наркотика или осуществления определенного действия, даже если это связано с возникновением проблем в жизни человека.” Вне зависимости от природы того, что вызывает пристрастие, воздействие оказывается прежде всего на мозг человека, его эмоциональную сферу и общий тонус организма.16 Безусловно, пристрастие включает химический и психологический аспект.

 

Г. Курение, как пример пристрастия

 

Курение относят к числу пристрастий, избавится от которого бывает особенно трудно.17 Курение оказывает значительное влияние на показатели заболеваемости и смертности во многих странах. Каждый год, только в Соединенных Штатах, регистрируется 400 000 случаев смертельного исхода, прямой или косвенной причиной которых является табакокурение.18 Рассмотрим на примере курения химический и психологический аспекты пристрастия.

 

1. Химический компонент

 

Химический компонент приминительно к табакокурению это прежде всего влияние на организм человека химического вещества никотина, содержащегося в сигаретах. После того, как человек выкуривает первую сигарету, никотин оказывает на мозг стимулирующее действие. Повышается острота восприятия, а болевые ощущения притупляются.19 Увеличивается сприток адреналина. Сердце начинает бится чаще. Кровеносные сосуды сужаются, кровяное давление увеличивается. Глюкоза выбрасываетмся в кровоток, но мозг не может воспользоваться ей в полном объеме.20

 

На определенном этапе в организме вырабатывается толерантность к никотину. Толерантность означает, что мозг становится менее восприимчив к действию аналогичного количества наркотического вещества. Для достижения желаемого эффекта требуется повышение дозы.21 С развитием толерантности, все больше и больше никотина требуется для достижение того же самого результата. Курильщик может увеличить количество сигарет, выкуриваемых за день, от нескольких до 20-30. В дополнение к этому, опытный курильщик  может умело регулировать физиологический эффект от курения за счет частоты и глубины затяжки.

 

После выкуривания очередной сигареты концентрация никотина в организме понижается, что сопровождается неприятными ощущениями, известными, как абстинентный синдром или синдром отмены. Они заставляют курильщика стремится к выкуриванию следующей сигареты. Дело в том, что в организме не происходит накопление остаточных количеств никотина. Как только очередная его доза попадает в систему, начинается его нейтрализация (включение в обменный процесс) так, что абстинентный синдром начинает ощущаться уже через 20-30 минут с того момента, когда выкуривается последняя сигарета. Никотин, содержащийся в одной сигарете может быть полностью нейтрализован через один час.

 

У человека, выкуривающего примерно одну сигарету в час или одну пачку в день, формируется приводимая ниже модель стимуляции. Вершины соотвествуют точкам максимальной стимуляции, следующей за выкуриванием очередной сигареты.

 

 

Рис.-диаграмма, стр 9

 

 

В перерывах между сигаретами концентрация никотина понижается и достигает более низкого уровня. Следующая сигарета вновь обеспечивает достижение вершины или максимальной стимуляции. Такой тип курильщика принято называть “искатель вершин.”

 

У тех людей, которые курят значительно чаще, т. е. четыре и более сигарет в час наблюдается следующая модель стимуляции.

 

 

Рис.-диаграмма, стр. 9  

 

 

Их принято называть “верховые наездники.” Продолжительная стимуляция практически не снижается до момента, когда проходит час после выкуривания последней сигареты в течение дня. За ночь, никотин полностью выводится из организма. На следующее утро, таким образом, первая выкуренная сигарета может оказать на человека такое действие, как самая первая выкуренная сигарета.

 

Итак, химический компонент пристрастия имеет существенное значение. Все вещества, обладающие наркотическим действием способствуют активации нервных магистральных путей мозга, что приводит к закреплению пристрастия.22 Если курильщик воздерживается от курения в течение трех дней, соотвествующие рецепторы мозга постепенно “успокаиваются.” Химическая сторона абстинентного синдрома идет на убыль. Почему, тогда курильщик все равно возвращается к курению? Причина уже не в химической составляющей пристрастия, а больше в психологической, которая играет наиболее значимую роль. Психологический компонент зависимости обладает гораздо большей силой и влиянием на человека, поскольку сформировавшиеся нервные пути обуславливают сильные эмоциональные переживания и воспоминания, ассоциирующиеся с курением.23 По этой причине многие курильщики однажды бросив, все равно возвращаются к курению.

