Глава 1. Его учение и наша подготовка Евангелие от Матфея 5:1-20 |
Высшая несоразмерность (ст. 1-12) а) "Мины" Божьи (ст. 1-10; см. Лк. б:20-26) б) Истинный мотив благочестия (ст. 11-12) Высшая потеря (ст. 13-16) а) Целенаправленное служение (ст. 13) б) Видное положение (ст. 14-16) Высшее заявление (ст. 17-20) а) Его миссия (ст. 17-19) б) Его проповедь (ст. 20) Нагорная проповедь недоступна пониманию человека, не знакомого с разумом Проповедника, причем подобное знание открывается нам лишь после принятия Святого Духа (см. Лк. 11:13; Ин. 20:22; Деян. 19:2). Только Святой Дух может разъяснить учение Иисуса Христа. Самый надежный и испытанный метод истолкования учения Иисуса - открытие сердца верующего для Духа Христова, Который покажет практическое приложение рассматриваемых принципов к конкретной ситуации. Павел пишет: "Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная". Многие называют Господа хорошим учителем, забывая о том, что Он, в первую очередь, был Спасителем. Эта тенденция становится все более заметной в современных церквях. Но учение Христа останется бесполезным для нас до тех пор, пока мы не признаем, что Он - наш Спаситель. Если считать, что Иисус был только учителем, то Его принципы обрекают нас на полное отчаяние, ибо ни один человек не может достичь установленного Им идеала. Нет ничего более безнадежного, чем усилия, затраченные на очищение сердец людей, погрязших в грехах с самого рождения. Это просто невозможно! Зачем кому-то понадобилось устанавливать недостижимую цель? Это только усложняет и без того не простую жизнь. Если Иисус был лишь учителем, то Его законы должны причинять нам невыносимую боль. Но, признав Его Спасителем через рождение свыше, мы начинаем понимать, что было Его главной задачей: Он пришел в мир, чтобы воплотить в нас Свое учение. Нагорная проповедь отражает образ жизни человека, в чье сердце вошел Святой Дух. Нагорная проповедь приводит душевного человека в отчаяние, и именно к этому стремился Иисус, так как в противном случае мы не сможем прийти к Нему и принять жизнь вечную. "Блаженны нищие духом" - это первый принцип Царства. Если человек лелеет тщеславные помыслы о том, что способен сам удовлетворить требования Святого Бога, Господь позволит ему на собственном опыте убедиться в несостоятельности этой теории. Тогда и только тогда мы смиряемся и приходим к Спасителю. Царство Божье построено на бедности, а не на богатстве. Решение принять Иисуса Христа не простое, но полное отчаяния. "Мне это не под силу". И тогда мы слышим голос Иисуса: "Блаженны...". Это и есть небесные врата, но пройдет много времени, прежде чем человек осознает свою духовную нищету. Это познание подводит нас к той моральной черте, где Иисус Христос начинает Свое действие в человеческом сердце. Разум человека подразделяется на две составляющие: сознание и подсознание. Принято считать, что с течением времени знания стираются из памяти, но на самом деле они просто переходят в область подсознания, и только Святой Дух может вернуть в сознание то, что считается давно забытым. Не думайте, что чтение Писания, даже тогда, когда мы его не понимаем, является пустой тратой времени. Может быть, в данный момент истина кажется далекой и абстрактной, но придет день, когда полученные знания окажутся необходимыми и Святой Дух напомнит вам о прочитанном. Этим объясняется любопытный ход мыслей Иисуса. Часто мы спрашиваем себя: "Интересно, откуда пришло это слово"? Иисус пообещал, что Святой Дух "напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26). Вопрос в том, послушаюсь ли я Его, когда Он напомнит мне это? Если мне нужно проконсультироваться с кем-то еще, то, скорее всего, не послушаюсь. "...Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью" (Гал. 1: 16). Всегда верьте тому, что Святой Дух напоминает вам. Не забывайте об этих двух "отсеках" разума. В этом нет ничего сверхъестественного - такими нас сотворил Бог, и абсурдно смотреть на ситуацию лишь с точки зрения того, что человек осознает в настоящий момент. Многие истины еще далеки от нашего понимания, но по мере того, как мы все больше и больше погружаемся в истину Слова Божьего, Святой Дух напомнит нашему разуму нужное слово и покажет, какое отношение оно имеет к конкретным обстоятельствам. Невозможно провести разграничительную черту между разумом, спонтанной оригинальностью Святого Духа и жизнью в живом общении с Богом. Высшая несоразмерность (ст. 1-12) Господь начал словами: "Блаженны...". То, что за этим последовало, поразило слушателей до глубины души. Иисус Христос говорил, что они будут блаженны, благословлены при тех обстоятельствах, которые, как их учили с раннего детства, были прямым свидетельством проклятья. Господь обращался к евреям, верившим, что свидетельством благословения Господнего было материальное благополучие во всех формах и проявлениях. Но Иисус сказал: "Блаженны вы...". Его слова никак не согласовывались с их пониманием. "Блаженны нищие духом"; "Блаженны плачущие" и т. д. а) "Мины" Божьи (ст. 1-10; см. Лк. 6:20-26) На первый взгляд заповеди блаженства выглядят простыми и вполне понятными и незаметно оседают в мозгу. Мы настолько привыкли к этим словам Иисуса, что уже не придаем им особого значения; они звучат сладостно, набожно и очень просто, но на деле представляют собой духовные торпеды, готовые взорваться в человеческом подсознании. Святой Дух возвращает их в наше сознание, и мы открываем их необъятность. Например, заповеди блаженства принято считать мягкими и красивыми изречениями для людей, далеких от дел мирских. Они как-то не вписываются в кипящую жизнь окружающего мира. Однако очень скоро мы увидим, что в них заложена "взрывчатка" Святого Духа. Точно в положенное время они "взрываются", как "духовные мины", сокрушая и революционизируя наше понимание действительности. Отличительной чертой истинного ученика является послушание этим истинам. Мы не стараемся выкопать из Писания какую-то новую заповедь. Учение Иисуса Христа не превращает человека в морального педанта, но постоянное пребывание в присутствии Божьем дает Святому Духу возможность открыть нам Его Слово и применить его в конкретных обстоятельствах. Испытание начинается в тот момент, когда Святой Дух возвращает Слово в наше сознание. Речь не идет о буквальном применении заповедей блаженства. Я стараюсь показать, что жизнь Божья должна захлестнуть человека в процессе перерождения, пропитав его разум учением Иисуса Христа, постепенно откладывающимся в подсознании. Снова и снова мы оказываемся в ситуациях, при которых оживает какое-нибудь из утверждений Иисуса, и нам приходится немедленно принимать решение. Мы стоим на грани мощнейшей духовной революции, но ее началом служит наше послушание Его заповедям, для которого Бог и дает нам силы. Этот шаг полностью изменяет привычный ход жизни. Именно так Святой Дух действует в сердце ученика. С самого начала учение Иисуса Христа отбирает у человека чувство удовлетворенности, жестоко сокрушая наши духовные взгляды на вещи. Иисус открывает нам глаза, и мы видим реальность такой, какая она есть. Так начинается процесс формирования нового образа жизни, протекающей в соответствии с Его заповедями. И не забывайте о том, что учение Иисуса Христа относится только к Его последователям. б) Истинный мотив благочестия (ст. 11-12) Основанием Нагорной проповеди является любовь Божья. Еще раз прочитайте заповеди блаженства, концентрируясь на Боге, и вы увидите их скрытое значение. Нет надобности говорить об их отношении к человеку, но их отношение к Богу гораздо менее заметно. "Блаженны нищие духом". Как это относится к Богу? Прихожу ли я к Богу в нищете духа? Осознаю ли свою неспособность пребывать в молитве, очищаться от греха, приближаться к Богу? Без этого я не смогу принять Святого Духа. Человек, отказывающийся признать свою духовную нищету, не сможет принять дар Божий. "Блаженны кроткие" -здесь речь идет о тех, кто соблюдают заповеди Божьи. "Блаженны милостивые", потому что они являют миру характер Отца. Начинаю ли я хныкать и жаловаться, когда возникают трудности? Но это только может заставить людей говорить: "Бог не любит этого человека". Замарать репутацию Бога очень просто, потому что Он никогда не защищает ее. "Блаженны чистые сердцем" - это имеет непосредственное отношение к Богу. "Блаженны миротворцы" - те, кто несут весть примирения между Богом и людьми. Именно для этого