Свобода во Христе - христианский проект

Вторник, 16 апреля 2024
Главная Практическое богословие Кто_властвует Фрейд и его смертоносная сигара
Фрейд и его смертоносная сигара PDF Печать Email

 

Когда в ту роковую осень 1900 года восемнадцатилетняя девушка по имени Дора пришла на прием к одному венскому врачу-психиатру, она даже представить себе не могла, что станет знаменитостью нового века. Но ее разговор с врачом стал началом путешествия в сокровенные глубины разума; и, отправившись в это путешествие, человечество уже не в силах было остановиться или вернуться назад. Переписывалась сама карта наших душ, приведшая нас в новый, неизведанный мир.

До визита к доктору Зигмунду Фрейду Дора уже в течение некоторого времени страдала от мигрени и нервного кашля. Симптомы болезни усиливались. У Доры случались периоды депрессии, возникала безрассудная враждебность и мысли о самоубийстве. Эта привлекательная молодая девушка поведала психиатру, что некто г-н К., друг их семьи, воспользовавшись ее доверием и симпатией, начал с ней во время прогулки неуместные заигрывания, которые она решительно отвергла.

Выслушивая Дору во время приемов, доктор Фрейд обнаружил множество схожих симптомов болезней у представителей этих двух семей, которые .сводились к проблеме соблюдения приличий вне дома. Отец Доры охладел к своей жене и поддерживал любовную связь с г-жой К.

Фрейд пришел к заключению, что его юная пациентка прячется от болезненно противоречивых желаний по отношению к окружающим ее людям. Он истолковал некоторые ее сны как признаки неразрешенного внутреннего конфликта и психологического комплекса

Дора прекратила свои визиты к доктору Фрейду до того, как он закончил ее обследование. Но психиатр уже открыл область подсознания, подавленные желания, внутренние конфликты, что впоследствии в корне изменило отношение людей к самим себе. Дорд стала первым классическим примером психоанализа, на основании которого Зигмунд Фрейд построил свою теорию.

Его учение заполонило весь западный мир. Сегодня идеи Фрейда стали почти повсеместными, хотя большинство из нас не знает, откуда они взялись. Мы все соглашаемся с тем, что переживания раннего детства играют важную роль в формировании нашего характера и личности. Мы все поверили в то, что подсознательные желания и побуждения определяют поведение. И кажется очевидным, что сексуальные домогательства могут привести к развитию невроза.

Но это кажется очевидным только благодаря тому, что Зигмунд Фрейд начал серьезно изучать самые сокровенные душевные переживания своих пациентов. Его открытия в значительной степени сформировали современные представления о мире подсознания.

Дейв Бриз, все в той же книге "Семь человек, которые управляют миром из своих могил" так описывает влияние Фрейда: "Человек из мира науки затронул и взбудоражил наш век так, как никто ни до, ни после него. Фрейд разрабатывал метод психоанализа, и еще до того, как он закончил свои исследования, мир уже принял его метод лечения... Немногие люди, живущие в западных странах, смогли избежать его влияния".

Воистину Фрейд — это человек, управляющий людьми из могилы. Он открыл внутренний мир, в который мы не смогли или не пожелали заглянуть раньше. Зигмунд Фрейд был одним из тех гениев, которые сформировали психологию человека XX века.

Но этот гений имел по меньшей мере один недостаток, и, мне кажется, это была его трагедия. Несмотря на то, что Фрейд достаточно талантливо описал силы, бушующие в наших сердцах и умах, в одну область он внес больше путаницы, чем ясности.

Мы замечаем эту трагическую ошибку в самом начале деятельности Фрейда, во время его разговора с той нервной молодой девушкой по имени Дора

Фрейд сначала сочувствовал ей. Он хотел поверить рассказу девушки. Все началось, когда ей уже исполнилось четырнадцать лет. Г-н К., друг семьи, воспользовавшись случаем, внезапно обнял ее и страстно поцеловал в губы. Дора поделилась с Фрейдом, что у нее это вызвало отвращение.