 

2. Психологический компонент

 

Пример курения демонстрирует нам насколько велико влияние психологической составляющей пристрастия, не позволяющего многим людям без труда расстаться с ним. Наркотики используются человеком потому, что они вызывают у него измененное состояние сознания.24 Человек,  употребляющий их, верит, что ничто иное неспособно дать ему такие же ощущения, какие дает объект его пристрастия. С этим объектом пристрастия у него связано получение ожидаемого удовольствия, стимуляции, а также избавление от страхов, беспокойства и боли.

 

Для многих людей пристрастие к табакокурению наделяется глубоким смыслом и значением. Курение может порой значить для курильщика больше, чем его собственные дети, супруг/а, работа или даже его жизнь. Иногда кому-то удается бросить курить без особых усилий. Но большинству приходится совершать по 5-6 попыток прежде, чем им удается успешно побороть это пристрастие.25 Давайте рассмотрим следующие пять аспектов, которые привносят в курение значимость и ценность. 

 

а. Стремление выглядеть взрослее: Подростки видят в курении элемент взрослого поведения. Они считают, что чем раньше начнут курить, тем раньше превратятся во взрослых людей. С другой стороны, курение используется ими для отрицания авторитета взрослых, особенно если взрослые призывают их к обратному (воздержанию от курения).26 Курение означает для них свободу и выход из под контроля взрослых. Процедура курения для подростка это несколько больше, чем просто вдыхание и выдыхание дыма. С каждой затяжкой юноша или девушка утверждаются в собственной зрелости и независимости.

 

б. Стремление к подражанию: На детей бесспорно оказывает влияние поведение взрослых людей, особенно их родителей.27 Если оба родителя курят, существует гораздо большая вероятность, что ребенок начнет курить, чем в случае отсуствия в семей данной практики.28 Не только родители, но и известные музыканты, актеры и спортсмены являют собой пример для подражания детям и подросткам. Дети с самых ранних лет усваивают, что курение является составляющей частью успеха, процветания и достойного имиджа. Табачные компании, выступающие в качестве рекламодателей изображают курение как нечто изысканной и впечатляющее, используя для этого красивые лица знаменитых мужчин и женщин, которые как будто подтверждают этот тезис. Рекламная продукция подобного рода оказывает в три раза большее воздействие на подростков, чем на взрослых людей.29

 

в. Приятные воспоминания: Курение, как правило, ассоциируется с приятным времяпрепровождением. Сигареты используется во время вечеринок и праздничных застолий, для того, чтобы расслабится, улучшить настроение или справится со стрессом. После выполнения тяжелой работы, например, курильщик старается в качестве самопоощрения не спеша и смакуя выкурить сигарету другую. После вкусного обеда, большинство курильщиков также любят расслабиться и провести некотрое время наедине с сигаретой.

 

Когда два незнакомых человека встречаются впервые они (в случае, если они оба курят) не преминут предложить друг другу сигареты. Друзья укрепляют за сигаретой свою дружбу. Курение вообще подразумевает гостеприимство и сближение.

 

Со временем сигареты начинают ассоциируются с потоком приятных воспоминаний. Благодаря этим воспоминаниям, в минуты одиночества курильщик находит себе друга в сигарете. По жизни сигартеы действительно становится ближе ему, чем даже брат или друг. Они всегда хранятся у него на груди, поближе к сердцу.