Иисус пришел в мир. Может ли человек соблюдать заповеди блаженства? Нет! Если Бог не сделает то, что обещал Иисус, если не пошлет Святого Духа, Который изменит нас, перенесет нас в новый мир, мы не сможем соблюсти ни одну заповедь. Простота - неотъемлемый элемент жизни святого, и Иисус Христос сделал истинный мотив благочестия на удивление простым: старайтесь не заботиться ни о чем, кроме отношений со Мной. Настоящей причиной следования за Иисусом должно быть стремление угодить Богу. Святой находит блаженство в сознательном решении поставить Бога в центр своей жизни. Именно здесь начинаются расхождения между принципами Иисуса Христа и всеми остальными этическими учениями: Иисус ставил во главу всего познание Бога, а все остальные учителя - познание себя. Очень многие не видят разницы между преданностью принципам и преданностью личности. Иисус Христос ни слова не говорил о причине, но провозглашал личную верность Ему - "за Меня". Наставничество основывается не на абстрактных идеях, а на преданности личности, Господу Иисусу Христу. Христианская жизнь остается чистой абстракцией до тех пор, пока мы не обратимся к ее источнику. Заметив возможность прославить Иисуса Христа, Святой Дух превращает жизнь человека в сияние личной страсти и верности Господу Иисусу. Только Он может вложить в сердце человека такую любовь. Люди могут уважать, ценить и даже почитать нас, но без любви Божьей, излитой в наше сердце Святым Духом, мы не сможем любить Бога (см. Рим. 5:5). Любовь к Господу Иисусу Христу начинается со Святого Духа. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня". Иисус Христос основывает блаженство на непривычном основании - "за Меня". Он не говорит о страданиях за совесть, за убеждения, из-за банальных жизненных трудностей. Есть нечто такое, что Иисус ставил гораздо выше всего этого, - страдания "за Меня". "Блаженны вы, когда люди ненавидят, гонят и преследуют вас, как нечестивцев, за Сына Человеческого". Иисус не сказал: "Радуйтесь тому, что люди гонят вас за ваши замечания". Страдания прославляют Бога лишь тогда, когда их причиной является "за Меня". Начав жить в святости среди людей, человек оказывается в полном одиночестве и сталкивается с гонениями и преследованиями. Перенести такое не под силу тому, кто не влюблен в Иисуса Христа; преданность убеждениям и доктринам не идет ни в какое сравнение с преданностью любимому человеку. Только верность человеку может заставить нас пойти на смерть. Высшая потеря (ст. 13-16) Все неприятности начинаются из-за того, что святой не может хранить свою преданность в тайне. С точки зрения личной безопасности было бы гораздо разумнее ни о чем не говорить, и сегодня все чаще и чаще приходится слышать совет: "Будь христианином, живи в святости, но не говори об этом". Наш Господь использовал в качестве примеров самые повседневные и необходимые вещи: соль, свет и город на горе. И Он добавил: "Будьте ими у себя дома, на работе, в церкви". Наше поведение не должно меняться в зависимости от окружающей обстановки. В центре нашей жизни при всех обстоятельствах должен стоять Христос. В Мф. 10:26-28 Господь снова говорит о необходимости открыто провозглашать истину и не прятаться от людей в волчьей шкуре. а) Целенаправленное служение (ст. 13) Служение должно быть не просто освященным, но и целенаправленным. Если мы концентрируемся на сердце Бога, то освящение очень быстро приносит удовлетворение. Целенаправленность подразумевает подчинение разума воле Божьей. Даже ребенок сможет буквально истолковать Нагорную проповедь; но истолкование, исходящее от Духа Божьего, - привилегия святого и требует духовной целеустремленности. "Вы - соль земли". Но некоторые учителя современности думают, что Иисус сказал: "Вы - сахар земли", утверждая, что мягкость и обаятельность должны обязательно присутствовать в характере каждого верующего. Господь использовал в качестве примера соль, а соль является самым концентрированным веществом, известным человеку. Соль предотвращает разложение. В ней самой нет ничего притягательного. Подумайте о том, какую боль она причиняет, попав в открытую рану. Именно такое воздействие оказывают дети Божьи на окружающий мир. Их присутствие