Свобода во Христе - христианский проект

Пятница, 29 марта 2024
Главная Нетематические книги Мистическая_медицина Глава 11. Движение "Помоги себе сам"
Глава 11. Движение "Помоги себе сам" PDF Печать Email

 

Тридцатипятилетняя Дженис работает администратором в корпорации среднего уровня. Она замужем, у нее двое детей в возрасте 10 и 14 лет. Дети очень способные, развиваются быстро. Они в постоянном движении и требуют от Дженис времени и энергии. Ее муж - юрист - настолько поглощен своей работой, что времени для детей и Дженис у него остается очень мало. Дженис понимает, что должна поддерживать на высоте свой профессиональный уровень и обгонять других в условиях жесткой конкуренции в корпорации. Но вот уже на протяжении двух лет ее мучают постоянные головные боли. Каким-то образом ей все-таки удалось найти время, чтобы проконсультироваться почти у всех врачей в городе. Рентген, электронное сканирование мозга, тестирование мышц – все эти проверки не установили причины происхождения боли. Было даже созвано несколько консилиумов, однако разочарованные медики так и не смогли понять природу недомогания. Они просто пожимали плечами и говорили: "Ваши анализы в порядке." Но боль... эта мучительная боль продолжалась. И не было человека, который бы мог избавить Дженис от нее. "Кого мои анализы? - думала она. - Разве кто-нибудь беспокоится из-за меня?"

Она не посещала церковь, но у нее было несколько друзей, которые ходили туда регулярно. Они говорили, что молятся за нее. Дженис казалось, что она не совсем понимает значение этих слов. Ей было известно лишь, что это тоже не помогает. Правда, она несколько раз попыталась "помолиться" сама. Но молитвы, как ей казалось, звучали как-то глупо, больше напоминая разговор с самой собой.

Однажды корпорация пригласила для бесед с управленческим персоналом эксперта по "человеческому потенциалу". Он детально объяснил работникам аппарата взаимосвязь между некоторыми психологическими процессами и производимостью их труда. Этот подход отличался от распространенного лозунга "старайся лучше", который Дженис часто слышала. Эксперт же, наоборот, больше говорил о том, как расслабиться и следовать "своей внутренней сущности". Нужно достичь именно "самореализации", реализуя себя, ибо каждый человек обладает значительным внутренним потенциалом и способностью к успехам, –которым только нужно создать оптимальные условия для роста. Все казалось простым и понятным. Услышенное явилось "благой вестью" для женщины, которая всегда "старалась быть лучшей" во всем: от ведения домашнего хозяйства до работы в корпорации.

Через несколько недель она встретила одну милую женщину из другого офиса, которая пригласила ее на так называемый "семинар по чудесам". В новой обстановке Дженис ощутила теплоту и доверие, которые просто покорили ее. Семинар стал для нее настоящим сюрпризом. Во-первых, он проводился на дому, а не в какой-нибудь холодной комнате для формальных встреч. Дружелюбие и теплое отношение, царившие в группе, быстро согрели жаждущую душу Дженис. присутствовавшие называли себя "заботливыми людьми". Открытость и готовность прийти на помощь, исходившие от каждого из них, казались ей почти религией, хотя там были представители самых разных конфессий. Во-вторых, она слышала от других членов группы рассказы о том, как они, достигнув определенного уровня просвещенности, излечились от болезней.

Уверов в то, что получила единственный шанс на спасение, Дженис, со свойственноым ей энтузиазмом, полностью ушла в новое для себя занятие. Посещая раз в неделю эти необычные встречи, она узнала о "единстве жизни". "Мы все являемся частями одного великого целого, – учили ее, –ничто никогда не теряется". Это рождало в ней чувство принадлежности к чему-то единому и, казалось, давало ответ на извечный вопрос бытия о том, что происходит с человеком после смерти. Дженис прочитала некоторые книги Кублера и Росса о смерти и умирании. Мистический опыт нахождения "вне тела" казался Дженис просто очаровывающим. И это понятно, ведь она выросла в механистическом обществе, где духовным вопросам уделялось слишком мало внимания.

Очень многое нужно было прочитать. Дженис особенно привлекала идея о существовании множества путей, ведущих к правде. Вот пример того, чем питался ее ум в то время.

"Существует много дорог, ведущих к вершине просвещенности. Но достигая пика, все они сливаются вместе в понимании того, что правда - едина. Когда "твое эго умирает, ты возрождаешься к жизни, к реальности". В состоянии просвещенности ты открываешь, что являешься не просто путешественником, но сам становишься путем и вершиной"1.

Новое ощущение силы стало входить в Дженис. И подумать только, что всего этого она достигла при помощи собственного разума, связанного с "космическим сознанием"! Она чувствовала себя так, как будто начала жить заново .