 

г. Нейромышечный ритуал: Пристрастие усиливается за счет ощущения свободы и зрелости, желания подражать, приятных воспоминаний, а также нейрофизиологии привычки. Но есть еще такое понятие, как нейромышечный ритуал, который в связи с куреним включает: доставание сигареты из пачки, разминание сигареты, постукивание ею по столу, поднесение ко рту, зажигание, первую затяжку, выдыхание дыма, и т. д. Каждый раз при подъеме утром ритуал курильщика повторяется заново. Вторая сигарета может выкуриваться во время утреннего бритья, прослушивания радио или чтения газеты. Третья сигарета следует за завтраком или занимает место завтрака. По пути на работу еще одна или две. Перед началом работы для раскачки также выкуривается сигарета. Позднее перекуры следуют с завидной регулярностью. По завершении какого-либо проекта сигарета помогает расслабиться и отпраздновать успех. Конечно же после обеда и далее несколько в теченее дня. Вечером, сигарета сопутсвует просмотру телевизора, чтению или игре в карты с друзьями. В конце концов перед тем как лечь спать выкуривается последняя сигарета за день.

 

Практически каждый вид деятельности наталкивает на мысли о курении. У курильщика бывает больше значимых контактов с сигаретой в течение дня, чем со своим супрогом/ой. Он думает о сигаретах больше, чем он думает о своих детях. В тоже время истинное удовольствие он получает от выкуривания двух-трех сигарет, не более. Оставшиеся сигареты либо просто переносятся, как должное, либо выкуриваются в надежде достичь ощущений, испытываемых от тех двух-трех.

 

д. Курение оказывает реальную помощь: Курильщик верит в то, что курение помогает ему жить. Даже несмотря на то, что он немало знает о его вреде, он продолжает верить в положительное воздействие табака. Ничто другое не может для него сравниться по достижению искомых ощущений с сигаретами. Убедить его в обратном означает отрицать истину, в которую он верит. Вот, например:

 

(а) Курение успокаивает и расслабляет

 

Когда курильщик чем-то расстроен он тянется за сигаретой и, закурив, немедленно испытывает успокаивающее влияние процесса курения. Никотин стимулирует нервную систему, а недостаток никотина в организме во время воздержания от курения, напротив, создает нервозность и повышенную раздражительность. Процедура курения способна принести временное облегчение от практически любого расстройства. Курильщик не раз испытывал это на собственном опыте. Прав ли он, считая так? Да, прав. Сигарета действительно дает временное эмоциональное успокоение. Абстинентый синдром наступает немсколько позже.

 

Одно время раньше, полевым врачам советовали давать раненным солдатам закурить (за исключением ранений, связанных с поражением легких). Сделав несколько затяжек, они обычно расслаблялись и начинали верить: “Все не так уж и плохо, я буду жить.” В данном случае сигарета, возможно, помогла предотвратить шоковое состояние. Солдат столько раз до этого совершал курительный ритуал, что сейчас, находясь в экстремальной ситуации, он испытывает от знакомой процедуры безусловное положительное воздействие. Оно сравнимо и даже превосходит по силе таковое в случае с младенцем, сосущим большой палец, когда он чем-то расстроен. И дело здесь не в никотине и не в табаке. С таким же успехом сигарета могла бы быть набита листьями салата.

 

Все решил успокаивающий эффект, вызванный нейромышечным ритуалом плюс положительные ассоцииации из прошлого опыта, связанные с курением. Все, что требовалось от солдата это взять в руки сигарету, затянкуться и успокоение наступало само собой. Примечание: Такой прием давал результаты только, если солдат являлся курильщиком до этого, в противном случае (солдат не курил раньше) позитивного влияния не наблюдалось.

 

(б) Сигареты помогают взбодриться

 

Еще одна причина, по которой курильщики верят в незаменимость и пользу от курения, это способность сигареты улучшать общий настрой и повышать бодрость духа в момент расстройства или разочарования. Действительно, воздействие никотина на мозг осуществляется мгновенно. Происходит стимуляция нервной системы и выброс адреналина. Сердце начинает биться чаще, перефирические кровеносные сосуды сужаются и кровоснабжение кожных покровов уменьшается. Печень выбрасывает в кровоток дополнительное количество сахара (энергия). В результате у курильщика появляется ощущение бодрости.

