Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 19 апреля 2024
Главная Практическое богословие Ключ к победе Как подготовиться к кризису: часть вторая
Как подготовиться к кризису: часть вторая PDF Печать Email

 

Основное различие между мудрыми и неразумными девами заключалось в степени их подготовки к ожидаемому великому событию. И те, и другие верили, что жених скоро придет; и те, и другие решили какое-то время поспать. Однако мудрые девы запасли достаточное количество масла для своих светильников, тогда как неразумные не позаботились об этом. Мы знаем, что масло символизирует Святой Дух, Который приносит с Собой все остальные благословения. Поверхностный опыт неподготовленных детей Божьих, символизируемых неразумными девами, приводит к трагической невозможности принять участие в брачном пире по прибытии жениха. Отсутствие интереса к христианскому опыту стоит им спасения. Довольствуясь начатками религии, неподготовленные люди никогда не достигают сокровенной, тесной связи с Иисусом. Одни лишь внешние формальности и познания, не подкрепленные опытом, окажутся ненужными. В предыдущей главе мы начали говорить о том, что необходимо для успешной встречи великого дня Господня. Мы видели абсолютную необходимость нашей молитвенной жизни. Только через молитву и исследование Слова мы можем подготовиться к тому, чтобы облечься в Христову праведность и достичь освящения. В данной главе мы рассмотрим также другие духовные компоненты.

Полное посвящение

Некоторое время назад у нас появилась возможность посетить одну из самых прекрасных и процветающих стран Европы - Швейцарию. Небольшое по размерам, государство это пользуется немалым уважением и весом в политическом мире. Одна из примечательных особенностей Швейцарии заключается в том, что на протяжении всего нынешнего столетия она ни разу не вступала в военные конфликты и сохраняла нейтралитет в двух мировых войнах.

Во многих ситуациях мы тоже можем сохранять нейтралитет, не становясь на чью-либо сторону. Однако в нашей христианской жизни подобное невозможно. Иисус говорит нам: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Лк. 11:23).

В любой момент нашей жизни мы находимся под властью либо Христа, либо дьявола. Третьего не дано. Если мы не стремимся изо всех сил посвятить себя Иисусу и сделать Его своим Господом, над нами тотчас начинает главенствовать сатана, используя нас в своих целях.

Сразу же после вышеупомянутых слов (см. Лк. 11:23) Иисус начинает говорить о нечистом духе. Выйдя из человека и какое-то время спустя вернувшись в него, он обнаруживает, что его старое жилище пусто. Тогда он берет с собою семь других духов, еще более злых, и вновь овладевает этим сердцем.

Тесную связь между этими словами и предшествующим стихом, в котором говорится о невозможности сохранить нейтралитет, Е. Уайт объясняет так: "Во времена Христа, как и в наше время, встречалось множество людей, казалось бы, вырвавшихся из-под власти сатаны. По милости Божьей они были освобождены от злых духов... Но подобно каменистой почве в притче Христа о тех, кто слушает Слово Божье, они не сохранили Его любви. Они не отдавали себя Богу ежедневно, чтобы Христос мог обитать в их сердцах. Поэтому "эти люди оказались полностью во власти темных сил" (Желание веков, с. 323, 324).

Конечно, чтобы полностью овладеть человеком, сатане необязательно в прямом смысле слова вселять в него бесов. Эгоизм, гнев, самодовольство, зависть и ненависть - все это не что иное, как проявление сатанинского владычества.

"Если мы не подчинимся власти Христа, нами овладеет лукавый. Мы неизбежно оказываемся во власти одной из двух величайших сил, которые борются за обладание миром". После этого идет особенно впечатляющий и глубокий по содержанию отрывок: "Чтобы оказаться во власти тьмы, вовсе не обязательно избирать служение царству тьмы - достаточно только отказаться войти в царство света" (там же).

Можно сказать, что ключ к спасению - это подчинение своей воли.

Трансатлантическое грузовое судно прибывает в устье реки Ла-Плата, и капитан с готовностью передает свою команду в подчинение лоцману. Ла-Плата - широкая, но неглубокая и коварная река, отделяющая Аргентину от Уругвая. Большие суда могут плыть здесь только по узким каналам. Капитан с радостью передает штурвал местному лоцману, который знает реку как свои пять пальцев.

Иисус - Капитан нашего спасения. Проделав тот же самый путь до нас, Он прекрасно знает все наши проблемы и трудности и поэтому может с успехом руководить нашей жизнью.