И вот здесь-то доктор допустил очевидный промах. Он отказался поверить, что девушка правдиво рассказала ему о своих чувствах, и настаивал на том, что любая невинная, юная девушка в похожей ситуации будет испытывать сильное возбуждение. Он истолковал ее отвращение как маскировку реальных чувств и признак истерии. Когда. Дора решительно отвергла такое истолкование, Фрейд расценил это как доказательство своей правоты. Он утверждал, что Дора все это время была влюблена в г-на К.

В данном случае Фрейд проявил невероятное бездушие и высокомерие. Он слепо верил, что юная девушка, подвергшаяся домогательствам со стороны мужчины, которому доверяла с детства, непременно должна была возбудиться. Более того, Фрейд безапелляционно давал собственное объяснение всему, о чем рассказывала ему Дора.

Часто дети, подвергшиеся сексуальным домогательствам, винят самих себя в том, что произошло. Это серьезно усугубляет трагедию сексуального насилия. В случае с Дорой Фрейд спровоцировал ее на еще большую замкнутость и еще более острое ощущение вины, когда стал настаивать на том, что она была соучастницей этого мерзкого поступка,

Каким образом человек, обладавший удивительной способностью проникать в человеческую душу, мог так ошибиться? Да, Фрейд учился на своих ошибках. С годами он стал менее догматичным и внимательнее выслушивал своих пациентов. Но в этом историческом случае с Дорой мы имеем дело не просто с грубой ошибкой начинающего психиатра.

У Зигмунда Фрейда был скрытый, тайный мотив в диагностике психзаболеваний, который он пронес через всю свою врачебную практику, — речь идет о его субъективном взгляде на сексуальность.

Этот человек всю жизнь критиковал то, что он называл моралью среднего класса. Фрейд считал, что его современники всячески маскируют, отрицают и подавляют свои интимные желания, и в этом следует искать главную причину неврозов.

Фрейд называл сексуальное влечение термином "либидо" и приписывал либидо всю ту психическую энергию, которой обладает личность. Он верил, будто открыл движущую силу человеческой жизни,

Это был скрытый и тайный мотив Зигмунда Фрейда. Как врач он искренне пытался облегчить душевную боль. Но он также отстаивал собственную теорию либидо как движущей силы человеческой жизни. И на протесты во-семнадцатилетней девушки, утверждавшей, что вовсе не половое влечение было ее главным мотивом, он не обращал никакого внимания.

Идеи Зигмунда Фрейда стали подобны бомбе с часовым механизмом, тикающим в умах людей. Эта бомба окончательно взорвалась сексуальной революцией последних десятилетий. Ни один человек не заложил более прочного фундамента для радикального изменения в нравственном поведении западного общества. Если у нас развивается невроз из-за подавления сексуальных желаний, рассуждали люди, мы вправе удовлетворять их любым способом. Если либидо — основной фактор жизни, тогда все запреты в этой области не только наивны, но и безнравственны!

Вот так мы и вступили в век вседозволенности. Сегодня мы узнаем об этом в основном из сообщений о несчастных случаях. Оказалось, что сексуальная революция не освобождает, а губит люден Мы обнаружили, что неразборчивость в половых связях смертельно опасна. Люди, часто меняющие сексуальных партнеров, страдают от еще более болезненной пустоты, чем замкнутые нервнобольные, обследованные Фрейдом.

Сегодня это очевидно для всех, но, по-видимому, не было очевидно для Фрейда. Он упорно держался своей тайной философии, осуждая лицемерие морали среднего класса. Его коллега Карл Юнг пытался предостеречь Фрейда и говорил ему, что его фанатичная вера в сексуальность как основную причину всех душевных конфликтов является порочным замкнутым кругом. К. Юнг утверждал: "Истинную свободу могут познать не сыны плоти, а сыны Божьи".

Этими словами Юнг разоблачил корень рокового заблуждения Фрейда. Этот врач душ не понимал значения духовности. Всю свою жизнь Фрейд оставался активным атеистом. Религия для него была не более чем удовлетворением желаний, проецированием образа заботливого отца на небо. Он считал, что верующие в своем подавляющем большинстве лицемерны, слабы, невежественны и нетерпимы.