 

Когда курильщик приходит к убеждению, что сигарета и только сигарета способна помочь ему в той или иной ситуации, он попадает в психологическую ловушку. До некоторой степени ход его мысли правилен. В данных условиях ничто не может воздействовать на него также эффективно, как сигарета.

 

Если, к примеру, наркомана, употреблявшего героин, помещают в тюрьму на несколько месяцев за это время его химическая зависимость практически исчезает. Будет ли он по прежнему являться наркоманом? Большинство медицинских специалистов скажут “Безусловно!” Когда он будет выпущен, при возникновении первой же кризисной ситуации, он обязательно вновь прибегнет к помощи героина, поскольку продолжает верить в возможность получить облегчение таким образом. В связи с регулярным повторением типовых действий в прошлом, в его мозгу произошла фиксация определенных нервных путей. Наркоман, таким образом, навсегда изменил свое сознание.30 Вот почему многие курильщики, однажды бросив курить могут легко вернуться к своей привычке спустя скажем 10 лет, и им не приходится учиться ей заново.

 

Для того, чтобы развилось пристрастие необходимым условием является вера человека в то, что ему поможет (в широком смысле) то или иное наркотическое вещество. Эта вера подразумевает также неспособность какого-либо иного средства заменить данное вещество. Так, например, больной, которому дают морфий имеет большую вероятность развития у него пристрастия к данному наркотику, если он действительно испытывает облегчение в связи с его приемом. С другой стороны, если ему вводят морфий для облегчения болей и при этом больной не сознает этого, вероятность возникновения зависимости гораздо ниже.          

 

Д. Пристрастие к получению удовольствия

 

Помните определение пристрастия, сформулированное Уоштоном и Баунди: “продолжительное, непрекращающееся использование наркотика или осуществления определенного действия, даже если это связано с возникновением проблем в жизни человека.” Возможно ли, появление зависимости по отношению к пище, сексу, азартным играм или постоянному состоянию возбуждения? Основываясь на данном определении, да. Имеется ли при этом в наличие химическое вещество, к которому в организме может вырабататься толерантность? Нет. В тоже время, существует одно сходство: все перечисленные виды деятельности и поведения вызывают стимуляцию центров удовольствия мозга посредством внутренних химических процессов. 

 

Отдел мозга, получивший название гипоталамус является центром, отвечающим за удовольствия. Каждый раз, когда та или иная деятельность воспринимается человеком как приятная (приносящая удовольствие), в гипоталамус посылаются электрические импульсы. Искомое поведение, являющее источником этих импульсов, таким образом, воспроизводится человеком вновь и вновь, для получения наслаждения.

 

Е. Работа в группе

 

В настоящий момент присоединитесь к своей группе. Поделитесь с членами группы насколько успешно вы реализовывали ваш план и воздерживались от перекусывания между приемами пищи. Расскажите какие положительные результаты вы заметили. Поведайте о своих секретах по преодолению порывов съесть что-нибудь в промежутках между едой. По окончании обсуждения, представители групп смогут сообщить аудитории о результатах.

 

Ж. Распорядок дня: Восемь способов естественого оздоровления


Литература

 

1. Feshbach S. and Wiener B. Personality. second ed. Lexington, MA: D. C. Health and Company, 1986, p. 130.

 

2. James W. Habit. Psychology, Briefer Course. Chapter 10. New York: Holt, 1892. In Occup Ther Ment Health 5:55-67, 1985-1986.