Предположим, что капитан грузового корабля отказывается от услуг лоцмана. "Я в вас не нуждаюсь, - говорит он. - Я прошел через все моря". Довольно скоро капитан обнаружит, что дело плохо.

Что значит подчиниться другому? Это означает, что надо собрать в кулак свою волю, являющуюся ключом к нашей жизни, отречься от себя и выбрать Христа. Бог сотворил человека нравственно свободным, наделив его свободой выбора. Господь никогда никого не принуждает. Он никогда не станет спасать нас без нашего желания. Иисус говорит нам: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3:20).

"Избери жизнь", - говорит Он (Втор. 30:19). "Отвергнись себя", - призывает Он желающего спастись (Мф. 16:24).

Елена Уайт пишет: "Многие спрашивают: "Как предоставить Богу управление моей жизнью?" Нужно понять, что такое настоящая сила воли. В природе человека это управляющая сила, которая проявляет себя при принятии решений. Все зависит от правильного действия воли" (Путь ко Христу, с. 47).

Как в случае с кораблем необходима замена капитана, так и в нашей жизни необходима смена руководства. "Я сораспялся Христу", - говорит апостол Павел (Гал. 2:19). Наше эгоистическое "я" умирает. Престол нашего сердца никем не занят. Эгоистическое "я" отвергается. Апостол Павел добавляет: "Живет во мне Христос". Как только мы совершенно отказываемся от своего "я", Христос занимает место на престоле.

Входя в наше сердце, Иисус приносит с Собой любовь, радость, веру, мир, выдержку, долготерпение, мягкость, доброту и кротость. Наша жизнь полностью изменяется, становясь мирной, благочестивой и победоносной.

Однако недостаточно сделать выбор однажды. Необходимо обновлять его каждый миг. Обновление должно стать нашим образом жизни, ибо "пока царствует сатана, нам надо смирять свое "я", преодолевать препятствия, не позволяя себе ни малейшей передышки" (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 947).

"Благодаря правильному направлению воли может произойти полное изменение жизни. Подчинение воли Христа объединяет нас с Божественной силой, посылаемой нам свыше и укрепляющей нас. Чистая и благородная жизнь, освобожденная от порочных устремлений и похотей, является реальной возможностью для каждого, кто объединит свою слабую, непостоянную человеческую волю со всемогущей, неизменной волей Бога" (Служение исцеления, с. 176).

Очищение от греха

Внимая голосу Святого Духа и не противясь благости Божьей, которая "ведет... к покаянию" (Рим. 2:4), мы прежде всего получаем прощение и очищение от греха. Ободряющие слова, сказанные Иисусом расслабленному: "Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои" (Мф. 9:2), "звучат, словно музыка, для слуха страдальца" (Желание веков, с. 268); эти же слова Христос говорит любому раскаивающемуся грешнику.

Пребывая здесь, на этой земле, дети Божьи никогда не смогут обойтись без прощающей благодати Спасителя и Его вмененной праведности. Независимо от того, насколько мы преуспели в христианской жизни, сколько побед одержали во имя Бога и насколько освятились, наша природа всегда остается греховной. Поэтому мы все равно будем зависеть от совершенной, исполненной послушания жизни нашего Небесного Ходатая, а также от Его искупительной смерти, которую Он принял ради нас.

Мы всегда будем нуждаться в покаянии и прощении, в том, чтобы Бог принял нас благодаря заслугам Христа.

И чем ближе мы к Богу, тем теснее наша связь с Иисусом, тем лучше мы понимаем, насколько Он свят, и тем острее ощущаем собственные недостатки и изъяны. Мы все больше понимаем, что нам нужно полагаться на дарованную нам праведность Того, Кто есть наша единственная праведность. Еще раз подчеркнем, что покаяние - это не какое-то особенное действие, свойственное только начинающим, но это опыт, который должен постоянно присутствовать в нашей жизни. Чем ближе мы к нашему Спасителю, тем острее Он заставляет нас чувствовать собственные недостатки и прегрешения, и так будет продолжаться до тех пор, пока Бог "уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его" (Флп. 3:21).

"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас [именно это утверждают "лаодикийцы"], - говорит апостол Иоанн и далее провозглашает: - Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1:8, 9). А чуть раньше апостол говорит так: "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (ст. 7).