болезненно. Человек, чье сердце нечисто перед Богом, подобен ране, попав в которую, соль вызывает раздражение и беспокойство. Ученики Иисуса предупреждают деградацию общества, в то же время причиняя ему страшные мучения, ведущие к гонениям на святых. Как сохранить эту здоровую соленость? Оставаясь в правильных взаимоотношениях с Богом в Иисусе Христе. Иисус говорит: "Царство Божье незаметно с первого взгляда... Оно уже в вас". Он призывает людей на личном опыте убедиться в истинности Его учения, хотя чаще всего этот путь кажется наименее привлекательным, потому что ведет к ограничению личной свободы и началу гонений. Настал день унижения святых; но в следующем веке святые прославятся, и Царство Божье установится не только в сердцах людей, но и во всем обществе. б) Видное положение (ст. 14-16) Господь использует в качестве примеров знакомые понятия: соль, свет и город на горе. Тут ошибиться невозможно. Соль, предохраняющая продукт от гниения, должна сначала пропитать его, но перед тем, как начать свое действие, она вызывает страшное раздражение. Свет привлекает внимание летучих мышей и ночной мошкары и указывает путь и честным, и разбойникам. Поэтому Иисус предупреждал, что появятся люди, которые постараются обмануть нас. Города притягивают к себе тех, кто не хотят зарабатывать на жизнь честным трудом, и на каждого христианина приходится несколько нахлебников и паразитов. Все эти факторы представляют для верующего слишком большой соблазн скрыть свое истинное лицо под маской, чтобы никто не узнал, что он - соль, спрятать свечу под сосуд и прикрыть город туманом; но Иисус с таким тайным учеником не будет иметь ничего общего. "Вы - свет мира". Свет нельзя замарать, и самая проворная рука не поймает его. Солнечный зайчик сможет пробраться даже в наиболее грязный угол двора и при этом остаться чистым. Невинный человек при всей своей честности может испачкаться, но ничто не запятнает того, кто очищен Святым Духом, потому что сам этот человек и есть свет. Слава Богу за людей, проводящих лучшие годы жизни среди отбросов общества не просто как реформаторы социальной системы, пытающиеся вывести своих собратьев на "более чистый" уровень, но как свет Божий, указывающий путь к Богу. И Господь хранит таких людей незапятнанными. Если вы раньше скрывали свой свет, откройте его! Поступайте, как подобает сынам света. Свет всегда открывает и направляет, и людям это часто не нравится, потому что тьма скрывает их черные дела (Ин. 3: 19-20). Могут ли люди, посмотрев на нас, сказать, что мы - соль земли и свет мира? Может ли Бог показать на примере нашей жизни истинность этих потрясающих заявлений Иисуса Христа? Высшее заявление (ст. 17-20) а) Его миссия (ст. 17-19) "Я пришел...". Поразительные слова! Каждое утверждение Иисуса заставляет все больше сомневаться в наличии у нас малейшей доли здравого смысла. В Нем мы видим Бога в образе человека, Бого-человека, представителя человеческой расы. Мыслители времен Иисуса утверждали, что их религиозные корни уходят в закон Божий, а этот молодой назорей сказал: "Я есть закон Божий". Естественно, что они посчитали Его богохульником. Наш Господь утверждает, что в Нем исполняются все ветхозаветные пророчества. Его миссия заключается в исполнении закона и пророков, а позже Он говорит, что всякий, кто нарушит старый закон или научит этому других, заслуживает жестокого наказания. Если старые заповеди кажутся трудными, то что говорить о новых принципах, утвержденных Господом! Оставив старый закон позади, Он обращается к самому сердцу человека. Соблюсти Его учение кажется совершенно нереальным, но именно поэтому Он послал нам в сердца Святого Духа, Которому поручил изменить всю нашу сущность. Разница между Нагорной проповедью и Десятью Заповедями заключается в том, что соблюдение принципов первой совершенно невозможно без полного перерождения Иисусом Христом. Но некоторые учителя отрицают, что Нагорная проповедь превосходит Десять Заповедей, и утверждают, что, поскольку "мы больше не под законом, а под благодатью", заповеди относительно почитания отца и матери, желания и т. п. к нам уже не относятся. Остерегайтесь всякого, кто говорит: "Сегодня уже не нужно жертвовать десятую