 

3. Mishkin M. and Appenzeller T. The Anatomy of Memory. Scientific-American 256:80-89, 1987.

 

4. Logan FA. Animal Learning and Motivation and Addictive Drugs. Psych Rep 73:291-306, 1993.

 

5. Kendler KS. A Population-based Twing Study of Alcocholism in Women. JAMA 268:1877-1882, 1992.

 

6. Anthony SP and Thibodeau JA. Structure and Function of the Body. 7th ed. St. Louis, MO: Mirror Times/ Mosby Colledge Publishing, 1984, p. 105-107.

 

7. Guyton AG. Textbook of Medical Physiology. 7th ed. Philadelphia:W. B. Sounders Co., 1986, p. 552.

 

8. Guyton AG., op. cit., p. 553.

 

9. Ibid., p. 556.

 

10. Logan op. cit., p. 299.

 

11. Miller WR and Roll Nick S. Motivational Interviewing. New York: The Gulford Press, 1991, p. 82, 86, 96, 302.

 

12. White E. G. Steps to Christ. Boise, ID: Pacific Press Publishing Company, 1982, p. 64.

 

13. Meyer RE. The Disease called Addiction: Emerging Evidence in a 200-Year Debate. Lancet 347:162-66, 1996.

 

14. Washton AM and Boundy D. Willpower is not enough. New York: Harper and Row Publishers, 1989, p. 21-27.

 

15. Ibid, p. 20.

 

16. Addiction: A Whole New View. Psych Today. Sept/Oct 1994, p. 74.

 

17. Symptoms of Substance Dependence Associated With use of Cigarettes, Alcohol and Ilicit Drugs-United States, 1991, 1992. MMWR 44:830-840, 1995.

 

18. Ibid, p. 830.

 

19. Sachs DPL. Pharmacologic, Neuroendocrin, and Biobihevioral Basis for Tobacco Dependence. Care Pulm 8:371-406, 1987.

 

20. Addiction: A Whole New View, op cit., p. 72.

 

21. Nutt DJ. Addiction: Brain Mechanisms and their Treatment Implications. Lancet 347:31-36, 1996.

 

22. Meyer, op. cit., p. 163.

 

23. Ibid.

 

24. Nutt, op. cit., p. 32.

 

25. Addiction: A Whole New View, op cit., p. 40.

 

26. Pedrson LL and Lefcol NN. Cross-Sectional Analysis of Variables Related To Cigarette Smoking in Late Adolescenct. J Drug Ed 15:225-240, 1985.

 

27. Murray M, Kiryluk S and Swan Av. Relation between Parents and Children Smoking Behavior and Attitudes. J Epid and Comm Health 39:169-174, 1985.

 

28. Notle AE, Smith BJ, O Rourke T. The Relative Importance of Parental Attitudes and Behavior Upon Yoth Smoking Behavior. J Occup Sch Health 53: 264-271, 1983.

 

29. Battle of the Brands. JAMA 275:1223, 1996.

 

30. Addiction: A Whole New View, op cit., p. 75.


 Когда привычка сильнее, чем воля, часть 2-я -9В

 

А. Вступление

 

Во время предыдущей лекции мы обсуждали химический и психологический компоненты формирования привычки и пристрастия. Мы также узнали, что оба эти компонента делают отказ от пристрастия непростым делом.  В процессе этой лекции, мы рассмотрим социальный и духовный аспект приминительно к привычкам и пристрастиям. В заключение мы определимся с некоторыми рекомендациями относительно того, как их преодолеть.

 

В. Социальное  окружение

 

1. Факторы-раздражители внешней среды

 

Внешние условия и среда являются третьей причиной, которая затрудняет отказ от вредных привычек и пристрастий. Определенные моменты, связанные с окружающей нас обстановкой могут провоцировать поиск решений в обращении к табаку, алкоголю, компульсивному приему пищи, азартным играм и т. д. В качестве иллюстрации нежелательной привычки давайте возьмем чрезмерное компульсивное поедание сладостей.

 

Телевизионная реклама представляет нам различные разновидности конфет, бисквитов и других манящих сладостей. С витрин магазинов и ларьков  они неизменно привлекают наш взор яркостью своих цветов. Везде и всюду, куда бы мы не зашли они попадаются нам на глаза и искушают нас.