Необходимо отметить, что прощению и миру сопутствует полное очищение от греха. Господь не только провозглашает наше полное очищение, предлагая Свою кровь вместо нашей в деле искупления, но и очищает нас от греха Своей целительной силой. Он внушает нам ненависть ко греху, поскольку мы видим, что наши грехи стали причиной смерти Христа за нас. Иисус не только простил расслабленного, не только сделал его счастливым, но и даровал ему духовное исцеление и очищение, реальным проявлением которого стало исцеление физическое; Спаситель то же самое совершает с любым кающимся сердцем.

Полная победа

Подлинное покаяние должно приносить плоды. "Признание своего греха без искреннего раскаяния и исправления не может быть принято Богом. В жизни должны произойти решительные перемены; все оскорбительное для Бога должно быть удалено. Таков плод истинного раскаяния во грехе" (Путь ко Христу, с. 39). Результатом покаяния является оставление греха и победа над нашими греховными наклонностями, как унаследованными, так и приобретенными. Однако детей Божьих никогда не оставляет коварный враг - собственное "я". Елена Уайт написала такие богодухновенные строки: "Каждому предстоит вести нелегкую борьбу, чтобы одолеть грех в своем сердце. Иногда этот труд бывает весьма нелегким и обескураживающим... Каждый, кто войдет в жемчужные ворота Божьего града, войдет туда как победитель, и его величайшей победой станет победа над своим эгоистичным "я"" (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 182, 183).

Но что это такое - наше эгоистичное "я"? Это наша плотская природа и наше сердце, которые останутся таковым до тех пор, пока Бог не совершит небесную "операцию" - не возьмет из нашей плоти "сердце каменное" (то есть очерствевшее от греха, эгоизма, зависти, суетности, ненависти, стремления к превосходству) и не даст нам "сердце плотяное" (см. Иез. 11:19), ставшее мягким благодаря работе Святого Духа и любви к Богу. Наше эгоистичное "я" - это наша гордость, самодовольство, наша завышенная самооценка, наша желчная озлобленность, гнев, жажда мести и нежелание простить. Иными словами, это отсутствие Христа.

Все перечисленные свойства настолько слились с нашим характером, что составляют неотъемлемую часть нашей личности. Нам даже не надо культивировать в себе эти чувства и мысли, поскольку они принадлежат к той низшей природе, которая нами управляет. Закон греха связывает наши руки (см. Рим. 7:23). Однако - слава Господу - победа все равно остается за нами, поскольку Павел добавляет: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Рим. 8:2).

Даже после того как человек рождается свыше, закон греха (или закон нашего эгоистичного "я", если угодно) все равно продолжает существовать и никуда не денется до времени нашего прославления. Борьба не прекратится до конца. Да, Бог очищает нас от скверны, Святой Дух рождает в нас чистые мысли, стремление к возвышенным идеалам, любовь к ближнему, однако все указанное является следствием нашей связи со Христом, единственным источником силы, святости и чистоты. С другой стороны, сохранять этот опыт мы можем только до тех пор, пока остаемся вместе с Иисусом. "Пребудьте во Мне, - говорит Он, - ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:4, 5).

Настоящая борьба заключается в том, чтобы подчинить Христу наше "я", дав Ему возможность руководить нами. Битва, которую мы должны вести, имеет целью полностью подчиниться Ему и остаться в Его чудесной власти.

Вера

Наряду с полным подчинением себя Иисусу мы нуждаемся в вере.

Многие люди годами бьются с преодолением своих слабостей, недостатков характера, тех или иных грехов. Ясно, что Божий план, касающийся нашей жизни, включает не только прощение, но и победу. Если Бог что-либо замышляет относительно нас, Он дает и средства для осуществления этого замысла.

В Слове Божьем мы обнаруживаем, что, наряду с отказом от своего эгоистичного "я", к победе над грехом ведет и искренняя вера. Поясняя историю с расслабленным из Вифезды, Е. Уайт пишет: "Вера может принести нам духовное исцеление. Грех отчуждает нас от Бога. Наши души парализованы. Сами по себе мы так же не способны жить праведной жизнью, как расслабленный не мог ходить. Многие сознают свою беспомощность и стремятся к духовной жизни, позволяющей достичь единения с Богом. Но, полагаясь только на свои силы, они приходят в отчаяние: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7:24). Пусть эти унывающие, мятущиеся души обратят свой взор к небу. Спаситель склоняется над теми, за кого пролилась Его кровь, с нежностью и состраданием говоря им: "Хочешь ли быть здоров?" Он приглашает тебя встать в здравии и мире. Не жди, пока ты почувствуешь себя здоровым. Поверь Его словам, и они исполнятся. Подчини свою волю Христу. Служи Ему и поступай по Его Слову, и ты обретешь силу" (Желание веков, с. 203).

