Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Нетематические книги Философия_образования 8. НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
8. НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ PDF Печать Email

 

В первой и во второй частях книги был заложен фундамент для обсуждения христианский философии образования. В первой части разъяснялась роль в образовании, анализировались основные философские категории, а также было уделено внимание соотношению философских категорий с целями и практикой образования. Во второй части была сделана попытка оценить различные ответы философов прошлого и настоящего на главные вопросы философии. Там же отмечались последствия влияний их ответов на практику образования. Кроме этого, был дан обзор современных теорий образования, оказавшихся в центре педагогических дискуссий уже прошедшего двадцатого столетия.

Третья часть посвящена христианскому образованию. Восьмая глава обосновывает необходимость для христианских педагогов и христианской педагогической системы осознанно и целенаправленно развивать философию образования, в основе которой будет лежать христианский подход к важнейшим вопросам философии. Девятая глава предлагает один из возможных подходов к христианской философии. И, наконец, десятая глава расскажет о том, как подобный христианский подход к философии можно реализовать в педагогической практике христианских школ.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ХРИСТИАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В начале 1950-х годов Ассоциация преподавателей лютеранских колледжей на своей встрече, проходившей в колледже Августина в штате Иллинойс, лицом к лицу столкнулась с извечной проблемой. Один из ведущих ораторов дал следующую оценку лютеранским колледжам. Он утверждал, что "функционируют не на основе сугубо лютеранской или даже христианской философии образования, а попросту имитируют светские учебные заведения, отведя в расписании время для богослужений, добавив религиозные предметы и создав религиозную 'атмосферу'".163

Такая оценка, хотя и не является абсолютно верной во всех отношениях, увы, оказалась весьма справедливой по отношению который многим "христианского" образования и отдельным институтам, их составляющим. К сожалению, христианское образование слишком часто не строится осознанно на основе христианской философии. В результате, многие христианские учебные заведения способны предложить лишь намного меньше, чем может дать христианское образование, и, следовательно, не оправдывают цели своего существования. Гордон Кларк как-то заметил, что образование, выдаваемое за христианское, на самом деле иной раз представляет собой программу "языческого образования с шоколадным покрытием из христианства".164 Затем он добавляет, что именно эта "пилюля", а не ее оболочка, является действующей силой.

То, в чем действительно нуждаются христианские учебные заведения, это тщательная и непрестанная проверка, оценка и корректировка собственной педагогической практики в свете своих основополагающих философских представлений. Христианские педагоги должны выработать представление о своей системе образования как о едином устремлении, построенном на основе христианской философии. Поверх философского базиса, вся надстройка философской системы должна слагаться из материалов и приемов, находящихся в полной гармонии с христианством. Это является сложной задачей, поскольку мы живем во всецело светском мире, где даже христианские монастыри часто подвергаются жестоким нападкам со стороны агрессивных и всепроникающих секуляризма и материализма.

Поэтому насущной задачей является скорее поиск и развитие подлинно христианского подхода к философии и образованию, нежели поддерживание эклектических взаимоотношений с широкими сферами культуры, в которых христианские педагоги посреди светского поля выискивают и выбирают зерна христианской культуры. Эклектизм, в лучшем случае, является недостаточным основанием для христианского образования.

УЩЕРБНОСТЬ ЭКЛЕКТИЗМА В ХРИСТИАНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Согласно толковому словарю Уэбстера эклектизм - это метод, посредством которого человек выбирает из различных систем, доктрин или источников тот материал, который представляется ему наиболее полезным. Эклектизм в философии образования являет собой метод "шведского стола", который бывает весьма соблазнителен для начинающих (и без которого, впрочем, поначалу в некоторых случаях не обойтись), но почти всегда оказывается неадекватным основанием для полноценной системы образования.

Изучив различные философские школы и теории образования, исследователь почти наверняка заметит, что в каждой из них есть что-то хорошее. Например, христианские педагоги, как правило, ценят присущий экзистенциализму акцент на индивидуальной ответственности и личном выборе, уважение реализма к законам природы, стремление прогрессивизма заинтересовать ребенка в процессе обучения, акцент идеализма на сфере вневременного и вечного, находящегося за пределами этого мира и желание лучшего социального порядка, присущее реконструкционизму, футуризму и критической педагогике. При изучении каждой из философских школ и теорий мы найдем в них часть философской и педагогической истины. Именно по этой причине они берутся за образец многими педагогами. Практическое и теоретическое значение каждой философской теории широко развито. Христианским педагогам не лишним будет познакомиться с ними с целью обогащения своих педагогических программ.

Вместе с осознанием того, что каждая философская школа содержит в себе некоторую ценность, может возникнуть впечатление, что если выбрать лучшее из каждой, можно достичь большого успеха в своей педагогической работе. Однако такой подход приведет скорее к появлению лоскутного одеяла, нежели цельной ткани. Конечно, лоскутное одеяло по своему красиво и имеет свое предназначение. Но вопрос в том, является ли подобное эклектическое изделие лучшим из всех возможных, когда речь идет о создании философской основы для столь важного социального явления, как христианское образование.

С течением времени и обретением зрелости в концептуальном мышлении приходит осознание того, что эклектизм далеко не лучший метод для выработки точки зрения на образование. Постепенно становится очевидно, например, то, что эклектизм может привести к внутренним противоречиям по мере того, как человек извлекает частицу из одной философской школы и складывает ее с другой. Помимо этого, зрелый педагог рано или поздно осознает, что различные философские школы могут использовать одни и те же слова, придавая им совершенно различные значения. Они также могут использовать сходные внешним образом методологии, которые приведут к различным результатам, поскольку они имеют разные исходные позиции, цели и направления.