 

2. Пророчества Билии, каксающиеся современного общества

 

Как уже было упомянуто ранее пример авторитетных для нас людей может определять наше поведение и наш выбор. Тот, кто становится нашим супроугом/ой или другом может оказать на нас положительное или отрицательное влияние. Послушайте, что говорит Священное писание относительно будущего и того, насколько непрсто будет находить людей, желающих вести честную и праведную жизнь (2 Тим. 3:1-3, 13):

 

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

 

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

 

3 Непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра,

 

13 Злые же люди и обманщиики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

 

Так Библия рисует наше социальное окружениев будущем. Подумайте о тех изменениях, которые происходят за последние годы и спроецируйте свои размышления на данный текст.

 

Один пример социальных перемен, произошедших за прошедшие 30-40 лет это проблема распущенности, которая все более явно наблюдается в учебных заведениях. В 50-е годы ученикам не позволялось даже  жевать жевачку, разговарить в классе или бегать по коридору во время перемены. В нынешних школах чего только не увидишь: здесь и курение и чуть ли не открытое употребление наркотиков и алкоголя, агрессия и беременности в подростковом возрасте.

 

3. Психологические механизмы, помогающие сознательно избегать отвественности

 

Иногда, кажется, бывает гораздо легче поступать не по правде, чем прислушаться к голосу совести. Иногда люди лгут там, где наверное легче сказать правду, поскольку у них нет желания в полной мере нести на себе груз нравственной отвественности. Стремление избежать ответственности стало настолько распростроненным типом отношения к жизни и поведения, что психологи даже выработали определенную терминологию для описания данного феномена.

 

а. Рационализация/оправдание

(Примечание для проводящего программу: Попросите аудиторию сформулировать понятие “рационализация.”)

Оправдать, найти приемлимые объяснения своим поступкам, верованиям, желаниям, мыслям, обычно при ясном понимании истинных мотивов, их обуславливающих.1 Вкратце, надуманные, фальшивые оправдания.

 

б. Проекция/приписывание чего-либо кому либо

(Примечание для проводящего программу: Попросите аудиторию сформулировать понятие “проекция.”)

Бессознательный акт или процесс, характеризующийся тем, что человек приписывает другому свои собственные идеи, мысли и чувства, которые являются непреемлимыми или нежелательными, для того, чтобы предотвратить беспокойство.2 Вкратце, приписывание другому своих скрытых мыслей.

 

в. Уклонение от истины

 (Примечание для проводящего программу: Попросите аудиторию сформулировать понятие “уклонение от истины.”)

Пренебрегать истиной или заведомо говорить неправду. Вкратце, кривить душой.

 

г. Отрицание

(Примечание для проводящего программу: Попросите аудиторию сформулировать понятие “отрицание.”)

Неспособность принять истину такой какая она есть, попытка отмежеваться от существующей реальности.3 Почему мы так усиленнно стемимся уклонится от истины, как мы ее понимаем? Иногда это делается для того, чтобы избежать неприятностей. Иногда это связано с опасением потерять доверие и расположение окружающих. Мы ценим их мнение несколько выше, чем саму истину. Мы часто сталкиваемся с трудными задачами, разрешение которых требует приложение усилий с нашей стороны. Мы противоречим сами себе. Мы заявляем, что хотим мира, но вместо этого выбираем войну. Мы хотим иметь само-контроль, но продолжаем импульсивно кусать ногти. С чем связана такая тенденция к проявлению слабости?

 

В. Духовность

 

1. Падшая, поврежденная природа человека

 

Я не знаю лучшего объяснения слабости человеческой, чем тто, которое дано на страницах Священного Писания. Мы, люди есть падшие существа. Когда Бог создал Адама и Еву, они были соединены с Ним в Духе. Их природа, вследствие этой была совершенной, свободной от греховности и порочности. По своему выбору они существовали в согласии с Творцом и Его волей.

