Свобода во Христе - христианский проект

Четверг, 18 апреля 2024
Структура книги Левит PDF Печать Email
     Для читателя, который хотя бы немного знаком с Биб­лией, очевидно, что больше всего  о законах и ритуалах ветхозаветного святилища написано в Книге Левит. Но даже читатель Библии «со стажем» не часто обращается к этой книге. Многие считают ее специфическим сводом правил для древних евреев, и полагают, что в ней ничего ценного для современного христианина.

                Однако именно этой книге мы и уделим внимание в этой части. Если Книга Левит предстанет перед вами в но­вом свете, и вы увидите в ней удивительное откровение Божьей заботы и промысла, миссия автора будет исполнена.

                Но прежде чем мы детально рассмотрим Книгу Левит, давайте уясним общую структуру этой книги. И здесь мно­гие исследователи приходят к интересному открытию: ока­зывается, Книга Левит написана в форме хиазма. Хиазмом называют такое построение текста, при котором его части обратно симметричны друг другу, например, вторая поло­вина фразы построена в обратном порядке членов, как в известном высказывании: «Мы едим, чтобы жить, а не жи­вем, чтобы есть». Так может быть построена не только фраза, но и вся книга, как в нашем случае. Вот так можно схематически представить себе структуру книги Левит.

А. Культовые предписания – 1-7 главы.

                Б. Законы для священников – 8-10 главы.

В. Законы об очищении: чистое и нечистое – 11-15    главы.

                                               Г. День Искупления – 16 глава.

В'. Законы о сохранении чистоты – 17-20 главы.

                Б'. Законы для священников - 21-22 главы.

А'. Культовые предписания - 23-27 главы.

 

Итак, часть А повествует нам о законах ежедневных жерт­воприношений. Эту часть можно разделить на две подчасти: первая – с 1по 5 главы – повествует нам о шести основных жертвах, которые приносились во святилище: жертва все­сожжения, жертва хлебная или бескровная, жертва мирная, очистительная жертва, жертва за грех и жертва повинности. В этих главах даются конкретные указания, что должен де­лать грешник, приносящий эти жертвы. Главы 6 и 7 содер­жат в себе законы о тех же жертвах, но в них даются указа­ния священнику относительно его обязанностей в этих ри­туалах.

                Последняя часть книги Левит, симметричная первой, которую мы обозначили как А', повествует нам о жертво­приношениях, которые совершались в иудейские  празд­ники.

                Часть В посвящена очень важному событию – «инаугу­рации» святилища, если так можно выразиться. В этой части описывается, как Моисей посвящал скинию и очищал священников для служения. Часть В' тоже говорит о свя­щенниках, устанавливая критерии, которым должны были соответствовать сыны Аарона, совершающие служение.

                Часть С знакомит нас с законами, связанными с риту­альной чистотой. Эти законы не просто являлись правилами гигиены. Они содержали в себе более глубокий смысл, о котором мы будем еще говорить. Часть В', параллельная части В, говорит нам о моральной чистоте, к которой дол­жен стремиться избранный Богом народ. Центром, и соот­ветственно, самой главной частью Книги Левит, является 16 глава, в которой описан День очищения. Далее мы будем подробно рассматривать этот ритуал, и убедимся, что он действительно играл важнейшую роль во всей обрядовой системе Ветхого Завета.

                Пред нами предстает стройная  система законов, дан­ных Самим Богом человеческому роду. Проникая в их смысл, мы познаем вечного и неизменного Законодателя и Его волю, единую для всех времен и народов. 

В Ветхозаветном святилище совершалось пять видов жертвоприношений: жертва всесожжения, жертва хлебная, жертва мирная, жертва за грех и жертва повинности. Прежде чем рассматривать детально их динамику и типологию, хотелось бы сделать некоторые замечания по поводу названия этих жертвоприношения и их описания.

Во-первых, читателю книги Левит необходимо понимать, что эта книга использует многие слова не в их прямом значении, а в как технические термины. А потому, этимология каждого слова в отдельности не решит проблему истолкования и типологии. Перевод названий этих жертвоприношений на русский язык весьма условен, потому что точного перевода Левитской терминологии не существует вообще. Подобное существовало только в Израиле.  Однако отсутствие точного перевода этих терминов не должно создавать проблему у читателя.  Необходимо понимать, что за каждым словом стоит  определенный тип богослужения, смысл которого не в его названии, а в содержании.

Во-вторых, по своей типологии все пять ритуалов разделены на две группы. В первую группу входят жертва всесожжения, жертва хлебная и жертва мирная; во вторую – жертва за грех и жертва повинности.  В последующих главах будет рассматриваться сначала динамика каждой из жертв. Это позволит разобраться в значении каждого повеления, которое давал Господь при

совершении ритуала. Затем будет рассмотрена типология этих ритуалов, и это поможет понять, что символизируют эти жертвоприношения сегодня.