Быть может, кто-то скажет: "Да, все так, но моя слабость врожденная. Я родился со слабой нервной системой и не могу себя контролировать". А другой воскликнет: "Я не привык контролировать свои мысли и просто не могу удержаться от нечистых помыслов".

Елена Уайт утверждает: "Каким бы ни был порок, какова бы ни была страсть, опутавшая душу и тело, Христос может и хочет освободить человека. Он даст жизнь душе, "мертвой в грехах преступления". Он отпустит на свободу пленника, связанного слабостями, несчастьями и цепями греха" (там же).

Наряду с молитвой, отказом от своего "я" и неустанным бодрствованием вера также ведет нас к победе. "Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин. 5:4). Это чудо, которое нельзя объяснить. Евангелие Иисуса Христа выше психологии, и никакая наука не может вместить в себя тайну благочестия.

Если до сих пор нам не удавалось победить какую-нибудь духовную слабость, надо верою ухватиться за руку Бога, принять Господа в Его Слове и, покаявшись Ему в своей слабости, действовать так, будто мы уже исцелились, поскольку Его благодать и сила излечивает нас.

"Пока мы едины с Ним через веру, грех не имеет над нами власти. Господь посредством нашей веры ведет нас к тому, чтобы мы доверились Божественности Христа и благодаря этому доверию достигли совершенства" (там же, с. 123). "Верою во Христа можно устранить любой недостаток характера, избавиться от всякой скверны, исправить любую ошибку, развить любую способность. "Вы имеете полноту в Нем"" (Воспитание, с. 257).

"Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости... сила и власть" (Иуд. 24, 25).

"Мы не в состоянии сами освободиться от власти сатаны, - пишет Е. Уайт, - но когда, стремясь покончить с грехом, изнемогая, мы молим о помощи свыше, тогда усилия нашей души сливаются с Божественной силой Святого Духа, и, исполняя свою волю, мы в действительности выполняем волю Божью. Свобода человека возможна только при единственном условии: человек должен стать единым со Христом (Желание веков, с. 466).

Послушание, "достойный плод покаяния"

Неся властную весть о покаянии, Иоанн Креститель говорил слушавшим его: "Сотворите же достойный плод покаяния" (Мф. 3:8).

Если мы исповедуем свою веру, но никак не проявляем ее на деле, наше исповедание не имеет никакой цены. За покаянием и отказом от своего эгоистичного "я" обязательно должно следовать послушание.

Многие современные движения возрождения говорят возвышенные слова о следовании за Иисусом, но они не являются подлинными, так как не проявляют этого в практической жизни. "Пусть никто не думает, что человеку очень мало или почти ничего не надо делать в великой работе преодоления, ибо Бог ничего не делает для человека без его соучастия... От начала до конца человек должен быть соработником Богу" (Избранные вести, т. 1, с. 381).

Таким образом, послушание станет естественным следствием настоящего подчинения Божьей воле и истинного желания измениться. "Нельзя исправить несправедливые поступки и нанесенные обиды, как невозможно изменить поведение несколькими слабыми и нерегулярными усилиями. Созидание характера - работа не одного дня и не одного года, а всей жизни. Борьба за победу над собой, за святость и небеса - это борьба, длящаяся всю жизнь. Без продолжительных усилий и постоянной целеустремленной деятельности не может быть продвижения вперед в уподоблении жизни Божественному идеалу, и невозможно получить венец победителя.

Самым ярким доказательством того, что человек опустился ниже своего первоначального, более высокого положения, является тот факт, что возвращение стоит предельно дорого. На обратный путь понадобятся упорные усилия, человеку придется преодолевать пядь за пядью, час за часом. Из-за какого-нибудь поспешного, необдуманного поступка мы можем в один момент оказаться под властью зла, но требуется гораздо больше времени, чтобы разорвать эти оковы и достичь более святой жизни. Можно поставить цель начать работу, но ее выполнение потребует упорного тяжкого труда, времени, настойчивости, терпения и немалых жертв.