 

Адам и Ева также сознательно однажды избрали путь неповиновения и эта связь была разрушена. С этого момента их природа постепено становилась все более поврежденной и искаженной. Будучи отделенными от Бога они более не могли идти путем праведности. И хотя у них было желание творить правду, их поступки совершенно не соотвествовали идеалу.

 

Каждый из нас, рождаясь в этом мире, наследует греховную, падшую природу. Грех, духовная слабость и себялюбие становятся центром нашей жизни. Грех продолжает отделять нас от Бога. Слабость, посему не есть нечто постыдное и безнадежное. Нет ничесго постыдного в том, что человек совершает ошибки. Все это не что иное, как проявление нашей человеческой природы.

 

Находясь в этом состоянии оторванности от Бога, человек творит зло. Эта самая человеческая природа влечет нас к тому, чтобы делать зло, а не добро. И когда иногда в нас появляется желание поступать праведно, это не есть результат нашей исправленности, но работа Духа Божьего в нас. Нам всем нужно обрести новую природу, содержание которой будет обусловлено любовью к Богу. Для этого, нам надобно соединиться с Богом, как это было однажды в изначалии. Бог знает о нашей слабости и онашей нужде в Нем. “Ибо Христос, когда еще мы быди немощны, в определеное время умер за нечестивых” (Рим. 5:6). Благая весть состоит в том, что мы не остались в одиночестве с нашими слабостыми, ошибками и дурными привычками. Если мы возжелаем, помощь уже ожидает нас у невидимого порога. Христос вкладывает в нас стремление и помогает преодоленть врожденные дурные наклонности. И каждый из нас имеет возможность силой Божьей превозмочь любую вредную привычку, любое пристрастие. Наше греховное естество любовью Божьей может быть преобразовано в новое добродетельное качество.

 

Бог преобразует человека прежде всего внутренне и возрождает в нас желание жить по Его святой воле. Наша старое естество будет продолжать стремится одержать верх над начатками обновления, но по воле Божьей мы можем радикально поменять свою жизнь, свои мысли и желания и свое поведение.

 

2. Преодоление пристрастия

 

Ниже приведен перечь шагов, осуществление которых дает возможность освободится из под власти нежелательноых привычек и зависимостей.

 

а. Примите твердое решение преодолеть пристрастие, прежде всего признав необходимость этого шага (этой перемены).

 

б. Придите к Господу с преклоненной головой и попросите и его о помощи в вашем преодолении и даже о том, чтобы Он вложил в вас желание этго преодоления.

 

в. Внемлите истинам Божьим, в том числе и тем, что касаются здоровой и полноценной жизни. Да, мы не можем устранить такой аспект, как нейрофизиология привычки.  Но мы благодаря благодати, данной свыше сможем найти в себе силы для самодисциплины и самоконтроля и следования божьим истинам.

 

г. Заменяйте вредные привычки теми, что будут благоприятны и полезны для вас. Преодолевая психологическую составляющую пристрастия, признайтесь себе, что до сих пор ничто не приносило вам такого удовольствия, облегчения и удовлетворения, как объект вашего пристрастия. В тоже самое время, укрепитесь в понимании, что на место вспоглощающего пристрастия могут придти новые, несравненно более позитивные и продуктивные модели мышления и поведения.

 

д. Ищите поддержки со стороны окружающих и стремитесь сами поддержать того, кто испытывает нужду. Уединение или уход в монастырь являются не единственным ответным решением на проблемы, связанные с деморализующим влиянием окружающего мира. Если мы призваны жить ради других людей, мы должны находится рядом с ними. В тоже время, мы должны стремится окружить себя благостным, вдохновляющим влиянием ближнего, чтобы облегчить задачу противостояния деструктивному воздействию общества. Сегодня, многие группы поддержки такие, как Анонимные Алкоголики или Следящие за весом способны оказать действенную помощь в разрешении многих специфических проблем. Многие столетия назад, Бог основал на земле Свою церковь, дабы мы могли обрести благодатную поддержку и духовную опору в ее нерушимых стенах.