"Пожалуй, самой критической точкой в процессе постижения является следующая: ценность мистических состояний и перевоплощений заключается не в приобретении нового опыта, а в отбрасывании от старого, в избавлении от эгоцентрического сознания, от сконцентрированности на собственном "я", и в возвращении свободного, ничем не связанного, мудрого взгляда на себя как на бесконечность, проявляемую через ограниченную форму тела"5.

Головные боли у Дженис стали проходить! Там, где современная техническая медицина потерпела поражение, найденная ею система верований совершила "чудо". Вместе с тем одна область ее образа жизни не подверглась изменениям. Она не могла бросить курить. Муж говорил, что ей не достает силы воли, но Дженис точно знала, что трудность состоит не только в этом. Она была разочарована в своих поисках полного просвещения!

Однажды она получила по почте брошюру с программой для желающих бросить курить. Занятия проводились в христианской церкви неподалеку от дома Дженис. "Почему бы и нет? - подумала она. - Попробовать не больно". В первое же посещение она обнаружила у новых знакомых теплоту, сродни той, которую она ощутила на "семинаре чудес". Она приняла участие в серии релаксационных психотерапевтических занятий. Дженис проделывала подобные упражнения множество раз ранее и поэтому считала, что достаточно хорошо знакома с этой техникой. Она могла сразу определить, кто из участников имел опыт, а кто являлся новичком в этом деле. Некоторые испытывали небольшие проблемы с релаксацией и "следованием себе", но вскоре и они научились "отвечать" на мягкий свет и глубокий, мелодичный голос руководителя. Каждый участник вскоре убеждился в том, что он или она может действительно может бросить курить, ?для этого достаточно просто следовать предлагаемой чрезвычайно эффективной программе.

На второй встрече показали фильм о силе позитивного мышления. Показаное было похоже на то, чем она занималась на "семинаре чудес" и на работе. Основная идея фильма заключалась в том, что человек способен реализовать все, на что настроен его разум. После просмотра седеющий пожилой мужчина сказал, что будет вести необязательную часть программы. Большинство участников осталось, поскольку программа касалась области "духовной силы". использовалась молитва как техника или метод медитации, человек должен был пылко просить, верить настолько сильно, насколько он мог, что желаемое сбудется, а затем провозгласить, что просимое уже произошло. Ведущий сказал также, что на пользу делу идет попытка мысленно представить силу Бога. Дженис отнеслась к услышанному положительно. Однако, ее немного смущал вопрос, зачем все это нужно делать, ведь, согласно идее фильма, человек может достигать любых результов, настроив определенным образом свой разум. Но в любом случае она уже научилась принимать все пути познания истины. Возможно, думала она, христианам на этом пути нужна небольшая поддержка.

К лучшему или худшему, но вскоре Дженис перестала курить. И была приятно удивлена своей способностью преодолеть еще одну. Она чувствовала себя исключительно хорошо, контровала все, что с ней происходит, и знала, что возможности ее разума практически неограниченны. Получив этот новый опыт, она почувствовала, что ее друзья - христиане - помогли ей достичь следующего уровня просвещенности.

Примерно через неделю после того, как она бросила курить, проведать ее зашла одна молодая пара из церкви. Дженис было приятно вновь встретиться с этими людьми. Во время беседы гости спросили ее, не желает ли она узнать больше об Иисусе Христе. У хозяйки уже были определенные познания в этой области. Христос в ее представлении, был одним из достигших духовного просветления, который прожил жизнь, ставшую примером для всех людей. Это она узнала на "семинаре чудес". Теперь, когда молодая пара читала ей об Иисусе, умершем за людей, Дженис испытывала некий благочестивый страх и любопытство. В порыве энтузиазма молодая пара ошибочно приняла ее взволнованность за желание "быть спасенной". Они уверили Дженис, что все, что от нее требуется лишь признать себя грешницей, попросить "прощения" и "верить". Подобные слова были совершенно чуждыми для Дженис. Она только что одержала нелегкую победу, бросив курить, а им, видите ли, хотелось, чтобы она признала себя "грешницей", нуждающейся в "спасении". Дженис избавилась от своих головных болей, настроившись на "единство вселенной". Она, наконец-то, стала "сама собой". Ее успехи на работе значительно улучшились. Она стала более внимательной матерью и женой. И вот теперь эти люди хотели дать ей "спасение". Все это прозвучало как-то странно. На христианской программе по борьбе с курением она усвоила, что даже самые тяжелые и укоренившиеся привычки человек может преодолеть при помощи силы воли. Поэтому, набравшись терпения и настроив себя на всепрощение, которому она научилась на "семинаре чудес", Дженис тихо указала христианам на дверь. Она не хотела каких бы то ни было "негативных вибраций" которые могли возникнуть из-за греха.

Эта история демонстрирует образец отношений, сложившихся в нашей культуре благодаря многочисленным пропогандистам движения "помоги себе сам".Эти люди присутствуют везде, начиная от рабочих мест и заканчивая средствами массовой информации и местами для развлечений. К сожалению, христианская церковь пошла по "западному пути", пытаясь стать более светской, сделать свои программы более "человечными" и приспособленными для сегодняшнего общества.