Кроме этого, исследование исходных предпосылок, лежащих в основании различных философских направлений и теорий, приводит к осознанию того, что каждая из них имеет элементы, противоречащие библейскому христианству. Например, христианские педагоги часто сталкиваются с натуралистическими мотивами, пронизывающими такие направления, как прагматизм, реализм и бихевиоризм; антропоцентрическим гуманизмом экзистенциализма, прогрессивизма, постмодернизма и реконструкционизма; чрезмерным акцентированием внимания на интеллектуализме и рационализме в идеализме и неосхоластике. Каждая из исследуемых философских школ и теорий столько же крупных проблем, сколько и правды. Ни одна из них, следовательно, не может обеспечить полноценного адекватного основания для философии христианского образования. Ни одна из них, в силу перечисленных выше причин и эклектического собирания различных аспектов истины, не может служить подходящей основой для христианского образования.

Лучшим вариантом для педагогов и педагогических систем является индивидуальное исследование своих собственных фундаментальных убеждений в отношении реальности, истины и ценности, а затем сознательное построение на этой платформе личной педагогической философии. В осуществлении этой задачи христианский учитель может использовать достижения различных философских направлений и теорий, где это уместно и обосновано. Однако, это использование всегда должно быть обосновано с позиций христианской философии. Такой подход может перерасти в педагогическую точку зрения, которая будет иметь внутреннюю последовательность, обеспечивать внешнюю значимость и создавать основу для педагогической деятельности, которая будет средством для достижения избранной цели.

Проницательный читатель, вероятно, заметил, что в нашей дискуссии об эклектическом выборе мы используем такие слова, как "полезный", "хороший" и "лучший". Само использование этих слов подразумевает то, что эклектизм имеет философскую определенную аксиологическую основу, которая используется им для высказывания оценочных суждений. Задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть фундаментальными предпосылками, которые в действительности пронизывают их внешний эклектизм. Для христианских педагогов это означает прояснение философских убеждений, которые привели их к тому, чтобы называть одни вещи хорошими, а другие бесполезными. Джон Брубахер заметил, что эклектическая философия может быть вполне вероятной позицией для некритического релятивиста, даже несмотря на то, что ее трудно подтвердить при более тщательном исследовании.165 С другой стороны, эклектизм, конечно, представляется не вполне удовлетворительным для образования, которое претендует быть построенным на открытой в откровении воле всевидящего Бога.

Необходимо отметить, что формирование философии является непрерывным процессом. По мере приобретения педагогами новых способностей и роста широты их знаний они будут постоянно развивать свои философские системы. Они заметят также, что их философия будет руководить их деятельностью и что, с другой стороны, их деятельность будет стремиться изменять их теорию. Работникам образования следует подумать о философии образования как о чем-то таком, что они "делают" скорее на постоянной основе, нежели как об однажды изученном в курсе под одноименным названием с нашей работой.

НА ПУТИ К ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наверное, самой острой потребностью христианских школ является истинно христианская философская основа. Последующие страницы будут представлять один из возможных подходов к такой философии. С самого начала необходимо осознать, что заявления, сделанные в этом исследовании по отношению к христианской философии и к педагогическому проявлению этой философии ни в коем случае не следует считать полными. Подход, о котором пойдет речь, является скорее предположительным, нежели исчерпывающим. Во многих случаях всеобщее согласие по поводу данного подхода, применимого как к философии, так и к образованию, не только не ожидается, но и не желаемо. Наша задача состоит скорее в том, чтобы поднять важнейшие вопросы, относящиеся к философии христианства и христианскому образованию. Некоторые из подобных поднятых нами вопросов должны привести как индивидуальным размышлениям, так и к коллективным дискуссиям.

Важным моментом является осознание необходимости для каждого христианского педагога сделать ответственный и осознанный выбор касательно образования в отношении личных факторов и исключительных социальных условий. То, что действительно необходимо, - это не "чертеж", а повышенная чувствительность к голосу профессиональной ответственности, поскольку педагоги, как индивидуально, так и коллективно, стремятся развивать философию и практику, которая объединяет вечные принципы христианства с потребностями и деталями конкретного времени и места. Эта задача взывает к разуму, осуществляемому выбор, и к ответственному использованию христианской свободы христианскими педагогами.

Вторым важным моментом последующих глав является то, что в них не предпринимается попытка сравнить христианскую философию образование с философскими направлениями и теориями, обсуждавшимися во второй части. Наша задача состоит не в том, чтобы опровергать их или сравнивать с ними, а скорее в том, чтобы, как и предлагалось ранее, создать свою основу, используя в то же время достижения других философских направлений, где это уместно. Конечно, каждый читатель сам может выбрать сравнение и/или опровержение, но подобная задача лежит за рамками настоящей работы.

Третий аспект последующего обсуждения, который необходимо принять во внимание, заключается в том, что христианская философия образования в своей основе имеет очень много общего с тем, что можно назвать теологией образования. Это на самом деле так, потому что фундаментальная позиция библейского христианства не видит большого различия между философией и теологией. С христианской точки зрения, Библия проливает свет на вопросы метафизики, гносеологии и аксиологии. Подход, используемый в последующей обсуждении, после предварительного рассмотрения метафизики будет стремиться объединить философские и теологические аспекты образования.

Наконец, раздел, посвященный христианской философии образования, построен по той же схеме, что и вторая часть, в которой рассматривались классические и современные философские направления. В девятой главе будут исследоваться метафизика, гносеология и аксиология христианства, а последняя, десятая глава будет посвящена некоторым проявлениям христианского философского подхода в образовании.