Нам не позволительно совершать поступки, исходя из сиюминутных побуждений и порывов. Даже на краткий миг нельзя оставаться без защиты. Преследуемые бесчисленными искушениями, мы научимся твердо им противостоять, а иначе они одолеют нас. Если до конца жизни мы не освоим эту науку, то можем получить вечную гибель.

Жизнь апостола Павла была постоянной борьбой с самим собой. Он говорил: "Я каждый день умираю" (1 Кор. 15:31). Его воля и желание ежедневно сталкивались и вступали в противоречие с чувством долга и волей Божьей. Но вместо того, чтобы следовать своим влечениям, Павел творил Божью волю, если даже для его естества работа Божья была подобна распятию...

Жизнь христианина - это бой и военный поход. В духовной войне нет поблажек и облегчения ни на минуту. Усилия должны быть постоянными и настойчивыми. Именно непрерывными стараниями мы можем одерживать победу над искушениями сатаны. Должно с неутомимой энергией и стойкой решимостью стремиться к нравственной чистоте и христианской честности, не отступая от своих намерений.

Никто не родится свыше, не прикладывая непреклонных и упорных усилий ради себя самого. Все должны участвовать в этой войне лично, никто другой не станет вести нашу битву вместо нас" (Служение исцеления, с. 452, 453).

Неустанное свидетельство

Поскольку здесь мы говорим о том, как убедиться в собственной готовности к последнему великому кризису и вознесению, мы упомянем только о духовных благах личного свидетельства, которое Бог ждет от нас. Прежде всего надо помнить, что когда Христос полностью овладеет нашим сердцем, мы почувствуем острое желание и потребность рассказать окружающим о том, что Он для нас сделал.

"Каждый, принявший евангельскую весть в свое сердце, будет стремиться передать ее другим. Дарованная небесами любовь Христа должна найти свое живое воплощение. Принявшие Христа непременно захотят поделиться своим опытом... Неестественным было бы хранить подобные переживания втайне, и, кто наполнен любовью Христа, тот, конечно же, не поступит так. Желание поделиться с ближними обретенным благословением будет возрастать по мере постижения ими священной истины". А теперь обратим внимание, сколь величественные блага они обретут: "И когда они будут говорить другим о сокровищах благодати Божьей, все больше и больше этой благодати будет даваться им. Сердца их уподобятся бесхитростному сердцу ребенка, полному безоговорочной покорности. Их души будут страстно жаждать святости, и все больше и больше сокровищ истины и благодати будет открываться им, чтобы быть переданными миру" (Наглядные уроки Христа, с. 125).

Комментируя повествование о насыщении пяти тысяч человек, Е. Уайт пишет: "Мы можем давать только то, что сами получили от Христа, а получить мы можем только тогда, когда делимся друг с другом. Продолжая давать, мы продолжаем получать, и чем больше отдаем, тем больше получаем" (Желание веков, с. 370).

Когда Христос призывал обремененных прийти к Нему, чтобы обрести покой, он напрямую связывал этот покой со Своим игом: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя" (Мф. 11:28, 29). Обычно мы говорим, что людям, измотанным и чрезмерно обремененным, нужен покой, однако Христос призывает их взять Его иго, которое представляет собой христианскую работу и исполнение христианских обязанностей. Хотя это может показаться парадоксальным, однако чем больше, отвечая на призыв Христовой любви, человек возвещает о ней людям, тем больше он испытывает духовного покоя и счастья.

Свидетельство является неотъемлемой частью победоносного опыта, опыта жизни, когда человек готов ко встрече с Господом.

Описывая символические доспехи, необходимые христианину для победы над силами зла, апостол Павел говорит, что наши ноги должны быть обуты в "готовность благовествовать мир" (Еф. 6:15).

Иными словами, возвышение Евангелия является неотъемлемой частью нашего христианского опыта.

Для последнего поколения Своих детей Бог приготовил самый волнующий в истории человечества опыт. Мы станем свидетелями позднего дождя во всем его изобилии и в результате станем свидетелями последней вести этому миру. Однако прежде Бог хочет завершить преображение наших сердец, дабы мы полностью подготовились к кризису, который наступит перед Его пришествием.

Мы достаточно вооружены, чтобы стать настоящими победителями, членами торжествующей Церкви. Нам надо воспользоваться этой броней, успешно двигаться навстречу грядущему противоборству, встречать кризис победой во имя Иисуса и радоваться славному завершению Божьей работы. Только так мы можем встретить нашего Господа в мире и войти вместе с Ним в вечность.