В аналитической системе Фрейда не оставалось места для Бога. Он полагал, что у человека нет никаких духовных потребностей. Я верю, что именно по этой причине Зигмунд Фрейд свел всю человеческую жизнь к либидо. Он не увидел у своих пациентов сильного стремления к духовности или к обретению смысла и цели в жизни. Да он и не пытался заметить его, потому что почти все объяснял сексуальными влечениями.

Фрейд считал, что каждый человек заперт в рамках предопределенного генетического кода, С его точки зрения, можно изменить поведение, но личность человека изменить невозможно. В Библии представлена более обнадеживающая картина. Хотя она и подтверждает влияние наследственности и окружающей среды, однако в ней указана сила, больше влияющая на поведение, чем два вышеупомянутых фактора. Апостол Павел радостно провозглашает: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17).

Могущество нашего воскресшего Господа может превозмочь влияние наследственности и окружающей среды. Иисус обладает сверхъестественной силой, способной разбить генетические цепи, сковывающие нас. Он наделяет нас этой силой для победы над всеми воздействиями окружающей среды, имевшими место в раннем .детстве и запирающими нас в темнице отрицательных стереотипов поведения. Иисус — это дверь надежды и выход из темного прошлого. Он — Избавитель, В Евангелии от Иоанна написано: "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1:12).

Принимая Иисуса, мы принимаем в свою жизнь новую силу. Эта освобождающая сила делает нас новыми людьми и избавляет от рабства прошлых переживаний.

Благодаря Его преобразующей силе злые становятся добрыми, лживые — честными, порочные — чистыми. Когда наша слабая, колеблющаяся воля соединяется с Его безграничной Божественной силой, зависимость от прошлого разрушается.

Зигмунд Фрейд был убежден, что религиозные ценности устарели и должны уступить место научным открытиям. В его системе не было места тому, что он считал детскими суевериями.

Но Фрейд создал собственную сложную мифологию. Этому человеку нужно было чем-то заменить религию. Его карта подсознательного стала для него целым миром в себе. Хотя этот мир никто не видел, для Фрейда он был вполне реальным. Его теории об устройстве этого мира невозможно проверить. Но он страстно проповедовал их и все время защищал ортодоксальный психоанализ от посягательств еретиков.

Таким образом, Фрейд создал собственную религию. в которой вера играет такую же важную роль, как и в любой другой религиозной системе. Возникает естественный вопрос: стал ли этот человек хоть немного лучше под влиянием своей светской веры? Какое конкретное влияние она оказала на его жизнь? Давайте рассмотрим один важный вызов, брошенный Зигмунду Фрейду судьбой и нашедший олицетворение в его смертоносной сигаре.

Фрейд получал огромное удовольствие от курения. Когда его предупредили о грозящей опасности, он объяснил, что эта привычка увеличивает производительность его труда и повышает самообладание. Однако курение любимых сигар иногда приводило к серьезному воспалению тканей носоглотки. Но Фрейд не мог отказаться от вредной привычки.

У психиатра было множество возможностей проанализировать свое пристрастие. Он заявил, что курение является заменителем того, что он называл "единственной, сильной привычкой", "примитивной зависимостью". Но и эта теория оказалась блефом.

В конце концов Фрейд нажил рак глотки. Когда опухоль впервые была обнаружена, он держал это в тайне, боясь, что лечащий врач запретит ему курить. Однако злокачественная опухоль продолжала расти, и Фрейду пришлось перенести тяжелую операцию — ему удалили большую часть н¨ба; возникла необходимость в искусственном н¨бе, чтобы сохранить перемычку между ротовой и носовой полостями. Этот протез неприятно было носить, и иногда он причинял сильную боль. Операции по удалению метастазов продолжались, но Зигмунд Фрейд курил до тех пор, пока рак не убил его.

Зигмунд Фрейд гордился силой разума и высмеивал религиозные суеверия. Однако он не смог заставить себя сделать одно чрезвычайно благоразумное дело: прекратить медленное самоубийство с помощью сигареты. Его психоаналитические теории детально объясняли все человеческие влечения, защитные механизмы и комплексы. И все же это знание не дало ему сил отказаться от никотинной зависимости.