Мы, христиане, восприимчивы к идеям движения "помоги себе сам", настолько, что даже привносим его элементы в наше учение. Причина такой восприимчивости заключается в том, что мы забыли, почему Христос пришел на эту землю в первый раз. Наше понимание Бога зачастую не идет дальше обыденных человеческих представлений. Мы воспринимаем Господа как мага, Который ждет, чтобы Его попросили показать еще один фокус. Нам, возможно, хочется быть красивыми, состоятельными и умными, но Его воля относительно к нашей жизни может сильно отличаться от наших желаний.

Кельвин Миллер писал: "Совсем недавно вышла в свет книга под названием "Я молилась, чтобы похудеть!". В ней описана история одной тучной "Золушки", ставшей пленницей собственного тела. Стремясь к духовному образу жизни, она обратилась за помощью к Христу, и Он помог ей похудеть. За одну ночь она превратилась в прекрасную принцессу, стала желанной для многих известных холостяков в ее городе. Бог спас женщину от судьбы старой девы и послал в быстрое течение жизни! Всю свою любовь и свое доверие она отдала Ему. Но, молодая женщина должна была спросить: "А нуждается ли Бог в моей вере?"

Да, Господь действительно хочет, чтобы мы доверяли Его Сыну и избегали доверять себе. А вот современный христианин = индивидуализм настаивает на том, что именно он, как посвященная в христианство личность являет собой некий центр жизни3.

В западном мире существует целая коммерческая область, использующая христианство в качестве приманки для обывателей. Так, один крупнейший коммерческий клан использует библейские фразы и идеи для дальнейшего продвижения своих продуктов на рынок, для увеличения благосостояния и усиления своей власти. В своей выдающейся книге "Подделывай, пока не сделаешь настоящее" Фил Кернс описывает семинар продавцов, на котором ведущий дистрибьютор рассказывал, как Бог разработал для Моисея рыночный план.

"Моисей пожал плечами, а Бог стал говорить ему об обетованной земле: "Вот как вы доберетесь туда". Рядом с Богом чудом появилась и белая доска. Он взял магический карандаш и, нарисовав на доске огромный круг, сказал: "Это ты, Моисей." Затем Он нарисовал линию с кругом на конце и сказал: "Я твой покровитель"4.

Помимо этих богохульных мелочей, проповедуется также идея, что человек, подделывающий до тех пор, пока не получаешь то, что ему надо", в конце концов способен добиться того, о чем мечтает. Это "позитивное" мышление учит, что вседозволенность правомерна вследствие того, что человек - сам себе творец и господин. Он не нуждается в каких бы то ни было других силах, ибо обладает собственным врожденным потенциалом.

В результате этих смутных эгоцентрических рассуждений многие христиане оказываются несведущими в вопросе о том, что же происходит с человеком после смерти. Идея о том, что человек после смерти не совсем умирает, а скорее входит в некий мистический духовный мир для наказания или для награды, сравнима с индуистской идеей реинкарнации. Движение "помоги себе сам" учит, что человек каким-то образом может находиться в контакте с "универсальной силой" и сущностями. Поэтому он никогда полностью не умирает, но переходит от одного уровня "вещей" или "энергий" к другому. Без твердого фундамента Священного Писания многие христиане начинают колебаться в вопросе о сверхъестественном. Библия утверждает: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению"5. Если бы мы больше доверяли тем объективным описаниям вселенского порядка, что содержатся в Писании, то стали бы менее уязвимы для происков сатаны.

Иисус Христос пришел на эту землю, чтобы восстановить нарушенную связь между людьми и Богом. Вопрос заключается не в том, что человек может сделать. Важно, чем он может стать с помощью силы Бога.

"От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью"6.

"Все согрешили и лишены славы Божией"7. Все были отделены от Бога из-за греха до тех пор, пока не решили восстановить свою связь с Ним. Отсутствие возможности восстановить эту связь путем собственных усилий и заслуг поражает в самое сердце движение "помоги себе сам", разбивает вдребезги его эгоцентризм и сокрушает человеческую гордыню. Христианству для сохранения своей истинной сущности следует отойти от всего того, что "смакует" гуманизм, превознося служение личным достоинством человека. Вместо этого Бог предлагает нам силу для изменения жизни. Существует связь между "Создателем и творением", приносящая плоды любви, дающая способность к самоконтролю и желание быть таким, какаим человека, хочет видеть Бог.

"А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?"8.

Изучая теории движения "Помоги себе сам" и прибегая к помощи их многообещающих техник, христианин теряет доверие к силе Бога и подвергает себя в искушении поступить, сообразуясь лишь с собственной волей. "Избавление" от курения, алкоголя и различных болезней, полученное при помощи предлагаемых сатаной техник, делает избавляемого все более закрытым для Священного Писания и влияния Святого Духа. В конечном итоге человек оказывается здоровым, но, увы, потерянным навечно.