часть денег или времени. Мы живем в новом историческом периоде; сегодня все уже и так принадлежит Богу". Эти люди не знают, о чем говорят. Десятина указывает не на то, что все принадлежит Богу, а на то, что Богу принадлежит десятая часть, а все остальное Он доверил Своему народу, и, рано или поздно, нам придется отчитаться перед Ним за использование Его ресурсов. Говоря, что мы не под законом, а под благодатью, Павел вовсе не имел в виду, что теперь мы можем делать все что душе угодно. Удивительно, как быстро мы отходим от принципов Иисуса Христа, всего лишь несколько раз повторив кажущиеся такими набожными слова. Единственным островком безопасности на этой дороге смерти являются наши личные взаимоотношения с Богом. Секрет всего духовного понимания заключается в том, что мы должны ходить в свете - не в свете собственных убеждений или теорий, а в свете Божьем (1 Ин. 1:7). б) Его проповедь (ст. 20) "Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное". Представьте себе самого правильного, честного, безукоризненного, религиозного человека на свете (такими людьми могли быть, например, Никодим-фарисей или Савл Тарсянин, "безупречный" с точки зрения закона), но без Святого Духа. Иисус сказал, что наша праведность должна превосходить его благочестие. Недостаточно быть морально правильным человеком. Бог ожидает от нас гораздо большего: мы должны быть настолько чистыми в делах и помыслах, чтобы даже Сам всемогущий Бог не нашел в нас ничего нечистого. Эти слова Иисуса потрясли религиозную систему тех дней, и мы нуждаемся в мудрости Святого Духа, чтобы охватить всю их полноту. Поверхностное признание Иисуса Христа хорошим учителем, что сегодня проповедуют многие, не имеет никакого смысла. Кто взойдет на "гору Господню"? Кто может встать перед Господом и сказать: "Мои руки и мое сердце чисты"? Кому это под силу? Кто сможет войти в свет Божий и доказать свою безукоризненную чистоту? Только Сын Божий. А если Сын Божий возрастает в нас посредством перерождения и освящения, то Он и явится в нашей тленной плоти. Это и есть идеал христианства: "чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2 Кор. 4:11). Иисус сказал, что мы должны быть чистыми перед Ним до самой глубины души, не только сознательно, но и в подсознании. Это уже выходит за пределы наших возможностей. Может ли Бог очистить сердце человека? Слава Господу, может! В состоянии ли Он так изменить меня, что я уже сам себя не узнаю? Конечно. Способен ли Он совершать во мне Свою сущность до тех пор, пока я не сольюсь с Ним? Безусловно. Именно в этом - и ни в чем меньшем - заключается смысл Его креста и воскресения. "Если праведность ваша не превзойдет...". Внешнее благочестие фарисеев и книжников было совершенным, но Иисус сказал, что праведность Его учеников должна превосходить его. А что превосходит угодные Богу дела, если не праведное сердце? Человек может иметь правильное сердце без правильных дел, отказываясь войти в общение с Богом, но тогда его благочестие не сможет превзойти праведность фарисеев и книжников. Иисус Христос сказал, что святость Его учеников должна превзойти праведность книжников и фарисеев на деле, потому что о состоянии их сердца речи вообще быть не может. Без этого мы не сможем войти в Царство небесное. Монахи средневековья отказывались брать на себя ответственность и бежали от мира; они хотели только быть, но не делать. Сегодня люди ищут того же и отсекают и те и другие взаимоотношения, но не это помогает нам превзойти благочестие книжников и фарисеев. Если бы Господь говорил только о бытии, то не использовал бы слово "превзойдет". Он бы сказал: "Если праведность ваша отличается от...". Мы не сможем превзойти самого праведного человека в плане того, что он делает, но Бог хочет, чтобы мы превзошли его в том, что сокрыто в нашем сердце. Учение Нагорной проповеди должно привести душевного человека в состояние полного отчаяния; если этого не происходит, значит, он не прислушивался к словам Господа. Просто вникните в учение Иисуса, и очень скоро вы спросите: "Кто сможет все это сделать?". "Блаженны чистые сердцем". Если Иисус Христос говорил правду, то что нам остается делать? "Придите ко Мне", - сказал Господь.
|