 

Бог желает, чтобы мы черпали силы от Него и друг от друга в Его церкви. Так мы сможем плмлчь друг другу. Вот о чем мы читаем в Послании к филиппийцам 2:3,4:

 

Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

 

е. Вытесняя из разума зло, замещайте его добром. Активно наполняйте свой разум добродетельными мыслями. Оградите себя от зла в любой его форме и проявлении. Быть начеку значит сохранять себя в чистоте. В том же Послании к филиппийцам 4:8, святой апостол Павел дает такой совет:

 

Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

 

Невозможно ограничить течение мысли. Но, к счастью, мы можем заменять одни мысли другими.  Замещая неправедные мыли теми, что направлены на созерцание Божьей любви, мы получаем возможность двигаться вперед, преодолевая дурные привычки и пристрастия.

 

Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему...В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить перед Тобою (Пс. 119:8,11).

 

Г. Заключение

 

Бог создал нас, наделив возможностью испытывать радость и удовольствие, но мы извратили представление об истинном удовольствии и наслаждении и заменили его вредными привычками и пристрастиями. Но у нас остается возможность вернуться на пути праведные. Перемены возможны.

 

Они (перемены), однако, даются не легко. Перемены подразумевают необходимость пережить болезненное оставление любимого наркотика или вида деятельности. Перемены означают настойчивый путь вперед несмотря на разочарования и преткновение. Они требуют следование определенному плану противостояния и нейтрализации внешних факторов-раздражителей.

 

Начиная перемены, важно сделать решительный первый шаг. Большую помощь и поддержку могут оказать те, кто находится рядом. Но более всего качественные, долговременные перемены требуют близости к Богу. Он всегда находится рядом и готов укрепить нас в нашем правильном выборе, если мы того пожелаем.   


Литература

 

1. Kaplan HI and Sadock BJ. eds. Comprehensive Textbook of Psychiatric/IV. 4th ed. Baltimore: Williams&Wilkins, 1985, p. 498.

 

2. Ibid.

 

3. Ibid.


Занятие # 9 – МАТЕРИАЛЫ ВЫДАВАЕМЫЕ НА РУКИ

 

Перед началом занятия

Работа в группе: “Отказ от перекусывания между основными приемами пищи”

Во время занятия

Нет

После занятия

“Когда привычка сильнее, чем воля, часть 1-я”

“Когда привычка сильнее, чем воля, часть 2-я”


Занятие # 9 – Материал выдаваемый на руки

 

 

Указания для работы в группе

 

Присоединитесь к своей группе. Поделитесь своими успехами относительно того, как вы воздерживались от перекусывания. Поведайте секреты своего успеха. Краткий отчет о всех сообщениях членов группы затем будет представлен общей аудитории.


 Занятие # 9

РАСПОРЯДОК ДНЯ

ВОСЕМЬ способов естественого оздоровления

 

Бог предусмотрел для нас естественные (природные) механизмв сохраниния здоровья и профилактики заболеваний. Вот они.

 

Воздух

Солнечный свет

Физическая активность

Вода

Отдых

Рациональное питание

Воздержание и трезвость

Вера в Бога

 

Ежегодно миллионы долларов в Соединенных Штатах тратятся на лечение различных заболеваний и их последствий. Мы по достоинству оцениваем вклад медицинской отрасли в сохранение жизни и здоровья людей, но совершенно очевидно, что реализация на практике вышеперечисленных восьми принципов является наиболее эффективным путем с точки зрения предотвращения болезней. Неспособность регулярно следовать им рано или поздно усиливает предрасположенность к заболеваниям. Кроме своей безусловной эффективности и доступности, все эти способы естественного оздоровления не подразумевают никаких расходов.