Я убежден, что религия Фрейда в конце концов подвела его. Подобным образом человеческая логика подводила и продолжает подводить множество людей. Сегодня людям нужна религия, способная преобразить их изнутри и заменить человеческую слабость Божественной силой. Людям сегодня нужна сила живого Христа, действующая в жизни. Позвольте мне рассказать вам об одном человеке, который нашел такую веру.

Давид Гольдберг, еврей по национальности, подобно Зигмунду Фрейду, был атеистом. Как и Фрейд, он имел пристрастие, угрожавшее его жизни. Давид был хроническим алкоголиком. Он пил в течение двадцати пяти лег и периодически уходил в запои, после чего приходил в себя только в больнице. Поскольку его случай казался крайне безнадежным, врач Давида отправил его к священнослужителю.

Вот почему этот человек зашел однажды в кабинет Руди Торреса, адвентистского пастора в Сиэтле, штат Вашингтон, и рассказал ему о своей беде, Гольдберг заявил, что он атеист, и вызывающе сложил руки. Пастор Торрес предупредил; "Если вы не желаете хотя бы испытать силу Иисуса Христа, то мы оба зря теряем время".

Лицо Давида смягчилось. "Я в отчаянии, — признался он, — и попробую все, что угодно".

Они продолжили долгий разговор о свидетельствах бытия Божьего и о том, почему Давид избрал неверие. В конце беседы Давид признал, что он никогда не обращал внимания на слова Христа. Тогда пастор Торрес предложил провести эксперимент. Если Бог есть, то Он проявит Свою силу и поможет Давиду победить алкогольную зависимость.

Давид согласился, что это вполне разумно. Тогда пастор помог ему в молитве сформулировать свое убеждение, и Давид Гольдберг произнес следующее;

"Дорогой Бог, я не знаю, существуешь Ты или нет. Я не знаю, посылал Ты Своего Сына Иисуса умереть за меня на кресте или нет. В течение двадцати пяти лет я отрицал Твое существование и никогда не верил в Иисуса как своего Спасителя. Сейчас я готов допустить возможность Твоего существования, Если Ты именно Тот, о Котором говорит Библия, дай мне силу победить мою зависимость от алкоголя. Во имя Иисуса. Аминь".

Давид согласился молиться этой молитвой каждое утро после пробуждения и каждый раз, когда почувствует желание выпить.

На следующей неделе Гольдберг вернулся в кабинет пастора. От депрессии не осталось и следа, он чувствовал себя оптимистом и с воодушевлением рассказал пастору Торресу, что даже не притрагивался к бутылке.

Прошло две недели, а Давид Гольдберг все еще не выпил ни капли алкоголя. Теперь он признался пастору, что начинает верить в Бога. Он безуспешно испытывал на себе много сложных программ для желающих бросить пить и не мог не прийти к выводу, что своим настоящим успехом обязан силе, находящейся вне его самого.

К шестой неделе Давид начал по достоинству оценивать книгу, которую дал ему пастор, — "Путь ко Христу". Вера в Иисуса казалась все более и более возможной. Он начал с жадностью читать отрывки из Писания. Со временем Давид заключил завет со Христом и крестился в адвентистской церкви Сиэтла.

Давид Гольдберг нашел путь к освобождению от пагубной зависимости. У него не было сложных концепций, которые создала гениальность Фрейда. Он не мог брести по этой сложной карте подсознательного мира. У него было только одно; растущая вера в библейского Бога.

Но этого было достаточно, такой религии Давиду Гольдбергу вполне хватило. Его вера произвела здоровье и бодрость там, где до этого был только разбитый человек, губящий себя алкоголем.

Открыли ли вы для себя преобразующую религию Иисуса Христа? Ни одна другая вера не изменила настолько глубоко и так надолго абсолютно разных людей. Пожалуйста, не ищите светских религий, не рассчитывайте, что сами сможете выпутаться из сложных проблем. Этого не смог сделать Фрейд, и вам подобное также не под силу.

Но вы можете положиться на благодать и силу Спасителя, Иисуса Христа. Он распутает все внутренние узлы и исцелит вашу искалеченную душу. Он изменит вашу жизнь. Он может преобразовать вас.